textarchive.ru

Главная > Документ


особенности подготовки тренеров-преподавателей по курсу ОРКСЭ;

концепция, цели и задачи, структура курса «Основы религиозных культур и светской этики»;

психолого-педагогическая технология развития ценностных ориентаций у детей и подростков, возрастные особенности младших школьников;

формирование универсальных учебных действий у школьников;

культурологический подход в преподавании курса ОРКСЭ, методика работы с культурным аспектом;

учебно-методические пособия по курсу, презентация мультимедийного обеспечения курса ОРКСЭ;

формы и методы работы преподавателей, методика использования элементов проектно-исследовательской деятельности, диалоговых технологий, конструирования блочно-модульных занятий, использование игровых технологий, использование кейс-технологий, интерактивных форм познавательной деятельности, практических занятий с текстами, иллюстративным материалом, развитие толерантности средствами дискуссии в процессе изучения ОРКСЭ;

основы содержания и методика преподавания православной культуры, основ исламской культуры, основ буддийской культуры, основ иудейской культуры, основ мировых религиозных культур, основ светской этики;

подготовка итоговых проектных работ (проектирование работы с учителями в группе);

написание слушателями-тренерами эссе, контрольной работы (по использованию одной из методик), защита выпускных итоговых работ.

На одном из занятий слушателям-тренерам предлагалось написать эссе(после соответствующего занятия по его разработке, критериальным основаниям оценивания и т.д.). Тематика эссе: «Ваше отношение к введению курса «Основы религиозных культур и светской этики»; «Российская религиозно-культурная традиция как основа курса ОРКСЭ»; «Рефлексия как неотъемлемый аспект духовно-нравственного развития личности ребенка»; «Специфика курса ОРКСЭ, его отличие от традиционных учебных курсов»; «Добро и зло в свете идеологии курса ОРКСЭ».

Ключевой фигурой образовательного процесса является ученик, в нашем случае – преподаватель–тренер, участник процесса повышении квалификации, желающий получить необходимые знания и умения в логике современных тенденций.

Например: работа слушателей в группах включала в себя освоение разных инновационных методик, в том числе использование диалоговых методик и элементов диалоговых технологий в куре ОРКСЭ. Например, А. Н. Иоффе разработал и использовал на занятиях с тренерами методические рекомендации по способам использования в учебном процессе: высказываний, притч и коротких историй, системы вопросов, работы с понятиями, правил и условий работы в ходе дискуссии, критериям оценки проведения любого обсуждения и т.д. И. А. Мишина предлагала методику подготовки и проведения занятий и презентаций по теме «Диалог культур», «Межконфессиональный диалог», «Правила участия в дискуссии, диспуте», методические рекомендации по сопоставлению поведенческих моделей, обоснованию педагогических действий учителя.

Формы и виды учебной деятельности, рекомендованные дл организации занятий в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» основываются на сочетании различных методов обучения, представленных в учебном плане курсовой подготовки: словесных, наглядных, практических, проблемно-поисковых и методах самостоятельной работы.

Важно также иметь в виду, что на стимуляцию познавательной деятельности и творческой активности учащихся в учебном процессе влияет внеурочная работа, которую необходимо проводить для расширения кругозора детей, развития их интереса к конкретной области знаний и более глубоким наблюдениям в сфере религиозно-этического знания. Следует отметить такой аспект деятельности учителя, как необходимость работы с родителями, членами семей в рамках учебного предмета ОРКСЭ, так как сотрудничество семьи и школы в этом случае – необходимое условие для создания оптимальных для духовного, нравственного и интеллектуального развития младшего школьника. Методические рекомендации по этим направлениям работы учителя содержатся в пособиях по курсу ОРКСЭ. В 2011, 2012 годах в издательствах «Просвещение», «Дрофа» вышли учебники по всем 6 модулям этого курса для учащихся 4 класса.

2. 3.Светский характер образования. Основы знаний учащихся о мировых религиях и культуре религий. Диалектика

В 2010 – 2011 учебных годах в ряде субъектов Российской Федерации в экспериментальном режиме вводилось преподавание учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в новой предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

Разработка концепции новой предметной области и её программного обеспечения пока не завершены. Согласно замыслу, образовательное учреждение должно будет, определив образовательные, культурные и религиозные потребности обучающихся и их родителей, обеспечить преподавание соответствующим специалистом каждого из выбранных учащимися предметов-модулей (сколь малой ни окажется та или иная группа). Всем педагогам хорошо известно, что 4 – 5 классы, то есть 10 – 12-летний возраст – переходный период развития школьников (обусловлено множеством психологических и педагогических факторов). Сложность этих задач связана еще и с тем, что предлагаемая образовательная область достаточно непривычна для отечественной массовой педагогической практики. Будет проведена большая работа по подготовке и переподготовке грамотных учительских кадров.

В отечественной педагогической практике уже сложился некоторый опыт преподавания религиоведческих курсов в старших классах. Издано несколько учебных пособий «История религий», «Религии мира» и «Религии в России», среди них учитель может выбрать наиболее подходящие для себя и своих учеников. Но ранее эти предметы преподавались факультативно. Также соответствующий модуль планируется ввести на рубеже начальной и средней школы, следовательно, религиоведческие знания будут теперь гораздо более востребованы педагогами и станут весьма актуальны.

Автор предлагаемой вашему вниманию статьи давно работает в области религиоведческого образования, преподает авторский религиоведческий курс школьникам и студентам, написал ряд книг, включая действующие школьные пособия «Религии мира» и «Религии в России», а также несколько пособий и статей для учителей по вопросам преподавания религиоведческих курсов.

Ниже приведены теоретические и практические обоснования изучения религий в школе.

Создание школьного религиоведческого курса и следует учитывать болезненную для современной России сферу бытия. Содержание курса должно быть научным, объективным, а, также и популярным и приемлемым для широкого круга людей с различными взглядами и убеждениями (в том числе религиозными, конфессиональными и атеистическими).

Многие философы утверждали, что традиционные останутся в прошлом. Но религия продолжает быть важнейшим общественным феноменом как в современном мире, так и в России. Следовательно, общеобразовательная школа обязана дать своим выпускникам достаточно полное представление об этом феномене. Личное отношение того или иного педагога к религии должно быть объективным.

Первая – деление религий на «темные» и «светлые», «правильные» и «неправильные», «дружеские» и «враждебные», «свои» и «не свои» неприемлемо.

Вторая крайность – это самодовольное убеждение в том, что каждый человек абсолютно самостоятельно выбирает веру, как наиболее «вкусное блюдо из меню», и не зависит при этом от духовного опыта своих предков, культурных традиций народа, страны в которой живёт. На самом деле не только мы [люди] выбираем веру, но и вера в какой-то мере «выбирает» нас...».

Воспитательная цель курса, его «сверхзадача», по мнению автора, – сделать людей более духовными, образованными и терпимыми. Нельзя снизить риски возникновения недоверия и враждебности! Тот, кто духовно и интеллектуально богат, приобщен к русской культуре, а также к многонациональной российской культурной традиции, знаком с мозаичной культурной картиной мира, не может быть нетерпим, враждебен к инакомыслию в любой форме, в том числе и религиозной. Однако, человек, выросший и воспитанный в России. Он не только передаст национальные традиции следующим поколениям, но и обогатит их.

Многие учителя задаются вопросом: зачем школе нужен специальный учебный курс по изучению религий? Соответствующие вопросы также ставятся при изучении истории, обществознания, литературы, искусства. За последние несколько лет российское общество пережило один из самых крутых поворотов в своей истории. Произошла радикальная смена ориентиров, идеалов, налицо огромные сдвиги в сознании людей. Неоднозначны процессы, идущие в наши дни. Они вызывали, вызывают и будут вызывать самые острые споры. Но мы можем констатировать два очевидных момента: а) сам факт этих колоссальных изменений, б) закономерность и необратимость всего, что произошло с Отечеством и с миром в целом. Россия заново и в новом историческом контексте обретает свои традиции, исчезает её самоизоляция от мира. Современные педагоги должны ориентироваться на вечные, ценности, на опыт многих поколений людей, всей нации и человечества в целом.

«Всемирные универсальные и всепобеждающие» атеистические учения прошлого века заметно дискредитировали себя в глазах поколений, более ощутимым стал интерес к национально-культурным и религиозным ценностям. Религия, как бы неоднозначно не относились к ней разные люди, является богатейшей «кладовой» этого векового опыта.

К концу ХХ века люди реально ощутили не только прелести, но и опасности, которые она несёт цивилизация. Теперь они всё больше стремятся к простым, ясным, проверенным и вечным нравственным ориентирам. Мы считаем, что самый яркий образец возрождения религиозной жизни – это, конечно, современная Россия как многонациональная страна. В ней исторически сосуществует множество культур, каждая из которых имеет свою религиозную основу. Новое поколение россиян просто не сможет обустраивать свою страну, не обладая знаниями о религиях и их роли в истории российской цивилизации.

Без знаний о религиях ученики в школах никогда не смогут разобраться в сути мировых политических процессов, в современных конфликтах и войнах. Как ни парадоксально, войны конца ХХ века все чаще имеют религиозную подоплеку. Ученые прогнозируют, что в XXI веке эта печальная тенденция сохранится. Игнорирование людьми религиозных факторов в самых различных сферах деятельности может привести к тяжёлым трагедиям, последствиям.

Изучение религиоведческого курса поможет ученикам в понимании и освоении мировой художественной культуры. Отметим, чторелигиозные образы и мотивы буквально пронизывают все жанры мирового искусства.

Большинство проблем человеческой нравственности было впервые поставлено именно в рамках религиозно – философских исканий. Знакомство со взглядами христиан, буддистов, мусульман и многих других наверняка заставит многих молодых людей задуматься над существенными вопросами своего личного бытия. Изучая религии, люди открывают для себя мир вечного нравственного поиска.

Если материал курса подается в педагогически корректной форме и включён в продуманную системуобразования и нравственного воспитания, то негативных последствий бояться не следует.

И еще к вопросу об актуальности курса. Пользуясь идеологическим и религиозным вакуумом в головах современных россиян, а проще говоря, «кашей в голове» у наших соотечественников, на них обрушили свою кипучую энергию бесчисленные миссионеры, как заграничные, так и отечественные. Излюбленная аудитория миссионеров – молодежь. Конечно, не каждый, кто обращается к людям с проповедью своего учения, заведомо является опасным врагом. Но среди современных «учителей жизни» нередко встречаются корыстные шарлатаны, а то и просто психически неполноценные люди. Чрезвычайно опасный феномен наших дней - тоталитарные секты. В этих условиях набор правил так называемой «религиозной безопасности» должен стать безусловным руководством для молодежи. Знания о религиях помогут нашим ученикам не попасть в трагическую ситуацию. Учащиеся, изучившие религиоведческий курс, легче распознают, где привлекательная «маска» той или иной религиозной организации или общины.

В последние годы многие россияне стали активно путешествовать. Также людям необходимо знание её религиозных и культурных традиций. В тех государствах, где по религиозным законам живет все общество следует быть особенно внимательным и знающим. Знания, полученные на уроках, уберегут наших учеников от возможных неприятностей. Таким образом, изучение курса выполняет вполне утилитарные задачи по распространению навыков безопасного существования и жизнедеятельности человека в мире.

Концепция школьного религиоведческого курса

Цель курса ОРКСЭ – знакомство с религией как важнейшим феноменом человеческого мира.

Следует чётко различать два понятия в массовом сознании: изучение религий и обучение религии (конкретной). Если изучение религии необходимо в массовой школе, то второе - дело конкретных конфессий. В соответствии с Конституцией России, приобщение к религии не может осуществляться в рамках государственной системы образования. Верующие родители должны иметь возможность при желании обучать своих детей в негосударственных учебных заведениях общеобразовательного профиля, заявивших себя как православные, мусульманские и т. д.

В разных странах мира по-разному решается вопрос об изучении религии, как историко-культурного феномена. Если на систему образования существенно влияют господствующие религии, имеющие статус государственных или по сути являющиеся таковыми, преподавание культурологического курса, подобного нашему, в массовой школе невозможно.

Традиционные конфессии считают (что естественно) целесообразным обучать школьников «своей» религии. История религий рассматривается через призму собственного конфессионального взгляда. Такой взгляд не всегда является свободным и объективным. В практике школ многих развитых стран утвердились историко-культурологические курсы. Многие развитые страны также обучают школьников конкретной религии по их выбору.

Для школьного курса предлагаемого типа неуместна не только конфессиональность и апологетичность. При его преподавании приходится вступать в некоторое противоречие и с современной концепцией религиоведенияв том виде, в котором она сложилась в отечественной научной традиции – данная отрасль общественной науки в России имеет сильную атеистическую окраску (исторически). Курсы религиоведения, подобные вузовским, довольно тяжеловесны, в них мало рассказывается о самих религиях как таковых.

Изложенные выше соображения заставляют сознательно отказаться от термина «религиоведение» применительно к школьной практике. Вероятно, место такого предмета – высшие и специальные учебные заведения соответствующего гуманитарного профиля. Учителя школ должны реализовать популяризаторские задачи:

точное, корректное и достаточное занимательное представление учащимся многообразие религий, существующих в мире;

рассказ об истории их возникновения, географии распространения, основателях и пророках;

освещение особенностей учений различных религий (в первую очередь нравственной составляющей этих учений);

описание религиозных традиций, культуры, а также духовного и церковного искусства (если оно существует),

Следует обратить особое внимание на эстетическую сторону ипоказать учащимся те «культурные поля», в которых существуют разные конфессии. На занятиях может звучать музыка, рассказ учителя должен сопровождаться демонстрацией памятников изобразительного искусства, архитектуры.

Заметим, что глубокое изучение религии в теоретическом плане – дело специального образования, необходимого не для всех. Массовая школа должна выпускать в жизнь культурного и образованного человека с широким кругозором, а не специалиста или носителя конкретной профессии. Следовательно, теоретический раздел курса сравнительно невелик. В нём должны быть раскрыты философские, социологические, политические и даже экономические аспекты феномена религии и религиозной жизни. Теоретическая часть курса должна в первую очередь показать, что проблемы происхождения, сущности, функций и роли религиимогут рассматриваться с различных, в том числе даже противоположных методологических позиций.

Название предполагает его построение по чисто историческому принципу, что явно сужает проблему. Школьники должны получит представление о религиях как факторах современной жизни, а не только как о памятниках истории. Следовательно, логичнее назвать курс «Религии мира», или «Религии в России».

«Светскость образования»

Принцип светского характера государства закреплён в Конституции Российской Федерации (статья 14): «Российское государство – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом». В Федеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» эта формулировка повторяется, но дополнительно говорится, что «в соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства в соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений, государство: «не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания», а также « обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях (глава II, статья 4) В Законе Российской Федерации «Об образовании» установлено, что государственная политика в области образования основывается, в частности, на принципе «светского характера образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях» (глава I, статья 2). В то же время в этом же Законе и в той же статье говорится, что одним из принципов государственной образовательной политики является «защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства». Обратим внимание, что в положении 5 данной статьи, утверждающее «свободу и плюрализм в образовании».

Некоторые учёные, церковные и общественные деятели трактуют в статью 2«Закона об образовании»как противоречивую. Так как принцип «светскости» в Законе «Об образовании» детально не раскрыт, возможны различные толкования его содержания среди учёных, педагогов, общественности. Причем это в равной степени касается как дискуссии о содержании образования (что должны знать школьники о религии и религиях), так и его организации (в каких воспитательно-образовательных формах преподносятся эти знания). Проблема состоит не только в законодательстве, но и в том, что в вопросе изучения религии трудно сохранять мировоззренческую нейтральность. Объект религии лежит в основном за пределами рационального знания, поэтому его восприятие и передача всегда субъективна. Любой, даже бытовой разговор о религии может затрагивать глубокие, а подчас потаенные и неосознанные сферы психики, как педагога, так, зачастую, и учащегося. Не секрет, что все главным образом зависит от того, как сам изучающий лично относится к религии: является верующим, неверующим или просто не ставит перед собой вопрос. Подходы к изучению религий можно условно разделить на описательно-исторические, с одной стороны, и нормативные — с другой. Предметом исследований исторического характера являются структура религии, ее историческое развитие и т. д. Подобные исследования не содержат оценок по отношению к содержа­тельной стороне религиозных доктрин. Нормативные же исследования концентрируются вокруг истинности посту­латов религии, приемлемости проповедуемых ею ценностей и других подобных аспектов. Данное разделение хорошо прослеживается и в практике массовой школы применительно к изучению религий.

Преподавание знаний о религии с позитивистской точки зрения, ограничивается тем, что присуще ей как общественному историческому феномену и проявляется достаточно очевидно и несомненно, а рассуждения о Боге, о высшей духовной природе религии, признаются не существенными. Мы считаем, что объясняя, характер религии человек всегда невольно исходит из той модели религии, которая ему привычна, с которой прямо или косвенно связан он сам, его родствен­ники, близкие, соотечественники.

Основные принципы методики преподавания религиоведческого курса

Признание и реализация права каждого человека (в том числе ученика) на выражение собственных убеждений и мнений – напрямую вытекает из идеи диалога культур, о которой говорилось выше. Не проявляй насилия, уважай мнение оппонентов, давай учащимся, по-возможности, полную, объективную и многогранную информацию - вот главные требования к учителю.

В обобщённом виде методические принципы можно сформулировать так:

максимальнаяделикатность, интеллигентность, уважение к личностям учащихся в процессе общения на уроках и вне их;

учёт индивидуальных особенностей и склонностей каждого из учащихся, специфики семьи и атмосферы, в которой они воспитываются дома, т. е. индивидуальный подход. Конфессиональные знания и навыки отдельных учащихся могут быть использованы на уроках. Выявлять конфессиональную принадлежность учащихся (в любой форме) недопустимо. Чтобы побудить учащихся к полноценному разговору о религии учитель должен достигнуть высокой степени доверия со стороны своих учеников.

– процесс обучения – уважительный обмен информацией, постоянный диалог, в определенной мере даже взаимное обучение учителя и старшеклассников. Учитель должен стараться не утрачивать способности удивляться, сомневаться и выражать эмоции перед школьниками. На различии взглядов и личных пристрастий можно и нужно строить поисковую методику обучения. Споры и дискуссии в классе не только не помешают, но и значительно облегчат работу педагога, помогут прочному усвоению учащимися фактов и понятийного аппарата;

– доброжелательный и ровный тон в изложении учебного материала, отсутствие нетерпимости и однозначности в оценках. Исключение из этого правила касается только тех сюжетов в изучаемом материале, которые связаны с изучением опасных для жизни и здоровья учащихся тоталитарных сект;

– простота и «прозрачность» освещения учителем всех вопросов, включая самые сложные и отвлечённо – философские;

– на уроках следует избегать излишнего количества сложных терминов, особенно из иностранных и древних языков. Каждое введенное понятие или новый термин должны быть исчерпывающе объяснены. Учитель заранее определяет, какие понятия должны быть выделены для обязательного запоминания и оперативного применения учащимися, какие потребуются им только для адекватного понимания конкретного материала, а какие вообще можно исключить, без ущерба для понимания. Начиная работу над курсом, желательно составить для себя «карту» понятий и терминов, разделив их на сквозные и необходимые (не более двадцати на весь курс), специальные для той или иной религии, сопутствующие социологические, политологические и философские. Имея такую карту, можно осознанно добиться овладения учащимися требуемым минимумом терминологии;

– манера объяснения, лекции, беседы учителя должна быть максимально увлекательной, яркой, артистичной. Не следует бояться обозначать спорные проблемы, рассказывать о загадках и неразрешенных тайнах истории. Иногда полезно предварительно заинтриговать школьников, по мере возможности драматизировать изложение материала.

Уместно включение в урок чтений из художественной литературы, поэзии, демонстрации произведений изобразительного искусства, прослушивания небольших музыкальных фрагментов. Желательно, чтобы учитель использовал слайды, видеоматериалы и аудиозаписи, посвященные данной теме слайды по мировой художественной культуре вполне применимо при изучении ветхозаветной религии и христианства. Хорошо, если демонстрируемые памятники максимально разнородны по своему художественному языку и относятся к разным эпохам. Учитель обязательно должен использовать изобразительные материалы по архитектуре.

Мы рекомендуем обязательное использование на современном уроке звука. Музыка – самый понятный всеобщий язык. И. С. Бах и П. И. Чайковский, например, принадлежали к разным христианским церквям, но их сочинения объединяли людей и возвышали мысли и чувства. Музыкальные образы не только вызывают встречные эмоции, но и объясняют философию различных религий. Мы уже говорили, что курс «Религии мира» имеет самый прямой выход на предметы художественного цикла и помогает решать задачи эстетического воспитания.

Качество воспроизведения видео и аудио иллюстраций должно быть достаточно современным и технически совершенным.Ведь музыкальный и изобразительный язык тех произведений, которые будут демонстрироваться в курсе ОРКСЭ, непривычен и малопонятен для большинства школьников.

Полезно и эффективно использовать окружающую культурную и историческую среду в учебных целях. Например, рассказ о православии будет эффективнее и интереснее, если дополнить его впечатлениями от осмотра храма. В ходе такой мини–экскурсии следует показать учащимся архитектуру и устройством. При этом нелишне учитывать, что храм является культовым сооружением, где идут богослужения, а следовательно любая экскурсионная или Учебно – познавательная деятельность в нём или вокруг него должна быть максимально деликатной и тактичной.

Некоторые уроки по курсу могут проводиться на воздухе, в окружении архитектурных и исторических памятников. Краеведческий элемент будет способствовать решению еще одной задачи – воспитанию уважительного и бережного отношения к старине, отечественному религиозному и культурному наследию.

2. 4. Правовые, социокультурные, организационно-управленческие основания разработки учебного плана и содержания курса

«Основы религиозных культур и светской этики»

В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства и их равенства перед законом (статья 14 Конституции Российской Федерации), Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», а также Закон Российской Федерации «Об образовании») устанавливают, что государство должно обеспечивать светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. В таких учреждениях, а также органах, осуществляющих управление в сфере образования, создание и деятельность организационных структур религиозных движений и организаций (объединений) не допускается.

Однако следует помнить, что законодательством Российской Федерации определён социальный заказ государства на воспитание человека современно образованного, нравственного, обладающего чувством ответственности за судьбу страны и способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, что обозначает интеграцию обучающихся в национальную и мировую культуру как одну из важнейших задач системы образования.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Заключение по учебному пособию для учреждений системы повышения квалификации «основы мировых религиозных культур» 1 вводная часть

    Документ
    Представленное на исследование пособие «Основы мировых религиозных культур: Учебное пособие для учреждений системы повышения квалификации» (далее – Пособие) является материалом учебно-методического обеспечения учебного курса «Основы
  2. Программа инновационной работы «анализ ресурсов духовно-нравственного развития школьников средствами курса «основы религиозных культур и светской этики (модуль «основы православной культуры»)»

    Программа
    Проблема духовно-нравственного развития школьников сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых
  3. «духовно-нравственное воспитание

    Задача
    В условиях становления новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство, идет активный процесс поиска моделей образования, которые позволят сохранить духовно-нравственные и культурно-исторические
  4. Религиозная культура в светской школе сборник материалов москва

    Документ
    Религиозная культура в светской школе: Сборник материалов / Отв. ред. и сост. Л.С. Гармаш и И.В. Понкин. – М.: Институт государственно-конфессиональных отношений и права, 2007.
  5. Религиозная культура в светской школе сборник материалов москва

    Документ
    Религиозная культура в светской школе: Сборник материалов / Отв. ред. и сост. Л.С. Гармаш и И.В. Понкин. – М.: Институт государственно-конфессиональных отношений и права, 2007.
  6. Духовно-нравственное воспитание и образование

    Учебники и учебные пособия
    Духовно-нравственное воспитание и образование. ОРКСЭ. Библиографический список / сост. Т. В. Нохрина, С. Л. Биктуганова. – Екатеринбург : ИРО, 2012. – 25 с.

Другие похожие документы..