textarchive.ru

Главная > Рабочая программа


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ

10 -11 КЛАСС

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, При­мерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и программы среднего (полного) общего образования По биологии для 10-11 классов (базовый уровень) авторов И.Б.Агафоновой, В.И.Сивоглазова (Программы для общеобразовательных учреждений. Природове­дение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2006. - 138с.), полностью отражающей содержа­ние Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

На изучение биологии на базовом уровне отводится 70 часов. Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая програм­ма для 10-11-го классов предусматривает обучение биологии в объеме 2 час в неделю в 11 классе (промежуточном).

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии (базовый уровень):

  • освоение знаний: о биологических системах (клетка, организм); об истории развития совре­менных представлений о живой природе; о выдающихся открытиях в биологической науке; о роли биологической науки в формировании современной естественно-научной картины мира; о методах научного познания;

  • овладение умениями: обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализиро­вать информацию о живых объектах;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в про­цессе изучения: выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; слож­ных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, раз­личных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источни­ками информации;

  • воспитание: убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бе­режного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для: оценки по­следствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собст­венному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри-предметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. В основе отбора со­держания на базовом уровне лежит также культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, опреде­ляющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практиче­ской деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содер­жанию, лежащему в основе формирования современной естественно-научной картины мира, ценно­стных ориентации и реализующему гуманизацию биологического образования.

Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников» и полностью соответствуют стандарту. Требования на базовом уровне направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащи­мися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребо­ванными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Требование к уровню подготовки - объяснять роль биологических теорий, гипотез в Фор­мировании научного мировоззрения - носит обобщающий характер и включает в себя следующие умения:

  • выделять объект биологического исследования и науки, изучающие данный объект;

  • определять темы курса, которые носят мировоззренческий характер;

  • отличать научные методы, используемые в биологии;

  • определять место биологии в системе естественных наук;

  • доказывать, что организм - единое целое;

  • объяснять значение для развития биологических наук выделения уровней организации живой природы;

  • обосновывать единство органического мира;

  • выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;

  • отличать теорию от гипотезы.

Требование к уровню подготовки - объяснять роль биологических теорий, идей, принци­пов, гипотез в формировании современной естественно-научной картины мира - носит инте-гративный характер и включает в себя следующие умения:

  • определять принадлежность биологического объекта к уровню организации живого;

  • приводить примеры проявления иерархического принципа организации живой природы;

  • объяснять необходимость выделения принципов организации живой природы;

  • указывать критерии выделения различных уровней организации живой природы;

  • отличать биологические системы от объектов неживой природы.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения биологии на базо­вом уровне ученик должен:

знать/понимать

  • основные положения биологических теорий (клеточная; эволюционная теория Ч. Дарвина); уче­ния В. И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;

  • строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);

  • сущность биологических процессов: раз­множение, оплодотворение, действие искусственно­го и естественного отбора, формирование приспособ­ленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

  • вклад выдающихся ученых в развитие био­логической науки;

  • биологическую терминологию и символику;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании на­учного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы,
    родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на раз­витие зародыша человека; влияние мутагенов на ор­ганизм человека, экологических факторов на орга­низмы; взаимосвязи организмов и окружающей сре­ды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосис­тем; необходимость сохранения многообразия видов;

  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

  • описывать особей видов по морфологическому критерию;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей сре­де (косвенно), антропогенные изменения в экосисте­мах своей местности;

  • сравнивать: биологические объекты (тела жи­вой и неживой природы по химическому составу, за­родыши человека и других млекопитающих, при­
    родные экосистемы и агроэкосистемы своей мест­ности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать различные ги­потезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятель­ности в окружающей среде;

  • изучать изменения в экосистемах на биологи­ческих моделях;

  • находить информацию о биологических объ­ектах в различных источниках (учебных текстах справочниках, научно-популярных изданиях, ком­пьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики отравлений, ви­русных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); пра­вил поведения в природной среде;

  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми про­дуктами;

  • оценки этических аспектов некоторых исследо­ваний в области биотехнологии (клонирование, ис­кусственное оплодотворение).

Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соот­ветствует усложнению проверяемых видов деятельности.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. При вы­полнении лабораторной работы изучаются живые биологические объекты, микропрепараты, герба­рии, коллекции и т.д. Выполнение практической работы направлено на формирование общеучебных умений, а также умений учебно-познавательной деятельности. Нумерация этих работ представлена в следующей таблице.

Перечень лабораторных и практических работ

КЛЕТКА

.

Название лабораторной работы

Название практической работы

1

Наблюдение клеток растений, животных, бактерий под микроскопом, их изучение и описание.

Приготовление и описание микропрепа­ратов клеток растений.

1.

Сравнение строения клеток растений, жи­вотных.

ОРГАНИЗМ

2

Выявление признаков сходства заро­дышей человека и других млекопитаю­щих как доказательство их родства.

2.

Составление простейших схем скрещива­ния.

3.

Решение простейших генетических задач.

4.

Выявление источников мутагенов в окру­жающей среде (косвенно) и оценка их влия­ния на организм.

5.

Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.

Вид

3

Описание особей вида по морфологиче­скому критерию.

6.

Анализ и оценка различных гипотез проис­хождения жизни на Земле.

4

Выявление изменчивости у особей одно­го вида.

7.

Анализ и оценка различных гипотез проис­хождения человека.

5

Выявление приспособлений у организ­мов к среде обитания.

Экосистемы

6

Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум).

8.

Составление схем переноса веществ и энер­гии в экосистемах (пищевых цепей и сетей).

7

Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности.

9.

Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности.

10.

Решение экологических задач.

11.

Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобаль­ных экологических проблем и путей их реше­ния.

Итого: 7 лабораторных работ.

Итого: 11 практических работ.

Нумерация лабораторных и практических работ дана в соответствии с представленным выше перечнем. В связи с большим объемом изучаемого материала и дефицитом времени боль­шинство практических работ включено в состав комбинированных уроков или уроков изучения нового материала. Некоторые практические ра­боты, требующие длительного выполнения, рекомендованы в качестве домашнего задания.

В рабочей программе предусмотрено перераспределение часов, несколько отличное от ав­торской программы.

  • увеличено количество часов на раздел «Клетка»: добавлен 1 час для проведения тематиче­ского зачета по разделу;

  • увеличено количество часов на раздел «Организм»: добавлен 1 час на изучение темы «За­кономерности наследственности и изменчивости», ввиду ее сложности, и 1 час для проведе­ния тематического зачета по разделу.

  • увеличено количество часов на раздел «Вид» на 2 часа: по 1 часу добавлено для проведения тематических зачетов по темам: «Современное эволюционное учение», «Происхождение человека»;

  • увеличено количество часов на раздел «Экосистемы»: добавлен 1 час для проведения тема­тического зачета по разделу.

Увеличение количества часов осуществлялось за счет распределения предусмотренного ав­торской программой резервного времени.

Система уроков, представленная в рабочей программе, сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и сис­тематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.

Всего в курсе 5 зачетов :

  1. Клетка

  2. Организм

  3. Основные закономерности эволюции

  4. Происхождение жизни на Земле. Происхождение человека.

  5. Экосистема.

Перед зачетными уроками учащимся предложено выполнить тематическую контрольную работу по текущему разделу.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Общая биология. Базовый уровень: учеб, для 10- 11 кл. общеобразовательных учреждений / В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. - М.: Дрофа, 2007. -368 с.;

а также

методических пособий для учителя:

  • Козлова Т.А. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы: метод, пособие к учебникуВ.И. Сивоглазова, И.Б. Агафоновой, Е.Т. Захаровой «Общая биология. Базовый уровень». - М.:Дрофа, 2006. -140 с.;

  • Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2005. -138 с.;

  • Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А. Г., Аркадьев. - М.: Дро­фа, 2006;

  • Рабочие программы по биологии 6-11 классы /авт.-сост.: И.П. Чередниченко, М.В. Оданович.2-е изд., стереотип. –М.:Глобус, 2008. – 464 с. – (Новый образовательный стандарт)

дополнительной литературы для учителя:

  • Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2004;

  • Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. - М.: «Оникс 21 век» «Мир и образование», 2005;

  • Козлова Т.А., Кучменко B.C. Биология в таблицах 6-11 классы. Справочное пособие. - М.:Дрофа, 2002;

  • Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая био­логия». - М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004;

  • Козлова Т.А. Общая биология. 10-11 классы: Методическое пособие к учебнику В.Б. Захарова, С.Г. Мамонтова, Н.И. Сонина «Общая биология» - М. : Дрофа, 2002

  • Киреева Н.М. Биология. 10-11 классы. Тематическое планирование. Волгоград, 2002

  • Сивоглазов В.И, Сухова Т.С., Козлова Т.А. Биология. Общие закономерности. – М. ГЕНЖЕР, 1999

  • Кулев А.В. Общая биология.10-111 классы. Метод. Пособие. – СПб.: ПАРИТЕТ, 2002

  • Петунин О.В. Уроки биологии. 11 класс. Развернутое планирование.- Ярославль, 2003

  • Лернер Г.И. Биология. Тесты и задания для поступающих в ВУЗы.- М.: Аквариум. ГИППВ, 1998

  • Биология: тесты и ответы. – ФОЛИО, 2005 г

  • Фнусбаев Б.Х. Биология. Общая биология,-М, 2001

  • Анастасова Л.П. Самостоятельные работы учащихся по общей биологии.- М.: Просвещение, 1990

  • Беляев Д. К., Рувинский А. О., Воронцов Н. Н. и др. Общая биология, 10—11 класс. М.: Просвещение, 1993.

  • Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. Био­логия. М.: Дрофа, 1999.

  • Грин П., Стаут V., Тейлор Д. Биология. М.: Мир, 1990. Т. 1—3.

  • Захаров В. Б., Мамонтов С. Г., Сивоглазов В. И. Биология: общие закономерности. М.: Школа-Пресс, 1996.

  • Иорданский Н. Н. Основы теории эволюции. М.: Просвещение, 1970.

  • КемпП., Арме К. Введение в биологию. М.: Мир, 1988.

  • Мамонтов С. Г. Биология: для поступающих в вузы. М.: Высшая школа, 1991.

  • Медников Б. М. Биология: формы и уровни жизни. М.: Просвеще­ние, 1991.

  • Полянский Ю. И. Общая биология, 10—И класс. М.: Просвещение, 1991.

  • Рувинский А. О., Высоцкая Л. В., Глаголев С. М. и др. Общая биология (для школ с углубленным изучением биологии). М.: Просвеще­ние, 1993.

  • СлюсаревА. А., Жукова С. В. Биология. Киев: Вища школа, 1987.

для учащихся:

  • Батуев А.С.,Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2004;

  • Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену. Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. -216с.

Литература в качестве измерителей:

  • Анастасова Л. П. Общая биология. Дидактические материалы. - М.: Вентана-Граф, 1997.
    - 240с.;Биология: школьный курс. - М.: ACT-ПРЕСС, 2000. -576 с.: ил.- («Универсальное учебное пособие»);

  • Иванова Т. В. Сборник заданий по общей биологии: пособие для учащихся общеобразоват. учреж­дений/Т. В. Иванова, Г.С. Калинова, А.Н.Мягкова. - М.: Просвещение, 2002- (Проверь свои знания);

  • Козлова Т.А., Колосов С.Н. Дидактические карточки-задания по общей биологии. - М.: Из­дательский Дом «Генджер», 1997. - 96с.;

  • Лернер Г.И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. - М.: Аквариум, 1998;

  • Сухова Т. С., Козлова Т. А., Сонин Н. И. Общая биология. 10-11'кл.: рабочая тетрадь к учеб­нику. - М.: Дрофа, 2005. - 171с.;

  • Общая биология. Учеб. для 10-11 кл. с углубл. изучением биологии в шк./Л. В. Высоцкая, С.М. Глаголев, Г. М. Дымшиц и др.; под ред. В. К. Шумного и др. - М.: Просвещение, 2001.- 462 с.: ил.

  • Материалы с тестами по ЕГЭ

Интернет-ресурсы на усмотрение обучающихся

«Биология 9 класс. Общие закономерности. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина».



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа по истории Древнего мира 5 класс Пояснительная записка (1)

    Рабочая программа
    ... исторический процесс. В 1011классах – учим объяснять ... по истории, М-Дрофа,2003 г. Рабочаяпрограммапо истории, 7 классРабочаяпрограмма включает разделы: пояснительнаязаписка; основное содержание по ... , физики, химии, биологии, медицины. Наука на ...
  2. Рабочая программа по истории Древнего мира 5 класс Пояснительная записка (2)

    Рабочая программа
    ... исторический процесс. В 1011классах – учим объяснять ... по истории, М-Дрофа,2003 г. Рабочаяпрограммапо истории, 7 классРабочаяпрограмма включает разделы: пояснительнаязаписка; основное содержание по ... , физики, химии, биологии, медицины. Наука на ...
  3. Рабочая программа по биологии 10-11 класс пояснительная записка к рабочей программе по биологии 10-11 класс

    Рабочая программа
    Рабочаяпрограммапобиологии10-11классПояснительнаязаписка к рабочейпрограммепобиологии10-11классРабочаяпрограмма составлена с учетом следующих нормативных документов: ...
  4. Рабочая программа по биологии для среднего (полного) общего образования учащихся 10 - 11 классов базовый уровень

    Рабочая программа
    ... Надеждой Александровной. Зуевка - 2010 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКАРабочаяпрограммапобиологии для учащихся 10-11классов на базовом уровне составлена ...
  5. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии 10 класс

    Рабочая программа
    ... год РАБОЧАЯПРОГРАММАпобиологии10класс Автор: Махалина Е.Н учитель биологии Копейский городской округ 2010 Пояснительнаязаписка. Программа ... Общая биология,10-11. / Под ред. Ю.И. Полянского.-2-е изд.-М.: Просвещение, 1991. Общая биология,10-11 / ...

Другие похожие документы..