textarchive.ru

Главная > Документ


Законодательство РФ соответствует нормам и принципам международного права. В Российской Федерации изучение истории и культуры мировых религий регламентируется следующими законодательными актами: Конституция Российской Федерации (1993 г.), Закон Российской Федерации «Об образовании» (1992 г.), Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997 г.). В обобщённом виде конституционно-правовые нормы в этой области обозначены следующим образом:

Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной… Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от… отношения к религии… Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по религиозной принадлежности (Конституция РФ, статья 19).

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Не допускается пропаганда… национального, религиозного превосходства, или агитация возбуждающие религиозную ненависть и вражду (Конституция РФ, статья 19).

В РФ определён светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

Запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей, или лиц, их заменяющих («Закон о свободе совести и религиозных объединений, п. 5, статья 3). Каждый имеет право на получение религиозного образования, на свободу совести и свободу вероисповедания по своему выбору индивидуально или совместно с другими («Закон о свободе совести и религиозных объединений, п. 1, статья 5).

Религиозные организации вправе в соответствии со своими уставами и с законодательством РФ создавать образовательные учреждения (см. п. 3). По просьбе родителей, или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация… по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы (см. п. 4).

Данным вопросам уделяется постоянное внимание Министерства образования и науки РФ, а именно: их Они рассматривают на конференциях, совещаниях и круглых столах. Министерством образования и науки РФ проводятся встречи, консультации и совещания с представителями научной общественности, Русской православной церкви, лидерами исламского духовенства России и других конфессий. В соответствие с конституционно-правовыми нормами были изданы нормативные правовые акты Министерства образования и науки РФ.

Потребность в изучении духовно-нравственной культуры в целом, а также расширение знаний о культурных корнях мировых религий в содержании гуманитарных учебных дисциплин в российской школе — это естественная закономерность.В школе сегодняосознаётся не только обществом, но и государственными институтами, но и Важность формирования школой духовно-нравственных ценностей.

19 ноября 2007 года на встрече со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II В. В. Путин сказал: «Сегодня в средней общеобразовательной школе востребованы различные формы преподавания знаний о религии». При этом В.В. Путин отметил, что «в муниципальных школах уже сложилась практика преподавания основ конфессиональных культур — православной, мусульманской и других». Также В. В. Путин посоветовал «обобщить накопленный опыт и учесть необходимость духовно-нравственного воспитания при разработке образовательных стандартов...».

Задача удовлетворения этнокультурных и мировоззренческих потребностей граждан реализуется и через создание условий для эффективного развития этно-конфессиональных сообществ. 17 июня 1996 года был принят Закон РФ «О национально-культурной автономии»с целью сохранения этнокультурного разнообразия России. В России насчитывается 14 федеральных национально-культурных автономий, более 100 региональных, более 200 местных, или землячеств, призваны решать вопросы сохранения самобытности различных народов, развития их языков, образования и воспитания с учётом особенностей этнопедагогики. Духовно-культурное пространство России. Оно также формируется на основе контактов представителей всех трёх традиционных мировых религий – христианства, ислама, буддизма.

В Концепции модернизации образования говорится о необходимости разработки на культурологической основе образовательных стандартов и программ по гуманитарным дисциплинам, разработки методологии и методики построения учебников на основе принципа диалога культурдля повышения качества профессиональной подготовки педагогов. Концепция предлагает обновить содержание подготовки учителей предметов гуманитарного цикла с учётом современных этнокультурных целей образования, разработать госзаказ на повышение квалификации педагогических работников для общеобразовательных учреждений с различными языками обучения, и разработать соответствующие требования для системы повышения квалификации работников образования.

Исходя из этого, были сформулированы стратегические цели системы образования, которые направлены на обеспечение единства, национального согласия и гражданской консолидации нации, её конкурентоспособности и безопасности. Государственный образовательный стандарт второго поколения – инструментреализации этих целей. Предыдущие стандарты были ориентированы на предметный результат, а новые – на личностный результат.

В настоящее время, в соответствии с требованиями Закона «Об образовании» (статья 7 «Федеральные государственные образовательные стандарты», статья 9 «Образовательные программы»), а также Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, подготовленным Российской Академией образования разработана Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданинаРоссии. Концепция включает обоснование общенационального педагогического идеала, систему требований к задачам, условиям и результатам воспитания школьников, к структуре и содержанию программ воспитания и социализации учащихся общеобразовательной школы, а также систему базовых общенациональных ценностей, на основе которых могут быть выстроены программы воспитания и социализации обучающихся.

Проблемы поликультурных основ образования поднимаются в Федеральной программе толерантности и в других документах.

Реализация стратегии духовно-нравственного образования, развития и воспитания личности предполагает интеграцию ресурсов систем основного и дополнительного образования. В тоже время, важно подчеркнуть, что ни одна из поставленных задач не может быть решена без участия семьи. Поэтому Министр образования и науки Российской Федерации А.А. Фурсенко в своем выступлении на ХVII Международных Рождественских образовательных чтениях в 2009 г. по вопросу преподавания в школе религиоведческих и культурологических дисциплин особо подчеркнул: «Для нас всех вместе важно, чтобы с самого начала было предусмотрено, что свобода выбора дается именно родителям и ученикам, т.е. главным заказчикам образовательного процесса. Отделить церковь от государства - не значит противопоставить их друг другу».

Изучение культурного наследия мировых религий очень важно для расширения культурных горизонтов личности. Ведь большинство современных институтов, государственных установлений, явлений общественной жизни, эстетических норм, философских и политико-правовых систем имеют выраженные или неявные религиозные истоки.

Однако у учителей гуманитарных предметов культурологические умения и навыки развиты недостаточно хорошо, или не хватает элементарных знаний по основам религиоведения, практического опыта ведения конструктивного межконфессионального диалога, предполагающего удерживать в поле зрения сразу несколько ценностно-смысловых систем в их взаимодействии.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации Д. А. Медведева (июль 2009 г.) и распоряжением Правительства России (октябрь 2009 г.), Министерством образования и науки российской Федерации разработан план мероприятий по апробации в 2009-2012 годах экспериментального комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), включающего 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

Кафедрам социальных дисциплин совместно с кабинетами истории и творческими группами учителей-экспериментаторов можно будет разработать программу курсов повышения квалификации учителей региона с учётом его конфессиональной специфики. В неё могут войти такие спецкурсы (диагностика, лекции, практические занятия, тренинги), как «Межконфессиональный диалог через образование: сущность, проблемы, пути осуществления», «Традиционные религии народов России», «Этноконфессиональная ситуация в регионе и задачи системы образования», «Мир ислама на перекрёстке религиозно-культурных миров», «Религиозный опыт человечества: от «осевого времени до эпохи экуменизма», «Великие Учителя и моралисты. Эзотерический опыт человечества в условиях становлении глобального информационного сообщества» и др.

Таким образом, государство через деятельность общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования стремится поддержать усилия родителей по духовно-нравственному развитию детей, также найти эффективные способы согласовать воспитание в семье и воспитание в школе.

1. 3. Задачи формирования общечеловеческих, общегосударственных и духовно-нравственных ценностей учащихся и государственные образовательные стандарты.

Толерантность как качество личности

В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, утвержденным 17 декабря 2010, в рамках обязательных областей (Филология, Литература, общественно-научные предметы (история. Обществознание), Искусство для основного общего образования предусмотрено изучение истории и культуры религии, в первую очередь христианства (православия), а также религий, которые исповедуют представители различных наций в РФ. Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечить успешное обучение также новой предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (п. 11.4. Стандарта). Программы учебных предметов, курсов и программы воспитания и социализации детей (п. 18.2.2. и 18.2.3. Стандарта) должны обеспечить усвоение учащимися нравственных ценностей, приобретение начального опыта нравственной общественно-значимой деятельности; приобщение обучающихся к культурным ценностям своего народа, воспитанию веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам, знанию основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, понимание значения нравственности, веры. Религии в жизни человека, семьи, общества; формирование представлений об основах этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества в становлении гражданского общества и российской государственности. Эти программы должны содержать цели, задачи, направления и виды деятельности, формы занятий с обучающимися по духовно-нравственному развитию.

В Примерной программе среднего (полного) общего образования на профильном уровне по истории в качестве целей и требований к уровню подготовки учащихся указываются следующие:

– воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

– расширение социального опыта учащихся при анализе и обсуждении форм человеческого взаимодействия в истории;

– понимание особенностей исторического, историко-социологического, историко-политологического, историко-культурологического, антропологического анализа событий, процессов и явлений прошлого;

– понимание взаимосвязи и особенностей истории России и мира, национальной и региональной; конфессиональной, этнонациональной, локальной истории.

Цели исторического образования, зафиксированные в Государственном стандарте основного и среднего (полного) общего образования фиксируют необходимость формирования представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, для участия в межкультурном взаимодействии для формирования толерантного отношения к представителям других народов и стран. Согласно требованиям стандарта, выпускники должны уметь определять собственную идентичность, рассматривать её как элемент исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, моделировать собственные поступки. В рамках коммуникативной компетенции учащиеся должны научиться конструктивно взаимодействовать с людьми разных воззрений и ценностных ориентаций на принципах диалога.

В результате постоянной работы по обновлению федеральных государственных образовательных стандартов воспитательное пространство образовательного учреждения рассматривается как особым образом организованное пространство жизнедеятельности, которое при соответствующих условиях позволит обучающимся войти в мир культуры, расширит их возможности в плане личностного и духовно-нравственного саморазвития, самореализации, самоопределения.

За основу стратегических целей в концепции стандарта второго поколения были взяты основные положения, содержащиеся в посланиях Президента РФ Федеральному собранию. Это установка на построение открытого гражданского общества, определяющего основные ценностные идеалы этого общества:

  • социальная справедливость;

  • равенство возможностей, в т.ч. и на получение образования;

  • рост благосостояния народа;

  • безопасность личности, общества, государства.

Социальные и моральные угрозы школьному образованию. Следовательно, выделяются следующие угрозы.

– морально-нравственная дезинтеграция общества;

– низкий уровень доверия и социальной солидарности;

– нарушение преемственности поколений, социальных механизмов трансляции национальных духовных традиций и культурного опыта;

– недостаток гражданского, патриотического самосознания и конструктивного общественного поведения;

– рост национализма, ксенофобии, усиление центробежных социальных тенденций;

– снижение ценности производительного труда, науки, творчества и образования;

– усиление миграционных процессов;

– недостаточный уровень воспроизводства населения;

– снижение физического, социального и психического здоровья населения.

Методологические основания стандарта включают в себя лучшие традиции российской и советской системы образования, а также лучший зарубежный опыт. В нём рассматриваются вопросы: существование образованных, умных людей в современных условиях; ориентация семьи на личную успешность, общества – на безопасность, сохранение здоровья, социальную справедливость и рост благосостояния. Стандарт является основой национального согласия, его собственной вариативности. Вариативная система образования формируется и на основании вариативности требований семьи, общества, государства.

Ценностные ориентиры в государственных стандартах второго поколения выглядят следующим образом:

  • равноправие и социальная справедливость;

  • демократические и гражданские ценности;

  • патриотизм на основе гражданской ответственности и диалога культур, особенно в условиях миграционных процессов и нарастания этнического, конфессионального и культурного многообразия;

  • ценности безопасности и человеческой жизни;

  • гражданская идентичность;

  • семейные ценности.

В стандартах второго поколения воспитание становилось предметом специального проектирования, а в школах предусмотрены программы воспитания и социализации школьников. Идеальная краткая характеристика будущего выпускника, гражданина России в соответствии с концепцией стандартов второго поколения?

  • патриот, носитель ценностей гражданского общества, осознающий свою причастность развитию России;

  • человек, уважающий ценности иных культур, конфессий, мировоззрений, осознающий глобальные проблемы современности и свою роль в решении этих вопросов.

  • креативный и мотивированный к познанию и творчеству, к обучению на протяжении всей жизни;

  • уважающий других людей, готовый к сотрудничеству с ними для достижения совместного результата;

  • человек, осознающий себя личностью, способный принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность.

Также в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России записано: «Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями и приобретает определенный характер и направление в зависимости от того, какие ценности общество разделяет, как организована их передача от поколения к поколению».

В ней подчёркивается значимость изучения традиционных российских религий для формирования у школьников представлений о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемых на основе межконфессионального диалога;1 констатируется, что основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.2

Духовно-нравственное развитие гражданина России в рамках общего образования осуществляется в педагогически организованном процессе осознанного восприятия и принятия обучающимся ценностей:

  • семейной жизни;

  • культурно-регионального сообщества;

  • культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей традиционных российских религий;

  • российской гражданской нации;

  • мирового сообщества.

Концепция определят базовые национальные ценности российского общества. К ним относятся:

  • патриотизм (любовь к России, к своему народу, родине, служение Отечеству);

  • социальная солидарность (свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство);

  • гражданственность (служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания);

  • семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении семьи);

  • здоровье (духовно-нравственное, социальное и психологическое здоровье, физическое здоровье человека, здоровый образ жизни);

  • труд и творчество (любовь к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость);

  • наука (ценность знания, стремление к истине, научная картина мира);

  • традиционные религии России (представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности как основы межконфессионального диалога);

  • искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие);

  • природа (эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание);

  • человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).

Базовые национальные ценности российского общества определяют идеологию содержания образования, основное содержание программ духовно-нравственного развития и воспитания молодых граждан России, содержание, формы и методы педагогического взаимодействия школы, семьи, общественных и религиозных организаций и иных институтов социализации.

Результаты подобного воспитания должны иметь социальную, личностную и семейную направленность:

  • сформированность идентичности гражданина России на основе принятия базовых ценностей российского общества;

  • патриотизм гражданина российского общества;

  • рост роли институтов гражданского общества в воспитании и социализации детей и молодёжи.

  • укрепление доверия к другим людям, институтам гражданского общества, государственным и общественным организациям;

  • социальная и духовная консолидация российского народа.

  • приобщение молодёжи к ценностям и традициям российской семьи, как основы российского общества;

  • укрепление и совершенствование правового государства;

  • укрепление национальной безопасности.

Духовно-нравственное развитие обучающихся должно интегрироваться в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную. Таким образом, постепенно организуется комплексная работа по духовно – нравственному воспитанию, что будет способствовать нравственной ориентации учащихся, их постоянному развитию и самосовершенствованию.

Также опыт освоения духовно-нравственных смыслов и ценностей будет способствовать качественному освоению таких отраслей и форм общественного знания, как история, искусство, естествознание, право, экономика и политика. Без укрепления нравственных основ и духовных начал общественной жизни, ее невозможно поступательное развитие российского общества, невозможна нормальная личная, школьная и семейная жизнь, и консолидация гражданского общества.

Формирование многоуровневой идентичности личности школьника является одним из важнейших путей развития ценностной сферы. Идентичность (от лат. Identicus – одинаковый, тождественный)означает уподобление себе подобным, одинаковость, совпадение с чем-либо3. Процесс идентификацииэто процесс самоотождествления личности с другим человеком или общественной группой. Данное понятие широко используется в социальной философии, психологии, социологии культуры, культурной антропологии, аксиологии, педагогике, а также в истории.

Формирование той или иной идентичности является одной из главных проблем любого социума, постоянно стремящегося быть тождественным самому себе через передачу соответствующей системы ценностей. Общая идентичность – мощный фактор консолидации социума. Определяя её, человек формирует собственную среду, в которой он защищён и имеет возможность полноценной самореализации с психологической точки зрения или правовой, уверенности в поддержке и взаимопонимании. Отказ людей от той или иной идентичности формирует болезненное размывание границ социума, постоянное разложение и разрушение.

Различные формы идентичности определяют мировоззрение человека, стиль его жизни и систему ценностей, целевые установки, убеждения, мотивы и предпочтения в социальной и политической жизни. Отождествляя себя с какой-либо общностью, человек в своём поведении невольно стремится соответствовать образу её «типичного представителя», подражает образцам поведения, принятым в этой среде, корректирует свою обыденную, повседневную жизнь.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Заключение по учебному пособию для учреждений системы повышения квалификации «основы мировых религиозных культур» 1 вводная часть

    Документ
    Представленное на исследование пособие «Основы мировых религиозных культур: Учебное пособие для учреждений системы повышения квалификации» (далее – Пособие) является материалом учебно-методического обеспечения учебного курса «Основы
  2. Программа инновационной работы «анализ ресурсов духовно-нравственного развития школьников средствами курса «основы религиозных культур и светской этики (модуль «основы православной культуры»)»

    Программа
    Проблема духовно-нравственного развития школьников сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых
  3. «духовно-нравственное воспитание

    Задача
    В условиях становления новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство, идет активный процесс поиска моделей образования, которые позволят сохранить духовно-нравственные и культурно-исторические
  4. Религиозная культура в светской школе сборник материалов москва

    Документ
    Религиозная культура в светской школе: Сборник материалов / Отв. ред. и сост. Л.С. Гармаш и И.В. Понкин. – М.: Институт государственно-конфессиональных отношений и права, 2007.
  5. Религиозная культура в светской школе сборник материалов москва

    Документ
    Религиозная культура в светской школе: Сборник материалов / Отв. ред. и сост. Л.С. Гармаш и И.В. Понкин. – М.: Институт государственно-конфессиональных отношений и права, 2007.
  6. Духовно-нравственное воспитание и образование

    Учебники и учебные пособия
    Духовно-нравственное воспитание и образование. ОРКСЭ. Библиографический список / сост. Т. В. Нохрина, С. Л. Биктуганова. – Екатеринбург : ИРО, 2012. – 25 с.

Другие похожие документы..