textarchive.ru

Главная > Документ


В условиях трансформации современного российского общества и стоящих перед ним задач по продвижению реформ в политической, социально-экономической и других сферах, выявление духовно-нравственных ориентиров, взглядов, настроений российской молодёжи, которой в обеспечении этих перемен отведена особая роль, представляется чрезвычайно актуальным.

Духовно-нравственные ориентиры российской молодёжи были исследованы научным коллективом под руководством М. А. Слободской в рамках проекта «Активные формы обучения и самообразования молодёжи», осуществляемого Национальным фондом содействия молодежи «Молодые лидеры».

Актуальность данной темы связана с тем, что в России растет число молодых людей, вступающих в ряды движений и организаций с фашистской и националистической идеологией, поощряющих террор в отношении людей другого цвета кожи, взглядов и убеждений, определённых национальностей, беженцев, бездомных. Формируемые в ходе процессов глобализации новые для нашего населения ценности «общества потребителей», в котором значимость индивида определяется личным успехом, карьерным ростом, количеством денег и материальных ценностей (что активно пропагандируется нашими средствами массовой коммуникации и информации), оказывают на молодёжь большое негативное влияние.

Взгляды и ценности молодого поколения формируются в условиях резкого социального расслоения общества, национальных конфликтов и других негативных факторов на фоне снижения общего уровня образования и культуры. Социологические и другие исследования показывают как существенная часть молодёжи не удовлетворена имеющимися у неё возможностями самореализации и не видит перспектив их улучшения (побуждает и их действовать в рамках стратегии «жить одним днём»). Это в свою очередь, сказывается на отношении молодёжи к участию в жизни общества и государства, а также на взглядах в отношении собственной семьи, старшего поколения, культуры, религии и т.д.

Российское общество переживает духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике в начале. 90-х гг. ХХ века. Духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования оказались сведёнными к минимуму.

В программе «Духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи России: комплексное решение проблемы» авторы Д. Левчук, О. Потаповская отмечают, что под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:

нравственных чувств (например, совести, долга, ответственности, гражданственности);

нравственного облика (терпимости, терпения, милосердия и т.п.), – нравственной позиции (готовности к преодолению жизненных испытаний, способности различать добро и зло и т.п.);

нравственного поведения (готовности служения людям, доброй воли и культуры мира и т.п.).

Обучение неотделимо от воспитания ребёнка (школьника). Вопросы стандартизации общего образования (чему мы будем учить детей и молодёжь) –жизненно важные вопросы. Какие же духовные и нравственные ценности должна формировать в наших детях современная российская школа?И. Метлик в своей статье «Воспитательный потенциал стандартов общего образования»считает, что это – ценности самого российского общества, народов России, их традиции, культуры и религии.

Отсюда можно выделить задачи обучения и воспитания в школе, которые и должен обеспечить образовательный стандарт:

1. формирование у школьников гражданского, единого для всех россиян вне зависимости от их мировоззрения, отношения к религии и религиозной принадлежности, духовных, нравственных, моральных ценностей.

2. формирование духовных и нравственных ценностей, отражающих духовное, культурное разнообразие социальных, в том числе конфессиональных групп и народов России.

Воспитание школьника подразумевает воспитание российского патриотизма, единого исторического сознания, правосознания и политической культуры, познание истории и традиций нашего государства,формирование российской гражданской и культурной идентичности. По мнению И. Метлика: «целостное духовно-нравственное образование и воспитание ученика возможно только на основе определенной духовной (мировоззренческой) и соответствующей ей культурной традиции, в том числе системы морали. Возможно ли такое образование и воспитание детей в школе? Сотни тысяч детей уже приобщаются в государственных и муниципальных образовательных учреждениях к духовным и нравственным ценностям православия, ислама, иудаизма. Они заняли в ней достойное место и необходимо сделать так, чтобы не были нарушены ничьи права и законные интересы. Конституция России зафиксировала запрет на установление и единой, обязательной для всех, официальной религии, и так же единой, официальной и обязательной идеологии.

Общее гражданское воспитание предусматривает формирование, культивирование в школе, в обучении детей и внеучебной деятельности совокупности общегражданскихдуховных и нравственных ценностей, не затрагивающих принципиальных мировоззренческих различий.

Духовные и нравственные ценности формируются и существуют в сознании людей, находят внешнее проявление в истории и культуре общества, народов, человечества, в реальной жизни. Эти ценности должны осваивать школьники. Именно эти принципы вариативности, многообразия, свободы выбора, учёта прав семьи несовершеннолетних детей при изучении в общеобразовательной школе истории и культуры религий были сформулированы в 2006 году в рекомендациях Министерству образования и науки Общественной палатой Российской Федерации. Основная идея: «Формирование нравственных и духовных ценностей обучающихся в системе общего образования сегодня является одной из приоритетных социально-педагогических задач. От ее решения во многом зависит состояние общественной морали, социальных, межэтнических и межконфессиональных отношений в стране, будущее российского общества и государства. Только воспитание у молодого поколении устойчивых нравственных убеждений на основе традиционных исторических, духовных, культурных ценностей российских народов позволит обеспечить успешное социальное развитие России в ХХI веке, сохранить социальный институт семьи, преодолеть демографический кризис, укрепить российское государство, его авторитет в международном сообществе».

В 2007 году вступила в силу поправка в Закон Российской Федерации «Об образовании» об усилении духовно-нравственной составляющей образования, что актуализировало задачу сохранения и развития практики духовно-нравственного воспитания школьников и молодежи в процессе преподавания учебных курсов духовно-нравственного содержания. Разработка и преподавание таких учебных курсов, подготовка педагогов, соответствующего учебно-методического обеспечения получили широкое распространение в большинстве регионов России. Государство, местные органы власти в сотрудничестве с организациями ответствующих религиозных конфессий должен организовывать преподавание учебных курсов по истории и культуре религий народов России, на изучение которых имеется адекватный образовательный запрос от граждан.

В концентрическом виде проблемы и препятствия в реализации духовно-нравственного воспитания в современныхусловиях изложены в программе «Духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи в российском регионе» Д. Левчуком и О. Потаповской:

отсутствие в стране системы государственного духовно-нравственного образования и воспитания, культурологических учебных курсов для всех уровней системы образования, концепции и программы по духовно-нравственному воспитанию; в имеющихся федеральных и региональных документах в этой сфере не обозначены приоритеты;

проблема ограниченного представления традиционной культуры в современном обществе (не только в образовательном процессе, но и в других сферах общества;

неподготовленность (мотивационная, эмоциональная, интеллектуальная) большей части населения страны (не только молодежи) к восприятию духовной культуры. Как следствие – необходимость осуществления системы просветительских мер по подготовке общества к реализации духовно-нравственных программ, в том числе и православно-ориентированных педагогических программ;

кризис семьи, некомпетентность родителей в вопросах духовного становления и воспитания ребенка и молодого человека, отсюда – необходимость массового просвещения семьи и педагогического сопровождения родителей в вопросах духовно-нравственного воспитания;

отсутствие согласованного влияния на духовное и морально-нравственное воспитание детей и молодёжи различных социальных институтов и общественных организаций;

кадровая проблема: недостаточны уровень культуры и профессиональной компетентности педагогов в вопросах содержания и методики духовно-нравственного воспитания на традиционной основе, поэтому важная задача – организация специальной подготовки и переподготовки работников образования, разработка методических рекомендаций по духовно-нравственному образованию и воспитанию для различных категорий педагогов, организация постоянно-действующих методических семинаров;

политическая проблема: государственные органы, призванные выполнять функцию нравственного воспитания и просвещения народа, не имеют четкой идеологической позиции;

экономическая проблема: отсутствуют организационно-экономические механизмы реализации духовно-нравственного воспитания на всех уровнях: от государственного до муниципального.

И тем не менее, информация из регионов и опыт изучениякурсов по истории и культуре религий, философского религиоведения, разработки и осуществления региональныхпрограмм и пособий по духовно-нравственному воспитанию и образованию, курсов переподготовки педагогических кадров позволяет сделать вывод о том, что преобладает потребность в преподавании таких курсов, в осуществлении политики и реализации программ духовно-нравственного обучения и воспитания. В предложениях регионов выделяется позиция стимулирования практики изучения истории и культуры всех без исключения традиционных конфессий России и установления единых правил введения и преподавания таких курсов.

В Смоленской области за десять последних лет создана система духовно-нравственного образования воспитания школьников и учащейся молодежи. Данный педагогический проект ставит своей задачей создать региональную модель образования через национальные и локальные культурно-исторические традиции, духовно-нравственные ценности православия. Состояние, результаты, возможности региона позволяют использовать в работе по этому направлению образовательной деятельности широчайшую палитру форм, методов, средств.

Например, заключены договоры между администрацией Смоленской области, департаментом по образованию, науке, и молодежной политике, администрациями муниципальных образований, образовательными учреждениями и Смоленской и Калининградской епархией; разработаны и введены в учебный процесс начальной и основной школы более 50 региональных факультативов, курсов по выборку по духовно-нравственной тематике; проводятсяконкурсы учебно-методических, видео и электронных учебно-демонстрационных материалов, конкурсы на лучшие воспитательные и учебные программы; научно-практические конференции и семинары студентов, учащихся, преподавателей вузов, учителей школ; выставки детского и молодежного творчества по православной тематике, конкурсы воспитательных и учебных программ; курсы повышения квалификации учителей по специальности «Культурология. Православная культура»; с 2006 года проводятся ежегодные Образовательные чтения (например, «Роль учителя в духовно-нравственном развитии общества»; региональный фестиваль православной культуры «Отечество мое православное»; изданы сборники, методические пособия для общеобразовательных учреждений; открыты домовые церкви; общества); учреждена премия «За нравственный подвиг учителя». За 2008 и 2009 годы духовно-нравственным образованием и воспитанием охвачено 17,5 тысяч учащихся области, прошли курсовую подготовку свыше 900 учителей.

Учитель должен рассматривать каждого ребёнка, подростка молодого человека как персону, обладающую самобытной индивидуальностью, личность, обладающую единством гражданского и духовно-нравственного долга.

Авторы программы по духовно-нравственному образованию для военно-морских профильных классов «Юность флота» (Балтийск Калининградской области) видят свою задачу в формировании у школьников убеждений и взглядов, отражающих интересы государства и общества, воспитании чувства гордости и уважения к армии, флоту, формировании нравственных идеалов, норм и правил общечеловеческой морали, порядочности, достоинства личности, сопричастной к истории российского государства, готовности служить отечеству.

Программа определяет принципы, и ожидаемые результаты деятельности по следующим направлениям: «Я и я», «Я и Отечество», «Я – защитник Отечества», «Я и здоровье», «Я и культура», «Я и семья», «Я и школа», «Я и планета». Разработанная диагностика по изучению особенностей учащихся, пониманию мотивов их поведения, консолидация и координация школы, семьи, общественности, в духовно-нравственном воспитании детей дают возможность проводить различного рода мониторинги.

Обновлённое осмысление предназначения образованиясвязано с обучением и подготовкой специалистов и духовно-нравственным развитием личности, формированием у юношества и молодёжи ценностного мира, осознания ими своего жизненного предназначения. Содержание программы дополнительного педагогического образования для курсов повышения квалификации по теме «Культурологический аспект истории религий»(Москва, АПКиППРО, автор – Т. И. Тюляева) учитывает уровень базовой подготовки учителя истории и обществознания.

В современной школе необходимость ознакомления учащихся, студентов, педагогов (в системе повышения квалификации и переподготовки) с теоретическими и практическими элементами изучения религии и религиоведения. Следует различать понятия изучение религии и обучение религиям (православия, иудаизма, ислама, буддизма). Данная программа предполагает именно изучение истории религий, что не нарушает принцип светскости образования. При подготовке программы были использованы теоретические и научные разработки исследователей и опыт практической, учебно-методической работы педагогов разных специальностей: культурологов, историков, философов, искусствоведов и др.

Программа состоит из трех разделов: «История – культура – религия: проблемы взаимодействия ценностей, представлений, подходов, опыта, направлений в искусстве» (9 тем); «Культура мира и христианство». Основы православной культуры» (9 тем); «Организационные, методологические и методическиевопросы преподавания истории религий мира» (6 тем), позволяющих проследить, каким образом проблематика истории культуры и религий «вплетена» в педагогику, становясь ее методологической основой и содержанием.

Программа курса преследует цель формирования у молодого поколения системы знаний и ценностей, культурологических, духовно-нравственных аспектов истории религии, которые помогут им оценить и сохранить достижения предыдущих поколений, традиции, обычаи, религиозные представления.

В современных условиях, когда во всём мире произошел ощутимый рост интереса к национально-культурным и религиозным ценностям, необходимо воспитание молодёжи в духе толерантности, уважения традиций и культуры других народов. Воспитанию подрастающего поколения объективно будет способствовать ориентирование их на морально-этические, духовно-нравственные ценности, заложенные в верованиях различных религий. Содержание программы поможет слушателям получить представление о такой важнейшей проблеме современности, как межконфессиональная толерантность, осмыслить разныеаспекты диалога между представителями религий как путь достижения взаимопонимания.

В образовательной практике подавляющего большинства стран Европы осуществляется приобщение школьников к духовным и культурнымценностям традиционных религий. Форма реализации прав человека, прав учащихся и их родителей на получение образования в соответствии с ценностями своей страны, национальной культуры, а также убеждениями, принятыми в семье. Религию, в той или иной форме (включая этику), преподают школьникам в большинстве стран мира. Это право не оспаривается, в том числе и Францией, (верной своим революционным традициям).

Опыт преподавания религиозных дисциплин в школе не уникален и не противоречит институтам и законам светского общества. Например, данные о преподавании религии в разных странах, взятые из работы диакона Н. Лызкова:

Норвегия. Конституция, статья 2: «Евангелическая или лютеранская религия является официальной религией. Граждане, исповедующие эту религию, должны воспитывать своих детей как её последователей».

Литовская Республика. Конституция, статья 40: «Государственные учебно-воспитательные учреждения являются светскими. В них по желанию родителей ведется обучение закону Божьему».

Греция. Конституция, статья 16: «Образование составляет основную задачу государства. Оно включает нравственное, культурное, профессиональное, и физическое воспитание греков, а также развитие их национального и религиозного самосознания и формирования их как свободных и ответственных граждан».

ФРГ. Конституция, статья 7: «Религиозное обучение является в государственных школах, за исключением не конфессиональных, обязательным предметом». Религия преподается, но посещение таких уроков свободно и необязательно». Церковь здесь не так резко отделена от государства, как в Америке, но с другой стороны не пользуется такими привилегиями, как в Англии и Швеции. Государство поддерживает с церковью сложные отношения с помощью отношений, регулируемых государственным церковным правом.

США. В США фактически нарушается принцип отделения Церкви от государства, поскольку в ряде штатов специально оговариваются привилегии религии и поддержка со стороны штатов в области образования».

Италия. По согласованию Министерства образования и местных епархий в школах есть уроки закона Божьего и их ведёт священник.

Испания. В огромном большинстве школ католической Испании преподается католическая религия. В частных школах тоже по закону необязательно посещать уроки религии, какая бы религия ни преподавалась».

Проблема религии в школе актуальна во всех странах о религии в обществе. Власть, общество, педагоги, родители в России уже пятнадцать лет не могут договориться по вопросу преподавания и изучения религии в школе. Президент России Д. А. Медведев разрешил спор между сторонниками и противниками централизованного подхода к изучению в светской школе истории религии. В июле 2009 года он поддержал введение в школах обязательного курса «Основы мировых религиозных культур и светской этики», учитывающий как позиции атеистов, так и верующих и не нарушающий Конституцию РФ.

Представители системы образования сходятся во мнении, что религиозную культуру в школах нужно вводить, хоть это и не просто. Ректор института образовательной политики «Эврика» А. Адамский: писал в интервью газете «Газета», что именно основы религиозной культуры помогут российским школьникам повысить уровень образования: без знания основ религии невозможно понимать культуру и быть образованным человеком, так как культура постепенно возникала на религиозной почве. В отношении данного предмета важно, чтобы школы проводили не только урочную, но и внеклассную работу.

Духовно-нравственный компонент общего образования необходим для развития личности, её социализации и самореализации, воспитания нравственности, формирования правосознания, ответственного и безопасного поведения всех детей и молодёжи.В целях реализации образовательных потребностей граждан, представляющих различные мировоззренческие и конфессиональные группы населения, упорядочения практики изучения в общеобразовательных учреждениях курсов религиозной культуры разных конфессий, развития воспитания детей и молодежи разными коллективами разработаны проекты ряда нормативных документов в данной сфере.

Разработанная «Концепция предметной области «Духовно-нравственная культура России», (2007 г.),(авторский коллектив Протоирей Б. Даниленко, И. Метлик и др.) предлагает осуществление учебного содержания через ряд предметов. Определены место, роль и формат образовательной области «Духовно-нравственная культура» в школьном учебном плане. Интеграция и диалоги этических традиций (православная, исламская, иудейская, буддийская культуры), этики в многонациональную духовную традицию осуществляется в системе базовых ценностей, составляющих ядро национальной культуры: религия, Отечество, семья. Основная педагогическая задача – сформировать на основе межкультурного и межконфессионального диалога у младших школьников начальное представление о национальной российской духовной традиции, об общностях и особенностях мировых, традиционных российских религий и этики в контексте российской истории, культуры, современной жизни.

Существуют также риски введения и новой предметной области «Духовно-нравственная культура России» и изучения нового предмета: риск утраты национальной традиции, конфликта групповых подростковых идентичностей, конфликта мировоззрений в педагогической деятельности, риск интолерантности. Вместе с тем новый стандарт общего образования (введён в начальной школе с 1 сентября 2011 года) реализует требования Закона «Об образовании» в части духовно-нравственного образования и воспитания учащихся. Эксперимент позволил инициировать реальные процессы духовно – нравственного развития и воспитания в конкретных школьных коллективах.

Программа «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи России: комплексное решение проблемы» (авторы Д. Левчук, О. Потаповская) обосновывает цели задачи актуального решения проблемы духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи в стране; раскрывает проблемы, риски и возможности реализации данного направления работы; представляет примерную систему мероприятий региональной программы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи (по нормативно-правовому, финансово-экономическому, информационно-просветительскому, научно-методическому, семейному обеспечению); а также предлагает варианты включения духовно-нравственного компонента в региональную систему образования: от дошкольного до высшего; предлагает пути повышения и профессиональной переподготовки работников образования в области духовно-нравственного образования и воспитания, культуры православия; приводит перечень ожидаемых результатов.

Структурным элементом, разделом федерального государственного стандарта общего образования является «Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников» (А. Данилюк, А. Кондаков, В. Тишков), которая определяет систему национальных ценностей, лежащую в основе программ воспитания и социализации школьников. В ней формулируются цели и задачи воспитания и социализации обучающихся, раскрывается система базовых национальных ценностей, лежащая в основе учебно-воспитательного процесса, вводится понятие «современный национальный воспитательный идеал», определяются основные формы и методы духовно-нравственного развития молодого гражданина России в процессе урочной, внеклассной работы и внешкольной деятельности в партнерских отношениях с семьёй, институтами гражданского общества, конфессиями.

Определение в «Концепции духовно-нравственного воспитания» как ключевой задачи современного образования существенно меняет наше, сложившееся в последние годы представление об общеобразовательной школе как учреждении, где можно получить образовательные услуги, новую информацию, а затем аттестат об образовании. «Школу необходимо рассматривать как важнейший социальный институт, который во взаимодействии с другими субъектами социализации создаёт необходимые условия для духовно-нравственного, интеллектуального, социального, эстетического и в целом – человеческого развития обучающихся.

Обучение – только один из компонентов личностного развития». Новая российская школа должна стать важнейшим структурообразующим компонентом общенационального пространства духовно-нравственного развития личности гражданина России.

2. 6. Спорный предмет?

Образовательный эксперимент, связанный с введением в 4-5 классах общеобразовательных учреждений нового курс а под общим названием «Основы религиозных культур и светской этики» является уже два года одной из самых обсуждаемых проблем. С 2012 года курс вводится во всех школах Российской Федерации в 4-ом классе по 1 часу в неделю.

В течение первого года были апробированы учебники для детей по всем шести модулям («Основы светской этики», «Основы мировых религиозных культур», «Основы православной культуры», «Основы мусульманской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры), методические пособия для учителей, книга для родителей. В 20 экспериментальных регионах проходят курсы повышения квалификации для педагогов, которые начали работать над новым курсом. Были созданы учебные группы, в которых изучаются основы той или иной религиозной культуры или светской этики.

В статьях №№ 13, ч. 1—2, 14, 17.3, 19.2 Конституции Российской Федерации ясно говорится, что в России признаётся идеологическое многообразие. Это означает, что никакая идеология, в том числе атеистическая не может устанавливаться в качестве обязательной для всех. Следовательно, введение в школе предметов, дающих школьникам элементарные представления о культуре и нравственных, моральных нормах той религии, к которой принадлежит его семья, или наоборот рассказывающего о другой, неизвестной религиозной культуре, является и оправданным, и законным.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Заключение по учебному пособию для учреждений системы повышения квалификации «основы мировых религиозных культур» 1 вводная часть

    Документ
    Представленное на исследование пособие «Основы мировых религиозных культур: Учебное пособие для учреждений системы повышения квалификации» (далее – Пособие) является материалом учебно-методического обеспечения учебного курса «Основы
  2. Программа инновационной работы «анализ ресурсов духовно-нравственного развития школьников средствами курса «основы религиозных культур и светской этики (модуль «основы православной культуры»)»

    Программа
    Проблема духовно-нравственного развития школьников сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых
  3. «духовно-нравственное воспитание

    Задача
    В условиях становления новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство, идет активный процесс поиска моделей образования, которые позволят сохранить духовно-нравственные и культурно-исторические
  4. Религиозная культура в светской школе сборник материалов москва

    Документ
    Религиозная культура в светской школе: Сборник материалов / Отв. ред. и сост. Л.С. Гармаш и И.В. Понкин. – М.: Институт государственно-конфессиональных отношений и права, 2007.
  5. Религиозная культура в светской школе сборник материалов москва

    Документ
    Религиозная культура в светской школе: Сборник материалов / Отв. ред. и сост. Л.С. Гармаш и И.В. Понкин. – М.: Институт государственно-конфессиональных отношений и права, 2007.
  6. Духовно-нравственное воспитание и образование

    Учебники и учебные пособия
    Духовно-нравственное воспитание и образование. ОРКСЭ. Библиографический список / сост. Т. В. Нохрина, С. Л. Биктуганова. – Екатеринбург : ИРО, 2012. – 25 с.

Другие похожие документы..