textarchive.ru

Главная > Книга


Еще на земле в чудесном явлении святитель Тихон созерцал Небесный пир избранников Божиих: «привели его к хрустальным и красоты предивной палатам, и видел в оных столы убранные и пирующих, и пение слышал. – «Хороши ли?» – спросил его таинственный голос. – «Зело хороши», – отвечал святитель. – «Пойди и заслуживай», – рек тот же голос, и видение кончилось.

Верный Господень, высокий в любви, богатый добродетелями, сильный смирением, святитель Тихон заслужил в очах Всевышнего спасение и славу в вечных Небесах. Час кончины, час исхода в Небесную Отчизну был, по молитве святого Тихона, возвещен ему свыше дивным голосом, сказавшим: конец твоей жизни будет в день недельный.

В духовном своем завещании святитель Тихон, подобно многострадальному учителю Церкви святителю Иоанну Златоусту, воспел хвалу Господу Промыслителю, приведшему его дорогой испытаний на порог вечности:

Слава Богу о всем – Слава Богу, яко меня создал по образу Своему и подобию! Слава Богу, яко о меня, падшего, искупил! Слава Богу, яко о мне, недостойном, промышлял! Слава Богу, яко меня, согрешившего, в покаяние призвал! Слава Богу, яко мне подал слово Свое святое, яко светильник, сияющий в темном месте, и тем меня на путь истинный наставил! Слава Богу, яко мои очи сердечные просветил! Слава Богу, яко подал мне в познание святое имя Свое! Слава Богу, яко банею Крещения грехи мои омыл! Слава Богу, яко показал мне путь к вечному блаженству. Путь же есть Иисус Христос, Сын Божий, Который о Себе глаголет: «Аз есмь путь, истина и живот». Слава Богу, яко согрешающего меня не погубил, но по Своей благости потерпел согрешения мои! Слава Богу, яко показал мне прелесть и суету мира сего! Слава Богу, яко помогал мне в многоразличных искушениях, бедах и напастях! Слава Богу, что при бедственных и смертных случаях меня охранял! Слава Богу, яко меня от врага диавола защищал! Слава Богу, яко меня лежащего восставлял! Слава Богу, яко меня печалующегося утешал! Слава Богу, яко меня заблуждающего обращал! Слава Богу, яко меня отечески наказывал! Слава Богу, яко мне объявил Страшный Свой суд, да того боюся и каюся за грехи мои! Слава Богу, яко объявил мне вечную муку и вечное блаженство, да тоя убегну, а сего поищу! Слава Богу, яко мне, недостойному, подавал пищу, которою немощное тело мое укреплялось, подавал одежду, которою нагое мое тело покрывалось, подавал дом, в котором я упокаивался! Слава Богу и о прочих Его благих, которые мне к содержанию и утешению моему подавал! Столько я от Него получил благодеяний, сколько дышал! – Слава Богу о всем!

За три дня до возвещенного ему смертного часа святитель Тихон призвал к себе духовных детей: иноков и мирян, безродных и знатных, бедных и богатых – чтобы проститься с ним. Собравшись у его одра, они целовали его руку и с плачем вопрошали: «Отец ты наш, на кого ты нас сиротствующих, печальных и горестных, оставляешь?» – и святитель, указывая рукою ввысь, отвечал: «Господу Богу поручаю вас».

О последних днях святителя Тихона рассказывает его «присный» келейник Иоанн Ефимов, бывший при нем до мгновения кончины: Предузнав конец своей жизни, Преосвященный приказал мне, чтобы я в те три дня не допущал никого, и паче при разлучении души и тела, что и было, в выполнение приказаний его, наблюдаемо... Во все то время устремлял он свои мысли и чувства к Богу. Точно так, ибо мне его чувства и умные его моления (углубленное богомыслие. – Авт.) очень были заметны всегда... Смерть его столь была спокойна, что как бы заснул он.

Как было возвещено святителю Тихону голосом Небес, он скончался в воскресенье, 13 августа 1783 года. Совершил отпевание его духовный брат епископ Воронежский Тихон Третий, в надгробном слове сказавший о тяжести утраты такого благодетеля и заступника для несчастных и обездоленных. При этих словах весь народ, пришедший проводить любвеобильного святителя в последний путь, разразился горькими рыданиями.

Еще при жизни святителя Тихона архимандриту Задонской обители Варсонофию был глас Господень: Сие место прославится некиим угодником Моим. В монастыре всем тотчас стало ясно, о ком было это возвещение. Но святитель Тихон, когда келейники прибежали к нему со всерадостной вестью, запретил говорить об этом кому бы то ни было. А через три года после кончины святитель уже в Небесной славе явился своему любимцу схимонаху Митрофану и поведал ему: Отец Митрофан! Всемогущий Бог хочет прославить меня!

Народное почитание святителя Тихона, паломничество к его могиле началось в Воронежской епархии сразу же после кончины угодника Божия. Вскоре по предстательству его у Престола Господня начали совершаться чудеса исцелений, с тех пор не прекращавшиеся и сделавшиеся бесчисленными. При перестройке в Задонском монастыре храма, под алтарем которого был погребен святой Тихон, в 1842 году (то есть через 59 лет после кончины) его тело было обретено нетленным и пребывающим в том же положении и виде, в каком пребывают угодники Божии в Киево-Печерской лавре. Неоднократно Воронежские архиереи слали в Святейший Синод свидетельства о множестве чудес от гроба святителя Тихона и сообщали о желании православного народа, да явлен будет пред глазами всех этот великий светильник веры и добрых дел, лежащий ныне под спудом. Однако мирские чиновники из синодальной «обер-прокуратуры» никак не откликались на эти прошения. Только когда о чудесах в Задонске стало известно императору Александру II Освободителю, по его пожеланию для освидетельствования происходящего была направлена духовная комиссия, и в 1861 году согласно деянию Святейшего Синода состоялось церковное прославление святителя Тихона. На это торжество со всех концов России стеклось в Задонск более трехсот тысяч паломников. Поныне святитель Тихон является одним из любимейших русским народом угодников Божиих.

Дорогие во Христе братья и сестры! Поныне, уже с высот Небесного Царствия, милосердный святитель Тихон благотворит страдающим, посылая им избавление от болезней. Но не одну милость телесную – еще более изобильную милостыню духовную подает нам, изранившим свои души грехами и пороками, святитель Тихон в своих боговдохновенных творениях. Мудрый врачеватель душевных ран, он указывает нам путь к всеисцеляющей лечебнице – Церкви, где Всемогущий Врач – Христос Спаситель избавляет людей от любых бед и наделяет вечным счастьем:

Что госпиталь есть больным, то Церковь Святая есть христианам, духовно больным...

В Церкви Святой Врач есть Христос, Который духовно болящих посещает и врачует. В госпитале болящим лекарь запрещает все то, что лекарству его препятствие чинит, – в Церкви Святой находящимся христианам от всего того воздерживаться повелевает Христос, что душевному их исцелению и получению вечного спасения препятствует. В госпитале болящие слушают лекаря и исцеляются – тако и христианам, когда хотят исцелиться и спасенным быть, должно Христа-Врача слушать и от всего того удаляться, что Он запрещает. В госпитале болящие лекарю объявляют свои болезни: я-де тем-то стражду. Тако христианам должно объявлять свои болезни Христу – Небесному Врачу и от Него исцеления просить. В госпитале бывают болезни неисцельные, и лекарь не все может, что хочет, – в Церкви Святой не тако. Нет такой душевной болезни, которой бы Христос не хотел и не мог исцелить, только бы сам больной хотел этого и усердно просил у Христа...

Бывает, что немощный от лекарей ищет исцеление, но не получает – тако бедный христианин, видя свою лютую немощь душевную, многие книги прочитывает, но от них исцелиться не может. Любезный христианин! Как ни тщись и куда ни обращайся, но кроме Христа нигде не получишь исцеления.

Редчайшим сочетанием добродетелей сияет святитель Тихон на духовном небосклоне Русской Церкви. Он стяжал три венца Небесной славы: венец святителя – ревностного архипастыря народа Божия, венец преподобного – подвижника иноческой кельи, венец праведного – служащего людям добрыми делами.

Предаваясь монашеским подвигам, святитель Тихон и в уединении своей кельи продолжал свое общественное служение, в его жизни как бы воскресло древнее цветущее монашество, так хорошо умевшее соединять аскетизм с общественной деятельностью, в Задонской келье написана была большая часть сочинений учительного и народного святителя... Его келья сделалась источником просвещения христианского для обширного круга. К ней стекался народ из далеких окрестностей, чтобы получить благословение и наставление святого человека. Как некогда древние пустынники, он был миротворцем между окрестными помещиками, заступником крестьян пред их жестокими господами, ходатаем за безвинно осужденных, – пишет Е. Поселянин. В этих словах отмечены лишь некоторые черты облика Задонского духоносца. Уроки жизни и трудов святителя Тихона неисчерпаемы, духовное наследие его необозримо. И в одно слово о нем невозможно, конечно, вместить драгоценные дары этого богомудрого наставника.

Во вступлении к одной из своих книг святитель Тихон пишет: Как купец от различных стран собирает различные товары и в дом свой привозит и сокрывает их; так христианину можно от мира сего собирать душеполезные мысли и слагать их в клети сердца своего и тем душу свою созидать.

Щедрый святитель Божий собрал для нас огромное богатство, и мы можем свободно черпать из завещанной им сокровищницы. Мы можем страницу за страницей, строчку за строчкой читать и перечитывать тома его дивных творений. Предприняв этот труд, мы не только обогатим свое сердце и разум, насладимся духовной радостью – несравненно более того: мы яснее увидим путь к спасению наших бессмертных душ.

Духоносец Задонский выводит нас на прямую дорогу в Пречистое Небо и остерегает от кривых и грязных трактов, ведущих в адскую бездну. Из великой любви святителя Тихона к людям родилась его великая, освященная ненависть к «диавольскому семени» – греху, губящему человека навеки. В наше смутное время, когда грех и порок пропагандируются широко и открыто, когда гнуснейшие мерзости становятся модой, когда многое множество соблазняется этими и пятнает себя всяческой нечистой, выставляя лукавое оправдание: мол, все так делают, – нам особенно внимательно должно вслушаться в предостережение святителя Тихона о погибельном скотском последовании: Видим что куда едина скотина пойдет, за нею и прочий скот идет и той последует, хотя и вред ему оттуда будет. Тако многие люди безрассудно делают и друг другу по примеру скотскому последуют. Един начал частые банкеты строить, пить, гулять и упиваться, тоежде делают и прочие. Един начал щеголять – последуют ему и прочие. Един много собрал богатства и прочие о томжде тщатся. Так бедные люди друг другу подражают, подражают, но на свой вред и погибель.

Се есть безрассудное дело! Се есть скотское последование! Се есть моровая язва, которою души христианские заражаются и погибают; се есть пожар душепагубный, который, в едином наченшися, прочие душевные домы пожигает! Увы, беда! увы, горе! Зло начинается в едином, и все то делают, и в обычай входит. Мне-де люди будут смеяться, когда мне не делать, как они делают.

Ответ: нечестие всегда благочестию смеется и ругается ему. Христос Спаситель наш, Господь и Царь славы, посмеян и поруган был от любителей мира. Пусть мир и тебе смеется и ругается: ты свое знай и делай, что Христу угодно, а не миру...

Неужели все нам делать то, что мир делает? Многие убивают, прелюбодействуют и любодействуют, крадут и похищают, и прочее – убо и нам тое делать? Да не будет так! Они идут в погибель – и нам идти? да сохранит нас Господь от того!...

Пусть хотя весь свет делает то, что Богу противно и себе пагубно, – ты делай, что Богу угодно и тебе душеполезно. Весь свет не заступит тебя пред Судом Божиим. Тамо не скажешь: вот-де тот и тот делал тое. Едино услышишь от Судии: ради чего ты не делал того, что Я приказал тебе?

Единого Бога, паче всего света, несравненно почитать должно. Буди убо в мире, как Лот в Содоме, где все беззаконновали, но он им не подражал и делал, что святой воле Божией угодно было, – делай и ты тако, не подражай тому, что злой мир делает... Обращай всегда к вечности сердечные твои очи, и будут все мирские дела как позади тебя, и жить будешь в мире, как един, ведая Создателя Твоего и святую волю Его.

Последуем же призыву богомудрого святителя, будем мужественны и верны Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу – да не будет среди нас скотского последования греховной мерзости, не убоимся насмешек от служителей диавольской «моды» на разврат и наживу, но будем, как верные Божии, следовать Закону Небесного Отца и заветам святых Его, станем хранить свои души в чистоте и любви христианской, да не постыдимся и в час смертный перед Всевышним Судией. Да не увязнет никто из нас в зловонном болоте земных непотребств, но да устремимся все в истинное наше Отечество, о коем возвещает нам святой Небожитель Тихон Задонский:

Христианское Отечество есть Небо, где слава Небесного Отца. Тамо Отец Небесный радости творит зрением святейшего Лица Своего сынов Своих, которые отсюда по многобедственном странствовании преселились. Тамо сияет не знающее запада Солнце Правды – Христос, и всех блистанием славы Своей просвещает, теплейшими лучами любви Своей согревает и благодатию Своей влечет к Себе всех, в мире сем странствующих и имя Его святое нарицающих...

В оном Отечестве нет страха от иноплеменников, нет боязни от врагов, нет опасности от болезни, смерти, глада, хлада, нищеты, вражды, ненависти и прочих зол, не слышится тамо жалоба; удалились оттуда плач и печаль; нет попечения о пище, питии и одежде; нет тамо бури и непогоды, но всегда благорастворенная весна. Тамо житие без смерти, радость без печали, здравие без немощи, богатство без потеряния, честь без опасности и страха, довольство без оскудения, блаженство без бедствия. Нет тамо стара, хрома, слепа, расслабленного, безобразного, но все в цветущей юности, красной доброте и возрасте мужа совершенного. Тамо никто не обижает, не обижается, не ненавидит, не ненавидим бывает, не гневается, не досаждает, не озлобляет, не озлобляем бывает, никто никому не завидует, всяк доволен тем, что имеет: понеже тем утешается блаженством, которое выше не восходит; тою славою и честию венчается, которой более не ищет.

В оном преславном и блаженнейшем гражданстве совершеннейшая тишина, мир, любовь между блаженными гражданами, друг о друге радость, утеха и веселие, яко друг друга любят, как себя, и друг о друге радуются, как о себе, яко друг друга видят в блаженстве, как и себя.

В сие Отечество, возлюбленный христианин, от многомятежного мира сего преселяются христиане, которые верою и любовью работали Небесному Отцу, Царю Небесе и земли и всей твари. Аминь.

Слово

на праздник перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа.

(16/29 августа)

 

Бога не видел никто никогда, Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил.

Ин. 1, 18

 

Во имя Отца и Сына и Снятого Духа!

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Сын Божий сошел с недоступных Небес, и люди лицом к Лицу встретились с Всевышним. Невидимый Творец вселенной стал видимым. Предвечный родился во времени. Бог Слово заговорил на человеческом языке. Господь шел по пыльной земле, общался с людьми, вкушал земную пищу с мытарями и грешницами – заблудшими детьми рода человеческого. Ради нашего спасения Вселюбящий Бог стал Человеком, подобным нам во всем, кроме греха. Сын Божий явился, чтобы жить с людьми и умереть, как они, – умереть за них, чтобы открыть им дорогу в недоступное Царство Небесное.

Господь Иисус явил нам Самим Собою, каким должен быть человек, венец творения Божия. Спасительное Учение Божественной Любви – Новый Завет – явилось не просто ниспосланным свыше Откровением: оно запечатлено Пречистой Кровью Сына Божия и Человеческого. Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как Единородного от Отца (Ин. 1, 14), – говорит Священное Писание. Единожды – и на все времена было даровано человечеству Пришествие в мир Воплотившегося Сына Божия: вплоть до Страшного Суда люди уже не увидят Его телесными очами. Современники Пришествия Христова имели счастье лицезреть Господа, а последующим поколениям Спаситель даровал неизгладимую память о Своем учении, Своих деяниях, Своем облике. Голос Христа доносится до нас со страниц Святого Евангелия. Лик Господень созерцаем мы на святых иконах. Пречистую Кровь и Плоть Господню вкушаем мы в Таинстве Причащения. Это не просто память – это живое богообщение, священнейшее из всего, что имеет род христианский.

Господь Иисус Христос освящал Собой естество человеческое – всецело: не только душевную, но и материальную человеческую природу. Телесно Спаситель был точно таким же, как и мы: костяной, кровяной и жильный. Не призрачность, а вещественную реальность Своего явления утверждал Воскресший Христос перед учениками, призывая их: осяжите Меня и рассмотрите, ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня (Лк. 24, 39), а затем у них на глазах вкушая печеную рыбу и сотовый мед. Господь Иисус даровал человечеству близость с Собою: наша священная память о Нем должна быть не чисто духовной, не абстрактной – мы должны помнить Бога во Плоти, чтобы по заповедям Его освящаться всецело: душами и телами своими. Для освящения сильнейшего из телесных чувств – зрения – нам дано созерцать изображения Спасителя нашего на иконах. Сам Всещедрый Христос даровал людям первое Свое изображение, первую икону.

Иконой икон называют Нерукотворенный Образ нашего Спаса Иисуса Христа. Потому именуется это изображение Нерукотворенным или Нерукотворным, что не руками человеческими, не кистью художника, а Божественной силой был впервые запечатлен на материи Лик Спасителя. Свой Нерукотворенный Образ даровал Христос человеку, никогда Его не видевшему, но имевшему великую веру в Него.

Блаженны не видевшие и уверовавшие (Ин. 20, 29), – говорит Господь. Это относится не только к грядущим поколениям, но и к тем из живших на земле во время Пришествия Христова, кому не довелось лицезреть Спасителя. Божественный Иисус прошел с проповедью только Палестину: маленький островок в сравнении с огромной территорией остального мира. Жители отдаленных стран могли узнавать об Учителе из Назарета лишь по слухам, при этом положение таких современников было несравненно худшим, чем наше: они не имели ни Святого Евангелия, ни Священного Предания, ни достоверных исторических свидетельств о земной жизни Христа. Им приходилось довольствоваться рассказами путешественников, молвой о деяниях Господних, но трудно бывает поверить молве о чудесном, пока не увидишь чуда своими глазами. Потому сказано: блаженны не видевшие и уверовавшие (Ин. 20, 29). Так был блажен князь Едесский Авгарь, уверовавший в явление Сына Божия лишь со слов очевидцев.

Правитель города Едессы князь Авгарь (по сирийским летописям – Абгар V) имел прозвание Черный. По-видимому, так называл народ своего князя из-за страшной его болезни, потемнившей его лицо и омрачившей его жизнь. Повелитель цветущей Едессы, богатейшего и прекраснейшего города Сирии, был прокаженным. Проказа, жуткая «лепра», бич и ужас Востока, – этот недуг терзал тело несчастного князя, и никакая земная власть, никакие земные сокровища, ни войска, ни вельможи, ни мудрецы не могли избавить его от беды. Прокаженный как бы заживо гниет: тело его разлагается, суставы распадаются, кожа покрывается отвратительными язвами, отваливаются куски плоти, прорастает дикое мясо. Вид прокаженного тошнотворен и страшен, даже родные и близкие люди стараются держаться подальше от больного, пугаясь жестокой заразы. Страдая от проказы, князь Авгарь Черный вполне понял тщету богатства, власти, почестей – всего земного достояния, которым он обладал в полной мере, но в котором не мог почерпнуть для себя радости. Но вот однажды от своих послов, побывавших в Палестине, князь Авгарь услышал удивительные новости. По свидетельству Евангелия, прошел об Иисусе слух по всей Сирии ( Мф. 4, 24), главным городом которой была Едесса. Посланники рассказали своему князю о Чудотворце Иисусе, Который врачует любую болезнь, будь то паралич, слепота, беснование, проказа или даже сама смерть, и делает это без всяких лекарств, одним словом Своим. Они клялись, что не только слышали, но и сами видели чудеса Иисуса. Князь Авгарь доверял своим послам: это были люди, преданные ему, люди государственные, не склонные к праздным фантазиям. Весть о том, что Палестинский Чудотворец словом Своим очищает прокаженных, породила у больного Авгаря надежду на исцеление. Но Иисус, по верному свидетельству, был не только Чудесный Врач – Он воскрешал мертвых! Кто же он на самом деле – Бог Всемогущий? Или, быть может, Сын Всемогущего Бога? Великое прозрение осияло разум Авгаря, и свет великой веры вспыхнул в сердце Едесского князя.

Первым порывом Авгаря было устремиться в путь, увидеть Божественного Иисуса, пасть к ногам Его, молить об исцелении тела и просвещении души своей. Однако как было князю отлучиться из вверенного его управлению города? Но и дела государственные не удержали бы Авгаря на пути к Исцелителю, если бы не болезнь, не проклятая проказа, от которой внутри он чувствовал ломоту костей и расслабление всего тела. Тот же недуг, от которого князь чаял избавиться по слову Спасителя, делал для него невозможным дорогу в те края, где Спаситель совершал Свои чудеса. И Авгарь сделал единственное для него возможное: отправил Чудотворцу Иисусу послание, в котором свидетельствовал свою веру и просил об избавлении от болезни. В качестве гонца князь отправил искусного художника Ананию, поручив ему написать портрет Божественного Чудотворца: если бы даже исцеление князя оказалось невозможным, Авгарь желал иметь хотя ту отраду в своей болезни, что будет видеть изображение Лица Христа Иисуса, столь велика была у него любовь ко Христу, внушенная верою по слуху. Послание Едесского князя гласило: Князь Едесский Иисусу, благому Спасителю, в странах Иерусалимских явившемуся во Плоти, радоваться.

До меня достиг слух о Тебе и Твоих преславных чудотворениях, как без врачевства и лекарств Ты исцеляешь болезни: слепым даешь прозрение, хромым хождение, отгоняешь от людей нечистых духов, очищаешь прокаженных, расслабленных, в течение многих лет лежащих на одре, врачуешь словом и воскрешаешь мертвых; слыша о Тебе, что Ты совершаешь столь дивные чудеса, я относительно Тебя пришел к такого рода двум заключениям: Ты или Бог, сошедший с Неба, или Сын Божий. Посему я и обращаюсь к Тебе с таким смиренным молением, да потрудишься прийти ко мне и исцелить неизлечимую болезнь мою, от которой я страдаю уже много лет: дошло до меня также, что иудеи ненавидят Тебя и хотят причинить Тебе зло. Я же имею город, хотя и небольшой, но красивый и изобилующий всем, итак приходи ко мне и живи со мною в моем городе, в котором для нас обоих найдется все потребное.

Трогательно было желание князя Авгаря укрыть Иисуса от Его врагов, от коварных иудейских богоубийц. Но Сын Бога Всевышнего не нуждался в человеческих попечения, ибо Отец Его мог представить Ему легионы Ангелов (Мф. 26, 53). Христос добровольно шел на крестную смерть, чтобы избавить человечество от вечной гибели. И час Крестной Жертвы Спасителя уже близился, когда посланец Едесского князя прибыл в Палестину.

Среди многого множества исцеленных Христом людей – среди прозревших слепцов, вставших на ноги хромцов и паралитиков, пришедших в разум бесноватых, очищенных прокаженных – не нашлось никого, кто хотя бы попытался защитить Иисуса Исцелителя, когда Его вели на позорную казнь. Тот же самый народ, сынов и дочерей которого Спаситель чудесно лечил и насыщал, учил Божественной Любви, в безумной ярости кричал о Нем римскому наместнику: Да будет распят!.. Кровь Его на нас и на детях наших (Мф. 27, 23, 25). Только в далекой Едессе князь Авгарь, узнав о преступлении иудеев, стал собирать войска для похода на Иерусалим, чтобы отомстить за казнь Сына Божия. Но этой войне воспрепятствовала Римская держава, с которой не в силах была спорить небольшая Сирия. Так и должно было быть, ибо речет Господь: Мне отмщение, Я воздам (Втор. 32, 50). Не от руки Едесского князя-мстителя, а от безумия собственных главарей пал Иерусалим, разрушенный римлянами и на века утративший даже свое имя...

Да, в час испытания несчастный иудейский народ отверг своего Спасителя. Но в канун Крестной Жертвы слава Чудотворца Иисуса была в зените, и несметные толпы восхищенного народа окружали Его. Посланцу из Едессы, живописцу Анании, очень легко было найти место, где проповедовал и творил чудеса Иисус, но невозможно оказалось художнику с его кистями и красками приблизиться к Мессии, вокруг Которого во множестве теснились люди. Желая исполнить хотя бы одно из поручений своего князя – написать портрет Спасателя, Анания взобрался на большой валун, откуда мог видеть Его, и начал старательно изображать Его Лик. Но напрасно трудился художник, и все его искусство оказалось бессильным. Умелый портретист, Анания тщетно силился передать черты этого Лица, которое одно, казалось, вобрало в себя все многообразие лиц человеческих, было овеяно каким-то таинственным, недоступным светом. Всеведец не благоволил к намерению живописца – художническое мастерство Анании отступало перед Божественной тайной, ремесленный навык искусства, если он не вдохновлен свыше, вообще недостаточен для отображения высокой духовности. Так Анания, еще не просвещенный святой верой, был не в силах изобразить Высочайшего. И не рукой человеческой должен был впервые запечатлеться Образ Спасителя: Сын Божий, воплотившись, даровал Себя человечеству – и так же благоволил Он Сам даровать людям Образ Свой.

Сжалившись над бесплодно трудившимся художником, Господь велел привести его к Себе и, обратившись к нему, сказал: Анания! Где письмо князя Авгаря, которое ты принес ко Мне из Едессы?

Пораженный тем, что Чудотворец назвал его по имени и знает цель его поездки, Анания тотчас отдал Христу послание князя. В награду за великую веру Авгаря Своей рукой Господь написал ему ответ, гласивший: Блажен ты, Авгарь, не видевший Меня и уверовавший в Меня, ибо о Мне написано, что видящие Меня не имут веры, не видящие же Меня уверуют в Меня и наследуют Жизнь Вечную. Ты пишешь ко Мне, чтобы Я пришел к тебе, но Мне подобает совершить то, ради чего Я послан, и по совершении возвратиться к Пославшему Меня Отцу. И когда Я буду вознесен к Нему, тогда пошлю к тебе одного из учеников Моих, который, совершенно исцелив тебя от твоей болезни, подаст тебе и находящимся с тобою Жизнь Вечную.

(Это послание Христа вместе с Нерукотворенным Его Образом на протяжении столетий являлось сокровищем христианской Едессы, а в Х веке было перенесено в Константинополь.

 Некоторые новейшие «критики» – протестанты (а вслед за ними кое-кто из русских ученых) оспаривали подлинность этого послания: на том основании, что якобы в нем есть ссылка на текст Евангелия от Иоанна, созданного спустя десятилетия после Распятия и Воскресения Христа. Но такой аргумент обличает лишь недостаточное знакомство «критиков» со Священным Писанием. Отнюдь не на евангельскую цитату, а на древнее пророчество Исаии указывает Христос, на написанное о Нем: Очами смотреть будут, и не увидят... Очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их... Кто ходит во мраке, без света, да уповает на имя Господа и утверждается в Боге своем... Я открылся не вопрошавшим обо Мне, Меня нашли не искавшие Меня; «вот Я! вот Я!» говорил Я народу, не именовавшемуся именем Моим... (Ис. 6, 9–10, 65, 1).

Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа, как на фундамент, опирался на Завет Ветхий. Спаситель мира, пришедший не нарушить, а исполнить Закон, постоянно указывал на написанные о Нем предвозвещания Древнего Откровения. Так приведение свидетельства пророка Исаии об отъятии благодати от духовно слепых иудеев и Откровении Божием ходящим во мраке язычникам становится еще одним доказательством подлинности послания Христа князю Авгарю.)

Господь исполнил горячее желание Авгаря увидеть Его изображение. Спаситель велел принести воды, умыл Лицо Свое, приложил к нему полотенце (убрус) – и вот вода словно превратилась в краску, на ткани ярко запечатлелся Лик Христов. Этот Убрус, ставший священным, Спаситель передал посланцу из Едессы со словами: Неси, отдай пославшему тебя.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Митрополит ташкентский и среднеазиатский владимир (иким) (4)

    Документ
    МитрополитТашкентский и СреднеазиатскийВладимир (Иким). Земля потомков патриарха Тюрка. Духовное ... многочисленными межнациональными и межрелигиозными конфликтами. Митрополит Бишкекский и СреднеазиатскийВладимир глубоко изучил и обобщил историю ...
  2. Митрополит ташкентский и среднеазиатский владимир (иким) (3)

    Книга
    МитрополитТашкентский и СреднеазиатскийВладимир (Иким). Слова в дни памяти особо чтимых ... (близ Шаша – Ташкента), первоначально к Среднеазиатской Церкви относилась и митрополия Шины (Китая), позднее в Чуйской ...
  3. Митрополит ташкентский и среднеазиатский владимир (иким) (7)

    Книга
    МитрополитТашкентский и СреднеазиатскийВладимир (Иким). Слова в дни памяти особо чтимых ... (близ Шаша – Ташкента), первоначально к Среднеазиатской Церкви относилась и митрополия Шины (Китая), позднее в Чуйской ...
  4. Митрополит ташкентский и среднеазиатский владимир (иким) (1)

    Документ
    МитрополитТашкентский и СреднеазиатскийВладимир (Иким). Слова в дни ... из славных имен в истории Ташкентско-Среднеазиатской епархии. Еще до революции он ... Главный храм нашей отдаленной Среднеазиатской епархии – Ташкентский кафедральный собор создан в ...
  5. Митрополит ташкентский и среднеазиатский владимир (иким)

    Документ
    МитрополитТашкентский и СреднеазиатскийВладимир (Иким). Слово, растворённое любовью. Святейший Патриарх ... архипастырском служении Церкви и народу. Архиепископ Ташкентский и СреднеазиатскийВЛАДИМИР. Восстанет из пепла и бездны греховной ...
  6. Митрополит ташкентский и среднеазиатский владимир (иким) (2)

    Документ
    МитрополитТашкентский и СреднеазиатскийВладимир (Иким). Слова в ... а не угрозой гонений. В Ташкентской и Среднеазиатской епархии помнят подвизавшихся здесь несколько ... во главе с замечательным среднеазиатским подвижником архимандритом Серафимом ( ...

Другие похожие документы..