Главная > Программа


b) осуществление общего руководства политикой направления и координации программ в области окружающей среды в рамках системы Организации Объединенных Наций;

с) получение и проведение обзоров периодических докладов Директора-исполнителя об осуществлении программ в области окружающей среды в рамках системы Организации Объединенных Наций;

d) постоянное проведение обзоров состояния окружающей среды в мире, с тем чтобы возникающие в области окружающей среды проблемы, которые имеют важное международное значение, соответствующим и надлежащим образом рассматривались правительствами;

е) содействие расширению роли соответствующих международных научных и других профессиональных сообществ в накоплении и оценке знаний и информации в области окружающей среды и в обмене ими и, в случае необходимости, в развитии технических аспектов разработки и осуществления программ в области окружающей среды в рамках системы Организации Объединенных Наций;

f) осуществление постоянного наблюдения за влиянием национальной и международной политики и мер в области окружающей среды на развивающиеся страны, с учетом проблемы дополнительных расходов, которые могут понести развивающиеся страны при осуществлении программ и проектов в области окружающей среды, и обеспечение совместимости таких программ и проектов с планами и первоочередными задачами развития этих стран;

g) проведение обзора и утверждения программ использования ресурсов Фонда окружающей среды.

25. Генеральная Ассамблея постановила, что Совет управляющих должен представлять ей доклады через Экономический и Социальный Совет, который препровождает Ассамблее такие замечания по этим докладам, какие сочтет необходимыми, особенно в отношении вопросов координации и связи политики и программ в области окружающей среды в рамках системы Организации Объединенных Наций с общей политикой и первоочередными задачами в экономической и социальной областях.

26. На своей девятнадцатой сессии, состоявшейся в феврале 1997 года, Совет управляющих принял Найробийскую декларацию о роли и мандате Программы Организации Объединенных Наций по окружающей среде, подчеркнув, что ЮНЕП является и должна оставаться основным органом Организации Объединенных Наций в области окружающей среды. Он заявил, что ЮНЕП должна выполнять роль ведущего глобального природоохранного органа, определяющего глобальную экологическую повестку дня, содействующего согласованному осуществлению экологического компонента устойчивого развития в рамках системы Организации Объединенных Наций и являющегося авторитетным защитником интересов глобальной окружающей среды. С этой целью в Найробийской декларации была вновь подтверждена неизменная актуальность мандата ЮНЕП, основанного на резолюции 2997 (XXVII) Генеральной Ассамблеи и получившего дальнейшее развитие в Повестке дня на XXI век. Стержневыми элементами целенаправленного мандата обновленной ЮНЕП были определены следующие:

а) анализ состояния глобальной окружающей среды и оценка глобальных и региональных экологических тенденций, предоставление консультаций по основным направлениям деятельности, заблаговременное предупреждение об экологических угрозах, а также активизация развития международного сотрудничества и деятельности с использованием самой совершенной научно-технической базы;

b) стимулирование развития международного права окружающей среды в интересах устойчивого развития, включая развитие согласованного взаимодействия между существующими международными природоохранными конвенциями;

с) содействие осуществлению согласованных международных норм и политических установок, мониторинг и стимулирование соблюдения принципов и международных соглашений в области окружающей среды и поощрение совместной деятельности по решению возникающих экологических проблем;

d) укрепление своей роли в обеспечении координации природоохранной деятельности в рамках системы Организации Объединенных Наций, а также своих функций учреждения - исполнителя Фонда глобальной окружающей среды на основе использования своих сравнительных преимуществ и научно-технического экспертного потенциала;

е) содействие повышению осведомленности и создание условий для эффективного взаимодействия всех общественных групп и субъектов деятельности, участвующих в выполнении международной экологической повестки дня, и осуществление функций эффективного связующего звена между научными кругами и директивными инстанциями на национальном и международном уровнях;

f) предоставление помощи в разработке политики и консультативных услуг по ключевым вопросам институционального строительства правительствам и другим соответствующим институтам.

27. Эта декларация получила одобрение в Программе действий по дальнейшему осуществлению Повестки дня на XXI век, в которой было отмечено, что на международном и национальном уровнях существует потребность, среди прочего, в улучшении научной оценки экологических связей между конвенциями, выявлении программ, предполагающих получение различного рода преимуществ, и повышении уровня осведомленности общественности о конвенциях. Эти задачи должны решаться ЮНЕП на основе соответствующих решений Совета управляющих и всестороннего сотрудничества с конференциями Сторон и руководящими органами соответствующих конвенций.

iv) Комиссия по устойчивому развитию

28. В своей резолюции 47/191 от 22 декабря 1992 года Генеральная Ассамблея одобрила рекомендации в отношении международных организационных механизмов по осуществлению решений Конференции Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию, содержащиеся в главе 38 Повестки дня на XXI век, в частности те из них, которые касались учреждения комиссии высокого уровня по устойчивому развитию, и просила Экономический и Социальный Совет учредить такую комиссию в качестве функциональной комиссии Совета в целях обеспечения эффективного осуществления решений Конференции, а также укрепления международного сотрудничества и рационализации межправительственного механизма принятия решений для учета вопросов окружающей среды и развития и анализа прогресса в деле осуществления Повестки дня на XXI век на национальном, региональном и международном уровнях.

29. Комиссия по устойчивому развитию состоит из представителей 53 государств, избираемых Экономическим и Социальным Советом из числа членов Организации Объединенных Наций и членов ее специализированных учреждений. В соответствии с рекомендацией Генеральной Ассамблеи Комиссия имеет следующие функции:

а) следить за прогрессом в осуществлении Повестки дня на XXI век и деятельностью, связанной с учетом целей охраны окружающей среды и развития в рамках всей системы Организации Объединенных Наций на основе анализа и оценки докладов всех соответствующих органов, организаций, программ и учреждений системы Организации Объединенных Наций, занимающихся различными вопросами окружающей среды и развития, в том числе финансовыми;

b) рассматривать информацию, предоставляемую правительствами;

с) оценивать прогресс в деле выполнения обязательств, изложенных в Повестке дня на XXI век, включая тех из них, которые связаны с предоставлением финансовых ресурсов и передачей технологий;

d) регулярно проводить обзор и оценку прогресса в области достижения целевого показателя Организации Объединенных Наций для официальной помощи в целях развития, составляющего 0,7 процента валового национального продукта развитых стран;

е) регулярно анализировать адекватность финансовых средств и механизмов;

f) получать и анализировать соответствующую информацию, поступающую от компетентных неправительственных организаций, включая научный и частный секторы, в контексте общего осуществления Повестки дня на XXI век;

g) расширять диалог в рамках Организации Объединенных Наций с неправительственными организациями и независимым сектором, а также с другими учреждениями вне рамок системы Организации Объединенных Наций;

h) по мере необходимости рассматривать информацию о прогрессе, достигнутом в деле осуществления конвенций по окружающей среде, которая может быть представлена соответствующими конференциями Сторон;

i) представлять через Экономический и Социальный Совет надлежащие рекомендации Генеральной Ассамблее на основе комплексного рассмотрения докладов и вопросов, связанных с осуществлением Повестки дня на XXI век;

j) рассматривать в надлежащие сроки результаты проводимого в оперативном порядке Генеральным секретарем обзора всех рекомендаций Рио-де-Жанейрской конференции относительно программ создания потенциала, информационных сетей, целевых групп и других механизмов, призванных содействовать взаимной увязке вопросов окружающей среды и развития на региональном и субрегиональном уровнях.

30. Комиссия проводит ежегодную сессию для обсуждения вопросов, касающихся устойчивого развития, на основе своей многолетней программы работы.

v) Региональные комиссии

31. Региональные комиссии Организации Объединенных Наций разрабатывают и осуществляют природоохранные программы для соответствующих регионов и оказывают помощь правительствам стран этих регионов в содействии осуществлению соответствующих мероприятий в области окружающей среды. Европейская экономическая комиссия (ЕЭК), кроме этого, также прилагает усилия для оказания помощи ее государствам-членам в разработке и осуществлении региональных конвенций и протоколов в области окружающей среды.

vi) Другие органы и специализированные учреждения Организации Объединенных Наций

32. ЦООННП (Хабитат) занимается решением проблем, связанных с городской окружающей средой и населенными пунктами, в сотрудничестве с ЮНЕП.

33. Программа развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) обеспечивала дальнейшую реализацию своих программ, ориентированных на достижение устойчивого развития и осуществление Повестки дня на XXI век, в частности в области создания необходимого потенциала.

34. Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД) продолжает заниматься рассмотрением связей между торговлей, инвестициями, технологиями, финансами и устойчивым развитием и по-прежнему работает совместно с ЮНЕП и в сотрудничестве со Всемирной торговой организацией (ВТО) над оказанием поддержки усилиям по содействию интеграции торговли, окружающей среды и развития.

35. Специализированные учреждения разрабатывают и осуществляют программы, связанные с окружающей средой, руководствуясь своими мандатами. К числу специализированных учреждений, мандат которых охватывает связанные с окружающей средой области, относятся: Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО) (сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыболовство, рациональное использование почв, защита растений), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) (здравоохранение и окружающая среда), Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) (экологическое просвещение, научные мероприятия, в частности в отношении океанов и использования солнечной энергии), Всемирная метеорологическая организация (ВМО) (атмосфера и климат, включая Межправительственную группу по изменению климата (МГИК), Международная организация труда (МОТ) (производственные условия и техника безопасности), Международная морская организация (ИМО) (загрязнение морской среды, затопление отходов на море и безопасность при перевозке опасных грузов морем) и Международная организация гражданской авиации (ИКАО) (экологические аспекты гражданской авиации). Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) занимается вопросами, связанными с ядерными материалами, включая ядерную безопасность и радиоактивные отходы. ФАО, МОТ, ИМО и МАГАТЭ активно содействуют разработке конвенций и протоколов, связанных с окружающей средой, в пределах своих сфер компетенции.

36. Важная роль в охране окружающей среды и обеспечении устойчивого развития отведена Всемирному банку, в частности за счет того объема ресурсов, которыми он распоряжается. Через свой Комитет по торговле и окружающей среде изучением взаимосвязей между этими двумя тематическими областями занимается и ВТО. Она сотрудничает с ЮНЕП и ЮНКТАД в рассмотрении отдельных аспектов существующих связей между окружающей средой, торговлей и развитием.

b) Другие межправительственные организации и механизмы

37. Межправительственные органы и организации, не входящие в систему Организации Объединенных Наций, играют активную роль в выборе направлений деятельности правительств и других механизмов в области окружающей среды или влияют на этот выбор. Подобные органы и организации нередко базируются в каком-либо отдельном регионе или субрегионе и имеют свои собственные структуры принятия решений по экологическим вопросам, а также располагают природоохранными программами для конкретного района. В отдельных организациях были приняты имеющие обязательную юридическую силу нормативные положения, которые применяются к их членам (например, в Европейском сообществе и в Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

38. Отдельные группы стран - страны ";восьмерки"; и страны - участницы Африканской конференции по окружающей среде на уровне министров, Совета министров арабских стран, отвечающих за охрану окружающей среды, и Совещания министров окружающей среды Европейского союза - проводят регулярные совещания для рассмотрения общей экологической политики и определения основного направления деятельности по вопросам охраны окружающей среды.

39. Кроме того, связанные с охраной окружающей среды мероприятия, которые оказывают свое влияние на деятельность правительств и других механизмов в соответствующем регионе, проводят региональные финансовые учреждения, такие, например, как региональные банки развития.

40. Кроме того, были созданы межправительственные форумы и группы по конкретным природоохранным вопросам, которые занимаются проведением научных оценок (например, МГИК) или определением приоритетных направлений политики (например, Межправительственный форум по химической безопасности).

с) Связь между национальными и международными организационными механизмами

41. После Стокгольмской конференции, состоявшейся в 1972 году, для решения своих экологических вопросов большинство правительств либо создали новое министерство или правительственный орган, либо поручили выполнять эти функции уже существующим органам. Нередко секторальными вопросами занимаются более двух министерств или правительственных органов, что указывает на необходимость создания национального механизма для координации их политики в соответствующих секторах. Международные организационные механизмы и процессы в значительной мере отражают аналогичные правительственные структуры на национальном уровне.

d) Сети

42. Для решения экологических вопросов было создано огромное количество сетей, охватывающих самых различных субъектов деятельности, как правительственных, так и неправительственных, на национальном и международном уровнях. Благодаря ускоренной разработке и внедрению новых информационных технологий постоянно увеличивается число глобальных сетей. Подобные сети весьма полезны, например, для обмена научной, технической, правовой и политической информацией, что содействует принятию обоснованных решений и стимулирует экологическое руководство на национальном и международном уровнях, или для предоставления необходимых возможностей группам граждан, стремящихся обеспечить поддержку политических действий со стороны общественности. Одним из наглядных примеров является всемирная сеть центров, сотрудничающих в подготовке доклада ";Глобальная экологическая перспектива";.

е) Основные группы

43. Широко признанным является тот факт, что для решения сложных вопросов охраны окружающей среды и устойчивого развития требуется участие всех секторов общества. Основные группы, представленные организациями гражданского общества (такими, как неправительственные организации, академические круги и частный сектор), составляют основную часть социальной структуры, которая оказывает поддержку и обеспечивает эффективность функционирования систем национального и международного экологического руководства.

2. Многосторонние природоохранные соглашения (МПС)

44. На девятом совещании по координации деятельности секретариатов природоохранных конвенций, состоявшемся в Найроби 11-12 февраля 2001 года, был проведен анализ информации, которую секретариаты природоохранных конвенций и соответствующих соглашений должны были представить ЮНЕП для подготовки настоящего доклада, и было принято соответствующее решение. Требуемая информация была представлена в форме ответов на вопросник представителями секретариатов следующих 13 глобальных многосторонних природоохранных соглашений и 3 конвенций и планов действий по региональным морям: Конвенции о биологическом разнообразии (КБР), Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата (РКИКООН), Конвенции по борьбе с опустыниванием (КБО), Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися по угрозой исчезновения (СИТЕС), Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц, Конвенции о сохранении мигрирующих видов диких животных (КМВ), Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия, Венской конвенции об охране озонового слоя, Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновой слой, Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением, Роттердамской конвенции о процедуре предварительного обоснованного согласия в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле, будущей Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях, Глобальной программы действий по защите морской среды от загрязнения в результате осуществляемой на суше деятельности, Барселонской конвенции об охране морской среды и прибрежных районов Средиземного моря, Картахенской конвенции об охране и освоении морской среды Большого Карибского района и Совместной программы стран Южной Азии в области охраны окружающей среды.

а) Разработка многосторонних природоохранных соглашений

45. По ориентировочным подсчетам, в настоящее время насчитывается более 500 международных договоров и других соглашений, связанных с окружающей средой, из которых 323 являются региональными. Триста два из них, или приблизительно 60 процентов, были приняты в период с 1972 года, в котором проводилась Стокгольмская конференция, по настоящее время.

46. Сфера применения многих из ранних соглашений была ограничена конкретными тематическими областями, например, определенными видами морской фауны, отдельными химическими веществами и процедурами введения карантина для растений и животных, среди прочего, и пределами конкретного региона. В самую многочисленную, хотя и неоднородную, группу принятых до 1972 года соглашений, составляющих 40 процентов от общего числа, входят соглашения в области биоразнообразия, причем половина из них была посвящена регулированию вопросов, связанных с морской фауной, а три четверти являются региональными по своему характеру. К числу четырех глобальных соглашений, которые по-прежнему представляют исключительную важность для правительств, относятся: Международная конвенция по регулированию китобойного промысла (1946 год), Международная конвенция об охране растений (1951 год, с поправками, внесенными в 1979 и 1997 годах), Конвенция о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря (1958 год) и Конвенция о водно-болотных угодьях (1971 год). Что касается соглашений, посвященных вопросам деградации земель, атмосфере, химическим веществам и опасным отходам, то до 1972 года заключено их было очень мало и практически все они были региональными по своему характеру.

47. Период с 1972 года по настоящее время характеризовался стремительным ростом числа многосторонних природоохранных соглашений. Из 302 заключенных соглашений 197, или примерно 70 процентов, являются региональными по сфере применения, в то время как в предшествующий период этот показатель составлял 60 процентов. Усилению этой тенденции способствовало создание организаций региональной интеграции, занимающихся вопросами охраны окружающей среды, в таких регионах, как Европа и Центральная Америка. Во многих случаях региональные соглашения тесно связаны с глобальными соглашениями. Наиболее значительные последствия имело принятие 17 многосекторальных конвенций и планов действий по региональным морям, охватывающих 46 конвенций, протоколов и смежных соглашений. Бесспорно, самую большую группу среди многосторонних природоохранных соглашений составляют соглашения, связанные с морской средой, на долю которых приходится более 40 процентов от общего числа и наиболее значительными среди которых являются Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву (1982 год), новые конвенции и протоколы ИМО по борьбе с загрязнением морской среды, Глобальная программа действий по защите морской среды от загрязнения в результате осуществляемой на суше деятельности (1995 год), соглашения по региональным морям и региональные конвенции и протоколы по рыболовству. Вторую значительную, но менее многочисленную группу составляют конвенции в области биоразнообразия, куда входят большинство из ключевых глобальных конвенций, а именно: Конвенция о всемирном наследии (1972 год), СИТЕС (1973 год), КМВ (1979 год) и КБР (1992 год). Как и в ранний период, свое важное место сохраняет группа соглашений в области ядерной энергии, пополнившаяся девятью глобальными конвенциями и протоколами и несколькими региональными соглашениями.

48. В настоящее время образовались две важные группы соглашений, которых не было до 1972 года: конвенции, касающиеся химических веществ и опасных отходов, которые в основном являются глобальными по своему характеру, и конвенции, регулирующие вопросы, связанные с атмосферой/энергетикой. В первую группу входят несколько конвенций МОТ, посвященных профессиональным рискам на вредном производстве. В последние годы была принята Роттердамская конвенция (1998 год), и ожидается, что в Стокгольме в мае 2001 года будет принята новая конвенция о стойких органических загрязнителях. Основными среди конвенций, посвященных вопросам, касающимся атмосферы/энергетики, являются Венская конвенция об охране озонового слоя (1985 год) и Монреальский протокол к ней (1987 год) и РКИКООН (1992 год).

49. Если рассматривать сложившуюся ситуацию как с глобальной, так и региональной точек зрения, то принятое в конечном итоге огромное количество соглашений создает для Сторон все более ощутимое бремя, связанное с выполнением ими своих коллективных обязанностей и обязательств по выполнению природоохранных конвенций и соответствующих международных соглашений. К примеру, согласно данным Европейского агентства по окружающей среде, страны Европейского сообщества являются Сторонами не менее 65 глобальных и региональных природоохранных конвенций и соглашений.

50. Тот факт, что в последние годы международному праву окружающей среды стало придаваться все больше и больше значения, объясняется главным образом увеличением числа как юридически обязательных, так и юридически необязательных международных природоохранных документов. Хотя значительное число соглашений, принятых после 1972 года, следует считать выдающимся достижением, в них не прослеживается связь с важными новыми вопросами природоохранной политики, такими как принцип принятия мер предосторожности и научная неопределенность, равенство между поколениями и внутри них, экономика ";жизненного цикла";, несение общей, но дифференцированной ответственности и устойчивое развитие.

b) Статус многосторонних природоохранных соглашений

51. Для целей определения статуса соглашений они были разбиты на три категории: основные природоохранные конвенции и соответствующие соглашения, имеющие глобальное значение; глобальные конвенции, касающиеся окружающей среды, включая региональные конвенции, имеющие глобальное значение; и прочие конвенции, сфера применения и географический охват которых в значительной степени ограничены. Основное внимание в настоящем документе уделено первой категории.

52. Цели и приоритеты многосторонних природоохранных соглашений значительно варьируются, причем даже в пределах одних и тех же категорий соглашений, однако их связывают общие элементы. В одних соглашениях главное внимание уделяется устойчивому развитию, а в других - устойчивому использованию природных ресурсов и окружающей среды. К основным встречающимся практически во всех соглашениях приоритетам можно отнести укрепление потенциала Сторон или государств-членов для выполнения своих обязательств, увеличение числа участвующих правительств, просвещение и информирование общественности, укрепление научной базы для принятия решений и развитие международных партнерских связей. Наиболее важным сквозным вопросом являются оценка и регулирование загрязнения.

53. К сфере охвата конвенций в области биоразнообразия относятся охрана отдельных видов, экосистемы, ареалы обитания, охраняемые районы и дикая природа, причем некоторые из них направлены на содействие устойчивому использованию или создание гарантий устойчивого использования. Цель конвенций, касающихся атмосферы, заключается в прекращении или стабилизации на определенном уровне выбросов веществ, оказывающих неблагоприятное воздействие на атмосферу, на основе прямого или косвенного регулирования производства и потребления. Задачей одной из основных конвенций в области регулирования земель является борьба с опустыниванием и последствиями засухи в интересах достижения устойчивого развития в пострадавших районах. Конвенции в области химических веществ и опасных отходов нацелены на охрану здоровья человека и окружающей среды на основе поэтапного отказа от потребления, запрета или ограничения использования отдельных химических веществ, сокращения или прекращения их производства и обеспечения экологически безопасной трансграничной перевозки отходов и их удаления. Конвенции и соответствующие соглашения по региональным морям преследуют цель обеспечить охрану и устойчивое использование морских и прибрежных ресурсов.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Организация объединенных наций (75)

    Доклад
    ... ОрганизацииОбъединенныхНаций (информационные центры ОрганизацииОбъединенныхНаций, Департамент общественной информации ОрганизацииОбъединенныхНаций) (совместная организация мероприятий в рамках всей системы ОрганизацииОбъединенныхНаций ...
  2. Организация объединенных наций (117)

    Доклад
    ... с другими учреждениями ОрганизацииОбъединенныхНаций - Программой развития ОрганизацииОбъединенныхНаций, Детским фондом ОрганизацииОбъединенныхНаций, Фондом ОрганизацииОбъединенныхНаций для деятельности в области ...
  3. Организация объединенных наций (165)

    Отчет
    ... с учреждениями ОрганизацииОбъединенныхНаций, включая Продовольственную и сельскохозяйственную организациюОбъединенныхНаций, Всемирную торговую организацию, Программу развития ОрганизацииОбъединенныхНаций и ОрганизациюОбъединенныхНаций по ...
  4. Организация объединенных наций (189)

    Автореферат диссертации
    ... выделяются Отделению ОрганизацииОбъединенныхНаций в Найроби, Отделению ОрганизацииОбъединенныхНаций в Женеве и другим организациям системы ОрганизацииОбъединенныхНаций на ведение финансовых ...
  5. Организация объединенных наций (13)

    Документ
    ... Программе ОрганизацииОбъединенныхНаций по окружающей среде, Продовольственной и сельскохозяйственной организацииОбъединенныхНаций (ФАО), Всемирной торговой организации, Всемирной организации ...
  6. Организация объединенных наций (44)

    Документ
    ... И ОРГАНОВ ОРГАНИЗАЦИИОБЪЕДИНЕННЫХНАЦИЙ И МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ И НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Участие специализированных учреждений и органов ОрганизацииОбъединенныхНаций и межправительственных и неправительственных организаций Правило ...

Другие похожие документы..