textarchive.ru

Главная > Урок


Урок 3. Информационные процессы

Цели: научиться определять виды информационного процесса в системах различной природы; научиться работать со знаком и образом как носителями информации.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Что такое информация? (Нельзя дать однозначное определение та­кому сложному понятию. Мы будем понимать под информацией, смысл, содержащийся в объектах окружающей действительности.) Как может быть представлена информация? Приведите примеры. Информация, после предварительной обработки и представления какими-либо знаковыми системами, сохраняется на внешнем носи­теле и становится сведениями. Например, сведения могут содер­жаться в книгах, газетах, журналах. Прочитанные сведения надеются читающим новым смыслом, и часть информации может быть сохранена в памяти человека. Тогда информация становится знанием данного человека.

Зависит ли смысл, содержание информации от способа ее представле­ния'? Да, зависит. Если информация представлена с помощью знаков.

то каждый человек может данный знак или совокупность знаков на­делять собственным смыслом. Информация, представленная с помо­щью сигналов, достаточно формализована и практически не происхо­дит искажения смысла.

- Что такое алфавит? Приведите примеры. Алфавит - это конечная совокупность знаков, использующаяся для хранения информации и оперирующая определенными правилами. Например, алфавит рус­ского языка, набор математических символов, музыкальная грамо­та, синтаксис языка Паскаль и т.д.

III. Теоретический материал урока

Урок необходимо начать с актуализации учебного материала, рассмотрен­ного на предыдущем уроке, с фиксацией действий, выполняемых над сведе­ниями, информацией, знаниями: «Сведения содержатся в ..., информация извлекается из ..., знания сохраняются в ...». Когда речь идет об извлечении информации из окружающей среды, из сведений и сообщений, необходимо подчеркнуть об уровне абстракции рассматриваемого понятия. Получается, что информация есть нечто, содержащееся в мире, книгах, сообщениях, но как материальное явление или объект мы не можем ее распознать. Другими сло­вами речь идет о смысле, содержащемся в различных источниках. Затем необходимо рассмотреть, какие действия мы выполняем, работая с информацией (стоит отметить, что на данном этапе пока идет оперирование понятием на бытовом уровне). Выделяем основные действия: обмена, поиска, хранения, обработки информации. Данный урок ценен не только в содержа­тельном, но и в методическом плане. Необходимо зафиксировать внимание учащихся на особенностях протекания информационных процессов в системе человек-человек и внутри самого человека (базовой информационной, ком­муникативно-информационной системе и информационной подсистеме).

Хранение. Здесь необходимо выделить особенности форм хранения ин­формации на внешних и внутренних носителях. Закрепляем понятие «носи­тель», и на этом стоит особо остановиться. В каком виде хранятся сведения в книгах, в сознании человека, в техническом устройстве? Символы, слова, ней­роны, электрические сигналы и т. д. - все используется для хранения инфор­мации. И здесь рассматриваем различия разных носителей информации и по­вторяем функциональные характеристики знака и сигнала.

На данном уроке рассматривается знак - как средство оформления, при­дания формы информации. Это означает, что существует окружающая дей­ствительность, независимая от нашего сознания. Для общения (коммуника­ции), обмена и хранения информации используются знаки-слова, знаки-символы (условные рисунки). Знаки наполняются определенным смыслом, имеющим небольшой диапазон значений, что позволяет людям достаточно хорошо понимать друг друга при использовании данных знаков.

Одной из основных знаковых систем, используемых человеком, выступает язык. Нужно отметить, что различают два типа знаковых систем, для одной из которых характерным является использование символов, не несущих в себе смысловую нагрузку, когда смысл приобретает лишь определенная совокуп­ность символов. Другой тип, когда символы (иероглифы) сами являются ин­формационными единицами, обладающие определенным смыслом. Именно: этим объясняется различие в европейском и восточном типе мышления.

Для действий обмена в системе человек-человек характерно использова­ние всех каналов восприятия и для адекватного отражения окружающего мира необходимо ощущение полного эмоционального комфорта. Как можно объ­яснить выше сказанное. Люди обмениваются информацией, при этом воспри­нимаются не только слова и смыслы. Очень важную роль в восприятии информации.

Важную роль в информации играют запахи, звуки, и эмоциональное состояние воспринимаю­щих. Высока роль и внутреннего отношения к говорящему. Если человек по какой либо причине неприятен, вызывает раздражение, то и произносимые им слова не вызывают ожидаемого отклика со стороны слушающего.

Кстати, стоит отметить, что именно этот фактор порой является причи­ной плохой успеваемости школьников.

Необходимо подчеркнуть, что для того, чтобы информация была вос­принята ребенком, нужно работать с имеющимися образами, хранящимися в его сознании. Стоит подчеркнуть, что при работе с образами активизиру­ется правое полушарие головного мозга, а т. к. традиционно в школьной практике идет упор на развитие левого полушария, то здесь происходят компенсационные процессы, позволяющие равномерно развивать оба по­лушария (когнитивные структуры головного мозга). Равномерное развитие обоих полушарий позволяет развивать творческое мышление ребенка.

При обмене информацией необходимо учитывать очень важный фактор, - то как сохраняется информация в памяти человека. Любые знания в памяти хранятся в виде образов. Данный образ включает весь комплекс восприятия и поиска. То есть с определенным словом связываются все ощущения: тактильные, вкусовые, зрительные, слуховые, вестибулярные, мышечные и т.д. Невозможно двум абсолютно одинаковым людям создать полностью одинаковые условия для воспроизведения в памяти абсолютно одинакового образа. Образ одно, а восприятие и воспоминание о слове у всех абсолютно разное.

Здесь можно предложить следующие задание: учитель называет слово, а дети должны озвучить тот образ, который у них возник. Например, слово «береза». Образы, естественно, у всех будут разные, что очень удивляет уче­ником. И здесь необходимо подчеркнуть то, что люди по-разному воспри­нимают мир и слова - это совершенно нормальное явление. И чтобы понимать друг друга, необходимо сразу оговаривать условия общения (коммуни­кации) и наполнять одинаковым содержанием используемые понятия.

Как мы уже отмечали, для обмена информацией необходимо существование системы, состоящей из источника информации и приемника информации.

Затем необходимо привести примеры различных систем с выделением источника, приемника, носителя информации и отмечать, что является каналом передачи информации, при этом постоянно повторяются слова канал, «элементы системы», «связь между элементами»:

Учитель – ученик; учитель - источник информации; ученик - прием­ник информации; носитель информации - звуковая волна; воздух - канал информации.

Человек - компьютер: человек - источник информации, компьютер

- Приемник, электричество - носитель информации, канал передачи - провода.

Компьютер - человек:

Компьютер - источник, человек - приемник, задачи - монитор,

носитель информации - изображение на экране.

Для закрепления учебного материала предлагается привести несколько систем различной природы с описанием всех элементов информационного обмена.

Практика показывает, что учащиеся с трудом находят примеры из жизни, носи, составляет выделение из окружающей действительности какого-нибудь явления в виде информационной системы и выделения элементов систе­мы Чаще всего предлагают примеры, аналогичные рассмотренным учителем. Можно еще предложить примеры, очень интересные в методическом плане: Отопительная система - человек: Отопительная система – источник информации, человек - приемник, канал передачи - воздух, носитель информации воздух. Отопительная система - человек, который держит руку на отопи­тельной системе: Отопительная система - источник информации, человек -приемник, канал передачи - отопительная система, носитель информации - отопительная система (вода не является носителем информации, т. к. непо­средственный контакт осуществляется именно с отопительной системой).

IV. Закрепление изученного материала

- Что нового сегодня мы узнали на уроке? (Какие действия можно осуществлять над информацией.)

- Назовите все рассмотренные сегодня действия над информацией. (Хранение, обмен, представление, обработка.)

- Мы не стали подробно останавливаться на процессах обработки ин­формации. Попытайтесь сами объяснить способы обработки инфор­мации. Характерной особенностью обработки информации являет­ся способность получения новой информации из имеющихся данных. Например, к обработке информации относятся: решение задачи, пе­ревод текста, написание сочинения, реферата и т.д.

- Какими средствами можно представить информацию? Любыми зна­ковыми средствами, лишь с условием предварительной договоренно­сти между людьми. Например, для обозначения двоичной системы

- решим воспользоваться символами «+» и «-». Если данное соглаше­ние не будет принято большинством людей, то данными средствами мы можем воспользоваться для кодирования (засекречивания) своей информации.

Домашнее задание

Привести 10 примеров систем, в которых должны быть выделены ис­точник и приёмник информации, носитель и канал передачи информации. Подготовиться к проверке знаний по пройденному материалу.

Урок 4. Информационные процессы в природе, обществе и технике. Основные параметры их функционирования

Цели: обобщить учебный материал по рассмотренной теме; сформиро­вать общее представление об информационной картине мира; провести текущий контроль знаний по всему модулю.

Ход урока

I. Организационный момент

II, Актуализация знаний

- Что мы называем информационным процессом? (Те действия, кото­рые выполняем над информацией.)

- Перечислите все возможные действия над информацией. (Хранение, обмен, обработка, представление.)

- Какие действия мы осуществляем, когда кодируем информацию? Очень непростой вопрос для восприятия. С одной стороны происходит преобразование данных из одного вида в другой, то есть речь идет о представлении информации. С другой стороны данные действия относятся и к обработке. В первом случае речь идет о простом преобразовании без искажения смысла, во втором случае происходит смысловое наполнение новыми данными. То есть при кодировании информации мы преобразуем информацию, осуществляй дополнительное действие к рассмотренному ранее набору.

- Что может служить индикатором протекания информационного про­цесса в системах различной природы? Возможность получения но­вой информации на основе имеющихся данных. Данный критерий может быть основанием и для организации хранения данных, пото­му что хранить данные, не представляющие интерес ни для одной из категорий пользователей, бессмысленно.

III. Теоретический материал урока

На прошлых занятиях мы познакомились с основными направлениями курса школьной информатики. Выяснили, что изучает информатика, что, является предметом информатики, формами представления информации, видами информационного процесса. Сегодня мы должны акцентировать наше внимание на особенности нашего существования в условиях развития информационного общества. Окружающий нас мир многолик и каждое существо, живущее на земле, так или иначе, приспосабливается к нему. Приспосабливаться можно дву­мя путями: за счет информации, заложенной в генах, когда организм сам копирует основные стороны своего развития и за счет внешней инфор­мации, которую можно получать через органы восприятия. Тогда необхо­димо нести речь о системах и средах различной природы, где различаются Способы обмена и обработки информации. Существуют биологические, социальные, технические системы, кроме этого, совмещение особенностей социальных и технических систем, образуют социотехнические системы. Последовательно можно задавать вопросы:

Чем отличаются данные системы и среды, если рассматривать их с позиции протекания информационных процессов? Через какие внешние проявления информационных процессов мож­но выделить информацию как таковую?

Чем отличается информация, протекающая в данных системах и средах?

Как проявляют себя сигналы и знаки в данных системах и средах? И т. д. Задаваемыми вопросами необходимо подвести учеников к мысли о том, что разговор о качественной характеристике информации уместно и только по отношению к человеку и его деятельности в социаль­ных и социотехнических системах. Тогда информация будет звучать, как процесс и результат познавательной деятельности человека». Необходи­мо также акцентировать внимание на уровне функционирования знаков в рассматриваемых системах и средах. Для использования знака в процессе познавательной деятельности необходимо было достижение биологическими системами уровня психического развития, т. е. предполагает осознанное использование средств описания окружающего мира, также используется для передачи информации, для ее однозначной постановки участниками коммуникации.

После того необходимо перейти к особенностям протекания информа­ционных процессов во внешней среде и внутри самого человека. Недостаточно создавать внешний мир, необходимо еще познавать свой внутренний мир, где протекание информационных процессов не так однозначно, как, «жегся на первый взгляд. Существуют информационные барьеры, препятствующие хорошему протеканию информационных процессов и т. д.

На протяжении всего существования человечества шло накопление ин­формации в различных областях знаний. И достигло такой критической массы, когда те технические средства, которые были изобретены челове­кам, уже не могли в достаточной мере облегчить труд человека при обработке, сборе и хранении информации. Возникла необходимость не просто в создании технической системы, а нужна была автоматизированная сис­тема, которая в совокупности с человеком обрабатывала бы большие объ­емы информации. Такой системой стала электронно-вычислительная ма­шина, затем и компьютер.

При создании компьютера в качестве образца были использованы воз­можности самого человека. Именно человек является универсальной био­логической машиной по обработке информации. Характерные особенно­сти оперирования информацией отдельным человеком были перенесены на целое сообщество людей, т. е. на социальные системы. Только после создания технических систем по обработке информации возникла необхо­димость конкретизации протекания информационных процессов в систе­мах различной природы.

И первым шагом стала формализация информации или придания ин­формации такой формы, с помощью которой ее можно было бы передавать на расстояния. Для этого воспользовались кодированием - процессом пре­образования символов (букв) одного алфавита в символы (буквы) другого по определенным правилам.

Код - правило, описывающее отображение одного набора знаков в дру­гой набор знаков. Основная задача кодирования - представление инфор­мации в сжатом, компактном виде. По средствам связи и в компьютере информация передается с помощью сигналов и в закодированном виде.

Не зря информатика была включена в школьный курс. Только в курсе информатики можно овладеть необходимыми качествами по обработке информации. В других предметных областях информация тоже изучается, но только в информатике осуществляется работа не просто с информаци­ей, а конкретизируются способы работы с информацией и информацион­ными объектами. Мы должны понять не только что такое информация, но и освоить способы действий над информацией. Это необходимое качество человека было названо информационной культурой.

Сразу подчеркнем, что информационная культура - это не умение ра­ботать с прикладным программным обеспечением, не умение программи­ровать. Информационная культура - это, прежде всего, глубокое проник­новение в суть процессов обработки информации. Она будет выражаться в следующих наших умениях:

• делать правильные целевые установки при решении задачи;

• использовать компьютер в своей учебной, и практической деятель­ности;

• свободно оперировать информацией;

• осуществлять поиск информации, необходимой для решения задачи;

• анализировать информацию для дальнейшей ее систематизации и структуризации;

• представлять информацию в нужном для решения задачи виде;

• применять методы информатики: моделирование и формализацию (что это такое мы познакомимся позже);

• прогнозировать результат (по образному выражению академика П. К. Анохина, именно умение прогнозировать отличает человека от компьютера).

IV. Выполнение контрольного тестирования

1. Информацию в бытовом смысле чаще всего понимают как:

а) всевозможные сведения, сообщения, знания;

б) сведения, передаваемые в форме знаков, сигналов;

в) сведения, уменьшающие неопределенность знаний;

г) сведения, хранящиеся на материальных носителях;

д) знания, получаемые об окружающем нас мире.

2. Самую высокую информационную нагрузку несет канал:

а) осязания;

б) слуха;

в) обоняния;

г) зрения;

д) мышечных рецепторов.

3. Для восприятия информации человек использует

а) каналы осязания;

б) каналы слуха;

в) все каналы;

Г) каналы зрения;

д) каналы мышечных рецепторов.

4. Примером числовой информации может служить:

а) текст учебника; и) цены на товарах;

и) математические формулы; I) таблица умножения; д) детская считалка.

5. Носителем текстовой информации является ... .1) книга, написанная на любом языке;

б) любая книга, написанная на языке приемника информации; и) фотография;

Г) Нотная грамота; Д.) светофор.

6. Информация по способу ее восприятия человеком подразделяется на: а) текстовую, числовую, графическую, музыкальную, комбинированную; б) обыденную, общественно-политическую, эстетическую; и) социальную, техническую, биологическую, генетическую; в)научную, производственную, техническую, управленческую;

г) зрительную, слуховую, тактильную, обонятельную, вкусовую, мы­шечную, вестибулярную.

7. Информация по форме представления подразделяется на: а) текстовую, числовую, графическую, музыкальную, комбинированную; б) обыденную, общественно-политическую, эстетическую; и) социальную, техническую, биологическую, генетическую; в) социальную, производственную, техническую, управленческую; г)

зрительную, слуховую, тактильную, обонятельную, вкусовую, мы­шечную, вестибулярную.

8. Лектор читает лекцию о вреде курения. Он излагает Вам

а) сведения;

б) информацию; в) знания; г) сообщения;

д) сведения и знания.

9. В книге содержатся ...

А) сведения; б) информация; в) знания; г) сообщения;

д) сведения и знания.

10. Читая книгу, мы извлекаем из нее ...

а) сведения;

б) информацию;

в) знания;

г) сообщения;

д) сведения и знания.

11. Учебник по математике содержит информацию следующих видов:

а) графическую, текстовую и числовую;

б) графическую, звуковую и числовую;

в) графическую, текстовую и звуковую;

г) только текстовую информацию;

д) исключительно числовую информацию.

12. Основные действия, выполняемые над информацией:

а) обмен, передача, хранение, обработка;

б) прием, передача, обработка;

в) обмен, хранение, обработка;

г) накопление, прием, передача, хранение;

д) поиск, обмен, хранение, обработка.

13. Для знакового представления информации используется

а) язык;

б) речь;

в) письменность;

г) символы;

д) примитивы.

14. Изменение формы представления информации без изменения ее содер­жания может осуществляться в процессе

а) приема информации;

б) обмена информации;

в) обработки информации;

г) хранение информации;

д) передачи информации.

15. Информационными процессами называются действия, связанные:

а) с работой во всевозможных информационных системах;

б) с работой средств массовой информации;

в) с хранением, обменом и обработкой информации;

г) с поиском информации в информационных системах;

д) с разработкой программного обеспечения.

16. Под носителем информации понимают:

а) линии СВЯЗИ для передачи информации;

о) параметры физического процесса произвольной природы, интерпре­тирующиеся как информационные сигналы;

в) устройства для хранения данных в персональном компьютере;

г) телекоммуникации;

д) среду для записи и хранения информации.

17. Процесс коммуникации предполагает:

а) наличия двух и более людей;

б) наличия средств хранения информации;

в) наличия источника, приемника информации и канала связи между ними;

г) наличия достоверной информации;

д) наличия двусторонней связи.

18. Перевод текста с одного языка на другой является процессом:

а) хранения информации;

б) передачи информации;

в) поиска информации;

г) обработки информации;

д) обмена.

19. Самым предпочтительным носителем информации на современном этапе является:

а) бумага;

б) средства видеозаписи;

в) лазерный компакт-диск;

г) дискета, жесткий диск;

д) магнитная лента.

И). Носителем информации, представленной наскальными росписями дав­них предков, выступает:

а) бумага;

б) камень;

в) папирус;

г) фотопленка;

д) холст.

С) Ответы к тесту:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

а

+

+

+

+

+

+

+

б

+

+

+

в

+

+

+

+

+

+

г

+

+

+

д

+



Скачать документ

Похожие документы:

  1. 8 класс учебный модуль предмет и задачи школьного курса информатики основное содержание модуля

    Урок
    8 класс. Учебный модуль ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИШКОЛЬНОГОКУРСАИНФОРМАТИКИ Основное содержание модуля История становления информатики и пути ее развития ...
  2. 9 класс Учебный модуль АВТОМАТИЗАЦИЯ РЕШЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ЗАДАЧ Основное содержание

    Урок
    ... разработки по базовому курсуинформатики..47 8 класс....................................................................................................51 Учебный модуль «Предмет и задачишкольногокурсаинформатики». 51 Учебный ...
  3. 9 класс Учебный модуль АВТОМАТИЗАЦИЯ РЕШЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ЗАДАЧ Основное содержание

    Урок
    ... разработки по базовому курсуинформатики..47 8 класс....................................................................................................51 Учебный модуль «Предмет и задачишкольногокурсаинформатики». 51 Учебный ...
  4. Моу «наголенская средняя преподавание основ алгоритмизации и программирования в школьном курсе информатики и икт

    архив
    ... основ алгоритмизации и программирования в школьномкурсе «Информатики и ИКТ». В некоторых случаях ... наиболее эффективную программу. Задача создания универсального языка ... физикой, математикой и другими предметами. Информатика – не исключение. Хорошо ...
  5. ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВУЗЕ (2)

    Научно-методический журнал
    ... предметовшкольной подготовки, делающих школу современной и приближающих ее к запросам общества. В широком понимании, задачашкольногокурсаинформатики ... не только в преподавании курсаинформатики, но и других предметов базисного учебного плана, ...

Другие похожие документы..