textarchive.ru

Главная > Документ


1) Закон Российской Федерации «Об образовании»;

2) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

3) Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России37

Перемены, происходящие в современном мире, обусловленные глобализацией и глобальными проблемами, ускорением всех социальных процессов, усложнением всех решаемых обществом задач, определяют приоритет решения проблемы духовно-нравственного развития и воспитания как условия сохранения личности и всего общества. Воспитание - относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека, более или менее последовательно способствующее его адаптации в обществе и создающее условия для его обособления в соответствии со спецификой целей групп и организаций, в которых оно осуществляется38.

Духовно-нравственное развитие – осуществляемое в процессе социализации, последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, отечеству, миру в целом.

Духовно-нравственное развитие и воспитание понимается как совокупность следующих положений:

1) главным ориентиром является универсальная, «глобальная» этика, ориентированная на безусловные ценности, содержащиеся во всех религиозных и атеистических, национальных и социальных системах ценностей;

2) безусловная необходимость гармоничного сочетания ориентации на общечеловеческие ценности и опоры на национальные традиционные духовные ценности;

3) смещение внимания с внешних моральных ограничений к внутренним нравственным установкам, к внутренней нравственной саморегуляции, способность к которой обучающийся вырабатывает сам через обретение нравственных знаний, их эмоциональное прочувствование, опробование в собственном опыте построения отношений с людьми и окружающим миром и его субъектная позиция в этом процессе. Усвоение, постепенное развитие и присвоение этих знаний и опыт поведенческой деятельности и взаимоотношений, усваиваемый обучающимися в учебной и внеурочной деятельности, особенно в социально ориентируемой, и составляет основу духовно-нравственного воспитания в школе;

4) Актуализация проблемы самоопределения личности, ориентации воспитания на ценностно-смысловую его составляющую, что определяется нравственными принципами и моральными нормами, которым следует обучающийся в жизни, а также национальным, религиозным, семейным, профессиональным и другим самоопределением. Оценка работы школы по уровню готовности выпускника к самоопределению;

5) понимание «духовности» как совокупности качеств: морально-психических, фиксируемых в нравственных категориях добра и любви, идейно-эмоциональной возвышенности мыслей и поступков; устремлённость к новому, лучшему, благородство дерзаний, воодушевлённых высокой целью; понятие и чувство прекрасного; совесть, чувство стыда, понимание нравственной ответственности за своё поведение перед собой и окружающими людьми; милосердие, сострадание, сопереживание, забота; интеллект, разум, знание, творчество, стремление к постижению Истины.

Для решения задач духовно-нравственного воспитания, как отмечается в Концепции воспитания и социализации российских школьников, все участники образовательного процесса (учащиеся, педагоги, родителями, иные субъекты духовной, культурной, социальной жизни) обращаются к содержанию общеобразовательных дисциплин; произведений литературы и искусства для детей и юношества; периодической литературы, СМИ, отражающих современную жизнь; традиционных российских религий, фольклора народов России; истории своей семьи, рода; жизненного опыта своих родителей и прародителей; общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик. Все вышеперечисленные компоненты практически выступают условиями и средствами, обеспечивающими выполнение задач воспитания.

  1. Цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитанияна ступени начального общего образования

Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является социально педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

находится в спальном районе г. Ярославля на значительном удалении от исторической части города, основных культурно-исторических учреждений (музеев, театров, выставочных залов), спортивных сооружений;

около трети семей, приводящих детей в школу, имеют низкий доход и средний уровень образования;

микрорайон школы имеет высокий уровень криминогенности;

школа не имеет дополнительных источников финансирования;

школа оснащена, в основном, необходимым для организации воспитательного процесса оборудованием, имеет необходимые педагогические кадры;

в школе развита система дополнительного образования (школа искусств с тремя отделениями – музыкальным, театральным и художественным, кружки и секции);

социальными партнёрами в реализации задач воспитательного процесса могут быть ДЮЦ «Ярославич», ДЮЦ «Россияне»; кинотеатры «Киномакс», «Победа», библиотека № 15 имени Ярослава Мудрого.

Приоритетные задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования:

В области формирования личностной культуры

В области формирования социальной культуры

В области формирования семейной культуры

1 класс

Формирование основ морали — осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма

Развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им

Формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим

2 класс

Развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата

Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

укрепление доверия к другим людям

Формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним

3 класс

Формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты

Формирование патриотизма и гражданской солидарности

Формирование отношения к семье как основе российского общества

4 класс

Формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам

Формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России

Знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи

  1. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Приоритетными направлениями духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования в МОУ СОШ № 87 с учётом поставленных задач, являются:

Направление

Содержание

Класс

Ценности

Нравственность

Воспитание нравственных чувств и этического сознания

1

Нравственный выбор; милосердие; уважение к родителям; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших

2

Уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга

3

Справедливость; честь; достоинство; жизнь и смысл жизни

4

Свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике

Патриотизм

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

1

Любовь к России, своему народу, своему краю

2

Закон и правопорядок;

3

Служение Отечеству; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества

4

Правовое государство; гражданское общество; поликультурный мир

Трудолюбие

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

1

Уважение к труду; бережливость; трудолюбие

2

Целеустремлённость и настойчивость;

3

Стремление к познанию и истине;

4

Творчество и созидание;

Вспомогательные направления, работа по которым будет проводиться с учетом поддержки решения задач по приоритетным направлениям

Направление

Содержание

Ценности

Природа

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)

Родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание

Прекрасное

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)

Красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.

  1. Основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования по приоритетным направлениям

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания определяется в зависимости от поставленных задач и формируемых ценностей по направлениям работы. Характер отработки содержания накопительный, поэтапный.

1 класс

Нравственность

  • первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;

  • различение хороших и плохих поступков;

  • представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;

  • уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

  • стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым;

  • бережное, гуманное отношение ко всему живому

Патриотизм

  • представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;

  • ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;

  • любовь к образовательному учреждению, своему селу, городу, народу, России

Трудолюбие

  • первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

  • уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

  • умение соблюдать порядок на рабочем месте;

  • бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам

2 класс

Нравственность

  • умение признаться в плохом поступке и проанализировать его;

  • знание правил этики, культуры речи;

  • установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке

Патриотизм

  • элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;

  • элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;

  • умение отвечать за свои поступки;

  • негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей

Трудолюбие

  • умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;

  • отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей

3 класс

Нравственность

  • представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;

  • отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.

Патриотизм

  • уважение к защитникам Родины;

  • интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;

  • стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города;

  • элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;

  • интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края (населённого пункта), в котором находится образовательное учреждение

Трудолюбие

  • первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов

4 класс

Нравственность

  • элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;

  • элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении

Патриотизм

  • начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;

  • уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения

Трудолюбие

  • элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;

  • элементарные представления об основных профессиях;

  • ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности

V. Виды деятельности и формы занятий с обучающимися на

ступени начального общего образования по приоритетным направлениям

Направление

Приобретение социальных знаний

Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества

Получение начального опыта самостоятельного общественного действия

Вид деятельности

Вид деятельности

Вид деятельности

Нравственность

Просмотр спектакля (фильма) на нравственные темы

Досугово-развлекательная

Диспут-обсуждение просмотренного спектакля (фильма)

Проблемно-ценностное общение

Общешкольный конкурс сочинений на нравственные темы

Познавательная

Беседы по прочитанному литературному произведению

Проблемно-ценностное общение

Инсценировка фрагмента литературного произведения

Художественное творчество

Общешкольный конкурс инсценировок

Художественное творчество

Познавательные беседы о нравственных качествах человека, о благотворительности и милосердии

Познавательная

Викторины «Что такое хорошо?

Что такое плохо?»; конкурс проектов «Помоги тому, кто в беде»

Познавательная

Фестиваль добрых дел

Игровая

Индивидуальные беседы с обучающимся о правилах поведения в семье

Познавательная

Ролевая игра «Я и моя семья»

Игровая

Благотворительный концерты к Дню пожилого человека, к Дню матери, к 8 Марта

Досугово-развлекательная

Этические беседы «Наша дружная семья»

Познавательная

Совместные выезды детей и родителей на природу

Социально-преобразующая, спортивно-оздоровительная

КТД Общешкольный конкурс семейных традиций

Социально-преобразующая

Беседы о правилах поведения в общественных местах

Познавательная

Ролевые игры-ситуации

Игровая

Конкурс социальных проектов «Образцовая школа»

Социально-преобразующая

Классные часы на тему «Что такое дружба?» «Что такое настоящий друг?»

Познавательная

Классные огоньки с тематической конкурсной программой, предполагающей совместную групповую работу

Спортивные соревнования между классами: общешкольная спартакиада, «Веселые старты», первенство по коллективным спортивным играм Весенняя эстафета

Игровая, спортивно-оздоровительная

Беседы по безопасности дорожного движения «Водитель и пешеход: мы в ответе друг за друга!»

Познавательная

Викторины по правилам ДД; практические занятия по БДД

Игровая, познавательная

КТД ««Водитель и пешеход: мы в ответе друг за друга!»

Игровая, Социально-преобразующая

Патриотизм

Беседы о символах государства

Познавательная

Конкурс рисунков гербов семьи, класса, школы

Художественное творчество

Традиционные торжественные мероприятия в школе, где применяются государственные символы

Социально-преобразующая

Встреча с ветеранами, участниками военных действия, курсантами на тему «Наша армия – наша надежда»

Познавательная

Конкурсная программа «А, ну-ка, парни!»

Игровая

Смотр строя и песни

Социально-преобразующая, спортивно-оздоровительная

Знакомство с героическими страницами истории России. Беседы, классные часы, просмотр кинофильмов

Познавательная

Презентации «Герой России. С него беру пример!»

Познавательная

Конкурс патриотической песни

Художественное творчество

Посещение экспозиций музеев с военной тематикой

Познавательная, досуговая

Общешкольная акция «Звезда Героя»

Социально-преобразующая

Выпуск стенгазет

Художественное творчество

Выставки для родителей, жителей микрорайона по темам, связанным с знаменательными событиями в истории России и мировой истории

Социально-преобразующая, познавательная

Беседы об истории Ярославского края

Познавательная

Экскурсии по Ярославлю, городам Ярославской области

Туристско-краеведческая

Общешкольный конкурс проектов «Как сделать родной город лучше?»

Социально-преобразующая

КТД игра «вертушка» «Ярославские тропинки»

игровая

Тематические классные часы, беседы на уроках о традициях разных народов

Познавательная

Ролевые игры «Традиции народов России»

Игровая

КТД «Марафон народных традиций»

Игровая, социально-преобразующая

Трудолюбие

Обсуждение книг, кинофильмов о людях Труда

Познавательная

Организация системы самообслуживания в рамках класса и классного кабинета

Трудовая

Общешкольный конкурс «Самый чистый класс»

Социально-преобразующая, трудовая

Этические беседы на темы «Мой дом – моя школа: мы за них в ответе»

Познавательная

Ролевая игра «Трудовая бригада»

Игровая

Общешкольная акция «Самый чистый школьный двор»

Социально-преобразующая, трудовая

Встреча с людьми разных профессий

Познавательная

КТД «Презентация профессий»

Социально-преобразующая

Общешкольная сюжетно-продуктивная игра «Почта»

Игровая, трудовая

Конкурс личных портфолио «Я – ученик»

Проблемно-ценностная

Защита проектов «Самый лучший способ подготовиться к урокам»

Социально-преобразующая

Школьные олимпиады по различным предметам

Познавательная

Тематические классные часы «Учись учиться»

Познавательная

Классные часы «Почему так трудно учиться?» (с элементами дискуссии)

Проблемно ценностная

Мини-конференция с участием родителей «Учись учиться»

Социально-преобразующая

VI. Повышение педагогической культуры родителей

(законных представителей) обучающихся

Принципы:

  • совместная педагогическая деятельность семьи и образовательного учреждения, в том числе в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности образовательного учреждения по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, в разработке содержания и реализации программ духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, оценке эффективности этих программ;

  • сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей (законных представителей);

  • педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям (законным представителям);

  • поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей (законных представителей);

  • содействие родителям (законным представителям) в решении индивидуальных проблем воспитания детей;

  • опора на положительный опыт семейного воспитания.

Темы педагогического просвещения

родителей (законных представителей)

1 класс

  • Адаптация первоклассников. Как помочь первокласснику учиться.

  • Способность говорить друг другу комплименты.

  • Капризы ребёнка и как с ними бороться.

  • Учёба и игра в жизни первоклассника.

  • Единство требований семьи и школы. Семейное воспитание. Связь поколений

2 класс

  • Особенности учебной деятельности второклассников.

  • Режим дня и его значение для организации жизни и деятельности школьника.

  • О воспитании сознательной дисциплины. Условия успешного применения поощрений и наказаний.

3 класс

  • Культура учебного труда и поведения школьника. Характеристика учебной деятельности третьеклассника.

  • Школьные традиции и праздники.

  • Роль семьи в воспитании настоящего гражданина и патриота Родины

4 класс

  • Подростковый возраст – возраст стремительного развития физических и умственных сил. Учёт психических и физических особенностей ребёнка, сочетание уважения к подрастающему человеку с требовательностью к нему.

  • Знакомство детей с особенностями работы их родителей, бабушек и дедушек. Беседы о профессиях.

  • Толерантный ребёнок. Почему это важно и как этого добиться?

  • Семья и народные традиции

Формы проведения педагогического просвещения определяются педагогом с учётом характеристик контингента родителей, уровня их мотивации, особенностей классного коллектива: “Школа молодого родителя”, презентация семейного опыта воспитания, родительский лекторий, вечера вопросов и ответов, родительский ринг, круглый стол или педагогический треугольник, собрания-диспуты, проигрывание педагогических ситуаций, совместные собрания вместе с детьми, тематические и индивидуальные консультации.

10. Список рекомендуемой литературы:

http://

http://

http:// www. . ua/articles/10sovet.html

http:// psy. /2000/48/16.htm

Активная школа. М., 2005.

Активные методы в гражданском образовании. М., 1998.

А. А. Алов, Н. Г. Владимиров. Буддизм в России. М.: Институт наследия, 1996.

Б. Ц. Бадмаев. Психология в работе учителя. Кн.2. М.: Владос, 2000.

Библии для детей («Детская библия», «Библейские повествования» и др.).

Ю. Ю. Булычев, Ю. А. Рябов. Духовные основы истории русской культуры. СПб.: Просвещение, 2007.

Т. В. Васильчикова, Л. В. Мостяева. Технология проектной деятельности учащихся. М., 2004.

М. Вебер. Социология религии // Работы М.Вебера по социологии, религии, культуре. М.: ИНИОН, 1991.

В. Н. Власова. Технологии «открытых форм» // Педагогика личности. Вып.2. Ростов н/Д, 2002.

О. В. Воскресенский. О введении комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики».

И. Н. Галицкая, И. В. Метлик. Новые религиозные культы и школа: Пособие для руководителей образования и учителей / Издательская серия «Библиотека журнала «Директор школы»: Выпуск №2, 2001.

В. Гараджа. Религиоведение. М., 1994.

А. Гин. Приемы педагогической техники. М.,1999.

Гражданское образование: материалы международного проекта. СПб., 2000.

С. А. Григорьев, А. М. Раевский. Групповая форма работы на урок // Советская педагогика. 1989. № 8.

М. М. Громыко, А. В. Буганов. О воззрениях русского народа. М.: «Паломник», 2000.

А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Духовно-нравственное воспитание российских школьников. М., 2008.

Т. П. Довгий, М. Ю. Андрицова. Симфония православной традиции и современной школы. Смоленск, 2008.

Дух демократии: Интерактивные методики, ситуативное обучение, мотивация учебной деятельности, компьютерные технологии. М.,2003.

Духовно-нравственные ориентиры российской молодежи и ее представления о проблемах современного общества / под ред. М.А.Слободской. М., 2008.

Евангельские ценности в гражданском обществе. Ассоциация «Союз христиан» и её опыт построения альтернативной модели гражданских отношений. СПб.: Алетейя, 2006.

Епископ Зарайский Меркурий. Мы стоим в начале большого пути // Журнал Московской патриархии. 2010, №9.

С. Занюк. Психология мотивации. Киев: Эльга-Н, Ника Центр, 2002.

Информационное письмо МО РФ «О светском характере образования в государственных образовательных учреждениях Российской Федерации»

№47/20-11п от ФЗ 19.03.1993.

Информационное письмо МО РФ «О светском характере образования в государственных образовательных учреждениях Российской Федерации» №47/20-11п от ФЗ 19.03.1993.

История религии (Эльчанинов, Эрн, Флоренский, Булгаков и др.). М.: Рудник, 1991.

История религий в России. В 2-х ч. Учебное пособие / под ред. Н. А. Трофимчука. М.: Агент, 2000.

Л. Кинг. Как разговаривать с кем угодно, когда угодно и где угодно. М., 2006.

Л. А. Коган. «Выслать за границу безжалостно» (Новое об изгнании духовной элиты России) // Вопросы философии. 1993, №9.

Конфессии, культы, религиозные движения. Справочное пособие по действующим в Москве религиозным организациям и объединениям. М.: Славянский диалог, 1998.

Е. В. Коротаева. Директор – учитель – ученик: пути взаимодействия. М.: Сентябрь, 2000.

А. Е. Крымский. История мусульманства. М.: Куликово поле, 2003.

А. Е. Кулаков. Религии мира. Учебное пособие для 10—11 классов. М., Астрель», 1993.

А. Е. Кулаков, Т. И. Тюляева. Тематическое и поурочное планирование к учебному пособию «Религии мира. 10-11 классы». М, Астрель, 1993.

А. Кураев. Вера пришла в школу//Московский комсомолец. 2009.

В. М. Лавров. История религий как часть истории России // Русская история. 2009, №2.

Д. Г. Левчук, О. М. Потаповская. Духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи России: комплексное решение проблемы. М., 1998.

С. Н. Ловягин. Право лево. М.: Вита–Пресс, 2000.

А. Ф. Лосев. Философия, мифология, культура.М.,1991.

А. Н. Майков. История религии на уроке в светской школе.

В. А. Мальцев. Основы нравственности. Р-н/Д.: Феникс, 2009.

А. Мень. История религии: в поисках пути, истины и жизни. М., 1992—1993.

И. Н. Метлик. Изучение религий и воспитание в школе: законодательство Российской Федерации. // Педагогика. 2008, №5.

И. Н. Метлик. Мировоззренческие основания духовной культуры и воспитание школьников //Педагогика. 2009, №3.

И. В. Метлик. Религия и образование в светской школе. М.: Планета, 2000, Пересвет,2004.

Методические рекомендации к учебнику «История России с древнейших времён до конца 16 в». М., 2005.

Л. В. Мостяева. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учебное пособие / под ред. Е. С. Полад. – М.,1999.

Л. В. Мостяева. Технология организации деятельности учащихся на уроках истории, обществознания, права: Методические рекомендации / Мостяева Л.В.; Рязанский областной институт развития образования, 2006.

Е. Мурзин. Насколько востребовано преподавание в школах «Основ религиозных культур и светской этики» // Журнал Московской патриархии. 2010, №8.

П. И. Новгородцев. Восстановление святынь // Новгородцев П. И. Об общественном идеале. М.: Прогресс, 1992.

Основы религиоведения / под ред. И.Н.Яблокова. М., 1994.

Т. С. Панина. Современные способы активизации обучения. Учебное пособие. М.: Академия, 2006.

Педагогические технологии. Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / под общей ред. В. С. Кукушина. М.: МарТ, 2006.

М. Б. Пиотровский. О мусульманском искусстве. СПб.: Славия, 2001.

Г. М. Пономарева, Т. И. Тюляева. История цивилизаций мира. Учебное пособие для 11 класса. М.: Астрель, 2003.

Г. М. Пономарева, Т. И. Тюляева. Основы культурологии. Учебное пособие для 11 классов. М.: Астрель, 2002.

С. Ю. Поройков. Физическая и религиозная реальность. М.: Ленанд, 2006.

Православная культура в школе: практика, проблемы, перспективы. Сборник материалов и документов / сост. и ред. Б. Даниленко, И. В. Метлик, Т. И. Петракова. М.: Синодальная библиотека, 2008.

Преподавание прав человека в 6—8 классах средней школы: Книга для чтения. В 2. М.,2000.

П. И. Пучков. География религий. М.: Наука, 1975.

Рекомендации Министерства образования Российской Федерации «О предоставлении религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ в помещениях государственных и муниципальных образовательных учреждений №14-53-281 ИНН/14-04 от 04.06 1999.

Религии мира: пособие для учителя // под ред. Я. Н. Щапова. М.: Просвещение, 1994.

Религиозные традиции мира.Т.1,2. М., 1996.

Религия и современность / под ред. Ш.М.Мунчаева.М,1998.

Религия и школа: эффективное сотрудничество или порождение монстров? // Независимая газета. 2006. 15.02.

Святая Земля. Исторический путеводитель по памятным местам Израиля, Египта, Иордании и Ливана / под ред. М. В. Бибикова. М.: Ш Тысячелетие В.Н.Л., 2000.

Г. К. Селевко. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998.

А. В. Ситников, А. Ю. Соловьев. Знания о религии в обществоведческом образовании школьников / Образование. 2004, №4.

А. Е. Скопец. Воплощение принципа толерантности на примере финляндского опыта организации религиозного образования в светской школе. М.: МИОО, 2008.

Н. Скороходова. Оценивание знаний учащихся // Сельская школа, № ?, 2004.

Н. Скороходова. Оценивание знаний учащихся // Сельская школа. 2004.

Слово патриарха Кирилла после интронизации. Интерфакс. 01.02.2009.

Современные образовательные технологии в изучении и преподавании предметов социо-гуманитарного цикла / сост. Т. И. Тюляева. М.: Русское слово-РС, 2007.

П. А. Сорокин. Человек, цивилизация, культура, общество. М., 1992.

Т. И. Тюляева. Изучение исторических и культурных основ мировых религий в системе образования – основа духовно-нравственного воспитания школьников. / Методист.2009, №6.

Т. И. Тюляева. О практике осуществления религиоведческого образования в государственных образовательных учреждениях Российской Федерации»//Программно-методические материалы. Обществознание. 5—9 кл. / сост. Тюляева Т. И. М.: Дрофа, 2000.

Т. И. Тюляева. Организация групповой и коллективной деятельности младших школьников. Методические рекомендации к учебнику «Основы религиозных культур и светской этики»/Преподавание истории и обществознания в школе. 2010, №4.

З. Фрейд. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1991.

А. Фурсенко. Отделить церковь от государства – не значит противопоставить их друг другу // Этнодиалоги. 2006,№1.

Л. А. Харисова. Ислам: Духовно-нравственное обучение школьников: конспекты занятий. М.: Владос, 2002.

Г. А. Цукерман. Виды общения в обучении. Томск, 1993.

Н. Шабуров. Мировые религии. Учебное пособие для 10—11 классы. М.: Просвещение,1995.

И. Н. Яблоков. Религиоведение. Учебное пособие и словарь-минимум по религиоведению. М.: Гардарика, 2004.

Е. Яковлев. Искусство и мировые религии. М., 1977.

О. Н. Яшина. В руках учителя – настоящее и будущее России // Этнодиалоги. 2007, № 3.

1 См.: А. Я.Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: 2009. С. 8.

2 См. Там же.

3 См.: Новейший словарь иностранных слов и выражений. Мн.: Современный литератор, 2006. С. 321.

4 См.: Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М, 2009. С. 8.

5 См.: Там же.

6 /press/reliz/6463/

7 /press/reliz/6463/

9 См. И. С. Сергеев. Основы педагогической деятельности. СПб., Питер, 2004.

10 См.: Современный словарь по общественным наукам / под ред. Данильяна О. Г., Панова Н.И. М, Эксмо, 2005.

11 См.: В. М. Полонский. Словарь по образованию и педагогике. М., Высшая школа, 2004.

12 См.: Г.М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. Педагогический словарь. М., Академия, 2001.

13 См.: Психолого-педагогический словарь. Авт.-сост. Мижериков В.А. Р/н-Д., Феникс,1998.

14 См.: Н. А. Морева. Современная технология учебного занятия. М., Просвещение, 2010.

15См.: В. М. Полонский. Словарь по образованию и педагогике. М., Высшая школа, 2004.

16 См.: Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. Педагогический словарь. М., Академия, 2001.

17 См.: В. Г. Крысько. Социальная психология. Словарь-справочник. Минск-Москва, 2001.

18 См.: Современный словарь по общественным наукам. под ред. Данильяна О.Г., Панова Н.И. М., Эксмо, 2005.

19 См.: Г. .М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. Педагогический словарь. М.: Академия. 2001. С. 45.

20 См.: Словарь практического психолога. сост. Головин С. Ю. Минск, Харвест. 1998.

21 См.: В. М. Полонский. Словарь по образованию и педагогике. М., Высшая школа, 2004. С. 79.

22 См.: Й. Хейзинга. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. М., Прогресс-Академия, 1992. С.41.

23 См.: Р.С. Немов. Практическая психология. М., Владос. 1998. С. 271.

24 См.: В. М. Полонский. Словарь по образованию и педагогике. М., Высшая школа, 2004. С. 79.

25 См.: М. И. Еникеев. Психологический энциклопедический словарь. М., Проспект, 2006.

26 См.: В.М. Полонский. Словарь по образованию и педагогике. М., Высшая школа, 2004. С. 80—81.

27 См.: В. М. Полонский. Словарь по образованию и педагогике. М., Высшая школа, 2004. С. 79.

28 См.: Г. М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. Педагогический словарь. М.: Академия. 2001. С.85—86.

29 См.: Современный словарь по общественным наукам / под ред. Данильяна О.Г., Панова Н.И. М., Эксмо. 2005..

30 См.: Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. М., Просвещение, 2010. С.3—4.

31 См.: А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М., Просвещение, 2009. С.6.

32 См.: А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М., Просвещение, 2009. С.11.

33 Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов]. М. : Просвещение, 2010. С. 10-11

34 См.: Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М., Просвещение, 2010.

35 См.: Вариант, предложенный «ОС Школа 2100». СЛОВА и ДЕЛА.

36 Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов]. М., Просвещение, 2010. С.3.

37 См.: Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. М.: Просвещение, 2009.

38 См. А. В. Мудрик. Социальная педагогика: Учебн. для студ. пед вузов / под ред. В. А. Сластенина. 3-е изд., испр. и доп.М.: Академия, 2000.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Заключение по учебному пособию для учреждений системы повышения квалификации «основы мировых религиозных культур» 1 вводная часть

    Документ
    Представленное на исследование пособие «Основы мировых религиозных культур: Учебное пособие для учреждений системы повышения квалификации» (далее – Пособие) является материалом учебно-методического обеспечения учебного курса «Основы
  2. Программа инновационной работы «анализ ресурсов духовно-нравственного развития школьников средствами курса «основы религиозных культур и светской этики (модуль «основы православной культуры»)»

    Программа
    Проблема духовно-нравственного развития школьников сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых
  3. «духовно-нравственное воспитание

    Задача
    В условиях становления новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство, идет активный процесс поиска моделей образования, которые позволят сохранить духовно-нравственные и культурно-исторические
  4. Религиозная культура в светской школе сборник материалов москва

    Документ
    Религиозная культура в светской школе: Сборник материалов / Отв. ред. и сост. Л.С. Гармаш и И.В. Понкин. – М.: Институт государственно-конфессиональных отношений и права, 2007.
  5. Религиозная культура в светской школе сборник материалов москва

    Документ
    Религиозная культура в светской школе: Сборник материалов / Отв. ред. и сост. Л.С. Гармаш и И.В. Понкин. – М.: Институт государственно-конфессиональных отношений и права, 2007.
  6. Духовно-нравственное воспитание и образование

    Учебники и учебные пособия
    Духовно-нравственное воспитание и образование. ОРКСЭ. Библиографический список / сост. Т. В. Нохрина, С. Л. Биктуганова. – Екатеринбург : ИРО, 2012. – 25 с.

Другие похожие документы..