Главная > Документ


А не то пожеланья плохие получишь.

Выводы:

11. В качестве конкретных приёмов, применяемых учителем для формирования личности поликультурной направленности у учащихся, можно привести следующие задания. Попытайтесь предварительно сформулировать ваши ответы на них.

А) на сопоставление религиозных картин и образов мира:

Представьте, что средневековые христиане попадают в вашу школу и присутствуют на уроках биологии, физики, химии, географии, физкультуры, истории. Что удивило бы их, а, возможно, и возмутило в объяснении учителя, при знакомстве с вашими учебниками?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Попытайтесь рассказать последователю Будды о сути протестантской трудовой и деловой этики. Предположите, какие моменты вашего рассказа могут вызвать у него непонимание, неприятие, недоумение.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Б) на сопоставление поведенческих моделей:

Католики считали спасение душ верующих коллективным делом, а кальвинисты – индивидуальным. Чем, по вашему мнению, отличается поведение человека, надеющегося на коллективную поддержку, от поведения человека, рассчитывающего только на свои собственные силы?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Как вы думаете, почему техника бескровных восточных единоборств пришла именно из буддистских монастырей?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Предложите и обоснуйте ваши педагогические действия на месте конкретных учителей по поводу понимания поликультурного контекста из реальной педагогической практики.

А. На уроке литературы в 5 классе идёт обсуждение басни И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей». Школьники в конце урока единодушно осуждают Стрекозу за легкомыслие и хвалят Муравья за трудолюбие и предусмотрительность. Встаёт ученик родом из Азербайджана и говорит: «В этой басне плохо поступил Муравей. Ни один мусульманский мужчина никогда не выгнал бы женщину на мороз», что «неправильно понял эту басню», – заметила учительница.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Б. Уроки по основам православной культуры в одном из городов Крайнего Севера с интересом посещала девочка из мусульманской семьи. Дома она молилась перед православными иконами и соблюдала христианские посты. Родители-дагестанцы поощряли увлечение ребёнка, считая, что это будет способствовать более успешной её социализации в данном социуме. Однако когда на летних каникулах девочка приехала к бабушке и дедушке в дагестанское село, у её родителей осложнились отношения с родственниками. Родители обратились к учителю за советом.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13. Перечислите возможные педагогические риски и способы их минимизации при преподавании учителями курсов основ мировых религиозных культур и светской этики. Ваши выводы оформите в виде таблицы.

Педагогические риски

Способы их минимизации

14. Прочитайте современную сказку-притчу, в которой поднимается проблема многообразия образов и картин мира, лежащего в основе особенностей мировосприятия различных социумов. Объясните логику ваших рассуждений на занятии с учителями по развитию у них диалогического способа мировосприятия. На каких уроках по основам религиозных культур и светской этики можно эффективно использовать сюжет, приведённый в сказке?

Мир глазами…

Ах, если бы известная Мартышка из басни И. А. Крылова догадалась бы использовать очки по назначению!.. Может быть, тогда мир заиграл бы для неё многоцветием красок, всеми оттенками, чёткостью очертаний…

– Какие краски? – удивилась Кошка. – Где вы их видите? Известно, что мир бело-серо-чёрный. Правда, со множеством оттенков. Одних только серых оттенков около сорока.

– Как это бело-серо-чёрный? Может, ты скажешь, что и небо не голубое? – обратился к Кошке висящий на ветке вниз головой Ленивец. Он видел мир в цветных картинках. Правда, в перевёрнутом виде.

– Ну, что ты можешь увидеть со своей ветки? – рассердилась Кошка. – Надо ещё кого-нибудь спросить, каков он, этот мир, на самом деле. Не может такого быть, чтобы я глазам своим не верила.

– Не знаю, кто вокруг себя что видит, – прожужжал Шмель, - но лично я вижу вокруг себя только белое, жёлтое, красное.

– Нет-нет, нет-нет, - взмахнула крыльями Бабочка, всё вокруг только синее и жёлтое, синее и жёлтое…

Кошка усмехнулась, слушая насекомых.

– У них и глаза какие-то непонятные – вместо одного – тысяча маленьких. Ячейки какие-то. И что они могут видеть?

– Мы видим только белое и светлое, белое и светлое, - тонко пропели сотни ночных мотыльков. Тех самых, которые так любят лететь прямо на огонь.

Лягушке было безразлично, какие цвета кругом. Она видела только то, что движется, а остальное просто не замечала.

- Мы очень плохо видим, – пожаловалась Летучая Мышь. – Зато мы хорошо слышим. Мы никогда не сталкиваемся друг с другом, даже когда летаем в нашей пещере. А ведь нас там так много. Нам помогает ультразвук.

Серая Крыса молчала, потому что она почти ничего не слышала и не видела. Если рядом с ней включить сирену, то и тогда она будет лежать и молчать. Она различает только шорохи, а видит только то, что находится не далее 10 сантиметров от неё.

Мимо проползала Гремучая Змея, которая умеет охотиться в кромешной тьме.

– Свою жертву я просто чувствую, – прошипела она. Я чувствую её по теплоте, которое излучает её тело. Я очень чувствительна: чувствую изменение температуры воздуха всего на одну тысячную долю градуса!

Кошка промолчала. Она подождала, пока сытая Змея уползёт. – Интересно, а рыбы тоже чувствуют тепло? – спросила она сама себя. – Как только я усаживаюсь на берегу, они сразу уплывают в разные стороны.

– Совсем не обязательно, - сказала Лягушка, которая больше других общалась с рыбами и кое-что знала о них. – Есть рыба Мормирус, которая живёт в Ниле. Она чувствует электрический заряд.

– Конечно, конечно, – вступила в разговор Мудрая Сова. – Все мы видим мир по-разному. Но мы видим один и тот же мир. И никто не может утверждать, что именно в его представлении мир самый «правильный». Наверное, только все вместе мы могли бы понять, каков мир вокруг нас.

Тут все призадумались. Всё-таки Сова на самом деле была мудрой…

15. Методически обработайте фрагмент занятия по курсу светской этики, используя в качестве раздаточного материала дидактический текст для учащихся «В мире символов, или в чужой монастырь со своим уставом не ходят».

В мире символов, или в чужой монастырь со своим уставом не ходят

Представь, что тебе предстоит увлекательный отдых в какой-то стране. Ты давно готовишься к этому путешествию и старательно изучаешь иностранный язык. Можно ли считать, что приехав в эту страну, ты будешь всегда понимать её жителей?

Допустим, что тебя назвали в этой стране зайцем. Что они имели в виду? То, что ты, возможно, труслив, страдаешь косоглазием или не заплатил за проезд? Стоит ли обижаться? Если тебя так назвал монгол или японец, то они хотели отметить твой ум, сообразительность и жизнестойкость.

У нас не принято называть женщину «коровой». Это считается обидным оскорблением. А вот в Древней Греции это был комплимент, признание красоты женщины, особенно её глаз с длинными ресницами. В Океании будут тебе очень благодарны, если ты назовёшь жену хозяина дома «свиньёй»: там это почётное прозвище символизирует домашнее благополучие. Его дают только наиболее домовитой и рачительной хозяйке, у которой всё спорится, даже если её окружает десяток детей.

Если человек делает что-то неуклюже, роняет вещи, задевает всё вокруг, то о нём могут сказать, что он «поворачивается, как слон в посудной лавке» (как будто кто-то видел слона в посудной лавке!» Эту фразу не поняли бы в Индии. Там стройную женщину с грациозной осанкой и плавной походкой издавна называют «идущей походкой слона». Потому что не так много на свете крупных животных, которые умеют , подобно слону, совершенно бесшумно передвигаться.

В Монголии тебя вряд ли поймут, если ты скажешь, что собака – друг человека. Там эту почётную роль скорее отведут лошади.

Животные у разных народов предстают ещё и в роли определённых символов. Символ – это условное обозначение, знак, признак, который понятен людям данного культурного круга. Символом может стать всё, что угодно: вещь, изображение, знак, число, слово, звук, мелодия, цвет. Представьте, что вы работаете оформителем в рекламном агенстве. Если ты выполняешь заказ в Индонезии, не переборщи с зелёным цветом: он там не популярен. Зато в арабо-мусульманских странах он ласкает глаз человека. У нас траурная рамка чёрного цвета, в Мексике – жёлтого, а в странах Азии чаще всего – белого.

У нас считается несчастливым число 13, в Китае и Японии таким числом является 4. Оно звучит также, как и слово «смерть». Не удивляйся, но в Китае ты не встретишь ни дома, ни квартиры под номером 4.

Символами могут также стать праздники, здания, памятники, жесты, например, движения рук регулировщика автомобильного движения.

1. Объединяют ли, или наоборот разъединяют людей символы?

2. Приведи примеры символов твоего города, региона.

3. Зачем при знакомстве с иной культурой надо обязательно познакомиться с её символами?

4. Догадайся, какие пропущенные слова нужно вставить в следующих фразах:

  • для индийца берёзка – это символ любви к людям; для русских она является символом Родины, а также _____ и _____;

  • лиса в русских сказках – символ хитрости, _____, а черепаха – символ _____;

  • медведь у русских – символ ______, а ворон - _____.;

  • для француза голубь – символ щегольства, франтовства (по- французский голубь произносится как «пижон»), для русских голубь – символ ______;

  • для русских ласточка – символ ______, а для чеченцев – мудрости; у русских эту роль выполняет ______, которая у северокавказских народов скорее ассоциируется со смертью, так как может не мигая, словно покойник, смотреть на солнце.

Вот тут и начинается серьёзный разговор. Прежде всего, здесь спрятана мысль о том, что у каждого «монастыря» должен быть свой «устав». Следует помнить, что у каждого народа – свои взгляды на жизнь, свои правила. Другие «уставы» могут сильно отличаться от твоего, и это не страшно, более того, это нормально. И, наконец, главная мысль: чужие «уставы» необходимо уважать. И прежде, чем идти в чужой «монастырь», надо изучить его «устав», а свой собственный «устав» отложить на время в сторону. Тогда жди уважения и к себе.

16. В современных условиях человек может оказаться вдали от своей родины, пополняя ряды трудовой и экономической эмиграции, ведя деловые отношения с партнёрами по бизнесу из других стран, работая у себя дома в иностранной компании. Для него жизненно важно научиться не только уважать другую культуру, но также уметь адаптироваться к инокультурным условиям, вписываясь в новое окружение, овладевая его деловой и трудовой этикой, привычками, характером взаимоотношений между людьми.

Разработайте содержательные и методические подходы к фрагменту занятия с учителями в интерактивной форме, в ходе которого поднимались бы следующие мировоззренческие проблемы:

  1. Как научить ребёнка ощущать себя частью собственного социокультурного сообщества и при этом быть открытым миру с его многогранным религиозно-культурным опытом?

  2. Как сохранить и укрепить свою культурную самобытность в условиях интенсивных культурных взаимодействий в современном мире? Как непротиворечиво для собственного сознания интегрировать инокультурный опыт?

  3. Как влияет образ «другого» на взаимоотношения с ним, как относиться к «другому» без враждебности?

  4. Как предотвратить формирование у школьников светско-религиозного двоемыслия?

  5. Как помочь школьнику максимально расширить количество значимых для него идентичностей, обогатить его разнообразной палитрой ценностно-смысловых ориентиров и моделей поведения?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

17. В качестве реализации группового проекта Вам необходимо будет разработать модульный блок занятий с учителями по теме «Семейные ценности в мировых религиозных культурах», который будет включать лекционное занятие в форме «лекции вдвоём», семинарское занятие, лабораторный практикум, диспут и итоговое оценивание. Опираясь на приведённые ниже, а также на имеющиеся у вас материалы, представьте в форме учебно-методических материалов с соответствующими методическими рекомендациями этот блок-модуль программы повышения квалификации учителей по курсу основ мировых религиозных культур.

Православная семья. Из дневниковых записей новомученицы Императрицы Александры Феодоровны. О браке и семейной жизни.

Смысл брака в том, чтобы приносить радость. Подразумевается, что супружеская жизнь – жизнь самая счастливая, полная, чистая, богатая. Это установление Господа о совершенстве. Божественный замысел поэтому в том, чтобы брак приносил счастье, чтобы он делал жизнь и мужа, и жены более полной, чтобы ни один из них не проиграл, а оба выиграли. Если все же брак не становится счастьем и не делает жизнь богаче и полнее, то вина не в самих брачных узах; вина в людях, которые ими соединены.

После заключения брака первые и главнейшие обязанности мужа по отношению к его жене, а у жены – по отношению к мужу. Они двое должны жить друг для друга, отдать друг за друга жизнь. Прежде каждый был несовершенен. Две жизни связаны вместе в такой тесный союз, что это больше уже не две жизни, а одна. Каждый до конца своей жизни несёт священную ответственность за счастье и высшее благо другого. Возможность в браке быть счастливыми очень велика, но нельзя забывать и о возможности его краха. Только правильная и мудрая жизнь в браке поможет достичь идеальных супружеских отношений.

Долгом в семье является бескорыстная любовь. Каждый должен забыть свое «я», посвятив себя другому. Каждый должен винить себя, а не другого, когда что-нибудь идёт не так. Необходимы выдержка и терпение, нетерпение же может всё испортить. С обеих сторон должно быть желание сделать брак счастливым и преодолеть всё, что этому мешает. Самая сильная любовь больше всего нуждается в ежедневном ее укреплении. Более всего непростительна грубость именно в своём доме, по отношению к тем, кого мы любим.

Ещё один секрет счастья в семейной жизни – это внимание друг к другу. Муж и жена должны постоянно оказывать друг другу знаки самого нежного внимания и любви. Счастье жизни составляется из отдельных минут, из маленьких, быстро забывающихся удовольствий от поцелуя, улыбки, доброго взгляда, сердечного комплимента и бесчисленных маленьких, но добрых мыслей и искренних чувств. Любви тоже нужен её ежедневный хлеб.

Родители должны быть такими, какими они хотят видеть своих детей – не на словах, а на деле. Они должны учить своих детей примером своей жизни. Нет ничего сильнее того чувства, которое приходит к нам, когда мы держим на руках своих детей. Их беспомощность затрагивает в наших сердцах благородные струны. Для нас их невинность – очищающая сила. Когда в доме новорождённый, брак как бы рождается заново. Ребёнок сближает семейную пару так, как никогда прежде. В сердцах оживают молчавшие до этого струны. Перед молодыми родителями встают новые цели, появляются новые желания. Жизнь приобретает сразу новый и более глубокий смысл. На их руки возложена святая ноша, бессмертная жизнь, которую им надо сохранить, и это вселяет в родителей чувство ответственности, заставляет их задуматься. «Я» – больше не центр мироздания. У них есть новая цель, для которой надо жить, цель достаточно великая, чтобы заполнить всю их жизнь. «Дети – это апостолы Бога, которых день за днем Он посылает нам, чтобы говорить о любви, мире, надежде!»

Конечно, с детьми у нас появляется масса забот и хлопот, и поэтому есть люди, которые смотрят на появление детей, как на несчастье. Но так смотрят на детей только холодные эгоисты.

Ещё один важный элемент семейной жизни - это отношения любви друг к другу; не просто любовь, а культивированная любовь в повседневной жизни семьи, выражение любви в словах и поступках. Любезность в доме не формальная, а искренняя и естественная. Радость и счастье нужны детям не меньше, чем растениям нужен воздух и солнечный свет. Самое богатое наследство, которое родители могут оставить детям, это счастливое детство, с нежными воспоминаниями об отце и матери. Оно осветит грядущие дни, будет хранить их от искушений и поможет в суровых буднях жизни, когда дети покинут родительский кров.

Дети должны учиться самоотречению. Они должны учиться отказываться от собственных желаний ради других людей. Им следует также учиться быть заботливыми. Для того чтобы проявить заботу, не так уж и много нужно – слово ободрения, когда у кого-то неприятности, немного нежности, когда другой выглядит печальным, вовремя прийти на помощь тому, кто устал. Дети должны учиться приносить пользу родителям и друг другу. Как только они немного подрастут, детям следует учиться полагаться на себя, учиться обходиться без помощи других, чтобы стать сильными и независимыми. Благородная жизнь, сильный, честный, серьезный, богоугодный характер – это лучшая награда для родителей за утомительные годы самозабвенной любви. Пусть дети живут так, чтобы родители в старости могли ими гордиться. Пусть дети наполняют нежностью и лаской их годы угасания.

Из выступления епископа Архангельского

и Холмогорского Тихона на тему:

«Религиозные основы традиционных семейных ценностей в христианстве, иудаизме и исламе».

Архангельск, 6 ноября 2008 года (в сокращении)

Прежде всего, необходимо констатировать угрозу традиционным семейным ценностям со стороны так называемых «либеральных» подходов к семье и браку, в сущности, разложения и подчас дискредитации самого института брака. Нет нужды перечислять общеизвестные факты. Растёт число однополых союзов, ширится пропаганда так называемых «однополых браков». Всё меньше становится молодых людей, осознающих необходимость ответственного подхода к созданию семьи: даже самых элементарных шагов как регистрации в ЗАГСах. Виной тому – потеря духовно-нравственных ориентиров, забвение тех базовых норм, которым спокон веков учили традиционные религии: христианство, иудаизм, ислам. Соответственно, на нас, религиозных лидерах этих древних религий, лежит ответственность свидетельства обществу, постоянного напоминания о том, в чём состоит воля Творца о людях, об отношениях мужчины и женщины, семьи и рождении детей.

Семейные ценности в Библии

Первоначальное божественное учение о семье и браке содержится ещё в Ветхом Завете (Танахе), особенно Пятикнижии Моисеевом. Семья, по Священному писанию, ровесница человечества; в момент сотворения вслед за мужчиной появляется женщина: «мужчину и женщину сотворил их» (Быт 1:27). Но семья без потомства являет собой неполноту, незавершённость, ибо сами физические и духовные особенности разнополых особей имеют целевую направленность – рождение и воспитание следующего поколения; эта направленность закрепляется заповедью: «плодитесь и размножайтесь» (Быт 1:28). Таким образом, принадлежность к семье определена онтологически, а противоположное состояние рассматривается как аномалия: «нехорошо быть человеку одному» (Быт 2:18). Даже проникновение в человеческие отношения зла, закрепляющегося повторными, приобретающими все большую силу, все большее распространение грехопадениями (Быт 6:5), хотя и повлекло за собой потоп, не привело к разрушению семейных отношений; наоборот, спасшиеся от потопа Ной и его потомство сразу же после выхода из ковчега получают новое благословение, как бы восстанавливающее заповедь, данную прародителям: «плодитесь и размножайтесь и распространяйтесь на земле и умножайтесь на ней» (Быт 9:7).

Не меньшее значение для сохранения и укрепления семьи имеет заповедь об отношении к родителям: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исх 20:12). Заповеди предназначались для каждого израильтянина, но, в первую очередь, для людей вообще, и это, в частности в заповеди о почитании родителей, становится особенно наглядным: содержащиеся в ней обетования многолетия и благополучия понятны, прежде всего, в приложении ко всему народу.

Основы традиции по отношению к детям были заложены в библейскую эпоху и отражают нормы и представления, характерные для патриархальной семьи. Согласно библейскому предписанию, деторождение – основная цель брака. Библия видит в детях благословение Божье (Быт 22:17; 32:12). Продолжение рода было одной из высших ценностей в социальной этике древних израильтян. Бездетность считалась величайшим несчастьем, равносильным смерти (Быт 30:1).

Семейные ценности в христианстве

Впоследствии эти базовые библейские ценности были усвоены христианством. Новый Завет всячески подчёркивает необходимость создания здоровой семьи. Развод осуждается Церковью как грех, ибо он приносит тяжкие душевные страдания и супругам (по меньшей мере одному из них), и особенно детям. По оценке специалистов, сегодня распадается каждый второй брак. Десять лет назад распадался каждый третий.

Брак – явление общечеловеческое. Общечеловечность семьи надо рассматривать как причину того, что почти все религии, при всём их разнообразии, при их нередко взаимоисключающих различиях и особенностях, как правило, позитивно относятся к браку и не только одобряют его, но и освящают. Особая внутренняя близость семьи и Церкви видна уже из того, что в Священном Писании Христос говорит о Себе как о женихе (Мф 15:25; 1-13; Лк 12:35-36), а Церковь изображается в качестве Его жены и невесты (Еф 5:24; Откр 21:9). Святой Климент Александрийский называет семью, как и Церковь, домом Господним, а святитель Иоанн Златоуст именует семью «малой церковью». Плодом любви мужчины и женщины и их общности становятся дети, рождение и воспитание которых, по православному учению, является одной из важнейших целей брака.

Живая преемственность поколений, начинаясь в семье, обретает своё продолжение в любви к предкам и отечеству, в чувстве сопричастности к истории. Поэтому столь опасно разрушение традиционных связей родителей с детьми, которому, к сожалению, во многом способствует уклад жизни современного общества. Греховны попытки принизить или изменить смысл семейного служения. Либеральный подход, который сегодня усиленно насаждается в нашем обществе, вступает в противоречие со взглядами Церкви на добрачные и внебрачные половые связи, аборты, контрацепцию.

Семейные ценности в иудаизме

Иудаизм видит в институте брака и семьи одну из высших ценностей. Семья – центр религиозных традиций и обрядов. Член семьи считается ответственным за её доброе имя. Талмуд подчёркивает священный характер произведения потомства, красоту, святость и радость, заключающиеся в семейной жизни. «Тот, у кого нет жены, живёт без радости, без благословения и без благости».



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Заключение по учебному пособию для учреждений системы повышения квалификации «основы мировых религиозных культур» 1 вводная часть

    Документ
    Представленное на исследование пособие «Основы мировых религиозных культур: Учебное пособие для учреждений системы повышения квалификации» (далее – Пособие) является материалом учебно-методического обеспечения учебного курса «Основы
  2. Программа инновационной работы «анализ ресурсов духовно-нравственного развития школьников средствами курса «основы религиозных культур и светской этики (модуль «основы православной культуры»)»

    Программа
    Проблема духовно-нравственного развития школьников сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых
  3. «духовно-нравственное воспитание

    Задача
    В условиях становления новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство, идет активный процесс поиска моделей образования, которые позволят сохранить духовно-нравственные и культурно-исторические
  4. Религиозная культура в светской школе сборник материалов москва

    Документ
    Религиозная культура в светской школе: Сборник материалов / Отв. ред. и сост. Л.С. Гармаш и И.В. Понкин. – М.: Институт государственно-конфессиональных отношений и права, 2007.
  5. Религиозная культура в светской школе сборник материалов москва

    Документ
    Религиозная культура в светской школе: Сборник материалов / Отв. ред. и сост. Л.С. Гармаш и И.В. Понкин. – М.: Институт государственно-конфессиональных отношений и права, 2007.
  6. Духовно-нравственное воспитание и образование

    Учебники и учебные пособия
    Духовно-нравственное воспитание и образование. ОРКСЭ. Библиографический список / сост. Т. В. Нохрина, С. Л. Биктуганова. – Екатеринбург : ИРО, 2012. – 25 с.

Другие похожие документы..