textarchive.ru

Главная > Рабочая программа


ГОУ ВПО

«Воронежский государственный техническийуниверситет»

«Утверждаю»

Декан ЕГФ

_____________С.М.Пасмурнов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

СД.04 Разработка САПР

Для специальности (направления) _230104 «Системы автоматизированного проектирования»

форма обучения очная

срок обучения нормативный

Воронеж 2007

..

Рабочая программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом направления

654600 «Информатика и вычислительная техника» .

специальности 230104 «Системы автоматизированного проектирования»

на основании примерной программы дисциплины

__________________________________________________________________

утвержденной “___”______________200 г.

УМО по образованию в области машиностроения и приборостроения .

(название УМО)

Составитель программы А.Л.Кузеванов

(подпись)(уч.степень, звание, ФИО)

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры

____________________________________________________________ Протокол № ___ от “___”_____________200 г.

Зав. кафедрой_________САПРИС_________________________________

(наименование кафедры разработчика)

____________________________

(подпись)

Рабочая программа рассмотрена и одобрена методической комиссией

Естественно-гуманитарного факультета

(наименование факультета обучающего студентов)

Председатель МК________________________О.Г. Яскевич

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Выписка из Государственного образовательного стандарта

высшего профессионального образования государственных требований к минимуму содержания уровню подготовки инженера

направления_654600 «Информатика и вычислительная техника»

по специальности_230104 «Системы автоматизированного проектирования»

(Текст из ГОС ВПО)

С

170

Д.04 Разработка САПР

Структура и классификация САПР. Место САПР в интегрированных системах проектирования, производства и эксплуатации. Системные среды САПР. Особенности систем управления проектированием и проектными данными. Основные понятия системотехники. САПР как объект системотехники. Виды обеспечения САПР. Понятие об открытых системах. Этапы проектирования САПР. Математическое моделирование автоматизированных систем. Системы массового обслуживания. Аналитические и имитационные модели. Сети Петри. Языки имитационного моделирования. Разработка имитационных моделей сложных систем. Структурный синтез систем. Способы представления множества проектных решений. Методы поиска оптимальных решений. Эффективность САПР. Методики функционального и информационного моделирования сложных систем. Технологии и стандарты информационной поддержки жизненного цикла изделий. Обзор современных САПР.

1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

1. Цель преподавания дисциплины

Целью преподавания дисциплины «Разработка САПР» является передача студентам теоретических знаний и выработка у них практических навыков и умений, позволяющих решать сложные задачи в области САПР с единых методологических позиций, на основе общесистемной проработки всего комплекса системотехнических вопросов с использованием методов аналитического и имитационного моделирования.
Задачи изучения дисциплины подразумевают обоснованный выбор методов автоматизированного проектирования при рациональном распределении функций между человеком и ЭВМ. Предметом автоматизации проектирования являются формализация проектных процедур, структурирование и типизация процессов проектирования, постановки, модели, методы и алгоритмы решения проектных задач, способы построения технических средств, создания языков, описания программ, банков данных, а также вопросы их объединения в единую проектирующую систему.
Изучение данной дисциплины предполагает знание следующих дисциплин:
математика;
дискретная математика;
физика, теоретическая механика;
инженерная графика;
алгоритмические языки и программирование;
прикладная механика;
управление техническими системами;
эксплуатация технических и программных средств САПР;
операционные системы;
информационное обеспечение САПР;
лингвистическое обеспечение САПР;
технология разработки программного обеспечения;
ЭВМ и периферийные устройства;
машинная графика и геометрическое моделирование;
моделирование систем;
оптимизация в САПР;
конструирование алгоритмов;
искусственный интеллект и экспертные системы;
автоматизация функционально-логического проектирования;
автоматизация конструкторского проектирования.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате освоения дисциплины студенты должны

  • производить обоснованный выбор методов автоматизированног проектирования при рациональном распределении функций между человеком и ЭВМ;

  • иметь навыки в формализации и моделировании проектных процедур, структурировании и типизации процессов проектирования;

  • уметь применять изученые методы и алгоритмы к решению конкретных проектных задач с использованием современных вычислительных средств;

  • иметь знания способов построения технических средств, создания языков описания программ, банков данных, а также вопросов объединения подсистем проектирования в единую систему.

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Форма обучения_очная

Срок обучения нормативный

Курс 5

.

Вид занятий

Всего

часов

Семестры и количество часов

Общая трудоемкость

170

9

170

Аудиторные занятия

85

9

85

Лекции

51

9

51

Лабораторные работы

34

9

34

Самостоятельная работа

85

9

85

Курсовой проект

30

9

30

Работа над темами для

самостоятельного изучения

25

9

25

Подготовка к практическим,

семинарским и лаб.занятиям

30

9

30

Рубежи контроля знаний

(экзамен, зачет)

экзамен

9

экзамен

4. Содержание дисциплины

4.1.Разделы дисциплины и виды занятий(тематический план)

N

n/

n

Разделы

дисциплины

Лекции

(час)

Лабор.

занят. (час)

1

Элементы и принципы создания САПР

8

2

Организация и методика построения современных программно-технических комплексов САПР

32

34

3

Технология создания эффективных САПР. Примеры современных систем проектирования.

11

4.2.Содержание разделов дисциплины.

РАЗДЕЛ 1. Элементы и принципы создания САПР (12 часов)

Лекция 1. Структура, принципы создания и классификация САПР (2 часа)

Лекция 2. Место САПР в интегрированных системах проектирования, производства и эксплуатации; их связь с другими автоматизированными системами (2 часа)

Лекция 3. Формализация процесса проектирования (2 часа)

Лекция 4. Элементы системного анализа (2 часа)

РАЗДЕЛ 2. Организация и методика построения современных программно-технических комплексов САПР

Лекция 5. Организация вычислительных систем (2 часа)

Лекция 6. Состав программно-технических комплексов САПР. Классификация и архитектура современных суперЭВМ и ЭВМ высокой производительности (2 часа)

Самостоятельное изучение. Организация параллельных вычислений в САПР

Лекции 7-8. Вычислительные сети в САПР (4 часа)

Лекции 9-10. Сетевое программное обеспечение. Операционные среды САПР, их функции и структура. Унификация межпрограммных интерфейсов (4 часа)

Самостоятельное изучение. Понятие об открытых системах. Примеры открытых систем

Лекция 11. Программное обеспечение (ПО) САПР. Подсистемы разработки ПО САПР (2 часа)

Лекции 12-14. Моделирование и алгоритмизация вычислительных систем и сетей (6 часов)

Лекция 15. Сети Петри в САПР (2 часа)

Лекции 16-17. Методы синтеза структур сложных систем и подходы к формализации процедур синтеза (4 часа)

Лекция 18. Альтернативные деревья. Морфологические таблицы, гиперграфы. Подходы к моделированию на мета уровне (2 часа)

Самостоятельное изучение. Понятие о мета САПР

Лекция 19. Эвристические алгоритмы составления расписаний в мета САПР (2 часа)

Лекция 20. Генетические алгоритмы (2 часа)

Самостоятельное изучение. Основные определения (особь, ген, хромосома, аллель, ареал, популяция)

РАЗДЕЛ 3. Технология создания эффективных САПР. Примеры современных систем проектирования

Лекция 21. Диалоговые процедуры и особенности их использования в САПР (2 часа)

Самостоятельное изучение. Формы диалога

Лекции 22-23. Системотехническая деятельность в создании эффективности САПР (4 часа)

Лекция 24. Математические методы анализа производительности и надежности САПР (2 часа)

Лекции 25-26. Примеры структур сложных программно-методических комплексов САПР (3 часа)

5.Лабораторный практикум.

N

n/n

N раздела

дисциплины

Наименование лабораторной работы

Кол-во

часов

1

2

Знакомство с системой управления базами данных LINTER 5.9. Создание пользователя и определение его прав при работе с базой данных

4

2

2

Создание объектов базы данных. Базовые таблицы

4

3

2

Модификация объектов базы данных

4

4

2

Запросы SQL: структура и синтаксис

8

5

2

Использование агрегатных функций и подзапросов

4

6

2

Таблицы представления: создание и модификация. Виды представлений

10

6.Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

6.1. Рекомендуемая литература

а) основная литература

  1. Автоматизированное проектирование узлов и блоков РЭС средствами современных САПР: Учеб. пособие / Под ред. И.Г.Мироненко. - М.: Высш. шк., 2002. - 391с.

  2. Норенков Игорь Петрович.   Основы автоматизированного проектирования: Учеб. пособие / И.П. Норенков. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2002. - 336с.

  3. Автоматизированный синтез и оптимизация линейных электронных схем: Учеб. пособие. - Воронеж: ГОУВПО "Воронежский государственный технический университет", 2006. - 106 с. - (. Ч. 1).

  4. Автоматизация проектирования акустоэлектронных устройств обработки и защиты информации: учеб. пособие. Ч.1. - Воронеж: ГОУВПО "Воронежский государственный технический университет", 2007. - 193 с.

б) дополнительная литература

  1. Разработка САПР. В 10 кн./Под ред. А.В. Петрова. – М.: Высш. шк., 1990.-143с., ил.

  2. Батищев Д.И. Генетичские алгоритмы решения экстремальных задач / Под ред. Академика АЕН Я.Е. Львовича: Уч. пособие. Воронеж. гос. техн. ун-т: Нижегородский гос. ун-т. Воронеж, 1995.-69с.

  3. Норенков И.П., Маничев В.Б. Основы теории и проектирования САПР: Уч. для втузов по спец. «Вычислительные машины, компл., сист. и сети». – М.: Высш. шк., 1990.-335с., ил.

  4. Питерсон Дж. Теория сетей Петри и моделирование систем. Пер. с анг. – М.: Мир,1984.

  5. Локальные вычислительные сети. Кн. 1-3. / Под ред. С.В. Назарова. – М.: Финансы и статистика, 1995.

  6. Блэк Ю. ЭВМ: протоколы, стандарты, интерфейсы. Пер. с англ. – М.: Мир, 1990.

  7. Вальковский В.А. Распараллеливание алгоритмов и программ. Структурный подход. – М.: Радио и связь, 1989.-176с., ил.

  8. Программирование на параллельных вычислительных системах. Пер. с англ. / Ф. Бэбб, Дж. Мак-Гроу, Т. Акселрод и др.; под ред. Ф. Бэбба. – М.: Мир, 1991.-376с.

  9. Норенков И.П. Основы автоматизированного проектирования: Учебник для втузов. – М.: 2002.

в) методическая литература

1. Медведь Н.А., Ледовской В.В. СУБД “Линтер”: Лабораторный практикум. Воронеж: Изд-во ВГТУ, 1999.-46с.

6.2.Средства обеспечения освоения дисциплины.

Система управления базами данных (СУБД) LINTER 5.9.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины.

Лаборатория “Информационных технологий” ЭВМ Pentium IV – 9 шт.

8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

8.1. Методические рекомендации для преподавателя

Работа преподавателя по организации изучению дисциплины заключается в чтении лекций в соответствии с рабочей программой, проведении лабораторных занятий и их прием у студентов, проведение промежуточных мероприятий по проверке знаний, проведение итогового контроля в виде экзамена и проведение контроля остаточных знаний. Самостоятельное изучение отдельных разделов дисциплины преподаватель должен организовать в соответствии с планом-графиком самостоятельной работы студентов. При выполнении лабораторных работ основной упор делается на освоение основных приемов и правил составления запросов с помощью языка SQL при поддержке СУБД LINTER. Целью курсового проекта является развитие практических навыков разработки задач проектирования таких, как постановка и формализация задачи, обоснованный выбор метода решения, алгоритмизация и программирование, составление программных документов.

Основной учебный материал занесён в систему дистанционного обучения Афина.

8.2. Методические рекомендации для студентов

Студенты очной формы обучения нормативного срока обучения изучают дисциплину "Разработка САПР" в течение 9 семестра. Виды и объем учебных занятий, формы контроля знаний приведены в табл. 1. Темы и разделы рабочей программы, количество лекционных часов и количество часов самостоятельной работы студентов на каждую из тем приведены в табл. 2. В первой колонке этой таблицы указаны номера тем согласно разделу 4. Организация лабораторного практикума, порядок подготовки к лабораторным занятиям и методические указания к самостоятельной работе студентов, а также порядок допуска к лабораторным занятиям и отчетности по проделанным работам определены в методических указаниях по выполнению лабораторных работ.

Самостоятельная работа студентов в ходе изучения лекционного материала заключается в проработке каждой темы в соответствии с методическими указаниями , а также в выполнении домашних заданий, которые выдаются преподавателем на лекционных занятиях. Необходимым условием успешного освоения дисциплины является строгое соблюдение графика учебного процесса по учебным группам в соответствии с расписанием.

Приложение 1.

Календарный план чтения лекций.

Номер и краткое название темы (лекции)

Дата

NN недель

Примеча-ние

Лекция 1. Структура, принципы создания и классификация САПР

1

Три часа в неделю

Лекция 2. Место САПР в интегрированных системах проектирования, производства и эксплуатации; их связь с другими автоматизированными системами

1-2

Лекция 3. Формализация процесса проектирования

2

Лекция 4. Элементы системного анализа

3

Лекция 5. Организация вычислительных систем

3-4

Лекция 6. Состав программно-технических комплексов САПР. Классификация и архитектура современных суперЭВМ и ЭВМ высокой производительности

4

Лекции 7-8. Вычислительные сети в САПР

5-6

Лекции 9-10. Сетевое программное обеспечение. Операционные среды САПР, их функции и структура. Унификация межпрограммных интерфейсов

6-7

Лекция 11. Программное обеспечение (ПО) САПР. Подсистемы разработки ПО САПР

7-8

Лекции 12-14. Моделирование и алгоритмизация вычислительных систем и сетей

8-9

Лекция 15. Сети Петри в САПР

9-10

Лекции 16-17. Методы синтеза структур сложных систем и подходы к формализации процедур синтеза

10-11

Лекция 18. Альтернативные деревья. Морфологические таблицы, гиперграфы. Подходы к моделированию на мета уровне

11-12

Лекция 19. Эвристические алгоритмы составления расписаний в мета САПР

12

Лекция 20. Генетические алгоритмы

13

Лекция 21. Диалоговые процедуры и особенности их использования в САПР

13-14

Лекции 22-23. Системотехническая деятельность в создании эффективности САПР

14-15

Лекция 24. Математические методы анализа производительности и надежности САПР

15-16

Лекции 25-26. Примеры структур сложных программно-методических комплексов САПР

16-17

Приложение 2.

План-график самостоятельной работы

N

недели

Вид работы

Нормотив

час/задание

Объем

(кол-во

заданий)

Трудоем-кость(час)

Всего за

неделю

(час)

3-6

Организация параллельных вычислений в САПР

4

2

8

2

7-9

Понятие об токрытых системах. Примеры открытых систем

3

2

6

2

10

Понятие о мета-САПР

2

1

2

2

12

Генетические алгоритмыосновные определения (особь, ген, хромосома, аллель, ореол, популяция)

3

1

3

3

13-14

Формы диалога в САПР

5

1

5

2.5



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Гоу впо (2)

    Учебно-методический комплекс
    ГОУВПО «Воронежский государственный технический университет» «Утверждаю» ... . наук, проф. В.И. Федянин/ Воронеж 2008 ГОУВПО «Воронежский государственный технический университет» «Утверждаю» ...
  2. Гоу впо (5)

    Учебно-методический комплекс
    ГОУВПО «Воронежский государственный технический университет» «Утверждаю» ... . наук, проф. В.И. Федянин/ Воронеж 2008 ГОУВПО «Воронежский государственный технический университет» «Утверждаю» ...
  3. Гоу впо (15)

    Учебно-методический комплекс
    ГОУВПО «Воронежский государственный технический университет» «Утверждаю» ... . наук, проф. В.И. Федянин/ Воронеж 2010 ГОУВПО «Воронежский государственный технический университет» «Утверждаю» ...
  4. Гоу впо (4)

    Программа
    ГОУВПО Государственный университет - Высшая школа экономики ...
  5. Гоу впо (8)

    Рабочая программа
    ГОУВПО «Воронежский государственный технический университет» «Утверждаю» ...

Другие похожие документы..