Главная > Документ


Пятая заповедь – обязанность чтить отца и мать – особенно подчёркивается раввинистическими авторитетами. Почитание отца приравнивается к почитанию самого Бога. Законоучители Талмуда видят в неповиновении детей родителям признак крайнего распада общественных связей. Еврейская традиция особо подчеркивает лежащую на родителях обязанность воспитания детей в соблюдении религиозных заповедей и обучения их Торе. Хотя несовершеннолетние дети формально освобождены от соблюдения религиозных обязанностей, их приучают к этому с самого раннего возраста. Еврейская традиция придаёт особое значение образованию.

Крепость семейных уз – характерная черта еврейской семьи и в настоящее время. Процент разводов среди евреев всегда был и до сих пор остается сравнительно низким. «Если мужчина разводится со своей первой женой, даже жертвенник льет слезы» (Гиттин 99б).

Семейные ценности в исламе

Семейные ценности в мусульманской семье исходят, прежде всего, из аятов Корана и изречений Пророка ислама Мухаммада (Сунны). Христиане вполне разделяют следующие учения Корана о семье. Ислам призывает людей вступать в законный брак. Ислам категорически запрещает блуд, прелюбодеяние, гомосексуализм. Считается, что семья - ячейка общества. (Коран Сура 4;1-й аят; Сура 4; 32-й аят). Семейная жизнь согласно Корану и Сунне соответствует природе человека. Становление мужчины, выбор верующей супруги, религиозное воспитание детей – является основой здоровых отношений в обществе.

Коран говорит, что дети – дар Божий, ценность жизни, данная человеку.

Почитание родителей – одна из важнейших составляющих исламской религии. В мусульманском обществе считается очень важным, чтобы ребенок воспитывался в семье любящих родителей. Многодетность традиционно с одобрением воспринималась в мусульманском обществе. «Рай находится под ногами матери», таково назидание Мухаммада будущим поколениям. Скромность, вежливость, уважение к старшим прививаются в исламе с детства. Поощряется стремление к знаниям. Считается, что не должно быть чрезмерной опеки детей в семье, ведущей к избалованности, инфантильности, равнодушию и эгоизму ребёнка.

Ислам имеет особое попечение о братских отношениях среди мусульман; о добром отношении к «Ахль-уль-Китаб», то есть людям Книги; иудеям и христианам. Ислам призывает к укреплению родственных отношений. Пророк ислама Мухаммад говорит в Коране: «Не уверует ни один из вас пока не пожелает своему брату того, чего сам себе желает». Принципы мусульманского общества солидарны с тем, к чему стремится общество христианское: взаимодействие, богобоязненность, добродетельность.

Ценностью мусульманской семьи является её ясно определенная структура, где каждый член семьи знает свою роль. Как правило, исламские семьи крепки и набожны, их дети растут в строгом религиозном воспитании – это черты, отражающие повседневную жизнь мусульман.

Выводы:

Несмотря на вероучительные различия, христианство, ислам и иудаизм по вопросу демографии проявляют поразительное единодушие: все они поощряют рождение детей, что является бесспорным благом для семьи и отмечено Богом. Многодетность не является привилегией какой-то определенной религии. Семья считается лучшим местом для воспитания детей в вере.

Все религии подчёркивают, что брак должен быть законным, настаивают на пожизненной верности супругов и нерасторжимости брака. Почитание родителей и старших прививается именно в семье. Во всех традиционных религиях исключаются иные отношения, помимо брака. Резко осуждаются неверность, внебрачная связь. Подчёркивается неприемлемость заключения фиктивных браков. Осуждаются нетрадиционные отношения между полами.

Перед лицом секуляризации, часто несущей распад семей и безответственность в семейных отношениях, традиционные религии свидетельствуют о важности здоровой семьи. Известно, что народ, ведущий патриархальный образ жизни, легче осуществляет духовную преемственность, столь необходимую для сохранения своей идентичности, самобытной культуры, внутренней силы. Если в девяностые годы, после распада СССР и краха социализма, россияне боялись рожать детей, потому что не верили в их будущее и свое настоящее, то сегодня низкая рождаемость объясняется совсем другими причинами.

В российском обществе сменились приоритеты, в жизненных планах молодых семей первое место занимают деньги, карьера, развлечения. Детей «заводят» по остаточному принципу – когда всё остальное уже есть. Чтобы заставить россиян вернуться от идеологии потребительства к традиционным семейным ценностям и многодетной семье, необходима мощная духовная альтернатива. Роль религии, всех институтов гражданского общества, правоохранительных органов, системы социального обеспечения в защите семейных ценностей, воспитании молодого поколения, преодолении пьянства, наркомании, игромании и других пороков особенно велика, ведь все эти греховные падения одинаково негативно воспринимаются традиционными религиями, противоречат общемировым культурным традициям и ценностям.

Пока государство и традиционные религии в сфере укрепления семьи и семейных ценностей действуют обособленно. Усилия федеральных властей направлены на повышение рождаемости с помощью масштабных социально-экономических мер. Религиозные организации делают главный акцент на возвращение к традиционным духовным ценностям, одной из которых, безусловно, являются семья и дети. Думаю, что настало время объединить оба этих подхода, следует вернуться к традиционным духовным целям и ценностям, восстановить живую ткань социума, в котором вырастает ответственная, нравственная духовная личность.

18. Предложите педагогам поучаствовать в экспресс-опросе на тему «Ваше отношение к нарастанию религиозно-культурного многообразия». Разработайте методические подходы на диалоговой основе для работы с теми педагогами, которые выберут позиции А, Б, Е.

Как лично Вы относитесь к нарастающему религиозно-культурному разнообразию, с проявлениями которого Вы встречаетесь ежедневно:

А. скорее настораживает, тревожит, а в ряде случаев и раздражает, так как намного комфортнее жить в предсказуемой монокультурной среде;

Б. отношусь к религиозно-культурному разнообразию избирательно: всё зависит от того, кем (какой группой) конкретно представлено такое культурное разнообразие;

В. для меня религиозно-культурное разнообразие является безусловной ценностью окружающего меня мира, который был бы гораздо беднее без него;

Г. я не обращаю внимания на религиозно-культурные различия между людьми, для меня гораздо более важно то, как поступает каждый конкретный человек в той или иной ситуации;

Д. для меня религиозно-культурное разнообразие само по себе интересно, ведь это люди иной культурной традиции, отличной от моей; я стараюсь как можно больше узнать или расспросить их о взглядах на жизнь, традициях, обычаях, значении тех или иных слов;

Е. я боюсь нарастания религиозно-культурного разнообразия, так как далеко не всегда знаю, как вести себя с этими людьми и чего от них вообще можно ожидать;

Ж. я стараюсь не фиксировать внимания на религиозно-культурных различиях между людьми, так как не хочу поставить в неловкое положение себя или невольно обидеть собеседника.

7. Урок-дискуссия «Вера и неверие»

Пусть рвутся связи, меркнет свет,

Но подрастают в семьях дети...

Есть в мире Бог иль Бога нет,

А им придётся жить на свете.

Наум Коржавин

Люди делятся на праведников,

которые считают себя грешниками,

и грешников, которые считают себя праведниками.

Блез Паскаль

Оформление школьной доски

На центральной части школьной доски записана тема урока «Атеизм и религия (мировоззренческая дискуссия о вере и неверии)».И здесь же цитата из Конституции Российской Федерации: «Статья 28: Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними», плакаты с цитатами: «Религия явление общественное»;«Что правильно? Вера в Бога или неверие в Него?». Направой части доски плакаты с текстом: «Имеет ли церковь монополию на мораль?»;«Государство должно быть светским и ни одна религия не должна иметь особых прав»;«За атеистическим мировоззрением будущее, хотя бы и отдалённое. Человечество неминуемо повзрослеет, именно в планетарном масштабе. Пока же атеизм удел одиночек».На левой стороне доски плакаты с текстом: «Без религии не может существовать никакое общество»;«Никаких преимуществ у атеизма перед религиями нет, поскольку это тоже разновидность религии, он так же построен на вере в отсутствии Бога».

Вступительное слово учителя

Добрый день, уважаемые одиннадцатиклассники. Рассмотрим тему «Религия как феномен культуры». Сегодня мы поговорим об атеизме и вере как двух различных полюсах. Это вопрос философский и вечный.

Современное состояние религиозного сознания в обществе характеризуется рядом тенденций. Безусловно, идёт неуклонное относительное уменьшение числа верующих в мире. Особенно показателен в этом отношении XX век, который можно назвать веком атеизации. В то же время следует подчеркнуть активность буддизма и ислама, которые преодолели свои исторические географические границы и получили распространение во всём мире, в том числе и среди христианских народов. Сегодня приверженцев христианства в мире около 2 млрд человек (34% населения мира), ислама 1,2 млрд (20%), буддизма 0,5 млрд, иудаизма 5,8 млн человек. Особо популярны на всех континентах нетрадиционные верования и культы. Эти обстоятельства создают и другую особенность религиозного сознания современных обществ – его конфессиональное различие. Следует привести такой идеальный пример сосуществования светской культуры и церковной. Это история следующая. 60-е годы XX века. Уполномоченный совета по делам религии, то есть такой чекист в штатском, вызывает к себе в кабинет батюшкуи говорит: «Значит так, вы должны произнести в храме проповедь на тему «Гагарин в космос летал – Бога не видал». Иначе регистрации лишу, в Тьмутаракань сошлю и т.д.».Ну батюшке что делать? Семья, дети и т.д. «Ну ладно, – говорит, – хорошо, скажу». Выходит в нужный день на амвон и говорит:«Братья и сестры, вы знаете, говорят, что Гагарин в космос летал Бога не видал. А Бог Гагарина видел и благословил его».Представляю вам интересного гостя (Представитель духовенства), которого через несколько минут я буду интервьюрировать.

Отец N, сегодня я выступаю вашим оппонентом, и, несмотря на это, надеюсь, что мы сработаемся. [1]. И хотя я вынужден задавать вопросы, отражающие атеистическое мировоззрение, но хочу признаться: я не атеист, а агностик (атеисты не верят в Бога, агностики сомневаются). Кстати, у агностиков должны хорошо получаться интервью со священниками, потому что они любопытны и всё время задают этот величественный из всех вопросов: «Почему?». Атеисты для этого подходят меньше, потому что они уверены в своей правоте относительно того, что Бога нет. У агностика же основной принцип – «я не знаю».

Перечень вопросов,которые учитель задал священнику

  1. Отец N, прежде чем я задам Вам первый вопрос, напомню старый анекдот: Атеист с иронией говорит верующему: – Почему ваш Бог, когда собирал животных в Ноев Ковчег, не избавился от комаров? Верующий тоже с иронией отвечает: – А это для того, чтобы они кусали атеистов.

  2. Батюшка, охарактеризуйте состояние религии в нашем районе. Учащийся читает стихотворение Наума Коржавина:

Ноели потери.

Рознь религий - пуста,

В Магомета я верю

И в Исуса Христа.

Больше спорить не буду

И не спорю давно,

Моисея и Будду

Принимая равно.

Всё, что теплится жизнью.

Не застыло навек...

Гордый дух атеизма

Чту – коль в нём человек.

Точных знаний и меры

В наши нет времена.

Чту любую я Веру,

Если Совесть она.

Только чтить не годится

И в кровавой борьбе

Ни костров инквизиций,

Ни ночей МГБ.

И ни хитрой дороги,

Пусть для блага она,

Там под именем

Бога Правит Суд сатана.

Человек не бумага

Стёр, и дело с концом.

Даже лгущий для блага

Станет просто лжецом.

Бог для сердца отрада,

Человечья в нём стать.

Только дьяволов надо

От богов отличать.

Могший верить и биться,

Той науке никак

Человек обучиться

Не сумел за века.

Это в книгах и в хлебе

И в обычной судьбе.

Чёрт не в пекле, не в небе

Рядом с Богом в тебе.

Верю в Бога любого

И в любую мечту.

В каждом – чту его Бога,

В каждом – чёрта не чту.

Вся планета больная...

Может, это – навек?

Ничего я не знаю.

Знаю: Я человек.

Следующий учащийся читает другое стихотворение Наума Коржавина

Перевал. Осталось жить немного.

За вершиной к смерти круче склон.

И впервые жаль, что нету Бога:

Пустота. Нет смысла.

Клонит в сон.

Только всё ж я двигаться обязан

Долг велит, гнетёт и в полусне.

И плетусь, как раб, тем долгом связан,

Словно жизнь моя нужна не мне.

Разве рабством связан я с другими?

Разве мне не жаль, что в пропасть – дни?

Господи! Откройся! Помоги мне!

Жизнь, себя, свободу мне верни...

  1. В творчестве поэта Наума Коржавина в разные периоды жизни показано разное отношение к религии. Людям свойственно сомневаться, менять свои убеждения. В православной церкви существует тенденция к замене Библии трудами «святых отцов» – это церковная традиция. Подавляющее большинство христиан не знают даже самые фундаментальные, основные моменты Библии.

  2. Отец Андрей Кураев, священник, профессор Московской Духовной Академии, предложил обратиться к министру науки и образования с требованием исключить роман «Мастер и Маргарита» из школьной программы. Книга довольно сложная. Молодёжь на полном серьёзе считает Воланда воплощением абсолютной истины. Смотрели ли Вы сериал режиссёра Бортко? Какие передачи, фильмы смотрите? Как Вы относитесь к российскому телевидению?

  3. Всегда ли нравственны религиозные нормы?

  4. В чём смысл христианского требования: «нравственное начало должно стать выше, чем юридическое»?

  5. Реализуется ли, на ваш взгляд, свобода совести в современной России?

  6. Является ли атеизм неизбежным следствием материализма?

  7. Считаете ли Вы, что Русская Православная Церковь пытается сделать православие государственной религией и старается успешно занять нишу идеологического отдела в государстве.

  1. Были ли в Вашей жизни ситуации или обстоятельства, когда вы были готовы изменить свою точку зрения или, может быть, сомневались в правильности ваших взглядов и в вашей вере?

  2. Где граница между религиозными и нерелигиозными хорошими людьми?

  3. В чём сущность религии?

  4. Каково Ваше отношение к Интернету?

  5. В какой мировой религии, по-вашему, больше культа?

  6. Есть ли у Вас сотовый телефон?

  7. Ваше отношение к астрологии, к Нострадамусу?

  8. Проблема однополых браков разделяет христианские церкви. Большинство учёных называют сексуальную ориентацию врождённым качеством человека. Они утверждают, что ориентация результатом самого выбора не является. Почему Русская Православная Церковь так нападает на гомосексуалистов? Может быть, цель нападок – сиюминутная: реклама и собственный пиар. Среди геев немало верующих, немало тех, кто стремится к вере, и зачем от них отворачиваться?

  9. Каково Ваше отношение к карикатурной войне?

  10. Каково Ваше отношение к институту капелланов (армейских и тюремных священников)?

  11. Как Вы думаете, почему в российском обществе столько противников введения в школе преподавания основ православной культуры?

  12. Как бы это точнее сказать, у нас у каждого есть свои страсти... И они нам кажутся «сладким раем». Это как в песне Гарика Сукачёва: «Мы в аду, мой ангел, мы в аду, хоть мы называем его сладким раем».Но постная жизнь многих из нас не прельщает. И попадёшь потом в ад.

И тут же потащат к котлу.

И бросят – навек, не на срок

В бурлящий крутой кипяток.

И как быть, нам грешным, отказаться от удовольствий, не выпивать, не курить?

Нет, лучше пока подожду,

Не буду спешить за черту.

Ко всем, не нарушившим черт,



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Заключение по учебному пособию для учреждений системы повышения квалификации «основы мировых религиозных культур» 1 вводная часть

    Документ
    Представленное на исследование пособие «Основы мировых религиозных культур: Учебное пособие для учреждений системы повышения квалификации» (далее – Пособие) является материалом учебно-методического обеспечения учебного курса «Основы
  2. Программа инновационной работы «анализ ресурсов духовно-нравственного развития школьников средствами курса «основы религиозных культур и светской этики (модуль «основы православной культуры»)»

    Программа
    Проблема духовно-нравственного развития школьников сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых
  3. «духовно-нравственное воспитание

    Задача
    В условиях становления новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство, идет активный процесс поиска моделей образования, которые позволят сохранить духовно-нравственные и культурно-исторические
  4. Религиозная культура в светской школе сборник материалов москва

    Документ
    Религиозная культура в светской школе: Сборник материалов / Отв. ред. и сост. Л.С. Гармаш и И.В. Понкин. – М.: Институт государственно-конфессиональных отношений и права, 2007.
  5. Религиозная культура в светской школе сборник материалов москва

    Документ
    Религиозная культура в светской школе: Сборник материалов / Отв. ред. и сост. Л.С. Гармаш и И.В. Понкин. – М.: Институт государственно-конфессиональных отношений и права, 2007.
  6. Духовно-нравственное воспитание и образование

    Учебники и учебные пособия
    Духовно-нравственное воспитание и образование. ОРКСЭ. Библиографический список / сост. Т. В. Нохрина, С. Л. Биктуганова. – Екатеринбург : ИРО, 2012. – 25 с.

Другие похожие документы..