textarchive.ru

Главная > Документ


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

по учебному пособию для учреждений системы повышения квалификации «Основы мировых религиозных культур»1

Вводная часть.

Представленное на исследование пособие «Основы мировых религиозных культур: Учебное пособие для учреждений системы повышения квалификации» (далее – Пособие) является материалом учебно-методического обеспечения учебного курса «Основы мировых религиозных культур» (одного из шести предметов вводимого комплексного учебного курса2 «Основы религиозных культур и светской этики»)3.

Предназначение Пособия указано на его стр. 2:

«Издание осуществляется в рамках проекта ФЦПРО “Консультационно-методическое сопровождение комплексного учебного курса “Основы религиозной культуры и светской этики” (курс ОРКиСЭ)”, реализуемого в рамках мероприятия 3 “Разработка и внедрение новых государственных образовательных стандартов общего образований”, задачи I – Совершенствование содержания и технологий образования” Федеральной целевой программы развития образования на 2006–2010 годы... Учебно-методическое пособие “Основы мировых религиозных культур” предназначено для оказания методической помощи учителю в организации и проведении уроков по курсу “Основы религиозной культуры и светской этики” для учащихся 4–5 классов. Материалы пособия могут быть использованы с одинаковым успехом как для проведения курсов повышения квалификации, так и для самостоятельной работы. Материалы носят практико-ориентированный характер и могут представлять интерес как для системы дополнительного профессионального педагогического образования, так и для директоров школ и педагогов».

Исследуемое Пособие предназначено для учителей, имеет для них инструктивное методическое значение, закрепляет цели, задачи, педагогические установки, методы преподавания в школе учебного предмета «Основы мировых религиозных культур», и, следовательно, в значительной мере предопределяет результаты и последствия преподавания этого предмета.

Основная часть.

Проведенный анализ содержания и направленности названного Пособия выявил наличие в нем множества существенных недостатков, что дает основания для оценки его внедрения как противоречащего законодательству Российской Федерации и позволяет утверждать о высокой вероятности крайне негативных последствий для нравственного и духовного развития детей от использования этого Пособия при подготовке учителей для преподавания учебного предмета “Основы мировых религиозных культур” в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях.

1. Явная пропагандистско-идеологическая и политтехнологичес-кая направленность Пособия, включающая его направленность на ценностно-идеологическую индоктринацию малолетних обучающихся и насильственное изменение их национально-культурной идентичности.

Как следует из анализа многочисленных текстовых фрагментов Пособия и комплексного анализа его содержания и направленности в целом, главной целью, на достижение которой направлено Пособие, является формирование некой новой общеобязательной мировоззренческой идентичности обучающихся – посредством насильственной религиозно-идеологической и ценностно-мировоззренческой индоктринации сознания детей взамен и для вытеснения имеющейся у ребенканационально-культурной идентичности, уже воспитанной семьей и в 1–3 классах школы.

Под религиозно-идеологической и ценностно-мировоззренческой индоктринацией понимаются сознательные и целенаправленные действия представителей какого-либо идеологического течения, религиозного (либо квазирелигиозного) вероучения по пропаганде и насильственному навязыванию, т.е. вопреки воле адресатов воздействия, определенной совокупности идеологических установок, ценностей и взглядов в целях добиться у них интроекции4 этих установок, ценностей и взглядов, в том числе их восприятия, ощущения и оценки адресатами как присущих их внутреннему миру, собственному «Я» и одобряемых ими5. В данном случае адресатами воздействия являются малолетние дети и их родители.

О замысле авторов Пособия осуществить мировоззренческую (идеологическую, религиозную) индоктринацию детей свидетельствует их утверждение о том, что «коммуникативный подход в преподавании школьных дисциплин способен обеспечить развитие коммуникативной деятельности школьника, ... как условие интериоризации» (с. 6, пр.ст.6, третий абзац снизу).

Известно, что понятие «интериоризация» (от лат. interior – внутренний) означает включение индивидом в свой внутренний мир воспринимаемых им взглядов, ценностей, мотивов и установок других людей уже как своих взглядов, мотивов и установок, «вращивание», формирование умственных действий и внутреннего плана сознания через усвоение индивидом внешних действий с предметами и социальных форм общения.

Как указано в психологических словарях, интериоризация – это процесс формирования внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности.7

Таким образом, авторы Пособия открыто заявляют, что их целью является добиться включения школьниками в свой внутренний мир навязываемых им религиозно-идеологических и ценностно-мировоззренчес-ких взглядов, ценностей, мотивов и установок, закрепленных в Пособии, как своих собственных взглядов, мотивов и установок, добиться «вращивания» взглядов, ценностей, мотивов и установок в сознание детей. Такой подход является грубейшим посягательством на свободу мировоззренческого выбора ребенка и права его родителей.

Признавая важность воспитательной функции школы, включающей в себя содействие формированию у обучающихся высоких нравственных качеств и соответствующего мировоззрения, следует обратить особое внимание на обязанность работников образовательных учреждений соблюдать конституционно обоснованные ограничения их правомочий, касающихся содержания и форм допустимого законного педагогического воздействия на детей, в том числе содержания учебных материалов и педагогических методов при преподавании ценностно-мировоззренческих вопросов.

Действующие конституционно обоснованные правовые ограничения обуславливают пределы допустимого влияния, вмешательства педагогов в вопросы мировоззренческого и национально-культурного самоопределения ребенка (самоопределения, реализуемого в соответствии с существующими или принятыми в его семье традициями, ценностями и установками).

Идея религиозно-идеологической индоктринации детей – это принципиальная и главная исходная позиция авторов Пособия. Именно поэтому в нем неоднократно говорится о необходимости формирования некоего личного опыта ребенка применительно к «мировым религиозным культурам».

Фактически, одна из основных целей исследуемого Пособия и учебного предмета «Основы мировых религиозных культур» в целом – сделать школьника «полирелигиозным», пренебрегая его волей и отношением его родителей к этому вопросу, их правами, свободами и законными интересами, игнорируя требование светскости образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

В Пособии предусматривается, что «воспитательные результаты» (акцентируем – воспитательные, а не познавательные!) учебного предмета «Основы мировых религиозных культур» включают три уровня (с. 4, пр.ст.), второй из которых включает «опыт переживания» (!) школьником неких предлагаемых ему разработчиками «ценностей» (с. 5, л.ст.). О формировании у школьников некоего личного ценностного «опыта», связанного с изучением мировых религиозных культур, говорится также на с. 4 Пособия (пр.ст.). При этом заявляется, что «достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов воспитания и социализацией детей»(с. 5, л.ст.).

Считаем концептуально несостоятельным и ничем не обоснованным замысел авторов Пособия посредством принудительного освоения школьниками эклектичной совокупности вульгарно-секуляристских, т.е. с выхолощенным духовным содержанием, даже антирелигиозных, взаимно несовместимых сведений о множестве религий с принуждением проживания собственного опыта в этих религиях (!) обеспечить положительный социализирующий эффект и способствовать духовно-нравственному просвещению детей. Рекомендуемые авторами Пособия задания, средства и методы обучения противоречат целям преподавания этого предмета и курса в целом. Такой замысел нереалистичен, абсолютно не аргументирован, ничем убедительно не обоснован разработчиками данного Пособия и комплексного курса в целом.

Этот явно ошибочный подход авторов Пособия дает основание считать, что их действительные цели заключаются отнюдь не в приобщении детей к ценностям религиозных культур, присущих их народам, не в духовно-нравственном просвещении и не в воспитании нравственных качеств, а, в лучшем случае, – в формальном исполнении поручения начальства и «освоении» бюджетных средств, в худшем – в противодействии достижению нравственно высокой изначальной цели инициативы Президента России по введению в школах изучения основ религиозных культур и светской этики.

В Пособии содержится много некорректных и ошибочных утверждений, натяжек и даже подмен, используемых в явно манипулятивных целях.

Например, содержательно, юридически и логически безграмотная интерпретация понятия «светский» отражена в «экзотическом», некорректном определении понятия «светское общество»:

«Светское общество – по Г. Бернзу и Г. Беккеру – общество, характеризующееся готовностью к инновациям, ориентированное на целесообразную рациональность и инструментальную эффективность действий» (с. 38, л.ст., второй абзац снизу).

То, что авторы Пособия дают ссылку на двух зарубежных авторов, не умаляет явно высокую степень их некомпетентности в данных вопросах. По существу, данное определение не применимо к обществу в целом, но его вполне можно применить ко многим сообществам по интересам (например, клубам автолюбителей, обществам любителей игры в покер, кружкам юных техников и т.д.). Это определение не имеет никакого отношения к понятию «светское», так как «светское» не является синонимом «технической рациональности», «прогрессивности». Вообще, изначально под светским обществом понималась только часть общества, включающая круг лиц, приближенных к королевскому двору, также употреблялось словосочетание «светский образ жизни» (атрибутами которого были соответствующие формы отдыха и развлечения (балы и т.д.)), который противопоставлялся образу жизни «простых людей», а также образу жизни духовенства. Понятие «светское», как конституционная характеристика государства и как принцип разделения компетенций, предметных областей деятельности и ответственности между государством и религиозными объединениями, совсем не применимо к понятию общества в целом, так как общество, включает в себя многообразные элементы, в том числе религиозные объединения и верующих граждан, оно гетерогенно по своему составу и не может быть однородным и всецело светским.

Возможно, по причине неспособности авторов Пособия сформулировать корректное определение искусственно сконструированного ими и не имеющего никаких культурных оснований понятия «светская этика»8, это понятие они пытаются раскрыть через ряд ассоциаций со следующими, очень мало между собой сопоставимыми, понятиями: «Светская этика – Аристотель, стадион, театр, наука, рыцарство, философия, общество, этикет, личность, игра, гражданин, государство, дружба, родословная, леди, россияне, джентльмен, спорт, патриотизм» (с. 49, л.ст., шестой абзац сверху).

Удивительно для работников прокуратуры будет обнаружить в Пособии положения, ориентирующие учителей на организацию в рамках предмета «Основы мировых религиозных культур» переживания детьми религиозного опыта!

На странице 7 Пособия сказано: «Ребенок должен иметь возможность “примерить” на себя как можно большее количество коммуникативных ролей» (с. 7, л.ст., четвертый абзац снизу), дети должны будут «играть» в «симулирование» (с. 48, л.ст., первый абзац сверху).

Далее в Пособии указывается на задействование таких механизмов, как: «переживание эмоционального состояния, в котором находится другой; активность по реконструкции чувств другого человека с помощью воображения; … принятие роли» (с. 39, л.ст.).

Таким образом, Пособие прямо предусматривает, что малолетний ребенок, невзирая на его желание, даже вопреки его воле, и невзирая на мнение родителей и религиозную принадлежность его семьи (или то, что семья является неверующей), должен будет вовлекаться учителем в «примерку на себя роли» иудаиста, буддиста, мусульманина, православного, «симулировать» их, проживать их эмоциональные состояния, реконструировать с помощью воображения их чувства.

Такие действия учителя очевидным образом являются запрещенным законодательством Российской Федерации насильственным погружением ребенка в религию, и не в одну, а в несколько религий!

Школа не вправе реализовывать никакие учебные практики, в которых ребенок будет переживать религиозный опыт, связанный с какой-либо религией, так как организация в школе таких «переживаний религиозного опыта» является грубым, а точнее – вопиющим, – нарушением Конституции Российской Федерации и федеральных законов: статьи 28 Конституции Российской Федерации, гарантирующей свободу совести и свободу вероисповедания, пункта 4 статьи 2 Закона РФ «Об образовании» и пункта 2 статьи 4 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», устанавливающих светскость образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, и пункта 5 статьи 3 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», запрещающего обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих.

Указанная деятельность категорически противопоказана школе, она неминуемо повлечет за собой, как результат, возбуждение религиозной вражды и унижение человеческого достоинства граждан по признаку отношения к религии.

Психологически манипулятивным, некорректным и даже провокационным является задание, адресованное 9–11-летним детям: «Если бы я писал картину на сюжет выбора веры, что бы я на ней изобразил» (с. 34, л.ст., задание 10).

Не понятен здесь момент по поводу «выбора веры». С какой целью учитель будет подводить малолетнего ребенка к размышлению о выборе веры? Ребенок будет «примерять на себя» выбор веры. А если ученик не желает мысленно представлять выбор веры и обсуждать этот «выбор», как этого требует учитель, либо затрудняется или вообще не желает «сравнивать разные веры»? Пособие не дает ответа на вопрос, можно ли ребенку не выполнять это задание, или же это задание является общеобязательным? Такой подход не может быть признан правильным, педагогичным, а, следовательно, он неприемлем в образовательном процессе.

В контексте сказанного следует рассматривать заявленную в Пособии в качестве одной из основных задач учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» идеологическую, по сути, задачу «формирования у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ» (с. 4, пр.ст.).

Показанные выше особенности содержания и направленности Пособия дают необходимые и достаточные основания для вывода о том, что названный комплексный курс будет носить не нейтрально-культурологический характер, о чем многократно заявляло руководство Минобрнауки России, а будет фактически направлен на принудительное, насильственное деформирование, вплоть до разрушения, уже имеющегося духовного личностного потенциала школьников и насильственное реформирование ценностно-мировоззренческой сферы ребенка на новых принципах культурного и религиозного релятивизма и т.н. «религиозного плюрализма».

Таким образом, исследуемое Пособие ориентирует учителей при преподавании предмета «Основы мировых религиозных культур» на глубокое вторжение в психику, духовно-нравственную сферу личности ребенка, поскольку, как заявляется в Пособии, у него будут формировать «ценностно-смысловые мировоззренческие основы», в том числе посредством применения методов достижения интериоризации ребенком навязываемых ему «ценностно-смысловых мировоззренческих основ» и посредством погружения его в религиозный опыт самых разных религий.

Поскольку Пособие посвящено изучению совокупности основ так называемых мировых религиозных культур, то совершенно ясно, что педагогическое воздействие будет способствовать формированию мировоззрения, включая систему ценностей детей, на основе принудительного освоения ими эклектичной совокупности предельно упрощенных секуляристских, т.е. с выхолощенным духовным содержанием, и взаимно несовместимых сведений о множестве религий.

Особо отметим, что осуществление учителем в соответствии с Пособием навязывания ребенку невостребованных им и его семьей знаний и практического опыта «переживания эмоциональных состояний» представителей разных религий будет способствовать формированию у многих школьников реакции на отторжение религиозных культур и религий и долговременной глубинной установки на отторжение духовных ценностей, присущих традиционным религиям народов России.

Далее рассмотрим подробнее «ценностно-смысловые мировоззренческие основы», отобранные и предполагаемые авторами Пособия для ценностно-мировоззренческой и религиозно-идеологической индоктринации малолетних обучающихся.

1.1. Навязывание малолетним детям эклектичной смеси идеологически предвзято отобранных отрывочных сведений и примитивно-обыденных представлений о множестве религий на основе атеистических установок и псевдонаучного вульгарно-секуляристского религиоведения.

Содержание и направленность Пособия свидетельствуют о том, что его разработка, внедрение и использование в общеобразовательных учреждениях существенно противоречат решению Президента Российской Федерации9 от 21.07.2009 о введении в школах изучения основ религиозных культур или, в качестве альтернативы, общего курса по истории традиционных крупнейших конфессий нашей страны либо основ светской этики, поскольку школьникам, родители которых выбрали предмет «Основы мировых религиозных культур», фактически навязывается вульгарно-секуляристское религиоведение. Родители ребенка, добровольно и осознанно выбравшие для изучения им предмета «Основы мировых религиозных культур» и предполагавшие, что он получит возможность сравнительно-культурологического ознакомления с религиозно-культурными традициями нескольких крупных религий мира10 (без обучения этим религиям), будут поставлены перед фактом навязывания их ребенку идеологизированного суррогата.

Предписываемое учителям данным Пособием содержание обучения не является и не может оцениваться как нейтральное культурологическое изучение основ, ценностей и традиций конкретных религиозных культур (как культурного феномена), осуществляемое с учетом возраста обучающихся и без углубленного изучения и обучения религиям, чем, собственно, должны являться занятия по «Основам мировых религиозных культур».

Исследуемое Пособие в целом направлено на побуждение и ориентацию учителя на то, чтобы подвергать детей явной индоктринации с погружением их в некую эклектичную смесь отрывочных знаний, идеологически предвзято отобранных разработчиками данного Пособия и предмета в целом, включающих элементы примитивно-обыденного представления о религиозных культурах, атеистические установки, на основе неуклонно проводимого авторами Пособия принципа фактического уравнивания по ценности и значимости для российских школьников всех мировых религиозных культур, а также полного игнорирования необходимости соблюдения пропорций по объемам знаний о конкретных религиозных культурах, исходя из роли и значения конкретной религии в истории и культуре России.

Содержание Пособия представляет собой компиляцию разнородных элементов с малой степенью связанности, но объединенных на основе вполне определённо выраженных принципов, подходах и логике, основывающихся на прослеживаемых по всему его тексту субъективных религиозно-идеологических пристрастиях и личных предпочтениях его авторов и тех лиц, которые контролировали разработку комплексного учебного курса в целом.

Итогом применения данного Пособия, если учителя будут руководствоваться его рекомендациями и применять его при обучении «Основам мировых религиозных культур», будет насильственное навязывание детям сомнительной религиозно-идеологической смеси сведений, обладающих сомнительным научным качеством и активно воздействующих на духовное развитие детей, без учёта мнения родителей детей и их самих, грубо нарушая их свободу совести.

То есть налицо – подмена содержания предмета «Основ мировых религиозных культур» на вульгарно-секуляристское религиоведение псевдонаучного характера, насыщенное сомнительными идеологическими установками.

Считаем также необходимым особо отметить, что и само название предмета – «Основы мировых религиозных культур» носит окказиональный (искусственно сконструированный), манипулятивный характер, призванный замаскировать его действительные содержание и направленность, поскольку в науке не существует понятия «мировая религиозная культура». Из рассматриваемых в пособии четырех религий, в действительности, мировой религией является лишь христианство, две другие – ислам и буддизм – это региональные мировые религии (буддизм был представлен только в Азии, ислам – в Азии и Африке), а иудаизм – это вообще этническая религия, религия конкретной этнической общности (так же как григорианство – историческая религия армянского народа). Критерий распространенности ныне на всех континентах не может быть признан обоснованным. Например, из того, что в настоящее время «Свидетели Иеговы» действуют на всех континентах, эта организация и представляемая ею религия не превращаются в мировые.

Выявленное выше навязывание мировоззренческой смеси из несовместимых элементов, многие из которых профанируют ценности религиозных культур традиционных для России конфессий, а значительная часть очень сложна для восприятия и их понимания детьми, и, вследствие этого, дезориентирует их, будет причинять вред интеллектуальному, культурному и духовному развитию четвероклассников и пятиклассников, что явно противоречит цели духовно-нравственного просвещения подрастающего поколения, противоречит конституционной гарантии свободы совести (статья 28 Конституции РФ), согласно которой недопустимо навязывание религиозной информации, совершаемое против желания детей и их родителей, а также является нарушением статей 29, 14 и 13 Конституции Российской Федерации, пункта 4 статьи 2 Закона РФ «Об образовании», статьям 3 и 4 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях». Прежде всего, нарушается запрет обучения малолетних детей религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих (пункт 5 статьи 3 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»).

Утверждения авторов Пособия, что подобное обучение, а по сути – навязывание школьникам эклектичной вульгарно-секуляристской религиоведческой смеси будет иметь положительный нравственно-воспитательный и культурно-воспитательный эффект, реализуют манипулятивный приём подмены факта сомнительным субъективным мнением и являются заведомо ложными, поскольку принудительная индоктринация детей смесью атеистически скомпилированных сведений о разных религиозных культурах не имеет совершенно никакого отношения к воспитанию нравственных качеств детей.

Очевидно, что приобщение российских детей к знаниям о множестве индуистских и неоиндуистских «божеств» (с. 28, строка 6 таблицы; с. 30, пр.ст.), негативно воспринимаемых в религиозных представлениях и традициях (в контексте свободы совести) христианской, исламской и иудаистской культур, совершенно не может способствовать нравственному воспитанию детей, развитию их общей культуры, для которой указанные знания абсолютно избыточны, не нужны и даже вредны.

Огромный негативный эффект преподавания «Основ мировых религиозных культур» по данному Пособию будет выражаться в неизбежном постепенном вытеснении из сознания ребенка духовных ценностей, свойственных религии его семьи, его народа, дискредитации этих ценностей, разрушении национально-культурной идентичности обучающихся. Может быть, это и задумывалось авторами Пособия?

В целом обобщающей характеристикой Пособия является откровенно выраженный в нем правовой нигилизм его авторов: полное и откровенное пренебрежение ими конституционно гарантированной свободой совести детей (статья 28 Конституции РФ) и конституционными правами их родителей, прежде всего приоритетным правом родителей на воспитание своих детей в рамках собственных мировоззренческих и нравственных установок, в рамках религиозно-культурных традиций семьи, а также откровенное пренебрежение требованием обеспечения светскости образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях (пункт 4 статьи 2 Закона РФ «Об образовании», пункт 2 статьи 4 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»).

Вывод о том, что на детей на занятиях по «Основам мировых религиозных культур» через содержание материала будет оказываться мировоззренческо-идеологическое воздействие, активно формирующее религиозные и идеологические представления, ценности и предпочтения детей (без согласия на то их родителей), то есть будет осуществляться, по сути, идеологическое пропагандистское воздействие, подтверждается достаточно четко сформулированными в Пособии заявленными методами и методиками преподавания, вовлечения обучающихся и даже их родителей (помимо их воли!) в содержание предмета. Во многих местах Пособия систематически встречаются проговоры его авторов о реальных целях, преследуемых ими при его подготовке.

В Пособии говорится, что «в основу построения уроков в рамках курса “Основы религиозных культур и светской этики” закладывается ряд методических принципов, реализация которых является условием оптимизации и повышения качества изучения предмета» (с. 5, пр.ст.), и среди таких методических принципов указано «соблюдение баланса между теоретическим материалом и материалом для эмпирического и творческого освоения» (с. 6, л.ст.). Какая «эмпирика», какие «опыты» могут быть при изучении ребенком религий или религиозных культур конфессий, от которых его семья в культурно-религиозном смысле «дистанцируется», например, при изучении русским ребенком ислама, буддизма, иудаизма или других религий? Почему авторы Пособия совершенно сознательно и последовательно игнорируют предопределенные Конституцией РФ пределы допустимого вмешательства в мировоззренческое становление личности ребенка – гарантии, которые защищают от противоправного посягательства на его права и свободы (в мировоззренческом плане)?

Далее в Пособии говорится, что «каждое пособие» в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» «позволяет учащимся на основе работы с учебными текстами осваивать... “живое” знание, … создавать собственную духовную культуру» (с. 6, л.ст., четвертый абзац снизу). Но речь-то идет об обучении школьников четвертого и пятого классов! Какую «собственную духовную культуру» могут создать дети? Что это – непрофессионализм авторов Пособия или сознательная рекомендация учителям мотивировать детей на создание каждым из них своей «собственной духовной культуры» в противовес принятым в его семье культурным и духовным ценностям? Дети этого возраста в этих вопросах ещё не способны разбираться, адекватно понимать смыслы присущих этой сфере понятий, а им уже, как замыслили авторы Пособия, учителя будут давать задания что-то дофантазировать, дополнять в области религиозной культуры! Любые попытки что-то дофантазировать и привнести в религиозную культуру что-то самостоятельно создаваемое (например, «собственную духовную культуру»), к примеру, в православном христианстве неминуемо будут либо его профанацией, либо трансформацией элементов православной культуры в не имеющие к ней никакого отношения оккультно-религиозные умопостроения, а в худшем случае, могут вылиться в выдумки и фантазии, унижающие достоинство личности верующих христиан по признаку их отношения к религии.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Заключение по учебному пособию для учреждений системы повышения квалификации «основы православной культуры» 1 вводная часть

    Учебно-методическое пособие
    ... заключениемпоучебномупособиюдляучрежденийсистемыповышенияквалификации «Основымировыхрелигиозныхкультур» (Иоффе А.Н., Мишина Е.А., Мацияка Е.В., Пьянкова Н.И., Петрова Е.Н., Плотникова А.Ю., Яковлева С.Г. Основымировыхрелигиозныхкультур ...
  2. Духовно-нравственное воспитание и изучение основ мировых религиозных культур в российской школе

    Документ
    ... -преподавателя курса «Основырелигиознойкультуры и светской этики». 2. учебно-методическое пособиедляучрежденийсистемыповышенияквалификации «Основымировыхрелигиозныхкультур». 3. рабочая тетрадь «Основымировыхрелигиозныхкультур и светской ...
  3. Русская православная церковь русской православной церкви преподавание православной культуры

    Документ
    ... для Русской Православной Церкви. О содержании книги «Основы православной культуры»: учебноепособиедляучрежденийсистемыповышенияквалификации (М.: АПКиППРО, 2010. — 60 с.), ...
  4. Русская православная церковь русской православной церкви преподавание православной культуры (1)

    Автореферат диссертации
    ... с позиций, неприемлемых для Русской Православной Церкви. О содержании книги «Основы православной культуры»: учебноепособиедляучрежденийсистемыповышенияквалификации (М.: АПКиППРО, 2010 ...
  5. Русская православная церковь русской православной церкви преподавание православной культуры (2)

    Документ
    ... для Русской Православной Церкви. О содержании книги «Основы православной культуры»: учебноепособиедляучрежденийсистемыповышенияквалификации (М.: АПКиППРО, 2010. — 60 с.), ...

Другие похожие документы..