Главная > Программа


124. Фонды также играют важную роль в деле мобилизации финансовых ресурсов на нужды охраны окружающей среды. В качестве примера особо новаторского фонда можно привести Фонд международного партнерства Организации Объединенных Наций (ФМПООН), учрежденный Генеральным секретарем в марте 1998 года в качестве автономного целевого фонда. В рамках Организации Объединенных Наций ЮНФИП является ключевой административной структурой, обеспечивающей взаимодействие с Фондом Организации Объединенных Наций - механизмом, созданным Тедом Тёрнером с донорским капиталом в размере 1 млрд. долл. США для оказания поддержки усилиям Организации Объединенных Наций в решении глобальных проблем.

125. Другим новаторским механизмом является Французский фонд глобальной окружающей среды (ФФГОС), созданный в 1994 году правительством Франции для покрытия дополнительных расходов, связанных с принятием мер по охране глобальной окружающей среды, и он, как ожидается, будет дополнять ресурсы, выделяемые Францией в рамках оказываемой ею официальной помощи в целях развития. Финансирование обеспечивается для сохранения биоразнообразия, сокращения выбросов парниковых газов, охраны международных водных ресурсов и сохранения озонового слоя. Одним из приоритетов осуществляемой Францией деятельности по предоставлению помощи в целях развития является оказание поддержки странам, в которых наиболее остро стоит проблема опустынивания, особенно в Африке. Таким образом, на Магреб и африканские страны к югу от Сахары приходится половина финансовых средств, выделяемых по линии этого Фонда. Его руководящий комитет является директивным органом, в состав которого входят представители пяти учреждений-членов. Он располагает секретариатом, функции которого обеспечиваются Французским агентством развития. Фонд начал свое функционирование с объемом капитала в 440 млн. французских франков на период 1994 1998 годов, средства которого затем были пополнены на аналогичную сумму на период 1999 2002 годов. К концу первого этапа была проведена или начата оценка 72 проектов. Фонд представляет собой двусторонний механизм, и, хотя его подходы и методы работы аналогичны тем, которые используются ФГОС, он действует независимо от своего многостороннего партнера и является инструментом внешней политики Франции. Поскольку эти два органа решают схожие задачи, Исполнительный секретарь Французского фонда является заместителем представителя Франции в Совете ФГОС.

126. К другим нетрадиционным механизмам относится действующая под эгидой ЮНЕП Инициатива в области финансовых услуг, которая призвана способствовать тому, чтобы финансовый и страховой сектора в своей деятельности и при оказании услуг учитывали экологические соображения. В числе двух других механизмов, которые находятся на стадии обсуждения и опробования, фигурируют предусматриваемые в рамках Киотского протокола Механизм чистого развития и Механизм совместного осуществления. Механизм чистого развития предназначен для оказания содействия Сторонам, не входящим в приложение I, в деле обеспечения устойчивого развития. Он будет использовать официально зарегистрированные сокращения выбросов, полученные благодаря осуществлению отдельных проектов, позволяющих сократить выбросы парниковых газов свыше того уровня, который имел бы место в случае невыполнения таких проектов. В рамках Механизма совместного осуществления полученные сокращения выбросов в результате реализации отдельных проектов в странах, входящих в приложение I, могут зачисляться в счет выполнения обязательств, предусмотренных по статье 3, если будет доказано, что выбросы удалось сократить свыше того уровня, который имел бы место в противном случае.

127. Системы экомаркировки, позволяющие потребителям принимать решения относительно покупки тех или иных товаров и услуг, будучи более полно информированными об экологических характеристиках их производства, а также ";зеленые"; инвестиционные фонды, дающие инвесторам возможность учитывать экологические приоритеты в ходе принятия решений относительно капиталовложений, - это еще один пример принципиально новых механизмов финансирования. В качестве одной из рекомендаций пятого совещания Группы экспертов по вопросам финансирования в целях устойчивого развития была отмечена необходимость разработки методологии классификации для определения градации капиталовложений на основе критериев устойчивости. Итак, нетрадиционные механизмы финансирования существуют и обладают потенциалом для мобилизации крупных объемов финансовых ресурсов, но пока их возможности еще не используются в полном объеме.

128. Гражданскому обществу отводится важная роль в содействии выполнению экологической повестки дня, и существует большая вероятность того, что эта роль будет возрастать и в будущем с учетом более заинтересованного участия гражданского общества в решении вопросов, касающихся окружающей среды. Природоохранные неправительственные организации оказывают значительное влияние на руководство природоохранной деятельностью на всех уровнях, - влияние, определяемое различными НПО: от крупных транснациональных неправительственных организаций, располагающих многомиллионными долларовыми бюджетами, до совсем небольших организаций, которые, хотя и имеют мизерные бюджеты, нередко оказывают существенное влияние. На сегодняшний день из общего объема финансирования ФГОС около 650 млн. долл. США было утверждено на мероприятия, осуществляемые неправительственными учреждениями. Они должны рассматриваться в качестве важного субъекта деятельности по мобилизации финансовых ресурсов, а также содействию практическим методам и стратегиям, которые могли бы способствовать более эффективному управлению природопользованием.

F. Вопросы

129. В Декларации тысячелетия Организации Объединенных Наций, принятой главами государств и правительств в сентябре 2000 года, отмечалась их обеспокоенность в связи с трудностями, которые испытывают развивающиеся страны в мобилизации ресурсов для финансирования устойчивого развития, а также необходимость обеспечения успеха Международного и межправительственного совещания высокого уровня по вопросам финансирования в целях развития, которая будет проведена в 2001 году. Согласно одной из оценок, нехватка финансовых средств составляет 625 млрд. долл. США в год. Главы государств и правительств, собравшиеся на Саммите тысячелетия в Нью-Йорке, пришли к выводу о необходимости реализации расширенной программы облегчения бремени задолженности в интересах бедных стран с крупной задолженностью и оказания более щедрой помощи в целях развития.

130. Был достигнут прогресс в выявлении тех аспектов, которые должны учитываться при решении вопросов финансирования деятельности в области развития. Практически все это в значительной степени определяет то, насколько эффективно может быть обеспечено руководство глобальной природоохранной деятельностью. Согласно изложенным в Повестке дня на ХХI век оценкам, расходы по финансированию устойчивого развития составляют 125 млрд. долл. США в виде внешних ресурсов - главным образом официальной помощи в целях развития - и 500 млрд. долл. США в рамках внутренней мобилизации ресурсов в развивающихся странах. Необходимо безотлагательно обеспечить достижение поставленных в Повестке дня на ХХI век целей, особенно в том, что касается целевого показателя для официальной помощи в целях развития, составляющего 0,7 процента валового национального продукта.

131. Не менее важна эффективность оказания помощи. Во избежание того чтобы мобилизация финансовых ресурсов носила фрагментарный и бессистемный характер, необходимо обеспечить более оптимальную координацию вопросов направления и качества финансовых потоков. Это в свою очередь позволит предотвратить дублирование усилий между финансируемыми программами и мероприятиями. Уже существуют координационные механизмы, такие как Комитет ОЭСР по вопросам оказания помощи в целях развития, но они не выделяют природоохранную деятельность в качестве отдельного вопроса. Итоги проведенных на сегодняшний день совещаний экспертов по этому вопросу свидетельствуют о том, что к решению вопросов координации должны привлекаться не только официальные доноры, но и другие субъекты, работающие в направлении мобилизации финансовых ресурсов. Для обеспечения эффективности оказания официальной помощи в целях развития необходимо, чтобы получатели этой помощи обладали стратегическим мышлением. Кроме того, проведенные дискуссии подводят нас к выводу о том, что для этого требуется интеграция экологических вопросов в рамках деятельности внешнего и внутреннего финансовых секторов. Программа ОЭСР по развитию потенциала в области окружающей среды является одним из примеров расширения возможностей государственных учреждений, позволяющих им учитывать экологические факторы.

132. В том что касается иностранных инвестиций, как считается, крайне важно определить четкие критерии осуществления иностранных капиталовложений с учетом благоприятных экономических инструментов, предназначенных для реализации природоохранных целей. Для мобилизации частного капитала в интересах улучшения состояния окружающей среды требуются национальные регламентационные механизмы, призванные уменьшить негативные экологические последствия и способствовать позитивному воздействию. Крайне важно обеспечить стабильный, предсказуемый и транспарентный инвестиционный климат на основе многосторонней инвестиционной структуры, содействующей устойчивому развитию.

133. При проведении обзора в 2002 году хода реализации итогов Встречи на высшем уровне ";Планета Земля"; финансовые ресурсы и механизмы финансирования будут рассматриваться в качестве всеобъемлющего вопроса. Этому будут предшествовать шестое совещание группы экспертов по вопросам финансирования в целях устойчивого развития и Межправительственная конференция высокого уровня по вопросам финансирования в целях развития. Указанные выше вопросы и те, которые касаются облегчения бремени задолженности и ценности нетрадиционных национальных и международных механизмов финансирования, скорее всего станут предметом обсуждения в ходе этих дискуссий. Все эти вопросы в значительной степени будут влиять на эффективность международного экологического руководства, что справедливо также в отношении влияния финансирования многосторонних природоохранных соглашений, потенциала природоохранных неправительственных организаций в контексте мобилизации финансовых ресурсов и экологических органов, на которые возложены различные функции, касающиеся руководства природопользованием. При таком множестве финансовых источников и субъектов, действующих в области окружающей среды, разрозненность усилий вероятно будет иметь место и в будущем на фоне отсутствия более совершенной координации и информационных систем в области финансов, специально предназначенных для решения экологических вопросов.

134. Конференция высокого уровня по вопросам финансирования в целях развития дает возможность провести обзор деятельности в области финансирования в интересах устойчивого развития, особенно в свете наметившихся тенденций к сокращению объема средств в реальном выражении, которые выделяются на природоохранную деятельность. Финансовый вклад основных многосторонних и двусторонних организаций в решение экологических вопросов определить непросто, и он должен носить более транспарентный характер. Единственным крупным механизмом финансирования, который появился за период после проведения Рио-де-Жанейрской конференции, является ФГОС. Однако масштабы его деятельности ограничены. Третий этап пополнения ФГОС и совещание Ассамблеи ФГОС в 2002 году позволят в контексте решения 21/25 Совета управляющих расширить мандат Фонда в качестве главного механизма финансирования деятельности по обеспечению устойчивого развития. И наконец, следует вернуться к вопросу о необходимости укрепления финансовой основы ЮНЕП как ключевого органа, отвечающего за вопросы окружающей среды в рамках системы Организации Объединенных Наций.

IV. ПОТРЕБНОСТИ И ВАРИАНТЫ

135. Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций Кофи Аннан в своем предисловии к ежегодному докладу ЮНЕП 2000 года подчеркнул, что ни одно бедствие в истории человечества не продемонстрировало столь наглядно взаимозависимость всех стран и народов, как это сделал экологический кризис. Под давлением процесса экономической глобализации и технологических нововведений происходят небывалые изменения в состоянии глобальной окружающей среды. Речь идет о ряде тенденций, которые характеризовали последнее десятилетие ХХ столетия. К ним относятся все более ярко выраженный трансграничный характер экологических проблем; признание связей между различными экологическими вопросами; задача по осуществлению растущего числа многосторонних природоохранных соглашений; увеличение масштабов и числа мегаполисов; активизация роли гражданского общества в выработке и корректировке государственной политики; а также переход к обществу, вооруженному информационным потенциалом и знаниями.

136. Правительства все чаще выражают обеспокоенность в связи с тем, что существующая структура международного экологического руководства не удовлетворяет требованиям экологической повестки дня. Такую обеспокоенность вызывают различные проблемы: от чрезмерного увеличения числа сложных совещаний, оказывающих непосильную нагрузку на переговорщиков, особенно из развивающихся стран, до фрагментарного рассмотрения повестки дня, что не дает возможности комплексно решать экологические вопросы и не позволяет выработать подход, который лежал бы в основе и служил поддержкой осуществления и контроля за выполнением юридически закрепленных обязательств в рамках международного права.

137. Такая растущая обеспокоенность нашла свое четкое отражение в Мальмёнской декларации министров, которая гласит, что Всемирная встреча на высшем уровне по устойчивому развитию в 2002 году ";должна рассмотреть потребности значительно более широкой институциональной структуры международного природоохранного регулирования на основе оценки будущих потребностей институциональной системы, способной эффективно бороться с многочисленными рисками для окружающей среды в глобализирующемся мире. В этой связи необходимо повышать роль ЮНЕП, а также укреплять и делать более предсказуемой ее финансовую базу";.

138. В случае любой модели реформирования, в рамках которой подчеркивается непреходящее значение осуществления экологических норм, обеспечения выполнения соответствующих положений и ответственности, а также соблюдения Рио-де-Жанейрских принципов, включая принцип принятия мер предосторожности, следует учитывать особые условия развивающихся стран. Сталкиваясь с ухудшающимися условиями торговли, имеющимися в этой области тарифными и нетарифными барьерами, проблемами задолженности, ростом численности населения и экономической нестабильностью, развивающиеся страны нуждаются в более масштабной поддержке для удовлетворения социальных и экономических потребностей на фоне предпринимаемых ими усилий по выполнению своих природоохранных обязательств.

139. При утверждении новой модели международного экологического руководства мы должны исходить из необходимости обеспечения устойчивого развития, удовлетворяющего социальным, экономическим и природоохранным требованиям. Экологические проблемы сегодняшнего дня более не могут решаться в отрыве от других вопросов. Любой подход к усилению и рационализации международного экологического руководства должен отвечать следующим требованиям:

а) доверие: реформированные организационные структуры должны заручиться всеобщей поддержкой всех государств на основе гласности, справедливости и доверия, действуя в своем качестве независимого мощного механизма, призванного выносить рекомендации и решения по экологическим вопросам;

b) полномочия: реформа должна охватывать вопросы разработки организационного мандата, правомочность которого не ставится под сомнение. Это должно обеспечивать основу для более эффективного осуществления полномочий в деле координации природоохранных мероприятий в рамках системы Организации Объединенных Наций;

с) финансирование: необходимо обеспечить адекватные финансовые ресурсы, связанные с выполнением более масштабных задач в области сотрудничества в целях развития. Несмотря на ряд принятых на межправительственном уровне решений об укреплении ЮНЕП и обеспечении ее ";адекватным, стабильным и предсказуемым"; финансированием, объем средств Фонда окружающей среды остается примерно на уровне 50 млн. долл. США в год, и это имеет место на фоне расширения мандатов. Такое положение сохраняться долго не может;

d) участие всех субъектов: учитывая то важное значение, которое имеют для окружающей среды меры, принимаемые основными группами, необходимо изыскать пути, позволяющие обеспечить учет их мнений в ходе принятия решений.

140. Выдвигаются различные идеи по усилению руководства глобальной природоохранной деятельностью. Дополнительные выводы вытекают из обзора положения дел в области международного экологического руководства, изложенного в предыдущих главах. Имеются ряд вариантов, упомянутых в ходе нынешних дебатов по вопросу о международном экологическом руководстве. Поэтому следующий раздел подготовлен таким образом, чтобы отразить суть различных выводов и идей, предложенных на сегодняшний день в рамках единого сводного обзора, и дать общую картину возможных направлений дальнейшей деятельности. Варианты, о которых говорится ниже, приводятся из библиографических источников, перечисленных в конце настоящего документа.

141. Варианты по усилению международного экологического руководства были предложены на двух основных уровнях:

а) на уровне организационных структур;

b) на уровне многосторонних природоохранных соглашений.

А. Варианты на уровне организационных структур

142. На организационном уровне основополагающим вопросом укрепления международного экологического руководства является необходимость усиления позитивного воздействия предпринимаемых мер на окружающую среду. Предлагаемые варианты могут быть сгруппированы по следующим тематическим направлениям:

а) финансовые, торговые организации и организации, занимающиеся вопросами развития;

b) природоохранные организации и структуры;

с) координация.

1. Финансовые, торговые организации и организации, занимающиеся вопросами развития

143. Высказывается обеспокоенность в связи с противоречивыми целями крупных многосторонних и двусторонних органов, негативное воздействие которых на окружающую среду может поставить под угрозу усилия, направленные на совершенствование международного экологического руководства. В качестве предлагаемых на сегодняшний день решений фигурируют следующие:

а) усиление процессов интеграции экологических соображений в работу существующих международных финансовых, торговых, технических организаций и организаций, занимающихся вопросами развития, в целях расширения их деятельности в интересах обеспечения устойчивого развития. Это будет предусматривать учет экологических аспектов в рамках сотрудничества в целях развития, например, путем реализации Комплексного механизма в области развития Всемирного банка и Рамочной программы по оказанию помощи в целях развития Организации Объединенных Наций;

b) разработка единых экологических руководящих принципов для экспортно-кредитных учреждений в целях содействия учету природоохранных соображений в принимаемых решениях относительно капиталовложений;

с) создание партнерского с ВТО природоохранного органа.

2. Природоохранные организации и структуры

144. Выдвигаемые на сегодняшний день идеи отражают необходимость в наличии более мощного учреждения для обеспечения руководства глобальной окружающей средой. К предлагаемым вариантам относятся следующие:

а) повышение статуса ЮНЕП с уровня программы Организации Объединенных Наций до полноправного специализированного учреждения, вооруженного соответствующими правилами и располагающего своим собственным бюджетом, финансируемым за счет долевых взносов государств-членов, определяемых путем проведения ежегодных сессий по объявлению взносов (на основе модели ПРООН) или в рамках заключенных договоренностей, рассчитанных на многолетний период;

b) использование Генеральной Ассамблеи или Экономического и Социального Совета в более широком организационном плане, например, путем преобразования Экономического и Социального Совета в совет по устойчивому развитию, что требует внесения поправки в Устав Организации Объединенных Наций;

с) создание новой всемирной организации по окружающей среде. К вопросам, которые предстоит рассмотреть, относятся следующие: какими функциями она будет наделена; будет ли она действовать в качестве головной организации для различных многосторонних природоохранных соглашений; какие ей будут предоставлены финансовые ресурсы и юридические полномочия;

d) преобразование Совета по опеке - одного из шести основных органов Организации Объединенных Наций - в основной форум по глобальным экологическим вопросам, включая управление многосторонними природоохранными соглашениями, при этом Комиссия по устойчивому развитию будет подотчетна не Экономическому и Социальному Совету, а Совету по экономической безопасности;

е) некоторая консолидация функций ПРООН и ЮНЕП;

f) расширение мандата ФГОС, с тем чтобы он стал механизмом финансирования всех глобальных природоохранных соглашений и был более тесно связан с ЮНЕП для обеспечения согласованности между вопросами политики и финансирования;

g) повышение значимости Комиссии по устойчивому развитию в целях интеграции трех основополагающих направлений, которыми являются окружающая среда, социальная сфера и экономика, с обеспечением более активного участия по линии ФГОС и других программ и Группы Организации Объединенных Наций по вопросам развития и с привлечением министерств, помимо тех, которые занимаются исключительно вопросами экологии;

h) создание нового экологического суда.

145. Для определения наиболее эффективных путей усиления международного экологического руководства необходимо будет рассмотреть следующие вопросы:

а) как между различными организациями будет усилена координация и эффект синергизма в вопросах, касающихся окружающей среды;

b) как будет повышена согласованность природоохранных норм и соглашений, особенно в контексте соглашений в области окружающей среды и торговли, и как будет обеспечиваться урегулирование возникающих споров;

с) какую роль будет играть гражданское общество, особенно природоохранные неправительственные организации, в контексте усиленного руководства глобальной окружающей средой;

d) какая роль будет отведена частному сектору;

е) каков будет уровень финансирования и какова будет степень предсказуемости и стабильности для обеспечения выполнения мандатов.

3. Координация

146. Исходя из фрагментарного характера организаций и структур, занимающихся указанными вопросами окружающей среды, в предлагаемых идеях обозначена необходимость усиления координации и эффекта синергизма между различными участвующими субъектами. Хотя орган, отвечающий за усиленное международное экологическое руководство, о котором говорится выше, может быть обеспечен потенциалом для осуществления координации, ему потребуются соответствующие инструменты или механизмы для проведения такой работы. Сегодня на этот счет предлагаются следующие идеи:

а) соглашение о структуре для обеспечения соответствующей направленности и согласованности соглашений в рамках одной категории;

b) относительно координации между торговыми и природоохранными соглашениями: создание механизма урегулирования споров по связанным с торговлей экологическим вопросам, при этом процесс урегулирования споров будет независим от осуществляемых ВТО функций по выработке правил и проведению переговоров. Кроме того, разработка соглашения о связанных с торговлей природоохранных мерах;

с) повышение координирующей роли ЮНЕП: в качестве одного из вариантов предлагается объединить под эгидой ЮНЕП все организации, имеющие главным образом природоохранный мандат, в целях согласования на тематической основе графиков, оценок, мер и стратегий;

d) использование недавно созданного Глобального форума по окружающей среде на уровне министров ЮНЕП для выработки общих программных руководящих принципов, касающихся международных мер в области окружающей среды;

е) создание в рамках ГРП координационного механизма, который охватывал бы все учреждения, обладающие в основном экологическим мандатом, ЮНЕП и секретариаты многосторонних природоохранных соглашений и содействовал бы активной постановке природоохранных вопросов;

f) включение ЮНЕП в Группу Организации Объединенных Наций по вопросам развития;

g) создание путем усиления ГРП группы Организации Объединенных Наций по окружающей среде на основе модели Группы Организации Объединенных Наций по вопросам развития.

147. Для выработки конструктивных путей продвижения в работе по усилению руководства глобальной окружающей средой в первую очередь необходимо будет проанализировать перечисленные выше варианты в целях определения их осуществимости и ценности с точки зрения благоприятного воздействия на глобальную окружающую среду. В разделе ниже в общих чертах приводятся возможные варианты конструктивного проведения такого анализа, что позволило бы обеспечить его полезность для осуществления рассматриваемого процесса.

В. Варианты на уровне многосторонних природоохранных соглашений

148. Когда речь идет о многосторонних природоохранных соглашениях, основным фактором, диктующим необходимость усиления международного экологического руководства, является фрагментарный характер их функционирования, что главным образом вызвано отсутствием координации. Это приводит к ограничению возможностей стран по осуществлению обязательств, принимаемых в рамках существующих соглашений. Предлагаемые варианты могут быть объединены по следующим тематическим направлениям:

а) координация;

b) мониторинг хода осуществления;

с) расширение возможностей и стимулов для соблюдения; и

d) механизмы соблюдения и обеспечения выполнения.

1. Координация

149. На международном уровне отсутствие достаточной координации между многосторонними природоохранными соглашениями находит свое отражение в тех трудностях, которые вызваны рассредоточенностью мест нахождения секретариатов между Монреалем (для КБР и Протокола по биобезопасности к нему и Многостороннего фонда), Женевой (для СИТЕС и Базельской конвенции) и Бонном (для РКИКООН, КБОООН и КМВ), а также рассредоточенностью мест проведения конференций Сторон и их вспомогательных органов. Кроме того, отсутствие соответствующей координации прослеживается и в сроках проведения этих конференций: в декабре 2000 года Межправительственный комитет для ведения переговоров по Конвенции о стойких органических загрязнителях провел свою сессию в Йоханнесбурге; совещание Межправительственного комитета КБР по Картахенскому протоколу состоялось в Монтпелье; двенадцатое Совещание Сторон Монреальского протокола проходило в Уагадугу; четвертая Конференция Сторон КБОООН - в Бонне. Если брать национальный уровень, то тот факт, что различные конвенции имеют различные координационные центры, также указывает на неадекватный уровень координации. Координационные центры КБР и СИТЕС расположены в министерствах сельского хозяйства; координационные центры РКИКООН - в министерствах энергетики или метеорологии; координационные центры КБОООН - в министерствах лесного хозяйства или землеустройства; координационные центры ЮНЕП - в министерствах окружающей среды; а координационные центры Комиссии по устойчивому развитию - в министерствах иностранных дел. В отсутствие на национальном уровне соответствующей координации глобальных природоохранных вопросов трудно обеспечить адекватную международную координацию. Идеи, предлагаемые для урегулирования сложившегося положения, включают следующие:

а) совместное размещение секретариатов соглашений;

b) разработка зонтичных конвенций;

с) использование одного научного органа - вместо выделения различных органов по каждому соглашению - для удовлетворения потребностей соглашений в проведении научной или тематической оценки, в основе функционирования которого будет лежать учет имеющихся потребностей;

d) использование недавно учрежденного Глобального форума по окружающей среде на уровне министров ЮНЕП для уточнения основных принципов, которые будут закреплены в различных соглашениях, в целях согласования их осуществления.

2. Мониторинг хода осуществления многосторонних природоохранных соглашений

150. В ответах на поставленные в анкете вопросы отмечаются узкие места в существующих возможностях по мониторингу хода осуществления многосторонних природоохранных соглашений. В рамках действующих процессов предусматривается подготовка национальных докладов по каждому соглашению в качестве механизма для мониторинга уровня осуществления и соблюдения конвенций. Однако некоторые страны не представляют свои доклады, другие же направляют их всегда с опозданием. Кроме того, секретариаты конвенций - это небольшие подразделения, и они располагают небольшими бюджетами. Предлагается следующее:

а) создание авторитетного органа, обладающего потенциалом для проверки информации, которую правительства должны предоставлять. Следует решить вопрос о проведении обзора хода осуществления не по каждому соглашению, а по каждой стране;

b) усиление механизмов по надзору для проведения мониторинга хода осуществления соглашений.

3. Расширение возможностей и стимулов для соблюдения

151. Выражается обеспокоенность в связи с тем, что многосторонние природоохранные соглашения осуществляются неэффективно и что основной причиной являются отсутствие соответствующих финансовых мер и стимулов. Кроме того, увеличение числа соглашений и их соответствующих конференций и связанных с ними обязательств создает нагрузку для стран. Для улучшения соблюдения предлагаются следующие стимулы и меры:

а) обеспечение дополнительного финансирования;

b) внедрение централизованной отчетности по различным соглашениям;

с) расширение до глобального уровня сферы охвата Орхусской конвенции о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды или основных норм транспарентности и участия;

d) принятие конференциями Сторон дополнительных мер для поощрения стран, которые еще не ратифицировали соглашения, сделать это;

е) принятие мер для того, чтобы в случае неподписавших Сторон могло бы обеспечиваться выполнение некоторых соглашений;

f) определение конкретной роли, которую играет передача технологии в качестве одного из стимулов;

g) разработка правового документа об экономических инструментах, который, будучи общим для различных соглашений, будет содержать конкретные положения по каждому вопросу;

h) разработка рамочной конвенции об экономических инструментах в целях содействия осуществлению всех многосторонних природоохранных соглашений.

4. Механизмы соблюдения и обеспечения выполнения

152. В предлагаемых сегодня идеях отмечаются несоответствия между глобальными правилами в области торговли и многосторонними природоохранными соглашениями. Для улучшения согласованности и более оптимального обеспечения выполнения предлагаются в том числе следующие варианты решений:

а) пересмотр экологических исключений в отношении правил ВТО для уточнения того, что принимаемые в соответствии с многосторонними природоохранными соглашениями торговые меры защищены этим торговым органом от каких-либо претензий;

b) создание системы подачи жалоб с четко определенными функциями секретариатов природоохранных соглашений по обработке таких жалоб, полномочиями конференций Сторон на принятие по ним соответствующих решений и на определение возможных мер (от осуществления мер по оказанию помощи до экономических санкций);

с) создание механизма по урегулированию споров (согласительная процедура, ведение переговоров и т. д.). К вопросам, которые предстоит проанализировать, относятся следующие: будет ли это централизованный механизм или действующий конкретно по каждому соглашению, с использованием возможностей нового суда, Международного суда и т.д.;

d) создание института Омбудсмена по вопросам окружающей среды или центра мирного урегулирования споров, который, возможно, будет действовать под эгидой ЮНЕП;

е) выполнение общих нормативных положений по вопросу об экологической ответственности в качестве инструмента, поощряющего Стороны к уважению своих обязательств. В противном случае это приведет к тому, что они будут нести ответственность, предусматривающую принятие в отношении их мер, выходящих за рамки традиционного порицания, известного в международной политике;

f) введение санкций и штрафных платежей в отношении аспектов, не охваченных юрисдикцией.

С. Вывод

153. Как было отмечено Генеральным секретарем Организации Объединенных Наций Кофи Аннаном ";у нас нет нехватки в идеях относительно того, что мы должны делать … Что нам нужно - так это более глубокое понимание того, как обеспечить, чтобы наши ценности находили свое отражение в практических делах, и как добиться того, чтобы новые документы и учреждения действовали более эффективно … Мы должны работать над созданием систем, управляемых людьми и учреждениями на основе установленных общих правил и механизмов. Мы должны использовать эти системы для обеспечения того, чтобы все заинтересованные стороны вносили свой вклад и чтобы все они извлекали пользу из эффективного и экологически безопасного использования ресурсов - будь то природных или созданных человеком, - которые уже имеются или еще будут получены. Мы должны исходить из всеобщих ценностей при обеспечении местного разнообразия. И наконец, мы должны обеспечить в глобальном масштабе осведомленность общественности, с тем чтобы частные лица и группы во всем мире осознавали то, ";что поставлено на карту";, и присоединились к предпринимаемым усилиям";.

БИБЛИОГРАФИЯ

Правительства

Canada, International Environmental Institutions: Moving Ahead, January 2001

Canada, International Environmental Institutions: Where from Here: Discussion paper for the Bergen Informal Ministerial Meeting (Bergen, Norway, 15-17 September 2000)

European Union, Global Environmental Governance- Conclusions, 2321st Council meeting, (Brussels, 18 19 December 2000)

G8, Communiqué: G8 Environment Ministers' Meeting in Trieste, Italy (2-4 March 2001)

Norway, Chairman's Summary of the Bergen Informal Ministerial Meeting (Bergen, Norway, 15 17 September 2000) by H.E. Siri Bjerke, Minister of the Environment of Norway

Организация Объединенных Наций

Мальмёнская декларация министров, принятая Советом управляющих ЮНЕП на его шестой специальной сессии/Глобальном форуме по окружающей среде на уровне министров 31 мая 2000 года (решение SS.VI/1 от 31 мая 2000 года)

Организация Объединенных Наций, Обновление Организации Объединенных Наций: Программа реформы: доклад Генерального секретаря (A/51/950, 14 июля 1997 года)

Организация Объединенных Наций, Доклад Целевой группы Организации Объединенных Наций по окружающей среде и населенным пунктам Генеральному секретарю, 15 июня 1998 года, содержащийся в докладе Генерального секретаря: Реформа Организации Объединенных Наций: меры и предложения - окружающая среда и населенные пункты (A/53/463, 6 октября 1998 года), воспроизводится в записке секретариата Совета управляющих ЮНЕП (UNEP/GC.20/INF/3, 23 декабря 1998 года)

Другие организации и учреждения

European Commission, Communication from the Commission to the Council and European Parliament: Ten Years after Rio: Preparing for the World Summit on Sustainable Development (COM (2001) 53 final), Brussels, 6 February 2001

Всемирная комиссия по окружающей среде и развитию, Наше общее будущее, издательство Оксфордского университета, 1987 год

Комиссия по вопросам глобального управления, Наш общий дом, издательство Оксфордского университета, 1995 год

The German Advisory Council on Global Change (WBGU), World in Transition: New Structures for Global Environmental Policy: Summary for Policy Maker, September 2000

Leadership for Environment and Development (LEAD International), Reflection on International Institutions for Environment and Development, a paper prepared by Lee A. Kimball for a workshop on International Institutions for Environment and Development (Bellagio, Italy, July 2000) and the report of the Workshop, September 2000

Отдельные эксперты и выдающие лица

Frank Biermann, The Case for a World Environment Organization, Environment, Volume 42, Number 9, November 2000

Duncan Brack and Joy Hyvarinen, Global Environmental Institutions: Analysis and Options for Change; A report prepared for Department of the Environment, Transport and the Regions of the United Kingdom, Royal Institute of International Affairs, September 2000

Bharat H. Desai, Revitalizing International Environmental Institutions: The UN Task Force Report and Beyond, Indian Journal of International Law, vol.40, No.3, July-September 2000

Akiko Domoto, International Environmental Governance: Its Impact on Social and Human Development, originally prepared for UNU seminar ";Confronting the Millennium: the Future UN"; (Tokyo, January 2000) and updated for the General Assembly of GLOBE International (Ohtsu, Japan, April 2000), and submitted to the Secretary-General as contribution to the Millennium Summit

Hilary F. French, Partnership for the Planet: An Environmental Agenda for the United Nations, Worldwatch Paper 126, Worldwatch Institute, 1995

Hilary F. French, Vanishing Borders: Protecting the Planet in the Age of Globalization, Worldwatch Institute, 2000, W.W. Norton & Company Ltd.

Konrad von Moltke, The Organization of the Impossible: Working Paper, International Institute for Sustainable Development, 2001

Konrad von Moltke, Whither MEAs?: The Future on International Environmental Management, International Institute for Sustainable Development, February 2001

Mostafa K. Tolba with Iwona Rummel-Bulska, Global Environment Diplomacy: Negotiating Environmental Agreements for the World, 1973-1992, The MIT Press, 1998

Литература по финансовым вопросам

Department for International Development (DFID). Achieving Sustainability, Poverty Elimination and the Environment. Strategies for Achieving the International Development Targets, DFID, 2000

French Global Environment Facility Ten Questions and Answers on the French Global Environment Facility. FGEF, 1999

Фонд глобальной окружающей среды, Документ о создании реорганизованного Фонда глобальной окружающей среды, секретариат ФГОС, 1994 год

Global Environment Facility, GEF projects – Allocations and Disbursements. GEF Secretariat, 2000

Global Environment Facility, The Difference GEF Makes. Year 2000 Annual Report Volume I. GEF Secretariat, 2001

OECD Development Assistance Committee. Guidelines on Environment and Aid, OECD, 1992

OECD Contributing to Sustainable Development: DAC Orientations for Donor Assistance to Capacity Development in Environment. Development Cooperation Guidelines Series. OECD. 1995

OECD Additional Perspectives by Michele Dastin va-Rijn. OECD International Conference on Incentive Measures for Biodiversity Conservation and Sustainable Use Cairns, Australia, 25-28 March 1996Session V. OECD, 1996

OECD DCD/DAC/STAT(96)4. Working Party on Statistical Problems. Statistical Reporting Directives. OECD, 1996

Ramsar Bureau Critical evaluation of the Ramsar Small Grant Fund for Wetlands Conservation and Wise Use. IUCN, 1998

United Nations, CSD Panel on Finance, New York, 22 April 1996. United Nations Commission on Sustainable Development, Fourth Session, New York, 18 April – 3 May 1996. Department for Policy Coordination and Sustainable Development, Division for Sustainable Development, United Nations, 1996

United Nations, Third Expert Group Meeting on Financial Issues of Agenda 21, 6-8 February 1996 in Manila, the Philippines.United Nations Commission on Sustainable Development, Department for Policy Coordination and Sustainable Development, Division for Sustainable Development, United Nations, 1996

United Nations. Sustainable Development Finance: Opportunities and Obstacles. Proceedings of the Third Expert Group Meeting on Financial Issues of Agenda 21, 608 February 1996, Manila, the Philippines. Department for Policy Coordination and Sustainable Development, Division for Sustainable Development, United Nations, 1996

United Nations Finance for Sustainable Development. The Road Ahead. Proceedings of the Fourth Group Meeting on Financial Issues of Agenda 21, Santiago, Chile, 1997. United Nations Department for Policy Coordination and Sustainable Development, Division for Sustainable Development, United Nations, 1997

United Nations Chairman’s summary of the Fifth Expert Group Meeting on Finance for Sustainable Development. Finance for Sustainable Development: Testing New Policy Approaches. Nairobi, Kenya, 1 4 December 1999. United Nations Department for Policy Coordination and Sustainable Development, Division for Sustainable Development, United Nations, 1999

Wapner, P, Environmental Activism and World Civic Politics. State University of New York Press, 1996

The World Bank, Towards and Environment Strategy for the World Bank Group. Progress Report. April 2000. World Bank, 2000

The World Bank, Global Development Finance 2000,World Bank, 2000

The World Bank, Annual Review. July 1999-June 2000 (FY 2000). World Bank, 2000

The World Bank Global Development Finance 2001: Country and Summary Data. World Bank, 2001

WWF Financial Mechanisms: An Options Paper . WWF, 2000.

- - - - -

* UNEP/IGM/1/1.

K0135176 110401 110401

Из соображений экономии настоящий документ напечатан в ограниченном количестве экземпляров. Просьба к делегатам приносить свои копии на заседания и не запрашивать дополнительных копий.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Организация объединенных наций (75)

    Доклад
    ... ОрганизацииОбъединенныхНаций (информационные центры ОрганизацииОбъединенныхНаций, Департамент общественной информации ОрганизацииОбъединенныхНаций) (совместная организация мероприятий в рамках всей системы ОрганизацииОбъединенныхНаций ...
  2. Организация объединенных наций (117)

    Доклад
    ... с другими учреждениями ОрганизацииОбъединенныхНаций - Программой развития ОрганизацииОбъединенныхНаций, Детским фондом ОрганизацииОбъединенныхНаций, Фондом ОрганизацииОбъединенныхНаций для деятельности в области ...
  3. Организация объединенных наций (165)

    Отчет
    ... с учреждениями ОрганизацииОбъединенныхНаций, включая Продовольственную и сельскохозяйственную организациюОбъединенныхНаций, Всемирную торговую организацию, Программу развития ОрганизацииОбъединенныхНаций и ОрганизациюОбъединенныхНаций по ...
  4. Организация объединенных наций (189)

    Автореферат диссертации
    ... выделяются Отделению ОрганизацииОбъединенныхНаций в Найроби, Отделению ОрганизацииОбъединенныхНаций в Женеве и другим организациям системы ОрганизацииОбъединенныхНаций на ведение финансовых ...
  5. Организация объединенных наций (13)

    Документ
    ... Программе ОрганизацииОбъединенныхНаций по окружающей среде, Продовольственной и сельскохозяйственной организацииОбъединенныхНаций (ФАО), Всемирной торговой организации, Всемирной организации ...
  6. Организация объединенных наций (44)

    Документ
    ... И ОРГАНОВ ОРГАНИЗАЦИИОБЪЕДИНЕННЫХНАЦИЙ И МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ И НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Участие специализированных учреждений и органов ОрганизацииОбъединенныхНаций и межправительственных и неправительственных организаций Правило ...

Другие похожие документы..