textarchive.ru

Главная > Инструктивно-методическое письмо


на II ступени общего среднего образования:

Яницкая П.А., Скворцова И.Н.«Библейские и евангельские сюжеты в белорусском изобразительном искусстве», V кл.;

Скварцова І.М., Паўленковіч С.А. «Міфы, легенды і паданні беларускага народа ў творах мастацтва», V кл.;

Курапаткіна І.В. «Мастацкая апрацоўка саломкі», V кл.;

Базыльчык В.С. «Мастацтва выцінанкі», V–VI кл.;

Стома И.В. «Искусство керамики», VI кл.;

Данилов В.Н. «Основы художественной фотографии», VII кл.;

Чебан И.Л. «Ф.Скорина и искусство книжной графики», VII кл.;

Трусова А.С. «Художественная обработка ткани», VII кл.;

Габрусь Т.В. «Храмы, палацы і замкі Беларусі», VII кл.;

Данилов В.Н. «Фотодизайн», VIII кл.;

Мирончик О.В., Таланцева О.Ф. «Музеи Беларуси», VIII кл.;

Вінікава М.М. «Асновы мастацкага ткацтва», VIII кл.;

Томашева И.Г. «Декоративно-прикладное искусство, промыслы и ремесла», VIII кл.;

Габрусь Т.В. «Архитектура Беларуси», IX кл.;

Скворцова И.Н. «Техники изобразительного искусства», IX кл.;

Чернышов О.В. «Профессия–дизайнер», IX кл.;

Позняк Г.Б. «Компьютерная графика (графический редактор Corel Draw)», V (VI, VII) кл.;

на III ступени общего среднего образования:

Таланцева О.Ф. «Музеи мира», X кл.;

Млечко Е.Н. «Образ женщины в изобразительном искусстве», X кл.;

Млечко Е.Н. «Образ мужчины в изобразительном искусстве», X кл.;

Чернышов О.В. «Основы дизайна», X кл.;

Таланцева О.Ф. «Языки визуальных искусств», X кл.;

Таланцева О.Ф. «История искусств», X–XI кл.;

РоманенкоЛ.Е., ГолубоваМ.Н., КазаковаА.В. «Изобразительное искусство XX века», XI кл.

Данные программы можно использовать в образовательном процессе всех типов учреждений.

Программы факультативных занятий по учебному предмету «Изобразительное искусство» опубликованы в научно-методических журналах «Мастацкая адукацыя i культура» (2005–2011 гг.), «Веснік адукацыі» (№ 12, 2007 г.; № 1–5, 2008 г.; № 6, 11, 2009 г.).

Программы факультативных занятий также размещены на сайтах:

www.minedu.unibel.by – Министерства образования Республики Беларусь;

www.adu.by – НМУ «Национальный институт образования».

Для обеспечения эффективности образовательного процесса в рамках предлагаемых факультативных занятий учреждениям общего среднего образования необходимо иметь в фондах библиотек изданные учебно-методические комплексы.

На августовских предметных секциях рекомендуем обсудитьследующиеактуальныевопросы:

нормативные правовые акты, регулирующие преподавание изобразительного искусства в современных условиях;

учебно-методическое обеспечение организации образовательного процесса по изобразительному искусству в 2011/2012 учебном году;

безотметочное обучение как способ формирования оценочной деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства;

цели, задачи, содержание учебных программ для проведения факультативных занятий по учебному предмету «Изобразительное искусство» в 2011/2012 учебном году;

содержание работы методических формирований учителей изобразительного искусства в 2011/2012 учебном году (планы работы районных методических объединений и других методических формирований).

На заседаниях методических формирований учителей изобразительного искусства (методические объединения, творческие группы, проблемные группы, школа молодого учителя, школа совершенствования профессионального мастерства) предлагаем рассмотреть следующие темы:

критерии оценки обученности учащихся: контроль знаний на уроках изобразительного искусства;

современные подходы к проектированию урока изобразительного искусства;

культурологический подход в образовательном процессе по изобразительному искусству;

использование межпредметных связей, синтеза искусств в формировании у учащихся представления о целостной картине мира;

освоение учащимися культурного пространства Беларуси в процессе использования краеведческого материала на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности;

формирование у учащихся навыков создания художественных образов на основе наблюдений за объектами и явлениями действительности;

совершенствование образовательного процесса по изобразительному искусству на основе внедрения средств информационно-коммуникационных технологий;

создание условий для развития коммуникативных навыков в процессе восприятия произведений изобразительного искусства;

деятельностный подход как важнейший фактор развития творческого потенциала личности школьника, создания условий для социализации, саморазвития и самореализации на уроках изобразительного искусства;

реализация инновационных педагогических технологий в преподавании изобразительного искусства;

организация художественно-творческой деятельности учащихся в студиях и на факультативных занятиях художественной направленности;

повышение эффективности работы с одаренными детьми по изобразительному искусству в учреждении общего среднего образования;

создание условий для психологической релаксации учащихся в процессе их художественно-творческой деятельности.

Информируем, что в Государственном учреждении образования «Академия последипломного образования» планируется проведение мероприятий:

базовое повышение квалификации учителей гимназий, учебно-педагогических комплексов, преподающих специальные учебные предметы художественной направленности (12–24 марта 2012 г.);

семинар «Культурологический подход в образовательном процессе по изобразительному искусству и музыке» (март 2012 г.);

семинар «Координация деятельности структур СПК и управлений образования по вопросам обучения изобразительному искусству и музыке в общеобразовательной школе» для методистов ИРО, Р(Г)УМК (май 2012 г.).

Перечень статей, опубликованных в научно-методическом журнале «Мастацкая адукацыя і культура», материалы которых актуальны для совершенствования методического мастерства учителя, использования в образовательном процессе (на уроках, факультативных занятиях и во внеклассной работе):

Ананьев О. Изучение регионального творчества деятелей искусств как условия инкультурации личности: метод исследовательского проекта (2011, № 3);

Белаш С. Роль школьного музея в процессе художественно-эстетического развития и патриотического воспитания учащихся (2011, № 1);

Гайсенок С. Анализ картины Н.Селещука «Счастливая, такая же, как ты» (2010, № 4);

Галуза Г. Организация творческой деятельности учащихся в студии фитодизайна (2009, № 1);

Голубова М. Содержание и организация методической работы с учителями изобразительного искусства в 2011/2012 учебном году (2011, № 3);

Голубова М. Учите видеть красоту! (2010, № 4);

Гочарова С., Жилинская Т. Имитация стилевых особенностей импрессионизма средствами растровой графики: методические рекомендации (2009, № 1);

Гуляева Е. Актуальные вопросы художественного образования (2011, № 2);

Гулякевич Т. Работа с детьми в студии художественной направленности «Радуга творчества» (2010, № 4);

Гулякевич Т. Развитие творческих способностей школьников на занятиях по изобразительному искусству и художественному труду (2010, № 2);

Диченская Е. Стилизация на занятиях по композиции (2009, № 1);

Жигамонт Н. Из опыта использования технологии «Французские мастерские в работе педагога-художника» (2010, № 3);

Ковалева С. Творческая работа художественной студии «Радуга» (2009, № 2);

Котова О. Техника мокрого валяния (2011, № 1);

Курсевич М., Сидорова В. Разработка фирменного стиля школьной художественной студии (2010, № 3);

Нечаева Г. Экспозиция: актуализация культурного смысла музейного предмета (2009, № 2);

Позняк Г. Использование компьютерных технологий для развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства и факультативных занятиях художественной направленности (2011, № 2);

Рутковская Т. Сценарий праздника «Посвящение в юные художники», V класс (2011, № 1);

Саликов А. Самобытность национальной культуры: к определению понятия (2009, № 1);

Селицкая Н. Белорусский пейзаж конца 1940–1950-х годов (2009, № 1);

Стежкин В. Документ-камера как средство преобразования и передачи информации в процессе обучения изобразительному искусству (2010, № 2);

Таланцева О. Тема творца и творчества в изобразительном искусстве: опыт самопознания (2011, № 1);

Шауро Г., Лойко Г. Из истории развития реалистической школы изобразительного искусства (2010, № 4).

Обращаем внимание учителей на то, что во всех номерах журнала «Мастацкая адукацыя і культура» опубликованы дидактические сценарии уроков изобразительного искусства.

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель 

Министра образования

Республики Беларусь

__________ К.С. Фарино

«10» мая 2011 г.

Инструктивно-методическое письмо

Министерства образования Республики Беларусь

«О преподавании учебного предмета

Музыка” в 2011/2012 учебном году»

Учебный предмет «Музыка» изучается в I–IV классах учреждений общего среднего образования.

Типовыми учебными планами на изучение учебного предмета «Музыка» установлено следующее количество учебных часов в учебную неделю по классам:

Класс

I

II

III

IV

Количество часов в учебную неделю по классам

1

1

1

1

В своей деятельности учителя учебного предмета «Музыка»руководствуются:

образовательным стандартом учебного предмета «Музыка», который определяет содержание образовательной программы посредством установления требований к образовательному процессу и результатам освоения ее содержания, а также нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся;

учебными программами для учреждений общего среднего образования:

Музыка. I–IV классы. Учебная программа для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения. – Минск: НИО, 2009. – 31 с.;

Музыка. I–IV класы. Вучэбная праграма для агульнаадукацыйных устаноў з беларускай мовай навучання. – Мінск: НІА, 2009. – 31 с.;

примерным календарно-тематическим планированием «Музыка, I–IV классы»;

Гуляева Е.Г. Примерное календарно-тематическое планирование по музыке: I–IV классы / Е.Г.Гуляева, В.В.Ковалив // Музычна-тэатральнае мастацтва: праблемы выкладання. – 2009. – № 4. – С. 3–11;

Гуляева Е.Г. Примерное календарно-тематическое планирование по музыке: I–IV классы / Е.Г.Гуляева, В.В.Ковалив // Музычна-тэатральнае мастацтва: праблемы выкладання. – 2010. – № 1. – С. 3–12;

санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами, утвержденными Министерством здравоохранения Республики Беларусь;

правилами проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, утвержденными Министерством образования Республики Беларусь.

Информируем, что указанные выше учебные программы, примерное календарно-тематическое планирование размещены на сайте Национального института образования (www.adu.by) нормативные правовые акты – на сайте Министерства образования (www.minedu.unibel.by).

Учителям музыки разрешается при необходимости перераспределять между темами количество учебных часов, отведенных на их изучение в примерном календарно-тематическом планировании. Учитель также имеет право самостоятельно в рамках темы четверти (полугодия) формулировать темы урока. Темы четвертей и полугодий являются строго фиксированными и не подлежат изменению.

На уроке музыки учителям рекомендуется создавать условия для развития связной устной речи учащихся, умений анализировать, сопоставлять, делать выводы, вести дискуссию. При ознакомлении с шедеврами мировой и национальной музыкальной культуры следует уделять внимание развитию патриотических чувств, формированию уважительного отношения к культуре своего и других народов. Практическая деятельность на уроке музыки должна быть направлена на совершенствование коммуникативных умений учащихся, включая навыки невербальной коммуникации.

С 2011/2012 учебного года поэтапно вводится безотметочное обучение по учебному предмету «Музыка». В 2011/2012 учебном году оценка результатов учебной деятельности учащихся по учебному предмету «Музыка» на безотметочной основе осуществляется в I–III классах. В 2012/2013 учебном году – в I–IV классах. Цельсоздание условий для развития у учащихся внутренней мотивации к учению, формирования умения самостоятельно оценивать результаты собственной учебной деятельности.

Отказ от использования отметок связан со спецификой учебного предмета «Музыка», который не только является учебным предметом, но и представляет собой сферу «живого образного искусства».

На уроках используется словесно-содержательная оценка, которая имеет комплексный характер и дается с учетом особенностей различных видов музыкальной деятельности (пения, игры на музыкальных инструментах, слушания музыки, сочинения, импровизации и др.).

Оценка на словесно-содержательной основе обеспечивает целостное представление об учебных достижениях учащихся, позволяет фиксировать их отношение к учебному предмету, прилагаемые усилия, умение работать в коллективе. На уроке оцениваются ключевые и частнопредметные знания, ведущие умения и умения в различных видах музыкальной деятельности, а также уровень развития музыкальных и творческих способностей учащихся.

В процессе оценивания рекомендуется сочетать оценку учителя, взаимооценку учащихся и самостоятельную оценку учащимися собственной музыкальной деятельности.

При осуществлении контрольно-оценочной деятельности учителю следует руководствоваться методическими рекомендациями, утвержденными Министерством образования Республики Беларусь и размещенными на сайтах Министерства образования и Национального института образования.

Информируем, что в соответствии с Законом Республики Беларусь «Аб правілах беларускай арфаграфіі і пунктуацыі» от 23 июля 2008 года изменилось правописание некоторых слов на белорусском языке. Учителю музыки в учреждениях общего среднего образования необходимо обращать внимание на слова и специальные термины, в правописании которых произошли изменения, например:

Слова

на русском языке

Слова

на белорусском языке (правила 1959 г.)

Слова

на белорусском языке

(правила 2008 г.)

компьютер

камп’ютэр

камп’ютар

принтер

прынтэр

прынтар

Интернет

Iнтэрнет

Iнтэрнэт

полонез

паланез

паланэз

ноутбук

ноутбук

ноўтбук

аудиовизуальный

аўдыёвізуальны

аўдыявізуальны

на уникальном материале

на унікальным матэрыяле

на ўнікальным матэрыяле

Праздничная увертюра

Святочная уверцюра

Святочная ўверцюра

контрастный

кантрастны

кантрасны

портфолио

партфоліо

партфоліа

Библия

біблія

Біблія

адажио

адажыо

адажыа

трио

трыо

трыа

сольфеджио

сальфеджыо

сальфеджыа

арпеджио

арпеджыо

арпеджыа

каприччио

капрычыо

капрычыа

Струве

Струве

Струвэ

Паулс

Паулс

Паўлс

девятый

дзевяты

дзявяты

семнадцать

семнаццаць

сямнаццаць

пятьдесят

пяцьдзесят

пяцьдзясят

семидесятый

сямідзесяты

сямідзясяты

но: семьдесят

семдзесят

семдзесят

При организации образовательного процесса в 2011/2012 учебном году

в I классе используются:

Музыка. I–IV классы. Учебная программа для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения. – Минск: НИО, 2009. – 31 с.

Музыка. I–IV класы. Вучэбная праграма для агульнаадукацыйных устаноў з беларускай мовай навучання. – Мінск: НІА, 2009. – 31 с.

Музыка в первом классе: учеб.-метод. пособие для учителей учреждений, обеспечивающих получение общ. сред. образования / сост. и авт. предисловия Т.Я.Вазинская. – Минск: Беларусь, 2004. – 188 с.;

во II классе используются:

Музыка. I–IV классы. Учебная программа для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения. – Минск: НИО, 2009. – 31 с.

Музыка. I–IV класы. Вучэбная праграма для агульнаадукацыйных устаноў з беларускай мовай навучання. – Мінск: НІА, 2009. – 31 с.

Бракало Н.И. Музыка: учеб. пособие для 2 кл. учреждений, обеспечивающих получение общ. сред. образования, с рус. яз. обучения / Н.И.Бракало, А.Б.Коженевская, В.А.Мистюк. – Минск: Беларусь, 2006. – 135 с.

Бракала Н.І. Музыка: вучэб. дапам. для 2-га кл. устаноў, забяспечваючых атрыманне агул. сярэд. адукацыі, з беларус. мовай навучання / Н.І.Бракала, Г.Б.Кажанеўская, В.А.Місцюк. – Мінск: Беларусь, 2006. – 135 с.

Бракала Н.І. Музыка ў 2 класе: вучэб.-метад. дапам. для настаўнікаў агульнаадукац. устаноў з беларус. і рус. мовамі навучання / Н.І.Бракала, Г.Б.Кажанеўская, В.А.Місцюк. – Мінск: Беларусь, 2010. – 71 с.;

в III классе используются:

Музыка. I–IV классы. Учебная программа для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения. – Минск: НИО, 2009. – 31 с.

Музыка. I–IV класы. Вучэбная праграма для агульнаадукацыйных устаноў з беларускай мовай навучання. – Мінск: НІА, 2009. – 31 с.

Гуляева А.Р. Музыка: вучэб. дапам. для 3-га кл. агульнаадукац. устаноў з беларус. і рус. мовамі навучання / А.Р.Гуляева, М.Б.Гарбунова, І.В.Яшчэмбская-Калёса. – Мінск: Мастацкая літаратура, 2008. – 135 с.

Гуляева Е.Г. Музыка в 3 классе: учеб.-метод. пособие для учителей общеобразоват. учреждений с белорус. и рус. яз. обучения / Е.Г.Гуляева, В.И.Гуляев. – Минск: Вышэйшая школа, 2010. – 40 с.;

в IV классе используются:

Музыка. I–IV классы. Учебная программа для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения. – Минск: НИО, 2009. – 31 с.

Музыка. I–IV класы. Вучэбная праграма для агульнаадукацыйных устаноў з беларускай мовай навучання. – Мінск: НІА, 2009. – 31 с.

Гуляева А.Р. Музыка: вучэб. дапам. для 4-га кл. агульнаадукац. устаноў з рус. і беларус. мовамі навучання / А.Р.Гуляева, С.А.Прастакова, С.М.Кабачэўская. – Мінск: Адукацыя і выхаванне, 2008. – 144 с.

Гуляева Е.Г. Музыка в 4 классе: учеб.-метод. пособие для учителей общеобразоват. учреждений с белорус. и рус. языками обучения / Е.Г.Гуляева, В.И.Гуляев. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2011. – 64 с.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Инструктивно-методическое письмо «о преподавании учебного предмета

    архив
    ... Инструктивно-методическоеписьмо «О преподаванииучебногопредмета «Мировая художественная культура» в 2007-2008 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области» Преподаваниеучебногопредмета ...
  2. Инструктивно-методическое письмо «о преподавании учебного предмета “обществоведение“ в 2010/2011 учебном году»

    Инструктивно-методическое письмо
    ... направления в гимназиях и лицеях, инструктивно-методическоеписьмо «О преподаванииучебногопредмета “Обществоведение” в 2010/2011 учебном году» и др., наиболее актуальные ...
  3. Инструктивно-методическое письмо «о преподавании учебного предмета « музыка»

    архив
    ... специалистов Инструктивно-методическоеписьмо «О преподаванииучебногопредмета « Музыка» в 2007-2008 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области» Преподаваниеучебногопредмета «Музыка» ...
  4. Методическое письмо о преподавании учебного предмета «математика» в 2012/2013 уч г

    Инструктивно-методическое письмо
    ... Л. Инструктивно-методическоеписьмо о преподаванииучебногопредмета «математика» в 2010/2011 учебном году ... Зуева М. Л., Завьялова И. В. Методическоеписьмо «О преподаванииучебногопредмета «Математика» в образовательных учреждениях Ярославской ...
  5. Методическое письмо о преподавании учебного предмета «математика» в 2012/2013 уч г

    Инструктивно-методическое письмо
    ... Л. Инструктивно-методическоеписьмо о преподаванииучебногопредмета «математика» в 2010/2011 учебном году ... Зуева М. Л., Завьялова И. В. Методическоеписьмо «О преподаванииучебногопредмета «Математика» в образовательных учреждениях Ярославской ...

Другие похожие документы..