textarchive.ru

Главная > Урок


Урок 5. Основное назначение компьютера

Учебный модуль

КОМПЬЮТЕР - СРЕДСТВО

АВТОМАТИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ

Основное содержание модуля

Компьютер - техническая сис­тема для обработки информации. Архитектура компьютера, основные устройства, их функции и уровни взаимосвязи. Принципы Дж. Фон Ней­мана. Правила техники безопасности в компьютерном классе.

Компьютер как единство аппаратной и программной составляющих. Операционная система: функции и основное назначение. Пользователь­ский интерфейс: способы организации, принципы работы. Системная сре­да Windows

Общеобразовательные цели:

• знать функциональное назначение компьютера;

• знать основные устройства компьютера;

• знать и ориентироваться в возможностях графического интерфейса.

Воспитательные цели:

• формирование системного мышления;

• восприятие компьютера как инструмента информационной деятель­ности человека.

Развивающая цель:

• становление и развитие операционального мышления.

Урок 5. Основное назначение компьютера

Цели: освоить функциональное назначение персонального компьютера; освоить архитектуру компьютера; иметь представление об этапах развития информатики.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

- Опишите характерные особенности современного общества. (Ха­рактерной особенностью современного общества является преобладание в производственной сфере людей, занимающихся информационной деятельностью. На сегодняшний день практически 70 % людей занимаются интеллектуальной работой. Технические устройства и автоматизированные системы разрабатываются для того, чтобы заменить человека в тех сферах деятельности, в ко­торых не требуется творческий потенциал человека.

- Какие технические изобретения кардинально повлияли на виды интеллектуального труда? Можно отметить такие устройства как абак, арифмометр, электронно-вычислительная машина и компьютер. Каждое из перечисленных устройств в разные периоды ос­вобождало человека от непроизводительной деятельности и по­следовательно освобождало от неэффективных вычислений. А с появлением компьютера возникла возможность обрабатывать информационные объекты различных видов.

Чем отличается индустриальное общество от информационного? Увеличивается количество людей работающих с информацией, что, безусловно, влечет изменение и орудий труда. Основным ору­дием производства становится компьютер, техническое устрой­ство для обработки информации.

Какими качествами должен обладать человек в информационном обществе? Человек, прежде всего, должен уметь работать с ин­формацией. Не просто запомнить определенное количество ин­формации, а уметь ею оперировать. То есть возникает необходи­мость в таких качествах, как систематизация и структуризация информации, поиск информации в различных источниках, умение представлять информацию в нужном виде и т.д.

III. Теоретический материал урока

I. Как правильно вы заметили, основным техническим устройством, кардинально повлиявшим на труд человека, является изобретение электронно-вычислительной машины. Посмотрим последовательное становление компьютера, когда машина, предназначенная просто для счета стала сложным техническим устройством для обработки и хранения информации. Андрей Петрович Ершов выделял три основных события, столь фундаментально повлиявших на становление вычислительной техники. Это: 1) изобретение малогабаритных дисковых запоминающих устройств; 2) создание лазерного принтера; 3) организация объектно-ориентированного взаимодействия с машиной.

В первых двух случаях речь идет чисто о технических новшествах, а более конкретно, то о достижениях в области периферийных устройств, которые способствовали столь широкому распространению компьютера и оргтехники. Именно развитие периферии сделало реальным идею компьютеризации современного общества, когда создание персонального компьютера стало необходимым средством развития человечества. Ш Стоит особо остановиться на методическом инструменте, названном А. II. Ершовым «объектно-ориентированным взаимодействием с машиной». На заре компьютеризации машинно-человеческое взаимодействие осуществлялось на уровне текстового диалога. Где заранее были опреде­лены вопросы и возможные ответы оператора ЭВМ, подобное взаимодействие иначе еще называли «пошаговым программированием». В отличие от «пошагового программирования», объектно-ориентированное действие является гигантским прорывом в области программирования. Когда выделяется некий «информационный объект», который имеет только текстовое выражение, но может быть визуализирован и графически представлен, а также определенным образом организован. Говоря словами Л И. Ершова, «...создается своего рода модель мира, имеющая зрительное выражение, и человек ощущает себя как бы находящимся в этом мире».

Молодежи, выросшей среди персональных компьютеров, сложно понять, почему на столь простых вещах акцентируется наше внимание. То, что сегодня воспринимается как существовавший всегда абсолют, раньше было результатом напряженного человеческого ума. И нам не стоит забывать об этом. Даже использование встроенной функции редактирования в текстовых редакторах рассматривается как огромный шаг вперед. Ведь даже «простые операции по редактированию текста всего несколько лет назад выполнялись достаточно сложно: надо было написать целую серию команд машине, чтобы она расчистила необходимое место в памяти, уве­личивая объем, занимаемый данным текстом и т. д.».

«Новый способ - это не столько некое аппаратное новшество или опре­деленная система программирования, а скорее смена вех в работе на ЭВМ, новая идеология наших отношений с миром компьютеров. Она включает в себя большое количество технических приемов, найденных и пущенных в научный оборот в разных местах мира, в разных коллективах, использую­щих в своей работе электронно-вычислительные машины. Это, пожалуй, наиболее серьезное изменение в программировании, которое, сохраняя присущую этому виду работы формальную строгость то, что называют «программирование по контракту», приобретает дополнительный облик прямой, непосредственно становящейся творчески мотивированной дея­тельности («программирование для себя». (А.П. Ершов.)

Необходимость новой идеологии по отношению к ЭВМ возникла с по­требностью использования этого технического устройства в более широ­ких областях, что требовало изменений и габаритов, и способов его ис­пользования, т. е. ведем речь о создании персонального компьютера (ПК). История создания персонального компьютера прошла долгий и короткий путь. Долгий - потому что для его создания необходимо было идеологиче­ское обоснование, которое требовало определенного количества времени. Короткий, из-за того, что элементная база персонального компьютера прошла по сравнению с механическими устройствами короткий путь. Ос­новными идеологами ПК стали Ванневар Буш, предложивший идею ис­пользования фотомеханических принципов, Теодор Нельсон - отец гипер­текста и Дуглас Энглебарт, предложивший механизм (электронную труб­ку) для отображения текста и изображения. Последний больше получил известность как создатель компьютерной мыши.

Первым персональным компьютером считается «Масintosh». Одним из его создателей был Алан Кей. Проходя службу в армии, Алан Кей показал во время тестирования склонность к программированию и был допущен к работе на компьютере. Сразу после армии он поступает в университет штата Колора­до и обучается программированию. Успехи в учебе были высоко оценены, и он направляется в ВВС США для работы на компьютере по специальности «математика и молекулярная биология». Именно такое сочетание специальностей позволило ему сформулировать принцип биологической аналогии, т. е. компьютер уподоблялся живому организму, с одной стороны, проявлялась индивидуальность каждой клетки организма, с другой стороны, все клетки работали в единстве, образуя динамическую систему.

В 60-е годы, когда основным носителем информации служила бумага, многие исследователи понимали, что существует необходимость создания более надежного средства носителя. Эта проблема была поставлена перед; молодыми учеными, работавшими в фирме Xеrох РАRС, где им были созданы все условия для работы. Существующие электронно-вычислительные машины, созданные для обработки числовых данных, не предполагали их использование в иной роли. В тот период идея использования ЭВМ в каче­стве нового носителя информации не была очевидной. Для более глубоких преобразований необходимо было рассмотреть проблему взаимодействия человека и компьютера, возникла необходимость наглядного представления тех данных, которыми можно было бы оперировать. Именно в стенах этой фирмы были сформулированы основные идеи создания интерфейса, принцип создания окон и т. д.

Просматривая путь развития техники от ЭВМ до персонального ком­пьютера, с сожалением стоит отметить, что основной вклад в эту отрасль внесли западные и американские ученые. Советские ученые разрабатывали новую отрасль - программное обеспечение, но об этом позже.

Представление об основных частях компьютера у многих сложилось в 70-е годы. Как Н. Винер заметил: «информация об этом носилась в воздухе принято считать, что именно Дж. Фон Нейман заложил принци­пы послужившие основой аппаратной части компьютера, которая включала:

арифметико-логическое устройство, отвечающее за арифметические и логические операции;

• устройство управления, которое организует процесс выполнения программы;

• Запоминающее устройство (память) предназначенное для хранения программ и данных;

• внешние устройства для ввода-вывода информации.

Память компьютера должна состоять из некоторого количества пронумерованных ячеек, в каждой из которых могут находиться или обрабатываемые данных, или инструкции программ. Все ячейки памяти должны быть одинаково доступны для других устройств компьютера. Архитектуру современных компьютеров, поэтому и стали называть неймановской.

Закрепление изученного материала

Перечислите, какие основные компоненты должны присутствовать у устройства, чтобы его можно было назвать компьютером. (Уст­ройства ввода-вывода, память; процессор.)

Что относится к устройствам ввода-вывода? К устройствам ввода относятся: клавиатура, мышь, джойстик, сканер, световое перо, графический планшет. К устройствам вывода: монитор, принтер, графопостроитель и т.д.

Очень часто можно слышать утверждение, что манипулятор мышь не является устройством ввода. Объясните, почему? В самом названии кроется фактически ответ на данный вопрос. Мышь является мани­пулятором, то есть оперирует объектами уже введенными в память компьютера другими устройствами. Поэтому и возникает сомнение в правомочности отнесения мыши к устройствам ввода. Главными элементами устройств ввода - вывода являются клавиатура и монитор. Какими характеристиками они должны обладать мы рас­смотрим на следующем уроке.

Домашнее задание

Продолжите письменно рассказ: «Жили-были клавиатура, монитор, МММ и. и процессор. Жили они дружно, пока не возник у них спор, кто из них главнее...».

Использование подобных методических приемов позволяет воспитывать необходимые для человека качества дружбы, правильной самооценки, сознательного отношения к другому человеку. В этой ситуации как бы пи июль формируются необходимые качества человека.

Урок 6. Архитектура персонального компьютера

Цели: освоить основные характеристики устройствкомпьютера; иметь тление о функциональном назначении периферийного оборудования.

Ход урока

I. Организационный момент. Проверка домашнего задания

В начале урока собрать выполненное домашнее задание.

II. Актуализация знаний

- На прошлом занятии мы затронули вопросы истории развития инфор­матики и информационных технологий. На какую особенность вы обратили внимание? Компьютер состоит из двух частей: аппаратного и программного обеспечения. Можно заметить, что основной вклад в развитие первой части внесли западные ученые, а российские ученые Основные усилия направили на вторую составляющую. Советское и российское производство всегда отставало в области компьютерной электроники и оргтехники, поэтому потенциал ученых, работавших в данной области, был направлен на теоретические разработки. Почему компьютер стали называть персональным? Средства вычисли­тельной техники первоначально разрабатывались для производственных нужд, чтобы облегчить труд человека. Изменение элементной базы компьютера привело к уменьшению его габаритов, использование допол­нительных устройств позволило расширить функциональные возмож­ности компьютера. Все эти факторы повлияли на то, что компьютер стали использовать в других областях деятельности человека, и возник­ла необходимость персонального обладания данным новым средством труда. Впоследствии компьютер стали использовать не только в тру­довой деятельности. Фактически, компьютер стал для многих игровой приставкой, музыкальным центром, телевизором и т.д.

III. Теоретический материал урока

Продолжим рассмотрение темы прошлого занятия. Сегодня мы более! конкретно рассмотрим основные устройства компьютера. Как вы думаете, почему для описания устройств компьютера стали использовать слово «архитектура»?

Архитектурой компьютера называют описание основных устройств М принципов работы компьютера, достаточных для понимания пользователя. Персональный компьютер включает в себя следующие основные блоки:

• внутреннюю память (оперативную и запоминающую);

• процессор;

• периферийные устройства. Внутренняя память компьютера

Внутренняя память компьютера состоит из двух частей: оперативного запоминающего устройства (ОЗУ) и постоянного запоминающего устройства (ПЗУ). Они располагаются на материнской плате. Оперативное запо­минающее устройство используется для временного хранения данных в процессе непосредственной работы компьютера. Оперативная память обеспечивает режимы записи, считывания и хранения информации, причем, в каждый момент времени возможен доступ к любой произвольно выбранной ячейке памяти. Это свойство отражено в англоязычном названии оперативной памяти RАМ (Random Access Memory - память с произвольным доступом). Минимальной единицей является бит памяти, которые сгруппированы в группы по 8 бит, образующие байт памяти. Каждая совокупность имеет собственный адрес, по которой и осуществляется прямое обращение к данным. В оперативной памяти хранятся системные программы, осуществляющие непосредственное управление системными ресурсами компьютера, и прикладные программы, с которыми работает пользователь в данный момент времени.

Основной характеристикой оперативной памяти является ее объем влияющий на скорость работы компьютера. Современные компьютеру имеют от 128 и выше Мбайт памяти. Часть оперативной памяти выделена для хранения данных, соответствующих текущему изображению на экра­не ОЗУ является электронным устройством, после выключения компьютера из нее данные стираются.

Схема «Основные устройства персонального компьютера»

Периферийные устройства

Для постоянного хранения используется постоянное запоминающее устройство, где хранятся данные, не требующие вмешательства пользователя и необходимые для корректной работы компьютера. Информация в создается в процессе создания компьютера. Она включает в себя программы: запуска и остановки ЭВМ; тестирования устройств, прове­ряющие при каждом включении компьютера правильность работы его блоком; управления работой процессора, дисплеем, клавиатурой, принте­ром, внешней памятью. А также содержит информацию о месторасполо­жении на диске операционной системы.

Компьютер может читать или исполнять программы из постоянной памяти, но он не может изменять их и добавлять новые. Постоянная память включена только для считывания информации. Это свойство постоян­ной памяти объясняет часто используемое английское название RОМ (Read Only Memory - память только для чтения). Постоянная память, так же как и временная, реализуется интегральными микросхемами. Отличие заключается в том, что эти микросхемы являются энергонезависимыми. Выключения питания не приводит к потере данных. Существуют две основные разности микросхем RОМ памяти, однократно программируемые (после шиш и содержимое памяти не может быть изменено) и многократно программируемые. Стирание содержимого многократно программируемой па­нн производится электрическим сигналом или ультрафиолетовым лучом. Дня увеличения производительности компьютера, согласования работы устройств с различным быстродействием современный компьютер использует еще один вид - кэш память. Кэш -память является промежуточ­ном запоминающим устройством или буфером. Она используется при смене данными между микропроцессором и оперативной памятью, между оперативной памятью и внешним накопителем. Использование кэш и сокращает число обращений к жесткому диску для чтения-записи, кик и ней хранятся данные, повторное обращение к которым со сторо­ны процессора не требует дополнительного чтения или иной обработки Информации. Существует два типа кэш памяти: внутренняя, размещаемая внутри процессора (размером от 8 до 64 Кбайт) и внешняя, которая уста­навливается на системной плате (размером от 256 Кбайт до 1 Мбайт). Центральный процессор - техническое устройство, являющееся основ­ным рабочим компонентом компьютера, осуществляющее арифметиче­ские и логические операции, заданные программой, управляющее вычис­лительным процессом и координирующее работу всех устройств компью­тера. Микросхема, реализующая функции центрального процессора пер­сонального компьютера, называется микропроцессором.

Микропроцессор выполнен в виде сверхбольшой интегральной схемы, представляющий собой кремниевую пластинку на которой размещены элек­тронные компоненты. Чем больше компонентов содержит микропроцессор, тем выше производительность компьютера. Размер минимального элемента микропроцессора составляет несколько микрометров. Микропроцессор штырьками вставляется в специальное гнездо на системной плате.

Микропроцессор состоит из арифметико-логического устройства (АЛУ), устройства управления (УУ) и регистров для временного хранения инфор­мации. АЛУ отвечает за обработку данных. В каждый момент времени считывается отдельная команда и в регистрах временного хранения сохраняет­ся адрес, с которого была считана информация и номер действия, которое нужно выполнить над считанными данными. Данные считываются из опе­ративной памяти, и после выполнения необходимых действий измененное значение возвращается обратно в память. Координацию взаимодействия различных устройств компьютера осуществляет устройство управления. Воздействие осуществляется не напрямую, а через оперативную память. Важнейшими характеристиками процессора являются:

• разрядность;

• тактовая частота;

• адресное пространство.

Процессор оперирует машинными словами, размер которых имеет раз­личное значение у разных компьютеров. Машинное слово - это число бит, к которым процессор имеет одновременный доступ. Размер машинного слова может быть равен 8, 16, 32, 64 битам. Размер машинного слова и определяет разрядность процессора, равный числу одновременно обрабатываемых би­тов. Чем больше разрядность процессора, тем больше информации он мо­жет обработать в единицу времени, тем выше его эффективность.

Быстродействие компьютера определяется тактовой частотой процес­сора или количеством выполняемых операций в единицу времени. Процессор содержит микросхему, называемую генератором тактовой частоты. Генератор отчитывает необходимое количество тактов для выполнения определенной операции. За период существования персональных компьютеров тактовая частота возросла от 4,77 МГц (8088) до 333 (Реntium) и более гигагерц.

Параметры процессора ограничивают объем оперативной памяти, с ко­торым он может взаимодействовать. Максимальное количество памяти, которое процессор может обслужить, называется адресным пространст­вом процессора. Адресное пространство представляет собой совокупность адресов, используемых в данной вычислительной системе. Значение адре­са представлено в процессоре определенным количеством бит. Если адрес состоит из n бит, то адресное пространство будет равно 2n.

Кроме основного микропроцессора во многих компьютерах имеются специализированные процессоры. Например, математический сопроцес­сор - микросхема, которая помогает основному процессору в выполнении математических вычислений с десятичной (плавающей) точкой.

Системная шина

Системная шина, другими словами - магистраль, позволяет осуществ­им п. взаимодействие между процессором и остальными компонентами компьютера. По этой шине осуществляется не только передача информа­ции, но и адресация устройств, а также обмен специальными служебными Сигналами. Системная шина физически представляет собой набор провод­ников, объединяющих основные узлы системной платы. От типа систем­ной шипы, так же как и от типа процессора, зависит скорость обработки информации персональным компьютером. Основной характеристикой и пиний является частота и разрядность.

Число одновременно передаваемых по шине адреса и шине данных разрядов (битов) определяет разрядность соответствующей шины. От разрядности шины данных зависит максимально возможное общее количество доступной памяти (адресное пространство процессора), а разрядность шины данных влияет на максимальную порцию информации, кото­рую можно получить из памяти за один раз. Для процессора 8088, разрядность адресной шины равнялась 20 и, соответственно, максимальное количество доступной памяти составляло 1 Мбайт. Современные процессоры могут адресовать до 1 Гигабайта памяти. Следует заметить, что в компьютере, как правило, объем оперативной памяти меньше, чем максимально возможный для процессора.

Современный компьютер имеет системную шину 32 и 64 бита. Такая разрядность шины данных позволяет значительно повысить скорость обме­на информацией, а увеличение разрядности адресной шины обеспечивает возможность обращения к большему объему оперативной памяти. Системная шина включает в себя: шину данных, адресную шину и шину управления. Каждая часть предназначена для передачи определенных сигналов. Типичная схема взаимодействия процессора с остальными устройствами выглядит следующим образом. На шину адреса выставляется значение адреса оперативной памяти, либо адреса устройства к которому обращается процессор. По шине данных передаются данные, над которыми можно осуществить заданное действие, которое распознается по запоминающему сигналу, передаваемому по шине управления. Дальнейшее взаимодействие процессора с оперативной памятью выглядит следующим образом:

I) на шине адреса процессор устанавливает адрес ячейки памяти, которую хочет прочитать;

II) на шине управления процессор выставляет сигнал готовности и чтения;

III) Поместив сигнал готовности, все устройства проверяют, не стоит ли на шине адреса их адрес;

IV) оперативная память, заметив, что выставлен ее адрес, считывает управляющий сигнал (например, в нашем случае - сигнал чтения);

читает адрес;

V) память выставляет на шине данных требуемую информацию;

VI) память выставляет на шине управления сигнал готовности;

VII) процессор читает данные с шины данных.

На системной шине каждое периферийное устройство имеет собственную пинию, на которую при необходимости выдается сигнал прерывания

процессор может прервать выполнение какого-либо действия и начать

запоминать этот сигнал. Однако системная шина как основная информационная магистраль не может обеспечить достаточную производительность низших устройств. Для решения этой проблемы в компьютере стали использовать локальные шины, которые связывают микропроцессор с периферийными устройствами.

Контроллеры

Между системной шиной и периферийными устройствами находятся спе­циальные платы - контроллеры, которые вставляются в разъемы (слоты) на материнской плате, а к их портам подключаются дополнительные устройства (дисководы, манипуляторы типа «мышь», принтеры и т. д.). Именно контрол­лер декодирует сигнал, поступающий от процессора, и затем посылает обра­ботанный сигнал для выполнения его устройством, т. е. полученный двоич­ный сигнал преобразуется в вид понятный пользователю. Порты

Портами называют контакты (разъемы), находящиеся на контролле­рах, и выведенные на тыльную сторону системного блока. Порты исполь­зуются для подключения устройств ввода и вывода к системному блоку. Исключение составляют дисководы гибких, жестких и лазерных дисков, которые устанавливаются внутри системного блока.

Различают параллельные и последовательные порты. Параллельные порты используются для подсоединения внешних устройств, которым не­обходимо передавать на близкое расстояние большой объем информации, такие как принтер, сканер. Число параллельных портов у компьютера не превышает трех, и они имеют соответственно имена LРТ1, LРТ2. LPT3. Параллельный порт осуществляет передачу 8 бит данных по 8 параллель­ным проводам одновременно.

Последовательные порты используются для подключения к системно­му блоку манипуляторов, модемов и многих других устройств. Передача данных осуществляется последовательно один бит за другим. Такой вид передачи используется для пересылки информации на большие расстоя­ния, поэтому последовательные порты часто называют коммуникацион­ными. Количество коммуникационных портов не превышает четырех, и им присвоены имена от СОМ1 до С0М4.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. 8 класс учебный модуль предмет и задачи школьного курса информатики основное содержание модуля

    Урок
    8 класс. Учебный модуль ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИШКОЛЬНОГОКУРСАИНФОРМАТИКИ Основное содержание модуля История становления информатики и пути ее развития ...
  2. 9 класс Учебный модуль АВТОМАТИЗАЦИЯ РЕШЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ЗАДАЧ Основное содержание

    Урок
    ... разработки по базовому курсуинформатики..47 8 класс....................................................................................................51 Учебный модуль «Предмет и задачишкольногокурсаинформатики». 51 Учебный ...
  3. 9 класс Учебный модуль АВТОМАТИЗАЦИЯ РЕШЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ЗАДАЧ Основное содержание

    Урок
    ... разработки по базовому курсуинформатики..47 8 класс....................................................................................................51 Учебный модуль «Предмет и задачишкольногокурсаинформатики». 51 Учебный ...
  4. Моу «наголенская средняя преподавание основ алгоритмизации и программирования в школьном курсе информатики и икт

    архив
    ... основ алгоритмизации и программирования в школьномкурсе «Информатики и ИКТ». В некоторых случаях ... наиболее эффективную программу. Задача создания универсального языка ... физикой, математикой и другими предметами. Информатика – не исключение. Хорошо ...
  5. ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВУЗЕ (2)

    Научно-методический журнал
    ... предметовшкольной подготовки, делающих школу современной и приближающих ее к запросам общества. В широком понимании, задачашкольногокурсаинформатики ... не только в преподавании курсаинформатики, но и других предметов базисного учебного плана, ...

Другие похожие документы..