textarchive.ru

Главная > Программа


Включение учителя в новый для него тип педагогической деятельности неизбежно сопряжен с ломкой сложившихся стереотипов, со сложной психологической перестройкой, требующих от него значительных усилий.

За эти годы произошли и качественные изменения в профессиональной деятельности педагогов: заметно повысились мастерство, уровень владения содержанием обучения, появился новый опыт общения с родителями, организации и проведении внеклассных и внешкольных мероприятий.

Так, за последние 3 года учителя активно участвовали в районном конкурсе «Учитель года». Результаты: 2003 – 2 место, 2004 – 1 место, 2005 – 1 место. Результаты участия в республиканском конкурсе «Учитель года»: 2004 – диплом II степени (Антохонова Е.Б.), 2005 – диплом III степени (Доржиева И.А.).

Учитель Т.А.Смолина прошла отборочный тур конкурса индивидуальных грантов по Программе Международных Стипендий IFP (Документы прилагаются).

Одним из направлений работы школы по программе развития является работа с родителями. На сегодня родители учащихся стали активными участниками учебно-воспитательного процесса в школе. На первом этапе внедрения программы была пересмотрена воспитательная работа с позиции повышения родительской активности.

Третий год учителя работают над совершенствованием программы «Школа сотрудничества», которая направлена на объединение родителей, учеников и учителей. Для родителей учащихся проводятся открытые уроки, круглые столы. Одной из новых форм работы с родителями является «урок с родителями». Цель этого мероприятия: дать возможность родителям почувствовать себя в роли ребенка. Таким образом, заостряется внимание родителей на проблемах детей и организуется совместная помощь ребенку быть более успешным. Заинтересованность родителей в успехах своего ребенка в первую очередь сказывается на их активности как участников и инициаторов воспитательных и других мероприятий.

В течение последних пяти лет родители первоклассников, отвечая на вопрос: «Почему выбираете нашу школу?» - давали разные ответы, но выделить тенденцию спроса на школу возможно. Если первые два – три года 87% отвечали, что их устраивает режим дня, теплая атмосфера в школе, то последние два года 48% родителей говорят об индивидуальном подходе в обучении и воспитании о высоком уровне образования, впервые в этом году были даны ответы, в которых выбор школы был связан непосредственно с системой Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.

Обеспечение условий безопасности

Здание школы сдано в эксплуатацию в 1976 году. Капитальный ремонт школы не производился. Частично менялся пол в кабинетах, коридорах первого этажа, система отопления и водоснабжения. Все предписания со стороны органов Роспотребнадзора, пожарных органов выполняются. (Справки прилагаются). Претензий со стороны инспекции по охране труда не получали.

В школе имеется вся нормативно- правовая база безопасности: приказы «Об обеспечении пожарной безопасности», охране труда, инструкции по правилам безопасности, технике безопасности, охране труда, журнал регистрации.

Созданы комфортные условия для учащихся. Выполняется тепловой, световой режим, режим водоснабжения и энергоснабжения.

В школе организовано горячее питание. Охват питанием – 80%. Случаев пищевого отравления в школе не было.

В школе есть стабильно работающий медицинский кабинет, прививочная. Календарь прививок выполняется в срок. Из фонда Попечительского совета закупаются необходимые медикаменты. Все учебные кабинеты укомплектованы аптечками. В 2005 году из фонда РУО закуплено медицинское оборудование на сумму 20 тысяч рублей (в том числе холодильник). По линии Министерства здравоохранения РБ выделены ингалятор, тонометр, кварцевая лампа, ростомер, весы.

Имеется отдельный учебный кабинет по ОБЖ. В кабинете имеется необходимое оборудование. Преподаватель Дамбаев Н.Ж. имеет специальное образование, закончил Благовещенское высшее военное танковое училище. Стаж работы в данной школе 3 года.

По существующему плану антитеррористических мероприятий в школе каждую четверть проводится тренинги – занятия по эвакуации учащихся в экстремальных условиях. В классах в плановом порядке проводятся классные часы по технике безопасности и нормам поведения в школе, на улице, на воде, в местах скопления людей, в транспорте. В каждом классе имеется журнал, фиксирующий эту работу.

Из фонда Попечительского совета оплачиваются 2 единицы службы охраны. Введена пропускная система.

По результатам анализа исходного состояния учебно-воспитательной работы школы за последние 3 года можно сделать вывод:

  1. Школа обеспечивает образовательные потребности микрорайона и перешла в работе с детьми от всех к каждому;

  2. Школа реализует развитие и совершенствование гуманистических отношений между всеми участниками педагогического процесса;

  3. Школа обеспечивает различные виды деятельности в большом спектре внеклассной работы;

  4. Школа является конкурентоспособной: работает в режиме непрерывного развития, роста профессионализма на педагогическом и управленческом условиях.

  5. Школа 4 года подряд выигрывает конкурс «Школа года» по Селенгинскому району.

Концепция школы развивающего образования

Ведущие идеи и принципы разработки программы

Программа развития школы определяет образовательную политику и стратегию развития педагогической системы школы до 2007 года.

Ведущей идеей Программы выступает идея развития, которая направлена на качественное преобразование системы путем творческой реализации внутреннего потенциала, ее резервов и эффективного использования ресурсов системы образования в целом. Развитие педагогической системы школы выражается единством целевых установок и условия реализации обеспечением комплексного характера прогнозирования и планирования, отражает специфику работы педагогического коллектива в инновационном, экспериментальном режиме и предполагает наличие целевых программа по ведущим направлениям деятельности.

Обоснованием разработки программы развития школы становится следующие тенденции:

  • усиление в современном обществе социальных функций образования, его влияния на изменение окружающей социальной среды;

  • гуманизация и гуманитаризация образования, его ориентация на целостное развитие растущего человека как личности и индивидуальности, как гражданина своей страны, жителя Республики Бурятия и гражданина мира;

  • региональности образования с учетом задач социально-экономического развития республики и ее территориально-демографических особенностей и на основе принципа культуросообразности.

В результате реализации программы школа должна стать Школой развивающего образования:

  • школой развития

  • школой культуры

  • школой творчества

  • школой здорового образа жизни

  • школой жизни человека

В результате реализации программы школа выпустит в жизнь человека новой формации выпускника – конструктивно и созидательно мыслящей личности, допускающего множество истин, уважающего позиции других, способного:

  • к адаптации и самореализации в изменяющемся обществе;

  • к профессиональной мобильности;

  • к сохранению собственного здоровья и высокой работоспособности в различных условиях жизни и труда;

  • к самообразованию, устойчивому саморазвитию на основе высокой мотивации достижения успеха в жизнедеятельности.

В результате реализации программы школа должна стать Школой развивающего образования должна иметь нового учителя:

  • учителя образовательной области знаний;

  • учителя-воспитателя;

  • учителя-психолога;

  • учителя-новатора;

  • учителя-жизни.

Таких качественных характеристик учителя, возможно, достигнуть путем непрерывного педагогического образования, интеграции специальных и психолого-педагогических дисциплин, переподготовки учителей на дополнительные и интегрированные специальности.

Достижению данного идеала связано, прежде всего, со значительной перестройкой всей организации жизни школы, ее уклада содержания и средств ее педагогической деятельности, т.е. мы должны осуществить системные изменения всей педагогической системы школы в соответствующем согласии следующих принципов и подходов:

  • ГУМАНИТАРНОСТИ – направленности на личность. Главная фигура – сам ребенок как субъект своей деятельности. Учитель сопровождает и направляет его деятельность с целью дальнейшего развития, данный подход диктует новую роль учителя образовательных областей – воспитателя, психолога, новатора жизни.

  • ЭКОЛОГИЧНОСТИ – признания уникальности самоценности и полноценности его сегодняшней жизни. Признания права быть тем, что он есть. Задача учителя – укреплять творческие силы умением созидать, достигать и чувствовать радость, успех. Важнейшей качественной характеристикой подхода является обновленная система оценивания. Суть данной системы оценивать не состояние, а динамику развития .

  • СОТРУДНИЧЕСТВА – совместной деятельности педагогов, учащихся, родителей, направленной на формирование мировоззренческой системы, соотнесенной с общечеловеческими ценностями. Основой взаимоотношений является нравственность – культура. Очень важно в принципе «СОТРУДНИЧЕСТВА» правовое пространство для всех участников со следующими обязательными элементами:

  • наделение всех статусом Гражданина школы с равными правами;

  • создание возможности для открытого обсуждения демократических ценностей коллектива школы (органы самоуправления, собрания, референдумы);

  • участие детей и взрослых в создании норм и правил общей жизни (устав, конституция, законы, положения);

  • руководство органами самоуправления на основе дем. выборов;

  • И четвертого принципа - РАЗВИТИЯ как единства всех трех взаимосвязанных аспектов: развития школы как педагогической системы – развитие личности, развития общества. Мы строим школу (и живем в ней) равных возможностей, доступную для всех, обеспечивающую:

  • непрерывность образования растущему человеку как гарантию преемственности и бескризисного перехода с одной ступени на другую;

  • дифференциацию и вариативность образовательной программы школы и ее интеграцию в модули с целью рационального использования ресурсов;

  • инструментальность управления развитием педагогической системы школы на основе программно-целевого подхода;

  • результатами процесса инновационной деятельности становится субъект деятельности, умеющий позиционировать разные роли, в том числе и социальные, мотивированны на самоактуализацию предметных, коммуникативных компетентностей.

Анализ инновационной деятельности

Школы развивающего образования

Инновационная деятельность Школы развивающего образования МОУ СОШ № 4 организуется по пяти основным направлениям.

Инновационное содержание образовательной программы:

  • Внедрение нового содержания на начальной ступени (Технология РО Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова);

  • Изменение учебного плана и выстраивание траектории движения в продуктивном обучении;

  • Углубление и расширение областей предметных знаний в профильном обучении;

  • Содержание управления школой – формирование школьного самоуправления.

  1. Изменение системы оценивания:

    • начальная ступень – безотметочное обучение,

    • продуктивное обучение – дневник успеха, портфолио,

    • профильное обучение – суммирование индивидуальных достижений в портфолио

    • школьное самоуправление – рейтинг.

  2. Организация форм совместности:

  • Начальная ступень – коллективно-распределенная деятельность,

  • Продуктивное обучение – практическая индивидуально-дифференцированная деятельность,

  • Профильное обучение – индивидуальная деятельность саморазвития.

  • Школьное самоуправление – коллективно-распределенная деятельность.

  1. Изменение позиции учителя:

  • Проектировщик;

  • Исследователь;

  • Менеджер;

  • Тьютор;

  • Преподаватель академической науки.

  1. Обеспечение непрерывности образования, которое осуществляется в двух системах координат. На одной оси можно представить преемственность между образовательными учреждениями: детские сады (№ 8, 10, 13) – школа будущего первоклассника – начальная школа; основная школа – предприятия города, профессиональное училище; старшая школа – межшкольный учебный комбинат – муниципальная образовательная сеть по профильному обучению; между образовательными проектами: Здоровье – Дополнительное образование – Школьное самоуправление – Школа сотрудничества – программа психолого-педагогического сопровождения – Одаренные дети; между ступенями образования: начальная – средняя – старшая; между творческими группами и объединениями учащихся и учителей: творческие группы проектной деятельности. На другой оси определить преемственность в целях, задачах, содержании, методах, средствах, принципах формирования субъектов деятельности. Преемственная линия направлена на формирование (самоизменение, актуализацию, развитие) личности учащихся и учителей.

Предпосылки для изменения программы развития школы

Инновационная деятельность позволила школе выйти на качественно другой уровень своего функционирования. Данный уровень определил инновационную идею, вокруг которой будет организовываться деятельность школы на новом этапе.

Идея: создать условия для формирования личности, способной активно жить и творить в ситуации выбора и меняющихся ситуаций жизни.

Любая личность характеризуется присутствием коллективного и индивидуального начал. Современные позиции гуманизации образования предполагают паритетное соотношение этих характеристик. Индивидуализм понимается как личностная свобода, активность, ответственность за собственную судьбу, карьеру, как заслуга в достижении цели самой личности. Коллективизм – совместные усилия для достижения цели и справедливая доля, которую получает в этих усилиях каждая личность. Из этого следует, что каждый нормальный гражданин – индивидуалист и коллективист одновременно. Общим основанием, позволяющим разрешить противоречие между двумя разнонаправленными началами (стремлением человека к автономности, обособлению и потребности в общении), гражданственность как метакачество личности.

Данное метакачество позволяет личности находить себя, свое место в обществе, решить задачу, которая не стояла перед ним так явно на предыдущих этапах развития нашего общества. По мере развития социально-экономических процессов, человек вынужден функционировать в условиях одной социальной общности и определенного типа деятельности и включаться одновременно в иные виды деятельности, участвовать в функционировании различных социальных общностей. Разрешение названного противоречия предполагает наличие у личности средств и способов деятельности, позволяющих ему позиционировать разные роли.

Как можно построить процесс подготовки личности к жизнедеятельности, специфической характеристикой которой является интенсивное освоение новых деятельностей и ролей?

Разрешение данной проблемы возможно только при создании измененного типа школы, когда она устанавливает партнерские отношения с социумом. Таким типом может стать деятельность школы в территориальном общественном самоуправлении, которое активно стало создаваться в последнее время.

Позитивные результаты деятельности школы, ее рейтинг у жителей микрорайона и города в целом обусловил формулирование попечительским советом школы совместно с БРМСОО «Школа Романова» социального заказа: необходимо ресурсами школы организовать территориальное общественное самоуправление: совместно осуществлять деятельность в микрорайоне для развития инициативности, формирования качеств гражданина.

Цели, которые мы ставим перед собой и задачи,

которые хотели бы решить

Наш проект направлен на создание условий для саморазвития и самореализации учащихся в различных видах деятельности, основан на широком выборе видов деятельности, на привлечении широкого круга специалистов и общественности к процессу обучения и воспитания активной гражданской позиции у молодёжи, воспитанию общественно активного гражданина, осознающего себя полноправным членом гражданского общества, обладающего необходимыми знаниями, умениями и навыками для участия в общественно значимой деятельности и в общественном самоуправлении.

Цель нашего проекта: создатьсоциально-педагогические условия для воспитания общественно активного гражданина, осознающего себя полноправным членом гражданского общества, обладающего необходимыми знаниями, умениями навыками, для участия в общественно значимой деятельности и общественном самоуправлении.

Основной замысел проекта состоит в формировании системы работы с учащимися и учителями, жителями микрорайона во внеурочное время со следующими задачами:

- привлечение учащихся, учителей, жителей к активному участию в самоуправлении микрорайона (местного сообщества);

- разработка образовательной программы, призванной формировать активную гражданскую позицию;

- создание института социального взаимодействия школы и местного сообщества;

- поощрение добровольных дел, инициатив учащихся и граждан, их отслеживание;

- активизация написания грантов, минигрантов, проектов разного уровня и направленности.

Чтобы воспитать полноценную личность, гражданина, необходимы демократические преобразования, которые должны произойти во всём укладе не только школьной жизни, но и за её пределами. На наш взгляд особенно важно широкое участие школьников в разработке и решении школьных, местных и общественных проблем.

Мы должны стремиться к тому, чтобы воспитать гражданина страны, но, в первую очередь мы должны приложить все усилия для воспитания гражданина своего микрорайона, города.

Каждого из нас волнуют эти вопросы и на их решение важно привлечь родителей, жителей микрорайона, общественность.

Началом конструктивного диалога, взаимной ответственности, на наш взгляд, должно стать создание такого органа, сообщества, в котором опыт средней школы №4, опыт школы Романова, других общественных организаций и желание самих жителей микрорайона смогут решать многие социальные проблемы на благо всех. Таким органом может стать территориальное общественное самоуправление (ТОС).

Принятие новой программы целевого развития обусловлено

  • необходимостью реализации приоритетных направлений программы развития образовательной системы РФ до 2010 года;

  • возрастанием в современном обществе социальных функций образования, его влияния на изменение окружающей среды;

  • тенденцией гуманизации и гуманитаризации образования, его ориентации на целостное развитие растущего человека как личности и индивидуальности, как гражданина своей страны, жителя республики и гражданина мира.

Ведущей идеей Программы остается идея развития, которая направлена на качественное преобразование системы путем творческой реализации внутреннего потенциала, ее резервов и эффективного использования ресурсов системы образования в целом. Развитие педагогической системы школы выражается единством целевых установок и условия реализации обеспечением комплексного характера прогнозирования и планирования, отражает специфику работы педагогического коллектива в инновационном, экспериментальном режиме и предполагает наличие целевых программа по ведущим направлениям деятельности.

В соответствии с образовательной политикой и решением нового социально-педагогического проекта в основу программы заложены 3 концептуальных принципа развития педагогической системы школы: партнерства, целостности, саморазвития. Данные принципы пронизывают все разделы программы, являются системообразующим фактором и позволят привести в действие механизмы качественного обновления содержания образования, обеспечить преемственность общего процесса устойчивого развития, его доступность, качество, эффективность, обязательность.

Принцип партнерства предполагает консолидацию возможностей всех социальных партнеров, увеличение системного эффекта за счет взаимодействия их потенциалов, подчинение интересов партнеров целям совершенствования и расширения образовательного пространства школы.

Принцип целостности означает единую стратегию скоординированного развития всех звеньев педагогической системы. Это достигается на основе баланса интересов участников образовательного процесса.

Принцип саморазвития определяет уровень самодостаточности школы, наличие внутренних источников роста, способность адаптироваться к изменениям в обществе.

Методологическую основу деятельности по моделированию и построению образовательной системы составляют идеи философской и педагогической антропологии (Н.А. Бердяев, Б.М. Бим-Бад, В. Дильтей, В.В. Зеньковский, В.П. Зинченко, Г. Ноль, Н.И. Пирогов, Г. Плеснер, В.В. Розанов, В.С. Соловьев, К.Д. Ушинский, Н.Г. Чернышевский, М. Шелер и др.), гуманистического направления в научные труды отечественных и зарубежных ученых - представителей психологии и педагогике
(Ш.А. Амонашвили, Р. Бернс, У. Глассер, Я. Корчак, А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс, В. Сатир, С. Френе, Э. Фромм, В.А. Сухомлинский и др.), публикации о возможностях и условиях использования личностно ориентированного подхода в педагогической практике
(Д.А.Белухин,Е.В.Бондаревская,С.Л.Братченко, О.С. Газман, В.В. Горшкова, Э.Н. Гусинский, Л.М. Лузина, В.В. Сериков, Ю.И. Турчанинова, И.С. Якиманская), научные положения о сущности, становлении и развитии педагогических систем (В.П. Беспалько, В.А. Караковский, И.А. Колесникова, Ю.А. Конаржевский, А.С. Макаренко, Л.И. Новикова, М.М. Поташник, Н.Л. Селиванова и др.).

Деятельность в рамках программы развития

1. Создание творческих групп по разработке программ по ступеням:

А) начальная школа – «Кто такой гражданин?»;

Б) основная школа – «Я – будущий гражданин»;

В) старшая ступень – «Я – гражданин».

2. Переподготовка педагогических кадров по осуществлению инновационной деятельности через освоение технологий развития «критического мышления», «дебаты», «образование в сотрудничестве» и др.

3. Внедрение инновационной программы в учебный план за счёт школьного компонента.

4. Создание ТОС в микрорайоне и механизмов его функционирования.

5 Создание органа управления ТОС с участием учащихся, учителей, родительской общественности, жителей микрорайона, представителей общественных организаций.

6 Организация деятельности ТОС по направлениям:

1) Воспитательная деятельность.

Включаясь в плодотворную социально-значимую интеллектуальную, творческую, физическую деятельность учащиеся школы приобретают значительный социальный и личностный опыт.

Для полноценного функционирования в мероприятиях необходимо развитие таких качеств, как организованность, четкость, ответственность, сосредоточенность на конкретной деятельности, что невозможно без высокого уровня развития навыка самоорганизации. Также важно глубокое и осознанное проникновение в суть и значимость проделываемой работы, способность оптимально технологически ее выстроить, довести до конца. Необходимо с этой целью развивать в учащихся аналитическое мышление, направленное на исследование, как внутренних резервов, так и на выявление потребностей общества.

Внедрение системы оценивания собственной деятельности. Это можно осуществить через ведение индивидуальных дневников, в которые учащийся заносит деловую информацию о деятельности в различных направлениях, создает предпосылки развития не только способностей к рефлексии, но также и анализу факторов (внутриличностных и внешних), способствующих успеху или вызывающих неуспех в выполнении намеченных работ.

В дневник заносятся комментарии представителей общественности, оценивающих целеустремленность, четкость и осознание цели деятельности.

Необходимым условием успешной работы в программе ТОС является систематическая педагогическая работа по обучению учащихся программированию и планированию деятельности. Составление учащимися сначала краткосрочных, а потом долгосрочных программ и планов позволит им научиться структурировать деятельность, будет способствовать развитию навыкам технологической оптимизации проделываемых работ, организационному совершенствованию личности.

2)Спортивно-оздоровительная деятельность.

Данный вид деятельности способствует оздоровлению детей и жителей микрорайона через физическое и нравственно–эстетическое воспитание. Содержание деятельности включает в себя проведение различных мероприятий по физическому развитию детей и жителей микрорайона, воспитанию позитивного отношения к жизни, стремлению к самосовершенствованию, пропаганде здорового образа жизни. Проведение спортивных соревнований, спартакиад, дней здоровья послужат становлению партнерских отношений между детьми, педагогами, родителями и жителями микрорайона. Организация акций и мероприятий по профилактике СПИДа и наркомании силами самих учащихся с помощью взрослых, по нашему мнению, станут объединяющим началом по борьбе с этими асоциальными заболеваниями. Программа оздоровления, активно внедряемая в ТОС, включает и такую деятельность как организация летних лагерей (дневного пребывания, трудовых – производственная практика, спортивных) по месту жительства, на озерах «Щучье» и «Байкал».

3) Культурно-досуговая деятельность.

Формирование социокультурных отношений (ученик – ученик, ученик – родители, ученик – жители, ученик – природа, ученик – традиции народа) в процессе организации и проведения праздников, фестивалей. Совместная деятельность учащихся школы, жителей микрорайона в данном направлении способствует развитию и раскрытию творческих способностей, духовно– нравственному оздоровлению, приобщению к миру прекрасного. Особое внимание уделяется семейным праздникам как средству укрепления семейных отношений, актуализации ценностей семьи, как основы становления детей.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. РЕСПУБЛИКА БУРЯТИЯ КОНСТИТУЦИЯ (в ред

    Статья
    ... представления Президентом РеспубликиБурятия Народному Хуралу РеспубликиБурятия проекты программ социально-экономического развитияРеспубликиБурятия; (п. "в" в ред. Закона РеспубликиБурятия от ...
  2. Республика бурятия комплексная программа социально-экономического развития

    Программа
    ... № 284- I «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развитияРеспубликиБурятия» 3.Постановление Правительства РеспубликиБурятия от 4 мая 2007 ...
  3. Республика бурятия комплексная программа

    Программа
    ... № 284-I «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развитияРеспубликиБурятия»; Постановление Правительства РеспубликиБурятия от 4 мая 2007 ...
  4. Республика бурятия программа факультативного курса

    Программа
    РеспубликаБурятия Прибайкальский район МОУ «Коменская средняя общеобразовательная школа» Программа факультативного курса ... которыми школьники сталкиваются в повседневной жизни; - развитие способностей к исследовательской и проективной деятельности; - ...
  5. Республика бурятия закон о программе социально - экономического развития республики бурятия на 2002 - 2004 годы

    Закон
    ... Паспорт программы социально - экономического развитияРеспубликиБурятия на 2002 - 2004 годы Наименование ПрограммыПрограмма социально - экономического развитияРеспубликиБурятия ...

Другие похожие документы..