Главная > Программа


ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 – 2015 ГГ.

ПРОГРАММА

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

НА 2011-2015 ГОДЫ

ОГЛАВЛЕНИЕ

конкретные мероприятия; 148

ответственных за выполнение мероприятий; 148

сроки реализации конкретных мероприятий. 148

состояние процесса по мероприятиям, срок выполнения которых истек в отчетном месяце; 149

состояние процесса по мероприятиям, срок выполнения которых истекает в последующие 6 месяцев. 149

ПРЕАМБУЛА К ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011-2015 ГОДЫ

Программа социально-экономического развития Иркутской области на 2011-2015 годы (далее Программа) направлена на решение проблем, связанных с формированием устойчивого развития экономики и повышения качества и условий жизни населения в среднесрочной перспективе.

Программа в системе документов среднесрочного и долгосрочного планирования является инструментом реализации Концепции социально-экономического развития Иркутской области до 2020 года.

Программа входит в систему документов стратегического планирования социально-экономического развития Российской Федерации. Программа сформирована в развитие Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, стратегий развития отраслей Российской Федерации, учитывает положения Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области на период до 2025 года, проекта стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года, Концепция социально-экономического развития Иркутской области на период до 2020 года.

Иркутская область обладает высоким интеллектуальным, промышленным и природно-ресурсным потенциалом, имеет выгодное географическое положение. Область имеет ряд конкурентных преимуществ, среди которых основное место занимают:

  • Невысокая стоимость энергоресурсов. Это обусловлено наличием добывающих и перерабатывающих производств на территории области, а также высоким уровнем развития энергетического комплекса.

  • Крупные запасы доступных полезных ископаемых. Иркутская область является одним из самых богатых минеральными ресурсами регионов России. В балансе полезных ископаемых на территории Иркутской области учтен 71 вид минерального сырья.

  • Высокий промышленный потенциал. Наличие большого комплекса производственных мощностей на территории Иркутской области в секторах машиностроения, металлургии, химии и нефтехимии, горнодобывающей промышленности и других секторов экономики.

  • Уникальные рекреационные ресурсы, богатые лесные и водные ресурсы.

  • Наличие на территории крупных транспортных узлов. Регион находится вблизи государственной границы, а также на стыке Сибирского и Дальневосточного Федеральных Округов.

  • Развитый научно-образовательный комплекс, концентрация квалифицированного трудового потенциала.

Развитие области в Концепции социально-экономического развития Иркутской области формируется в трехсценарной системе координат и зависит от сочетания внешних и внутренних факторов. Сценарии развития следующие:

  1. Инерционный – продолжение сложившихся тенденции социально-экономического развития области.

  2. Энерго-сырьевой (сценарий «новой индустриализации»), при котором акцент развития территории делается на реализацию крупных инвестиционных проектов в сфере энергетики, добычи и первичной переработки природных ресурсов при умеренных темпах развития перерабатывающих отраслей, инновационного сектора и инвестиционных возможностей.

  3. Инновационный (сценарий сбалансированного развития), опирающийся на наиболее полное использование конкурентных преимуществ местной экономики, природно-ресурсного и транзитного потенциала, устойчивое наращивание экспорта конкурентных видов продукции области, модернизацию транспортной инфраструктуры, развитие человеческого потенциала, повышение уровня производства, направленного на удовлетворение внутреннего спроса и импортозамещение.

Инновационный сценарий развития является целевым при определении направлений социально-экономической политики региона.

В среднесрочной перспективе с целью создания оптимальных условий для развития региона и обеспечения экономического роста приоритетными направлениями являются:

  • Разработка и внедрение инновационных технологий для модернизации экономики и социальной сферы.

  • Развитие и повышение качества человеческого капитала.

  • Развитие инфраструктурных возможностей региона.

  • Развитие туристического и рекреационного потенциала.

  • Обеспечение экологической безопасности.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Общая информация

Краткая историческая справка

Освоение Сибири началось в 20-е годы XVII века. К середине XVII века эта территория вошла в состав Русского государства. Закрепление территорий происходило путем строительства острогов. В 1661 году в Восточной Сибири на реке Иркут появился острог, который в 1686 году был преобразован в город и стал центром воеводства. В 1719 в Сибирская губерния с центром в Тобольске была разделена на 5 провинций. Восточная Сибирь вошла в состав Иркутской провинции.

В 1764 году Иркутскую провинцию преобразовали в Иркутскую губернию, которая занимала громадную территорию от бассейна Енисея до Тихого океана.

В 1851 году из Иркутской губернии выделены в качестве самостоятельных Забайкальская и Якутская области. В результате губерния приобрела очертания, примерно соответствующие границам современной Иркутской области.

При всех преобразованиях практически неизменными оставались уезды – Иркутский, Тулунский, Киренский, что свидетельствовало о прочности сложившихся экономических связей, отражающих хозяйственную целостность данной территории. С учетом этих связей в сентябре 1937 года была образована Иркутская область.

Определенные в 1937 году границы Иркутской области с незначительными изменениями на северо-востоке сохранились до нашего времени, хотя внутреннее деление административных районов за этот период менялось неоднократно.

На момент образования Иркутской области в нее входило 27 районов. На современной карте Иркутской области 33 муниципальных района и 9 городских округов. Внутриобластные административно-территориальные преобразования происходили в основном в период широкомасштабной индустриализации и касались прежде всего территорий активного хозяйственного освоения.

Географическое положение, климатические условия и природные ресурсы

Иркутская область расположена в южной части Восточной Сибири в бассейнах верхнего течения рек Нижней Тунгуски, Ангары и Лены. На юго-востоке области - озеро Байкал. Общая площадь области - 775 тыс. км2 (4,6% РФ). Ее протяженность с запада на восток равна - 1,5 тыс. км и с севера на юг - 1,4 тыс. км. Область находится в самом центре материка и граничит с республикой Саха (Якутия) на северо-востоке, с Читинской областью и республикой Бурятия на востоке и юге, с Красноярским краем на западе, с республикой Тува на юго-западе. Иркутская область входит в состав Сибирского федерального округа.

Иркутская область является крупным железнодорожным узлом на Транссибирском железнодорожной магистрали. Имеется развитое транспортное сообщение (автодороги, водный транспорт, авиасообщения) как внутри области, так и с другими частями области и странами Азии.

Разнообразие климатических условий области определяется большой протяженностью территории с севера на юг и с запада на восток и расчлененностью рельефа.

Климат в Иркутской области умеренно-континентальный со среднегодовой температурой от +5°С, на севере области до +6,5°С на юге. На большей части области среднегодовое количество осадков составляет около 500 мм в год.

Иркутская область богата полезными ископаемыми. Здесь расположены крупнейшие в стране Ленская золотоносная, Мамско-Чуйская слюдоносная, Ангарская железорудная и Восточно-Саянская редкометальная провинции, Иркутский угленосный бассейн, крупнейший в мире Восточно-Сибирский соленосный бассейн. Ежегодно на территории области добывается около 11 тонн золота.

Главными минеральными ресурсами являются углеводородное сырьё, золото, слюда, железо, бурый и каменный уголь, поваренная соль. Область богата месторождениями нерудного сырья для черной металлургии.

В Иркутской области расположен крупнейший в мире Ангаро-Ленский артезианский бассейн минеральных вод, представленный тремя сотнями источников (многие из них используются в коммерческих целях в качестве питьевой воды).

Социальное развитие

Демографическое развитие

Численность постоянного населения Иркутской области в 2009 году составила 2 505,6 тыс. человек. Большая часть населения области проживает в городах (79,3%), в сельской местности – 20,7%.

Плотность населения составляет 3,3 чел./км2. Наиболее крупные города: Иркутск - 580,7 тыс. человек, Братск – 249,7 тыс., Ангарск – 240,6 тыс., Усть-Илимск – 96,3 тыс., Усолье-Сибирское – 85,6 тыс. чел.

В Иркутской области имеется ряд проблем демографического развития, которые обусловлены несогласованностью действий ведомств и структурных подразделений областной администрации в рамках различных направлений демографической политики.

Основные проблемы демографического развития:

  1. Сокращение численности населения

За период 1989 – 2009 гг. численность постоянного населения области сократилась на 319,3 тыс. чел. Сокращение численности населения происходит из-за естественной убыли населения, а также отрицательного миграционного потока.

Причинами естественной убыли населения являются высокий уровень смертности населения (несмотря на превышение рождаемостью уровня смертности).

Общая динамика смертности населения области характеризуется ее высоким уровнем среди лиц трудоспособного возраста, из них около 78% – мужчины. Частота случаев смерти мужчин трудоспособного возраста в 3,6 раза выше, чем женщин. Основные причины смертности населения в рабочем возрасте (как мужчин, так и женщин) – несчастные случаи, отравления, травмы.

Другой причиной смертности, характерной для других групп возрастов, являются высокая заболеваемость населения, в том числе болезнями системы кровообращения, новообразованиями и другими. Особенное место в причинах смертности занимают социально значимые болезни, по показателям распространения которых Иркутская область находится на первых позициях в регионе (например, по уровню распространения ВИЧ-инфекции и наркомании). Подробнее см. раздел «Здравоохранение».

Причинами миграционного оттока населения являются проблемы экономического и социального характера. К первым относятся структурные проблемы на рынке труда, возникающие вследствие прохождения технологической модернизации и корпоративной оптимизации рынков, на которых работают предприятия региона. Ко вторым (социальным) относятся проблемы, обусловленные низким качеством условий для жизни населения, в том числе низким качеством предоставляемых услуг жилищно-коммунальной сферы, низким уровнем благоустройства населенных пунктов и неразвитостью городской среды, неразвитым событийным рядом массовых мероприятий и их недостаточно высоким качеством, дефицитом развлечений и рядом других проблем.

  1. Старение населения и ухудшение трудового потенциала региона

Демографические процессы последних лет также повлияли на возрастно-половую структуру населения. Происходит общее старение населения: если в 1989 году средний возраст населения Иркутской области составлял 31,6 года, то к 2009 году он возрос до 35,8 лет.

Старение населения, с одной стороны, ведет к снижению показателя трудового потенциала экономики региона.

С другой стороны, старение населения не сопровождается развитием соответствующих инфраструктур и мероприятий. Отсутствует система создания комфортных условий для жителей старше трудоспособного возраста, способная стимулировать увеличение жизни населения в пенсионном возрасте. К проблемам отсутствия таких условий следует отнести отсутствие системы занятости населения для неработающих пенсионеров, неподготовленность городской уличной инфраструктуры и объектов социального назначения для комфортного проживания стариков и проч.

  1. Отсутствие эффективной оценки и согласованной политики (как следствие, соответствие мероприятий) в сфере демографического развития

В настоящее время в регионе отсутствует единый механизм формирования демографической политики, а также система согласования мероприятий и проектов между различными органами исполнительной власти, влияющих на демографическое развитие в регионе: Министерством по физической культуре, спорту и молодежной политике, Министерством здравоохранения, Министерством образования, Министерством культуры и архивов, Министерством экономического развития, труда, науки и высшей школы и других.

Это приводит к тому, что зачастую мероприятия по различным отраслевым направлениям ориентированы на достижение одной и той же цели, но желаемый результат не может быть достигнут в виду несогласованности действий.

Цели и задачи сектора

Основная цель – улучшение качества человеческого потенциала региона.

Задачи:

  1. Снижение темпов сокращения численности населения

  1. Выработка единой политики и реализация мероприятий по дальнейшему увеличению рождаемости и снижению смертности населения, а также повышению устойчивости демографической ситуации в Иркутской области, в том числе:

    • снижение заболеваемости социально значимыми болезнями;

    • укрепление института семьи;

    • разработка мер по снижению травмоопасности производств;

    • проч.

  2. Выработка единой политики в части снижения миграционного оттока населения, в том числе путем повышения привлекательности Иркутской области для проживания.

  3. Разработка мер по укреплению института семьи.

  1. Замедление старения населения и повышение вовлеченности людей старше трудоспособного возраста в социальную и экономическую жизнь региона.

  1. Создание условий для занятости населения старше трудоспособного возраста, в том числе условий для самозанятости.

  2. Создание условий для повышения комфортности проживания людей старше трудоспособного возраста на территории Иркутской области, в том числе в части развития физической инфраструктуры и мероприятий.

  1. Выработка единой государственной демографической политики в Иркутской области

  1. Разработка документов демографического развития: Концепции демографической политики, Программы развития Индустрии здоровья и спорта Иркутской области и других. В рамках программы необходимо разработать единые принципы и единую систему оценки реализуемых мероприятий, выбрать приоритеты в сфере здравоохранения, образования, спорта и молодежной политики, способные значительно улучшить демографическую ситуацию в регионе, сформировать перечень мероприятий, финансируемых из бюджетных и частных источников.

Здравоохранение

Населению Иркутской области оказывается медицинская помощь в 192 юридических учреждениях, из них 35% государственных, 65% муниципальных. В структуре учреждений основную долю (48%) занимают учреждения стационарного типа, 20% амбулаторно-поликлинического типа и 9% диспансеры. В системе здравоохранения Иркутской области - работает 56,7 тыс. человек.

В условиях неблагоприятных тенденций демографического развития, в том числе сохранение высокого уровня заболеваемости и низкой продолжительности жизни населения, вопросы повышения качества медицинской помощи и профилактических мероприятий имеют особую важность.

Показатель общей заболеваемости населения Иркутской области в 2009 году составил 164 977,3 случаев на 100 000 населения. В структуре общей заболеваемости первое место занимают болезни органов дыхания, второе – системы кровообращения, третье – костно-мышечной системы.

Для системы здравоохранения Иркутской области характерно наличие ряда проблем, которые могут быть полностью или частично решены в пятилетней перспективе. Препятствием быстрому устранению обнаруженных проблем является отсутствие ранжирования и многонаправленность функционирования системы здравоохранения. В связи с этим, в рамках данной программы предлагается использовать новый стратегический подход, который заключается в концентрации ресурсов на решение на наиболее острых проблемах здравоохранения (при сохранении общего финансирования на текущих мероприятиях), что обеспечит переход здравоохранения на качественно новый уровень развития уже по прошествии пяти лет.

Концентрация ресурсов подразумевает выделение наиболее значимых направлений развития сектора и выделение «защищенных» проектов и мероприятий, секвестирование расходов по которым (в случае возникновения кризисных ситуаций) будет проводиться в последнюю очередь. Кроме того, эти направления будут стимулированы дополнительно в случае появления дополнительных бюджетных возможностей.

Особенная роль в программе отведена проблемам ухудшения здоровья молодежи. В том числе большие риски для ухудшения демографической ситуации в регионе представляет рост наркотизации. Иркутская область входит в двадцатку нарконеблагополучных регионов Российской Федерации. Уровень наркотизации населения Иркутской области последние несколько лет составлял в среднем 490 чел. на 100 тыс. чел. населения, что в 1,5 раза превышает показатель в Сибирском федеральном округе и почти в 2 раза – среднероссийский. Проблемы этой группы могут решены только путем совместной работы нескольких ведомств Правительства Иркутской области: Министерства здравоохранения и Министерства по физической культуре, спорту и молодежной политике.

Ниже представлена инвентаризация основных проблем развития жилищно-коммунального хозяйства Иркутской области, которая необходима для постановки целей и задач развития сектора и составления перечня мероприятий программы.

Основные проблемы системы здравоохранения

  1. Неудовлетворительное состояние объектов здравоохранения и низкая эффективность управления системой здравоохранения

В настоящее время 228 государственных и муниципальных учреждений здравоохранения находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта. Существует также проблемы дефицита современного высокотехнологичного оборудования и технического оснащения учреждений здравоохранения. Все это оказывает негативное влияние на качество предоставляемых услуг здравоохранения.

Обеспеченность населения Иркутской области врачами составила в 2009 году 41,9 на 10 000 населения (2008 год – 40,8), что ниже, чем по РФ на 4,3%, по СФО на 65,6%.

При наличии в Иркутской области 15098 врачебных ставок, потребность ЛПУ области во врачах составляет 4589 человек. При этом стоит отметить, что возраст 56,7% работающих медицинских работников оказывающих первичную медико-санитарную помощь входит в интервал от 40 до 60 лет. Преклонный возраст является одной из причин отсутствия у врачей и средних медицинских работников квалификационной категории.

Таким образом, дальнейшее развитие здравоохранения в рамках решения обозначенной проблемы должно быть направлено на устранение следующих подпроблем:

    1. Ветхое и аварийное состояние объектов здравоохранения, в том числе потребность реконструкции существующих и строительства новых объектов здравоохранения.

    2. Дефицит современного оборудования в учреждениях здравоохранения.

    3. Недостаток квалифицированных кадров и старение кадрового состава.

  1. Высокий уровень заболеваемости населения

Для реализации приоритетов развития Иркутской области, утвержденных Концепцией социально-экономического развития Иркутской области на период до 2020 года, в том числе в части повышения продолжительности жизни населения, необходимо разрешить проблемы высокого уровня заболеваемости населения. По данным за 2008 год Иркутская область находилась на втором месте после Алтайского края по уровню заболеваемости (852,1 случай на 1000 чел. населения).

Значительные усилия при этом должны быть сделаны на решении проблем высокой заболеваемости сердечно-сосудистыми заболеваниями, поскольку они являются одной из главных причин смертности населения, в том числе на них приходится 27% от всех случаев смертности в трудоспособном возрасте.

Концентрация ресурсов и усилий должна быть также сделана на решении проблем распространения других социально-значимых заболеваний. На протяжении последних 5 лет наблюдается рост заболеваемости, смертности и запущенности онкопатологии. Показатели в Иркутской области превышают аналогичные показатели по РФ И СФО в 1,2 – 1,3 раза. Крайне напряженной является эпидемиологическая ситуация, связанная с распространением туберкулеза на территории Иркутской области. В 2009г. на территории Иркутской области зарегистрировано 881 случай смерти от туберкулеза (в 2008г. – 899 случаев, в 2007г. – 851 случаев). Иркутская область по прежнему относится к регионам с высоким уровнем распространенности ВИЧ-инфекции, превышая российский показатель в 4 раза. За период 2008 г. в Иркутской области зарегистрировано 2551 случай ВИЧ-инфекции.

Кроме того, отмечается высокий уровень заболеваемости болезнями легких и болезнями эндокринной системы. По этим видам болезней Иркутская область имеет более высокий уровень заболеваемости, чем другие регионы СФО.

Таким образом, дальнейшее развитие здравоохранения в рамках решения обозначенной проблемы должно быть направлено на устранение следующих подпроблем:

  1. Высокий уровень заболеваемости болезнями системы кровообращения, онколгическими заболеваниями, ВИЧ-инфекцией, наркоманией. Ухудшение здоровья молодежи.

  2. Высокий уровень заболеваемости другими социально значимыми болезнями: туберкулез, сахарный диабет и другие.

  3. Потребность проведения профилактических мероприятий, препятствующих росту заболеваемости населения.

Цели и задачи сектора

Основная цель – снижение заболеваемости населения, особенно по наиболее значимым направлениям (сердечно-сосудистые заболевания, новообразования, ВИЧ-инфекция, наркомания).

Задачи:

  1. Развитие материально-технической базы и кадровой подготовки системы здравоохранения

  1. Строительство новых и реконструкция существующих объектов здравоохранения.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа социально-экономического развития на 2011-2015 годы

    Программа
    ... района на2011-2015годы Приложение № 4 Показатели экономическогоразвития Амурского муниципального района на2011-2015годы Краткий Паспорт Программы Наименование программыПрограммасоциально-экономическогоразвития Амурского ...
  2. КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА 2011-2015 ГОДЫ Уфа 2010 год Содержание

    Программа
    ... эффективности и влияния насоциально-экономическоеразвитие района. Мониторинг комплексной инвестиционной программысоциально-экономическогоразвития района на2011-2015годы (далее – программы) – это регулярный ...
  3. Программа социально-экономического развития удмуртской республики на 2010−2014 годы содержание

    Программа
    ... в промышленности, запланированные Программойсоциально-экономическогоразвитияна 2005−2009 годы, будут выполнены. Достигнут ... Удмуртской Республики на20112015годы» республиканской целевой программы «Социальноеразвитие села до 2015года». 9. ...
  4. Об утверждении программы социально-экономического развития города орши города барани и городского поселка болбасово на 2011–2015 годы

    Решение
    ... 1 к Программесоциально-экономическогоразвития города Орши, города Барани и городского поселка Болбасово на20112015годы Основные показатели социально-экономическогоразвития региона на20112015годы ...
  5. Закон о программе социально-экономического развития (2)

    Закон
    ... Программесоциально-экономическогоразвития Курской области на2011 - 2015годы"ПРОГРАММАСОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГОРАЗВИТИЯ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ НА2011 - 2015ГОДЫ ПАСПОРТ Программысоциально-экономическогоразвития Курской области на2011 - 2015годы ...

Другие похожие документы..