textarchive.ru

Главная > Автореферат диссертации


90


Реферат

Банковская система, финансы - это стержень эконо­мики, это кровеносная сис­тема страны. Проблем здесь очень много: высокие темпы инфля­ции, деваль­вация, де­фицит ино­странной валюты, множест­венность курсов, отрицательные процентные ставки по креди­там и депозитам, рост про­блемных кредитов, сниже­ние инвестиций в ре­альный сектор эко­номики. Все это непростые экономи­че­ские во­просы, но на них необ­ходимо найти практи­ческие ответы. Задачи повыше­ния эффек­тивности работы банков­ской системы в современных ус­ловиях приоб­ретают осо­бое зна­чение и актуальность.

Цель данной работы: глубоко и всесторонне проанализировать по­ложение дел в де­нежно-кредитной сфере, уточнить задачи и пути их решения. Для достиже­ния поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач. Раскрыть понятие и сущность банков­ской системы. Проанализировать процессы зарож­дения и становления банковской системы. Дать развернутую оценку советской банковской системе. Проанализировать пе­реход в 1991 году к двухуровневой сис­теме и её развитие с 1991 по 2001 год. Наметить пути повышения стабильности бан­ковской системы. Выработать сценарии дальнейшего развития банковской системы.

Предмет данного исследования - это существенные свойства и отношения объ­екта ис­следования, познание которых необходимо для решения теоретической или практической проблемы. В отличие от объекта исследования, содержание которого не зависит от субъекта, предмет исследования является результатом взаимодействия субъекта и объекта познания. Объектом исследования является банковская система. Основные результаты исследования показывают, что банковская система Республики Беларусь находится в процессе становле­ния. Практическая значимость и апробация результатов ис­следования характеризуется тем, что в работе наме­чены пути повы­шения стабильности банковской системы и выработаны сценарии дальней­шего раз­вития. Областью возможного применения результатов исследования является дея­тельность Национального банка, ком­мерческих банков Республики Беларусь, зару­бежных банков, органов государственного управления.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 4

1.Общая характеристика банковской системы. 7

1.1.Понятие и сущность банковской системы 7

1.2. Функции и задачи Национального банка и его взаимоотноше­ния с коммерческими банками 18

2. Анализ процессов становления и развития банковской системы в Республике Беларусь 28

2.1. Зарождение банковской системы 28

2.2. Советская банковская система 37

2.3. Переход в 1991 году к двухуровневой банковской системе и ее дальнейшее развитие с 1991 года по настоящее время в Рес­публике Бе­ларусь 45

3. Пути совершенствования и дальнейшего развития банковской системы 52

3.1. Пути повышения стабильности банковской системы 52

3.2. Новые технологии в банковском деле 66

3.3. Сценарии дальнейшего развития и проблемы глобализации банковской системы 74

Заключение 81

Список литературы 85

Введение

Банковская система, финансы - это стержень эконо­мики, это кровеносная система страны. Проблем здесь очень много: высокие темпы инфля­ции, деваль­вация, дефицит ино­странной валюты, множест­венность курсов, отрицательные процентные ставки по креди­там и депозитам, рост про­блемных кредитов, сниже­ние инвестиций в реальный сектор эко­номики. Это далеко не полный пере­чень обозначившихся негативных тенден­ций, которые, по крайней мере, действуют уг­нетающе на нашу экономику. Все это непростые экономи­ческие во­просы, но на них необходимо найти практи­ческие ответы. Задачи повышения эффек­тивности ра­боты банковской системы в современных ус­ловиях приобретают осо­бое зна­че­ние.

Обеспечивая концентрацию и перелив финансовых ресурсов, банковская система питает и стимулирует разви­тие экономики государства. От ее работы во многом зави­сит результатив­ность проводимой экономической полити­ки, а в ко­нечном итоге - экономиче­ское положение госу­дарства в целом.

Чтобы объективно оценить эффективность банков­ской системы, нужно, очевидно, ис­ходить из следующих критериев и целевых установок. Необхо­димо определить, содей­ствует ли сложившаяся банковская система задачам экономического роста, достижения финансовой и макро­экономической стаби­лизации, увеличения инвестиций и сбережений населения, в со­стоянии ли она обеспечить ук­репление национальной платежной системы, достижение миро­вых стандартов в области банковских операций, эф­фективное развитие финан­совых рынков.

Важность проблем, связанных с повышением эф­фективности работы банковской сис­темы, связана прежде всего со структурными особенностями экономики нашего госу­дарства. Поскольку основу экономического потенциа­ла Беларуси составляет промышлен­ный комплекс, крупные и весьма крупные, даже по мировым меркам, предприятия и объе­динения, перспективы их развития свя­заны с модер­низацией и техническим перевооруже­нием, а это требует сущест­венных инвестиций, прокредитовать которые обя­зана вся наша банковская сис­тема.

В значительных инвестициях нуждаются сельское хозяйство, строительство да и транспорт. Поэтому мобили­зация, направление денежных ресурсов прежде всего в ре­альный сектор, отбор и стимулирование приоритетных проектов и про­грамм, - а они определены, - важнейшая задача банков.

В банковский оборот должны быть вовлечены все накопления - и насе­ления, и субъ­ектов хозяйствования. Достаточны ли для этого мощности нашей банковской сис­темы? Дан­ные свидетельствуют, что нет.

В частности, отношение собственного капитала банков Беларуси к вало­вому внут­рен­нему продукту со­ставляет чуть больше 3%, в то время как в Рос­сии - более 5%, в Польше - бо­лее 5%, в Чехии - за 8%.

Повышение финансового потенциала банковской системы, наращивание бан­ков­ских ресурсов - задача пер­востепенной важности. Развитие банковской системы должно вести к ра­зумной специализации банков, обладающих значи­тельны­ми финан­совыми ре­сурсами, достаточными для финанси­рования госу­дарственных и, прежде всего, инвести­цион­ных программ и проектов. Именно с этих позиций мы бу­дем оце­нивать работу наших банков и банковской системы в целом.

Банковский сектор будет оставаться важнейшим звеном, через которое НБ РБ ока­зывает воздействие на реальный сектор экономики. С учетом ключе­вых принци­пов эф­фективного банковского надзора, определенных Базельским комитетом по банковскому надзору, Национальный банк, вероятнее всего, продолжит работу по внедрению в прак­тику надзорной деятельности обще­принятых в мировой банковской практике подходов к регулированию банков­ских рисков, в том числе на консолиди­рованной основе, по даль­нейшему со­вершенствованию и приближению к междуна­родным стандартам учета, бух­галтерской и финансовой отчетности банков, а также по разработке требований по фор­мированию резервов дополнительно под любые по­тенциальные потери банков.

Это потребует от всей банковской системы ориентировать деятельность в во­про­сах пруденциальных норм на стандарты международного бухгалтер­ского учета и финан­совой отчетности.

Предполагается, что на ближайшую перспективу банковская система, Респуб­лики Беларусь сохранит двухуровневую структуру и будет состоять из НБ РБ и ком­мерческих банков различных видов, зарегистрированных в уста­новленном порядке, различающихся по видам собственности, по способу фор­мирования уставного капи­тала, по территории деятельности, по отраслевой ориентации и по видам совершае­мых операций.

Рынок банковских услуг в Республике Беларусь сохранит небольшое ко­личе­ство системообразующих банков и однородность предоставляемых услуг. На 6 круп­нейших банков республики в настоящее время приходится 87-92% всех доходных активов и платных пассивов банковской системы:

АСБ «Беларусбанк» (35-38%), Белагропромбанк (20-22%), Бел­промст­рой­банк (15%), Белвнешэкономбанк (8%), Приорбанк (7%), Белбизнес­банк (6%).

В сегодняшней непростой ситуации необходимо добиться максимальной рацио­на­лиза­ции в использовании денежных средств, в первую очередь валют­ных, укрепить национальную валюту. Нужно эффективно использовать де­нежные ресурсы, умело, се­лективно проводить кредитную политику. Еще одна проблема, которая до сих пор не решена в полной мере, - валютный контроль. Значи­тельная часть ва­лютной выручки "утекает" за рубеж, в теневой оборот. В стране должна быть создана эффектив­ная система валют­ного контроля.

Все вышесказанное предопределило выбор темы и обусловило ее акту­альность. Цель данной работы: глубоко и всесторонне проанализировать по­ложе­ние дел в денежно-кредитной сфере, уточнить задачи и пути их решения.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:

  • Раскрыть понятие и сущность банковской системы.

  • Охарактеризовать взаимоотношения Национального банка с коммерческими бан­ками

  • Проанализировать процессы зарождения и становления банковской системы.

  • Дать развернутую оценку советской банковской системе.

  • Проанализировать переход в 1991 году к двухуровневой системе и её развитие с 1991 по настоящее время.

  • Наметить пути повышения стабильности банковской системы.

  • Выработать сценарии дальнейшего развития банковской системы.

1.Общая характеристика банковской системы.

    1. Понятие и сущность банковской системы

Банковскаясистемасовокупность различных видов банков и банковских инсти­тутов в их взаимосвязи, существующая в той или иной стране в определенный историче­ский период; составная часть кредитной системы (5,с.316). Экономические и правовые ос­новы деятельности банковской системы Республики Беларусь опреде­лены Законом Рес­публики Беларусь "О банках и банковской дея­тельности в Рес­публике Беларусь", законом Республики Беларусь "О Национальном банке Респуб­лики Беларусь", другими законо­да­тельными и нормативными актами, действую­щими на террито­рии Республики Беларусь (5,с.317). Действие законов распростра­няется на кредитные учреждения, расположенные на территории Республи­ки Бела­русь, т. е. на всю кредитную систему. Банковская система Республики Беларусь яв­ляется двухуровневой и состоит из Наци­онального банка Респуб­лики Беларусь и коммерческих банков.

Различают по крайней мере два понятия кредитной системы (2, с.4):

1) совокупность кредитных отношений, форм и методов кредитования (функцио­наль­ный ас­пект);

2) совокупность кредитно-финансовых учреждений, аккумулирующих свободные де­нежные средства и предоставляющих их в ссуду (институциональный аспект).

В первом аспекте кредитная система представлена банковским, государственным, коммерче­ским, потребительским, лизинговым, ипотечным, международным кредитом. Всем этим видам кре­дита свойственны специфические формы отношений и методы кредитова­ния.

Коротко рассмотрим эти виды кредитов применительно к Беларуси.

Выдача банковского кредита Национальным банком регламентируется Законом Республики Беларусь "О Национальном банке Республики Беларусь", принятом 14 де­кабря 1990 г., Положением Национального банка РБ от 7 апреля 1995 года № 519 о банковском кредите (2,с.4). Обычно Национальный банк РБ и его учреждения не осу­ществля­ют кредитование хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, преду­смотрен­ных законом.

Банковский кредит может быть прямым и косвенным. Прямые кредитные отно­шения (без посредников, где в качестве заемщика выступает банк) явля­ются преобла­дающими. Косвенное банковское кредитование, т.е. предоставле­ние ссуды заемщику через посредника, применяется более ограниченно.

По длительности использования кредиты могут быть краткосрочными (до года) и долгосрочные (свыше года).

Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу аккумуляции го­сударст­вом денежных средств на началах возвратности для финансирования государ­ственных расходов (2,с.6). Кредиторами выступают физические и юридические лица. Заем­щиком — государство в лице его органов (Министерства финансов Республики Бела­русь, других рес­публиканских и местных ор­ганов). Эта форма кредита позволяет заем­щику привлечь дополни­тельные денежные ресурсы для по­крытия бюджетного дефици­та без осуществления денежной эмиссии.

Государственный кредит используется также в качестве одной из мер стабилиза­ции денеж­ного обращения. В условиях высокой инфляции государственные займы у населения временно уменьшают его платежеспособный спрос. Из обращения изымает­ся избыточная де­нежная масса, т.е. происходит отвлечение средств из денежного обо­рота на заранее огово­ренный срок.

В зависимости от заемщика государственный кредит бывает централизо­ванный и децентрализованный. В первом случае в качестве заемщика высту­пает Центральный финансовый орган государства (Министерство финансов Республики Беларусь), во вто­ром — местные органы власти.

По месту получения кредиты подразделяются на внутренние и внешние займы.

В зависимости от формы и порядка оформления кредитных отношений различа­ют: государственные облигационные и безоблигационные займы. К числу последних относятся различного рода казначейские обязательства, век­селя, кредитование Цен­тральным банком государственного бюджета.

Характерным для внутреннего государственного кредита Республики Бе­ларусь является такая форма, как кредитование Национальным банком государ­ственного бюджета. Национальный банк может предоставлять правительству республики, мест­ным органам власти кредиты, обеспеченные долговыми обяза­тельствами на предъяви­теля. Вместе с тем, если в годовом балансе Националь­ного банка стоимость его акти­вов не соответствует сумме его обязательств, ка­питала и резервов. Министерство фи­нансов Республики Беларусь представляет Национальному банку РБ долговые обяза­тельства в виде ценных бумаг на предъявителя, выпущенных правительством респуб­лики в сумме, необходимой для ликвидации дефицита. Погашение этих долговых обя­зательств про­изво­дится за счет прибыли Национального банка.

Государственный кредит формирует часть государственного внутреннего долга. Значительная доля государственного долга состоит из внешних займов, которые связа­ны с развитием международного кредита (2,с.6). Обслуживание государственного долга пору­чено Национальному банку.

Коммерческий кредит представляет собой кредитную сделку между двумя пред­приятиями — продавцом (кредитором) и покупателем (заемщиком).

Банки играют важную роль в экономике. Они обеспечивают аккумуляцию вре­менно свободных денежных средств предприя­тий, организаций, населения, го­сударства и др. и передают (на условиях возвратности) денежный капитал из сфер накопления в сфере использования. Благодаря банкам действует механизм рас­пре­деления и перелива капитала по сферам и отраслям производ­ства, через банки мо­гут быть мобилизованы большие капиталы, необходимые для инвестиций, внедре­ния новаций, расширения и пе­рестройки производств, строительство жилья и др.(5,с.317). Банки спо­собствуют эконо­мии общественных издержек обращения, способ­ствуя ускорению оборота денег, ускорен­ным расчетам, переводом денег, вы­пуском кредитных орудий обращения вместо налич­ных денег (векселей, чеков, де­бетовых и кредитных карточек, серти­фикатов и др.). Ве­лика роль банков и в осу­ществлении денежно-кредитной политики государства, так как инструментарии этой политики проводятся через банки. Денежно-кредитная политика осуществля­ется непосредственно через Центральный банк и воз­действует на его отноше­ния с коммерческими банками и осталь­ными звеньями кредитной системы. Банки опо­средствуют воздей­ствие этой политики на другие сферы национальной экономики.

Банковский кредит — основная форма кредита, при которой денежные средства пре­достав­ляются банками во временное пользование и за определенную плату. Этот кредит предоставляется главным образом коммерческими банками для решения сле­дующих задач:

  • увеличения основного и оборотного капиталов хозяйствующих субъектов;

  • накопления сезонных (временных) запасов товарно-материальных ценностей, не­за­вер­шенного производства, готовой продукции и товаров;

  • индивидуального и кооперативного жилищного строительства;

  • учета (переучета) векселей;

  • удовлетворения потребительских нужд граждан;

  • выкупа государственного имущества;

  • для других целей.

Кредитором должно стимулироваться в первую очередь развитие производства и рас­ширение товарооборота, необходимых населению республики промышленных това­ров и про­дуктов питания.

Использование кредита для выхода из финансовых затруднений, возникших из-за бес­хозяй­ственности и убытков, не допускается. Однако, на практике, к сожалению, час­то кредит используют именно на эти цели (2,с.4).

Банками являются государственные, акционерные, коопера­тивные и другие орга­низации, созданные для привлечения денеж­ных средств и размещения их в форме кре­дита, а также для осуществления иных операций в соответствии с зако­ном.

Банковская деятельность — особая отрасль предприниматель­ской деятельно­сти. Банки сосредотачивают у себя огромные массы ссудного капитала, управляют им, разме­щают его в ссуды и получают плату в виде процента. Банки должны соз­давать услуги, от­личные от других услуг предпринимательства (5,с. 317)

Для этого необходимы глубокий анализ потребностей рынка, способность подго­товить требуемые услуги, разработать их пере­чень и технологию банковских операций. Перечень банковских услуг должен быть, с одной стороны, экономически целесообразен, а с другой — быть способным к восприятию и удовлетворению фи­нансовых потребностей рынка, обеспечению максимальной до­ступности их для на­селения и других потребителей.

Краткосрочный кредит предоставляется для удовлетворения временной потребно­сти заем­щика в средствах на формирование текущих активов. Долгосрочный кредит предос­тавляется на длительный срок для расширенного воспроизводства долгосрочных активов (2,с.5).

Выдача кредитов может производиться за счет:

  • собственных средств банков;

  • мобилизованных средств юридических лиц и граждан за исключением зарезерви­ро­ванных в фонде обязательных резервов;

  • приобретенных средств на рынке кредитных ресурсов.

В случаях, когда при кредитовании крупных целевых программ банк не может полно­стью удовлетворить заявку заемщика из-за ограничений, связанных с необходи­мо­стью поддержа­ния установленных экономических нормативов, а отказ в кредите не­выгоден сторонам, может быть использован принцип консорциального кредитования путем кон­центрации ресурсов не­скольких банков и на условиях солидарной ответст­венности. Вы­дача консорциальных кредитов регулируется письмом Национального банка Республики Беларусь от 13 мая 1997г.

Консорциальные кредиты предоставляются как правило, на долгосрочной основе в сумме не менее 5 млн. долларов в эквиваленте на реализацию инвестиционных про­грамм и проектов. Они могут быть "клубными", когда в состав кредитов входит огра­ниченный и определенный круг банков, или "открытыми", если привлекаются средства всех желающих банков, т.е. количество банков не ограничивается и зависит от размера предоставляемого кредита, возможностей каждого банка и заинтересованности в сдел­ке.

Кредиты юридическим и физическим лицам предоставляются в национальной ва­люте, а при наличии у коммерческого банка лицензии на осуществление валютных операций — в иностран­ной валюте.

Для уменьшения степени рисков банков и в целях защиты интересов его кредито­ров и вклад­чиков при размещении их средств (кредитовании заемщиков), а также осу­ществлении других ак­тивных операций банки должны соблюдать установленные им экономические нормативы и созда­вать резервы в качестве компенсационных мер на случай будущих по­терь от невозврата долгов.

Задачи банка как предприятия связаны с удовлетворением потребностей в своих услугах народного хозяйства и населения (5,с.317). Банковский продукт (ус­луга) по своей природе относительно не дифференцированный, как это имеет ме­сто на предпри­ятиях отраслей народного хозяйства, где выпускаются товары раз­личного назначения. Банки имеют дело со специфическим товаром — деньгами, и их услуги связаны глав­ным образом с движением денег (ссудные, депозитные операции, расчеты и т. д.) или со­пут­ствуют этому движению (трастовые операции, выдача гарантий, хранение ценностей и др.)- Им предоставлено исключительное право на осуществление в установленном по­рядке деятельности от своего имени.

Банки в отличие от таких отраслей экономики, как промышленность, сель­ское хозяйство, строительство, транспорт, связь, действуют в сфере обмена, а не производства, хотя и воздействуют на производство только им свойственными ме­тодами (выдача, возврат ссуд, процент).

Банки являются юридическими лицами и функционируют на принципах хо­зяйст­венно-коммерческого расчета в условиях дело­вой конкуренции.

Банковская деятельность, как и другая предпринимательская деятельность, со­провождается рисками (5,с.318). Рискив банковской прак­тике — это опасность (возмож­ность) потерь банка при наступлении определенных событий. Риски могут быть как чисто банковскими, связанными с деятельностью самого банка, так и внешними. Банки должны иметь комплекс мер по их предотвращению.

К основным функциям коммерческих банков относятся (20,с.266):

1. Мобилизация и концентрация свободных денежных средств. Это приоритет­ная функция и экономический базис деятельности коммерческих банков. От мобили­зации и концентрации денежных средств в банке зависит количество средств, которые в основном путем кредита, а также других активных операций включают в процесс воспроизводства. Коммерческий банк, заимствуя свобод­ные средства своих клиентов, сразу берет на себя обя­зательство по обеспечению своевременного возврата этих средств. Внесенные в кредитные учреждения денежные суммы приносят вкладчи­кам доход в виде процента.

2. Предоставление кредита. Это наиболее значимая банковская функция. Она отно­сится к традиционным видам банковских услуг. Банковский кредит представляет собой дви­жение ссудного капи­тала, предоставляемого банками взаймы за плату на условиях обес­печенности, возвратности, срочности. Он выражает экономи­ческие от­ношения между кре­диторами (банками и субъектами кредитования (заемщиками)). Банковский кредит связан с акку­мулированием временно свободных денежных средств и их пере­распределением на ус­ловиях возвратности, а также с эмиссией де­нежных знаков в обращение через систему кредитования. Воз­вратная форма денеж­ных ресурсов создает возможность перерас­пределить их неоднократно. Необходи­мость использования бан­ковского кредита обусловливается кру­гооборотом фондов предпри­ятий в воспроизводственном процессе, особенностями организации оборотных средств и основных фондов, хозрасчетными интересами кредитора и заемщика. С дру­гой стороны, кредит является основ­ным источником получения банками прибыли.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Экономики и финансов " лфэи-спбгуэф – 80 лет взгляд на прошлое

    Документ
    ... Санкт-Петербургский университет экономики и финансовэто готовый центр ... экономики. Происходящие процессы приватизации, акционирования, формирования рынка ценных бумаг, двухуровневой банковскойсистемы ... представляющие его стержень и движущую силу ...
  2. Сборник материалов vi международной научно-практической конференции «михоило-архангельские чтения» 17 ноября 2011 года г рыбница

    Документ
    ... Духовно-смысловой стержень монастырской культуры ... банковскойсистемы в сфере финансовых институтов экономики ... : современная экономикаэтоэкономика информационных технологий ... // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. – 2001. – ...
  3. «развитие россии в условиях глобализации»

    Отчет
    ... перспективе стабилизация банковскойсистемы приведет к постепенной стабилизации экономики в ... ). 6.8. Глобализация финансов Глобализация финансов - это самый сложный и ... европейским и мировым делам. Стерженьэтого направления - процесс расширения ...
  4. Противоречия процессов валютно-финансовой интеграции в регионе СНГ

    Документ
    ... . Этот стержень не обязательно ... банковскойсистеме Казахстана наблюдается активизация деятельности в результате оживления экономики с середины 2000 г. Эта ... Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, 2003; Сафарян ...
  5. Народный проект преображения россии будущее россии путь к жизнестрою разумного человечества доброй воли

    Документ
    ... банковскойсистемы страны. ЭКОНОМИКА. Противостояние экономики и хрематистики в СССР-России. Экономика ... который её и породил, этостержень, скрепляющий и оберегающий ... других вариантов): 1. Министерство финансов и налогообложения. 2. Министерство ...

Другие похожие документы..