textarchive.ru

Главная > Документ


«Словно не было такого человека…»

Имя профессора, доктора сельскохозяйственных наук, ученого лесовода I разряда Владимира Федоровича Овсянникова сейчас уже ничего не говорит даже специалистам. А ведь заведующий кафедрой ботаники Рязанского педагогического института немало трудов положил на алтарь отечественной науки. Судьба этого ученого уникальна и вместе с тем типична - своего рода летопись того времени. Он чудом уцелел в 1930-е гг., когда существовавший режим, создавая новые кадры, по идеологическим соображениям постепенно избавлялся от старых, еще дореволюционной закваски. Но очередная волна чисток все-таки не пощадила профессора Овсянникова. После его трагической смерти, по известным причинам, наступило и полное забвение: словно не было такого человека...

Родился он 11 июня 1876 г. в станице Звериноголовской Челябинского у. Оренбургской губ. Отец его, Федор Семенович Овсянников, сын крепостного крестьянина Троицкой вол. Егорьевского у. Рязанской губ., был отпущен помещиком на откуп и выехал на заработки в Оренбургскую губернию. Там он и жил с семьей, занимаясь сельским хозяйством и мелкими подрядами. Неурожайные 1890 – 1891 гг. совершенно разорили семью и отец вынужден был поступить на службу приказчиком. До 15 лет Владимир жил с родителями и учился в Куртамышевском двухклассном сельском училище. Он с детства тянулся к знаниям и твердо решил выйти в люди. Чтобы подработать денег на учебу, осенью 1892 г. устроился на станцию Мишкино на строительство Сибирской железной дороги. «С этого времени я вышел на самостоятельную дорогу, исключительно на средства, добытые личным трудом, - писал Владимир Федорович в автобиографии. - Я никогда не пользовался пособиями или стипендиями. И могу гордиться тем, что пробил себе дорогу, никому не обязываясь».

А трудностей было с избытком. Провалился при попытке поступления на казенный счет в Пермское техническое железнодорожное училище. Возвратившись в Екатеринбург, жил и работал на суконной фабрике братьев Злоказовых, по вечерам давая уроки. Это позволило ему продолжить образование. В 1894 г. Владимир выдержал экзамен в Кунгурское техническое училище, которое окончил со званием ученого мастера по машиностроительному делу. Осенью того же поступил по конкурсу в Петербургский лесной институт. Параллельно устроился на постоянную службу в Крестьянский поземельный банк, где служил до окончания учебы.

С 1902 г. начинается профессиональная и научная карьера Овсянникова. Он принял приглашение на работу от известного лесовода В.А.Тихонова. Под его руководством трудился в качестве таксатора в лесах Пензенской и Петербургской губерний. Затем с осени 1902 до лета 1903 г.г. отбывал воинскую повинность в Финляндском полку. Одновременно, в свободное от службы время, занимался в университете прикладной метеорологией под руководством профессоров А.И.Воейкова и Г.А.Любославского. Долгое время по предложению директора Петербургского лесного института Э.Э.Керна работал преподавателем и заведующим Талицкой лесной школы в Перми, на весьма престижной должности лесничего II разряда Верроского лестничества Лифляндской губернии. За труды по изучению климата России и исследования метеорологического характера в 1912 г. Овсянников удостоен Академией Наук звания члена-корреспондента по Главной Физической обсерватории. В 1917 г. он избирается доцентом кафедры лесоводства и дендрологии Уральского горного института. Деятельность он развил бурную: снабжал семенами лесные хозяйства России и зарубежья, бесплатным посадочным материалом крестьян, основал преуспевающее Общество по улучшению сельского хозяйства. В лесной школе им были усовершенствованы методы преподавания, составлены и изданы несколько учебников по специальным предметам. За экспонаты по искусственному лесоразведению и организации лесного семенного хозяйства в 1911 г. Овсянников был награжден малой золотой медалью и почетным отзывом на Омской сельскохозяйственной выставке, почетным жетоном Пермского губернского земства. В Екатеринбурге принимал деятельное участие в организации Общества Народный университет, где активно вел лекционную работу.

После Октябрьской революции жизнь ученого круто изменилась. В 1919 г. при отступлении армии Колчака Овсянников эвакуировался во Владивосток. В самые тяжелые 1920 -1922 гг. возглавил местный Политехнический институт, приложив все силы, чтобы тот не прекратил свое существование, при этом успевал руководить и женской гимназией. Несмотря на загруженность, принимал деятельное участие в жизни Народного университета. Целыми курсами читал лекции в рабочих кружках. В 1922 г. произошел эпизод, который ему припомнят спустя много лет. Как хорошего администратора, «человека с именем», городской глава Еремеев выставил его кандидатуру в управляющие народным образованием белогвардейского правительства Меркулова. И хотя Овсянников не давал на это своего согласия, официально числился на этой должности три месяца.

В последующие годы Владимир Федорович изучал древесную флору Дальнего Востока, участвовал в научных экспедициях, ездит в командировки в Германию, Китай и Японию, кстати, это тоже потом зачтется. В 1923 г. Овсянникова избирают профессором кафедры дендрологии и ботаники агрономического факультета Дальневосточного Государственного университета. Накопленный материал дал ему возможность написать несколько оригинальных работ, изданных в 1925-1926 г.г. Госиздатом, Уралкнигой и владивостокским «Книжным делом». В 1926 - 1930 г.г. Владимир Федорович профессор Уральского политехнического института, Дальневосточного университета и Дальневосточного лесопромышленного института. За 30 лет им написана 31 научная работа по прикладной метеорологии, лесоведению и лесоводству, 12 учебников. В 1931 г. он перебирается в Москву, где работает профессором Института коммунального хозяйства и одновременно председателем научно-технического совета. В 1933-1934 г.г. заведует питомником Треста зеленого строительства при Мосгорисполкоме.

В 1932 г. в Москве и в 1934 г. в Хабаровске, будучи старшим научным сотрудником Дальневосточной краевой лесной опытной станции, Овсянников подвергался преследованиям ОГПУ, как «активный участник контрреволюционной, шпионско-повстанческой и вредительской организации», руководителем которой, по версии дальневосточных чекистов, был умерший в 1930 г. известный ученый и путешественник В.К.Арсеньев. Организация якобы ставила своей целью свержение Советской власти в крае путем вооруженного восстания и японской интервенции. Кроме того, Овсянникова обвинили, что он, якобы, выдвигался в члены Учредительного собрания, состоял кандидатом следственной комиссии у Колчака и в монархическом «Русском Обновленном Обществе». Однако, удивительная по тем временам вещь, его отпустили, а дела прекратили за недоказанностью. Прошедший через чекистские застенки, профессор позднее рассказывал, что сидел в одиночке, на него оказывалось серьезное психологическое воздействие, ему не давали книг, возможности работать. Пришел в ужас, когда на предварительном следствии узнал, что покойный Арсеньев обвиняется в шпионаже. Не отказался от своего мнения и после выселения из квартиры, лишения права голоса, снятия с работы. Правда, он наивно полагал, что произвол следствия является результатом неправильных действий отдельных лиц (одного из фигурантов дела следователи ОГПУ «за плохое поведение на допросах» допрашивали 78 часов подряд не давая спать, сменяя друг друга), а Советская власть здесь ни при чем. После этого в 1936 – 1937 г.г. Овсянников работает старшим научным сотрудником Академии коммунального хозяйства, несколько месяцев профессором, заведующим кафедрой общей ботаники Марийского пединститута.

В 1938 г. Владимир Федорович устроился в Рязанский педагогический институт, поскольку в Москве, где он уже несколько лет жил с семьей, при его биографии найти достойную работу было сложно. В Рязани как раз оказалась обезглавленной кафедра ботаники: доцентов Н.Е.Маслова и Е.И.Яблокова за «теоретические и политические извращения в преподавании» уволили и репрессировали. Профессор Овсянников стал заведующим кафедрой. Проживал в общежитии на ул. Свердлова, д. 11, комн. 43. «Человек необыкновенного обаяния и доброты» - так отзывались о нем институтские коллеги. Ведя преподавательскую деятельность в Рязани, на летние каникулы он возвращался к семье в Москву. В это время его старший сын работал доцентом Владивостокского политехнического института, дочь была химиком, два других сына трудились по военной части.

Между тем органы госбезопасности не выпускали профессора из виду. Его вновь арестовали 17 июля 1941 г. в возрасте 65 лет. Поводом послужило обнаруженное в октябре 1940 г. в Рязани подметное письмо в адрес Президиума Верховного Совета СССР. Аноним печатными буквами пространно излагал все, что думал о существующем строе и его вождях. Доморощенная графическая экспертиза подтвердила: автор «черносотенного контрреволюционно — клеветнического» документа - именно Овсянников. Вдобавок до УНКВД дошли некоторые явно крамольные высказывания ученого об условиях жизни в СССР, отдельные «пораженческие настроения». На допросах Владимир Федорович виновным себя не признавал, категорически отрицал свое отношение к тому посланию, просил провести повторную графологическую экспертизу. Ее провели в сентябре 1942 г. эксперты 4-го спецотдела НКВД СССР. Она опровергла выводы первой: «Анонимное письмо контрреволюционного содержания, начинающееся словами «В президиум так называемого Верховного Совета...» написано не Овсянниковым». Однако профессору это не помогло, его по-прежнему содержали подстражей. Он честно признавался следователям, что хотя и не занимался антисоветской агитацией, но с его стороны имели место обывательские суждения о ситуации в стране. Не скрывал, что со студенческой скамьи симпатизировал партии кадетов, придерживался конституционно-монархических убеждений. К материалам были приобщены и непроверенные показания одного из его сокамерников. Какие-либо вещественные доказательства по делу отсутствовали. Но, всего этого было вполне достаточно, чтобы получить ярлык «убежденного черносотенца-монархиста». В одной из записок на волю он писал жене: «Дорогая моя Лида! Я здоров, шлю тебе мой горячий привет, а детям мое благословение. Сижу в Рязанской областной тюрьме и ожидаю суда, так как следствие закончено (ст. 58 п. 10 ч. 1). Хлопочи в Прокуратуре. Если возможно, пришли валенки, шапку, перчатки, фуфайку и ковбойку с трикотажной рубашкой (тельняшку). А особенно, организуй через Малину (Антонина Михайловна, работница кабинета ботаники пединститута — авт.) или Лебедева передачу съестного. Надеюсь только на Господа, так как оклеветан кругом. Береги себя и детей. Да хранит вас Господь. Твой .... (подпись)».

Из Рязани Овсянникова перевели в тюрьму № 1 г. Новосибирска. А 1 мая 1943 г. в 23 часа пожилой ученый умер в тюремной больнице от инфаркта миокарда, так и не
дождавшись окончательного решения своей судьбы. В апреле 1966 г. младший из его сыновей Игорь добился полной реабилитации отца: «Во изменение постановления от 21 мая 1943 года уголовное дело дальнейшим производством прекратить за отсутствием в действиях Овсянникова состава преступления…»

Жаль, что после смерти обширное научное наследство В.Ф.Овсянникова оказалось невостребованным потомками. Его книг практически не найти в библиотеках, нет на них ссылок и в специальной литературе. Уже не осталось в живых и лично знавших его сослуживцев. О пребывании Владимира Федоровича в Рязани свидетельствует лишь обнаруженная короткая запись в «Истории кафедры ботаники». Пожалуй, все, что мы теперь можем сделать, - напомнить рязанской общественности о добром имени этого замечательного ученого и человека.

Источник

1. Архивное уголовно-следственное дело № 3998, ГРАФ УФСБ России по Рязанской области.

Г.И. Федулин., А.Г. Федулин

Река времени несется в вечность

Быстротечная река времени стремительным потоком несется в вечность. И только святая Церковь и праздники Божии на какое-то мгновение приостанавливают это движение, как бы отсчитывая время. И вся наша жизнь от рождения до исхода из нее отражается в этом годичном круге, напоминает и зовет: «Познай себя, всмотрись в себя, человече. Кто ты, как живешь и что ждет тебя впереди? Ведь и ты вместе с потоком времени несешься к безвременью, к вечности»1.

Эти слова принадлежат великому богомольцу Иоанну (Крестьянкину), старейшему насельнику и духовнику Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, старцу, архимандриту, который ушел из жизни 5 февраля 2006 г. Примечательно, что его жизнь и судьба связаны с Рязанским краем, в том числе и с Ермишинским районом.

Он родился в Орловской губернии, в простой семье и уже в 6 лет хотел стать священником2. После окончания средней школы Иван Крестьянкин окончил бухгалтерские курсы и, переехав в Москву, работал по специальности. 14 января 1945 г. на праздник Иерусалимской иконы Божьей Матери, в храме на Ваганькове митрополит Николай (Ярушевич) посвятил его в диаконы. 25 октября того же года патриарх Алексий рукоположил диакона Иоанна в сан священника в Измайловском Христорождественском храме в Москве, где он остался служить3.

Экзамены за курс семинарии отец Иоанн сдал экстерном, в 1950 г. окончил 4 курса Московской Духовной Академии. Он написал кандидатскую работу, но защитить ее не удалось. В ночь с 29 на 30 апреля 1950 г. о. Иоанн был арестован и по приговору получил 7 лет исправительно-трудовых лагерей4. В лагерях ему позволяли не стричься и не отняли единственное, что у него было – Библию.

Вернувшись из заключения досрочно 25 февраля 1955 г., он был назначен в Псковскую епархию. В 1957 г. перемещен в Рязанскую епархию, где священствовал в общей сложности почти 11 лет. За это время отца Иоанна пять раз перемещали с прихода в приход5. 10 июня 1966 г., на праздник преподобного Сампсона Странноприимца, в г. Сухуми отец Иоанн принял монашество. Постриг совершил Глинский старец архимандрит Серафим (Романцов). 5 марта 1967 г. иеромонах Иоанн поступил в Псковско-Печерский монастырь. 15 апреля 1970 г. был возведен в сан игумена, 7 апреля 1973 г. – в сан архимандрита6.

В Рязанской епархии он служил в 5 приходах: с. Ясаково (Спасский район), с. Летово (Рыбновский район), с. Некрасовка (Ермишинский район), с. Борец (Сараевский район) и г. Касимов. Отец Иоанн служил в Никольской церкви с. Некрасовка Ермишинского р-на часть 1964, весь 1965 и 1,5 месяца в 1966 г. Первую службу о. Иоанн провел в день отдания Пасхи в июне 1964 г., последнюю – в Сретение Господне 15 февраля 1966 г. У ермишинцев остались добрые воспоминания об этом удивительном человеке, служившем Богу и людям. Они и после посещали его в Касимове и Псковско-Печерском монастыре. Деревянная церковь с. Некрасовка была открыта в 1911 г. и не закрывалалсь. В то время в районе были 2 действующие церкви. Большая часть жителей посещала храм в с. Некрасовка.

Отец Иоанн Крестьянкин

Отец Иоанн Крестьянкин

Поселился о. Иоанн во второй половине дома Татьяны Кузнецовой, что от церкви через овраг. Там к лесу стояли 4 дома. Ему прислуживали две женщины – Мария и Нина, которые приехали с ним, сопровождая по местам службы. Уже в те годы к нему приезжали верующие со всех концов страны, отцу Иоанну не хватало времени брать билеты для них на самолет или автобус.

Отец Иоанн посещал дома верующих. Он был у К.Е. Енгалычевой, которая затем дважды (в 1968 и 1977 гг.) была у него в Псковско-Печерском монастыре и оставила воспоминания о священнике. Она вспоминает: «40 лет прошло, и чтобы хоть один день прошел без воспоминаний о нем. Утром и вечером благословлял он. Он для меня был, есть и будет идеалом, мерилом всех действий. В нем была какая-то тайна. В отношении к современным людям, особенно молодежи, он говорил, что у них «дух ослаблен»7. Отец Иоанн также посещал ермишинскую жительницу Татьяну Алимкину. Он рассуждал, что «много всего вверено человеку Богом, и каждому дан свой талант. У Бога нет обездоленных. Но сами по себе все эти блага, богатства и сокровища…не представляют цены для нас, ибо это не наше – Божий дар… Одно мгновение, и смерть отберет у нас все – и дарованное и приобретенное. Лишь пока мы живы, пока нашей свободе вверены сокровища, в нашем сердце, в нашей душе и в наших руках богатства земные претворяются для нас в вечные ценности, становясь для одних лестницей к небу, а для других – дорогой в вечность ада»8.

Отец Иоанн считал себя недостойным, не судил, не рядил, умиротворял добрыми делами. И поэтому к нему ежедневно шли паломники со всех концов страны. Известно, что приезжал к нему Борис Ельцин; 2 мая 2000 г. перед первой иногурацией к старцу приезжал В. Путин и проговорил с ним в келье больше часа. Вопросы церковной и общественной жизни обсуждал с ним Патриарх Всея Руси Алексий II 9.

Много сделала для того, чтобы о. Иоанн служил в с. Некрасовка, Мария Евгеньевна Добромыслова – главный бухгалтер Рязанской епархии (ныне покойная). Это по ее рекомендации о. Иоанн был переведен в Ермишинский р-н. Принимала участие в его судьбе и ее сестра Александра Евгеньевна. В прошлом она была преподавателем медицинского института, позднее преподавала в духовной школе в Рязани. Ныне – жительница Рязани.

И вот окончил свой земной путь на 96-м году известный старец, держатель духа православного, один из столпов нашего общества – Иоанн Крестьянкин. В отпевании его принимали участие 5 архиереев, 100 священников. Было много цветов. Также были делегации из Москвы, Рязани. Духовный сын Иоанна – архиепископ Рязанский и Касимовский Павел возглавлял рязанскую делегацию. Выступая по телевидению, он сравнил о. Иоанна с большим бриллиантом с множеством граней, излучающих свет, тепло, добро. И что нам легче будет обращаться к нему… Он стоит перед престолом Божьим10. «Уходят в мир иной Божии люди, те, кто жизнью своей засвидетельствовали, что они истинно Божии. И таких людей остается все меньше, и пустеет мир. А что скажет о себе следующее поколение, еще неясно. Но пока жизнь не утешает благими ожиданиями. Жить все труднее и именно потому, что оскудевает мир Божиими людьми»11.

Примечания

  1. Проповеди архимандрита Иоанна (Крестьянкина) / Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. – 2001. – С. 258

  2. Велигжанины А. и А. Духовный советник Путина был последним пророком России // Комсомослькая правда. – 2006. – 9 - 11 февр. – С. 9.

  3. Видевние свет вечерний. Встреча со старцем / Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. – 2004 . – С. 53

  4. КП. С. 9;

  5. Там же. С. 106

  6. Там же. С. 126

  7. Информатор К.Е. Енгалычева.

  8. О памяти смертной // Золотые купола. – Рязань, 2004. – № 13/17. – С. 18

  9. Духовный советчик // КП – С. 9.

  10. Письмо А.Е. Добромысловой к К.Е. Енгалычевой Архив К.Е. Енгалычевой.

  11. Письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина). – Вып. 2. - Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 2002. – С. 14.

Приложение

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) об ИНН

В последнее время в России одной из самых обсуждаемых проблем стала перспектива тотального информационного контроля над гражданами через введение ИНН, использова­ние штрих-кодов и проч. Для православных ситуация усугубляется наличием в системе контроля апокалиптического «Чис­ла зверя» — 666. Даже взвешенное Заявление Священного Си­нода Русской Церкви по этой проблеме не смогло разрядить; ситуацию. Дискуссии продолжаются, сомнения остаются, и по нашему электронному адресу постоядно приходят отклики, вопросы, связанные с обсуждаемой темой... Как нам кажется, лучшим завершением этих затянувших­ся споров могло бы стать письмо, которое мы публикуем ниже. Это ответ Псково-Печерского старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина) одному частному лицу по данной проблеме. По благословению отца Иоанна мы публикуем это письмо.

Дорогие мои, чада Церкви Христовой!

нынешние дни, когда небо и земля ликуют о неизреченной милости Божией - о рождении в мире Спасителя его, когда Православная Цер­ковь 2000-летним своим страдальческим стоянием в истине и спасительными своими трудами утвержда­ет, что с нами Бог, когда сонм российских прослав­ленных нрвомучеников заложил в фундамент Церк­ви плод своего красного сеяния, и Божией милостью народ России начал вспоминать свое славное христианское прошлое и находит теперь дорогу в храм Бо­жий к Богу,— радоваться бы нам и жить живой ве­рой и несомненной надеждой на Бога и на Его Свя­тую Церковь. Жить и ежедневно помнить, что печать дара Духа Святаго, полученная нами в святом кре­щении, соделала нас чадами Божьими и благодарить Бога.

Но нет, в эти духоносные и светоносные дни мрачная тень духовного возмущения взволновала умы и сердца верующих и лишает их не только радости всемирного и вечного торжества, но и самой веры и благонадежия.

Дорогие мои, и кто же сегодня дерзко отдает прав­ление миром темным силам?

Кто вновь, как во времена Спасителя, подходит к Нему с лукавым вопросом: Как Тебе кажется? Позволительно ли давать подать кесарю, или нет? (Мф. 22, 17; Мк. 12, 14; Лк. 20, 22).

А на современном языке это звучит так: «Прини­мать ли новую систему налогообложения или нет?»

Ответ парадоксален. Сами православные верую­щие христиане: священники и миряне, забыв о Промысле Божием, о Боге, отдают власть тем­ным силам.

И как тогда совопросники Спасителя не удовлет­ворились Его ответой и отошли до времени, чтобы изобретать новый подвох на Него, так и ныне ответ соборного церковного ума и предпринятые Церковью меры по разъяснению обстановки не приняты,— и продолжает нагнетаться смущение и смятение в огра­де Церкви ив среде народа Божия, а на самом деле творит все это враг Божий, враг Церкви, враг нашего спасения.

Государственная проблема об индивидуальных но­мерах налогоплательщика стараниями врага Божье­го, ложными слухами о введении в ИНН трех шесте­рок обрела в духовном мире великую силу смуты и стала для нас той проверкой, которая проявила в ве­рующих отсутствие веры Богу и доверия Матери-Церкви...

Дорогие мои, а ведь именно эту цель и преследо­вал враг, вводя в штрих-код число «666», а никакое иное. Но с какой легкостью и как безболезненно это , роковое число, было удалено, когда оно сделало свое дело!

Число убрали, заявление о присвоении номеров ис­ключили, а смута и раскол в Церкви продолжают углубляться. И разговоры о печати антихриста, о без-благодатиости нашей Церкви, о близком конце мира будоражат умы. И сектантские, и противоцерковные настроения и речи звучат уже и с амвонов „церков­ных. В истории Церкви такие настроения прослежи­вались уже не раз, особенно в периоды политических потрясений, катастроф, войн,и всякого рода «пере­строек». Даже великие столпы Церкви ошибались.

Вот как описывает подобные события насельник нашей святой Псково-Печерской обители великий подвижник благочестия митрополит Вениамин (Фед-ченков): причина подобных явлений лежит «в душе человеческой: ее всегда соблазняет все таинствен­ное, необыкновенное, сверхъестественное, чудесное; а особенно — страшное. А при этом появляется лож­ная «ревность» о Боге... Это все давно известно в духовной жизни. Но периодически подобные дви­жения, как извержения вулканов, - начинают вы­ходить наружу. Обычно это связано с какими-либо политическими потрясениями, катастрофами, вой­нами, притеснениями.

Необходимо бороться с этой язвой духовной. Сам апостол Павел начал эту борьбу, написав целое 2-е послание к Солунянам (а отчасти и первое), где он запрещает верить «духу, или слову, или посланию» (2 Фес. 2, 2-4). Несмотря на это, подобные движе­ния в истории возникали снова и снова. И даже великие столпы Церкви ошибались в назначении сро­ков «конца Вселенной». Например, святой Иоанн Зла­тоуст прямо писал, что конца мира нужно ожидать около «четырехсотого» года. «Я не логрешу»(!),— го­ворил он, указывая приблизительную дату около 400 г. ... И погрешил: прошло 1548 лет с этого дня, кон­ца мира нет. Писано это в 8-м томе его сочинений, в объяснении [беседы] Христа с самарянкой (Еванге­лие от Иоанна, гл. 4).

Подобно этому, и во время гонения на иконы и иконопочитателей - 6-9 веков - думал о «близком» конце мира святой Феодор Студит. И вообще многие и много раз увлекались этой идеей. В России — об этом говорил отец Амвросий Оптинский» (Митр. Вениамин (Федчеиков) «3а Православие помилует меня Господь...» — СПб., 1998 г.)

Но вот мы дожили до 2001 года, а конца мира все нет и жизнь продолжается. И Христос, пришедый в мир грешныя снасти, продолжает Свой подвиг — любви к роду человеческому. Он даровал нам путь ко спасению, и он один и тот же на все времена для христиан и первых, и последних времен - и это вера в Промысл Божий и жизнь по вере.

Сам же Господь наш Иисус Христос в Своей иер-восвященнической молитве просит о всех, верующих в Него, Бога-Отца: Я не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла.

Дорогие мои, это о нас молит Христос! Так, Божи-им велением мы, чада Божий, призваны жить в мире,



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Материалы и исследования по рязанскому краеведению Том 14 Рязань 2007

    Документ
    ... развития образования Материалы и исследованияпорязанскомукраеведениюТом14Рязань2007 ББК 63.3 Материалы и исследованияпорязанскомукраеведению. Сб. научных работ / Отв. ред., ...
  2. Материалы и исследования по рязанскому краеведению Том 12 Рязань 2006

    Библиографический указатель
    ... образования Материалы и исследованияпорязанскомукраеведениюТом 12 Рязань 2006 Рязанский областной институт развития образования В.П. Челяпов Археология Рязанской земли ...
  3. Рязанская антропонимия

    Книга
    ... Материалы и исследованияпорязанскомукраеведениюТом 20 Ю.Ю. Гордова Рязанская антропонимия Собственные имена жителей Пехлецкого стана (XVI век) Рязань ... СРНГ, 14, ... 2007. Цепков А. И. Рязанские землевладельцы XIV-XVI вв. – Рязань: Фонд 900-летия Рязани ...
  4. Рязанской печати указатель документов поступивших в библиотеку в 2005 году

    Библиографический указатель
    ... Материалы и исследованияпорязанскомукраеведению. № 280. Материалы к общему годовому собранию акционеров, 29 июня 2004 года, г. Рязань. № 361. Материалы ... Д. Мендрелюк. – 2003 - . – Рязань, 2005 - . 2005, № 14-15 Рязанский историк : науч. журн. / Ряз ...
  5. Морюшкин сергей игоревич преступность и борьба с ней в пореформенной россии (на материалах рязанской губернии) специальность - 07 00 02 – отечественная история

    Автореферат диссертации
    ... Рязанской губернии. Территориальные рамки исследования ограничены территорией Рязанской губернии в том ... 2007 ... 14 Пушкарева ... Материалы и исследованияпорязанскомукраеведению: Сб. научных работ / отв. ред., сост. и авт. предисловия Б.В. Горбунов. - Рязань ...

Другие похожие документы..