textarchive.ru

Главная > Книга


Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким).

Слова

в дни памяти особо чтимых святых.

Книга IV.

По благословению Святейшего Патриарха

Московского и всея Руси Алексия II.

Издательский Совет Русской Православной Церкви.

Содержание.

◦ Слово на Зачатие святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (23 сентября/6 октября).

◦ Слово о Преподобном Сергии, игумене Радонежском (25 сентября/8 октября).

◦ Слово о кресте патриаршего служения в день памяти священномученика Тихона, Патриарха Всероссийского (26 сентября/9 октября).

◦ Слово в день памяти преподобного Харитона Исповедника (28 сентября/11 октября).

◦ Слово в день памяти преподобных Кирилла и Марии, родителей Преподобного Сергия Радонежского. О Таинстве Брака  (28 сентября/11 октября).

◦ Слово в день памяти святителя Михаила, первого митрополита Киевского и всея Руси  (30 сентября/13 октября).

◦ Слово в день памяти святого Апостола Фомы. Об истории христианства в Средней Азии (6/19 октября).

◦ Слово в день памяти преподобного Никона, игумена Радонежского (17/30 ноября).

◦ Слово в день памяти святого Апостола и евангелиста Луки (18/31 октября).

◦ Слово в день памяти святого великомученика Димитрия Солунского (26 октября/8 ноября).

◦ Слово в день памяти святого благоверного князя Александра Невского (23 ноября/6 декабря).

◦ Слово в день памяти Святителя и Чудотворца Николая (6/19 декабря).

◦ Слово в день памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского (20 декабря/2 января).

◦ Слово в день памяти святителя Петра, митрополита Московского, и всея России чудотворца  (21 декабря/3 января).

◦ Слово в день памяти блаженной Ксении Петербургской (24 января/6 февраля).

◦ Слово в день памяти священномученика Владимира (Богоявленского), митрополита Киевского и Галицкого (25 января/7 февраля).

◦ Слово в день памяти святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси (12/25 февраля).

Слово

на Зачатие святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

(23 сентября/6 октября)

Неплоды днесь плод священный зачинает, иже напоследок все неплодие душ секирою мысленною отсещи хотяще благодатию.

Из Минеи на 23 сентября

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие во Христе братья и сестры!

Слава родителей – в их детях. Настоящий отец и настоящая мать всем сердцем желают, чтобы их ребенок стал лучше и выше их, чтобы рожденный ими был счастлив. Но в чем оно, счастье человеческое? Поколение за поколением уходят в иной мир, а их земные богатства и удовольствия, честь и власть превращаются в прах. Неразумны родители, хотящие для детей своих только благ смертных, ибо истинное счастье человека – в вечности Господней. Разумен, мудр и богомудр был праведный Захария, отец святого Иоанна Предтечи. Поэтому возрадовался он великой радостью, услышав от Архангела, что ребенок его рождается для вечного счастья, – сын твой будет велик пред Господом... и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей (Лк. 1, 15).

Слепому материалистическому рассудку судьба святого Предтечи покажется жалкой и убогой. Он не имел ничего из тех безделушек, коими тешится смертный мир: ни вкусной пищи, ни хмельного питья, ни уютного дома, ни женской ласки. Его уделом было раннее сиротство, пустынничество, мученичество. Он был счастлив – счастьем не земным, а Небесным. Он был велик не пред людьми – а пред Богом. Сам Сын Божий и Человеческий, Спаситель мира Иисус Христос засвидетельствовал о нем: Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя (Мф. 11, 11).

Когда родители жалуются на дурное поведение детей, они прежде всего должны спросить самих себя: были ли мы чисты и добры, чтобы дети наши могли унаследовать эти качества? Достойны ли мы высокого дара Божия – в конце жизни обрести в наших детях опору, радость и славу?

Праведные Захария и Елисавета были достойны иметь такого сына, как Креститель Господень. Отцу его Святая Церковь воспевает: Житие твое непорочно обретеся, священства украсися одеждою, и пророчества светоносными сиянии, богоглаголиве блаженне. И матери его говорит церковное песнопение: Нелицемерную любовь к Богу, нелицемерную любовь к ближним имела еси, в заповедях Господних ходя, многославная Елисавето, плод се веры твоея бысть.

Стремление любить и быть любимым заложено Всевышним Творцом в саму природу человека. Естественна любовь между родными, супругами, друзьями. Такая природная любовь может стать ступенькой к любви Божественной: расширяясь, она объемлет все человечество и поднимается до любви к Небесному Отцу, Всесовершенному и Вселюбящему. Это – путь в счастливое бессмертие, в вечное Отчее Царство любимых и любящих. Но увы! Ныне мы живем в мрачные времена, когда даже естественная любовь слабеет, подвергается поруганию, уничтожается.

Поклонники Истинного Бога всегда почитали рождение детей священным деянием. Еще прародителям нашим Адаму и Еве заповедал Всевышний: Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею (Быт. 1, 28). Рождение каждого человека – это дивное чудо, подобное созданию новой вселенной, явление в мир новой души. И родители ребенка творят это чудо вместе с Небесным Творцом. Во времена Ветхого Завела, когда носителями истинной веры были иудеи, этот народ видел в рождении детей благословение свыше. А бездетность, бесплодие для супругов считалось проклятием и позором, карой Божией за их грехи.

Добродетельная жизнь праведных Захарии и Елисаветы протекала у всех на глазах. Но у этой супружеской четы не было детей. И иудеи смотрели на них с подозрением, шептались: должно быть, в этих двоих есть какая-то тайная порочность, иначе зачем же их казнит Господь бесплодием? Но не казнью то было, а испытанием. Святые супруги происходили из знатных иудейских родов: праведный Захария был знаменитый священник, один из первых среди служителей Иерусалимского храма. Однако стыд бездетности, поношение от людей не позволяли этой чете впасть в тщеславие. Горьким лекарством безвинной вины Бог учил избранников Своих смиряться. И они смирились со своей бедой, со своим позором. Уже и надежды не оставалось у них: супруги состарились, давно миновало то время, когда по законам природы они могли иметь ребенка. Но тем большей честью и славой от Господа Правосудного сбылось не просто зачатие ребенка, а зачатие чудесное, рождение не просто сына, а духоносца, великого пред Богом.

Зачатие сына предрек святому Захарии один из высочайших духов Света, Архангел Гавриил – тот же Небесный Архистратиг, который затем благовествовал Пресвятой Деве Марии непорочное зачатие Спасителя мира. По слову святителя Амвросия Медиоланского, «рождение Предтечи долженствовало приготовить к Рождеству Мессии. За одним, меньшим чудом должно было следовать другое, большее. Необходимо было Иоанну Крестителю родиться от неплодной матери, чтобы люди приготовились видеть рождение Спасителя от безмужней Непорочной Девы».

Праведные Захария и Елисавета смиренно таили от людей дарованное им в старости разрешение бесплодия до самого рождения сына. А когда тайное стало явью, те же сплетники, которые прежде поносили святых супругов, изумились и преклонились пред явной к ним милостью Божией. Охваченные благоговейным страхом, люди спрашивали: кем же станет чудесное это дитя? И праведный Захария, исполненный пророческого духа, предрек будущее своего сына: Ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему, дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их, по благоутробному милосердию Бога нашего, которым посетил нас Восток свыше, просветить сидящих во тьме и сени смертной, направить ноги наши на путь мира (Лк. 1, 76–79).

Людям Ветхого Завета еще не было даровано спасительное Искупление, вводящее верных в Царство Небесное. Им не было дано глубокое знание Божественной Истины: тайны Господни они прозревали еще как бы сквозь тусклое стекло,гадательно (1 Кор. 13, 12). Но во многих добродетелях были тверды древние иудеи. Они понимали священный смысл продолжения рода, явления на землю новых поколений. Они умели радоваться рождению детей и благодарить за этот дивный дар Всевышнего. Они умели любить столь драгоценных своих детей, и те платили родителям благодарной любовью.

А что мы видим теперь – через две тысячи лет после того, как воссияла людям Любовь Божественная, просветил человечество Свет Христов? Что происходит в России, на протяжении многих веков бывшей оплотом Христова Православия? Мы видим, как в загрубевших, оскверненных грехом сердцах гаснет даже простейшая естественная любовь. Рвется связь поколений: родители восстают на детей, дети – на родителей. Там, где должна царить светлая любовь, водворяется гнусная ненависть. Хуже того: не только блудливые парочки, но иногда даже законные супруги смотрят на детей как на «нежелательный побочный продукт» физического удовольствия. По стране бродят миллионы несчастных беспризорных детей, забытых отцами и матерями, растлеваемых, катящихся в бездну. «Нежеланных» младенцев бросают прямо в роддомах, изначально обрекая их на сиротство. Самое страшное: идет массовое и узаконенное убийство детей в материнских утробах, буднично прикрытое жестоким словом «аборт». За этими чудовищными преступлениями против Закона Божия и чувств человеческих с неизбежностью следует кара несчастной стране: началось вымирание русского народа.

Небесный Отец благословил союз мужчины и женщины не для пошлых развлечений, не для грязного блуда, а для счастья высокого и истинного. Богоустановленный честной брак есть чудо, тайна и Таинство, в котором соединяются не только тела, но прежде всего души двух любящих. Так, праведных Захарию и Елисавету именует Церковь «блаженной двоицей» и воспевает им: Якоже на двоих скрижалех иногда заповеди Своя изобрази Бог, тако благодатию Своею вас просвети, блаженный Захарие со Елисаветою, яко в заповедех Его ходити вам без порока. А когда из плоти и крови благочестивых супругов Бог благоволит создать им ребенка, когда к священной «двоице» присоединяется третий, – это уже образ Троической Божественной Любви. Недаром преподобный Григорий Новый в знаменитом своем видении узрел, как в Царство Небесное вступает «полк благоверных супругов в одеждах из розовых лепестков».

Блаженства совершенного супружеского единения, счастья сбыться «блаженной двоицей» лишают себя те, кто, точно навозные мухи, сцепляются лишь для того, чтобы осквернить друг друга и разлететься в разные стороны. Несчастные блудники не понимают, что обкрадывают самих себя: им никогда не узнать высоких и чистых радостей супружеской любви. Увы! В России это обкрадывание высоких чувств имеет давнюю историю: прежде – на уровне государственной идеологии, в наши дни – при государственном попустительстве и «спонсировании».

Тотальный атеизм в СССР стремился лишить брак его священного смысла. Но в те времена многие супружеские пары хранили хотя бы естественную взаимную любовь и верность. Теперь на смену бездуховному «диалектическому материализму» пришел антидуховный «грязный материализм». «Воинствующее безбожие» сменилось «воинствующей похабщиной». Средства массовой информации заполнились пропагандой всех видов смертного греха: бесстыжей наживы, насилия и разврата. Этот грязевой поток обрушился на сознание народа, и без того обезбоженного тоталитарно-атеистическим режимом. Результатом стало растление общества и разрушение даже элементарных семейных устоев. В вымирании русского народа сбываются слова святителя Иоанна Златоуста: «Когда разрушатся семьи – падут города и низвергнутся государства».

Новоявленные «демократы» принесли с Запада отнюдь не новейшие технологии и финансовое благосостояние – в Россию хлынули канализационные стоки аморализма. Западные теоретики блуда изобрели даже целую науку – «сексологию», хотя верна русская поговорка: дурное дело нехитрое. Святую любовь подобные «ученые» низвели до скотской «техники». Святитель Феофан Затворник предупреждал: «Западом и наказывал, и накажет вас Господь» – это предупреждение в очередной раз оправдывается. Теперь российские СМИ отравляют сознание людей, в том числе и беззащитное детское, порнографией и полупорнографией. Понятия добра и зла перевернуты: целомудрие высмеивается, супружеская верность ошельмовывается, прелюбодеяние и блуд представляются «доблестью». При такой тотальной атаке на нравственность нечего удивляться тому, что гаснут чувства отцовства и материнства, пустуют родильные дома российских городов, средний возраст населения приближается к старческому.

Стыдно слушать демагогию политиков о том, что в России якобы утвердились «свобода слова» и «свобода СМИ». Этой свободой, как и самими СМИ, владеет лишь кучка олигархов, которые нанимают продажных журналистов. А медиамагнаты имеют весьма специфический вкус и преследуют весьма специфические цели. Мало того: грязь льется и с телеканалов, считающихся государственными. Хуже того: государство предоставляет финансовую помощь частным СМИ явно «желтого» толка, то есть народными деньгами оплачивается губительное и гибельное растление народа.

Все грехи, все преступления против Закона Божия находятся в одном смысловом ряду – в ряду диавольском. Сегодняшний блудник – это завтрашний насильник и послезавтрашний убийца. Развратным рабом своих страстей был иудейский царь Ирод-старший, «Великий», убивший собственную жену и собственного сына, приказавший умертвить тысячи младенцев в Вифлееме. Прелюбодеем был Ирод-младший, Антипа, вместе со своей преступной сожительницей Иродиадой обрекший на смерть святого Предтечу Господня Иоанна. Современная Россия представляет собою чудовищное «царство Иродово». Здесь уже не тысячи, а миллионы безвинно убиенных младенцев вопиют к Правосудию Божию от земли. Это дети, умерщвленные в материнских утробах.

Даже бессловесные животные любят своих детенышей, готовы собственную жизнь отдать, защищая их от опасности. А люди с развращенным сердцем, рабствуя сатане, умерщвляют кровных детей своих.

Жизнь человека начинается с момента его зачатия. Церковь всегда знала эту истину. Пока вера во Всевышнего определяла сознание общества, убийство младенца во чреве матери считалось страшнейшим уголовным преступлением, за которое карались и беззаконная мать, и «врач»-детоубийца. Когда материализм помрачил человеческий разум, к нерожденным детям стали относиться как к каким-то «зародышам». Но теперь и наука поняла наконец весь ужас аборта. С помощью современных технических средств снят документальный фильм «Немой крик» с жуткими кадрами: беспомощный абортируемый младенец пытается бороться с надвигающейся на него смертью. Однако и свидетельства науки не остановили массового душегубства: множество женщин стекаются в клиники для убийства своих нежеланных детей, и к их услугам – абортмахеры в белых халатах, имеющие наглость называть себя «врачами». Так блудное зачатие ведет к убийству.

Величайший из рожденных женами, Предтеча Господень Иоанн был рожден в честном браке праведной двоицы – не от страсти и похоти, а от чистой супружеской любви. Зачатие его сбылось не только счастьем родителей, а радостью всего народа Божия на все времена, и стало светлым церковным праздником. Ныне Святая Церковь воспевает: Предтечево узрим зачатие, светлое и честное.

Святой Иоанн еще в материнской утробе был исполнен Духа Святого. Когда Пречистая Богородица, готовившаяся стать Матерью Спасителя, посетила праведную Елисавету, младенец Иоанн взыграл во чреве ее (Лк. 1, 41). Так не родившийся еще Предтеча Господень приветствовал еще не рожденного в мир Христа Господа. Об этом засвидетельствованном Евангелием событии Церковь мудрствует: Елисавет зачат Предтечу благодати, Дева же – Господа славы. Целовастеся обе матери, и младенец взыграся внутрь бо раб хваляще Владыку. Удивишеся мати Предтечева начат вопити: откуда мне сие, да Мати Господа моего прииде ко мне? Да спасет люди отчаянныя, имеяй велию милость.

(Память о дне встречи Матери Божией и матери Предтечевой не вошла в свод общецерковных праздников. Однако в находившемся на территории нынешней Среднеазиатской епархии древнем Хорезмийско-Хвалисском архиепископстве отмечался местный «праздник роз», посвященный этой благодатной встрече. По преданию, Пресвятая Дева поднесла в подарок праведной Елисавете розу, – и православные хорезмийцы в день памяти этого события, 4 мая, украшали свои храмы букетами свежих роз. Христиане Хорезма были единственными во всей древней Центральной Азии, кто сумел сохранить Святое Православие неповрежденным от ересей. Православная община этого города погибла вместе со всем народом, когда монголы подвергли Хорезм геноциду. Однако светоч Хорезмийского архиепископства не угас в истории. В современной Молдавии живет тюркский народ гагаузы, исповедующий Православие, – это потомки древних хорезмийцев.)

Недолгим было земное счастье праведных Захарии и Елисаветы – иметь столь долгожданного, столь нежданного и дивного сына. Царь Ирод усмотрел в прославляемом народом ребенке угрозу своей власти и приказал умертвить его. Иродовы воины убили праведного Захарию прямо в храме, между алтарем и жертвенником, кровь мученика навеки впиталась в каменный пол храма. Спасаясь от палачей, праведная Елисавета бежала с младенцем в пустыню – там престарелая мать Предтечи, не выдержав тягот и лишений, вскоре скончалась. Самому святому Иоанну предстояло «жестокое житие» аскета-пустынника, увенчавшееся мученической кончиной от рук палачей Ирода-младшего. Но за все земные страдания Господь приготовил Предтече Своему и праведным его родителям вечное счастье и вечную славу в Царстве Небесном.

О страданиях праведных в смертном мире святитель Григорий Богослов говорит: «Господь испытывает Своих избранных на земле для того, чтобы вознаградить их на Небе, допускает их быть на земле предметом презрения, чтобы после возвысить их до постижения таин несказанных. Попуская праведникам страдать невинно, Господь чрез это желает объяснить нам также и то, что должны будут претерпеть в другой жизни те, которых Он отвергает, какой строгостью Суда поразит Он грешников, если испытывает страданиями жизнь тех, коих Сам он преисполняет похвалами».

Материализм (отвергнутый уже и современной наукой) – это лишь пустое мечтание грешного рассудка, думающего избежать ответственности за содеянное зло. Атеизм никогда не был научным, это религия, мрачная и холодная религия смерти. Грешник верит в атеизм, поскольку его соблазняет надежда: напакостив в этом мире, уйти в небытие, в полное уничтожение личности, в «ничто». Для таковых грозно звучат слова святого Пророка и Крестителя Господня Иоанна: Кто внушил вам бежать от будущего гнева? (Мф. 3, 7). Богозданная душа человека бессмертна, бессмертие праведных – в Небесном блаженстве, бессмертье нечестивых – в адской бездне.

Страшно прожить дарованную Богом земную жизнь и остаться бесплодным. Ветхозаветные иудеи считали проклятием бесплодие телесное, неспособность к деторождению. Не оставить после себя на земле потомков – это действительно плачевно. Но еще несравненно хуже бесплодие духовное. В ветхозаветные времена унижали бесплодных супругов, но и тогда превозносили назореев, предшественников христианского монашества, в чистоте и целомудрии всецело посвящавших себя Всевышнему. Назореи, как и иноки, не имели детей, но приносили плоды духовные: служили образцом высоких добродетелей, молитвою предстательствовали пред Богом ради спасения народа. Благо, вечное благо тем, кто приносит угодный Господу плод: в честном ли браке рождением и воспитанием детей или в аскетической чистоте подвигами благочестия. Но горе, вечное горе бесплодным, являющимся на Страшный суд Господень с пустой и оскверненной душой. Как деревья со сгнившей сердцевиной срубает топор, так и на опустошившие себя души обрушится секира гнева Божия. Об этом предупреждал святой Иоанн Предтеча, говоря: Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь (Мф. 3, 10).

Секирой для бесплодных душ, для бесплодных жизней стала проповедь святого Иоанна. Страшны слова его для нечестивых, для упорствующих во зле и непотребстве. Но та же проповедь величайшего из пророков даровала великую радость и светлейшую надежду заблудшим и падшим, тоскующим по утраченной чистоте и близости к Отцу Небесному. Предтеча Господень возвещал покаяние, а за покаянием следует прощение от Всевышнего.

Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 3, 2) – это возвещал святой Иоанн, с этого же начал благовествовать Сам Христос Спаситель. Близко к нам Царство Небесное! И так немного нужно нам, чтобы обрести дорогу в пресветлое Небо. Только покаяться, осознать мерзость скверных дел и помыслов, омыться искренними слезами от налипшей на наши души грязи, решиться твердо более не оскорблять своим непотребством Вселюбящего Создателя, Отца нашего Бога. Тогда – простит Господь. Простит, как бы велики ни были наши былые грехи или даже преступления. Нужно только искренне покаяться, и все содеянное нами прежде зло, словно крупинка ставшего бессильным яда, без следа растворится в океане Божественного милосердия. Покайтесь, ибо рядом с нами Царство Всевышнего!

Блаженный Августин говорит: «Поелику мрак грехов и ночь неверия покрывали весь мир, и люди не могли взирать на Солнце Правды, то святой Иоанн послан был наперед как светильник, дабы очи сердечные, помраченные злобою до того, что не могли сносить великого и истинного Света, привыкли сперва к слабому сиянию светильника, и тогда уже взирали на Небесный Свет, пришедший к нам во Христе... Если бы Господь и Спаситель наш, Который есть Истинный Свет, не послал наперед блаженного Иоанна как светильник, то целый мир не мог бы снести сияния Света Его». Земное наше отечество долго блуждало во мраке безбожия, наши глаза помутились от смутного времени, мы растеряли даже ветхозаветные добродетели. Да станет же для нас, заблудившихся, Предтеча Господень путеводной свечой, чтобы смогли мы созерцать Сияние Христово. Так да вспомним и вновь обретем полузабытый путь в Отечество Небесное.

При богоборческом режиме СССР многие из нас просто не слышали о религии ничего, кроме атеистических пошлостей. Режим делал попытку объявить «безбожную пятилетку», чтобы народ забыл само слово «Бог», потом один малоумный правитель обещал «показать по телевизору последнего попа». Милосердный Господь опрокинул эти безумные замыслы. Сейчас, несмотря на распространяемый «желтыми» СМИ гнилостный туман, брезжит нам Божественный Свет. Открыты храмы, доступны спасительные Таинства Церкви, можно питать разум и сердце духовными книгами, хотя и не из СМИ, но звучит проповедь Слова Божия – с церковных кафедр и в церковных изданиях. Пора прозревать. Пора каждому, кто не хочет погибнуть навеки, покаяться и обратиться к Богу Милосердному. Уже нет ни малейших оправданий тем, кто коснеет в духовном невежестве, грехе и пороке, уподобляясь заклейменным в Евангелии: Будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их. Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью (Еф. 4, 18–19).

Пропагандисты греховной мерзости стремятся извратить духовное зрение народа, представляя черное белым, а белое черным. Стараниями этих «порождений ехидны» многие пороки в обществе стали массовыми. Но горе тем, кто попустительствует своим низким страстям, оправдывая себя безумным доводом: «мол, все так делают». Закон Божий един на все времена, и никому из этих якобы «всех», преступников против Пречистого Господа, не будет пощады на Страшном Суде. Святые отцы предупреждают: для всех нераскаянных грешников хватит места в геенне огненной. Верный должен не оглядываться по сторонам, не принюхиваться к дурманящему зловонию лежащего во зле мира, а твердо следовать по прямому пути исполнения заповедей Христа Спасителя.

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Мы обладает великим счастьем жить в мире, искупленном Кровью Христовой. Этого счастья не имели ни Предтеча Господень Иоанн, ни святые его родители, ни все праведники Ветхого Завета. Небесный Отец выкупил нас из рабства греху и диаволу, выкупил дорогой ценою – Крестными страданиями Единородного Сына Своего. Мы, люди Нового Завета, получили возможность спастись для вечного счастья в Отчем Царствии не по заслугам нашим, а даром, по неизреченной щедрости Всевышнего. Неужели мы настолько слабы и безумны, что предпочтем Любви Всевышнего – липкие соблазны гнусного диавола, неужто променяем Небо Божие на вечные пытки преисподней? Да не будет с нами того!

Человек – любимое создание Божие, он сотворен не для того, чтобы барахтаться в смрадном болоте греха, а для счастливого бессмертия и высшего величия. О том, как велик может стать подобный нам человек из плоти и крови, мы узнаем, взирая на образ величайшего из рожденных женами – Предтечи Господня. Благодаря подвигу своего жития, подвигу служения Всевышнему в чистоте и непорочности, святой Иоанн стал Богоподобен – подобен Самому Христу Господу. Об этом говорит святитель Димитрий Ростовский: «Предтеча, предшественник Господа, имел во всем некоторое подобие с Господом. В чем же было это подобие? В следующем: один и тот же Архангел Гавриил возвещает зачатие обоих – сначала Захарии, потом Пречистой Деве Марии. Один Бог Отец посылает обоих в мир; посылает Предтечу: Се Аз посылаю Ангела Моего (Мк. 1, 2), посылает и Христа: Егда же прииде кончина лета, посла Бог Сына Своего Единороднаго (Гал. 4, 4). Христос рождается от неискусобрачной Девы, Иоанн – от неплодной состарившейся матери, и о рождении обоих радуются многие. Господь постился в пустыне и Иоанн пребывал в пустынях до самого дня появления своего пред Израилем. Одно начало проповеди: ...начат Иисус проповедати, и глаголати: покайтеся (Мф. 4, 17), и Иоанн прииде... проповедая в пустыни Иудейстей, и глаголя: покайтеся» (Мф. 3, 1–2). Так Иоанн, сообразуясь Господу и в рождении, и в жизни своей, явил себя сообразным Ему и в страдальческой смерти своей. Ибо Господа умертвила злоба иудейская, а Иоанна – злоба Иродиадина. Оба пострадали за грехи людские: Иоанн за грехи Ирода и Иродиады, а Христос – за грехи всего мира. Различие только в том, что смерть Иоаннова принесла не спасение Ироду и Иродиаде, а погибель, смерть же Христова даровала всем желающим избавление».

Предтеча Господень был Всецаря великий воин. Оружие его было не обычное, а духовное. Он вел войну не против людей, а против грехов человеческих. Он сражался с вселенской злобой не ради гибели грешников, а ради их спасения, – даже прелюбодейных Ирода с Иродиадой пытался он спасти своим обличением, и не его вина, что эти преступники остались глухи к гласу вопиющего в пустыне. Секира Духа, которую ковал Предтеча своей проповедью, подобна скальпелю хирурга. Если нас постигает опасный недуг, мы без колебаний ложимся на операционный стол, терпим жестокую боль, чтобы сохранить свою земную жизнь. Покаяние тоже бывает болезненной операцией, если грех успел срастись с нашей душой, уподобиться злокачественной опухоли. Святой Иоанн Предтеча предлагает нам спасительное врачевание, исцеляющую боль покаяния, – по слову архиепископа Иннокентия Таврического, «один взгляд на образ великого подвижника Иорданского производит в незагрубелой совести чувство, подобное тому, какое происходит в ране телесной от прикосновения к ней острия». Но если мы готовы страдать под ножом хирурга ради бренного своего существования, тем паче должны мы принять врачующую покаянную боль ради спасения бессмертных душ наших.

Будем же молиться святому Пророку, Предтече и Крестителю Господню Иоанну, да излечит нас от бесплодия духовного, грозящего нам вечной погибелью. По предстательству величайшего из праведников сотворим же достойный плод покаяния, дабы впредь плодоносить нам добрыми делами, угодными Всевышнему и вводящими в Царство Его.

Всего три Зачатия, три зарождения жизни включила Святая Церковь в число христианских праздников: Непорочное Зачатие Самого Христа Господа – Благовещение Пресвятой Богородицы, Зачатие от праведных Иоакима и Анны Пренепорочной Девы Марии, предназначенной стать Матерью Спасителя мира и Царицей Небесной, и ныне празднуемое нами Зачатие от праведных Захарии и Елисаветы величайшего из рожденных женами, Предтечи Господня Иоанна. После Матери Божией – ближайший он к Престолу Всевышнего, мощнейший в молитве за нас пред Богом Вседержителем. Воспоем же ныне ему со Святою Церковью: Секирою Предтече твоея молитвы, страстей моих терние и помышлений исторгни преткновения и плодоносен мой ум добродетельми, всеблаженне, сотвори. Аминь.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Митрополит ташкентский и среднеазиатский владимир (иким) (4)

    Документ
    МитрополитТашкентский и СреднеазиатскийВладимир (Иким). Земля потомков патриарха Тюрка. Духовное ... многочисленными межнациональными и межрелигиозными конфликтами. Митрополит Бишкекский и СреднеазиатскийВладимир глубоко изучил и обобщил историю ...
  2. Митрополит ташкентский и среднеазиатский владимир (иким) (3)

    Книга
    МитрополитТашкентский и СреднеазиатскийВладимир (Иким). Слова в дни памяти особо чтимых ... (близ Шаша – Ташкента), первоначально к Среднеазиатской Церкви относилась и митрополия Шины (Китая), позднее в Чуйской ...
  3. Митрополит ташкентский и среднеазиатский владимир (иким) (1)

    Документ
    МитрополитТашкентский и СреднеазиатскийВладимир (Иким). Слова в дни ... из славных имен в истории Ташкентско-Среднеазиатской епархии. Еще до революции он ... Главный храм нашей отдаленной Среднеазиатской епархии – Ташкентский кафедральный собор создан в ...
  4. Митрополит ташкентский и среднеазиатский владимир (иким)

    Документ
    МитрополитТашкентский и СреднеазиатскийВладимир (Иким). Слово, растворённое любовью. Святейший Патриарх ... архипастырском служении Церкви и народу. Архиепископ Ташкентский и СреднеазиатскийВЛАДИМИР. Восстанет из пепла и бездны греховной ...
  5. Митрополит ташкентский и среднеазиатский владимир (иким) (2)

    Документ
    МитрополитТашкентский и СреднеазиатскийВладимир (Иким). Слова в ... а не угрозой гонений. В Ташкентской и Среднеазиатской епархии помнят подвизавшихся здесь несколько ... во главе с замечательным среднеазиатским подвижником архимандритом Серафимом ( ...

Другие похожие документы..