Главная > Программа


ОРГАНИЗАЦИЯ

ОБЪЕДИНЕННЫХ

НАЦИЙ

EP

Distr.

GENERAL

UNEP/IGM/1/2

4 April 2001

RUSSIAN

Original: ENGLISH


Программа Организации

Объединенных Наций по

окружающей среде

МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННАЯ ГРУППА ОТКРЫТОГО
СОСТАВА МИНИСТРОВ ИЛИ ИХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ
ПО ВОПРОСУ О МЕЖДУНАРОДНОМ
ЭКОЛОГИЧЕСКОМ РУКОВОДСТВЕ

Первое совещание

Нью-Йорк, 18 апреля 2001 года

Пункт 3 предварительной повестки дня*

МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО

Доклад Директора-исполнителя

Содержание

ПунктыСтр.

Введение

1. В контексте приближающейся Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию, которая состоится в 2002 году, следует отметить, что вопросы окружающей среды по прежнему занимают важное место в международной повестке дня. За прошедшие 30 лет были достигнуты значительные результаты. После Стокгольмской конференции по проблемам окружающей среды 1972 года и Конференции по окружающей среде и развитию 1992 года отмечался устойчивый прогресс, приведший к созданию целого ряда организационных механизмов, предназначенных для решения конкретных природоохранных вопросов, а также изучения связей между экономическими, социальными и природоохранными аспектами развития.

2. Однако нередко эти организационные механизмы создавались без должного учета тех каналов, по которым они могли бы взаимодействовать с общей системой, и поэтому все чаще поднимались вопросы, касающиеся координации деятельности этого многогранного институционального комплекса.

3. Дальнейшее уничтожение базы природных ресурсов, сокращение объема финансовых средств и осознание того, что экологические проблемы имеют столь значительные масштабы, что международному сообществу потребуется рассматривать вопросы обеспечения дальнейшего устойчивого существования планеты на более скоординированной и согласованной основе, привели к пониманию необходимости укрепления структуры международных организаций, занимающихся природоохранными вопросами. Этому вопросу был посвящен целый ряд межправительственных решений, а также была выдвинута серия инициатив, направленных на разработку предложений относительно возможных путей улучшения функционирования этой системы.

4. В принятой Советом управляющих Программы Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП) и одобренной Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций Найробийской декларации 1997 года говорится, что ЮНЕП является ";основным органом Организации Объединенных Наций в области окружающей среды";, и однозначно указывается, что она должна выполнять роль ";ведущего глобального природоохранного органа, определяющего глобальную экологическую повестку дня, содействующего согласованному осуществлению экологического компонента устойчивого развития и являющегося авторитетным защитником интересов глобальной окружающей среды";.

5. В 1998 году в рамках проведения общей реформы по ";обновлению Организации Объединенных Наций"; Генеральный секретарь учредил Целевую группу по окружающей среде и населенным пунктам, которая завершила свою работу в 1999 году принятием ";Доклада Генерального секретаря об окружающей среде и населенных пунктах";. Деятельность Целевой группы была сосредоточена на ряде аспектов, включая межучрежденческие связи, межправительственные форумы и вовлечение основных групп, информацию, мониторинг, оценку и раннее предупреждение, а также активизацию деятельности ЮНЕП и Центра Организации Объединенных Наций по населенным пунктам (ЦООННП) (Хабитат). Ее рекомендации были рассмотрены Советом управляющих и приняты Генеральной Ассамблеей в ее резолюции 53/242. Одна из этих рекомендаций касалась создания Группы по рациональному природопользованию для решения задачи совершенствования координации между учреждениями и конвенциями. Группа провела свое первое совещание в январе 2001 года. Вторая рекомендация предусматривала учреждение Глобального форума по окружающей среде на уровне министров, который будет проводить свои совещания на ежегодной основе в рамках сессий Совета управляющих.

6. На первом совещании Форума, состоявшемся в Швеции в мае 2000 года, была принята Мальмёнская декларация, в которой главное внимание уделено таким важнейшим областям, как основные проблемы окружающей среды в XXI веке, связь между частным сектором и окружающей средой, гражданское общество и окружающая среда и десятилетний обзор хода осуществления итогов Конференции Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию. Поскольку все эти области влияют на роль окружающей среды в приобретающей все более глобальный характер политической перспективе, правительства пришли к тому выводу, что на Всемирной встрече на высшем уровне по устойчивому развитию, которая состоится в 2002 году, должны быть ";рассмотрены потребности значительно более широкой институциональной структуры международного природоохранного регулирования на основе оценки будущих потребностей институциональной системы, способной эффективно бороться с многочисленными рисками для окружающей среды в глобализирующемся мире. В этой связи необходимо повышать роль ЮНЕП, а также укреплять и делать более предсказуемой ее финансовую базу";.

7. Этот вывод был основан отчасти на нынешнем расширении структур, соглашений и конференций, следствием которого является то тяжелое бремя, которое ложится, в частности, на развивающиеся страны, многие из которых просто не располагают необходимыми ресурсами ни для надлежащего и конструктивного участия в них, ни для выполнения сложных и многочисленных требований по представлению отчетности, связанных с ними. Кроме того, становится очевидным, что недостаточная координация в области политики приводит к тому, что имеющиеся возможности для повышения согласованности и синергизма между различными инструментами не используются. Общее число правовых документов в области окружающей среды и устойчивого развития увеличивается, а период подготовки каждого договора сокращается. Кроме того, расширяются масштабы требующих своего решения проблем, которые, первоначально затрагивая отдельные регионы, затем встают перед целым полушарием, а потом и перед всей планетой, а число суверенных государств, которые должны участвовать в разработке подобных правовых договоренностей, постепенно увеличивается. Наряду с тем, что принятие различных юридически обязательных конвенций и протоколов в области окружающей среды и представляет собой выдающееся достижение международного сообщества, оно создает также необходимость в постоянном согласовании политики различных механизмов регулирования, существующих в этой области как на межучрежденческом, так и межправительственном уровнях.

8. С учетом этого на двадцать первой сессии Совета управляющих в феврале 2001 года правительства выразили свою все возрастающую обеспокоенность тем, что нынешние структуры руководства не соответствуют потребностям повестки дня в области окружающей среды, и рассмотрели вопрос о международном глобальном руководстве. В решении 21/20 Совета предусмотрено дальнейшее укрепление ЮНЕП, а решение 21/21 о международном экологическом руководстве основывается на таких элементах, как Найробийская декларация и доклад Генерального секретаря об окружающей среде и населенных пунктах, и содержит призыв к проведению всесторонней стратегической оценки существующих недостатков организационной структуры, а также будущих потребностей и возможностей для усиления международного экологического руководства, включая финансирование ЮНЕП.

9. Новая модель международного экологического руководства должна строиться с учетом необходимости устойчивого развития, что позволит удовлетворить взаимосвязанные социальные, экономические и экологические потребности. Современные экологические проблемы нельзя решать изолированно, поскольку они неразрывно связаны с социальными требованиями, демографическим давлением и нищетой в развивающихся странах, что контрастирует с чрезмерным и ведущим к образованию большого объема отходов потреблением в промышленно развитых странах. Кроме того, любой подход к укреплению международного экологического руководства должен основываться на надежных общих обязательствах и осознании своей причастности со стороны всех субъектов деятельности, неоспоримой нормативной базе и адекватном, стабильном и предсказуемом финансировании.

10. В подавляющем большинстве мнений, высказанных по реформе международного экологического руководства, прослеживается тенденция к поддержке предусматривающего постоянное расширение деятельности подхода к укреплению и упорядочению нынешней структуры международного экологического руководства, причем первым шагом должно быть укрепление авторитета и мандата ЮНЕП, с тем чтобы она эффективным образом выполняла роль глобального экологического органа, как это предусмотрено в Найробийской декларации. Кроме того, следует рассмотреть такие вопросы, как расширение сферы охвата правовых документов и предлагаемых зонтичных конвенций и расходы, связанные с увеличением географического охвата. Хотя первые обнадеживающие шаги уже были сделаны в резолюции 53/242 Генеральной Ассамблеи, а также в ряде решений Совета управляющих ЮНЕП, необходимы усилия для сохранения этого импульса.

11. Для решения вопроса о создании новых структур международного экологического руководства был предложен широкий ряд возможных вариантов, а объем распространяемой литературы по этому вопросу весьма значителен. Однако при рассмотрении этих вариантов необходимо четко представлять, что любая новая организационная структура должна быть ориентирована не только на устранение нынешних недостатков в координации политики, но и на решение важнейших задач развивающихся стран, касающихся усилий по созданию потенциала, передачи экологически безопасных технологий и принятия соответствующего комплекса финансовых стратегий. Правительства, возможно, пожелают рассмотреть такие вопросы, как заключение соглашения по областям и, что еще более важно, создание гарантий удовлетворения указанных потребностей.

12. Хотя из вышесказанного можно сделать вывод о том, что усиленная международная стратегия или структура необходима для обеспечения глобального устойчивого развития, также представляется очевидным, что в любом будущем соглашении, направленном на дальнейшее продвижение вперед, должно быть предусмотрено положение о выполнении промышленно развитыми странами дополнительных обязанностей.

13. В настоящем докладе в соответствии с просьбой Совета управляющих в его решении 21/21 приведен обзор вопросов, связанных с международным экологическим руководством, для рассмотрения на первом совещании Межправительственной группы по международному экологическому руководству. Цель доклада заключается в том, чтобы обеспечить делегации общей основой для начала конструктивного обсуждения. Он может служить отправной точкой для усилий по достижению международного консенсуса. Его можно рассматривать в качестве ";базового документа";, который можно будет корректировать и переориентировать для отражения консенсуса по мере его формирования. В докладе освещены следующие вопросы:

а) нынешнее положение дел в области международного экологического руководства;

b) обзор слабых и сильных сторон существующих механизмов;

с) источники финансирования международного экологического руководства;

d) потребности и возможные варианты в отношении международного экологического руководства.

Дополнительная справочная информация о международных природоохранных соглашениях, а также резюме отдельных документов будут распространены в документах UNEP/IGM/1/INF/1 и INF/2, соответственно.

I. ОБЗОР ПОЛОЖЕНИЯ ДЕЛ В ОБЛАСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РУКОВОДСТВА

А. Поиск согласованной системы международного экологического руководства

1. Стокгольмская конференция по проблемам окружающей человека среды

14. В июне 1972 года представители 13 стран собрались в Стокгольме на Конференцию Организации Объединенных Наций по проблемам окружающей человека среды. На Стокгольмской конференции международное сообщество впервые предприняло попытку рассмотреть взаимосвязи между окружающей средой и развитием на глобальном уровне. Одним из успехов Конференции явилось то, что вопросы окружающей среды заняли свое место в глобальной повестке дня благодаря принятию Стокгольмского плана мероприятий, ставшего первым глобальным планом действий в области окружающей среды, в котором была предусмотрена основа для нормативной повестки дня и общих политических рамок, обеспечивающих проведение первого этапа природоохранной деятельности. Кроме того, была принята декларация принципов, заложившая фундамент для развития международного права окружающей среды в 70-х и 80-х годах. Важным итогом Конференции явилось и создание Программы Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП). Был начат поиск новой, более стройной концепции развития с учетом ограниченности базы природных ресурсов, в которой природоохранные соображения играли бы центральную роль, но при этом по-прежнему сохранялись бы и возможности для деятельности человека. Конференция послужила мощным импульсом для осознания и решения возникающих природоохранных проблем как в странах, так и в Организации Объединенных Наций и других организациях. В качестве одного из компонентов подобных международных усилий ЮНЕП с середины 70-х годов приступила к созданию программ по региональным морям, в рамках которых были разработаны конвенции и планы действий в качестве механизма регионального сотрудничества.

2. Стокгольм + 10

15. Спустя десять лет после Стокгольмской конференции наряду с тем, что в промышленно развитых странах был достигнут прогресс в улучшении качества воздуха и воды, в ужесточении контроля за химическими веществами и в сохранении компонентов природы, в большинстве развивающихся стран наблюдалась беспрецедентная по темпам и масштабам деградация окружающей среды. Многие новые промышленные страны страдали от широко распространенного ухудшения состояния окружающей среды; в их случае экологические проблемы, связанные со стремительной индустриализацией и лавинообразной урбанизацией, усугубляли и без того тяжелое положение, обусловленное их недостаточным развитием и нищетой. Во многих областях деградация окружающей среды начала подрывать перспективы будущего развития, а возможно - и выживания в глобальном масштабе. Все усиливающееся воздействие деятельности человека на состояние планеты стремительно опережало стратегии, как правило, предусматривавшие лишь меры по исправлению нанесенного ущерба, и те скромные, а порой и смехотворно малые финансовые средства, которые выделялись на их осуществление. В связи с десятой годовщиной проведения Стокгольмской конференции Совет управляющих ЮНЕП провел в мае 1982 года в Найроби свою специальную сессию. Она предоставила уникальную возможность собраться вместе представителям нового поколения руководителей деятельности в области охраны окружающей среды со всех уголков мира для того, чтобы придать новый импульс деятельности, касающейся нормативной повестки дня, политики и учреждений в области охраны окружающей среды, с учетом опыта 70-х годов и возникавших в то время проблем. На завершающем этапе специальной сессии Совет принял резолюцию, в которой отметил достижения Организации Объединенных Наций в осуществлении Стокгольмского плана мероприятий и проблемы, стоявшие перед международным сообществом. На десятой сессии Совета управляющих, проведенной сразу же после специальной сессии, была принята Программа Монтевидео по развитию и периодическому обзору права окружающей среды в качестве стратегического руководства ЮНЕП для активизации разработки международных договоров и других соглашений в области окружающей среды.

3. Всемирная комиссия по окружающей среде и развитию

16. В своей резолюции 38/161 от 19 декабря 1983 года Генеральная Ассамблея учредила Всемирную комиссию по окружающей среде и развитию, поручив ей предлагать долгосрочные стратегии в области окружающей среды в целях достижения устойчивого развития на период до 2000 года и далее. К Комиссии была обращена просьба рассматривать пути и средства, благодаря которым международное сообщество могло бы более эффективно решать проблемы окружающей среды и развития. В 1987 году, спустя три года после начала своей деятельности, Комиссия разработала всеобъемлющие предложения и рекомендации по содействию устойчивому развитию, включая предложения относительно организационных и правовых изменений. Комиссия сформулировала основную организационную задачу на 90-е годы следующим образом: ";Способность выбирать направления политики, обеспечивающие устойчивость, требует того, чтобы экологические аспекты политики рассматривались вместе с экономическими, торговыми, энергетическими, сельскохозяйственными, промышленными и прочими аспектами, причем в рамках одних и тех же повесток дня и одних и тех же национальных и международных учреждений";.

4. Всемирная встреча на высшем уровне ";Планета Земля"; 1992 года

17. В июне 1992 года, спустя ровно 20 лет после Стокгольмской конференции, руководители стран мира собрались в Рио-де-Жанейро на Конференцию Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию - Всемирную встречу на высшем уровне ";Планета Земля";. Конференция явилась важным поворотным пунктом в переориентации национальной и международной политики на интеграцию природоохранных аспектов в задачи в области экономики и развития. Итоговые документы Конференции, в частности Повестка дня на XXI век и Рио-де-Жанейрские принципы, сыграли конструктивную роль в содействии развитию и укреплению организационного механизма деятельности в целях охраны окружающей среды и обеспечения устойчивого развития на национальном и международном уровнях. В главе 38 Повестки дня на XXI век указаны организационные международные договоренности и определены конкретные задачи, которые предстояло решать ЮНЕП. В принятой впоследствии резолюции Генеральной Ассамблеи 47/121 от 22 декабря 1992 года были одобрены новые международные организационные механизмы, включая учреждение Комиссии по устойчивому развитию. Была ускорена разработка международных режимов для решения сложных глобальных экологических проблем, таких как изменение климата, биологическое разнообразие и опустынивание. Кроме того, помимо деятельности правительств, во все большей мере стала признаваться решающая роль организаций гражданского общества, частного сектора и других основных групп общества в достижении целей устойчивого развития.

5. Рио-де-Жанейро + 5

18. В 1997 году на своей девятнадцатой специальной сессии Генеральная Ассамблея провела пятилетний обзор деятельности по итогам Всемирной встречи на высшем уровне ";Планета Земля"; и приняла Программу действий по дальнейшему осуществлению Повестки дня на XXI век. В Программе были признаны прогресс, достигнутый после Рио-де-Жанейрской конференции, и задачи, стоящие перед мировым сообществом в деятельности по достижению устойчивого развития, оценена деятельность целого ряда правительственных и неправительственных организаций, участвующих в усилиях в области охраны окружающей среды и устойчивого развития, и подчеркнута роль ЮНЕП в качестве ведущего глобального органа в области окружающей среды. Главы государств и правительств, присутствовавшие на специальной сессии, считали, что был достигнут ряд положительных результатов, но были глубоко обеспокоены ухудшением общих тенденций в области устойчивого развития по сравнению с 1992 годом. Они подчеркнули, что осуществление Повестки дня на XXI век на комплексной основе остается исключительно важной и, как никогда, насущной задачей.

В. Нынешнее положение дел в области международного экологического руководства

19. Подтверждением организационной сложности международного экологического руководства могут служить существующие структуры многосторонних процессов, многосторонних соглашений и консультативных механизмов, направленных на решение природоохранных и смежных вопросов. В данном разделе приводится обзор существующих организационных структур, документов и механизмов, в том числе в рамках системы Организации Объединенных Наций, многосторонних природоохранных соглашений и имеющихся средств координационной и консультативной деятельности.

1. Многосторонние процессы
а) Система Организации Объединенных Наций

i) Генеральная Ассамблея

20. В соответствии со статьей 10 Устава Организации Объединенных Наций, Генеральная Ассамблея уполномочена обсуждать любые вопросы или дела в пределах Устава или относящиеся к полномочиям и функциям любого из органов, предусмотренных Уставом. Генеральная Ассамблея, которая состоит из всех членов Организации Объединенных Наций (в настоящее время их насчитывается 189), уполномочена делать рекомендации государствам - членам Организации Объединенных Наций или Совету Безопасности или государствам-членам и Совету Безопасности по любым таким вопросам или делам, за исключением тех случаев, когда Совет Безопасности выполняет возложенные на него Уставом функции по отношению к какому-либо спору или ситуации. Генеральная Ассамблея организует исследования и делает рекомендации в целях содействия международному сотрудничеству в политической области и поощрения прогрессивного развития международного права и его кодификации, содействия международному сотрудничеству в области экономической, социальной, культуры, образования, здравоохранения и содействия осуществлению прав человека и основных свобод для всех.

21. Совет управляющих ЮНЕП представляет доклады Генеральной Ассамблее через Экономический и Социальный Совет. Ассамблея рассматривает и делает рекомендации по отдельным природоохранным и связанным с окружающей средой вопросам, включая организационные договоренности и соответствующие международные процессы. К числу вопросов, рассмотренных Генеральной Ассамблеей на ее пятьдесят пятой сессии, относились: доклад о работе шестой специальной сессии Совета управляющих ЮНЕП, усиление взаимодополняющих компонентов международных документов, связанных с окружающей средой и устойчивым развитием, изменение климата, Конвенция о биологическом разнообразии, Конвенция Организации Объединенных Наций по борьбе с опустыниванием в тех странах, которые испытывают серьезную засуху и/или опустынивание, особенно в Африке, международное сотрудничество в деле смягчения воздействия явления Эль Ниньо, океаны и морское право, космическое пространство, Антарктика и экологические нормы в отношении отдельных аспектов разоружения.

ii) Экономический и Социальный Совет

22. Экономический и Социальный Совет, состоящий из 54 членов Организации Объединенных Наций, избираемый Генеральной Ассамблеей, может предпринимать исследования и составлять доклады по международным вопросам в области экономической, социальной, культурной, образования и здравоохранения и подобным вопросам или побуждать к этому других, а также делать по любому из этих вопросов рекомендации Генеральной Ассамблее, членам Организации Объединенных Наций и заинтересованным специализированным учреждениям. Экономический и Социальный Совет осуществляет такие функции, которые входят в его компетенцию, в связи с выполнением рекомендаций Генеральной Ассамблеи. Он уполномочен согласовывать деятельность специализированных учреждений посредством консультаций с ними и рекомендаций таким учреждениям и посредством рекомендаций Генеральной Ассамблее и членам Организации Объединенных Наций.

23. В Программе действий по дальнейшему осуществлению Повестки дня на XXI век, принятой на девятнадцатой специальной сессии Генеральной Ассамблеи, подчеркнуто, что с учетом увеличивающегося числа директивных органов, связанных с различными аспектами устойчивого развития, включая международные конвенции, существует как никогда острая необходимость в улучшении координации политики на межправительственном уровне, а также в целенаправленных и более согласованных усилиях по укреплению сотрудничества между секретариатами этих директивных органов. В Программе особо отмечено, что под руководством Генеральной Ассамблеи Экономический и Социальный Совет должен играть более активную роль в координации деятельности системы Организации Объединенных Наций в экономической, социальной и смежных областях.

iii) Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде

24. Как упоминалось выше, ЮНЕП была учреждена Генеральной Ассамблеей после Стокгольмской конференции в резолюции 2997 (XXVII) от 15 декабря 1972. В соответствии с этой резолюцией Совет управляющих ЮНЕП состоит из 58 членов, избираемых Генеральной Ассамблеей, и выполняет следующие основные функции и обязанности:

а) осуществление содействия международному сотрудничеству в области окружающей среды и предоставление, по мере необходимости, рекомендаций относительно проводимой с этой целью политики;




Похожие документы:

  1. Организация объединенных наций (75)

    Доклад
    ... ОрганизацииОбъединенныхНаций (информационные центры ОрганизацииОбъединенныхНаций, Департамент общественной информации ОрганизацииОбъединенныхНаций) (совместная организация мероприятий в рамках всей системы ОрганизацииОбъединенныхНаций ...
  2. Организация объединенных наций (117)

    Доклад
    ... с другими учреждениями ОрганизацииОбъединенныхНаций - Программой развития ОрганизацииОбъединенныхНаций, Детским фондом ОрганизацииОбъединенныхНаций, Фондом ОрганизацииОбъединенныхНаций для деятельности в области ...
  3. Организация объединенных наций (165)

    Отчет
    ... с учреждениями ОрганизацииОбъединенныхНаций, включая Продовольственную и сельскохозяйственную организациюОбъединенныхНаций, Всемирную торговую организацию, Программу развития ОрганизацииОбъединенныхНаций и ОрганизациюОбъединенныхНаций по ...
  4. Организация объединенных наций (189)

    Автореферат диссертации
    ... выделяются Отделению ОрганизацииОбъединенныхНаций в Найроби, Отделению ОрганизацииОбъединенныхНаций в Женеве и другим организациям системы ОрганизацииОбъединенныхНаций на ведение финансовых ...
  5. Организация объединенных наций (13)

    Документ
    ... Программе ОрганизацииОбъединенныхНаций по окружающей среде, Продовольственной и сельскохозяйственной организацииОбъединенныхНаций (ФАО), Всемирной торговой организации, Всемирной организации ...
  6. Организация объединенных наций (44)

    Документ
    ... И ОРГАНОВ ОРГАНИЗАЦИИОБЪЕДИНЕННЫХНАЦИЙ И МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ И НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Участие специализированных учреждений и органов ОрганизацииОбъединенныхНаций и межправительственных и неправительственных организаций Правило ...

Другие похожие документы..