textarchive.ru

Главная > Документ


в РФ 700 тысяч сирот, 2 млн. детей неграмотны;

  • ежегодно в России пропадает более 30 тысяч детей;

  • более 6 млн несовершеннолетних граждан РФ находятся в социально неблагоприятных условиях. В конце 2004 года в РФ было более 422 тысяч неблагополучных семей, в которых проживает около 770 тысяч детей (по данным органов соцзащиты).

  • существует проблема безнадзорности подростков, оказавшихся без должного родительского внимания: на каждого беспризорника приходится по 2-3 безнадзорных ребёнка. Оказавшись в трудной жизненной ситуации, несовершеннолетние пытаются сами решать свои проблемы, зачастую криминальными и жестокими способами. Более половины несовершеннолетних, находящихся в местном или федеральном розыске, составляют дети, которые вынуждены были сбежать из дома. Около 2 млн. детей в РФ нигде не работают и не учатся.

  • ежедневно в Российской Федерации регистрируются более 1,5 тыс. разводов. В результате без одного родителя остаются почти 1,2 тыс. детей, в среднем в дома ребенка передаются 30 чел, отбираются у нерадивых родителей 32 чел, убегают из дома 237 мальчиков и девочек. Увеличивается количество детей, рожденных вне брака (около 23% от общего числа рождённых детей).

    Ослабление внимания государства и общества к целенаправленному формированию общественного сознания, к вопросам воспитания, к роли школы в воспитании человека целом привело к изменению психологии учащихся. Отмечаются следующие тенденции, как противопоставление себя другим людям, прагматизм. Вместе с девальвацией ценностей, связанных со служением обществу, государству, снижается доверие к старшему поколению, переориентация на личное благополучие, выживаемость, самосохранение, усиливается процесс индивидуализации, отчуждения. Если в 1990 г. желание «жить для себя» высказали 9,2% опрошенных старшеклассников, то в 1993 г. эта цифра возросла до 24,4%. Культура и образование отодвигаются на периферию их ценностных ориентаций, материальные блага стали занимать значительно больше места в желаниях школьников.

    Научные исследования свидетельствуют об изменениях, в сознании подрастающего поколения, которые проявляются в утилитарности и примитивности мышления, усилении рассудочного компонента. По данным Комитета по молодёжи при Государственной Думе в деятельность деструктивных сект вовлечено от 3 до 5 млн. россиян, из которых более 50% составляет молодёжь.

    В связи с ослаблением основного института социализации – семейного – наблюдается усиление тенденции к проявлению молодёжью самонаправленной жестокости. Например: увеличение подростковой и молодёжной среде алкоголизма, наркомании, токсикомании, в проявлениях девиантного поведения, в самоубийствах, т. е. в явлениях, объединённых осознанным или неосознанным стремлением несозревшей личности к физическому или моральному саморазрушению.

    Данные негативные проявления в детской, подростковой и молодёжной среде характерны не только для России, но и для других стран на постсоветском пространстве. Существуют и другие факторы, оказывающие влияние на образовательную реальность.

    В Новое время жизнь общества существенно обновлялась уже в течение столетия, т. е. в течение жизни трёх – четырёх поколений. Человек овладевал опытом жизни современников. Причём современниками могли оказаться и носители инокультурного опыта. Семья передавала новым поколениям опыт жизни отцов и дедов, который оказывался практически полностью востребованным в условиях жизни детей. Но появилась и конкуренция: система образования и самообразования могла транслировать опыт жизни, сформировавшийся в других социумах. У человека впервые появилась возможность выбора духовно-нравственных основ своего поведения. Взрослые в семье перестали быть единственным авторитетом для младшего поколения.

    Выдающийся русский писатель И. С. Тургенев заметил предпосылку к развитию конфликта между отцами и детьми в одноимённом произведении. Говоря современным языком, молодёжь того времени в форме нигилизма ставила под сомнение духовно-нравственные ценности отцов. Отцов же раздражала данная тенденция.

    В послевоенную эпоху, модернизирующееся общество по основным своим характеристикам изменялось уже в течение жизни одного поколения – обновлялось в среднем каждое 25-летие. Следовательно, возможности общества и семьи в передаче накопленного социально-нравственного опыта существенно сужались. Средства массовой информации составляли уже значительную конкуренцию и семейному воспитанию, и системе образования в деле передачи духовно-нравственных основ жизни.

    Современная ситуация ещё больше усложняется. Трудно провести черту между традициями, духовно-нравственным наследием прошлого и современностью. Происходит т.н. «музеефикация» культуры – многие навыки и умения, ценности и мировоззренческие установки можно, сдать в архив или положить на музейную полку как неактуальные. Подростки очень избирательно относятся к опыту старшего поколения и ориентированы на своих более продвинутых сверстников. Это делает разрыв поколений ещё более выраженным, а межпоколенную передачу ценностей – проблематичной.

    Но вместе с тем возникает потребность в опыте очень далёких предков, который в условиях этно-религиозных ренессансов оказывается современным и актуальным. Именно этим можно объяснить возрождение религиозности, которое иногда именуют «реваншем Бога», а также интерес к своим этническим корням. В современном обществе молодёжь и подростки испытывают влияние новых авторитетов – этно-конфессиональным сообществам разного толка.

    Смена типов культурно-исторического наследования стала важнейшей причиной кризиса не только семейного воспитания в его традиционном понимании, но и системы образования и воспитания в целом. Ведь они также нацелены на трансляцию знаний, умений, навыков, систем ценностей, культурных образцов, стремящихся закрепить опыт предшествующих поколений.

    В эпоху смены культурных форм передачи коллективного опыта поколений. Люди старшего поколения, педагоги, воспитатели и родители, формировались как личности в условиях господства книжно-письменной культуры, воспитывались на классическом романе XIX века на его этических принципах и рефлексивных началах. Представители старшего поколения разделяли убеждение в том, что человек, не прочитавший произведения Толстого, Чехова, Тургенева, Шекспира, не может считать себя и быть культурным человеком. Они помнят фразу Ленина о необходимости овладеть всем культурным наследием человечества. Взрослые формировались также на традиционном учебнике, в котором автор ведёт повествование, а читатель пассивно следует за ходом его мысли, и не способен изменить что-либо в сюжете или подаче материала.

    Люди книжно-письменной культуры мыслят категориями повествовательности, плавной и связанной речи, последовательного, назидательного и логичного изложения, выстраивают единую линию урока и воспитательного процесса, тщательно стараются предвидеть все нюансы и исключить случайности, ведут детей по заранее разработанному плану, чётко, поэтапно, ставя и достигая определённые воспитательные и образовательные цели.

    Современные дети – представители иной, экранно-клиповой культуры,которая проникает в их сознание благодаря работе с персональным компьютером, с современной аудио- и видеотехникой, с сотовой системой связи и современными коммуникациями. Они знакомились с содержанием произведений через краткие аннотации и пересказы, в лучшем случае – через экранизации и небольшие хрестоматии. Мир эмоциональных переживаний подростка в значительной мере обеднен и нуждается в большой эмоциональной насыщенности и подкреплении смысловой основой.

    Разные поколения становятся мало интересными друг для друга, намечается прерывность связи между ними, что отражается как на семье, так и на школе. Следовательно, они теряют интерес и к традиционному обучению, линейному учебно-воспитательному процессу по утверждённым программам, к традиционному учебнику. Они предпочитают обучаться и действовать самостоятельно, по индивидуальным образовательным программам, на основе принципов интерактивности, используя современные информационные технологии.

    В худшем случае у них пропадает интерес к обучению и воспитанию в принципе. Растёт поколение малообразованных, малограмотных и неграмотных детей и подростков, а проводят время у телевизора, в Интернете и т.д. и т.п. Дети читают преимущественно остросюжетные детективы, в которых отсутствуют чувства, переживания, самопознание, не выражаются эмоции. Но стремительно развивающийся сюжет, чистое действие, закрученная интрига и т.п.

    Контакты со старшими в данных условиях довольно ограничены, зачастую имеют прагматическую направленность, касающуюся финансовых вопросов или обслуживания их потребностей. Концепция связана с поддержанием семейной атмосферы, с участием в семейных праздниках и торжествах, с укреплением традиций семьи, с заботой о её членах. У них имеется гораздо больше возможностей иметь собственный легальный, а зачастую и нелегальный заработок, что делает их практически автономными по отношению к старшим членам семьи.

    Для решения этой проблемы взрослые должны овладевать информационно-коммуникационными процессами. Человек, который не владеет компьютером будет чувствовать себя так, неграмотным в индустриальном обществе. Если старшее поколение сможет говорить с подростками на языке информационно-коммуникативных технологий, то оно сможет более эффективно направлять интеллектуальные поиски и творческую энергию молодежи, способствовать развитию интереса к учебным программам на электронных носителях, расширяя тем самым и собственный кругозор. Только преодолевая конфликт поколений, школа и семья могут осуществлять воспитание вообще, в том числе и воспитание на определённых духовно-нравственных ценностей.

    Эффективность школы и семьи как силы, противостоящей негативным тенденциям нарастания ксенофобских, националистических, а то и фашистских настроений, оказывается недостаточной.

    Семейное и общинное воспитание далеко не всегда направлено на открытый диалог с людьми иной культуры, оно редко ставит своей главной задачей формирование поликультурной личности.В результате не создается общий фундамент глубинного взаимопонимания, культурные традиции замыкаются на себе, не выходят на общероссийский, европейский и мировой уровень межкультурной коммуникации.

    Выросло целое поколение молодёжи, не владеющей практическими навыками жизни в ситуации поликультурализма, не стремящееся к ведению конструктивного межкультурного и межконфессионального диалога по отношению к религии и культуре в широком смысле слова. Широко данное явление прослеживается в тех семьях, которые культивируют этнические и конфессиональные ценности. Духовно-нравственное воспитание в таких условиях должно предполагает идеологию межконфессионального и межкультурного диалога, толерантности.

    Личность, обладающая активной жизненной позицией в вопросе этнической и религиозной толерантности, формируется одновременно и как гражданин правового демократического государства, как член гражданского общества, уважающий права и свободы человека, независимо от его этнокультурной и религиозной принадлежности. Отсутствие же толерантности в обществе способствует его сползанию в состояние хаоса вследствие вспышек насилия и экстремизма, от чего в первую очередь будут страдать именно семейные ценности, которые могут составить основу духовно-нравственного воспитания детей подростков, но для этого необходимо очень тесное взаимодействие семьи и школы.

    Среди главных задач системы образования в существующих образовательных условиях можно назвать необходимость разрешения следующих противоречий.

    С одной стороны, в ходе социально-экономических и политических реформ открываются новые возможности для поступательного развития страны, с другой стороны – нарастают негативные явления в общественной среде (усиление криминогенности общества, рост преступности, насилия, открытая пропаганда распущенности нравов). В этих условиях необходимо усиление внимания со стороны государства и общества к проблемам воспитания подрастающего поколения на основе чётко определённых ценностей. Традиционно отечественному образованию присуща гуманистическая направленность, ориентация на реализацию высших, духовных ценностей, но для подрастающего поколения приоритетными являются ценности, связанные с усилением индивидуализма и прагматизма.

    Огромное большинство этих вызовов носит объективный и непедагогический характер, а потому поиск ответов на них лежит в более широкой плоскости, чем отношения «семья – школа». Задача школы – осмыслить эти вызовы, соединить усилия всех заинтересованных сторон в решении назревших проблем воспитания школьников, а также попытаться найти на них собственное достойное решение этой проблемы.

    1.2. Государственная политика в области

    духовно-нравственного развития школьников

    На чём должна основываться система образования, каким принципам должно соответствовать содержание образовательного процесса, чтобы подрастающее поколение взрослело и социализировалось на высоких духовно-нравственных основаниях, полное многообразие культурного опыта человечества, при этом являлось бы патриотами и достойными гражданами РФ, могло бы бесконфликтно существовать в поликультурном пространстве России и мира? Это главная проблема государственной образовательной политики в области духовно-нравственного развития личности.

    Формирование духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения является одной из важнейших задач современной системы образования. Это сложный, многоплановый и многоаспектный процесс. От него зависит культурно-исторической эпоха, формирующая образ жизни народа и сознание человека.

    В статье 26Всеобщей декларации прав человека установлено, что «образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами…».

    Конвенция ООНо борьбе с дискриминацией в области образования, принятая 14 декабря 1960 г., устанавливает тот факт, что «родители и, в соответствующих случаях, законные опекуны должны иметь возможность, во-первых, в рамках, определённых законодательством … обеспечивать религиозное и моральное воспитание детей в соответствии с их собственными убеждениями; никому в отдельности и ни одной группе лиц, взятой в целом, не следует навязывать религиозное воспитание, не совместимое с их убеждениями».

    В Декларации ООНо ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений установлено право «вести преподавание по вопросам религии или убеждений в местах, подходящих для этой цели» (см. статью 6). В этом международном документе особо указывается, что «права и свободы, провозглашённые в настоящей Декларации, предоставляются в национальном законодательстве таким образом, чтобы каждый человек мог пользоваться такими правами и свободами на практике» (см. статью 7).

    В образовательной практике многих стран Европы осуществляется приобщение школьников к духовным и культурным ценностям мировых религий; религия присутствует в государственной школе и право граждан на религиозное образование конституционно закреплено. Приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям и культуре религий в образовательных учреждениях является формой реализации прав учащихся и их родителей на получение образования в соответствии с ценностями собственной национальной культуры, а также с убеждениями, принятыми в семье. Поэтому уже в школе необходимо формировать представление о религии как социокультурном феномене, важнейшей составляющей мировой культуры.

    Законодательством Российской Федерации определён социальный заказ государства на воспитание человека современно образованного, нравственного, обладающего чувством ответственности за судьбу страны и способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию.

    В Национальной доктрине образования РФ, принятой в 2000 г., обозначены приоритеты функционирования школы в социуме и поликультурном мире, также цели сохранения, распространения и развития национальной культуры, степень уважения к культурному наследию народов России, приоритеты воспитания патриотов, граждан правового, демократического государства, которые уважают права и свободы личности, проявляют национальную и религиозную терпимость.

    Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. указывает на то, что потенциал образования должен быть в полной мере использован для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этнонациональной напряжённости на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных конфессий.

    В Послании Президента в 2004 г. Путина о построении и развитии открытого гражданского общества была сформулирована установка на современный национальный идеал гражданина России, принимающего и осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, принимающих духовные и культурные традиции российского народа.

    В Приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации, одобренных на заседании Правительства РФ 09.12.2004 одним из важнейших ориентиров образования названо формирование общегражданской целостности российского общества, основанной на межконфессиональном, межэтническом, и межнациональном взаимодействии, толерантности граждан России.

    Документы, определяющие приоритетное значение формирования знаний по религиозной культуре и истории религии народов России – концепция национальной образовательной политики Российской Федерации (одобрена приказом Министерством образования и науки РФ от 3 августа 2006 г. № 201). В этом документе акцентировано внимание на важности сохранения единства федерального культурного, образовательного и духовного пространства, на консолидации многонационального народа России в единую политическую нацию. Также в документе подчеркивается, что национальная образовательная политика Российской Федерации направлена на создание оптимальных условий для этносоциокультурного развития юных граждан Российской Федерации и преследует тройственную цель:

    1) создание условий для удовлетворения этнокультурных образовательных потребностей народов, граждан полиэтничной России;

    2) содействие средствами образования политике российского государства, направленной на объединение многонационального народа России в единую политическую нацию;

    3) создание необходимых условий, обеспечивающих формирование этнокультурной и общероссийской гражданской самоидентификации обучающихся.

    «Общероссийская программа развития воспитания в системе образования России» также обращает внимание на то, что «духовно-нравственное становление детей и молодежи... есть важнейшая составляющая развития общества и государства. Отечественные традиции названы одной из основ обновления содержания и структуры воспитания, а воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся.

    Законом Российской Федерации «Об образовании» установлено, что содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений (см. п. 4 ст. 14). В п. 6 статьи 9 этого же закона в редакции от 1 декабря 2007 г. указывает, что «основные общеобразовательные программы… включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов… и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся». Следовательно, в федеральном законе акцент сделан на духовно-нравственном развитии и воспитании подрастающего поколения. Необходимость духовно-нравственного воспитания в школе впервые в новейшей истории России была закреплена законодательно.

    В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства и их равенства перед законом (см. статью 14 Конституции Российской Федерации) Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», а также Закон Российской Федерации «Об образовании» устанавливают, что государство должно обеспечивать светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. В таких учреждениях, а также органах, осуществляющих управление в сфере образования, создание и деятельность организационных структур религиозных движений и организаций (объединений) не допускаются.

    При этом нельзя не учитывать, что законодательством Российской Федерации определён социальный заказ государства на воспитание человека современно образованного, нравственного, обладающего чувством ответственности за судьбу страны и способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию. Интеграция обучающихся в национальную и мировую культуру – одна из важнейших задач системы образования.

    В ходе осуществляемой работы по обновлению федеральных государственных образовательных стандартов, отвечающих названным приоритетам, воспитательное пространство образовательного учреждения рассматривается как особым образом организованное пространство жизнедеятельности. Данное пространство при соответствующих условиях позволит обучающимся расширить их возможности личностного и духовно-нравственного саморазвития, самореализации, самоопределения.

    Задача удовлетворения этнокультурных и мировоззренческих потребностей граждан Российской Федерации, формирование духовно-нравственной личности (ст. 14, пункт 2 Закона «Об образовании») реализуется, в том числе, и посредством изучения в общеобразовательных учреждениях специальных учебных предметов (учебных курсов) по истории и культуре религий. Они могут быть представлены в форме спецкурсов, факультативов и элективных курсов религиоведческого, культурологического характера.

    Помимо реализации религиоведческих или культурологических предметов, факультативов, элективных курсов и программ дополнительного образования детей в Российской Федерации законодательно закреплено (Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях», статья 5) право родителей обучать детей религии вне образовательной программы (под обучением религии понимается преподавание основ вероучения). В соответствии с этим был утверждён приказ Министерства образования и науки РФ от 1 июля 2003 г. № 2833 «О предоставлении государственными и муниципальными учреждениями религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ» (зарегистрирован Министерством юстиции России 5 августа 2003 г. № 4955).

    Принимая во внимание происходящие процессы, Российская Федерация выступила с поддержкой международных предложений о приобщении обучающихся к духовным и нравственным ценностям, в том числе к религиозным традициям и культуре, не противоречащим основным принципам государственной политики в области образования и общим целям воспитания детей.

    Изучение религиоведческих и культурологических дисциплин в системе образования Российской Федерации способствует:

    – формированию у обучающихся представление о религии как о социокультурном феномене и составляющей мировой культуры;

    – становлению основы воспитания межнациональной, межконфессиональной толерантности;

    – профилактике религиозного и межнационального экстремизма, фанатизма, ксенофобии;

    – осознанному и свободному выбору мировоззрения.

    Изучение исторических и культурных основ мировых религий в системе образования может стать основой воспитания межнациональной, межконфессиональной толерантности, служить профилактике религиозного экстремизма, фанатизма, ксенофобии; способствовать осознанному выбору мировоззрения на основе ценностных систем и этических практик ведущих мировых религий. Государство и религиозные организации должны сотрудничать друг с другом также и в сфере духовно – нравственного образования и воспитания подрастающего поколения.

    В большинстве стран Европы, в которых законодательно закреплен светский характер государства и образования, в государственных и муниципальных общеобразовательных школах и вузах преподаются религиоведческие предметы. Также в учебных заведениях учащиеся имеют право выбирать альтернативное преподаванию в Европе Закона Божьего внеконфессиональное нравственно-этическое обучение.



  • Скачать документ

    Похожие документы:

    1. Заключение по учебному пособию для учреждений системы повышения квалификации «основы мировых религиозных культур» 1 вводная часть

      Документ
      Представленное на исследование пособие «Основы мировых религиозных культур: Учебное пособие для учреждений системы повышения квалификации» (далее – Пособие) является материалом учебно-методического обеспечения учебного курса «Основы
    2. Программа инновационной работы «анализ ресурсов духовно-нравственного развития школьников средствами курса «основы религиозных культур и светской этики (модуль «основы православной культуры»)»

      Программа
      Проблема духовно-нравственного развития школьников сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых
    3. «духовно-нравственное воспитание

      Задача
      В условиях становления новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство, идет активный процесс поиска моделей образования, которые позволят сохранить духовно-нравственные и культурно-исторические
    4. Религиозная культура в светской школе сборник материалов москва

      Документ
      Религиозная культура в светской школе: Сборник материалов / Отв. ред. и сост. Л.С. Гармаш и И.В. Понкин. – М.: Институт государственно-конфессиональных отношений и права, 2007.
    5. Религиозная культура в светской школе сборник материалов москва

      Документ
      Религиозная культура в светской школе: Сборник материалов / Отв. ред. и сост. Л.С. Гармаш и И.В. Понкин. – М.: Институт государственно-конфессиональных отношений и права, 2007.
    6. Духовно-нравственное воспитание и образование

      Учебники и учебные пособия
      Духовно-нравственное воспитание и образование. ОРКСЭ. Библиографический список / сост. Т. В. Нохрина, С. Л. Биктуганова. – Екатеринбург : ИРО, 2012. – 25 с.

    Другие похожие документы..