textarchive.ru

Главная > Доклад


Федерaльное aгентство по обрaзовaнию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«МАТИ» — Российский государственный

технологический университет

имени К.Э. Циолковского

Доклад ректора

об итогах работы университета

в 2007—2008 учебном году

и задачи на новый учебный год

Москва 2008

«МАТИ» — Российский государственный технологический университет имени К. Э. Циолковского является одним из многих вузов системы высшей школы России. В этой связи, подводя итоги деятельности университета в прошедшем учебном году и, тем более, строя планы на будущее, мы должны учитывать те преобразования, которым подвергается система высшего образования страны.

2007—2008 учебный год стал переломным в череде реформ, которые планировались с целью модернизации отечественной высшей школы. Многие нововведения, давно обсуждаемые общественностью, профессорско-преподавательскими кадрами, открыто критикуемые Союзом ректоров России, получили законодательную силу в виде многочисленных изменений в законы РФ «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и ряд других.

Государственная Дума при одобрении Совета Федерации 24 октября 2007 г. приняла Федеральный закон, устанавливающий в России двухуровневую систему высшего профессионального образования. Такой закон был вполне ожидаем и, в принципе, МАТИ давно реализует двухуровневую систему образования, выпуская бакалавров, магистров и, главное, специалистов. Именно специалисты с дипломом МАТИ наиболее востребованы в аэрокосмическом комплексе, различных отраслях промышленности и других сферах экономики. Специалисты — технологи — вот основная движущая сила огромного спектра отраслей, развитие которых сегодня обуславливает вхождение Росси в число развитых стран, ориентированных на инновационную экономику знаний. Однако до настоящего времени документального подтверждения того, по каким специальностям вузам будет разрешено вести подготовку специалистов — нет. При наметившейся тенденции подготовка в МАТИ будет идти преимущественно по уровням: бакалавр, магистр. Причем, следует ожидать ограничения числа бюджетных мест в магистратуре.

В такой ситуации мы обязаны готовить бакалавров так, чтобы они оправдали ожидания наших потребителей — базовые предприятия аэрокосмической и других отраслей промышленности. Сложностей при этом не избежать. Но единственно верный выход — при формировании учебных планов, организации учебного процесса прислушиваться к мнению потенциальных работодателей, ориентироваться на их запросы в знаниях, умениях, навыках молодых специалистов. В этом можно полагаться на то конструктивное, что есть в новых «изменениях», внесенных в законодательную базу РФ.

Законом РФ от 1 декабря 2007 г. объединениям работодателей предоставлены права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования, в том числе в разработке государственных образовательных стандартов и разработке федеральных государственных требований к дополнительным профессиональным образовательным программам, формировании перечней направлений подготовки (специальностей) профессионального образования, государственной аккредитации образовательных учреждений. В соответствии с этим законом наши потребители становятся участниками процесса подготовки специалиста. Именно в условиях такого тесного сотрудничества с нашими многолетними партнерами мы сможем частично преодолеть проблемы перехода на двухуровневую систему, сохранить качество образования, имидж выпускника МАТИ.

Серьезная угроза качеству образования связана с введением в законодательную базу системы образования России изменений, касающихся единого государственного экзамена (ЕГЭ) в качестве государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы (ОП) среднего (полного) общего образования, а также как результаты вступительных испытаний в образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования. В течение последних лет в порядке эксперимента мы принимали абитуриентов с результатами ЕГЭ по отдельным дисциплинам. Этот опыт уже сегодня позволяет констатировать, что уровень подготовки абитуриентов, сдававших ЕГЭ, не вполне соответствует требованиям высшей школы вообще и МАТИ, в частности. С 1 января 2009 года прием в вузы будет проводиться исключительно по результатам ЕГЭ. В этих условиях обеспечение качества образования становится по сути дела проблемой исключительно самого вуза. Чтобы обеспечить высокопрофессиональную подготовку наших выпускников, отвечающую современным требованиям, нам придется по-новому строить образовательный процесс, компенсируя те пробелы в знаниях, которые неизбежно связаны с «натаскиванием» абитуриентов к сдаче ЕГЭ. Особенно это касается образовательного процесса на кафедрах, осуществляющих подготовку по дисциплинам, по которым введены ЕГЭ. Здесь следует внедрять такие инновационные технологии обучения, которые бы позволили преодолеть намечающийся разрыв между базовыми знаниями первокурсников и требованиями федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОСов).

3 декабря 2007 г. подписан Президентом В. В. Путиным Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта». Данный закон не предполагает деления ФГОС на такие компоненты как федеральный, региональный и вузовский. Вместо этого учет региональных особенностей и особенностей вуза предлагается реализовывать за счёт вариативной части образовательной программы. ФГОС базируются на новой интерпретации целей, результатов ВПО и способов их оценки, а также на новых технологиях обучения (компетентностном подходе, системе зачетных единиц и балльно-рейтинговой системе, внедрении электронных образовательных ресурсов и др.). В соответствии с новым законом ФГОС включает в себя требования к:

— результатам освоения основных образовательных программ (ООП), то есть требования к общим, социальным, профессиональным компетенциям, приобретаемым выпускниками в результате обучения;

— структуре ООП, то есть к соотношению составных частей ООП, включая соотношение объемов обязательных и вариативных компонент ООП;

— условиям реализации ООП.

При этом основную часть стандарта занимает описание компетенций. Полагают, что именно благодаря ФГОС впервые в системе образования внедрен компетентностный подход, который является важнейшим условием повышения качества российского образования. Возможно, в этом есть новации для каких-либо направлений подготовки, университетов, но не для МАТИ. Технологическое образование во всей многогранности этого понятия невозможно без приобретения конкретных компетенций, без непременного сочетания теории с практикой, как базиса интеграции образования, науки и производственного сектора экономики. И эти наши многолетние традиции формирования компетенций выпускников в тесном содружестве с потребителями наших образовательных услуг необходимо сохранять и, естественно, развивать, используя все возможности, которые предоставляет новый подход к организации образовательной деятельности.

Еще одним документом в сфере системной модернизации высшего образования стал Указ Президента Д. А. Медведева «О федеральных университетах» от 7 мая 2008 г., согласно которому планируется формирование сети федеральных университетов — высших учебных заведений, обеспечивающих высокий уровень образовательного процесса, исследовательских и технологических разработок. Федеральные университеты создаются как интегрированные комплексы образования, науки и бизнеса в рамках реализации Приоритетного национального проекта «Образование» и ориентированы, в первую очередь, на подготовку кадров для крупных инновационных проектов, подготовку ученых, способных развивать современные технологии.

Такие федеральные университеты, как полигоны для модернизации высшего образования, были созданы в конце 2006 года в Сибирском и Южном федеральных округах путем слияния нескольких университетов. Непродолжительный, но весьма положительный, опыт работы этих университетов способствовал тому, что ректоры Московского и Санкт-Петербургского государственных университетов обратились к высшей власти страны с идеей о приобретении двумя вузами статуса «федеральный университет» и получении финансовых и прочих привилегий. Остается открытым вопрос о создании Федерального ядерного университета на базе Московского инженерно-физического института, где будут готовить специалистов всех уровней для работы в отечественном атомном энергокомплексе, а также о придании статуса «федеральный университет» Московскому институту стали и сплавов. Приморский край и Кемеровская область обратились в Федеральное агентство по образованию с предложением создать в этих регионах федеральные университеты. В свою очередь, вузовская общественность уверена, что новый статус лишь предоставит университетам большую автономию. Однако, взамен на финансовые, хозяйственные и академические свободы правительство предлагает изменить процедуру выборов руководителей университетов. Отныне их должен будет назначать не Ученый совет вуза, а непосредственно Кабинет Министров. По сути дела основная цель создания федеральных университетов не нова — выделение ведущих вузов, пользующихся государственной поддержкой. И это уже не первая попытка дискриминации российских вузов и лишения их демократической системы выбора ректора.

На основании анализа современных тенденций реформирования высшей школы России и поставленных перед ней стратегических задач можно констатировать, что в долгосрочный перспективе до 2020 г. следует ожидать:

— реализации новой модели образования;

— широкого использования инновационных технологий в образовании;

— развития массового бакалавриата и элитной подготовки в магистратуре;

— создания сети из Федеральных университетов, пользующихся приоритетной государственной поддержкой.

В кратко— и среднесрочной перспективе до 2012 г. высшую школу ожидаетреализация Национального проекта «Образование» и законодательных актов о переходе на новые государственные образовательные стандарты (ФГОСы), что призвано обеспечить баланс фундаментальности образования и его эффективного использования на практике. Это закреплено в новом Типовом Положении о вузе, утвержденном постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2008г.

Для того чтобы МАТИ пройти все этапы модернизации российской высшей школы, не снижая качества образования, не разрушая привлекательности имиджа университета в глазах наших коллег по научно-производственной деятельности и потребителей наших образовательных услуг, необходимо преодолеть стоящие перед нами неизбежные трудности, к которым, в первую очередь, следует отнести:

— дефицит преподавательских и управленческих кадров, особенно молодых;

— отсутствие опыта по разработке основных элементов ООП ВПО в новом формате у факультетов, кафедр и ведущих преподавателей;

— недостаточный уровень подготовки у абитуриентов, который будет снижен еще в связи с законодательным введением ЕГЭ;

— низкую активность в обучении и повышении квалификации ППС МАТИ по разработке ООП ВПО и методических материалов в соответствии с новыми ФГОС;

— слабую подготовленность к разработке содержания для инновационных технологий обучения, в том числе Интернет-технологий (электронных учебных материалов, тестовых заданий) для очной формы обучения;

— недостаточное техническое оснащение факультетских и вузовских аудиторий и лабораторий для реализации инновационных технологий обучения.

Решение этих проблем требует от каждого из нас на своем месте высокого профессионализма, ответственности перед сегодняшними и будущими поколениями молодых людей, которые вручают нам свою судьбу, поступая в МАТИ. На нас лежит ответственность за будущее МАТИ как самостоятельного многопрофильного технологического университета перед теми поколениями наших коллег, которые в течение более чем 75 лет создавали и развивали МАТИ.

Прошедший 2007/2008 учебный год начинался чередой праздничных мероприятий, посвященных юбилею МАТИ. Прозвучавшие с юбилейных трибун слова признательности наших коллег, партнеров по научно-производственной деятельности, выпускников стали дополнительным стимулом повышения работоспособности всего коллектива. И сегодня можно констатировать, что задачи, поставленные на 2007/2008 учебный год Концепцией развития университета и Ученым советом перед коллективом МАТИ, в основном выполнены.

В предлагаемом докладе приведены результаты работы по основным направлениям деятельности вуза за отчетный период.

1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Решение многих проблем современной системы высшего профессионального образования, обусловливающих необходимость модернизации его организационных форм, содержания и целей, и возможности адекватных ответов на возникающие вызовы в значительной степени связаны с организацией и совершенствованием учебной и методической работы. Учебно-методи­чес­кая работа в нашем университете в 2007/08 году проводилась с учетом изменяющихся требований законодательства, органов управления и общества в целом, экономических и демографических условий в нем, обострения конкуренции на рынке образовательных услуг, особенно между техническими и технологическими вузами в Московском регионе. В соответствие с этим, кроме текущей работы по организации, планированию, координации и поддержке учебного процесса и его методического обеспечения и управления, планировались и проводились мероприятия, направленные на решение задач стратегического развития университета как одного из ведущих технологических высших учебных заведений России.

МАТИ, подтверждая свой статус университета, предлагает абитуриентам все расширяющийся спектр основных образовательных программ высшего профессионального образования (ООП ВПО), подавляющее большинство которых имеют государственную аккредитацию. Очевидно, что успешная реализация и совершенствование образовательного процесса при этом невозможна без его кадрового обеспечения, методического сопровождения и материального оснащения.

1.1. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Несмотря на существующие трудности, штаты профессорско-преподавательского состава в университете укомплектованы полностью. По состоянию на начало 2008 г. Численность профессорско-преподавательского состава (ППС) составляла 1216 человек, из которых с учеными степенями и званиями 785 человек (64,6 %), в том числе докторов наук, профессоров — 237 (19,5 %) и кандидатов наук, доцентов — 548 (45,1 %). При этом количество штатных преподавателей составляло 779 человек, из которых с учеными степенями и званиями — 471 (60,5 %), в том числе докторов наук, профессоров — 118 (15,2 %) и кандидатов наук, доцентов — 353 (45,3 %), а штатных совместителей — 437 человек, из которых с учеными степенями и званиями — 314 (71,9 %), в том числе докторов наук, профессоров — 119 (27,2 %) и кандидатов наук, доцентов — 195 (44,7 %). Следует обратить внимание на показатель доли преподавателей со степенями в целом по университету, который близок к нижней границе аккредитационного показателя для университетов (60,5 %). Этот показатель неравномерен по кафедрам. Хуже всего дела обстоят на кафедрах ТПЭЛА (48,7 %), УАА (55,0), ФиСК (53,3), ДОУиПЛ (42,3), несколько выше, но ниже норматива, доля ППС со степенями на кафедрах Физика (59,0 %), ИЛА (59,4), ТОМПВЭ (57,7 %), ГМУП и П (58,9 %) и СиГД(59,0 %). Процент докторов наук и/или профессоров в целом по большинству кафедр соответствует нормативам, за исключением кафедры СМИГ, где профессора без степени доктора занимают 1,75 ставки.

Расчет и распределение госбюджетных ставок ППС по кафедрам на 2007/08 учебный год и на следующий год, как и ранее, осуществлялись по методике, утвержденной Ученым советом университета в соответствующем Положении. При расчете по данной методике учитывается общая трудоемкость преподаваемых кафедрой дисциплин и количество бюджетных студентов, обучающихся по этим дисциплинам. При этом студенты платной формы обучения не учитываются, а по их количеству и объему преподаваемых дисциплин рассчитывается численность штатов ППС кафедр, которые должны финансироваться из средств за обучение в соответствие со сметой расходования этих средств. В настоящее время общая расчетная численность таких штатных единиц ППС приближается к 100. Однако по результатам расчетов, выполненных в научно-методическом отделе учебно-методического управления, средний размер фонда оплаты труда, приходящий на кафедру на одну внебюджетную штатную единицу, при существующей системе распределения средств за обучение составляет величину порядка 3 тыс. рублей в месяц, что значительно ниже, чем оплата в соответствии с бюджетом. Очевидно, что приведенные расчеты свидетельствуют о необходимости анализа эффективности существующей системы распределения средств, полученных за счет оказания платных образовательных услуг при реализации основных образовательных программ, и ее совершенствования.

Базовое образование преподавателей университета в целом соответствует профилю кафедр. Преподаватели кафедр общих гуманитарных и социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин имеют, в большинстве, базовое университетское образование, а преподаватели профилирующих кафедр — соответствующее высшее профессиональное образование.

Должности ППС замещаются по конкурсу с последующим заключением контрактов. В исключительных случаях, регламентированных инструктивным письмом № 95-141 ин, 25-22 от 30.12.02, и связанных с необходимостью обеспечения непрерывности образовательного процесса, заключается контракт с последующим прохождением по конкурсу. Оформление на штатные должности, внутреннего и внешнего совместительства, почасовой оплаты профессорско-преподавательского состава осуществляется в строгом соответствии с требованиями российского законодательства, документами руководящих организаций.

Важнейшей задачей в кадровом обеспечении учебной и методической работы в университете было и остается привлечение молодых квалифицированных специалистов к преподавательской работе. Количество молодых преподавателей (до 30 лет), работающих в университете в настоящее время, составляет 75 человек, большинство которых являются выпускниками МАТИ.

Положительным моментом в состоянии кадрового потенциала университета является наметившаяся тенденция к некоторому уменьшению среднего возраста преподавателей. При этом, в условиях осуществляемой в стране модернизации высшего образования, необходимости поддержания конкурентоспособности университета, в связи с предстоящим переходом преимущественно на 2-х уровневое высшее профессиональное образование, разработкой и введением в действие Федеральных государственных стандартов 3-го поколения (ФГОС-3) с реализацией компетентностной модели ВПО, а также с необходимостью повсеместного внедрения в учебный процесс инновационных и информационных технологий, в том числе Интернет-технологий обучения, особую актуальность приобретает организация системы повышения квалификации и переподготовки ППС.

Уже третий год Федеральное агентство по образованию целенаправленно выделяет дополнительное бюджетное финансирование на повышение квалификации и переподготовки преподавателей в других вузах. На этот год такие средства выделены в соответствие с приказом №2270 от 10.12.07 «О повышении квалификации в 2008 г. ППС вузов». Если в прошлые годы эти средства использовались неполностью, то в этом учебном году, благодаря активной работе отдела штатного расписания и повышения квалификации ППС учебно-методического управления, все выделяемые финансовые средства эффективно используются, и даже начинает проявляться конкуренция за включение ППС в план повышения квалификации. Активное участие в повышении квалификации приняли сотрудники кафедр «ТОМД», «УКС», «ТИАС», «ДЛАиТ», «ТОМПВЭ», «ОХ, ФХКМ», «ПЭиБП», «ГМУ, ПиП», «СиГД», и др. Преподаватели прошли обучение на базе различных российских вузов (СГАТУ, ДВГТУ, УГУ, МГТУ им. Баумана, ТПУ, ДВПИ им. В. В. Куйбышева, МИПК РЭА им. Г. В. Плеханова). При этом следует отметить возросший интерес и понимание необходимости повышения профессионального и квалификационного уровня ППС на большинстве кафедр, проявляющийся в том, что кафедры начинают вкладывать собственные средства в повышение квалификации своих сотрудников.

Так, повышение квалификации по математическим, естественнонаучным, социально-экономическим и гуманитарным дисциплинам за счет собственных средств кафедр прошли 23 преподавателя кафедр «УКС», «УАА», «ИЯ», «ПЭиБП» и «Эк» в ведущих вузах и на предприятиях соответствующего профиля (СПбГЭТУ «ЛЭТИ», ИПК МГУ им. М. В. Ломоносова, ГОУ ДПО «МИЭИ», СПЦ НТИ «Прогресс» и др.). На этом фоне практически не видна работа факультета повышения квалификации преподавателей университета, который имеет соответствующие лицензии и аккредитацию, финансируется за счет государственного бюджета и должен быть инициатором работы по повышению квалификации ППС в соответствии со своим статусом.

В связи с улучшением экономической ситуации в стране, увеличением финансирования промышленных предприятий и началом оживления машиностроительного производства в отраслях, которые МАТИ традиционно обеспечивает профильными для него выпускниками, актуальным и перспективным направлением является помощь кафедрам в оформлении и реализации коллективных и индивидуальных договоров по оказанию дополнительных платных образовательных услуг по повышению квалификации и профессиональной переподготовке руководящих и инженерно-технических работников по лицензированным специальностям и направлениям подготовки. Этим вопросом активно занимается отдел штатного расписания и повышения квалификации учебно-методического управления. Выложенные на сайте университета программы повышения квалификации и переподготовки постоянно привлекают внимание, особенно те, которые связаны с компьютерными технологиями, моделированием и информатикой. За отчетный год приобретен опыт в организации обучения, которое проводилось на базе кафедр «ТИАС», «УКС». Запросы от предприятий авиационного профиля о повышении квалификации их сотрудников получены кафедрами «Кибернетика», «ИТ», «ЭИИС» и «ОХ, ФиХКМ». Учебно-методическое управление регулярно обновляет и расширяет объем информации о реализуемых кафедрами программах повышения квалификации и переподготовки специалистов, что позволит к новому учебному году сформировать банк данных о наиболее перспективных и востребованных программах.

К сожалению, не все кафедры серьезно относятся к подготовке подробных информационных материалов о содержании таких программ для представления на сайте и в других рекламных материалах университета. Именно такая централизованная система привлечения слушателей через информационные ресурсы университета сейчас становится наиболее эффективной и востребована потенциальными потребителями. Развитие таких форм дополнительного профессионального образования может быть для кафедр серьезным источником финансирования и стимулом для подготовки наиболее востребованных и актуальных курсов, в том числе в форме электронных образовательных ресурсов, что активно реализуется во многих других вузах. Наиболее активно включились в этот вид работы и составили соответствующие программы кафедры «ТСП», «ТПДЛА», «ТПЛА», «ММК», «МИТОМ», «ОХ,ФиХКМ», «ИТ», «УИ», «ПМен», «ЭИИС», «Марк», «СИУП», «УКС», «ВМ», «ПЭиБП».

1.2. Развитие системы



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Курс лекций по дисциплине «правоведение»

    Курс лекций
    ... время налоговое законодательство классифицируется на федерaльное, региональное и муниципanьное законодательство. Федеральное ... правовыми актами органов местного сaмоуправления федерaльное бюджетное законодатeльство составляет единую правовую ...

Другие похожие документы..