textarchive.ru

Главная > Документ


В ходе осуществляемой в настоящее время работы по обновлению федеральных государственных образовательных стандартов, отвечающих названным приоритетам, воспитательное пространство образовательного учреждения рассматривается как особым образом организованное пространство жизнедеятельности. Это пространство при соответствующих условиях позволит обучающимся осознать мир культуры, расширить их возможности личностного и духовно-нравственного саморазвития, самореализации, самоопределения.

Среди государственных документов, определяющих приоритетное значение формирования знаний по религиозной культуре и истории религии народов России, необходимо отметить Концепцию национальной образовательной политики Российской Федерации (одобрена приказом Министерства образования и науки РФ от 3 августа 2006 г. № 201). В Концепции акцентировано внимание на важности сохранения единства федерального культурного, образовательного и духовного пространства, консолидацию многонационального народа России в единую политическую нацию.

В частности, в документе подчеркивается, что национальная образовательная политика России направлена на создание оптимальных условий для этносоциокультурного развития юных граждан Российской Федерации и преследует триединую цель:

1) создание условий для удовлетворения этнокультурных образовательных потребностей народов, граждан полиэтничной России; 2) содействие средствами образования политике российского государства, направленной на консолидацию многонационального народа России в единую политическую нацию; 3) создание необходимых условий, обеспечивающих формирование этнокультурной и общероссийской гражданской самоидентификации обучающихся.

В настоящее время, в соответствии с требованиями Закона «Об образовании» (статья 7 «Федеральные государственные образовательные стандарты», статья 9 «Образовательные программы»), а также проектом Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, подготовленным Российской академией образования разработана Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. Концепция включает обоснование общенационального педагогического идеала, систему требований к задачам, условиям и результатам воспитания школьников, к структуре и содержанию программ воспитания и социализации учащихся общеобразовательной школы, а также систему базовых общенациональных ценностей, на основе которых могут быть выстроены программы воспитания и социализации обучающихся.

В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России подчеркивается значимость изучения традиционных российских религий для формирования у школьников представлений о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемых на основе межконфессионального диалога.4 В концепции констатируется, что основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.5

Реализация стратегии духовно-нравственного образования, развития и воспитания личности предполагает интеграцию ресурсов систем основного и дополнительного образования.

21 июля 2009 года президент РФ Д. А. Медведев заявил о поддержке религиозных объединений России, о введении института воинских священников и о преподавании в школах «дисциплин, направленных на духовно-нравственное просвещение». Также глава государства напомнил о конституционных принципах свободы совести и о светском характере государства. Тогда же президент предложил провести эксперимент по внедрению нового учебного курса (но, изначально предполагалось, что апробация пройдет в 18 регионах и начнётся с 2012 года).

Содержание Концепции и структуры комплексного учебного курса, разработано Министерством образования и науки РФ в русле реализации поручения Президента РФ Д. А. Медведева от 2 августа 2009 г. и Распоряжения Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 11 августа 2009 г. (ПР-2009 ВП-П44-4632). После долгих согласований курс получил название «Основы религиозных культур и светской этики».

7 декабря 2009 г. на заседании Межведомственного координационного совета по реализации плана мероприятий по апробации в 2009—2011 годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» документы по разработке и апробации курса ОРКСЭ были утверждены.

Министр образования и науки РФ А. А. Фурсенко так прокомментировал цели и характер нового учебного курса: «Это абсолютно светский курс, который будут вести обычные учителя. Ребята смогут узнать об истории и культуре основных религий, ценностях светской этики. Задача, которая стоит перед данным курсом, заключается в формировании общества, основанного на согласии и понимании. Все мы разные, но мы живем в одной стране и должны учиться уважать ценности представителей всех культур». 6 В разработке курса были участвовали учёные Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, представители религиозных конфессий.

Правительство РФ определило, в каких регионах будет проходить эксперимент по преподаванию в российских школах основ религии и поручило Министерства образования и науки России заключить с региональными органами власти, отвечающими за образование, «соглашение о взаимодействии по вопросам апробации комплексного учебного курса». Соответствующее распоряжение было подписано председателем правительства В. В. Путиным 29 октября 2009 г. Документ утвердил план мероприятий по введению новой учебной дисциплины. Согласно распоряжению, предмет пройдет апробацию в 19 субъектах Российской Федерации. В этот же срок Министерство образования и науки РФ разработало механизм апробации условий внедрения комплексного курса, что позволит в экспериментальном режиме отработать пути внедрения комплексного курса в общеобразовательные учреждения.

Эксперты Министерства образования и науки РФ, составляя список регионов для апробации курса, постарались учесть конфессиональное разнообразие России. В перечень регионов включены, например, Карачаево-Черкесия и Чечня – республики, население которых преимущественно исповедует ислам; Калмыкия, коренное население которой придерживается учению буддизма ламаистского толка, и Еврейская автономная область. Что же касается республик, краёв и областей, где большинство верующих относит себя к крупнейшей концессии России – православию, то они призваны представлять все федеральные округа России.

С января 2010 года во всех регионах-участниках эксперимента проведена переподготовка учителей, участвующих в апробации проекта. К февралю 2010 года были готовы учебные и методические пособия по новому предмету.

Предполагается, что в течение 2010-2011 годов преподавание комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» будет осуществляться в экспериментальном режиме в четвертой четверти 4 класса и первой четверти 5 класса.

Апробация комплексного учебного курса предполагает:

разработку учебно-методического обеспечения комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений (рабочие программы, учебные пособия, методические рекомендации, книга для учителя, мультимедийные учебные пособия и др.);

тиражирование учебно-методических материалов в необходимом количестве;

организацию повышения квалификации работников образования;

проведение социологических исследований эффективности апробации комплексного учебного курса в субъектах Российской Федерации;

подготовку ежегодного доклада в Правительство Российской Федерации по результатам мониторинга исследований хода апробации комплексного учебного курса в субъектах Российской Федерации;

проведение конференций в субъектах Российской Федераций – участниках апробации комплексного учебного курса по обсуждению и распространению опыта в другие субъекты Российской ;

подготовку итогового доклада в Правительство Российской Федерации о результатах апробации комплексного учебного курса в субъектах Российской Федерации.

Принципы апробации:

  1. соблюдение конституционных принципов светского характера Российского государства;

  2. взаимодействие органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, с религиозными организациями;

  3. содействие межконфессиональному сотрудничеству и взаимному уважению на местах;

  4. учёт запросов граждан на изучение их детьми основ культуры религий и светской этики.7

При получении положительных результатов апробации комплексного учебного курса, начиная с 2012 года, преподавание комплексного учебного курса может осуществляться на постоянной основе во всех субъектах Российской Федерации. Это и подтвердила Всероссийская конференция работников образования, участвовавших в эксперименте по введению курса ОРКСЭ, которая прошла 7 ноября 2011 года в АПКиППРО.

Введение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» должно стать первым шагом на пути восстановления основных принципов гуманизма, нравственности, традиционной духовности социально-педагогического партнёрства школы, семьи, государства, общественности в деле воспитания детей и молодёжи.

Учебный курс ОРКСЭ единая комплексная учебно-воспитательная система. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.

«Основы религиозных культур и светской этики».

Цель и задачи комплексного учебного курса

Цель – формирование у младших школьников мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального этноса России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи:

  1. знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

  2. развитие представлений младших школьников о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

  3. обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных учениками в начальной школе, и формирование ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

  4. развитие способностей учащихся к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Структура комплексного учебного курса

«Основы религиозных культур и светской этики»(34 часа)

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час).

Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов).

Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов).

Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов).

Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2 (презентациями творческих проектов учащихся).

Блок 4 – итоговый, обобщающий и оценочный. Он предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его снова, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. Также, защищая проект, все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержание всех шести модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников. Подготовка и презентация проекта помогут объективно оценить в целом работу учащегося и выставить ему итоговую оценку за весь курс.

Примерная программа комплексного учебного курса

«Основы религиозных культур и светской этики»(34 часа)

Таблица №1.

Основы православ-ной культуры

Основы исламской культуры

Основы буддийской культуры

Основы иудейской культуры

Основы мировых религиозных культур

Основы светской этики

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные

идеалы в жизни человека и общества (1 час)

Урок 1. Наша Родина – Россия.

Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1.(16 часа)

Урок 2. Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия.

Урок 2. Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия

Урок 2. Ведение в буддий-скую духовную традициюКультура и религия

Урок 2. Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия

Урок 2. Культура и религия

Урок 2. Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека

Урок 3. Евангелие и учение Христа

Урок 3. Пророк Мухаммад – образец человека и учитель нравственности. Жизнеописание

Урок 3. Будда и его Учение

Урок 3. Тора – главная книга иудаизма. Сущность Торы. «Золотое правило Гилеля»

Урок 3. Культура и религия

Урок 3. Род и семья – основа и нравственных отношений в истории человечества

Урок 4. Священное Писание и Священное Предание.

Урок 4. Пророк Мухаммад – проповедническая миссия

Урок 4. Будда и его Учение

Урок 4. Письменная и Устная Тора. Классические тексты иудаизма

Урок 4. Возникновение религий. Древнейшие верования

Урок 4. Ценность родства и семейные ценности

Урок 5. Православные христиане. Особенности веры

Урок 5. Прекрасные качества Пророка Мухаммада.

Урок 5. Буддийский священный канон

Урок 5. Патриархи еврейского народа

Урок 5. Возникновение религий. Религии мира и их основатели

Урок 5. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти

Урок 6. Православная культура. Понимание образа Бога

Урок 6. Священный Коран и Сунна – источники нравственности

Урок 6. Буддийский священный канон

Урок 6. Иудеи в Египте: от Йосефа до Моше.

Урок 6. Священные книги религий мира: Веды, Авеста. Трипитака

Урок 6. Образцы нравственности в культурах разных народов

Урок 7. Характеристика человека в православной культуре

Урок 7. Общие принципы ислама и исламской этики

Урок 7. Буддийская картина мира

Урок 7. Исход из Египта.

Урок 7. Священные книги религий мира: Тора, Библия, Коран

Урок 7. Нравственный образец богатыря

Урок 8. Христианское учение о спасении души

Урок 8. Столпы ислама и исламской этики

Урок 8. Буддийская картина мира

.Урок 8. Получение Торы на горе Синай

Урок 8. Хранители преданий в религиях мира

Урок 8. Дворян- ский кодекс чести

Урок 9.

Добро и зло в православной традиции

Урок 9. Исполнение мусульманами своих обязанностей

Урок 9. Добро и зло в буддизме

Урок 9. Пророки и праведники в иудейской культуре

Урок 9. Человек в религиозных традициях мира

Урок 9. Джентльмен и леди. Характеристика

Урок 10. Христианская этика. Заповеди блаженства

Урок 10. Обязанности мусульман.

Урок 10. Ненасилие и доброта

Урок 10. Пророки и праведники в иудейской культуре.

Урок 10. Священные сооружения

Урок 10. Государство и мораль гражданина

Урок 11. Христианская этика. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему

Урок 11. Обязанности мусульман

Урок 11. Любовь к человеку и ценность жизни в буддизме

Урок 11. Храм в жизни иудеев

Урок 11. Священные сооружения

Урок 11. Образцы нравственности в культуре Отечества

Урок 12. Христианская этика. Добродетели и страсти. Отношение к труду

Урок 12. Обязанности мусульман

Урок 12. Милосердие и сострадание в буддизме

Урок 12. Назначение синагоги и её устройство

Урок 12. Искусство в религиозной культуре

Урок 12. Мораль защитника России

Урок 13. Христианская этика. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание.

Урок 13. Обязанности мусульман

Урок 13. Отношение к природе в буддизме

Урок 13. Суббота (Шабат) в иудейской традиции.

Урок 13. Искусство в религиозной культуре

Урок 13. Порядоч-ность. Интелли-гентность

Урок 14. Спаситель. Жертвенная любовь

Урок 14. Мечеть. Характеристика архитектуры. Религиозное значение

Урок 14. Буддийские святые. Будды

Урок 14. Молитвы и благослове-ния в иуда-изме

Урок 14. Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад

Урок 14. Трудовая мораль. Нравствен-ные тради-ции предпри-нима-тельства

Урок 15. Спаситель. Победа над смертью

Урок 15

Мусульманское летоисчисление и календарь.

Урок 15. Семья в буддийской культуре и ее ценности.

Урок 15. Добро и зло

Урок 15. Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад.

Урок 15. Что значит «быть нравственным» в наше время?

Урок 16. Творческие работы учащихся. Обсуждение

Урок 16. Творческие работы учащихся. Обсуждение

Урок 16. Творческие работы учащихся. Обсуждение

Урок 16. Творческие работы учащихся. Обсуждение

Урок 16. Творческие работы учащихся. Обсуждение

Урок 16. Творческие работы учащихся. Обсужде-ние

Урок 17. Подведение итогов

Урок 17. Подведение итогов

Урок 17. Подведение итогов

Урок 17. Подведение итогов

Урок 17. Подведение итогов

Урок 17. Подведе-ние итогов

Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2.(12 часов)

Урок 18. Православие в России

Урок 18. Ислам в России

Урок 18. Буддизм в России

Урок 18. Иудаизм в России.

Урок 18. Религии России

Урок 18. Добро и зло

Урок 19. Православный храм

Урок 19. Роль и значение семьи в исламе

Урок 19. Основы буддийского Учения и этики

Урок 19. Основные принципы иудаизма

Урок 19. Религии России

Урок 19. Долг и совесть

Урок 20. Православный храм и другие святыни

Урок 20. Нравственные основы семьи в исламе

Урок 20. Человек в буддийской картине мира

Урок 20. Основные принципы иудаизма

Урок 20.

Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира

Урок 20. Честь и достоинство

Урок 21. Православные Таинства. Символический язык православной культуры

Урок 21. Нравственные ценности ислама: сотворение добра, отношение к старшим

Урок 21. Человек в буддийской картине мира.

Урок 21. Милосердие, забота о слабых, взаимопо-мощь в иудаизме

Урок 21. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира

Урок 21. Смысл жизни и счастье

Урок 22. Христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство)

Урок 22. Нравственные ценности ислама: дружба, гостеприимство

Урок 22. Буддийские символы

Урок 22. Традиции иудаизма в повседневной жизни иудеев.

Урок 22. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды

Урок 22. Высшие нравствен-ные ценности

Урок 23. Христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство)

Урок 23. Нравственные ценности ислама: любовь к отечеству, миролюбие

Урок 23. Буддийский храм

Урок 23. Совершеннолетие в иудаизме. Ответственное принятие заповедей

Урок 23. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды

Урок 23. Идеалы

Урок 24. Православный календарь, его символическое значение

Урок 24. Забота о здоровье в культуре ислама

Урок 24. Буддийские святыни

Урок 24. Еврейский дом – еврейский мир: знакомство с историй и традицией

Урок 24. Религиозные ритуалы в искусстве

Урок 24. Принципы морали

Урок 25. Православный календарь. Почитание святых

Урок 25. Ценность образования и польза учения в исламе

Урок 25. Буддийский календарь

Урок 25. Знакомство с еврейским календарём: его устрой-ство и особенности

Урок 25. Календари религий мира. Праздники в религиях мира

Урок 25. Методика создания морального кодекса в школе

Урок 26. Православный календарь. Почитание святых

Урок 26. Ценность образования и польза учения в исламе

Урок 26. Праздники в буддийской культуре

Урок 26. Еврейские праздники: их история и традиции

Урок 26. Праздники в религиях мира

Урок 26. Нормы морали. Этикет

Урок 27. Православный календарь. Почитание святых

Урок 27. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения

Урок 27. Искусство в буддийской культуре

Урок 27 Еврейские праздники: их история и традиции

Урок 27. Семья, семейные ценности

Урок 27. Этикетная сторона костюма. Школьная форма – «за и против»

Урок 28. Православный календарь. Праздники

Урок 28. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения

Урок 28. Священные буддийские сооружения

Урок 28. Ценности семейной жизни в иудейской традиции. Праматери иудейского народа.

Урок 28. Долг, свобода, ответственность, учение и труд

Урок 28. Образование как нравственная норма

Урок 29. Христианская семья и её ценности

Урок 29. Искусство в культуре ислама

Урок 29. Отношение к природе

Урок 29. Ценности семейной жизни в иудейской традиции

Урок 29. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий

Урок 29. Методы нравствен-ного самосовер-шенство-вания человека

Блок 4. Духовные традиции

многонационального народа России (5 часов)8

Урок 30. Любовь и уважение к Отечеству.

Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Урок 31. Подготовка творческих проектов

Урок 31. Подготовка творческих проектов

Урок 31. Подготовка творческих проектов

Урок 31. Подготовка творческих проектов школьников

Урок 31. Подготовка творческих проектов

Урок 31. Подготовка творческих проектов

Урок 32. Выступление школьников со своими творческими работами:

Темы:

«Как я понимаю православие»,

«Как я понимаю ислам»,

«Как я понимаю буддизм»,

«Как я понимаю иудаизм»,

«Что такое этика?»,

«Значение религии в жизни человека и общества»,

«Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)»

и т.д. и т.п.

Урок 33. Выступление школьников со своими творческими работами:

Темы:

«Мое отношение к миру»,

«Мое отношение к людям»,

«Мое отношение к России»,

«С чего начинается Родина», «Герои России»,

«Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг», и т.д. и т.п.

Урок 34. Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.)

В итоге: нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632). Содержание нового учебного предмета обеспечит знакомство учащихся с духовными традициями многоконфессионального народа России, с историей и культурой крупнейших религиозных объединений нашей страны, а также при условии соответствующего выбора позволит изучить основы светской этики.

Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики должно сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего культурные традиции страны, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.

Мы предлагаем для использования примерный учебный план повышения квалификации тьюторов по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Цель: подготовка региональных тьюторов по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Категория слушателей: региональные тьюторы, руководители и специалисты региональных и муниципальных органов управления образованием, профессорско-преподавательский состав системы дополнительного педагогического порофессионального образования (ДППО)

Сроки обучения: 72 часа

Форма обучения: с отрывом от работы

Режим занятий: 8 часов в день

Таблица №2.

п/п

Наименование разделов и дисциплин

Всего часов

Лекции

Семинары, практ. занятия, тренинги (аудиторн.)

Форма

контроля

1

2

3

4

5

6

1.

Модуль 1. Государственная политика в области духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодёжи

6

2

4

Зачёт

2.

Модуль 2. Педагогические условия изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Зачёт

3.

Модуль 3. Педагогические технологии изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Защита проекта

4.

Модуль 4. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Духовные ценности мировых религий

Защита проекта

5.

Модуль 5. Основы мировых религиозных культур

Зачёт

6.

Модуль 6. Основы светской этики

Зачёт

Учебно-тематический план повышения квалификации тьюторов

по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Таблица №3.

п/п

Наименование разделов и дисциплин

Всего часов

Лекции

Семинары, практ. занятия, тренинги (аудиторн.)

Форма

контроля

1

2

3

4

5

6

1.

Модуль 1. Государственная политика в области духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодёжи

5

3

2

Зачёт

Концепция курса «Основы религиозных культур и светской этики». Цели и задачи курса. Структура и логика курса

3

1

2

Нормативно-правовое обеспечение реализации государственной политики в области духовно-нравственного воспитания.

2

2

2.

Модуль 2. Педагогические условия изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики»

6

6

Зачёт

Особенности организации учебно-воспитательного процесса с учащимися 10-11 лет.

2

Программа духовно-нравственного воспитания как основа реализации курса ОРКСЭ

2

Формирование универсальных учебных действий у школьников в процессе изучения курса ОРКСЭ.

Особенности организации учебной и внеучебной деятельности и работа с семьей

2

3.

Модуль 3. Педагогические технологии изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики»

25

1

24

Защита проекта

Стратегии преподавания и методические аспекты проведения занятий в системе повышения квалификации учителей.

3

1

2

Организация проектной деятельности в процессе подготовки учителя для преподавания курса ОРКСЭ

3

3

Использование игровых технологий: ролевые и деловые игры со взрослыми в курсовой подготовке учителя

3

3

«Использование кейс-технологий при подготовке учителей по курсу ОРКСЭ

3

3

Развитие толерантности средствами дискуссии в процессе повышения квалификации учителей (на примере подготовки занятия с учителями по теме курса ОРКСЭ)

3

3

Организация работы с иллюстративным материалом на занятиях с преподавателями на занятиях по курсу ОРКСЭ

3

3

Работа с документами, художественными текстами по курсу ОРКСЭ

3

3

Использование интернет технологий в процессе повышения квалификации учителей (на примере подготовки занятия с учителями по теме курса ОРКСЭ)

4

4

4.

Модуль 4. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Духовные ценности религий

24

24

Защита проекта

Основные содержательные единицы модуля «Основы православной культуры». Методы преподавания

6

6

Основные содержательные единицы модуля «Основы исламской культуры» Формы и методы работы

6

6

Основные содержательные единицы модуля Основы буддийской культуры. Методы преподавания

6

6

Основные содержательные единицы модуля «Основы иудейской культуры. Методы организации занятий

6

6

5.

Модуль 5. Основы мировых религиозных культур.

6

6

Зачёт

6.

Модуль 6. Основы светской этики

6

6

Зачёт

2. 5.Духовно-нравственные и социальные ориентиры

в образовании: приоритеты, возможности, поиски

Духовно-нравственное воспитание гражданина России – начало и результат, смысл и основной ресурс социального и экономического прогресса общества. Модернизация страны начинается с воспитания личности, способной её осуществить. Модернизация нужна для повышения качества жизни, т.е. для создания максимально благоприятных условий для развития личности – взаимосвязанные процессы.

В современной России общественное сознание «видит перед собой» по преимуществу только одну модель гражданскогообщества – светскую. Однако существует и другая, основывающаяся на различных религиозных традициях. В настоящей России миллионы граждан живут активной религиозно-гражданской жизнью, ведут активную социальную, работу, издают газеты, журналы, книги, выступают по радио, телевидению, утверждают свои социально-нравственные ценности, способствуя выходу России из состояния экономического кризиса бездуховности, безнравственности. В России светская и духовная образовательные системы прошли сложный путь развития, В настоящее время они переживают серьезные социальные трансформации и период модернизации.

Патриарх Кирилл (после интронизации 02 января 2009 г.) сказал: «Предметом нашей особой заботы станет молодёжь, которая сегодня особенно остро нуждается в духовномруководстве. В эпоху нравственного релятивизма, когда пропаганда насилия и разврата похищает души молодых людей, мы должны идти им навстречу. Сильная личность, сплочённая многодетная семья, солидарное, ответственное общество – всё это следствие того образа мыслей и того образа жизни, которые проистекают из нравственных убеждений». В январе 2010 года после своей интронизации Патриарх Кирилл отметил, что важнейшим событием этого периода стало введение в общеобразовательные учреждения Российской Федерации учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Заключение по учебному пособию для учреждений системы повышения квалификации «основы мировых религиозных культур» 1 вводная часть

    Документ
    Представленное на исследование пособие «Основы мировых религиозных культур: Учебное пособие для учреждений системы повышения квалификации» (далее – Пособие) является материалом учебно-методического обеспечения учебного курса «Основы
  2. Программа инновационной работы «анализ ресурсов духовно-нравственного развития школьников средствами курса «основы религиозных культур и светской этики (модуль «основы православной культуры»)»

    Программа
    Проблема духовно-нравственного развития школьников сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых
  3. «духовно-нравственное воспитание

    Задача
    В условиях становления новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство, идет активный процесс поиска моделей образования, которые позволят сохранить духовно-нравственные и культурно-исторические
  4. Религиозная культура в светской школе сборник материалов москва

    Документ
    Религиозная культура в светской школе: Сборник материалов / Отв. ред. и сост. Л.С. Гармаш и И.В. Понкин. – М.: Институт государственно-конфессиональных отношений и права, 2007.
  5. Религиозная культура в светской школе сборник материалов москва

    Документ
    Религиозная культура в светской школе: Сборник материалов / Отв. ред. и сост. Л.С. Гармаш и И.В. Понкин. – М.: Институт государственно-конфессиональных отношений и права, 2007.
  6. Духовно-нравственное воспитание и образование

    Учебники и учебные пособия
    Духовно-нравственное воспитание и образование. ОРКСЭ. Библиографический список / сост. Т. В. Нохрина, С. Л. Биктуганова. – Екатеринбург : ИРО, 2012. – 25 с.

Другие похожие документы..