textarchive.ru

Главная > Урок


Окно может принимать одно из трех состояний: нормальное, свернутое, развернутое. Рассмотрим содержимое окна «Мой компьютер» в нормальном состоянии.

В самой верхней части окна расположена строка заголовка, которая имеет синий цвет в активном окне, и серый - в неактивном. Строка за ­ним используется для отображения заголовка окна и для ее перемещения.

Строка состояния

Нажатие левой кнопки мыши и ее удерживание приводит к фиксированному состоянию окна, перемещающееся при перемещении мыши. В шит части строки заголовка расположено системное меню:

Файл Правка Вид Избранное Сервис Справка И I(раной части имеются кнопки управления состоянием окна:

Ниже строки меню располагается строка инструментов, на которой находятся кнопки инструментов:

Кнопки управления состоянием окна:

- свернуть, сворачивает окно на панель быстрого доступа.

- развернуть, увеличивает размеры окна по ширине экрана.

- восстановить, возвращает развернутое окно в нормальный вид.

- закрыть, закрывает окно. Виды управление окнами:

• перемещение окна;

• реорганизация окон;

• переключение между окнами;

Перемещение окна осуществляется за счет перетаскивания ее за строку заголовка, для удобного расположения ее относительно других объектов. Реорганизация предполагает взаимное расположение окон относительно друг друга. Есть два варианта реорганизации. В первом случае окна распо­лагаются относительно друг друга произвольным образом путем перетас­кивания окон вручную. Второй способ заложен в свойствах Панели задач, когда окна выстраиваются мозаикой или каскадом. Для этого на Панели задач, щелкнув правой кнопкой мыши, необходимо выбрать команды: «Окна каскадом», «Окна сверху вниз», «Окна слева направо». Для пере­ключения между окнами можно использовать Панель задач, активизируя' кнопку нужного окна. Другой способ предполагает использование допол­нительной панели. Для этого нужно нажать и не отпускать клавишу <Аlt> и затем нажать клавишу <Таb>. Для перемещения по панели используется клавиша <Таb>, при удерживаемой клавише <А11>. И третий способ, когда часть неактивного окна видны на экране, тогда нажатие на нее мышью выведет окно на передний план и сделает ее активной.

Контекстное меню - это список команд, относящихся к текущему объекту, появляющееся при нажатии правой кнопки мыши при выделен­ном объекте. Контекстное меню позволяет получить доступ ко всем ко­мандам, возможным для данного объекта. Дополнительные возможности открытия при предварительно выделенном объекте:

• нажатием комбинации клавиш Ctrl+F10;

• нажатием специальной клавиши Контекст.

Справочная система - это встроенная в систему программа, описы­вающая основные возможности операционной системы и об установлен­ных в ней прикладных программах. Справочная система состоит из тема­тических разделов, каждый из которых содержит информацию на опреде­ленную тему. Она является гипертекстовой, то есть пользователь может быстро переходить от одной темы к другим. Для получения справки необ­ходимо щелкнуть на кнопке «Пуск» и выбрать пункт «Справка». На экране возникнет окно «Справка \Ушс1о\У8», состоящее из двух панелей. В правой панели выводится содержание темы, выбранной в левой панели. Щелчок на вкладке «Содержание», покажет перечень тем, содержащихся в справке. Практическое задание:

- Откройте справочную систему и познакомьтесь с основными ее раз­делами.

- Какие виды неполадок могут быть устранены с помощью данной справочной системы?

- Какие учебники представлены в системе?

максимальной частью окна является рабочая область. ШД1.1 управления окном сосредоточены в системном меню, досмотра содержимого окна используются полосы прокрутки, содержимое окна не вмещается в заданные размеры окна. 11 пленение размеров окна возможно при использовании его границ, когда на границе указатель мыши примет вид двунаправленной

стрелки.

Для отображения информации о выделенном объекте используется

Строка состояния.

Выполнение практического задания

III. Рассмотреть объекты, находящиеся на рабочем столе.

Определить отличительные признаки имеющихся объектов. Попробовать разбить их на определенные группы.

Г ,1. 11оработать с папкой своего класса: Открыть, Развернуть, Восстановить, Свернуть, Открыть, Закрыть. Чем отличается открытие папки, от открытия свернутой папки?

4. Сравнить содержимое меню различных групп объектов. 5. Открыть несколько папок (оптимальное число 4) и расположить их вручную: по дополнительной диагонали, друг относительно друга по горизонтали, по четырем углам, так чтобы были видны содержи­мое всех окон.

Выполнить построение данных окон автоматически с использовани­ем Панели задач.

Урок 10. Системная среда Windows

Цели: научиться запускать различные приложения; освоить способы встраивания свойств рабочего стола; научиться работать с программой Мicrosoft Ехрlоrеr (Проводник) (создавать, копировать, перемещать, удалять, восстанавливать, переименовывать файлы); научиться создавать ярлыки, архивировать файлы.

Ход урока

Организационный момент

Актуализация знаний

Что такое пользовательский интерфейс? Пользовательским ин­терфейсом называют комплекс программных средств осуществ­ляющих взаимодействие пользователя и операционной системы при его работе на компьютере. В программные средства заложены все возможные действия пользователя, включая ошибочные действия и ответы, предлагаемые системой.

С какими объектами и средствами управления вы познакомились на прошлом уроке? (Основным средством управления является мани­пулятор «мышь». В качестве объектов рассмотрения были «окно», «указатель мыши», «кнопки управления окна» и т.д.) Какими процессами управляет операционная система? (ОС управля­ет процессом ввода-вывода данных, взаимодействия программ и данных с процессором, распределением времени и ресурсов и т.д.) Перечислите приемы управления мышью. (Щелчок, двойной щелчок, щелчок правой кнопкой, перетаскивание, протягивание, зависание.) Какие действия можно осуществлять над окнами? (Кнопки управле­ния позволяют сворачивать, разворачивать и закрывать окна. Относительно рабочего стола можно перемещать, реорганизовывать и переключатся с одного окна на другой. С помощью протягивай мыши можно изменять форму самого окна: по горизонтали, вертикали и в обоих направлениях сразу.) Перечислите способы построения окон на экране. («Окна каскадом», «Окна сверху вниз», «Окна слева направо».)

III. Теоретический материал урока

Знакомство с системной средой Windows практически было начатой, на прошлом уроке. Изученный пользовательский графический интерфейс является системной средой Windows, включающей в себя не только операционную систему, но и пользовательскую оболочку. Основные компоненты интерфейса Windows:

• рабочее поле (область экрана, в которой выполняется работа или воспроизводятся данные);

• рабочие инструменты (специальные средства для выполнения работы);

• элементы управления (средства для настройки инструментов, режимов работы программы и параметров документа, например, раздели меню, кнопки и др.);

• управляемые объекты (программы, документы, папки, ярлыки). Рабочее поле Windows Рабочее поле Windows обычно называют Рабочим столом, которое занимает все пространство экрана, и используется для формирования изображения. На рабочем столе располагаются инструменты и элемент управления: панель задач, значки (ярлыки, иконки) программ и документов. На панели задач расположена кнопка «Пуск», открывающая доступ к разделам основного меню - главного элемента управления операционной системой. В противоположном конце панели задач располагаются инструменты контроля времени и основного языка.

По характеру содержания и приемам работы в Windows различают четыре типа окон:

1. окна папок (предназначены в первую очередь для доступа к объектам);

2. диалоговые окна (предназначены для настроек и управления);

3. окна справочной системы (служат для доступа к статьям справочной системы);

4. рабочие окна приложений (предназначены для исполнения прикладных программ).

Все окна одного типа (кроме рабочих окон приложений) имеют сходную структуру, содержат стандартные наборы элементов оформления и управления и позволяют использовать при работе с ними стандартный набор приемов. Рабочие окна приложений тоже в определенной (хотя и не в полной) мере подчиняются общей идеологии Windows. Различия между окнами такого типа обусловлены функциональными различиями между соответствующими программами-приложениями, а также тем, что приложения для Windows выпускает множество различных фирм и отдельных авторов. Тем не менее, эти окна тоже имеют много стандартных элементов, и если пользователь уже знаком с каким-то приложением Windows, то освоение каждой следующей программы происходит достаточно быстро.

В исходном состоянии на рабочем столе могут размещаться:

• значки и ярлыки объектов Windows

• окна открытых приложений;

• панель задач, содержащая кнопку «Пуск», панель индикации и ряд панелей инструментов рабочего стола;

К). Системная

подложка рабочего стола, содержащая или однородный фон, или фоновый рисунок, или фоновый узор, или объекты активного рабочего стола.

По коду работы на рабочем столе могут раскладываться дополнительные объекты: окна папок, диалоговые окна, окна приложений, окна справочные системы и панели инструментов рабочего стола.

Основными объектами Windows являются приложение, папка, доку-В ярлык.

1,1 к - это указатель программы или документа, содержащий инфор->б объекте, на который он указывает, но не являющийся таковым, отличается от значка программы или документа наличием стрелки >м нижнем углу. Раскрыв свойства ярлыка можно увидеть местопо-ис самой оригинальной программы, на которую он указывает. Использоваие ярлыков позволяет избежать проблем со случайно удаленной программой. Удаление ярлыка не приводит к удалению самой программы. <>оы создания ярлыка:

Перетаскивание объекта правой кнопкой. Если вы перетаскиваете объект правой кнопкой и оставляете его на рабочем столе или в пап­ке, то Windows выводит на экран меню с возможностью выбора ко­пирования, перемещения или создания ярлыка. Выберите пункт ме­ню «Создать ярлыки».

Использование контекстного меню. Щелкните правой кнопкой на объ­екте. При этом на экран выводится контекстное меню. Выберите из этого меню пункт «Создать ярлык». Это приведет к созданию ярлыка объекта в том же месте (папке или каталоге), где он расположен. После того, как вы создали ярлык, перетащите его левой кнопкой (чтобы пе­реместить) на рабочий стол или в папку по вашему выбору. Использование процедуры копирования. Щелкните на файле правой кнопкой мыши и выберите из появившегося контекстного меню ко­манду «Копировать». Затем перейдите в папку, в которую хотите поместить ярлык этого файла, щелкните правой кнопкой на пустом месте внутри нее и выберите из контекстного меню пункт «Вста­вить ярлык».

Использование контекстного меню рабочего стола. Щелкните пра­вой кнопкой на свободном месте рабочего стола. При этом на экран выводится контекстное меню для рабочего стола или для папки. Выберите из него пункт «Создать», затем «Ярлык». Откроется диа­логовое окно «Создание ярлыка», в котором предложит ввести имя программы, ярлык которой нужно создать, либо щелкнуть на кноп­ке Обзор для поиска программы и, задач.

Панель задач (панель быстрого доступа) обеспечивает один из возможных способов открытия программ, а также доступ к объектам, которые уже пи открыты. Меню Пуск на панели задач содержит пункты, которые помогают получить доступ к программам, документам и другим объектам, Оно содержит также команды для запуска программ из командной, установки системных параметров и завершения работы Windows. Перечислим стандартные пункты меню Пуск:

• Программы - каскадное меню дает быстрый доступ ко всем стандартным программам.

• Документы - это меню содержит 15 документов и па­пок, с которыми работали за последнее время.

Настройка - каскадное меню дает возможность доступа панели управления (используется дня конфигурирования системы к папке «принтеры», к окну свойств панели задач, к настройкам рабочего стола и параметров папок, а также к программе обновления, Системная среда

• Поиск - позволяет найти файл или папку на компьютере или в сети, а также найти в сети определенный компьютер.

• Справка - открывает справочную систему Windows.

• Завершение работы - используется для корректного завершения работы на компьютере, Либо для перезагрузки системы. Проводник - приложение Explorer, предоставляющее возможности: комфортно просматривать содержимое Памяти компьютера. Основные возможности, заложенные в Проводнике:

• управление файлами (запуск, копирование, перемещение, поиск);

• оперирование длинными именами файлов;

• создание папок и др.

Способы открытия Проводника:

1.Выбор команды Пуск/Программы/Стандартные/Проводник;

2. Открыть папку «Мой компьютер», выделить значок С: и выбрать меню команды Файл/Проводник.

3. Щелкнуть правой кнопкой мыши на кнопке «Пуск» и выбрать появившегося контекстного меню команду «Проводник» и

Окно Проводника разделено на две области. В левой показаны все ресурсы компьютера, представленные в виде иерархической структуры, а в правой области (панели содержимого) на экран выводится содержимое, выбранной папки. Для просмотра содержимого папки необходимо щелкнуть на значке папки или описании в левой панели. Изменение вида значков устанавливается одной из четырех соответствующих команд меню «Вид» или щелчками на кнопке «Вид» панели инструментов. Если выбран просмотр крупных или мелких значков, то каждый объект помечается спе­циальным значком, соответствующим его типу. Если выбран просмотр списка, то панель содержимого выводит Для каждого объекта малый зна­чок вместе с описанием. Для папок описанием является имя папки. Для файлов описанием является длинное имя файла или короткое имя файла, если у данного файла отсутствует длинное имя.

Открытие объектов в окне Проводника. Если объекты содержат вло­женные папки, то в дереве они помечаются маленьким знаком (+). Для отображения структуры вложенных папок нужно щелкнуть на знаке плюс. Когда папка раскроется и отобразится структура папок, содержащихся в ней, знак плюс изменится на знак (-). Для свертывания папки нужно щелкнуть на знаке минус. Свертывание Папок упрощает также просмотр полного дерева, меньше загромождая экран и делая поиск объектов более легким. Можно разворачивать и сворачивать объект в дереве двойным щелчком на нем.

Установка параметров Проводника осуществляется с помощью команды Вид/Панели инструментов/Настройка, которая позволяет выне­сти новые кнопки назначения на панель инструментов.

Виды настроек:

• выключение и включение показа панели инструментов;

• выключение и включение названия Кнопок;

• добавление и удаление дополнительных кнопок;

• вид отображения папок в панели содержимого.

н.н пшика панели инструментов

Имеющиеся кнопки:

Панель инструментов:

Разделитель

Остановить . Обновить Домой

»1 Подключить диск *...) Отключить 1 Избранное Н Во весь экран

Текст кнопки: Размер значка:

Добавить

] выбор

очно текст справа

"3

мелкие значки

Буфер обмена

Буфер обмена в \Упкю\У8 - это специальная область памяти, служащая для мгновенного размещения информации. Информация, помещенная в буфер об­мен доступна всем работающим программам. Таким образом, буфер обмена Используется для переноса каких-либо данных между разными приложениями документами. В приложениях имеются два метода занесения информации в Буфер обмена: копирование и вырезание. Для этой цели используются команды Правка/Копировать и Правка/Вырезать соответственно. Данные, заносимые в буфер обмена, должны быть предварительно выделены. Доступные способы выделения зависят от конкретного приложения.

Для помещения в документ информации из буфера обмена использует­ся команда Правка/Вставить. Конкретное место вставки определяется в ранних приложениях по-разному. Если данные были помещены в буфер обмена в одном приложении, а вставка производится в другом, возможным оказывается создание комбинированных документов. Работать с буфером обмена с помощью клавиатуры намного удобнее, чем с помощью мыши. Особенно удобно то, что одни и те же клавиатурные комбинации работают практически в любых обстоятельствах: в самых разных приложениях, в диалоговых окнах, в окнах справочной системы и т. д. Есть два альтернативных набора эквивалентных команд:

• копирование - Ctrl + С или Ctrl + пк;

• вырезание - Ctrl + X или Ctrl + Dе1;

• вставка - Ctrl + V или Ctrl + Ins.

Штандартные программы

I Стандартные программы, заложенные в Windows, позволяют удовлетворить многие потребности пользователя. К ним относятся: текстовые редакторы Блокнот, Windows, графический редактор Раint, программа Калькулятор и др.

1) Блокнот - простейший текстовый редактор, в котором можно создать

текстовый документ, запомнить его в файле и распечатать. Блокнот имеет

Вечно ограниченные возможности обработки текста и хранения больших документов. Это записная книжка, ориентированная на заметки,

записки, справки небольшого размера.

У>/()ЫРа4 - текстовый редактор, позволяющий создавать простые текстовые документы и файлы, содержащий символьное и абзацное форматирование, а также открывать и сохранять документы в нескольких форматах является хорошим инструментом для создания заметок, записок, писем, отчетов и других текстовых документов для которых главным является содержание, а не оформление.

Раint - графический редактор, позволяющий создавать простейшие графические изображения. В более старших версиях Windows в данный редактор встроена возможность обработки фотографий и сохранения изображений в форматах, используемых в глобальной сети Интернет.

Калькулятор - это простая, но полезная программа, которую можно иcпользовать так же, как карманный калькулятор. Она работает в двух режимах» обычный калькулятор и инженерный калькулятор. Обычный калькулятор выполняет четыре арифметических действия, а также вычисления процентов, квадратного корня и обратной величины. Инженерный калькулятор можно также вычислять тригонометрические и логические функции, а также переводить числа и углы в разные системы счисления и выполнять другие операции

IV. Проведение контрольного тестирования

1. Какая совокупность свойств относится к среде Windows?

а) командный интерфейс, технология командной строки;

б) многозадачность, графический интерфейс, функционирование в режиме эмуляции;

в) многозадачность, графический интерфейс, управление объектами

г) однопользовательская система, командный интерфейс, управление пакетами;

д) многозадачность, графический интерфейс, использование речевой технологии.

2. Как называется значок объекта в Windows?

а) пиктограмма;

б) ярлык;

в) рисунок;

г) интерфейс;

д) папка.

3. Какая строка окна отображает имя раскрытого объекта? а) строка меню; б) строка заголовка; в) панель инструментов; г) строка состояния; д) адресная строка.

Какой элемент окна служит для просмотра объектов, которые не поместились в окне?

а) кнопка свертывания окна; б) кнопка закрытия окна;

в) линейки прокрутки; г) панель инструментов;

д) строка состояния.

Какие из всех перечисленных программ входят в стандартный набор системы?

а) блокнот, калькулятор, графический редактор Рaint, WordPad;

б) блокнот, калькулятор, графический редактор Раint, Word;

в) блокнот, калькулятор, графический редактор СоrеlDraw,

г) графический редактор Раint, WordPad;

д) Word, Ехсеl, Ассеss, Роwer Рoint.

4.

5.

6. Наведение указателя мыши на значок объекта или на элемент управления и задержка его на некоторое время называется ... а) двойным щелчком; б) зависанием; в) перетаскиванием; г) протягиванием;

д) щелчком.

7. Какие из перечисленных функций отображены кнопками управления

состоянием окна?

д) свернуть, развернуть, закрыть;

I > > вырезать, копировать, вставить;

и) свернуть, развернуть, восстановить, закрыть;

I) вырезать, копировать, вставить, переименовать;

д) вырезать, копировать, вставить, закрыть.

К. Совокупность средств и правил взаимодействия пользователя с компь­ютером называют...

а) интерфейсом; б) процессом;

в) объектом управления; г) графическим интерфейсом;

д) пользовательским интерфейсом.

Ответы к тесту:

1

2

3

4

5

6

7

8

а

+

б

+

в

+

+

г

д

+

Учебный модуль СИСТЕМНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТИНА МИРА

Основное содержание модуля

Методы информатики: моделирование и формализация. Объективная действительность и оснс

Объекты и модель окружающего мира Основные параметры описания мира: объект, система, структура, модель. Системный подход. Работа с объектами в среде РоwerPoint.

Общеобразовательные цели:

знать основные методы информатики;

иметь представление о способах моделирования и формализации;

иметь представление о системном подходе;

научиться описывать окружающую действительность с помощью! различных информационных объектов.

Развивающие цели:

овладеть основными логическими приемами работы с базовыми по­нятиями информатики;

овладеть навыками представления объектов окружающей действительности в виде систем и/или элементов систем.

Воспитывающие цели:

формировать и развивать информационное видение окружающего мира;

формировать эмоционально-ценностное отношение к результатам интеллектуального труда.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. 8 класс учебный модуль предмет и задачи школьного курса информатики основное содержание модуля

    Урок
    8 класс. Учебный модуль ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИШКОЛЬНОГОКУРСАИНФОРМАТИКИ Основное содержание модуля История становления информатики и пути ее развития ...
  2. 9 класс Учебный модуль АВТОМАТИЗАЦИЯ РЕШЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ЗАДАЧ Основное содержание

    Урок
    ... разработки по базовому курсуинформатики..47 8 класс....................................................................................................51 Учебный модуль «Предмет и задачишкольногокурсаинформатики». 51 Учебный ...
  3. 9 класс Учебный модуль АВТОМАТИЗАЦИЯ РЕШЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ЗАДАЧ Основное содержание

    Урок
    ... разработки по базовому курсуинформатики..47 8 класс....................................................................................................51 Учебный модуль «Предмет и задачишкольногокурсаинформатики». 51 Учебный ...
  4. Моу «наголенская средняя преподавание основ алгоритмизации и программирования в школьном курсе информатики и икт

    архив
    ... основ алгоритмизации и программирования в школьномкурсе «Информатики и ИКТ». В некоторых случаях ... наиболее эффективную программу. Задача создания универсального языка ... физикой, математикой и другими предметами. Информатика – не исключение. Хорошо ...
  5. ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВУЗЕ (2)

    Научно-методический журнал
    ... предметовшкольной подготовки, делающих школу современной и приближающих ее к запросам общества. В широком понимании, задачашкольногокурсаинформатики ... не только в преподавании курсаинформатики, но и других предметов базисного учебного плана, ...

Другие похожие документы..