textarchive.ru

Главная > Учебное пособие


ФИЛОСОФСКАЯ БИБЛИОТЕКА ДВГУ

ВЫПУСК 2

А.А. Биневский

ФИЛОСОФИЯ

В ИСТОРИИ ЕЕ ИДЕЙ

И КОНЦЕПЦИЙ

2. ФИЛОСОФИЯ ЗАПАДА

Античность. Средние века. Новое время

Учебное пособие для студентов

и самообразования

Владивосток

Издательство Дальневосточного университета

1998

Рекомендовано к изданию решением

Совета факультета истории и философии ДВГУ.

Биневский А.А.

Философия в истории ее идей и концепций: 2. Философия Запада: Античность. Средние века. Новое время / Учебное пособие. - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1998. - 160 с.

ISBN 5-7444-0851-7 (ч. 2).

ISBN 5-7444-0749-9

Пособие рассматривает Западные философские школы от Древности до философии Нового времени и может послужить добротным справочником для тех, кто изучает Западную историю и культуру. В приложении даны библиография, схемы и словарь терминов.

Для студентов и всех, интересующихся философией.

Введение

На Западе (имеется в виду прежде всего Европа, западная и восточная, а в дальнейшем — и Северная Америка) философия обрела свой собственный статус, она стала сама собой. Она отделилась от других форм человеческого сознания: мифологии, религии, искусства. Еще долго, вплоть до настоящего времени, философия черпала вдохновение в этих явлениях духа, отталкивалась от них в своих размышлениях, или, наоборот, искушала их осмыслением собственных основ. Иногда невозможно отделить философию от религии по вполне понятным причинам: религия без своего вероучения осталась бы рядом ритуальных действий. Поэтому она нуждается в философском оформлении своих мировоззренческих устремлений. Философия использует миф, притчу, иносказание, чувственно-образное выражение для уяснения своих идей, но она не может раствориться в этих формах, потому что исчезнет её специфика, она утратит главное — критический анализ любых оснований сознаний.

Вся история философской мысли есть поиск ею своего предмета и адекватной формы его воспроизведения. То, что в конечном итоге философы так и не находят единственного результата, который удовлетворял бы всех, тоже не случайно. В отличие от других видов мировоззрения, философия не останавливается на чем-то одном и притом окончательном, она всегда в пути, в поисках выхода из запутанного лабиринта бытия и его познания. Хорошо сказан об этом Б. Рассел, задумавшийся об особенностях западного типа мышления: "Ценность философии, в действительности, должна быть найдена именно в её недостоверности... Философия, хотя она не может сказать определённо, в чем истинный ответ на возбуждённые ею сомнения, способна открыть ряд возможных ответов, расширяющих кашу мысль и освобождающих её от тирании обычая."1

Именно на Западе философская мысль освободилась от случайной формы своего существования и обрела своё истинное и необходимое: чистая мысль сама по себе — это высшее слово философии, вершина, откуда всё видно, и ясно, в каком направлении спускаться, чтобы обрести искомое. Стихия философского мышления — это выраженная в понятийной, идейной форме мысль, достигшая категориального уровня всеобщего и конкретного знания. Такое знание есть, конечно, энергическая продуктивная сила, которая, познавая действительность, может в то же время разрушать её, искажать и трансформировать, что таит в себе угрозу и для самого бытия, и для человека.

Западная философия далеко не всегда устанавливала гармонию между человеком и миром, но через противопоставления их находила разрешение противоречий в создании новых форм жизни и существования человека в этом мире. Поэтому её история но сравнению с восточной более драматична, а иногда даже трагична. Велики её соблазны и заблуждения, масштабны открытия и побуждения к познанию и изменению условий человеческого бытия. Идти всегда вперед, по неизведанным дорогам, поднимаясь к новым вершинам, — таков урок западной философии в её современном варианте.

Что же было сделано в западной философии с самого начала, у истоков её возникновения, что определило её движение по особому пути, в отличие от восточной философии? Прежде всего ранняя западная философия, а это была преимущественно древнегреческая мысль, усвоила лучшие достижения восточной, по не просто повторила, а систематизировала эти идеи и произвела их рациональный синтез. На протяжении нескольких столетий в ряде поколений философов, которые знали друг друга непосредственно, а не понаслышке, были выдвинуты и сформулированы новые принципы познания и понимания окружающего мира и самого человека, которые расширили горизонт знания и потребовали поиска новых фактов и подтверждений. Они как бы перевернули человеческое сознание: от медленного накопления, собирания знаний (в надежде на далёкое обобщение и приобретения на этой основе мудрости) европейские мыслители предложили иной путь — путь прорыва в теоретические области, где сам порядок чистой мысли предопределяет всё многообразие возможных знаний.

Рассматривая два типа "философий" — восточную и европейскую, — Э. Гуссерль приходил к выводу: "Однако только у греков мы находим универсальный ("космологический") жизненный интерес в существенно новой форме чисто теоретической установки. Только у них появляется форма общности, в которой этот интерес развертывается из своего внутреннего основания, и возникает соответствующая этой форме сущностно новая установка философов и ученых (математиков, астрономов и пр.). Это люди, которые не в одиночку, а вместе друг с другом и друг для друга, т.е. будучи связаны друг с другом как личности совместной работой, занимаются теорией и только теорией, развивают только ее."2

Для западных мыслителей теория — это последовательность общих понятий и представлений в их внутренней связи по определенным логическим закономерностям. Открытие Логоса и создание формальной логики как особой науки, регулирующей течение философской мысли и выводящей ее на берег истины, — безусловно, завоевание западного типа мышления. Формальная логика придала философской мысли строгость и методичность. Философы стали обращать внимание не только на объекты познания, но и на способы осмысления, рассуждения. Формировалось методологическое сознание: все положения философии должны быть обоснованы, доказаны и приведены в соответствие друг с другом, требовалась точность, выверенность понятий и определений, не допускалась подмена понятий и т.д. Анализ и критический дух по отношению к любым высказываниям, особенно основополагающим, предопределили обособление философии от других форм сознания, допускающих произвольные и сомнительные предположения, взятые на веру и поддержанные эмоциональными устремлениями.

В рамках теоретических построений философской мысли стали возможны выделение и дифференциация философских проблем, осмысление путей и направлений их решений. Это: учение о мире, о сущности бытия — онтология, учение о познании — гносеология, учение о человеке — антропология, учение об обществе — социальная философия, учение о ценностях культуры, этики и эстетики — аксиология. Как бы ни спорили философы о проблемах жизни, в какие бы школы и направления ни объединялись, — осмысление проблем осуществляется через устоявшиеся формы сознания с помощью разработанных в истории философии мыслительных клише, что значительно облегчает трудные задачи, стоящие перед философией.

И наконец, нужно сказать, что западная философия породила пауки, в том числе и рациональные: логику, математику, теоретическое естествознание. Философия — мать большинства наук. Пронизывающее

западное мышление стремление к объективности, к реальному познанию проявилось в специфическом подходе к познанию. Все рассматривалось через объектно-субъектные отношения. Такое раздвоение знания дало мощный толчок прогрессу знаний. Уйти от этой схемы познания невозможно: синтез знания предполагает анализ и различение необходимого и произвольного. Смешение элементов знания погружает познавательный процесс в трясину неразрешимых проблем. Рационализм философской мысли не может быть перечеркнут, меняются лишь формы рациональности. Связь философии и научного познания взаимообогащает их. И сегодня движение философской мысли происходит благодаря научному поиску, как и в древности, но так же, как и в древности, философия стремится выйти за пределы достигнутых науками результатов и открыть новые горизонты знания, построить общее мировоззрение, не ограниченное частными положениями и отдельными фактами.

Философия Запада не только рационалистична, но и конструктивна. Связь с практикой, с реальной деятельностью по изменению жизни человека и окружающего его бытия — еще одна специфическая особенность этого типа мышления. Можно указать на перекосы этого взаимоотношения теории и практики, но не замечать положительных достижений этой установки западного мышления было бы также неразумно. Много раз мыслители, как на Востоке, так и на Западе, указывали на кризисные явления Запада, его культуры и достижений цивилизации, но каждый раз удавалось преодолевать эти препятствия и делать принципиально новые шага в направлении совершенствования человеческого разума и разрешения встающих перед человеком проблем, достойного его существования на Земле.

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И РИМА

Философия Древней Греции — принципиально новый скачок в развитии мировой философии. Она просуществовала 1200 лет от VI века до н.э. Опираясь на философские идеи, которые курсировали на Востоке, в Египте, Месопотамии, Иране, Индии, греческие мыслители создали новый тип философствования, они вычленили и систематизировали философские категории, придали философии последовательный теоретический характер, разработали формальные критерии логического обоснования философских знаний, тезисов, положений, расширили основную проблематику и направления в ее разработке'3. В недрах греческой философии родилась наука, положившая начало тому прогрессу, который привел к возникновению современной западноевропейской цивилизации. В дальнейшем философское знание стало строиться по типу научного: факты, обобщения, доказательства, логические выводы. Такая методология привела к расчленению философии на отдельные отрасли знания: онтологию, гносеологию, этику, эстетику и т.д. Каждый из этих отделов философии также, в свою очередь, подвергся научной обработке. Все это проделывалось уже не ради практических соображений — государственно-правовых или моральных, а ради получения самого знания как носителя природной божественной и человеческой истины.

Надо отметить, что в греческом сознании произошло размежевание мифологии и философии — в отличие от Востока, где они постоянно переплетались. В Греции мифология имела идеологический статус государственной религии, а философия стала частным целом, которое на практике могло дополнять государственную идеологию, а могло и противостоять ей. Философия предлагала иной способ упорядочивания мира, человек сам его "устрояет" на основе общих законов космоса (по гречески "космос" - строй, порядок), а не в результате подчинения правителю или божественному провидению, которое предписало все раз и навсегда4.

Ранняя греческая философия

Расцвет культуры в Древней Греции V в. до н.э. является поразительным. Одновременно, как вспышки сверхновых звезд, появляются: поэзия-лирика Сапфо и Алкея, драма — Эсхила, Софокла и Эврипида, скульптура — Фидия и Поликлета, Парфенон и театр Диониса, законодательство Солона и установление афинской демократии Перикла, Геродот и Фукидид, — все не перечислить! С легкой руки Эрнеста Ренана этот момент в истории Греции (да и всего мирового развития) получил наименование ''греческого чуда", — конечно, не в смысле его сверхъестественности, а в смысле важности и значительности по своим последствиям. Хотя на этот счет есть и другие мнения. Швейцарский историк греческой культуры А. Боннар писал о греческом народе: "Его цивилизация распускалась и взращивалась на том же черноземе суеверий и мерзостей, на котором выросли все народы мира, — в этом нет никакого чуда, но сказывается влияние некоторых благоприятных обстоятельств и тех изобретений, появление которых было вызвано повседневным трудом и нуждами самого греческого народа"5. Правда, одно не мешает другому — "чудо" сотворено руками и мыслью греков.

Является ли это явление уникальным?

Для объяснения возникновения философского сознания немецкий философ К. Ясперс предложил понятие "осевого времени"6. Ось мировой истории, когда возникла цивилизация, обнаруживается эмпирически — в древней Индии, Китае, Иране и Греции в V веке до н.э. Именно тогда возникает стремление человека изменить мир вокруг себя, свое общественное бытие и самого себя по высоким меркам добра, гуманизма и справедливости, а также красоты. Конечно, это относится не только к Греции. В чем же специфика греческого поворота оси истории?

Одна из главных особенностей греческой философской мысли это плюрализм, демократическая терпимость к чужому мнению, соревновательность, осознание необходимости поступательного развития, критический дух свободного исследования и вера в успех человеческих дерзаний и творческой деятельности.7

Ионийская философия

Греция — страна, бедная полезными ископаемыми, плодородными землями; климат островной, — то засуха, то ливни и паводки; горы безлесные, склоны каменистые. Так описывает условия жизни в Греции А. Боннар. Греки рано занялись мореплаванием (а заодно — и морским разбоем), они основывали колонии на островах и на побережье Малой Азии8. Ионийские поселения распространялись на западное побережье Малой Азии, на острова Хиос и Самос, и включали 12 городов: Милет, Эфес, Самос и др. Метрополией греческих поселений в Малой Азии были Афины. Климат Ионии был мягким, а земля плодородна, но главное в том, что эти города стояли на перекрестке торговых путей, в том числе и путей на Восток.

Ионийцы — это типичные переселенцы, которые могут или стремиться сохранять традиции метрополии до бесконечности, или рассчитывать на свои собственные силы, свой разум и умение принимать нетрадиционные решения в зависимости от обстоятельств. Скитальчество, приключения на море и на суше — удел отошедших, отпавших от общины (филы). "Впервые появились философы. Человек в качестве отдельного индивидуума отважился на то, чтобы искать опору в самом себе"9. Человек должен был стать свободным от привязанностей общины, от давления управляющих и впервые встать в равные отношения к не им установленным правилам жизни, чтобы решиться на собственное, частное знание обо всем окружающем мире, космосе, богах, человеке, — на что раньше могли претендовать только священники и вожди от имени богов и государства. Там, где сохранялись привычки и установления прежних времен, например в Спарте, — не было философов; и наоборот, в Афинах, где установился демократический строй полиса, — возникла самая блестящая в истории философская школа. Но философия в Греции началась не с Афин. Первая школа самостоятельного независимого мышления возникла в Милете — в Малой Азии, в ионийских поселениях.10

Милетская школа

В VIII-VI вв. до н.э. Милет был самым процветающим городом в Малой Азии. Здесь столкнулись два мира — Европы и Азии. Смешение наций, культур, языков и верований, которые невозможно было совместить, соединить. Милетцы искали общезначимые истины, независимые от различных мифологий и местных представлений. Они обратились к общей природе вещей.

Своеобразие взглядов милетцев, в отличие от восточной мудрости, заключается в том, что в центр своего философствования они поставили не нормы морального поведения человека, а проблемы космоса, Вселенной. Ход их рассуждений, очевидно, был таков: прежде чем говорить о природе человека, нужно определить, что такое природа, ведь человек — это только часть мироздания. Их мышление космично, они мыслят мирами, для них человеческий мир — это только малое проявление более объемных миров. Таким образом, греческая философия начинается с натурфилософии.

Для милетцев главное — определить вещи как объективные совокупности свойств, которые можно наблюдать, описывать, подсчитывать, измерять и т.д. Они ставят вопрос: что является основанием вещей, какова их субстанция? Вот как оценивал эту особенность Аристотель: "...большинство первых философов считали началом всего одни лишь материальные начала, а именно: то, из чего состоят все вещи, из чего, как первого, они возникают, и во что, как последнее, они, погибая, превращаются; причем сущность хотя и остается, но изменяется в своих проявлениях, — это они считают элементом и началом всех вещей“11.

Учение о первоэлементах также возникло у милетцев — земля, воздух; затем последующие мыслители прибавили к ним огонь и воду. Первоначала милетцев — это вещественные элементы, из которых строится мир, как у ремесленника из деталей возникают предметы быта и посуда, предметы труда. Иное дело — "вода", "огонь", "земля", "дерево" и "металл" у китайцев, выступающие как символы нумерации вещей, благодаря которым группировались вещи, как сделанные из дерева, из металла, из земли и т.д. Не случайно милетских философов называли физиками, поскольку они выводили многообразие вещественного мира и причины возникновения вещей из физических элементов, вопрос же теории познания и устройства общества они не ставили. Хотя полностью "материалистами" их назвать нельзя, — они скорее "реалисты", так как для них нет еще противопоставления "объект - субъект", различия вещи и мысли, из своего подхода они могли извлечь все преимущества — естественное объяснение многообразия свойств и вещей окружающего мира и возможность рационализации исследования этого мира.

Говорят о трех представителях милетской школы: Фалесе, Анаксимандре и Анаксимене12. Фалес все объясняет одной причиной и основой — водой. У него мир — это плоский остров, омываемый рекой по имени Океан. Никаких книг он не писал, а учил устно, и сделал много полезного для своего города.

Анаксимандр, ученик Фалеса, более может быть назван философом в силу высокой абстрактности его рассуждений. Он — автор первого философского сочинения "О природе" — название, которое даже стало жанром подобных произведений. До нас дошли лишь его отрывки. Характерен следующий: "Из чего происходит рождение всего сущего, в то же самое время исчезает по необходимости. Все получает возмездие друг от друга за несправедливость и согласно порядку времени"13. Анаксимандру приписывается понятие "апейрон" как бесконечной и неопределенной субстанции, хотя наличие такой высокой абстракции ставится некоторыми исследователями под сомнение. Мир у него выглядел как геоцентрическая модель. В центре — Земля в виде барабана, куска колонны или головки сыра. На одной стороне живут люди, на другой, вниз головой — антиподы. По хрустальному своду, по его желобам, движутся солнце, луна и планеты, неподвижные звезды прикреплены к куполу свода. Человек произошел от рыбы, а вообще жизнь возникла в воде и т.п.

Анаксимен основным началом считал воздух, одновременно воздух есть божество. У Анаксимена Вселенная дышит, как живое существо. Все многообразие вещей есть результат разрежения и сгущения воздуха. "Разрежаясь, (воздух) становится огнем, сгущаясь, — ветром, потом — облаком, (сгустившись) еще больше, — водой, потом — землей, потом — камнями, а из них — все остальное”14.

На каждой пылинке — свои города и селения. Он не видел качественной определенности материи, абсолютизировав количественные характеристики вещей.

Гераклит из Эфеса. Философия Гераклита примыкает к милетской школе. Так же, как и милетцы, Гераклит в основу мира положил физические элементы: землю, воду, огонь и воздух. Он автор сочинения под названием "О природе". Гераклит представил цельное и многогранное учение. Хотя до нас дошли только отрывки и свидетельства древних, но и сегодня можно смотреть на мир глазами Гераклита. Такие его сентенции, как "все течет, все изменяется", "в одну и ту же реку нельзя войти дважды" довольно часто употребляются. И если посмотреть глубже, мы не так далеко ушли от Гераклита, представляя мир как неустойчивое изменение всего сущего, раздираемого постоянными противоречиями и катаклизмами, а гармонию — как временное стечение некоторых благоприятных обстоятельств, которые готовы разрушиться от любой случайности и не воспроизвестись вновь, как бы нам этого ни хотелось. Для Гераклита любое событие есть результат соединения бытия и небытия, жизни и смерти, пребывание, вещей в виде объективных феноменов временно, само же время непрерывно, бытие переходит от одной временно существующей вещи к другой. Сохранился фрагмент книги Гераклита у Максима Тирского: "Видишь смену тел и рождения, перемену путей "вверх-вниз" (туда-сюда), согласно Гераклиту, равно как "живущих за счет смерти других, за счет жизни других умирающих". "Огонь живет за счет смерти земли, воздух живет за счет смерти огня, вода живет за счет смерти воздуха, земля — за счет смерти воды. Видишь смену (эстафету) жизни и перемену тел, обновление Вселенной"15.

Мышление Гераклита, как и милетцев, космично16. Все в космосе закономерно и совершается согласно Логосу (слову). Логос отождествлялся с огнем. "Огонь" — выражение энергетического принципа движения, он все разъединяет и все соединяет. "Этот космос, единый для всех, не созданный никем из богов и никем из людей, есть, был и будет вечно живым огнем, мерами воспламеняющимся и мерами угасающим." Природа движения также рассмотрена у Гераклита. Это — единство и борьба противоположностей. Из расходящегося — прекрасная гармония, все происходит через борьбу, "война отец всего" и т.д. Противоположности взаимопредполагают друг друга, взаимопереходят, изменяя сущность вещей; взрывая ее, переходят к гибели.

Гераклит получил в древности имена "Темный", "Непонятный", "Плачущий философ", так как говорил, что смертные рождают детей, чтобы обречь их на смерть. Иначе как недоразумением такой взгляд не назовешь. Главная цель Гераклита, которую ценил Гегель: идея становления, т.е. непрерывного возникновения нового, качественного изменения во времени.

Хорошо сказал о Гераклите современный исследователь понятия времени Г. Рейхенбах: "Нам не нужно цепляться за прошлое, ибо мы прекрасно можем жить в мире постоянных изменений... Концепция Гераклита согласуется как со здравым смыслом, так и с наукой”17.

У Гераклита мы обнаруживаем зачатки теории познания: "Я предпочитаю то, что можно увидеть, услышать и изучить". В то же время чувственный опыт может вести к многознанию, а многознание не научает быть мудрым. Мудрость заключается только в одном: признать разум как то, что управляет всем через все. Ей присущ "самовозрастающий логос". Гераклит пытался разобраться в понятиях "необходимость" и "случайность". Первое выражается логосом, второе — судьбой. Космос — сочетание логоса (необходимости) и случайности ("царство ребенка", "играющее дитя"). Важное место у Гераклита занимает проблема богов и натуралистического объяснения религии. Он говорил: "Образ мыслей человека — его божество". Учение о гармонии, о прекрасном неотделимо от учения о космосе18. Что касается общественно-политических идей Гераклита, то главное в них — учение о справедливости, о моральном законе — свидетельствует о близости его представлений восточным концепциям управления как подчинения наилучшим19.

Италийская философия

Италийский период включает философию Пифагорейского союза и элейскую школу.

Пифагор и его школа. Пифагор был основателем полурелигиозной-полуматематической школы (секты). Из своего учения пифагорейцы делали тайну, передавая его устно. И только после распада Пифагорейского союза стали проникать известия о принципах пифагореизма. Центральное место в этом, учении отводилась числу и математическим упражнениям (вычислениям), которым придавался религиозный смысл очищения души. Хотя суть этого учения неясна, его последствия и влияние этой философии на Демокрита, Платона, Аристотеля, а они являются центральными фигурами греческой мысли, приводят к серьезным выводам, что это не только религия или математическое учение, но и особого рода философия20.

Если нет точных сведений о философской системе, можно попытаться сфокусировать различные мнения. Аристотель говорит, что у пифагорейцев число было материальной монадой, что выглядит убедительным на фоне других утверждений ранних греков материальных субстанциях. Важным было также особое учение пифагорейцев о космосе как о гармонии математических сфер, подчиняющихся симметрии чета и нечета, предела и

беспредельного, единого и многого, и других противоположностей. Отсюда — дуализм формы и материи21. У Пифагора учились и Демокрит, написавший работу под названием "Пифагор", и Платон ("Тимей" написан явно под влиянием пифагорейцев), и Аристотель. Выдающимся философом для своего времени был Филолай, автор сочинений о "Пифагорейских числах", "О природе", "О космосе". Он развивал учение о подвижности Земли. В центре мироздания — огонь, порядок в мире зависит от соединения предела и беспредельного. Он подчеркивает (в отличие от Гераклита) устойчивость, прочность мира. Числа не знают лжи, ложь возникает там, где нарушается гармония. Ради гармонии чисел можно отступиться от конкретных наблюдений и дополнить их общим рассуждением, если их не хватает. Филолай связывал мышление с мозгом. Головной мозг есть начало ума22. Среди других пифагорейцев выделяют Эврита и Архита.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Философия программа курса методические указания и рекомендации

    Документ
    ... . История как осуществление общественной жизни. Рефлексия истории и ее формы: философияистории ( ... Кант. - М., 1991. Биневский А.А. Философия в историиееидей и концепций. Философия Востока. Философия Запада. - Владивосток: ДВГУ, 1997-1998 ...
  2. История политических и правовых учений (4)

    Список учебников
    ... такой области исследований, как политическая философия и история политических идей. Один из основателей этого ... в концепции Ковалевского имеет двоякое значение: 1) право есть отражение требований солидарности и обусловленной еюидеи ...
  3. Философия и методология науки под редакцией в и купцова

    Литература
    ... социальный заказ. (371) 5. ФИЛОСОФИЯ В ИСТОРИИ НАУЧНЫХ ИДЕЙ В историко-научных концепциях середины XX в. научное знание ... история научных идей в третьем мире, то для Р.Мертона подлинная история науки — это ее социальная история, история ...
  4. История философии Запад - Россия - Восток (3)

    Книга
    ... . Сначала эта философия и ее основные идеи рассматриваются в контексте ее эпохи, затем исследуются те идеи и концепции, которые ... подготовило почву для обращения философии науки к истории научных идей и концепций. Однако построения самого Поппера ...
  5. История философии Запад - Россия - Восток (1)

    Книга
    ... . Сначала эта философия и ее основные идеи рассматриваются в контексте ее эпохи, затем исследуются те идеи и концепции, которые ... подготовило почву для обращения философии науки к истории научных идей и концепций. Однако построения самого Поппера ...

Другие похожие документы..