textarchive.ru

Главная > Урок


Устройства ввода

Одним из основных периферийных устройств являются устройства ввода, которые подключаются к свободному порту, либо в свободный слот платы расширения. Различают два основных типа устройств: с клавиатур­ным вводом и прямым вводом. В первом случае осуществляется ввод с клавиатуры, в другом случае данные считываются непосредственно ком­пьютерными устройствами, например, манипуляторы, сенсорные устрой­ства, сканеры, устройства распознавания речи. Устройства ввода управляются с помощью специальных программ, называемых драйверами.

С клавиатуры осуществляется ручной ввод различных символов и служебных команд. Современная клавиатура (расширенная) имеет более 101 клавиши, которые по расположению делятся на четыре поля. В верхней части клавиатуры расположены функциональные клавиши, которые подписаны буквой F и имеют номера от 1 до 12. Для разных программ эти клавиши выполняют различные функции, но некоторые из них стали традиционно одинаковыми, например, клавиша <F1> всегда вызывает справку или помощь. В этом же ряду слева находится клавиша <Еsc>, предназначенная для отказа от выполненной команды.

Основное поле клавиатуры имеет клавиши с цифрами, буквами и специальными символами. Переключение регистра (верхний/нижний) производится при удержании клавиши <Shift> или включении клавиши <Сарs Lоск>. Клавиша <Таb> выполняет команду табулирования, т. е. переводит указатель ввода символов в следующее поле. Клавиша <Васкsрасе> удаляет.

6. Архитектура персонального компьютера

символ, стоящий слева от указателя. Клавиша <Enter> завершает ввод команд и данных. Наконец, в основном поле присутствует клавиша пробе-па (самая длинная клавиша в нижнем ряду) и клавиши <Сtrl> и <Аlt>, вы­полняющие вспомогательные функции.

И правой части расположена дополнительная клавиатура, которая включа­ем клавишей < Сарs Lоск >. С этой клавиатуры очень удобно вводить цифры и символы арифметических действия. Между правой и левой частями клавиатуры расположены клавиши перемещения курсора, обозначенные стрелками, там же поле находится клавиша Dеlеtе, нажатие которой приводит к удалению символа, расположенного справа от указателя.

Манипуляторы осуществляют непосредственный ввод информации, тыкая курсором на экране монитора команду или место ввода данных. Манипуляторы, как правило, подключаются к коммуникационному порту к СОМ1 С0М4).

Джойстик представляет собой ручку управления и наиболее часто используемую в управлении перемещающимися объектами. Джойстик, подключенный к обычному компьютеру, управляет перемещениями курсора 1 » «крану.

Мышь - один из распространенных типов манипулятора. В верхней части корпуса мыши установлены кнопки для выполнения действий, в нижней части находится шарик для ее перемещения по коврику. Движение мыши отражается на экране монитора перемещением курсора. Качество мыши определяется ее разрешающей способностью, которая измеряется числом точек на дюйм - dpi (dot per inch). Эта характеристика определяет, насколько точно курсор будет передвигаться по экрану. Для мыши высокого класса разрешение составляет 400-800 dpi Различные манипуляторы типа «мышь» могут отличаться:

• по способу считывания информации (механические, оптико-механические и оптические);

• по количеству кнопок (2 и 3-кнопочные мыши);

• по способу соединения (проводные или беспроводные мыши).

трекбол (шаровой манипулятор) - это шар, расположенный в отдельном корпусе или встроенный в клавиатуру. Часто в качестве корпуса используют манипулятор мышь, когда последовательно используются воз-сти и «мыши» и трекбола. Перемещение курсора по экрану обеспечивается вращением шара, не требует коврика и места для перемещения по столу.

Сенсорные устройства ввода представляют собой чувствительные поверхности, покрытые специальным слоем и связанные с датчиками. Применение к поверхности датчика приводит в движение курсор, перед которым осуществляется за счет движения пальца по поверхности.

Несмотря на компактные размеры коврика, величиной со спичечный коробок осуществляется полноэкранное управление курсором, и разрешает способность достигает до 1000 точек на дюйм.

световое перо - простое устройство, имеющее светочувствительный элемент

- см кончике пера и передающее информацию о направлении луча непосредственно компьютеру. Соприкосновение пера с экраном замыкает электрическую цепь и определяет место ввода или коррекции данных.

световое перо используется в различных системах обработки и анализа мелких изображений, выбора операций в меню и для рисования схем.

графический планшет (дигитайзер) используется для ввода в компьютер высокоточных рисунков. Нажатие на поверхность специальным пером имитирует миниатюрные переключатели, замыкание которых является сигналом для воспроизведения на экране монитора контура изображения.

Программа, обрабатывающая вводимые изображения оцифровывает их, позволяет записывать в память компьютера для их последующего воспроизведения.

Сканер - устройство для распознавания изображений, хранящихся на бумажных носителях для создания их электронных копий и последующего хранения в памяти компьютера. Различают сканеры:

• по глубине распознавания цвета (черно-белые, с градацией серого, цветные);

• по оптическому разрешению (измеряется в точках на дюйм (dpi) и определяет количество точек, которые сканер различает на каждом дюйме);

• по используемому программному обеспечению для сканирования и предварительной обработки изображений;

• по конструкции (ручные, страничные и планшетные). Устройства распознавания речи. С помощью обычного микрофона речь

человека вводится в компьютер и преобразуется в цифровой код. Большинст­во систем распознавания речи могут быть настроены на особенности челове­ческого голоса. Это реализуется путем сравнения сказанного слова с образца­ми, предварительно записанными в памяти компьютера. Некоторые системы могут определять одинаковые слова, сказанные разными людьми. Однако список этих слов ограничен. Лучшие системы распознают до 30 тысяч слов с адаптацией к индивидуальным типам голосов.

(Об устройствах вывода необходимо предложить подготовить учащим­ся доклады, либо одному о каждом устройстве, либо нескольким конкрет­но о каждом устройстве на 3-5 минут.)

IV. Выполнение практического задания

Функциональные характеристики компьютера описываются по параметрам оперативной памяти и процессора. Заполните конкретными данными следующую таблицу:

Название устройства

Оперативная память

Процессор

Основное назначение

Основные _характеристики:

Ответ:

Возможные

Название устройства

Основное назначение

Основные характеристики

Возможные

Оперативная память

Запись, считыва­ние, хранение ин­формации во время работы компьюте­ра

Объем памяти

126,256, 512 и т.д. Мбайт

Процессор

- выполняет арифметические и логические операции; - координирует работу всех уст­ройств компью­тера.

- разрядность; - тактовая частота;

- адресное пространст­во.

8, 16, 32, 64 бит

40, 66, 100, 133 и т.д. МГц

28, 216, 232, 2м

Подведение итогов урока

Описание архитектуры компьютера предполагает рассмотрение функционального назначения устройств без какой-либо техниче­ской конкретизации.

Выполнение заданных функций каждым устройством компьютера позволяет функционировать системе в целом. Управление компьютером осуществляется благодаря процессору, который обрабатывает команды заданной программы. Для долговременного хранения информации используются устрой­ства внешней памяти.

Для ускорения работы компьютера используется внутренняя па­мять, созданная для быстрого доступа

Урок 7. Программное управление компьютером

Цели: усвоить программный принцип управления компьютеров; иметь представление об основных видах программного обеспечения; освоить основные функции операционной системы.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Перечислите устройства ввода информации. (Клавиатура, манипулятор мышь, джойстик, трекбол, сенсорные устройства ввода, Световое перо, графический планшет, сканер, устройства распознавания речи.)

От чего зависит быстродействие компьютера? (Быстродействие компьютера зависит от тактовой частоты процессора, которая определяет количество операций выполняемых в единицу времени.) Назовите основные характеристики центрального процессора? Ос­новными характеристиками центрального процессора являются тактовая частота, разрядность и адресное пространство. Так­товая частота задает количество операций в единицу времени, разрядность - это размер машинного слова, то есть количество бит обрабатываемых процессором единовременно. Адресное пространство процессора зависит от его разрядности и задает огра­ничение объему оперативной памяти.

К какому виду памяти относится лазерный диск? (Оптический диск является устройством внешней памяти.)

Какие виды памяти являются энергозависимыми, а какие нет? (Энергозависимой является лишь оперативная память, все виды внешней памяти и постоянное запоминающее устройство являются энергонезависимыми.)

III. Теоретический материал урока

Очень часто можно услышать выражение, что компьютер - это совокупность двух составляющих: Наrd и Soft. Как вы можете перевести данные. К чему они относятся?

Компьютер (computer) - автоматическое устройство или система, способен наполнять заданную, четко определенную последовательность операций, таких как, операции численных расчетов, манипулирования данны­ми, включая операции ввода-вывода. Описание последовательности операций называется программой, которая хранится в памяти компьютера и в зависимости от заложенных в нее функций может быть изменена пользо­вателем, либо защищена от внешнего воздействия.

Компьютер состоит из двух основных частей: аппаратной и программ­ной. Аппаратная часть включает основные и периферийные устройства. Основными элементами компьютера являются устройства, располагаю­щиеся на материнской плате. Это процессор и оперативная память, кото­рые и задают основные характеристики компьютера. Все остальные уст­ройства относятся к периферии: внешняя память, монитор, устройства ввода-вывода и т. д.

Управление компьютером осуществляется благодаря программному обеспечению (ПО). Различают два основных типа ПО: системное и при­кладное. Первый тип программ отвечает за управление аппаратными ре­сурсами компьютера, контроль за функционированием технических и про­граммных средств, а также осуществляет непосредственный диалог с поль­зователем. Все эти возможности заложены в операционную систему (ОС). Операционные системы (ОС), их функции, программы - оболочки

- Задумайтесь, если бы вы были первыми разработчиками программ­ного обеспечения, на чтобы вы обратили в первую очередь свое внимание? Попробуйте выделить ключевые вопросы, которые бы пришлось решать?

Основной частью системного ПО является операционная система, управ­ляющая почти каждым действием компьютера. В функции ОС входит: тести­рование отдельных узлов аппаратуры, памяти и других компонентов оборудо­вания; сопряжение прикладной программы с аппаратными средствами, для ЭТОГО ИСПОЛЬЗУЮТСЯ специальные программы - драйвера. Современные ОС ПОЗВОЛЯЮТ использовать компьютеры в мультипрограммном режиме, когда одновременно могут выполняться сразу несколько программ, тогда именно операционная система следит за распределением внутренних ресурсов и по­следовательностью выполнения команд. Еще одной функцией ОС является используемый интерфейс (так было не всегда).

Интерфейс - есть совокупность средств и правил, обеспечивающих взаи­модействие между элементами или системами, взаимодействие устройств компьютера или взаимодействие компьютера и человека. Интерфейс, исполь­зуемый для удобства работы пользователя с компьютером, называют оболочкой. По мере развития компьютерных систем использовались различные виды интерфейса, но наиболее популярными оказались два типа: командный и графический. На стадии становления находится речевой интерфейс, когда управление компьютером осуществляется с помощью голоса человека.

Командный интерфейс был реализован на первых электронно-вычислительных машинах, когда ЭВМ могла оперировать только с символьными и числовыми данными. В этом случае команда подавалась с помощью последовательности символов, и компьютер их анализировал, сопоставлял с имеющимся в его памяти набором команд. При наличии соот­ветствующей команды ЭВМ выполняла заданное действие, т. е. для управ­ления вычислительной машиной необходимо было знать не только ее функциональное строение, но и способы оперирования данными.

Создание первых оболочек способствовало созданию условий для ши­рокого внедрения компьютерной техники. Но первые оболочки продолжа­ли сохранять принцип командного взаимодействия пользователя с опера­ционной системой. Огромным прорывом в области вычислительной тех­ники стало использование объектно-ориентированного взаимодействия с компьютером. Когда выделяется некий «информационный объект», кото­рый имеет не только текстовое выражение, но может быть визуализирован графически, а также определенным образом организован. Говоря слова­ми Л. П Ершова, «... создается своего рода модель мира, имеющая зримое выражение, и человек ощущает себя как бы находящимся в этом мире». Такой подход впоследствии был назван графическим интерфейсом. В основе этого подхода лежит идея использования графических образов, оформленных в виде меню, окон, иконок и т. д. Взаимодействие с операци­онной системой в данном случае происходит опосредованно через графические образы. В этом случае пользователю нет необходимости запоминать необходимые команды. Создание графического интерфейса прошло в два этапа. Первый этап был использован в среде МS-DOS с использованием файловой оболочки Norton Сommander. Данный подход можно рассматривать «как промежуточный этап между командным и графическим интерфейсом, характерными особенностями данной технологии являлись:

• возможность выделения заданной части экрана другим цветом и ав­тономное оперирование выделенными данными;

• переопределение клавиш клавиатуры в зависимости от контекста (например, нажатие клавиши Enter не всегда приводил к переходу к следующей строке);

• для управления курсором стали использоваться внешние устройства типа манипулятора «мышь» и серых клавиш клавиатуры.

Следующим этапом создания графических интерфейсов стало использова­ние объектно-ориентированного подхода, когда каждый информационный

сигнал был представлен наглядно с помощью графических примитивов.

Характерные особенности интерфейса:

• оперирование информационными объектами осуществляется в за­ранее заданных, очерченных рамкой частях экрана;

• все информационные объекты (программы, файлы, документы, уст­ройства и другие объекты) представляются в виде значков - иконок, двойное нажатие на иконку приводит к активизации объекта и пре­вращению его в окно;

• основным элементом программного управления является меню;

• основным элементом аппаратного управления становятся различные манипуляторы («мышь», трекбол, сенсорная панель и т. д.).

Кроме системного программного обеспечения, используется прикладного ПО, представляющее собой систему, предназначенную для решения ним определенного класса, например, бухгалтерских или инженерных и ч. Прикладное ПО включает в себя офисные приложения, программы, расширяющие возможности операционной системы для работы с графикой, мультимедиа, подключением резидентных программ и т. д. Для пользователей достаточно знание прикладных программных средств. и каталоги, операции над ними

Вся информация в компьютере хранится в памяти в виде файлов, т. е. совокупности однотипных данных, хранящихся на внешнем носителе под одним пнем. Хранение данных разного типа в одном файле приводит к резкому истощению используемой памяти. Имя файла состоит из двух частей: собственно имени и своего расширения, отделяемого точкой. Именно по расширению можно определить, какие типы данных хранятся в данном файле. Основные операции, которые можно осуществлять над файлами: запуск, просмотр, тестирование, переименование, перенос, копирование и удаление.

Файлы объединены в особые структуры - в каталоги, директории, папки. Эти названия означают одно и тоже, просто произошли в разное время. Каталогом (директорией) называют совокупность файлов, выполняющих какую-либо единую задачу и использующих иерархическую структуру. Данная структура позволяет располагать сотни файлов на одном диске в строго определенном порядке в пределах одного подкаталога.

С использованием графического интерфейса вошли в обиход новые поня­тия, взятые из объектно-ориентированной идеологии, которые будут рассмотрены ниже. Файловая система - это часть операционной системы, основное' назначение которой - обеспечение пользователю удобного интерфейса при работе с данными, хранящимися на диске, и возможности совместного использования файлов несколькими пользователями и процессами. В широком смысле понятие файловая система включает:

• совокупность всех файлов на диске;

• наборы структур данных, используемых для управления файлами, такие, например, как каталоги файлов, дескрипторы файлов, таблицы распределения свободного и занятого пространства на диске;

• комплекс системных программных средств, реализующих управление файлами, в частности: создание, уничтожение, чтение, запись, именование, поиск и другие операции над файлами.

Вся совокупность файлов на диске и взаимосвязей между ними называется файловой структурой. Развитые операционные системы имеют иерархическую - многоуровневую файловую структуру, организованную в виде дерева. Использование файловой структуры позволяет осуществлять:

• навигацию;

• запуск программ и открытие документов;

копирование файлов и папок;

перемещение файлов и папок; удаление файлов и папок; переименование файлов и папок.

Другой характеристикой является путь к файлу, он представлен в виде по­следовательности, состоящей из имен каталогов, которые необходимо пройти, перемещаясь по дереву каталогов, начиная от текущего каталога до искомого, чтобы добраться до каталога, в котором непосредственно хранится файл. Пол­ное имя файла - это последовательность из имени дисковода, пути к файлу от корневого каталога и имени файла, разделенные косой чертой.

Для идентификации файлов используются имена. Первоначальные ограничения на длину имени по схеме 8-3, где 8 символов использовалось для описания имени, а 3 символа - для расширения отошли в прошлое.* Современные файловые системы позволяют использовать имена, состоящие из 256 символов. В качестве имени можно использовать любой набор символов состоящих из букв и цифр. Расширение имени позволяет выяс­нить, в какой программной среде создан тот или иной файл.

Файлы бывают разных типов: пользовательские файлы, специализированные файлы, файлы-каталоги. Файлы, создаваемые пользователем, могут быть текстовыми, или мы их будем называть просто документами, либо двоичными, представляющие исходную программу, либо архивирован­ный файл. Специализированные программы направлены на управление внешними устройствами, их еще называют драйверами.

Совокупность файлов, образующих каталог, может рассматриваться как отдельный файл, т. к. содержит системную информацию о группе файлов, его составляющих. В папке (каталоге) между файлами устанавливает­ся определенное соответствие, и задаются их атрибуты (характеристики). К ним относятся:

• информация о разрешенном доступе;

• пароль для доступа к файлу;

• создатель файла;

• признаки: «только для чтения», «скрытый файл», «системный файл», «архивный файл», «двоичный/символьный»;

• длина записи;

• время создания, время последнего доступа и последнего изменения;

• текущий размер файла;

• максимальный размер файла.

Закрепление изученного материала

Почему компьютер является хорошим примером системы? Компь­ютер реализует свои функции благодаря двум составляющим: сво­ей аппаратной части и программному обеспечению. Отсутствие одной из частей лишает возможности данного технического уст­ройства основной функции, что и подтверждает тезис «компью­тер есть система».

Какой вид программного обеспечения отвечает за функционирова­ние компьютера? Этот вид программного обеспечения называется системным ПО, которое отвечает за управление аппаратными ре­сурсами, внутренним временем, процессами и задачами. Также осуществляется диалог с пользователем. Какая возможность, заложенная в системное программное обеспечение, позволяет комфортно общаться с компьютером? Таким сред­ством является интерфейс. Данное понятие относится как к особенностям взаимодействия аппаратных частей компьютера, так и к способам взаимодействия пользователя с программными сред­ствами. Поэтому различают пользовательский, программный, физический интерфейсы и т.д. В данном случае, речь идет о пользо­вательском интерфейсе, который включает комплекс программных средств позволяющих пользователю обмениваться данными с опе­рационной системой.

Подведение итогов урока

Управление компьютером осуществляется с помощью программ, чем реализуется программный принцип управления компьютером. Есть два основных вида программ: системные, отвечающие за функ­ционирование аппаратной части и программного обеспечения, и прикладные, направленные для решения узких прикладных задач пользователем.

Для комфортного взаимодействия пользователя с компьютером был разработан пользовательский интерфейс, позволяющий управлять компьютером без глубоких знаний принципов функционирования отдельных частей и узлов.

Данные в памяти компьютера хранятся в виде файлов с заданными именами.

Для управления файлами используется файловая система.

Домашнее задание

Подготовиться к итоговой контрольной работе за I четверть.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. 8 класс учебный модуль предмет и задачи школьного курса информатики основное содержание модуля

    Урок
    8 класс. Учебный модуль ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИШКОЛЬНОГОКУРСАИНФОРМАТИКИ Основное содержание модуля История становления информатики и пути ее развития ...
  2. 9 класс Учебный модуль АВТОМАТИЗАЦИЯ РЕШЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ЗАДАЧ Основное содержание

    Урок
    ... разработки по базовому курсуинформатики..47 8 класс....................................................................................................51 Учебный модуль «Предмет и задачишкольногокурсаинформатики». 51 Учебный ...
  3. 9 класс Учебный модуль АВТОМАТИЗАЦИЯ РЕШЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ЗАДАЧ Основное содержание

    Урок
    ... разработки по базовому курсуинформатики..47 8 класс....................................................................................................51 Учебный модуль «Предмет и задачишкольногокурсаинформатики». 51 Учебный ...
  4. Моу «наголенская средняя преподавание основ алгоритмизации и программирования в школьном курсе информатики и икт

    архив
    ... основ алгоритмизации и программирования в школьномкурсе «Информатики и ИКТ». В некоторых случаях ... наиболее эффективную программу. Задача создания универсального языка ... физикой, математикой и другими предметами. Информатика – не исключение. Хорошо ...
  5. ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВУЗЕ (2)

    Научно-методический журнал
    ... предметовшкольной подготовки, делающих школу современной и приближающих ее к запросам общества. В широком понимании, задачашкольногокурсаинформатики ... не только в преподавании курсаинформатики, но и других предметов базисного учебного плана, ...

Другие похожие документы..