textarchive.ru

Главная > Документ


Б.1. Гуманитарный, социальный и экономический цикл

Базовая часть

Аннотация рабочей программы учебной дисциплины (Б1.Б.1)

История

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы (108 часов).

Целями из задачами изучения дисциплины является воспитание гражданственности и национальной идентичности; развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, критически анализировать полученную историко-социальную информацию, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности; соотносить ее с исторически сложившимися мировоззренческими системами; освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе; формирование исторического мышления.

Структура дисциплины включает в себя лекции – 18 часов, семинары – 36 часов, самостоятельная работа – 54 часа.

Дисциплина «Отечественная история» включает в себя 8 дидактических единиц: Теория и методология исторической науки. Древняя Русь и социально-политические изменения в русских землях в XIII - сер. XV в. Образование и развитие Московского государства. Российская империя в XVIII – I пол. XIX вв. Российская империя во II половине XIX – начале XX вв. Россия в условиях войн и революция (1914-1922 гг.). СССР в 1922-1953 гг. СССР в 1953 1991 гг. Становление новой российской государственности (1992-1999 гг.)

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины: Общекультурные компетенции (ОК): способен использовать, обобщать и анализировать информацию, ставить цели и находить пути их достижения в условиях формирования и развития информационного общества (ОК-1); способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, владеть навыками ведения дискуссии и полемики (ОК-2); способен самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, стремиться к саморазвитию (ОК-5); способен понимать сущность и проблемы развития современного информационного общества (ОК-7); способен уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-11). Профессиональные компетенции (ПК): способен готовить обзоры научной литературы и электронных информационно-образовательных ресурсов для профессиональной деятельности (ПК-22).

В результате изучения дисциплины студент должен:

- знать и понимать основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории; периодизацию всемирной и отечественной истории; современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории; историческую обусловленность современных общественных процессов; особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе.

- уметь проводить поиск исторической информации в источниках разного типа; критически анализировать источник исторической информации; анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд); различать в исторической информации факты и мнения исторические описания и исторические объяснения; устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений; представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии.

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни исходя из их исторической обусловленности; использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации; соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения; осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

В ходе освоения дисциплины студент выполняет следующие виды работ: изучение теоретического курса, подготовка и выступление на семинарских занятиях, проходит текущую аттестацию в виде тестирований, контрольных работ. Изучение дисциплины заканчивается зачетом.

Аннотация рабочей программы учебной дисциплины (Б1.Б.2)
Философия

Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 4 зачетных единиц (144 час).

Цели и задачи дисциплины

Цель изучения дисциплины – дать студентам базовые знания, отражающие нарастающую в обществе потребность в понимании мира и человека с позиций нового мировидения, формируемого в рамках постнеклассической философии и науки, помочь в выработке универсальных духовно-практических принципов освоения действительности

Задачами изучения дисциплины являются:

• ознакомить студентов с основными этапами развития философии;

• ознакомить с всеобщими диалектическими законами развития;

• дать знание о философии как о едином целом;

• познакомить с методами и принципами познания действительности

Структура дисциплины (распределение трудоемкости по отдельным видам аудиторных учебных занятий и самостоятельной работы

Основные дидактические единицы (разделы):

Модуль 1. Философия её определение и сущность

Модуль 2. Основные направления и школы философии. Этапы её исторического развития

Модуль 3. Учение о бытии

Модуль 4. Человек, общество, культура

Модуль 5. Смысл человеческого бытия. Мораль, справедливость, право. Учение о ценностях

Модуль 6. Сознание и познание. Вера и знание

Модуль 7. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:

Способности к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её осуществления (ОК–1);

способностью к письменной и устной коммуникации на государственном языке, умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, готовности к использованию одного из иностранных языков (ОК–2);

готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (К–3);

способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных условиях и в условиях различных мнений и готовностью нести за них ответственность (ОК–4);

способностью и готовностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса и определять место человека в историческом процессе, политической организации общества, анализировать политические события и тенденции, ответственно участвовать в политической жизни (ОК–5);

способностью в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, готовностью приобретать новые знания, использовать различные средства и технологии обучения (ОК–6);

готовностью к самостоятельной, индивидуальной работе, принятию решений в рамках своей профессиональной компетенции (ОК–7);

способностью и готовностью осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учётом принятых в обществе моральных и правовых норм (ОК–8);

способностью и готовностью к соблюдению прав и обязанностей гражданина, к свободному и ответственному поведению (ОК–9);

способностью научно анализировать социально значимые проблемы и процессы, готовностью использовать на практике методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК–10);

способностью и готовностью владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, использовать компьютер как средство работы с информацией (ОК–11);

способностью и готовностью к практическому анализу логики различного рода рассуждений, к публичным выступлениям, аргументации, ведению дискуссии и полемики (ОК–12);

способностью и готовностью понимать роль искусства, стремится к эстетическому развитию и самосовершенствованию, уважительно и бережно относится к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия, понимать многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействий (ОК–13);

способностью и готовностью понимать и анализировать экономические проблемы и общественные процессы, быть активным субъектом экономической деятельности (ОК–14);

способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК–15).

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать основные разделы и направления философии, методы и приёмы философского анализа проблем, основные закономерности исторического процесса, этапы исторического развития России, место и роль России в истории человечества и в современном мире; лексический минимум иностранного языка общего и профессионального характера, основные положения экономической науки;

уметь самостоятельно анализировать социально-политическую и научную литературу; планировать и осуществлять свою деятельность с учётом результатов этого анализа; решать практические задачи экономического анализа в своей профессиональной деятельности;

владеть навыками аргументированного письменного изложения собственной точки зрения; навыками публичной речи; аргументации; ведения дискуссии и полемики; практического анализа логики различного рода рассуждений; навыками критического восприятия информации; иностранным языком в объёме, необходимом для получения информации профессионального назначения; методами оценки экономических показателей применительно к объектам профессиональной деятельности.

Виды учебной работы:

лекции, семинары, самостоятельная работа

Изучение дисциплины заканчивается экзаменом

Аннотация рабочей программы учебной дисциплины (Б1.Б.3)

Экономическая теория

Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 3 зачетных единицы (108 часов).

Цель и задачи дисциплины

Целью дисциплины является формирование у студентов целостного представления о закономерностях, происходящих в процессе хозяйственной деятельности на макро - и микро - уровнях.

Для достижения цели решаются следующие ЗАДАЧИ:

  • сформировать представление о сущности основных экономических законов и положений;

  • систематизировать полученные в ходе изучения данной дисциплины знания;

  • научиться выделять существующие проблемы и находить пути их решения;

  • сформировать навыки самостоятельного анализа экономической ситуации.

Структура дисциплины (распределение трудоемкости по отдельным видам аудиторных учебных занятий и самостоятельной работы):

Трудоемкость дисциплины

Виды учебной работы

Всего часов

Семестры

3

Общая трудоемкость дисциплины

3,0 (108)

3,0 (108)

Аудиторные занятия:

1,5 (54)

1,5 (54)

- лекции

0,5 (18)

0,5 (18)

- практические занятия (ПЗ)

1,0 (36)

1,0 (36)

Самостоятельная работа

1,5 (54)

1,5 (54)

- изучение теоретического курса (ТО)

1,5 (54)

1,5 (54)

- курсовой проект (работа)

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

экзамен

экзамен

Основные дидактические единицы (разделы):

МОДУЛЬ 1. Основы общей экономической теории - 11 часов (6 – аудиторные (0,17 з.е.), 5 - само­стоятельно (0,14 з.е.))

Тема 1. Предмет общей экономической теории

Зарождение и развитие экономической теории. Экономические законы и экономиче­ские категории. Предмет исследования экономической теории. Экономика как наука. Эко­номика как хозяйственная система. Экономические блага и их классифика­ция.

Тема 2. Общие проблемы экономического развития

Экономические ре­сурсы, их ограниченность. Факторы производства. Компромисс общества между эф­фективностью и равенством. Выбор альтернатив использования ресурсов. Эффективность использования ограниченных ресурсов. Проблема выбора оптимального решения. Основные экономические проблемы перед обще­ством. Альтернатив­ные издержки (издержки отвергнутых возможностей). Экономический рост.

Тема 3. Собственность и модели экономических систем

Собственность как экономическое явление. Законы собственности и присвоения. Ви­ды собственности и формы хозяйствования. Собственность и хозяйство­вание: структура прав, передача прав, согласование обязанностей. Модели организации экономических систем. Место собственности в реформировании экономики.

МОДУЛЬ 2. Основы теории рыночной экономики –11 часов (6 – аудиторные (0,17 з.е.), 5 - само­стоятельно (0,14 з.е.))

Тема 4. Рынок: сущность, функции, структура

Черты рынка. Экономические агенты (рыночные и нерыночные). Экономические интересы. Структура рынка. Элементы рыночной системы. Взаимосвязь рынков. Функции рынка. А. Смит «Принцип невидимой руки».

Тема 5. Конкуренция. Монополия. Олигополия

Конкурен­ция и ее виды. Сущность монополии. Виды монополии. Олигополия. отличительные черты олигополий. Поведение фирмы в условиях совершенной и монополистической конкуренции. Ценовая дискриминация. Барьеры входа и выхода (в отрасли).

Тема 6. Спрос и предложение. Рыночное равновесие

Закон предложения. Закон спро­са. Факторы, влияющие на спрос и предложение. Эластичность спроса и предложения. Равновесие. Равновесная цена. Излишки по­требителя и производителя.

МОДУЛЬ 3. Теория предельной полезности и покупательского поведения – 11 часов (6 – аудиторные (0,17 з.е.), 5 - само­стоятельно (0,14 з.е.))

Тема 7. Покупательское поведение и бюджетное ограничение покупателя

Потребительский выбор. Рациональный выбор потребителя. Эффект замещения и эффект дохода. Компромисс индивида меж­ду потреблением и досугом. Взаимодополняемость и взаимозаменяемость благ.

Тема 8. Предельная полезность и кривые безразличия

Предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности. Общая полезность. Смысл кривых безразличия.

МОДУЛЬ 4. Предприятие в системе рыночных отношений –11 часов (6 – аудиторные (0,17 з.е.), 5 - само­стоятельно (0,14 з.е.))

Тема 9. Основные формы предприятий. Поведение предприятия в условиях рынка

Понятие предприятия. Формы предприятий. Внешняя и внутренняя среда. Диверсификация, концентрация и централизация производства. Открытие и закрытие предприятий. Санация и банкротство. Риски и экономическая безопасность.

Тема 10. Производство и издержки

Издержки. Виды издержек в краткосрочном и долгосрочном периоде. Пере­менные и постоянные издержки. Общие, средние и предельные величины издержек. Отдача от масштаба производства (снижающаяся повышающаяся, неизменная).

Тема 11. Основные показатели деятельности предприятия

Номинальные и реальные величины. Приведенная (дисконтированная стоимость). Выручка. Виды выручки. Прибыль. Виды прибыли.

МОДУЛЬ 5. Макроэкономическое равновесие и система национальных счетов 11 часов (6 – аудиторные (0,17 з.е.), 5 - само­стоятельно (0,14 з.е.))

Тема 12. Макроэкономическое равновесие. Модели макроэкономического равновесия

Сущность и обеспечение макроэкономического равновесия. Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения (AD – AS). Сбережение, потребление, инвестиции.

Тема 13. Макроэкономические показатели. Система национальных счетов

Общественное воспроизводство. Ре­зидентные и нерезидентные институциональные еди­ницы. Макроэкономические показатели: валовой внут­ренний продукт (производство, распределение и по­требление), личный располагаемый доход, конечное потребление. Инве­стиции. Национальное богатство.

Тема 14. Цикличность как всеобщая форма экономической динамики

Классификация и периодичность кризисов. Особенности в подходах к проблеме циклов. Экономический кризис России (80-90гг.). Технологические уклады и длинные волны. Стабилизационные программы.

МОДУЛЬ 6. Труд. Занятость. Безработица – 11 часов (6 – аудиторные (0,17 з.е.), 5 - само­стоятельно (0,14 з.е.))

Тема 15. Содержание и оплата труда

Сущность труда. Рынок труда. Трудовые отношения. Трудовые ресурсы. Ра­бочая сила. Производительность труда. Экономические основы заработной платы. Основные типы системы заработной пла­ты.

Тема 16. Миграция трудовых ресурсов

Сущность миграции. Виды миграции. Причины миграции.

Тема 17. Безработица

Понятие и виды безработицы. Причины и последствия безработицы. Показатели, характеризующие уровень безработицы. Методы Борьбы с безработицей.

МОДУЛЬ 7. Деньги и инфляция – 11 часов (6 – аудиторные (0,17 з.е.), 5 - само­стоятельно (0,14 з.е.))

Тема 18. Основные понятия, функции, виды и происхождение денег

Понятие денег. История происхождения денег. Функции и виды денег.

Тема 19. Денежная масса и денежное обращение

Денежная масса. Денежное обращение (М.Фридман). Сеньораж, количественная теория денег. Количество денег в обращении.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Гуманитарный социальный и экономический цикл (1)

    Документ
    ГУМАНИТАРНЫЙ, СОЦИАЛЬНЫЙ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙЦИКЛ Аннотация рабочей программы дисциплины Иностранный ... лет. Задачи дисциплины: ● понимание студентом социально-экономических, инженерно-технических и культурно-эстетических факторов ...
  2. Гуманитарный социальный и экономический цикл дисциплин аннотация программы дисциплины «иностранный язык»

    Документ
    Приложение 3 ГУМАНИТАРНЫЙ, СОЦИАЛЬНЫЙ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙЦИКЛ ДИСЦИПЛИН Аннотация программы дисциплины ... ООП: Дисциплина «Экономическая теория» относиться к блоку дисциплин Гуманитарного, социального и экономическогоцикла, является составной частью ...
  3. Гуманитарный социальный и экономический цикла аннотация дисциплины " история "

    Документ
    Форма 2 АННОТАЦИИ ДИСЦИПЛИН УЧЕБНОГО ПЛАНА Гуманитарный, социальный и экономическийцикла Аннотация дисциплины "История " 1. Цели и задачи ...
  4. Гуманитарный социальный и экономический цикл дисциплин ооп впо по направлению подготовки 080200 62 «менеджмент» профиль 080200 62 04 «маркетинг» аннотация программы дисциплины

    Документ
    Приложение 3.1 ГУМАНИТАРНЫЙ, СОЦИАЛЬНЫЙ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙЦИКЛ ДИСЦИПЛИН ООП ВПО ПО НАПРАВЛЕНИЮ ... как обязательная дисциплина федерального компонента цикла общегуманитарных и социально-экономических дисциплин в государственном образовательном стандарте ...
  5. Гуманитарный социальный и экономический цикл

    Краткое содержание
    ... Наименование Часов По ЗЕТ Всего Б.1 Гуманитарный, социальный и экономическийцикл 25 900 Б.1.Б Базовая часть ... основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач. Преподавание ...
  6. Гуманитарный социальный и экономический цикл (с1) базовая часть (с1 б ) аннотация дисциплины история

    Самостоятельная работа
    ПРИЛОЖЕНИЕ 4 ГУМАНИТАРНЫЙ, СОЦИАЛЬНЫЙ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙЦИКЛ (С1) Базовая часть (С1.Б.) Аннотация ... -7); использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК ...

Другие похожие документы..