textarchive.ru

Главная > Документ


Существует и обратная зависимость. Мировоззренческие установки и жизненные ценности человека непосредственно влияют на процесс идентификации личности. Идентичность не является раз и навсегда заданной и тем более врождённой. Она переопределяется по нескольку раз в жизни человека, формируется и трансформируется под влиянием ситуации, в ходе социального взаимодействия людей, под воздействием воспитания и образования.

Много лет скрепляющим каркасом нашего общества служила советская политико-идеологическая форма идентичности, имевшая свои сильные и слабые стороны, внедрялась сверху, хотя и не безуспешно. Этнокультурное разнообразие на уровне официальной пропаганды понималось как национальная форма социалистической по содержанию культуры, но и как помеха на пути строительства нового общества. В условиях официальной атеистической пропаганды не было принято говорить о религиозной идентичности.

Формированию той или иной идентичности способствуют главным образом гуманитарные предметы: особенно история и литература. Не случайно новый предмет – «Основы религиозных культур и светской этики» было предложено преподавать не только педагогам начального образования, но и специалистам историко-филологического профиля. Учителя истории, продолжая обучение школьников в следующих классах, смогут представить им исторический процесс как постепенное усложнение общества за счёт появления новых форм идентичности. Чем шире круг «своих», тем легче человеку социализироваться и самореализоваться в этом мире. Подобная идентичность имеет многоуровневый характер

В структуре идентичностей можно выделить персональный и социальный уровни, а по охвату историко-культурного пространства – локальный, региональный, межрегиональный, общегосударственный, цивилизационно-культурный и планетарный уровни. Персональный уровень говорит об уникальности человека, его непохожести на других. Социальный (семейно-родственная, этнокультурная, религиозно-культурная, сословная, классовая, профессиональная, гражданско-правовая, идеологическая и другие формы идентичности) и пространственный уровни показывают всё многообразие социально-культурных связей и ролей человека, его тождественность большим и малым коллективам людей. Далее рассматривается роль и значение религиозно-культурной формы идентичности.

В светском государстве перед системой образования не стоит задача непосредственного формирования этой формы идентичности. Не должно препятствовать свободному мировоззренческому самоопределению школьников.

Читать религиоведческие и культурологические курсы должны осуществляться будут светские педагоги, что означает обеспечение организационно-правовой независимости школ от религиозных конфессий. Сотрудничество с будет проходить в форме консультаций на этапе предварительной разработки содержания курсов религиоведения с целью корректного изложения вопросов догматики и культа, религиозно-философского осмысления гуманитарных, морально-нравственных и экологических проблем, различных аспектов обеспечения здорового образа жизни людей.

Мы советуем проводить «круглые столы» с представителями различных конфессий и верований на темы здорового образа жизни, борьбы с наркоманией, решения экологических проблем, этики толерантности; отношения к фундаментализму и его проявлениям в молодёжной среде и т.д.

Учитель должен показать учащимся, что доминирование религиозной формы идентичности в сознании человечества существенно ограничивает их способности к ведению конструктивного межкультурного диалога, приводит к длительным кровопролитным войнам и конфронтации, из которой очень трудно отыскать достойный выход.

Религиозное мировоззрение, которое абсолютизирует собственное обретённое знание как единственно истинное. Светское же мировоззрение нацелено на осмысление многогранного опыта человечества.

Изучение исторических и культурных основ религиозных традиций в системе образования призвано стать основой воспитания межконфессиональной толерантности, служить профилактике религиозного экстремизма, фанатизма, ксенофобии; способствовать осознанному выбору мировоззрения на основе ценностных систем и этических практик ведущих мировых и национальных религий. Проявление толерантности означает, что каждый человек свободен придерживаться собственных убеждений и должен признавать такое же право за другим. Данное утверждение совпадает с одним из основополагающих положений «Декларации принципов толерантности» ЮНЕСКО, что «люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению, ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. При этом взгляды одного человека не могут быть навязаны другим». Толерантность и культура мира – основа формирования общечеловеческих ценностей. Проблема толерантности не может рассматриваться в отрыве от проблемы выживания человечества.

Понимание толерантности неоднозначно в разных культурах и зависит от исторического опыта народов. Толерантность (второе значение) – а) (англ., оксфордский словарь) – «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь», б) (фр.) – «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов»; в) (кит.) – позволение, допущение, проявление великодушия в отношении других», г) (араб.)– «прощение, снисхождение, мягкость, сострадание, благосклонность, терпение, расположение к другим», д) (перс.) – «терпение, терпимость, выносливость, готовность к примирению». В русском языке существуют два слова со сходным значением – толерантность и терпимость. Термин «толерантность» обычно используется в медицине. А более знакомое и привычное слово «терпимость», употребляемое в разговорной речи и означает «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей».

Термин «толерантность» характеризует уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований и отказ от сведения этого многообразия к единообразию или преобладанию какой-либо точки зрения. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. В первую очередь толерантность предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон. Она также — важный компонент жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей. Толерантность является важнейшим условием нахождения компромиссов, преодоления конфликтов. Проблема толерантности/нетерпимости сегодня обретает международный смысл. Пример: Генеральная Ассамблея ООН в декабре 1992 г. приняла резолюцию, приветствующую инициативу ЮНЕСКО провести год Организации Объединенных Наций, посвященный терпимости. Этот год был приурочен к пятидесятой годовщине образования ООН и ЮНЕСКО.

Означает ли толерантность терпимость ко всему? Вопрос закономерный, так как терпимость ко всему может привести к разрушению, самой демократии в обществе. Если же толерантность включает в себя и проявление определённой нетерпимости.

Самой уязвимой сферой межчеловеческих отношений является сфера отношений междуразличными этническими группами. Именно в ней в первую очередь отражаются экономические, социальные и политические проблемы. Они приобретают этническую форму и доставляют обществу немало хлопот. Зоны межэтнической напряжённости, которые порождают потоки мигрантов, с полным основанием можно назвать зонами этнической нетерпимости.

Принциптолерантности сегодня нередко сводится лишь к возбуждению сочувствия к людям иной этнической, религиозной принадлежности либо к выявлению несоответствия тех или иных общепризнанных прав человека в конкретном государстве. Это приводит к смешению нетолерантности с различными видами дискриминации.

Общественное сознание складывается из различных типов толерантности. Любое многонациональное общество, не имеющее этнической, социальной и культурной однородности для обеспечения своей стабильности, нуждается в толерантности.

Люди видят события в мире через призму телевидения. У многих из них разные возможности, разные шансы на успех, разный доступ к культурным, природным и экономическим ресурсам. На глобальном, так и на национальном, региональном и местном уровнях, общества отличаются друг от друга разнообразием и неравенством. Многокультурное общество, которое признаёт справедливость через разнообразие, создаёт равные возможности для всех граждан и должно научиться жить сообща.

Одним из самых важных событий последних 50 лет было появление практически во всех странах в Европы, многонациональных общин. Увеличилась мобильность, миграция, иммиграция, а также появление языковых, многорассовых, многоконфессиональных и многокультурных национальных обществ. Общество совершенно отличается от того, каким оно было несколько десятилетий назад. Этот фактор должен стать толчком к пересмотру базовых понятий национальной и культурной принадлежности, группы меньшинств, прав человека, демократии, прав меньшинств (личных и коллективных), гражданских прав и обязанностей.

Глобальное общество, свободное от войны, если не привлечёт к решению этой задачи все правительства и все народы. В свою очередь Российская Федерация стала первой страной, которая поставила в качестве своей национальной задачи создание культуры мира.

1. 4.Духовно-нравственное воспитание школьников

в контексте образовательных стандартов нового поколения

Процесс формирования новых ценностных ориентаций не только в системе общего и профессионального образования, но и в целом в российском обществе идёт сложно, противоречиво, неоднозначно. Очевидно, что сегодня в стандарте образования второго поколения, духовно-нравственный компонент становится одной из важнейших их составляющих, а в дальнейшем станет доминантой и позволит  вообще постепенно поменять существующую сегодня образовательную парадигму на такую, где воспитательный аспект станет центрообразующим.

Образовательные и воспитательные стратегии формирования духовности личности, духовной жизни общества выходят на первый план. Российское общество все ещё находится на переломном этапе своего становления: реформы, происходящие в стране, привели к глубокому кризису всех сфер социальной жизни; науки, культуры, образования. С другой стороны, они же создали принципиально новую ситуацию в сфере образования постепенно сформировалось осознание того, что школа, в первую очередь, призвана воспитывать и именно с воспитанием связывается дальнейшее духовное возрождение общества.

В начале 90-х годов в первых образовательных концепциях, стандартах образования проблеме воспитания почти не уделяется внимания.  Сегодня же вопрос: «кого мы хотим воспитать?» – становится центральным. Решение данной проблемы – непростая задача.

Идеологическая неопределённость, социально-политическая изменчивость, стремительная социальная дифференциация общества существенно влияют  на воспитание как социально контролируемую социализацию. Наиболее кардинально и ярко это, по мнению В. Розина, А. Мудрика, проявляется в том, что задачи воспитания и его содержание в изменяющемся обществе имеют принципиальные отличия от стабильного.

С точки зрения определения задач воспитания важно то, что в стабильном обществе интересы, возможности разных социальных слоёв, профессиональных и возрастных групп относительно гармонизированы, в стабильном обществе объективно стоит задача развития человека в процессе и в результате трансляции сложившейся в обществе культуры от поколения к поколению и от элитарных слоёв к низшим (независимо от любых идеологических и педагогических деклараций).

В нестабильном, изменяющемся обществе, для которого характерны переход от одного типа общества к другому или существенное изменение общества внутри одного типа, ситуация принципиально другая. В нём отсутствует социальный консенсус, то есть интересы разных социальных, профессиональных и даже возрастных групп не стыкуются, противоречат друг другу. Большинство групп объединяет лишь согласие в том, что это общество надо изменить. Не существует единого мнения что и в каком направлении следует изменить.

Меняющееся и развивающееся российское общество в старается ставить реальные и адекватные цели, пытается определить свои ценности и их иерархию, новые ориентиры и установки. В условиях меняющегося общества, как считают специалисты, перед воспитанием фактически стоит задача одновременно  с обществом искать ответ на вопрос «что развивать в человеке?», а точнее, «в каком направлении его развивать?» и параллельно искать ответ на вопрос «как это делать?». Эта ситуация существенно влияет на функционирование в обществе воспитания как социального института.

В Стандартах нового поколения существенное место занимает «Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников», в которой выделяется: национальный воспитательный идеал, цели и задачи воспитания школьников  в соответствии с духовно-нравственным развитием граждан России, ценностные установки обучения и воспитания, система воспитательной работы и управление воспитательным процессом и т.д. Современное российское образование нацелено на воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности; нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Процесс образования  понимается не только как усвоение системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебных деятельностей учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Духовно-нравственное развитие гражданина России представляет собой процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать и оценивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, ценностных установок.

Традиционными источниками нравственности являются: патриотизм социальная солидарность; гражданственность; семья; труд и творчество; наука; традиционные российские религии; искусство и литература; природа; человечество.

Реализация духовно-нравственного компонента, обозначенного в новых государственных образовательных стандартах предполагается через преподавание религиозно-культурологических и философско-религиоведческих курсов, а также через совместную воспитательную деятельность школы и различных социальных институтов, в том числе, и религиозных.«Для этого, – отмечается в Стандартах, что воспитательный процесс в общеобразовательной школе должен быть организован таким образом, чтобы все содержательные компоненты (научный, художественный, религиозный и др.), а также виды образовательной деятельности (учебная, внеучебная, внешкольная, семейная и т.д.) согласованно обеспечивали духовно-нравственное развитие, воспитание и социализацию человека, гражданина и патриота.

Вопрос об участии религиозных организаций в воспитании и образовании учащихся предлагается, таким образом, решить однозначно:«школа и традиционные российские религиозные организации совместно с общественными организациями (ветеранскими, национально-культурными, экологическими и др.), а также с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта призваны создавать единое пространство духовно-нравственного развития россиянина. Не только может, но и должна в силу того, что это часть ее миссии в мире. Религии способны обеспечить чистоту, основательность и устойчивость нравственности и общественной морали. Это особенно характерно для этико-центричных культур, к которым, безусловно, относится культура России.

Необходимо педагогически интегрировать духовную ответственность всех традиционных российских конфессий и религиозных организаций в возрождаемую государственно-общественную систему обучения, воспитания и социализации детей и молодёжи. В ней не может быть обособленных фрагментов, социальных групп, преследующих свои, сугубо односторонние интересы. Каждая особая часть этой системы, сохраняя свои принципы, содержание, традиции, должна содействовать достижению общенациональной цели – духовно-нравственному воспитанию гражданина России.

В предлагаемом школе взаимодействии в решении проблемы духовно-нравственного воспитания учащихся именно взаимодействие с религиозными организациями менее всего известны школе и поэтому вопросы интеграции светской и религиозной педагогики или поиск оснований для диалога между ними представляется сегодня особенно важным. С другой стороны, религиозная ситуация в России такова, что уже в практике работы школы повсеместно встречается опыт взаимодействия учителя с семьями и учащимися – представителями разных религиозных культур. Учителя должны учиться выстраивать свои взаимоотношения с учетом мировоззренческих позиций самых разных религий, атеистического мировоззрения, собственной мировоззренческой позиции.

Результаты исследований, проведенные в школах Институтом всеобщей истории Российской академии наук, свидетельствуют о том, что объективно уже назрела необходимость выработки и направления в регионы страны единых правил преподавания религиозно-культурологических и философско-религиоведческих курсов. Не выясненными остаются ряд существующих проблем, сущность которых сводится к следующему:

– каким образом знания об исторических и культурных основах традиционных религий должны интегрироваться в содержании предметов гуманитарного, культурологического циклов?

– какие следует предъявлять требования к знаниям учащихся об истории, культуре и вероучении религий?

– в каком виде, объёме и качестве эти знания должны усваиваться школьниками, чтобы  это служило реализации целей и задач общего образования.     Изучение, анализ и обобщение существующей практики преподавания истории и культуры традиционных религий может послужить бы одним из оснований для выработки концептуальных подходов введения этих предметов в содержание государственных стандартов общего образования второго поколения на различных уровнях: в содержание инвариантной и вариативной их части.

В целях решения этих задач в РФ в последние годы проходит эксперимент по введению комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Особенности пробного курса «Основы религиозных культур и светской этики», на базе которого и по результатам эксперимента вводился новый предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (4 четверть 4 кл. – 1 четверть 5 кл.), обусловлены не только сложностью содержания самого предмета, но и тем, что он преподается в рамках эксперимента. В связи с этим достаточно было выявить проблемные вопросы и ситуации: предельно сжатые сроки, недостаточные для тщательной проработки и разработки курса; практические отсутствие всех необходимых материалов для курса: учебных пособий для детей, рекомендаций для учителей и руководителей школ; обоснование для выбора возраста учащихся и учебного времени для данного курса; организационные вопросы введения нового предмета (деление учащихся на группы и организация их одновременного обучения, возможность ведения предмета уже в 4 классе новыми учителями, возможность прихода в группы детей школьников из других классов и т.д.).

Проблемными являются вопросы недостаточной подготовленности учителей к введению этого курса – как и на уровне психологической готовности (личностная позиция педагога может проявляться в его профессиональной позиции в преподавании этого предмета, готовым к непростым ситуациям межконфессионального диалога и т.п.), так и на уровне квалификации учителей в вопросах религиоведения и этики как научной и учебной дисциплины. Кроме того, следует помнить, что в подобной ситуации с введением такого курса не было ни в одной другой стране.

Также в ходе эксперимента выявились позитивные моменты от введения курса: введение нового предмета в рамках эксперимента даёт возможность и для широкого обсуждения этой ситуации общественностью и для развития и становления позиции учителя как субъекта образовательной деятельности. Для её проявления: учителям предлагается стать соразработчиками, соавторами данного мировоззренческого курса

На Западе проблемы религиозного образования учащихся находятся в центре внимания педагогов, родителей, общественности и государственных органов уже давно: религиозная педагогика превратилась в самостоятельную область академического исследования, сегодня в Европе и США издаются сотни педагогических журналов, посвященных этой отрасли образования, действуют международные ассоциации специалистов, университетские кафедры, институты и методические центры. Вопросы религиозной педагогики являются одними из важнейших и для конфессионального образования.

Россия, долгие годы остающаяся в стороне от этих проблем, сегодня открывает для себя еще один путь вхождения в мировое и европейское образовательное пространство. И здесь нам все приходится начинать «с ноля», по справедливому замечанию ряда ученых. Проблема духовно-нравственного образования учащихся, таким образом, реально решается сегодня в следующем контексте: традиции религиозного воспитания (вне зависимости от конфессиональной принадлежности) и демократизация образования.

Также особенно важно, чтобы современный учитель понимал, зачем и почему следует изучать основы религиозных культур и светской этики в школе, что является содержанием данного предмета, как можно рассматривать факты религиозной культуры, не нарушая при этом принципов научности и мировоззренческого плюрализма, лежащих в основе современного школьного обучения. При этом личностная мировоззренческая позиция самого педагога не должна быть доминирующей в преподавании, она должна быть социальна – это позиция диалога, уважительного отношения к мировоззрению другого, позиция «недавления», «ненавязывания» своего собственного мировоззрения или подачи материалов школьного курса с позиции доминирующего собственного отношения к вере.

Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» имеет в своей основе культурологический подход и связан с развитием теоретического и практико-ориентированного поиска ценностей и ценностных ориентаций личности в динамично меняющемся обществе и в мире, в том числе и, в особенности, в условиях их дестабилизированного, неустойчивого развития. Главными для вводимого курса, на наш взгляд, является следующие основания:

1. Формирование ценностного отношения детей к миру, другим людям, самому себе в рамках ценностного подхода – правильнее было бы сказать, «продолжение формирования», так как ценностное отношение к миру, другим людям, самому себе (человек в системе отношений) формируется в курсе всех предметов начальной школы в той или иной мере, а в особенности предмета «Окружающий мир». Этот интегративный курс хорошая основа для вводимого курса «Основы религиозных культур и светской этики.

2. Основной методологический принцип реализации курса – культурологический подход, способствующий формированию у младших школьников первоначальных представлений о светской и религиозной культуре. В контексте данного учебно-методического комплекта культура понимается как духовное и материальное богатство народов мира, как образ жизни людей разных сообществ, их обычаи, традиции и верования.

3. Воспитание толерантного, уважительного отношения к «другим» через умение и стремление узнать и понять их – «других», «иных», не опасаться, а относиться с пониманием к тому, что они другие, признавать это, а значит – учиться жить в мире и согласии, учиться лучше, понимать не только окружающих людей, но и через них – самого себя. Уважая другого – уважать и себя.

4. Решение задач социализации, усиления социальной функции образования – постепенное формирование отношения к плюралистической действительности через понимание религиозного и светского плюрализма.

Решение задач нравственного воспитания подрастающего поколения предусматривает понимание необходимости более широкой его трактовки, недопустимость сведения его только к узконациональным, групповым, корпоративным, иным интересам, а ориентацию его на универсальную этику, которая включает в себя безусловные ценности, содержащиеся во всех культурах и принимаемые представителями всех этносов, социальных групп и классов, верующими разных конфессий и атеистами.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Заключение по учебному пособию для учреждений системы повышения квалификации «основы мировых религиозных культур» 1 вводная часть

    Документ
    Представленное на исследование пособие «Основы мировых религиозных культур: Учебное пособие для учреждений системы повышения квалификации» (далее – Пособие) является материалом учебно-методического обеспечения учебного курса «Основы
  2. Программа инновационной работы «анализ ресурсов духовно-нравственного развития школьников средствами курса «основы религиозных культур и светской этики (модуль «основы православной культуры»)»

    Программа
    Проблема духовно-нравственного развития школьников сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых
  3. «духовно-нравственное воспитание

    Задача
    В условиях становления новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство, идет активный процесс поиска моделей образования, которые позволят сохранить духовно-нравственные и культурно-исторические
  4. Религиозная культура в светской школе сборник материалов москва

    Документ
    Религиозная культура в светской школе: Сборник материалов / Отв. ред. и сост. Л.С. Гармаш и И.В. Понкин. – М.: Институт государственно-конфессиональных отношений и права, 2007.
  5. Религиозная культура в светской школе сборник материалов москва

    Документ
    Религиозная культура в светской школе: Сборник материалов / Отв. ред. и сост. Л.С. Гармаш и И.В. Понкин. – М.: Институт государственно-конфессиональных отношений и права, 2007.
  6. Духовно-нравственное воспитание и образование

    Учебники и учебные пособия
    Духовно-нравственное воспитание и образование. ОРКСЭ. Библиографический список / сост. Т. В. Нохрина, С. Л. Биктуганова. – Екатеринбург : ИРО, 2012. – 25 с.

Другие похожие документы..