textarchive.ru

Главная > Документ


Эти принципы являются основой всех культур и народов, определяя истинный смысл человеческого бытия и его нравственные идеалы.

Межэтнические и межконфессиональные конфликты в конце ХХ века стали моделью поведения человечества. Люди перестали ценить мудрость, которая веками формировалась в человеческих взаимоотношениях.

ООН и ЮНЕСКО объявили первое десятилетие XXI века десятилетием толерантности. Педагоги отмечают гостеприимство как одну из важнейших человеческих добродетелей, которая играет важную роль в воспитании детей в духе межнационального и межрелигиозного согласия как социального института. Гостеприимство способствует установлению контактов и взаимопонимания между соседями, людьми, народами, странами.

В воспитании этого качества личности немалую роль играет этнопедагогика как педагогическая технология, базирующаяся на народной мудрости, поговорках. Например: «Умному – весь мир Родина» (чеченская); «Стремись завоевать не мир, а его знание» (осетинская); «Кто не любит своего народа, тот не полюбит и чужого» (осетинская); «Кто герой? – Превращающий в друга врага своего» (еврейская).

Лишь в конце ХХ века учёными была сформулирована концепция культуры мира и ненасилия. Только на рубеже второго и третьего тысячелетий человек сформировал понятие «планетарное мышление». Однако И. А. Ильин утверждал: «христианин рожден бытьгражданином Вселенной»; и высшее призвание его в том, чтобы отвергнуть всякие условные деления людей – по сословиям, классам, странам, национальностям, расам». Изучение в школьном курсе истории любого народа невозможно без изучения его религии и культуры.Религия и религиозная жизнь сопровождали человечество на протяжении всей истории. Религия не утратила, а наоборот усилила в наши дни свое влияние как в мире, так и в России. Следовательно, знания о религиях необходимы политикам, общественным деятелям, педагогам, работникам культуры, журналистам, социальным работникам, психологам, специалистам информационной сферы и многим другим людям. И совершенно неважно, как каждый из нас относится к религии: является верующим, неверующий или равнодушный. В то же время, пишет А. Е. Кулаков, (автор учебников и учебных пособий по религиоведению для основной и средней школы), «… большинство вопросов человеческой нравственностибыло впервые поставлено именно в рамках религиозно - философских исканий.В нынешней России нравственный аспект изучения религий очень важен и актуален.

Что же такое религия?Ниже приведены различные определения термина «религия»:

1. Религия есть жизнь нас в Боге, это – система таких действий и переживаний, которые обеспечивают душе спасение. (П. А. Флоренский – русский богослов, физик и искусствовед. 1882—1937гг.).

2. Религия есть опознание Бога и переживание связи с Богом». (С. И. Булгаков – русский богослов, 1871—1944 гг.).

3. Религия – выдумки, допущенные государством, а не допущенные им выдумки – это суеверия. (Т. Гоббс (1558—1679 гг.) – английский философ материалист).

4. Религия – отражение неуверенности, страхов и колебаний человека. Религия - результат бессилия человека перед природой. (Б. Спиноза (1632 –1677гг.) – нидерландский философ, относился к группе философов пантеистов, которые обожествляли природу, считая, что Бог проявляется только в ней. Его взгляды во многом заимствовали философы материалисты эпохи Просвещения: Мелье, Гольбах, Гельвеций и др.).

5. Религия это то, что «является предметом человеческих интересов и потребностей. Боги – воплощённые неосуществлённые желания человека. (Немецкий философ – материалистЛ. Фейербах (1804—1872гг.).

6. Религия – общественный феномен, порождаемый ограниченностью, недоразвитостью способа материальной жизнедеятельности людей и вытекающими из него недоразвитыми общественными отношениями. (К. Маркс (1818—1883 гг.) – создатель философии «исторического материализма»).

7. Всякая религия является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни. (Ф. Энгельс (1820—1895гг.) – ближайший сподвижник Маркса).

8. Религия представляет собой целостную систему верований и обрядов, которые объединяют в одну моральную общину, называемую церковью всех тех, кто признает эти верования и обряды. (Э. Дюркгейм (1858—1917 гг., Франция) – философ социологического направления, в центре внимания которого стояло функционирование общества, а также место человека в этом обществе).

9. Под религией понимается любая система взглядов и действий, которой придерживается какая-то группа людей и которая дает индивиду систему ориентации и объект поклонения. (Э. Фромм (1900—1980 гг.) – немецко-американский философ, социолог. В основе его учения лежала идея общественного прогресса, «здорового общества»).

10. Религия – система вероучительных положений, которая объясняет человеку его происхождение и полагает цель. Она будет вечно нужна индивиду, чтобы преодолеть предчувствие и страх смерти, несчастий и роковой судьбы. (Б. Малиновский – современный английский культуролог и этнограф польского происхождения).

11. Религия – преломление подлинного бытия в сознании людей. Подлинным является только то, что основано на вере в Сокровенную Божественную сущность мира. (Александр Мень (1935-1990) известный священник и богослов русской православной церкви. Был зверски убит при не выясненных до сей поры обстоятельствах).

12. Религия – универсальный коллективный невроз, следствие чувства страха, вины и безуспешной борьбы человека со своими природными бессознательными влечениями. (З. Фрейд (1856—1939) – австрийский невропатолог и психиатр, создавший учение, объясняющее общественное развитие и культуру через призму психологии).

Наша Родина – многонациональная страна. В ней исторически сосуществует множество культур, каждая из которых имеет свою религиозную основу. Новое поколение россиян, не обладая знаниями о религиях и их роли в российской истории и культуре, не сможет обустраиватьсвою страну.

Острейшую проблему современности представляют собой воинствующие религиозные течения, называемые обычно экстремистскими. Их последователи совершают кровавые преступления, прикрываясь религиозными лозунгами.

Краткое знакомство с религиозной жизнью народов в большей или меньшей мере сделано в курсе Всеобщей истории. Религия является нравственным началом любогообщества, сдерживающим фактором нравственной жизни человека. Принятие христианства на Руси стало средством приобщения восточнославянских племён к мировой культуре. Национальная жизнь русского народа отразилась в православной религии, оно стало мощным средством воздействие на общество.

Автор учебников по истории России А. Н. Майков пишет в предисловии к учебнику по истории России для 6 класса: «В школе изучаются необходимые фрагменты истории Русской Православной Церкви. Это не изучение основ вероучения. Последнее предполагает формирование религиозного мировоззрения, приобщение к мистической жизни Церкви, участие в её таинствах.

Изучение отдельных эпизодов истории Русской Православной Церкви в светской школе носят информационный характер, помогает понять историю России роль Церкви в историческом процессе. Чтобы понять историю России, ученики должны осознать духовный мир своих предков: их веру, идеалы, мораль, культуру.

История православия в России тесно связана с историей ислама. На протяжении всей истории России эти две религии постоянно взаимодействовали. Так называемый «научный атеизм», некорректно представляя историю ислама и христианства и фактически искажал роль как христианства так и мусульманства в истории страны. Акцент на военные конфликты между православными и мусульманами в нашем прошлом и настоящем приводил и приводит к невниманию или игнорированию процесса взаимодействия культур, совместной жизни людей разных вероисповеданий.

Выражение «православие – господствующая религия» стал фактически ярлыком, призванным свидетельствовать о приниженном положении всех остальных религий в России. Однако следует подчеркнуть, что «господствующая религия» испытывала на себе мощное давление государства. Примеров, свидетельствующих о вмешательстве государства в жизнь Православия и Ислама и негативных последствий для их последователей в истории достаточно. Со времён Петра I Церковь лишилась патриаршества, под давление государства проводилось насильственное крещение народов Поволжья. А во времена Анны Иоанновны были закрыты сотни мечетей. Во времена Екатерины Великой православие потеряло свою экономическую самостоятельность, закрывались монастыри, храмы, однако, в то же время ислам получил некоторое послабление».

Школьный курс истории несомненно требует более широкого включения сюжетов из истории ислама в программы и учебники. Это, безусловно, будет содействовать преодолению таких общественных пороков как национализм и шовинизм, приводящих к утрате понимания своих недостатков и чужих достоинств. Всегда следует помнить, что Россия являлась и является родиной-матерью и для русских и для многих народов. И в этом залог межнационального единства и межконфессионального согласия Россиян. А этом видится одна из важнейших воспитательных задач курса истории России в школе.

Сегодня, в XXI веке, наблюдается усиление роли религии, рост её влияния на все сферы общественных отношений в российском обществе. Учитывая диалектику этих процессов, следует налаживать сотрудничество государства и религиозных организаций, в том числе и в сфере духовно-нравственного образования и воспитания подрастающего поколения.В своём послании Федеральному собранию в 2010 году Президент Российской Федерации подчеркнул, что «развитие страны определяется не одними лишь экономическими успехами, но не в последнюю очередь – духовным и физическим здоровьем нации».

В образовательной практике подавляющего большинства стран Европы осуществляется приобщение школьников к духовным и культурным ценностям традиционных религий.Это – форма реализации прав учащихся и их родителей на получение образования в соответствии с ценностями своей страны, национальной культуры, а также убеждениями, принятыми в семье.

В субъектах Российской Федерации осуществляется разнообразная совместная деятельность органов управления образованием с религиозными объединениями по духовному, нравственному, культурному образованию и воспитанию, реализации совместных социальных программ, противодействию деятельности деструктивных религиозных культов. Например, в Саратовской, Волгоградской, Пензенской, Липецкой, Вологодской и др. областях совместно с епархиальными управлениями проводятся форумы православной молодёжи, творческие конкурсы «Моя семья», «Предки, о которых я хочу рассказать», детские православные и краеведческие лагеря, в которых организуется добровольный труд детей и подростков по восстановлению православных святынь – часовен, храмов, святых источников, исторических некрополей и т.п.

Проведение совместно с Русской православной церковью детских творческих конкурсов, православных лагерей все более указывает на то, что эта деятельность положительно воспринимается многими семьями – детьми и их родителями, учреждениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Система дополнительного образования детей располагает значительными возможностями для духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Программа «Отечество» положительно зарекомендовала себя по развитию краеведческой деятельности учащихся, изучен6рю родного края, истории, традиций, культуры, которая объединяет в своих рядах более двух миллионов детей и взрослых. Она направлена на то, чтобы пробудить, сформировать в ребенке, молодом человека любовь к его малой Родине, любовь к Отечеству.

В ряде субъектов Российской Федерации действует соглашение между органами государственной власти и церковными властями, в частности епархиальными управлениями Московского патриархата Русской православной церкви (в Белгородской, Костромской, Смоленской, Рязанской, Архангельской областях, г. Санкт-Петербурге, Краснодарском крае и др.). С духовными управлениями мусульман (в Карачаево-Черкесской Республике) подписаны и реализуются договоры о совместной научно-педагогической и культурно-просветительской деятельности.

Одно их важнейших направлений совместной деятельности – подготовка педагогических кадров для духовно-нравственного воспитания. Сегодня далеко не каждый педагог и управленец системы образования готов к такой работе, поэтому одна из основных задач – создание условий для самосовершенствования педагогов. Министерство образования и науки РФ в рамках координируемых федеральных программ проводит научные исследования, посвящённые разработке методических принципов изучения исторических и культурных основ мировых религий в образовательных учреждениях, формированию системы повышения квалификации учителей.

В условиях угрозы международного терроризма и религиозного экстремизма в Российской Федерации нарастает потребность создания непрерывной системы подготовки специалистов по истории и культуре мировых религий,способных сформировать у обучающихся установок толерантности, профилактики ксенофобии на основе равноправия национальных культур и религий. Религиозный экстремизм неприемлем в любых сферах человеческой жизнедеятельности (для совершенствования профессионального, религиозного образования) Министерство образования и науки считает возможным закрепление в статье 19 Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях» предоставления учреждениям профессионального религиозного образования (духовным образовательным учреждениям) права реализовывать образовательные программы на основе государственных образовательных стандартов. Министр образования и науки А. Н. Фурсенко констатирует: реализация конституционного принципа отделения церкви от государства не означает противопоставления их друг другу.

Основополагающие сведения об исторических и культурных основах мировых религий включены отдельными темами в курсы истории, обществознания, мировой художественной культуры, а также реализовались в форме факультативных занятий при условии соответствующей подготовки учителей. В качестве факультатива введение элективного курса «Религии мира» в условиях профильного обучения возможно в рамках гуманитарного, социально-экономического профиля.

На данный момент в Российской Федерации преподаются разнообразные спецкурсы, факультативы по выбору (в Республике Ингушетия, Приморском крае, Брянской, Волгоградской, Кемеровской, Магаданской, Самарской областях – «Основы православной культуры»; в Республике Татарстан – «История религий», в Смоленской области – «История православной культуры земли Смоленской», в Иркутской области – «Религии мира», в Ростовской области - «Православие и казачество», в Ставропольском крае – «Основы мировых религий».

Изучение исторических и культурных основ мировых религий в системе образования призвано формировать у обучающихся представление о религии как важнейшей составляющей мировой культуры, являться основой воспитания межнациональной, межконфессиональной толерантности. В настоящее время созданы учебные пособия по религиоведению для основной и средней (полной) общеобразовательной школы. Содержание учебников прошло экспертизу в Федеральном экспертном совете Министерства образования и науки, централизованных религиозных организациях традиционных конфессий. Русская православная церковь постоянно подает конструктивный пример толерантного, ответственного, уважительного отношения к другим конфессиям. Например: издана «Православная энциклопедия», содержащей фундаментальные сведения обо всех традиционных религиях.

Не менее важное направление совместной деятельности государства и церкви – развитие социально-педагогической работы, борьба с детской беспризорностью и распространением наркомании, защита общества от наплыва порнографии, бесконтрольной пропаганды насилия, жестокости, укрепление общественных устоев и морали.

Во многих регионах появились новые образовательные учреждения, ставшие местом пребывания для многих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, беспризорников (детские дома и приюты при храмах и монастырях в Тверской, Калужской, Новгородской, Владимирской и других областях). Деятельность педагогических коллективов образовательных учреждений и религиозных организаций, направленная на возрождение национальных традиций, обращение к семейным ценностям, национальным и духовным истокам, исторической памяти семей с учетом культурных, национальных и конфессиональных особенностей регионов – чрезвычайно важное направление в развитии образа России.

За годы активного взаимодействия Министерства образования и науки РФ и Русской православной появилось множество совместных форм работы по духовно-нравственному воспитанию детей и молодёжи: Рождественские образовательные чтения и Всероссийская конференция «Русская школа», Глинские чтения, научно-практические конференции и семинары, круглые столы с представителями традиционных конфессий, что позволяют решать стоящие перед нами задачи нравственного образования и воспитания молодёжи.

Возрождение традиций патриотического и духовно-нравственного воспитания определяет отсутствие целостной системы нравственного воспитания в широком контексте, включая не только систему образования и культуры, но и систему социальной поддержки населения, сферы здравоохранения.

В современных условиях при повышении роста интереса к национально-культурным и религиозным ценностям, необходимо воспитание молодежи в духе толерантности, уважения традиций и культуры других народов. Ориентирование поколения на морально-этические ценности, заложенные в верованиях различных религиях будет объективно способствовать правильному воспитанию.

В ряду общих задач образования задачи воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам человека, любви к Родине, природе, семейным ценностям сегодня выступают как первоочередные. Приобщение обучающихся к духовно-нравственным ценностям и культуре традиционной (национальной) религии как неотъемлемой части национальной культуры – форма реализации прав детей и их родителей на получение образования в соответствии с ценностями своей национальной культуры, обеспечивается как российским законодательством, так и нормами международного права. Главная сложность в изучении курса «Основы религиозных культур и светской этики», введенного в качестве экспериментального в 2010 г., учебного материала по истории религиозных культур состоит в том, чтобы дети на данном возрастном и образовательном уровне поняли реальные историко-культурные аспекты развития мировых религиозных культур. Данный курс просветительский и информационный, и главный педагогический подход в обучении светский, неконфессиональный.

Основной методологический принцип реализации курса –культурологический подход, который способствует формированию у младших школьников первоначальных представлений о религиозной и светской культуре. Содержание поликультурной компетентности включает принятие человеком культурного и религиозного разнообразия мира, доброжелательное отношение к любой культуре и ее носителям. Значит, что в результате изучения данного курса школьниками должны быть усвоены следующие смыслы: каждая духовная культура обладает собственным контекстом и логикой ни одна культура или религия не может быть лучше другой, поскольку обладает значимым для развития человечества ценностным содержанием и потенциалом.

Ниже приведены основные условия воспитания духовно-нравственной личности младшего школьника:

организация работы со средствами духовно-нравственного воспитания в рамках изучения данного курса на уроке, во внеучебной деятельности;

практическая деятельность, направленная на формирование способности обучающихся к сопереживанию, состраданию, любви, бескорыстной заботе, которые составляют основу духовности;

обеспечение поддержки семьи, привлечение родных и близких учащихся к учебной и внеурочной деятельности. В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта нового поколения воспитательный результат освоения курса ОРКСЭ подразумевает «духовно-нравственные приобретения, которые получил школьник вследствие участия в той или иной деятельности».

Разработанные модули курса ОРКСЭ составляют один из необходимых элементов образовательного процесса. В рамках проекта «Консультационно- методическое сопровождение учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», реализуемого в контексте мероприятия «Разработка и внедрение новых государственных образовательных стандартов общего образования» группой специалистов-преподавателей АПКиППРО разработан учебно-методический комплект пособий по курсу ОРКСЭ. Комплект предназначен для подготовки на курсах повышения квалификации региональных тренеров-преподавателей. и включает следующие пособия:

1. Учебно-методическое пособие «Основные приёмы и технологии в работе тренера-преподавателя курса «Основы религиозной культуры и светской этики».

2. учебно-методическое пособие для учреждений системы повышения квалификации «Основы мировых религиозных культур».

3. рабочая тетрадь «Основы мировых религиозных культур и светской этики», которая включает в себя: тестовые материалы, задания, упражнения – практический инструмент, с помощью которого разрабатываются тематические занятия. Многие задания основаны на использовании активных и интерактивных методов обучения;

4. учебное пособие для учреждений системы повышения квалификации «Основы светской этики»;

5. учебное пособие для учреждений системы повышения квалификации «Основы исламской культуры»;

6. учебное пособие для учреждений системы повышения квалификации «Основы иудейской культуры»;

7. учебное пособие для учреждений системы повышения квалификации «Основы православной культуры»;

8. учебное пособие для учреждений системы повышения квалификации «Основы буддийской культуры».

Методическое единство модулей обеспечено наличием в каждом модуле следующих учебных элементов (глав): название; аннотация и характеристика образовательных целей главы; теоретический материал (анализ значимых идей); исторический и сравнительно-сопоставительный (отечественный и зарубежный опыт); выделение ключевых понятий изучаемой главы; примеры (кейсы), которые мотивируют обучающихся к работе, иллюстрирующие ту или иную идею, создающие проблемную ситуацию; описание конкретных методик; задания, связанные с анализом текста; задачи, решаемые по образцу; кейсы для группового анализа; задания для проектных разработок; глоссарий; списки источников. Каждый модуль состоит из 4 блоков (всего 34 часа).

Блок 1 (общий для всех модулей): Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час) и блок 4 (общий для всех модулей): Духовные традиции многонационального народа России (4 часов). Эти блоки посвящены патриотическим ценностям и нравственному содержанию межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса. Блок 4 – итоговый, обобщающий, оценочный, предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть индивидуальными, групповыми, коллективными. В подготовке и презентации участвуют также родители. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержанием всех 6 модулей, узнать о других культурных ценностях и традициях России от своих одноклассников.

Все пособия предназначены для оказания помощи тренеру-преподавателю во время курсовой подготовки и учителю в организации и проведении уроков по курсу ОРКСЭ. Материалы пособия могут быть использованы для курсовой подготовки, для самостоятельной работы. Кроме того, они носят практико-ориентированный характер и могут представлять интерес как для администраторов комплект школ, так и для специалистов системы дополнительного профессионального педагогического образования.

Модульный курс и учебно-методический комплект должны дополниться двумя группами специалистов: а) педагогические работники (специалисты органов управления образованием, директора и завучи школ, учителя начальной школы и преподаватели гуманитарных предметов, педагоги – исследователи и преподаватели системы дополнительного профессионального образования и методисты методических муниципальных служб) – обучающиеся, слушатели и б) преподаватели: преподаватели-консультанты (специалисты по какой-либо проблеме) и тренеры (специалисты, сопровождающие обучающихся), на которых ложится основная рабочая нагрузка.

Возможны следующие проблемы и риски, с которыми могут столкнуться обучающиеся в образовательном процессе. Например: выбор модуля; проблемы и затруднения в ходе учебного процесса (в содержательном плане); межличностные проблемы; проблемы самооценки; проблемы переноса полученных знаний, теории в практическую плоскость.

Расписание занятий восьмидневной переподготовки слушателей в АПКиППРО (с 15 января по 2 марта 2010 г., 5 потоков, каждый примерно по 200 человек из 19 регионов страны) включало следующую тематику:

вопросы нормативно-правового обеспечения реализации государственной политики в области духовно-нравственного образования;



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Заключение по учебному пособию для учреждений системы повышения квалификации «основы мировых религиозных культур» 1 вводная часть

    Документ
    Представленное на исследование пособие «Основы мировых религиозных культур: Учебное пособие для учреждений системы повышения квалификации» (далее – Пособие) является материалом учебно-методического обеспечения учебного курса «Основы
  2. Программа инновационной работы «анализ ресурсов духовно-нравственного развития школьников средствами курса «основы религиозных культур и светской этики (модуль «основы православной культуры»)»

    Программа
    Проблема духовно-нравственного развития школьников сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых
  3. «духовно-нравственное воспитание

    Задача
    В условиях становления новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство, идет активный процесс поиска моделей образования, которые позволят сохранить духовно-нравственные и культурно-исторические
  4. Религиозная культура в светской школе сборник материалов москва

    Документ
    Религиозная культура в светской школе: Сборник материалов / Отв. ред. и сост. Л.С. Гармаш и И.В. Понкин. – М.: Институт государственно-конфессиональных отношений и права, 2007.
  5. Религиозная культура в светской школе сборник материалов москва

    Документ
    Религиозная культура в светской школе: Сборник материалов / Отв. ред. и сост. Л.С. Гармаш и И.В. Понкин. – М.: Институт государственно-конфессиональных отношений и права, 2007.
  6. Духовно-нравственное воспитание и образование

    Учебники и учебные пособия
    Духовно-нравственное воспитание и образование. ОРКСЭ. Библиографический список / сост. Т. В. Нохрина, С. Л. Биктуганова. – Екатеринбург : ИРО, 2012. – 25 с.

Другие похожие документы..