Главная > Основная образовательная программа


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОУ ВПО «Чеченский государственный университет»

УТВЕРЖДАЮ:

Ректор ЧГУ

__________ З.А.Саидов

«_____»____________2011г.

Основная образовательная программа высшего

профессионального образования

Направление подготовки

  • 030600 История

ФГОС ВПО утвержден приказом Минобрнауки РФ

544 от 20 мая 2010 года

Профиль подготовки: «История»

Квалификация выпускника – бакалавр

Нормативный срок освоения программы – 4 года

Форма обучения – очная

Грозный - 2011 г.

СОДЕРЖАНИЕ.

Общие положения

1.1. Основная образовательная программа бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 030600 История.

1.2. Нормативные документы для разработки ООП бакалавриата по направлению подготовки 030600 История

1.3. Общая характеристика вузовской основной образовательной программы высшего профессионального образования (бакалавриат).

1.4 Требования к абитуриенту

2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника ООП бакалавриата по направлению подготовки 030600 История

2.1. Область профессиональной деятельности выпускника

2.2. Объекты профессиональной деятельности выпускника

2.3. Виды профессиональной деятельности выпускника

2.4. Задачи профессиональной деятельности выпускника

3. Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО.

4. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ООП бакалавриата по направлению подготовки 030600 История

4.1. Годовой календарный учебный график.

4.2. Учебный план подготовки бакалавра.

4.3. Рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).

4.4. Программы учебной и производственной практик.

5. Фактическое ресурсное обеспечение ООП бакалавриата по направлению подготовки 030600 История в вузе Чеченский государственный университет.

6. Характеристики среды вуза, обеспечивающие развитие общекультурных и социально-личностных компетенций выпускников

7. Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения обучающимися ООП бакалавриата по направлению подготовки 030600 История.

7.1. Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

7.2. Итоговая государственная аттестация выпускников ООП бакалавриата.

8. Другие нормативно-методические документы и материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся.
1. Общие положения

1.1.Основная образовательная программа бакалавриата, реализуемая в Чеченском государственном университете по направлению подготовки 030600 История представляет собой системудокументов, разработанную и утвержденную высшим учебным заведением с учетом требований рынка труда на основе Федерального государственного образовательного стандарта по соответствующему направлению подготовки высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), а также с учетом рекомендованной примерной образовательной программы.

ООП регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данному направлению подготовки и включает в себя: учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

1.2. Нормативные документы для разработки ООП бакалавриата по направлению подготовки 030600 История

Нормативную правовую базу разработки ООП бакалавриата составляют:

  • Федеральные законы Российской Федерации: «Об образовании» (от 10 июля 1992 года №3266-1) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ);

  • Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 года № 71 (далее – Типовое положение о вузе);

  • Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) по направлению подготовки 030600 История высшего профессионального образования (ВПО) (бакалавриат), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 декабря 2009 г. № 732.

  • Нормативно-методические документы Минобрнауки России;

  • Устав Чеченского государственного университета

  • Локальные акты ЧГУ

1.3. Общая характеристика вузовской основной образовательной программы высшего профессионального образования (бакалавриат)

1.3.1. Цель (миссия) ООП бакалавриата по направлению подготовки 030600 История: развитие у студентов личностных качеств и формирование у них общенаучных, социально-личностных, инструментальных и профессиональных компетенций, позволяющих творчески овладевать программой обучения, а также применять полученные знания в будущей практической деятельности в качестве преподавателя, научного работника, сотрудника архивов, музеев, библиотек, эксперта и аналитика, государственного и муниципального служащего, творческого работника СМИ, специалиста по историко-культурному и познавательному туризму.

1.3.2. Срок освоения ООП бакалавриата в соответствии с ФГОС ВПО по направлению 030600 «История» четыре года.

1.3.3. Трудоемкость ООП бакалавриата в соответствии с ФГОС ВПО по направлению 030600 «История» 240 зачётных единиц.

1.4. Требования к абитуриенту

Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании.

2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника ООП бакалавриата по направлению подготовки 030600 История

2.1. Область профессиональной деятельности выпускника

Область профессиональной деятельности бакалавров по направлению подготовки 030600 История включает: работу в высших учебных заведениях, образовательных учреждениях среднего профессионального образования, архивах, музеях, в экспертно-аналитических центрах, общественных и государственных организациях информационно-аналитического профиля, в средствах массовой информации (включая электронные), органах государственного управления и местного самоуправления, в туристическо-экскурсионных организациях.

2.2. Объекты профессиональной деятельности выпускника

Объектами профессиональной деятельности бакалавров по направлению подготовки 030600 История являются: исторические процессы и явления в их социокультурных, политических, экономических измерениях и их отражение в исторических источниках.

2.3. Виды профессиональной деятельности выпускника

Бакалавр по направлению подготовки 030600 История готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

- педагогическая;

- научно-исследовательская:

- культурно-просветительская;

- экспертно-аналитическая;

- организационно-управленческая.

2.4. Задачи профессиональной деятельности выпускника

Бакалавр по направлению подготовки 030600 «История» должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

в научно-исследовательской деятельности:

использование навыков работы в архивах и музеях, библиотеках; поиск необходимой информации в библиотечных и электронных каталогах, в сетевых ресурсах;

подготовка обзоров, аннотаций, составление рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований;

в педагогической деятельности:

практическое использование знаний основ педагогической деятельности в преподавании курса истории в общеобразовательном учреждении;

реализация в процессе преподавания истории в общеобразовательном учреждении следующих основных задач: воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей страны, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни; усвоение знаний о важнейших событиях, процессах и явлениях отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности; овладение элементарными методами исторического познания, навыками работы с различными источниками исторической информации; формирование ценностных ориентиров в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;

в организационно-управленческой деятельности:

подготовка и обработка аналитической информации для принятия решений органами государственного управления и местного самоуправления;

работа с базами данных и информационными системами;

в культурно-просветительской деятельности:

информационное обеспечение историко-культурных и историко-краеведческих аспектов деятельности организаций и учреждений культуры;

в экспертно-аналитической деятельности:

подготовка и обработка информации для обеспечения практической деятельности аналитических центров, общественных и государственных организаций и средствах массовой информации.

3. Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения ООП ВПО по направлению подготовки 030600 История.

В результате освоения ООП бакалавриата по направлению подготовки 030600 История выпускник должен обладать следующими компетенциями:

Общекультурными (ОК)

владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

способностью логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3); способностью находить организационно - управленческие решения в нестандартных ситуациях и готов нести за них ответственность (ОК-4);

способностью использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);

стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, способностью изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности, способностью к социальной адаптации (ОК-6);

способностью критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7);

осознанием социальную значимость своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК- 8);

использованием основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9);

способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10);

готовностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные, этно-национальные, религиозные и культурные различия (ОК-11);

способностью использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач (ОК-12);

способностью использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области основ информатики, элементы естественно-научного и математического знания (ОК-13);

осознанием сущность и значение информации в развитии современного общества; владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации (ОК-14);

имением навыков работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-15);

способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-16);

владением одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК-17);

владением основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-18);

владением средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовностью к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-19).

Профессиональными (ПК)

в научно-исследовательской деятельности:

способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории (ПК-1), археологии и этнологии (ПК-2), источниковедения, специальных исторических дисциплин, историографии и методов исторического исследования (ПК-З), теории и методологии исторической науки (ПК-4);

способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ПК-5);

способностью понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию (ПК-6);

способностью к критическому восприятию концепций различных историографических школ (ПК-7);

способностью к использованию специальных знаний, полученных в рамках профилизации или индивидуальной образовательной траектории (ПК-8);

способностью к работе в архивах и музеях, библиотеках, владением навыками поиска необходимой информации в электронных каталогах и в сетевых ресурсах (ПК-9);

способностью к составлению обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований (ПК-10); в педагогической деятельности:

умением применять основы педагогической деятельности в преподавании курса истории в общеобразовательном учреждении (ПК-11); в организационно-управленческой деятельности: способностью к работе с информацией для принятия решений органами государственного управления, местного, регионального и республиканского самоуправления (ПК-12);

способностью к работе с базами данных и информационными системами (ПК-13);

в культурно-просветительской деятельности:

способностью к разработке информационного обеспечения историко- культурных и историко-краеведческих аспектов в тематике деятельности организаций и учреждений культуры (ПК-14);

в экспертно-аналитической деятельности:

способностью к работе с информацией для обеспечения деятельности аналитических центров, общественных и государственных организаций, средств массовой информации (ПК-15).

4. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ООП бакалавриата по направлению подготовки 030600 История
В соответствии с п.39 Типового положения о вузе и ФГОС ВПО бакалавриата по направлению подготовки 030600 История содержание и организация образовательного процесса при реализации данной ООП регламентируется учебным планом бакалавра с учетом его профиля; рабочими программами учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей); материалами, обеспечивающими качество подготовки и воспитания обучающихся; программами учебных и производственных практик; годовым календарным учебным графиком, а также методическими материалами, обеспечивающими реализацию соответствующих образовательных технологий.
4.1. Учебный план подготовки бакалавра

Учебный план подготовки бакалавра по направлению 030600 История составлен с учетом общих требований к условиям реализации основных образовательных программ, сформулированных в разделе 7.1 ФГОС ВПО по направлению 030600 История.

Учебный план подготовки бакалавра по направлению 030600 История представлен в Приложении №1.

4.2. Рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)

В Приложении 3 приведены рабочие программы всех учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) как базовой, так и вариативной частей учебного плана, включая дисциплины по выбору студента. В рабочую программу дисциплины входят:

- цели освоения дисциплины;

- место дисциплины в структуре ООП бакалавриата;

- компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля);

- структура и содержание дисциплины;

- образовательные технологии

- учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля);

- материально-техническое обеспечение дисциплины.

    4.3. Программы учебной и производственной практик.

В соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 030600 «История»раздел основной образовательной программы бакалавриата «Учебная и производственная практики» является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. Практики закрепляют знания и умения, приобретаемые обучающимися в результате освоения теоретических курсов, вырабатывают практические навыки и способствуют комплексному формированию общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся.

    4.3.1. Программы учебных практик.

    При реализации данной ООП предусматриваются следующие виды учебных практик:

    - этнологическая;

    - музейная;

    - профессиональная

    Базы проведения практики – сбор полевого материала по месту жительства, «Национальный музей ЧР» и его филиалы».

Цель этнологической практики – сформировать навыки составления

комплексной историко-этнографической характеристики.

Цель музейной практики – ознакомление с характером и особенностями организации музейного дела и его струк­турой, приобретения навыков исследовательской, практической и организационной работы в области музейного дела, необходимых для педагогической, научно-исследовательской и культурно-просветительской деятельности будущих специалистов-историков.

Музейная производственная практика студентов-историков включает эвристическую, образовательную, учебно-методическую, научно-исследовательскую и прогностическую составляющие, конкретизированными следующими задачами практики:

  • создать у практикантов целостное представление о музее как научно-просветительском и образовательном учреждении и его роли в системе социокультурных институтов, об истории музейного дела, формировании новой концепции музейного строительства;

  • изучить структуру, организацию, методы руководства и особенности функционирования музеев различных типов;

    познакомить студента с экспедиционной, научно-исследовательской, экспозиционно-выставочной, культурно-просветительской деятельностью Национальный музея ЧР и его филиалов.

  • познакомить практикантов с фондами музея, их организацией, составом, структурой. Освоить современные технологии в области организации хранения и использования музейных фондов;

  • сформировать профессиональные и личностных качеств специалиста, необходимых для научной, практической и организационной музейной деятельности.

  • овладеть умениями и навыками научно-исследовательской методической работы в области музейной педагогики.

  • способствовать развитию интереса к истории самосознания современного общества в репрезентации современного музея, сохранении ценностей национальной культуры.

  • формировать профессиональные и личностные качества специалиста, необходимых для научной, практической и организационной деятельности.

5. Фактическое ресурсное обеспечение ООП бакалавриата по направлению подготовки 030600 История в Чеченском государственном университете.

Ресурсное обеспечение формируется на основе требований к условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата, определяемых ФГОС ВПО по направлению 030600 История, с учетом рекомендаций ПрООП.

Реализация ООП бакалавриата по направлению 030600 История обеспечивается научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью. Основная образовательная программа обеспечивается учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Каждый обучающийся обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной на основании прямых договоров с правообладателями учебной и учебно-методической литературы. При этом обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к такой системе не менее чем для 25 процентов обучающихся. Библиотечный фонд укомплектован печатными и электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам ООП. Фонд дополнительной литературы помимо учебной включает официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

    Чеченский государственный университет располагает материально-технической базой обеспечивающей проведение всех видов, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.

    Перечень материально-технического обеспечения исторического факультета обеспечивающей подготовку бакалавров по направлению 030600 История включает в себя: кабинеты и аудитории оборудованные, информационными средствами, компьютерный класс с доступом в Интернет.

    При использовании электронных изданий вуз обеспечивает каждого студента.

    6. Характеристики среды вуза, обеспечивающие развитие общекуль­турных (социально-личностных) компетенций выпускников

Воспитательная среда Чеченского государственного университета в целом и исторического факультета в частности складывается из мероприятий, которые ори­ентированы на:

формирование личностных качеств, необходимых для эффективной про­фессиональной деятельности;

воспитание нравственных качеств, развитие ориентации на общечелове­ческие ценности;

привитие умений и навыков управления коллективом в различных фор­мах студенческого самоуправления;

сохранение и приумножение традиций университета, формирование чув­ства университетской солидарности и патриотического сознания;



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Основная образовательная программа высшего профессионального образования направление подготовки (1)

    Основная образовательная программа
    ... : Ректор ЧГУ __________ З.А.Саидов «_____»_______________2011г. ОсновнаяобразовательнаяпрограммавысшегопрофессиональногообразованияНаправлениеподготовки 032000 Зарубежное регионоведение ФГОС ВПО ...
  2. Основная образовательная программа высшего профессионального образования направление подготовки (2)

    Основная образовательная программа
    ... : Ректор ЧГУ __________ З.А.Саидов «_____»_______________2011г. ОсновнаяобразовательнаяпрограммавысшегопрофессиональногообразованияНаправлениеподготовки 080200 Менеджмент ФГОС ВПО утвержден ...
  3. Основная образовательная программа высшего профессионального образования направление подготовки (3)

    Основная образовательная программа
    ... : Ректор ЧГУ __________ З.А.Саидов «_____»____________2011г. ОсновнаяобразовательнаяпрограммавысшегопрофессиональногообразованияНаправлениеподготовки 072300 Музеология и охрана объектов культурного ...
  4. Негосударственное аккредитованное основная образовательная программа высшего профессионального образования направление подготовки 030300 62 «психология»

    Основная образовательная программа
    ... АККРЕДИТОВАННОЕ ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГОПРОФЕССИОНАЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ (НАЧОУ ВПО СГА) ОСНОВНАЯОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯПРОГРАММАВЫСШЕГОПРОФЕССИОНАЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯНАПРАВЛЕНИЕПОДГОТОВКИ 030300 ...
  5. Основная образовательная программа высшего профессионального образования (3)

    Документ
    ... РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЧЕЧЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ОсновнаяобразовательнаяпрограммавысшегопрофессиональногообразованияНаправлениеподготовки 100700 «Торговое дело» ФГОС ВПО ...

Другие похожие документы..