Главная > Документ


Господь, говорят, милосерд...

Что Вы можете посоветовать нам, молодым гедонистам? Ведь спектр удовольствий для атеистов значительно шире, чем для религиозного человека?

23. Многим очень нравится книга Дэна Брауна и одноимённый фильм «Код да Винчи», снятый по этому бестселлеру десятилетия. В нём, в частности, утверждается, что Мария Магдалина (которую Церковь считает падшей женщиной) была женой Иисуса Христа. И у неё был от него ребёнок Иосиф. Каково Ваше отношение к этой версии?

24.Задаёте ли Вы себе такие, например, вопросы: Зачем я живу? Почему я родился сейчас, а не пятьсот лет назад? В чём смысл моего существования?

25. Вся совокупность знаний (геология, археология, астрономия, биология) говорит о том, что религиозные учения – всемирный потоп не хватило бы воды на Земле, в ковчег не влезли бы все нынешние животные и т.д. Согласны ли Вы с этим утверждением?

Заключительное слово учителя

Некоторое время назад 10 российских учёных, среди которых нобелевские лауреаты Виталий Гинзбург и Жорес Алфёров, академики Российской Академии Наук, обратились к Президенту России с протестом против действий Русской Православной Церкви, которая, по их мнению, наращивает своё влияние и проникает во все сферы общественной жизни, чем мешает развитию науки. Особое место в наших рассуждениях сегодня должно занимать теоретическое осмысление свободы совести и практической реализации этого права. Понятие свободы совести, сконцентрировавшее в себе идеи гуманизма, толерантности, требования мировоззренческого выбора, имеет длительную историю формирования и развития. В основе этого понятия лежит выбор личностью своего отношения к религии и атеизму с учётом взаимосвязи демократических прав и свобод, функционирующих в данном обществе, и реальным правом личности самой определять своё отношение к вероисповеданию. Именно в этом и заключается специфика понятия свободы совести: в способности личности выразить своё отношение к религиозному (идеалистическому) и атеистическому (материалистическому) мировоззрению. Понятие «свобода совести» включает в себя свободу вероисповедания и свободу атеизма. Таким образом, задача современных обществ, особенно тех, кто избрал курс на демократическое развитие, является обеспечение в обществе таких условий для духовной жизни, когда люди могут выбрать между религиозным и атеистическим мировоззрением и имеют возможность проявлять свои убеждения.

Рефлексия

Школьники получили Домашнее задание – написать отзывы о проведённом уроке.

8.Программа дополнительного профессионального образования «История религий: культурологический аспект – в помощь преподавателю курса «Основы религиозной культуры и светской этики»

№ п/п

Наименование модуля,

разделов и тем

Содержание обучения (по темам в дидактических единицах), наименование и тематика лабораторных работ, практических занятий (семинаров), самостоятельной работы, используемых образовательных технологий и рекомендуемой литературы

1.

2.

3

1.

Модуль 1.

Государственная политика в области конфессиональных отношений: современное состояние религиозного сознания и изучение в общеобразовательной школе религиозных культур.

История – культура – религия: проблемы взаимодействия ценностей, представлений, подходов, опыта, искусства

Раздел 1. История культуры и религиозные системы

Тема 1. Роль религии в становлении культуры

Вклад в историю религиозных систем. Культурная модернизация. Влияние религиозного мироощущения на жизнь общества и отдельной личности.

Тема 2. Религия как ценность и ценности религии в образовании

Религия – одно из базовых определений человека, уникальное достояние человеческой культуры. Роль религии в образовании, в формировании ценностных установок.

Тема 3. Религия – сфера духовного творчества человека и общества

Духовное творчество как отражение самосознания общества и его особенностей. Специфика отношений человека к миру, природе, обществу.

Раздел 2. Религия - важнейший социо-культурный институт

Тема 1. Различные подходы к возникновению религии

Процесс познания и осознания жизни. Религия – проявление практического и социального бессилия человека, её постоянное сопутствие культуре. Религия как культурно-историческое явление.

Тема 2. Трактовки сущности и происхождения религии как культурологического института

Религия - важнейший социо-культурный институт и проявление особенности психической организации человека. Религия и идеология.

Тема 3. Изучение культурной и исторической значимости религий

Анализ религии с точки зрения историков, культурологов, антропологов, этнографов, социологов, психологов, философов. Культурно-историческая эволюция религии.

Раздел 3. Особенности культурно-религиозного мира

Тема 1. Религиозный опыт в искусстве и в истории.

Священные тексты, догматы вероучений. Религиозно-нравственные нормы. Вековой исторический, культурный, духовный опыт.

Тема 2. Особенности культуры и культурно-религиозный мир (мировые религии)

Влияние религии на этносы, объединенные в особый культурно-религиозный мир: мир ислама, мир христианства, мир православия, мир язычества и т.д.

Современный мир и мировые религии.

Тема 3. Религиозная культура народа и искусство

Религиозная культура народа и религиозные духовные ценности. Организация культурно-жизненного опыта. Вера и знание. Особая роль искусства в религиозной культуре. Проникновение религиозной культуры различных культурно-религиозных эпох во все формы общественного сознания.

Лабораторные работы

Лабораторная работа «Мифология в древности и в современной жизни»

Практические занятия

Семинар «Философское осмысление феномена религии. Определение религии в философии и культуре».

Дискуссия «Искусство восприятия религии как инструмент взаимопонимания, как специфический канал связи между людьми в пространстве и во времени».

Самостоятельная работа

Характеристика существующих концепций духовно-нравственного образования: «Духовно-нравственное воспитание российских школьников» (А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков), «Духовно-нравственная культура России» (авт. коллектив РАО РФ, «Концепция системного исторического и духовно-нравственного просвещения в современной России» ( авт. колл. Комиссии Общественной палаты Российской Федерации). Работа с нормативными документами по религиоведческому и культурологическому образованию.

Используемые образовательные технологии

Мультимедийные лекции, компьютерные презентации, дискуссия, работа с документами, формулирование вопросов, групповые и индивидуальные консультирование, семинары.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Лосев А.Ф. Философия, мифология, культура. М.,1991;

Мень А. История религии: в поисках пути, истины и жизни. М.,1992-1993;

История религии (Эльчанинов, Эрн, Флоренский, Булгаков и др.). М.: Рудник, 1991;

Религия и современность / под ред. Ш.М.Мунчаева. М,1998.Религии мира: пособие для учителя // под ред. Я. Н. Щапова. М.: Просвещение, 1994;

Основы религиоведения / под ред. И. Н. Яблокова. М., 1994;

Религиозные традиции мира. Т.1,2. М., 1996;

Гараджа В. Религиоведение. М., 1994;

Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1991; Сорокин П.А. Человек, цивилизация, культура, общество. М., 1992;

Яковлев Е. Искусство и мировые религии. М., 1977; Вебер М., Социология религии // Работы М.Вебера по социологии, религии, культуре. М.: ИНИОН, 1991; Библии для детей («Детская библия», «Библейские повествования» и др.)

2.

Модуль 2. Культура мира и христианство. Основы православной культуры

Раздел 1. Культура христианства и православная картина мира

Тема 1. История христианкой церкви

Зарождение и распространение христианства. Разделение церквей на Западную и Восточную. Современное состояние католической и православной церкви. Православное монашество. Современные монастыри. Паломничество.

Тема 2. История Русской православной церкви

Христианство на Руси. Взаимоотношения церкви и государства в разные исторические эпохи. Раскол 1666 года и его последствия. Реформа церкви при Петре I. Миссионерская и просветительная деятельность церкви в России и за рубежом. Церковь и светская школа. Православная культура.

Тема 3. Православная картина мира и основы православного мировоззрения

Феномен православной веры. Писание и Предание. Православное учение о Троице. Человек как личность и индивидуальность. Воскресение и Вознесение Христа. Христианские конфессии в современном мире.

Тема 4. Православный образ жизни

Богослужебный Устав: правила участия в храмовых богослужениях. Таинства христианской церкви. Особенности православного богослужения в праздники и во время постов, монастырях, различных областях Руси и России. Православная община. Миряне, дьяконы, священники, епископы.

Раздел 2. Нравственная, письменная, художественная культура православия

Тема 1. Нравственная культура православия. Православная этика

Православная христианская культура и картина мира. Православие, иноверие, инославие. Духовная, душевная и телесная сущность человека. Духовно-мировоззренческие основы морали. Система нравственных норм. Православная нравственная культура.

Тема 2. Письменная культура православия. Словесность. Духовная музыка

Русская православная литература: летописи и летописцы. Жанры житийной литературы Жития биографические, вероисповедальные, древнекняжеские. Письменная культура Православия.

Тема 3. Художественная культура православия. Иконопись. Храмовое зодчество

Понятие и педагогика иконы в русской православной традиции. Выдающиеся русские иконописцы. Русская иконография (новгородская, псковская, московская школы). Храмовое зодчество. Архитектура. Устройство и символика Православного храма. Исторические периоды и стили в русском храмовом зодчестве. Утраты. Восстановление и строительство храмов.

Раздел 3. Психолого-педагогические основы христианства

Тема 1. Русская религиозно-философская мысль

Духовные истоки русской религиозной философии. Христианский платонизм. Идея теократии. Философия славянофилов. Метафизика всеединства. Русская религиозно-философская традиция (В. Соловьев, С. И Е.Трубецкие, П. Флоренский, С. Булгаков, Н. Бердяев, А. Карсавин) и вызовы глобализации

Тема 2. Основы христианской педагогики и психологии

Человек в свете христианской психологии. Основы христианской педагогики. Теория происхождения воспитания Педагогические идеи о нравственном и трудовом воспитании у Н.Пирогова, К. Ушинского.

Проблемы духовно-нравственного воспитания современной России

Лабораторные работы

Семинар «Система нравственных норм, православная этика: книга «Домострой»;

Семинар «Школа С. А. Рачинского»

Практические занятия (семинары)

Работа в группах по рассмотрению основных понятий религиоведческого образования.

Дискуссия: «Культура мира и христианство»;

Круглый стол «Русская религиозная мысль ХIХ века»

Самостоятельная работа

Подготовка и защита проекта «Икона в ХХ веке – «умозрение в красках»».

Используемые образовательные технологии

Лекции, компьютерные презентации, мозговой штурм, рейтинговое голосование, обсуждение, презентация результатов групповой работы при подготовке проекта, экспертиза, дискуссия, анализ документов.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Библия в современном переводе; Религии мира (энциклопедия для детей), Т.2.

Памятники византийской культуры и литературы IV-IХ веков; Памятники византийской культуры и литературы Х—ХV веков; Христианство: Энциклопедический словарь в 3-х томах; Ранович А. Б. Христианская идеология, организация христианской церкви; Розанов В. В. О себе и жизни своей; Ренан Э. История первых веков христианства: жизнь Иисуса; Апостолы; Миркина З., Померанц Г. Великие религии мира; Свенцицкая И.С. От общины к церкви; Робертсон Ф. Возникновение христианства; Старкова К. Б. О кумранских рукописях // В кн. «Палестинский сборник».Вып 24; Кулаков А.Е. Свет Вифлеемской звезды; Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси; Церковно-народный месяцеслов на Руси И. П. Каплинского; Никольский Н. М. История русской церкви; Булгаков С. Н. Православие; Флоренский П. А. Иконостас; Барская Н. А. Сюжеты и образы древнерусской живописи.; Лихачев Д. С. Культура Руси времен Андрея Рублева и Епифания Премудрого; Щапов Я.Н. Государство и церковь в Древней Руси; Аарон Р. Тайная жизнь бога: в поисках божественного в самом себе; http://www.edu.ru/index.php?page_id=50&op=word&wid=785

www.pish.ru – сайт журнала «Преподавание истории в школе», в котором публикуются методические разработки по гражданскому образованию, аналитические статьи по вопросам методики и методологии преподавания общественных дисциплин.

– портал Сети творческих учителей.

3.

Модуль 3. Нормативно –правовая база и методолога –организационные вопросы изучения религий мира и основ религиозных культур

Раздел 1. Правовые нормы в области свободы совести. Возрождение религиозной жизни в наши дни

Тема 1.Государственная политика и религия: специфика отношений религиозных конфессий и общества в современных условиях России.

Положение религии в политических и общественных системах разных стран мира.

Международные правовые нормы в области свободы совести. Российское законодательство на защите убеждений граждан.

ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях», «Об образовании».

Концепция профильного обучения на старшей ступени обучения.

Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования.

Анализ возможных нарушений светского характера образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

Добровольный характер углубленного изучения истории религий в образовательных учреждениях.

Религия и образование в светской школе.

Тема 2. Законодательное, нормативно-правовое и учебно-методическое обеспечение предметов религиоведческого содержания

Информационное письмо МО РФ «О светском характере образования в государственных образовательных учреждениях Российской Федерации» №47/20-11п от ФЗ 19.03.1993.

Рекомендации Министерства образования Российской Федерации «О предоставлении религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ в помещениях государственных и муниципальных образовательных учреждений №14-53-281 ИНН/14-04 от 04.06 1999.

Кулаков А.Е. Религии мира. Учебное пособие для 10-11 кл.; Кулаков А.Е., Тюляева Т.И. Тематическое и поурочное планирование к учебному пособию «Религии мира. 10-11 классы»; Шабуров Н. Мировые религии. Учебное пособие для 10-11 кл.; Пономарева Г.М., Тюляева Т.И. Основы культурологии. Учебное пособие для 11 кл.; Пономарева Г.М., Тюляева Т.И. История цивилизаций мира. Учебное пособие для 11 класса.; Тюляева Т.И. О практике осуществления религиоведческого образования в государственных образовательных учреждениях Российской Федерации»//Программно-методические материалы. Обществознание. 5-9 кл. / сост. Тюляева Т.И.; Тюляева Т.И. Изучение исторических и культурных основ мировых религий в системе образования – основа духовно-нравственного воспитания школьников / Методист.-2009, №6; Тюляева Т.И. Организация групповой и коллективной деятельности младших школьников. Методические рекомендации к учебнику «Основы религиозных культур и светской этики»/Преподавание истории и обществознания в школе.-2010, №4; Метлик И.В. Религия и образование в светской школе.

Раздел 2. Современные религиозные учения и проблемы религиозной толерантности

Тема 1. Религиозная жизнь России и религиоведение.

Православная церковь и религиозная жизнь России в ХIХ-начале ХХI века. Особенности быта и культуры разных конфессий России. Изучение и преподавание курсов религиоведения, истории религий в старшей школе, комплексного учебного курса в 4-5 классах «Основы религиозных культур и светской этики». Практика осуществления религиоведческого образования в регионах российской Федерации.

Тема 2. Проблемы толерантности, диалога между религиями

Выявление потенциала толерантности в традиционных религиях. Преодоление межрелигиозной розни. Проблематика религиозной толерантности, терпимости. Толерантность во взаимоотношениях между религиозными конфессиями, между различными ветвями христианства.

Раскрытие этих проблем в зависимости от этнических и религиозных особенностей регионов России.

Влияние миграции на конфессиональную ситуацию в стране и в Москве.

Тема 3. Современные религиозные учения и секты

Возникновение и типология современных религиозных учений. Различные взгляды на соотношение понятий «церковь» и «секта». Деятельность сект в современной России. Опасности, подстерегающие молодого человека в религиозной сфере. Правила религиозной безопасности.

Галицкая И.Н., Метлик И.В. Новые религиозные культы и школа: Пособие для руководителей образования и учителей/Издательская серия «Библиотека журнала «Директор школы»: Выпуск №2, 2001.

Раздел 3. Современные стратегии, технологии, методики преподавания истории религий, религиоведения

Тема 1. Подготовка учителя к сопровождению предметов духовно-нравственного образования и воспитания обучающихся.

Образовательное пространство духовно-нравственного, воспитания личности. Классификация факторов. Образовательная среда. Реальности воспитания и социализации школьной жизни. Компоненты готовности педагога к реализации задач изучения культурологических основ традиционных российских религий и религий мира.

Ситников А.В., Соловьев А.Ю. Знания о религии в обществоведческом образовании школьников./ Образование. 2004, №4;

Харисова Л.А. Ислам: Духовно-нравственное обучение школьников: конспекты занятий; Пучков П.И. География религий;

Яблоков И.Н. Религиоведение. Учебное пособие и словарь-минимум по религиоведению;

История религий в России. В 2-х ч. Учебное пособие. под ред. Н. А. Трофимчука;

Громыко М. М., Буганов А. В. О воззрениях русского народа;

Крымский А. Е. История мусульманства;

Пиотровский М. Б. О мусульманском искусстве;

Алов А. А., Владимиров Н.Г. Буддизм в России; Святая Земля. Исторический путеводитель по памятным местам Израиля, Египта, Иордании и Ливана под ред. М. В. Бибикова;

Конфессии, культы, религиозные движения. Справочное пособие по действующим в Москве религиозным организациям и объединениям; Поройков С.Ю. Физическая и религиозная реальность.

Тема 2. Вызовы и риски религиоведческого образования, изучения основ религиозных культур.

Ожидаемые результаты религиоведческого образования. Современные вызовы образования в области изучения основ религиозных культур. Риски становления религиоведческого образования: риск утраты национальной традиции, риск конфликта мировоззрений в педагогической деятельности, риск толерантности.. Культурные ценности. Ресурсы для развития в области изучения истории религий.

Меркулов Н.Влияние миграции на конфессиональную ситуацию в Москве./Этноальманах «Диалоги». 2006, №1.

Тема 3. Современные методы преподавания и оценки качества подготовки обучающихся в области религиоведческого образования

Стратегии, технологии, методики преподавания. Активные и интерактивные методы. Проектирование в религиоведческом образовании. Роль оценки в социо-гуманитарном образовании. Требования к оценке. Бальная система оценивания. Дифференцированный подход в оценивании. Оценивание работ и обмен мнениями по критериям оценки

Практические занятия (семинары)

Дискуссия «Религиозная жизнь России в ХХ1 веке».Семинар «Современные учения и секты».Семинар «Авторские методики преподавания истории религии».Разработка проекта «Религиозная толерантность и традиционные религии в России». Экскурсионная деятельность в рамках курса по истории религий. Проведение праздников с историко-религиозной тематикой в государственном образовательном учреждении.

Самостоятельная работа

Классификация проектов. Структура современного занятия и используемые методы преподавания.

Используемые образовательные технологии

Исследование, проектирование, лекции, семинары, использование компьютерных презентаций, работа с документами, групповое обсуждение, ИКТ.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Иоффе, А.Н. Проблема оценивания в активной школе/ Активная школа: теория, практика, перспективы / под ред. А. Зеленцовой, К. Спенсли и С. Шехтера/ А. Н. Иоффе;

Американские советы по международному образованию АСПРЯЛ/АКСЕЛС, Фонд «Сивитас», Партнерство СИВИТАС@РОССИЯ, 2006.

Кишенкова, О. В., Иоффе, А. Н. Тренажер для подготовки к экзамену. Обществознание. 10—11 классы / О.В. Кишенкова, А.Н. Иоффе;

Тюляева Т. И. Духовно-нравственные и социальные ориентиры в образовании: приоритет, возможность, поиски Методист//.2010, № 6;

Комплексный учебный кур «Основы религиозных культур и светской этики»: учебники «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики», «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы буддийской культуры»; пособия для учащихся, пособия для родителей, рабочие тетради; Романовская М.Р. Метод проектов в образовательном процессе. Методическое пособие; Ильясов Д.Ф. Повышение квалификации руководителей образовательных учреждений;

Прутченков А.С., Новикова Т.Г. Технология подготовки и реализации социальных проектов. Учебно-методическое пособие;

Шевченко Н.И. Технологии обучения истории в старшей школе. Методические рекомендации; Тюляева Т. И. Настольная книга учителя обществознания;

Тюляева Т. И. Современные образовательные технологии в изучении и преподавании предметов социально-гуманитарного цикла. Учебно-методические материалы;

Тюляева Т. И. Портфолио ученика или папка личных достижений. Сборник;

Гуревич М.И. Директору школы о методе проектов; Петренко О.Л. Дебаты. Рабочая тетрадь по истории России. 10-11 кл.;

Панина Т. С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения;

Мостяева Л. В. Технология организации деятельности учащихся в группах на уроках истории, обществознания и права. Методические рекомендации; Педагогические технологии: учебное пособие для студентов педагогических специальностей / под ред. Кукушина В. С.; Преподавание истории в 2007/2008 учебном году/ под ред. С. И. Козленко и Е.В.Саплиной;

Козырев А. Знание и мировоззрение.//Независимая газета от 15.02.2006;

Кеворкова Н. Религия и школа / Газета от 05.02.2009; Симфония православной традиции и современной школы//Духовно-нравственное и патриотическое образование и воспитание подрастающих поколений; Кураев А., протодиакон. «Вера собралась в школу» // МК от 13.03.2010; Майков А.Н. История религии на уроке в светской школе. Методические ре5комендации к учебнику «История России с древнейших времен до к. ХVI века»;

Фурсенко А.А. Отделить церковь от государства – не значит противопоставить их друг другу.//Этноальманах. 2006, №14 Власова О. Обещание надежды // Эксперт, 2009, № 4;

Филиппов Б. Церковь и государство.//Эксперт, 2009, №4.

уры.

Гражданское образование: содержание и активные методы обучения. / Под редакцией Н. Воскресенской и С. Шехтера. При участии А. Иоффе и Ч. Уайта. –Изд. 3, перераб. и доп. – М.: Межрегиональная ассоциация «За гражданское образование», Фонд «Сивитас», 2006. - 184с.

Гражданское образование: формирование активной жизненной позиции гражданина: сб. ст. для методистов и преподавателей общественных дисциплин / А.С. Аникеев и др. - М.: Веди-Принт, 2001. – 288с.

Иоффе, А.Н. Единый государственный экзамен по обществознанию / А.Н. Иоффе // Преподавание истории в школе. - №7. - 2006. - С. 10-12.

оджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 176с.

Российское образование. Федеральный портал. [Электронный ресурс]: Глоссарий. URL: /index.php?page_id=50&op=word&wid=785

– портал Сети творческих учителей.

4.

Модуль 4. Практическая работа: анализ занятий по истории религий, встречи с педагогами, круглые столы, разработка занятий по истории религий, основам религиозных культур, проектная деятельность, анализ документов, экспертная оценка

Подготовка и защита проектов по организации обучения со студентами по теме «История религий: культурологический аспект»

Требования к оценке качества освоения программ

Наименование модулей

Основные показатели оценки

Формы и методы контроля и оценки

Модуль 1. История – культура – религия: проблемы взаимодействия ценностей, представлений, подходов, опыта, искусства

Знание особенностей культуры и религиозных ценностей в истории и искусстве. Умение высказывать собственную аргументированную позицию

Выполнение тестовых заданий

Модуль 2. Культура мира и христианство. Основы православной культуры

Знание основной терминологии (понятийного аппарата) и их использование для иллюстрации фактами, примерами. Умение анализировать и аргументировать текст. Умение исследовать виды религиозных культур, разнообразие педагогических ситуаций.

Эссе, зачёт.

Модуль 3. Нормативно – правовая база и методология –организационные вопросы изучения религий мира и основ религиозных культур

Методологические, методические и организационные вопросы преподавания религий мира.

Знание основных направлений государственной политики и нормативных актов в области духовно-нравственного, социо-гуманитарного, религиоведческого образования.

Знание критериев оценивания. Умение связать критерии оценивания с религиоведческим, культурологическим образованием. Знание стратегий преподавания, классификаций методик и технологий обучения.

Знание факторов готовности учителя к реализации задач религиоведческого образования Самостоятельная работа с информацией.

Разработка занятий, презентаций для слушателей.

Итоговые занятия. Практическая работа: анализ занятий по истории религий, встречи с педагогами, круглые столы, разработка занятий по истории религий, основам религиозных культур, проектная деятельность, анализ документов, экспертная оценка

Знание этапов работы над социальным проектом. Экспертная оценка проектов, разработанных коллегами.

Подготовка и защита проектов по организации обучения со студентами по теме «История религий: культурологический аспект»

9.Программа духовно-нравственного развития и воспитания

на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного развития и воспитания на ступени начального общего образования МОУ СОШ № 87 города Ярославля

  1. Концептуальная часть

Нормативно-правовой и документальной основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образованияявляются:



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Заключение по учебному пособию для учреждений системы повышения квалификации «основы мировых религиозных культур» 1 вводная часть

    Документ
    Представленное на исследование пособие «Основы мировых религиозных культур: Учебное пособие для учреждений системы повышения квалификации» (далее – Пособие) является материалом учебно-методического обеспечения учебного курса «Основы
  2. Программа инновационной работы «анализ ресурсов духовно-нравственного развития школьников средствами курса «основы религиозных культур и светской этики (модуль «основы православной культуры»)»

    Программа
    Проблема духовно-нравственного развития школьников сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых
  3. «духовно-нравственное воспитание

    Задача
    В условиях становления новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство, идет активный процесс поиска моделей образования, которые позволят сохранить духовно-нравственные и культурно-исторические
  4. Религиозная культура в светской школе сборник материалов москва

    Документ
    Религиозная культура в светской школе: Сборник материалов / Отв. ред. и сост. Л.С. Гармаш и И.В. Понкин. – М.: Институт государственно-конфессиональных отношений и права, 2007.
  5. Религиозная культура в светской школе сборник материалов москва

    Документ
    Религиозная культура в светской школе: Сборник материалов / Отв. ред. и сост. Л.С. Гармаш и И.В. Понкин. – М.: Институт государственно-конфессиональных отношений и права, 2007.
  6. Духовно-нравственное воспитание и образование

    Учебники и учебные пособия
    Духовно-нравственное воспитание и образование. ОРКСЭ. Библиографический список / сост. Т. В. Нохрина, С. Л. Биктуганова. – Екатеринбург : ИРО, 2012. – 25 с.

Другие похожие документы..