textarchive.ru

Главная > Методические рекомендации


Эрзянский язык и мордовская литература

Воспитание учащихся как хранителей традиций, обычаев, культуры своего народа становится сегодня наиболее актуальным.

Вся работа в области национального образования должна зарождаться в дошкольных учреждениях, плавно переходить в начальное звено школы и иметь развитие на средней и старшей ступени обучения. Иными словами, в области национального образования важным аспектом является преемственность.

Осуществление этнокультурного образования предполагается прежде всего на уроках родного языка, родной литературы, культуры в школах республики.

Современный курс эрзянского языка реализует общие цели обучения эрзянскому языку и мордовской литературе:

1. Привитие интереса детей к изучению эрзянского языка.

2. Развитие речевой культуры, бережного и сознательного отношения к эрзянскому языку, сохранение чистоты эрзянского языка как явления культуры.

3. Увеличение словарного запаса учащихся.

Обучение эрзянскому языку и мордовской литературе рекомендуется осуществлять по следующим программам:

1. Эрзянь келень программат 5-11 класстнэнень. - Саранск, 2001.

По данной программе в 5 классе изучаются синтаксис, фонетика, графика, орфография, лексика, части слова и словообразование. В 6 - 8 классах рассматриваются морфология и орфография, 8 - 9 классах - синтаксис и пунктуация, 9 - 11 классах - текст, стилистика.

2. Эрзянь келень ды ловномань программат 5-9 класстнэнень (рузонь кельсэ тонавтницятненень). - Саранск, 2001.

3. Тиринь литература 5-11-це классонь программат. - Саранск, 1995.

Мордовская литература по данной программе в 5 - 7 классах проводится как литературное чтение. В 8 - 9 классах учащиеся знакомятся с историей мордовской литературы. В 10 - 11 классах мордовская литература изучается в историко-литературном аспекте.

При преподавании эрзянского языка и литературы рекомендуются к использованию следующие учебники и учебные пособия:

1.

Цыганкин Д.В.

Эрзянь кель

5 кл.

2004

Саранск

2.

Водясова Л.П.,

Цыпкайкина В.П.

Эрзянь кель

6 кл.

2003

Саранск

3.

Мосин М.В.,

Пугачева Г.П.

Эрзянь кель

7 кл.

2003

Саранск

4.

Ширманкина Р.С.

Эрзянь кель

8 кл.

2005

Саранск

5.

Рузанкин Н.И.,

Тихонова Т.М.

Эрзянь кель

9 кл.

1995

Саранск

6.

Кипайкина Н.А.

Эрзянь кель

10 - 11 кл.

2002

Саранск

7.

Алешкина Р.А.,

Бузакова Р.Н.,

Цыганкин Д.В.

Эрзянь кельсэ сермадомань, кортамонь, пунктуациянь лувтнэ

2000

Саранск

8.

Кемайкина Т.А.

Диктантось ды сонзэ ютавтомазо

5 - 11 кл.

2006

Саранск

9.

Чернов Е.И.,

Видманова В.П.

Тиринь вал. Учебник-хрестоматия

5 кл.

2004

Саранск

10.

Брыжинский М.И.,

Брыжинская Н.Н.

Тиринь вал. Учебник-хрестоматия

6 кл.

2006

Саранск

11.

Каторова А.М.

Тиринь литература. Учебник-хрестоматия

7 кл.

2002

Саранск

12.

Видманова В.П.

Тиринь вал. Учебник-хрестоматия

8 кл.

1993

Саранск

13.

Брыжинский А.И.

Тиринь вал. Учебник-хрестоматия

9 кл.

1997

Саранск

14.

Чернов Е.И.,

Видманова В.П.

Тиринь литература. Учебник-хрестоматия

10 кл.

2001

Саранск

15.

Брыжинский А.И.,

Ломшин М.И.,

Антонов Ю.Г.

Тиринь литература. Учебник-хрестоматия

11 кл.

2002

Саранск

16.

Зиновьев Н.В.

Эрямонь вайгель: Эрзя-мокшонь литературань антология.

2001

Саранск

17.

Ивлюшкина Н.И.

Эрзянь келень коряс тестт

2007

Саранск

Этнокультурное образование предполагает знакомство с историей, культурой, языками народов нашей республики, поможет воспитать детей умеющими видеть и беречь прекрасное, стать доброжелательными и отзывчивыми.

Для осуществления преподавания эрзянского языка в 5 классах готовится «Программа по изучению эрзянского языка в школах с полиэтническим контингентом обучающихся. 5 класс (четвертый год обучения)». Программа рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю. Данная программа предполагает к концу учебного года понимание учащимися эрзянской речи учителя, а также читаемого текста, понимание и умение вести беседу на темы, близкие детям данного возраста.

Мокшанский язык и литература

В.Ф. Рогожина, доцент кафедры

филологического образования

Идея сохранения национальных языков как уникального достояния мордовского народа является одной из наиболее значимых в комплексе культурологических проблем современности. Особое значение это имеет для молодежи, только вступившей в сознательную жизнь: знание языков воспитывает уважение к культуре народов, традициям, дает основу для развития интеллектуальных и творческих способностей, обогащает личность в процессе самореализации.

В 2008 - 2009 учебном году рекомендуются следующие программы по мокшанскому языку и мордовской литературе:

1. Мокшень кялень программат 5 - 11 классненди/ Келин М.А., Ломакина Т.И. – Саранск, 2001.

2. Мокшень кялень программат 5 - 9 классненди, 1996.

3. Мокшэрзянь литературань программат 5 - 11 классненди. - Саранск, 2001.

4. Мокшень кяль. 5 кл./ Имярекова В.М., Седова П.Е. - Саранск, 2005.

5. Мокшень кяль. 6 кл./ Ломакина Т.И., Иванова Г.С. - Саранск, 2004.

6. Мокшень кяль. 7 кл./ Келин М.А. - Саранск, 2002.

7. Мокшень кяль. 8 кл./ Алямкин Н.С. - Саранск, 2006.

8. Мокшень кяль. 9 кл./ Киреев В.Л., Наумов А.В. - Саранск, 1994.

9. Мокшень кяль. 10-11 кл./ Поляков О.Е., Келин М.А. - Саранск, 2007.

10. Родной литература. 5 кл./ Азыркина Е.И. - Саранск, 2003.

11. Родной литература. 6 кл./ Азыркина Е.И., Ефимова М.Ф. - Саранск, 2005.

12. Родной литература. 7 кл./ Савинова З.Т. - Саранск, 1991.

13. Родной литература. 8 кл./ Соколова В.Е., Конакова Ж.А. - Саранск, 1994.

14. Мокшэрзянь литература. 9 кл. / Кубанцев Т.И. - Саранск, 1997.

15. Мокшэрзянь литература. 10 кл. /Кубанцев Т.И., Макушкин В.М - Саранск, 2000.

16. Мокшэрзянь литература. 11 кл. / Кубанцев Т.И., Макушкин В.М. - Саранск, 2001.

17. Мокшень кяльса сёрмадомань, корхтамань, пунктуациянь норматне. - Саранск, 1995.

18. Касыксонь валкс / Поляков О.Е. - Саранск, 2001.

19. Писательсь и эряфсь / Имяреков М.Г. – Саранск, 1992.

20. Серебряные цепочки / Брыжинский В.С. - Саранск, 2002.

21. Мокшень кяль. Морфология. – Саранск, 2000.

22. Мезе тейнек эряви?… Мокшень литературань антология / Малькина М.И. - Саранск, 2001.

23. Мокшень кяльть тонафнемста аф классонь тевть ётафтомац. Учебнай пособия национальнай отделениянь студенттненди / Гришунина В.П. – Саранск, 2004.

24. Корхтама маштомань касфтома урокт (5 - 11 кл.)/ Рогожина В.Ф. – Саранск, 2005.

25. Мокшень кяльть коряс тестт: учебнай пособия / Авт.-сост.: В.Ф. Рогожина, В.П. Гришунина. - Саранск, 2008.

Татарский язык и литература

Н.Х. Насырова, методист кафедры

филологического образования

На современном этапе модернизации образования приоритетным направлением государственной политики в сфере образования признано обеспечение доступности и качественного общего образования. Главным условием обновления содержания филологического образования, приведения его в соответствие с требованиями времени и задачами развития страны является введение государственного стандарта общего образования.

В 2007 - 2008 учебном году в 22 школах Республики Мордовия татарский язык и литература изучался как предмет обучения. С 2008 - 2009 учебного года осуществляется переход на новую линию учебно-методических комплектов по татарскому языку и литературе для учащихся-татар школ с русским языком обучения, поэтому предлагается региональный перечень учебной литературы, рекомендованной на 2008 - 2009 учебный год.

Автор,

составитель

Наименование,

класс

Годы

издания

Издательство,

дополнительная

информация

1.

Харисов Ф.Ф.,. Харисова Ч.М

Татарский язык, 5 кл.

2004

Магариф.

Программы по татарскому языку для средних школ, 5 – 11 кл., методическое пособие для учителей)

2.

Максимов Н.В., Хамидуллина МЗ.

Татарский язык, 6 кл.

2005

Магариф.

Программы по татарскому языку для средних школ, 5 – 11 кл., методическое пособие

3.

Асылгараева Р.А., Зиннатова М.З.

Татарский язык, 7 кл.

2005

Магариф

4.

Юсупов Р.А., Асылгараева Р.А., Зиннуров М.К.

Татарский язык, 8 кл.

2005

Магариф

5.

Зиннатуллин К.З., Фаттахова Ф.Ф.

Татарский язык, 9 кл.

2005

Магариф

6.

Исламов Ф.Ф., Закирзянов А.М.

Татарская литература, 5 кл.

2004

Магариф.

Программы по татарской литературе для средних школ, 5-11 кл., методическое пособие для учителей

7.

Галимуллин Ф.Г., Мифтиева Ф.К.

Татарская литература, 6 кл.

2005

Магариф.

Программы по татарской литературе для средних школ, 5-11 кл., методическое пособие для учителей

8.

Мусин Ф.М., Гилязев И.Г.

Татарская литература, 7 кл.

2005

Магариф

9.

Хабибуллина З.Н., Хузиахметов А.Н., Фардиева Г.Х.

Татарская литература, 8 кл.

2005

Магариф.

Программы по татарской литературе для средних школ, 5-11 кл., методическое пособие для учителей

10.

Хабибуллина З.Н.,

Хузиахметов А.Н., Фардиева Г.Х.

Татарская литература, 9 кл.

2005

Магариф

11.

Шайхиева Г.М., Абдуллина Р.С.

Татарский язык, 10 кл.

2006

Магариф

12.

Сафиуллина Ф.С., Ибрагимов С.М.

Татарский язык, 11 кл.

2006

Магариф

13.

Х.Ю. Миннегулов, Н.С. Гимадеева

Татарская литературара, 10 кл.

2006

Магариф

14.

Мусин Ф.С., Хабибуллина З.Н., Закирзянов А.М.

Татарская литературара, 11 кл.

2006

Магариф.

Программы по татарской литературе для средних школ, 5-11 кл., методическое пособие для учителей

15.

Харисов Ф.Ф. и др.

Программы по татарскому языку и татарской литературе для школ с русским языком обучения, 5 - 11кл. (обучение учащихся-татар)

2003

Магариф




Скачать документ

Похожие документы:

  1. СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ПО ПРЕПОДАВАНИЮ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ В 2010 - 2011 УЧЕБНОМ ГОДУ

    Методические рекомендации
    ... ___________________А.Н. Шегуренков Сборникметодическихматериаловпопреподаваниюучебныхпредметов в 2010 – 2011 учебномгодуМетодические рекомендации Составитель: В.А. Орехова, проректор поучебно-методической работе МРИО ...
  2. СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ПО ПРЕПОДАВАНИЮ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ В 2009 - 2010 УЧЕБНОМ ГОДУ

    Методические рекомендации
    ... социологического исследования) 141 Сборникметодическихматериаловпопреподаваниюучебныхпредметов в 2009 – 2010 учебномгодуМетодические рекомендации Составители: В.А. Орехова, проректор поучебно-методической работе МРИО ...
  3. Учебно-методический комплекс (354)

    Литература
    ... внеклассной работе попредмету. Принципы отбора, содержания и организации учебного материала. Методика преподавания русского языка ... учебныхматериалов для учащихся, проектирование уроков и пр.); семинарские занятия (изучение основных методических ...
  4. Преподавание предмета «Обществознание» в общеобразовательных учреждениях в 2011-2012 учебном году должно осуществляться в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования и науки Российской Федерации

    Обзор
    Преподаваниепредмета «Обществознание» в общеобразовательных учреждениях в 2011-2012 учебномгоду должно осуществляться в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами ...
  5. Основная образовательная программа начального общего образования пояснительная записка

    Основная образовательная программа
    ... октября 2009года ... учебных планов, учебных программ, учебно-методическихматериалов ... предмета «Физическая культура». В преподавании ... учебных занятий по всем изучаемым предметам. Обязательной составляющей портфеля достижений являются материалы ...

Другие похожие документы..