textarchive.ru

Главная > Инструктивно-методическое письмо


Обращаем внимание на следующие особенности организации образовательного процесса в 2011/2012 учебном году:

Кодексом Республики Беларусь об образовании, который вступает в силу с 1 сентября 2011 года, определены учреждения общего среднего образования, в которых осуществляются обучение и воспитание на I, II и III ступенях общего среднего образования с изучением учебных предметов, содержание которых направлено на развитие способностей учащихся в области отдельных видов искусства: базовая школа-колледж искусств, средняя школа-колледж искусств, гимназия-колледж искусств. В данных учреждениях образования по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования наряду с обязательными выпускными экзаменами и выпускными экзаменами по выбору учащиеся сдают выпускной экзамен по одному из учебных предметов, содержание которых направлено на развитие способностей учащихся в области отдельных видов искусства.

В документах об образовании учащихся базовой школы-колледжа искусств, средней школы-колледжа искусств, гимназии-колледжа искусств после всех учебных предметов от руки производится запись учебных предметов, содержание которых направлено на развитие способностей учащихся в области отдельных видов искусства.

После названия каждого учебного предмета, содержание которого направлено на развитие способностей учащихся в области отдельных видов искусства, пишется (цифрой и прописью) отметка итоговой аттестации в баллах.

В иных учреждениях общего среднего образования учебные предметы, содержание которых направлено на развитие способностей учащихся в области отдельных видов искусства, могут изучаться на факультативных занятиях в пределах максимальной допустимой нагрузки на одного учащегося.

Факультативные занятия в IX–XI классах могут проводиться в шестой школьный день.

Оценивание знаний учащихся на факультативных занятиях по учебным предметам, содержание которых направлено на развитие способностей учащихся в области отдельных видов искусства, осуществляется на словесно-содержательной основе (без выставления отметок).

В документах об общем базовом и общем среднем образовании делается запись об успешном освоении выпускником учебных программ факультативных занятий по учебным предметам, содержание которых направлено на развитие способностей учащихся в области отдельных видов искусства.

Например: «…кроме того, успешно освоил программу факультативных занятий по учебным предметам “Хоровой класс”, “Вокальный ансамбль”».

На поддержку и углубление содержания основной учебной программы направлено следующее учебно-методическое обеспечение:

учебные программы факультативных занятий для учреждений общего среднего образования:

I

Искусство

Программы для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения: Школьный компонент. І–IV классы. – Минск: НИО, 2008. – С. 91–119.

Праграмы для агульнаадукацыйных устаноў з беларускай мовай навучання: Школьны кампанент. І–IV класы. – Мінск: НІА, 2008. – С. 58–86

I–III

Спадчына

Программы для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения: Школьный компонент. І–IV классы. – Минск: НИО, 2008. – С. 120–145.

Праграмы для агульнаадукацыйных устаноў з беларускай мовай навучання: Школьны кампанент. І–IV класы. – Мінск: НІА, 2008. – С. 87–113

I–IV

В мире музыки

Музычнае і тэатральнае мастацтва: праблемы выкладання. – 2010. – № 3. – С. 9–16.

Пачатковае навучанне. – 2010. – № 7. – С. 66–70

II–IV

Элементарное музицирование

Музычнае і тэатральнае мастацтва: праблемы выкладання. – 2008. – № 4. – С. 3–7.

Программы для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения: Школьный компонент. І–IV классы. – Минск: НИО, 2008. – С. 146–157.

Праграмы для агульнаадукацыйных устаноў з беларускай мовай навучання: Школьны кампанент. І–IV класы. – Мінск: НІА, 2008. – С. 113–124.

www.adu.by

II–IX

Хор

Веснік адукацыі. – 2008. – № 3. – С. 22–33.

www.adu.by

V–VII

Основы аккомпанемента и импровизации

Музычнае і тэатральнае мастацтва: праблемы выкладання. – 2008. – № 3. – С. 3–6.

www.adu.by

V–IX

Вакальны ансамбль (фальклорны)

Программы факультативных занятий для общеобразовательных учреждений (по гуманитарному направлению). – Минск: НИО, 2009. – С. 172–198.

www.adu.by

V–IX

Ансамбль старинной музыки

Музычнае і тэатральнае мастацтва: праблемы выкладання. – 2008. – № 2. – С. 16–20.

www.adu.by

VIII

Современная музыка

www.adu.by

VIII

Компьютер и музыка

Веснік адукацыі. – 2008. – № 1. – С. 19–27.

www.adu.by (в разделе «Информатика»)

IX

Компьютерная аранжировка

www.adu.by (в разделе «Информатика»)

IX

Изготовление народных музыкальных инструментов

Веснік адукацыі. – 2008. – № 3. – С. 34–39.

www.adu.by

IX

Музыка кино и телевидения

www.adu.by

IX

Музыкальные культуры мира: Великобритания. США

Музычнае і тэатральнае мастацтва: праблемы выкладання. – 2008. – № 2. – С. 7–15.

www.adu.by

VIII–IX

Музыкальный театр

Музычнае і тэатральнае мастацтва: праблемы выкладання. – 2008. – № 1. – С. 3–15.

www.adu.by

X

Народныя песні і абрады беларусаў

www.adu.by

X

Музыкальные культуры мира: Франция

Музычнае і тэатральнае мастацтва: праблемы выкладання. – 2008. – № 4. – С. 8–13.

www.adu.by

XI

Музыка популярных жанров ХХ века

Программы курсов по выбору для учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования, с белорусским и русским языками обучения. – Минск: НИО, 2005. – С. 73–96

XI

Музыкальная среда и человек

Программы курсов по выбору для учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования, с белорусским и русским языками обучения. – Минск: НИО, 2005. – С. 3–21

X–XI

Эстрадный вокальный ансамбль

www.adu.by

учебные программы учебных предметов,

содержание которых направлено на развитие способностей

учащихся в области отдельных видов искусства:

I–IX

Вокальный ансамбль

www.adu.by

I–IX

Игра на музыкальном инструменте (баян, аккордеон)

www.adu.by

I–IX

Оркестр. Оркестровый класс

www.adu.by

I–IX

Игра на музыкальном инструменте (скрипка)

www.adu.by

I–IX

Сольфеджио

www.adu.by

I–IX

Игра на музыкальном инструменте (фортепиано)

www.adu.by

I–IX

Хор

www.adu.by

I–IX

Игра на музыкальном инструменте (цимбалы)

www.adu.by

I–IX

Инструментальный ансамбль (скрипка)

Музычнае і тэатральнае мастацтва: праблемы выкладання. – 2009. – № 1. – С. 3–6

I–IX

Инструментальный ансамбль (баян, аккордеон)

Музычнае і тэатральнае мастацтва: праблемы выкладання. – 2009. – № 1. – С. 7–12

I–IX

Инструментальный ансамбль (фортепиано)

Музычнае і тэатральнае мастацтва: праблемы выкладання. – 2009. – № 2. – С. 3–7

I–IX

Инструментальный ансамбль (цимбалы)

Музычнае і тэатральнае мастацтва: праблемы выкладання. – 2009. – № 2. – С. 8–11

VII–IX

Музыкальная литература

www.adu.by

учебно-методические комплексы «В мире музыки»

(учебные программы, дидактические материалы для учащихся, методические рекомендации для учителей)

для факультативных занятий в I–IV классах:

Горбунова М.Б. В мире музыки: программа факультативных занятий для I–IV классов общеобразовательных учреждений / М.Б.Горбунова, В.В.Ковалив, И.В.Ящембская-Колеса // Музычна-тэатральнае мастацтва: праблемы выкладання. – 2010. – № 3. – С. 9–16.

Горбунова М.Б. В мире музыки: программа факультативных занятий для I–IV классов общеобразовательных учреждений / М.Б.Горбунова, В.В.Ковалив, И.В.Ящембская-Колеса // Пачатковае навучанне. – 2010. – № 7. – С. 66–70.

Ковалив В.В. Музыка. 1 класс. Мои первые звуки: рабочая тетрадь: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений с белорус. и рус. яз. обучения / В.В.Ковалив. – Минск: Аверсэв, 2011. – 48 с.

Ковалив В.В. Музыка. 2 класс. Мои первые ритмы и ноты: рабочая тетрадь: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений с белорус. и рус. яз. обучения / В.В.Ковалив. – Минск: Аверсэв, 2011. – 64 с.

Ящембская-Колеса И.В. Музыка. 3 класс. Мои первые интонации: рабочая тетрадь: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений с белорус. и рус. яз. обучения / И.В.Ящембская-Колеса. – Минск: Аверсэв, 2011. – 64 с.

Ящембская-Колеса И.В. Музыка. 4 класс. Разговариваем языком музыки: рабочая тетрадь: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений с белорус. и рус. яз. обучения / И.В.Ящембская-Колеса. – Минск: Аверсэв, 2011. – 64 с.

Ковалив В.В. Музыка. 1–4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений с белорус. и рус. яз. обучения / В.В.Ковалив, И.В.Ящембская-Колеса. – Минск: Аверсэв, 2011. – 160 с.

Для обеспечения эффективности образовательного процесса в рамках предлагаемых факультативных занятий учреждениям общего среднего образования необходимо иметь в фондах своих библиотек изданные учебно-методические комплексы по музыке.

Рекомендуем для использования в образовательном процессе учебное электронное издание «Музыка. IV класс. Виртуальная творческая лаборатория» / «Музыка. IV клас. Віртуальная творчая лабараторыя» (пособие для общеобразовательных учреждений с русским (белорусским) языком обучения).

Автор: Е.Г.Гуляева. Разработчик: ЧУП «Медиум».

На августовских предметных секциях рекомендуем обсудитьследующие актуальные вопросы:

нормативные правовые акты, регулирующие преподавание музыки в учреждениях общего среднего образования;

учебно-методическое обеспечение организации образовательного процесса по музыке в 2011/2012 учебном году;

оценка результатов учебной деятельности учащихся по учебному предмету «Музыка» на безотметочной основе;

содержание работы методических формирований учителей музыки в 2011/2012 учебном году: планы работы районных методических объединений и других методических формирований.

На заседаниях методических формирований учителей музыки (методические объединения, творческие группы, проблемные группы, школа молодого учителя, школа совершенствования профессионального мастерства) предлагаем изучить следующие темы:

контрольно-оценочная деятельность учителя на уроке музыки;

оценка как необходимый компонент самостоятельной учебной деятельности учащихся на уроках музыки;

особенности использования оценки на словесно-содержательной основе на уроке музыки;

проектирование современного урока музыки;

обучение музыке в условиях культурологического подхода;

реализация принципа полихудожественности в процессе преподавания музыки;

проектная деятельность учащихся на уроке музыки;

использование информационно-коммуникационных технологий на уроке музыки;

развитие коммуникативной культуры учащихся в процессе обучения музыке.

Информируем, что в Государственном учреждении образования «Академия последипломного образования» планируется проведение следующих мероприятий:

базовое повышение квалификации учителей гимназий, учебно-педагогических комплексов, преподающих учебные предметы, содержание которых направлено на развитие способностей учащихся в области отдельных видов искусств (6–18 февраля 2012 г.);

семинар «Культурологический подход в образовательном процессе по изобразительному искусству и музыке» (март 2012 г.);

семинар «Координация деятельности структур СПК и управлений образования по вопросам обучения изобразительному искусству и музыке в учреждениях общего среднего образования» для методистов ИРО, Р(Г)УМК (май 2012 г.).

Перечень статей, опубликованных в научно-методических журналах («Веснік адукацыі», «Музычнае і тэатральнае мастацтва: праблемы выкладання», «Пачатковая школа»), материалы которых актуальны для совершенствования методического мастерства учителя, использования в образовательном процессе (на уроках, факультативных занятиях и во внеклассной работе)

по учебному предмету «Музыка»:

Стахно О.Н. Семейно-нравственное воспитание учащихся на уроках музыки / О.Н.Стахно // Веснік адукацыі. – 2008. – № 12. – С. 57–61.

Гуляева Е.Г. Стратегия формирования базовых компонентов культуры младших школьников в системе музыкального образования / Е.Г.Гуляева // Веснік адукацыі. – 2010. – № 5. – С. 3–10.

Масленников Р.В. Импровизационная деятельность младших школьников на уроках музыки / Р.В.Масленников // Музычнае і тэатральнае мастацтва: праблемы выкладання. – 2009. – № 1. – С. 52–55.

Горбунова М.Б. Духовно-нравственные ценности в контексте музыкального образования / М.Б.Горбунова // Музычнае і тэатральнае мастацтва: праблемы выкладання. – 2010. – № 2. – С. 26–31.

Голешевич Б.О. Интенсификация активных видов творческой деятельности учащихся на уроках музыки / Б.О.Голешевич, А.В.Крючков // Музычнае і тэатральнае мастацтва: праблемы выкладання. – 2010. – № 3. – С. 22–26.

Жагула Т.У. Нацыянальны фальклор у сучаснай сістэме музычнай адукацыі / Т.У.Жагула // Музычнае і тэатральнае мастацтва: праблемы выкладання. – 2010. – № 4. – С. 25–28.

Горбунова М.Б. Игровые компьютерные технологии и музыкальное образование: точки соприкосновения / М.Б. Горбунова // Пачатковая школа. – 2010. – № 8 (224) – С. 41–44;

по факультативным занятиям и учебным предметам, содержание которых направлено на развитие способностей учащихся в области отдельных видов искусства:

Бубен В.П. Организация деятельности оркестрового коллектива в общеобразовательном учреждении / В.П.Бубен // Веснік адукацыі. – 2009. – № 1. – С. 34–41.

Герасимович С.С. Организация деятельности хорового коллектива в общеобразовательном учреждении / С.С.Герасимович // Веснік адукацыі. – 2009. – № 2. – С. 39–45.

Гуляева Е.Г. Программы факультативных занятий, направленные на освоение национальной культуры / Е.Г.Гуляева // Веснік адукацыі. – 2009. – № 5. – С. 27–31.

Снапкова Л.В. Арганізацыя работы дзіцячага фальклорнага калектыву / Л.В.Снапкова // Веснік адукацыі. – 2011. – № 1. – С. 45–51.

Булыго К.М. Аккордеон и баян: новые штрихи в обучении начинающих музыкантов / К.М.Булыго // Музычнае і тэатральнае мастацтва: праблемы выкладання. – 2008. – № 4. – С. 25–29.

Григорьева О.Н. Развитие эмоций и эмпатии младшего школьника в контексте становления его музыкально-эстетического вкуса / О.Н.Григорьева // Музычнае і тэатральнае мастацтва: праблемы выкладання. – 2009. – № 2. – С. 30–35.

Климович Ю.М. Роль ансамблевого музицирования в процессе развития творческого потенциала личности учащихся / Ю.М. Климович // Музычнае і тэатральнае мастацтва: праблемы выкладання. – 2009. – № 2. – С. 36–40.

Ковалевская Н.Г. Итоговый урок-игра по музыкальной литературе в VIII классе / Н.Г.Ковалевская // Музычнае і тэатральнае мастацтва: праблемы выкладання. – 2010. – № 3. – С. 45–50.

«Об организации физического воспитания учащихся учреждений общего среднего образованияв 2011/2012 учебном году»

На изучение учебного предмета «Физическая культура и здоровье» на I, II, III ступенях общего среднего образования Типовые учебные планы учреждений общего среднего образования предусматривают 2 часа в учебную неделю.

Учителя, реализующие учебные программы по учебному предмету «Физическая культура и здоровье», в своей деятельности руководствуются:

  • образовательными стандартами учебного предмета «Физическая культура и здоровье», в которых установлены требования к организации образовательного процесса, объему учебной нагрузки учащихся, уровню подготовленности учащихся, содержанию учебно-программной документации общего среднего образования, а также нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся;

    • учебными программами для общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения «Физическая культура и здоровье. I–IV классы». – Минск: НИО, 2009. – С. 198–239;

    • учебной программой для общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения «Физическая культура и здоровье. V–XI классы». – Минск: НИО, 2009;

    • учебной программой для специальных медицинских групп общеобразовательных учреждений с русским языком обучения «Физическая культура и здоровье. I–XII классы». – Минск: НИО, 2007;

    • примерным календарно-тематическим планированием «Физическая культура и здоровье. I–IV классы»: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – Минск: НИО, 2009;

    • примерным календарно-тематическим планированием «Физическая культура и здоровье. V–IX классы»: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – Минск: НИО, 2009;

    • примерным календарно-тематическим планированием «Физическая культура и здоровье. X–XI классы»: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – Минск: НИО, 2009;

    • положением об учреждении общего среднего образования, утвержденным Министерством образования Республики Беларусь;

    • санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования», «Гигиенические требования к устройству и эксплуатации спортивных сооружений», утвержденными Министерством здравоохранения Республики Беларусь;

    • требованиями к мерам безопасности при организации образовательного процесса, утвержденными Министерством образования Республики Беларусь;

    • правилами безопасности проведения занятий физической культурой и спортом, утвержденными Министерством спорта и туризма Республики Беларусь;

  • правилами проведения аттестации обучающихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, утвержденными Министерством образования Республики Беларусь;

    • другими нормативными правовыми документами, регулирующими вопросы получения общего среднего образования.

Перечисленные нормативные правовые документы размещены на сайте Министерства образования Республики Беларусь (www.minedu.unibel.by) и на сайте Научно-методического учреждения «Национальный институт образования» (www.adu.by).

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ЗДОРОВЬЕ» НА I СТУПЕНИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (IIV КЛАССЫ)

С 1 сентября 2011 года аттестация учащихся I, II и III классов по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» осуществляется на содержательно-оценочной основе, которая предусматривает словесную оценку результатов учебных достижений учащихся без выставления отметок в баллах.

Текущая и промежуточная аттестация учащихся IV классов при освоении содержания учебной программы «Физическая культура и здоровье» осуществляется с использованием отметок в баллах по 10-балльной шкале, в том числе отметкой 0 (ноль) баллов, либо отметками «зачтено», «не зачтено», «не аттестован(а)», или делаются записи «освобожден(а)», «не изучал(а)».

Промежуточная аттестация учащихся IV классов с выставлением отметок за четверть проводится по среднему баллу с учетом всех текущих отметок, независимо от того, за изучение каких видов учебной деятельности они выставлены.

Учащиеся I–IV классов проходят ежегодное медицинское обследование в организациях здравоохранения, по результатам которого приказом по учреждению образования распределяются в основную, подготовительную, специальную медицинские группы и группу лечебной физической культуры.

Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, осваивают содержание учебной программы «Физическая культура и здоровье» в полном объеме за исключением противопоказанных им упражнений и видов деятельности.

Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к основной и подготовительной медицинским группам, в первой и последней четвертях выполняют тестовые упражнения для определения уровня развития отдельных физических качеств. Следует помнить, что учащиеся I класса в I четверти не тестируются.

На I ступени общего среднего образования итоговый уровень физической подготовленности учащихся не определяется. Результаты каждого из шести тестовых упражнений и соответствующий им уровень развития отдельных физических качеств (низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий) заносятся в классный журнал в соответствующие графы. Учащимся, освобожденным по состоянию здоровья от выполнения одного или нескольких тестовых упражнений, в графе «результат» делается запись «осв.», то есть «освобожден(а)», а графа «уровень развития физических качеств» остается не заполненной.

У каждого учителя, проводящего учебные занятия по учебному предмету «Физическая культура и здоровье», должны быть следующие документы планирования учебного материала:

календарно-тематические планы;

планы-конспекты уроков.

Календарно-тематические планы согласовываются заместителем директора учреждения общего среднего образования на каждый учебный год.

Учебные занятия по учебному предмету «Физическая культура и здоровье», как правило, проводятся раздельно для мальчиков и девочек.

В целях повышения у учащихся интереса к учебному предмету «Физическая культура и здоровье», формирования основ здорового образа жизни, разностороннего полноценного физического развития в I–IV классах могут организовываться факультативные занятия спортивной направленности.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Инструктивно-методическое письмо «о преподавании учебного предмета

    архив
    ... Инструктивно-методическоеписьмо «О преподаванииучебногопредмета «Мировая художественная культура» в 2007-2008 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области» Преподаваниеучебногопредмета ...
  2. Инструктивно-методическое письмо «о преподавании учебного предмета “обществоведение“ в 2010/2011 учебном году»

    Инструктивно-методическое письмо
    ... направления в гимназиях и лицеях, инструктивно-методическоеписьмо «О преподаванииучебногопредмета “Обществоведение” в 2010/2011 учебном году» и др., наиболее актуальные ...
  3. Инструктивно-методическое письмо «о преподавании учебного предмета « музыка»

    архив
    ... специалистов Инструктивно-методическоеписьмо «О преподаванииучебногопредмета « Музыка» в 2007-2008 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области» Преподаваниеучебногопредмета «Музыка» ...
  4. Методическое письмо о преподавании учебного предмета «математика» в 2012/2013 уч г

    Инструктивно-методическое письмо
    ... Л. Инструктивно-методическоеписьмо о преподаванииучебногопредмета «математика» в 2010/2011 учебном году ... Зуева М. Л., Завьялова И. В. Методическоеписьмо «О преподаванииучебногопредмета «Математика» в образовательных учреждениях Ярославской ...
  5. Методическое письмо о преподавании учебного предмета «математика» в 2012/2013 уч г

    Инструктивно-методическое письмо
    ... Л. Инструктивно-методическоеписьмо о преподаванииучебногопредмета «математика» в 2010/2011 учебном году ... Зуева М. Л., Завьялова И. В. Методическоеписьмо «О преподаванииучебногопредмета «Математика» в образовательных учреждениях Ярославской ...

Другие похожие документы..