textarchive.ru

Главная > Программа


«УТВЕРЖДЕНА» «ПРИНЯТА»

На заседании Совете учреждения Решением пед. совета школы.

Протокол № 4 от « 15» января 2010 г. Протокол № 4 от « 08» января 2010 г.

Председатель Совета Директор школы

________________ Молостова Е.Н. _________________Харитонов С.С.

Программа развития

муниципального

общеобразовательного учреждения начальной общеобразовательной школы деревни Голыгино

Шатурского муниципального района Московской области

на 2009-2013г.г.

Программа развития

МОУ начальной общеобразовательной школы д.Голыгино

Шатурского муниципального района Московской области

на 2009-2013г.г.

I. Введение

В век модернизации школе необходимо определиться в чем ее назначение, как она будет его выполнять, какой ей быть, в чем ее индивидуальность, ее «лицо». Одна из обязанностей школы – обеспечить необходимую результативность своей деятельности на рынке образовательных услуг. Благодаря своей неповторимости, уникальности начальная школа может выбрать рациональную стратегию своего развития.

Настоящая программа определяет концепцию развития школы и основные направления деятельности по её реализации для комплексного влияния на изменение работы школы, меняющих характер педагогических отношений, содержания и формы организации жизни и работы как учителя, так и ученика.

II. Паспорт программы

Наименование Программы

Программа развития МОУ начальной общеобразовательной школы д.Голыгино Шатурского муниципального района Московской области на 2009-2013 гг.

Статус Программы

Школьная

Заказчик Программы

Педагогический коллектив, родители, общество

Исполнители и Участники Программы

Администрация, педагогические работники, учащиеся, семьи учащихся, Совет учреждения, общественные и другие организации, социальные партнеры школы

Управление Программой

Совет учреждения, Педагогический Совет

Сроки реализации Программы

Начало реализации – сентябрь 2009 г.; окончание –июнь 2013 г.

Этапы реализации Программы

I этап: Организационный этап (сентябрь 2009 г. – август 2010 г.)

а) Выявление перспективных направлений развития школы и моделирования ее нового качественного состояния.

б) Разработка концепции программы развития школы и выработка стратегии её внедрения.

II этап: Основной этап (сентябрь 2010 г. – июнь 2012 г.).

Переход образовательного учреждения в новое качественное состояние.

III этап: Обобщающий этап (2012/2013 учебный год).

Анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития школы.

Научно-методические и нормативно-правовые основы разработки Программы

  1. Конвенция о правах ребёнка.

  2. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка».

  3. Закон РФ «Об образовании».

  4. Национальная концепция «Наша новая школа»

  5. Закон РФ «Об утверждении Федеральной программы развития образования».

  6. Национальный проект «Образование».

  7. Целевая программа развития образования в Московской области

  8. Типовое положение об общеобразовательной и средней школе.

  9. Общеобразовательные программы

Цели Программы

Формирование единой согласованной позиции субъектов образовательного процесса в свете современной тенденции развития  начального образования

Создание условий для эффективного функционирования и развития школы в ходе осуществления модернизации образования.

Приведение образовательного процесса школы  в соответствие с современными требованиями к школе.

Создание воспитательно-образовательной среды, способствующей духовному, нравственному, физическому развитию и социализации ребёнка.

Задачи Программы

  1. Создание условий для повышения качества начального образования.

  2. Создание условий для развития системы воспитательной деятельности, полноценное использование воспитательного потенциала семьи и активизация её воспитательных функций.

  3. Сохранение и развитие кадрового потенциала школы, обеспечение условий совершенствования роста профессионализма педагогических работников.

  4. Повышение эффективности управления школой с учетом новых требований к системе управления: гибкость, открытость, информационная и технологическая оснащенность, общественно-государственный характер управления.

  5. Обновление нормативно-правовой базы школьного процесса в условиях его модернизации, обеспечение дифференциации содержания образования.

  6. Развитие широкой практики применения образовательных технологий, позволяющих усилить мотивацию учения у детей различных стартовых возможностей, помогающих учащимся овладеть широким спектром способов полноценного усвоения знаний

  7. Формирование психолого-педагогического сопровождения ребенка на всем периоде обучения.

  8. Создание здоровьесберегающей среды школы, безопасной для всех участников образовательного процесса

  9. Расширение информационно-ресурсного обеспечения учебно-воспитательного процесса.

  10. Внедрение мониторинга личностного и образовательного роста ученика

  11. Внедрение мониторинга по оценке качества образования.

Ресурсное обеспечение реализации Программы

Осуществляется через совершенствование деятельности следующих составляющих:

- кадровые ресурсы;

- информационная среда;

- материально-техническая база школы;

- управление школой.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

1.      Модернизация образовательной программы и учебного плана  в свете новых подходов к начальному образованию.

2.      Обновление содержания начального образования путем внедрения новых государственных образовательных стандартов.

3.      Информатизация образовательной среды: внедрение в образовательный процесс Интернет-ресурсов, электронных учебно-методических комплексов и освоение учителями  компьютерных методов обучения.

4.      Позитивное влияние инновационной и творческой деятельности учителей на качество образовательного процесса в школе.

5. Создание безопасной, здоровье сберегающей среды

6.      Совершенствование системы повышения квалификации педагогических работников, в том числе через дистанционное обучение.

7.      Совершенствование системы управления школой в т.ч. с участием органов государственно -общественного управления.

8. Реализация возможных программ и проектов в области воспитательной деятельности и дополнительного образования.

Объем и источники финансирования Программы

Районный бюджет

Привлеченные средства

Порядок мониторинга хода и контроль результатов реализации Программы

Администрация школы:

- Практикует ежегодные рефлексивные мероприятия на уровне образовательного учреждения по всем направлениям Программы развития (анкетирование учащихся, родителей и пед.работников; срезы, тесты, проверочные и контрольные работы, мониторинговые исследования);

- Проводит пед.советы, круглые столы с учащимися, педагогами, родителями по анализу работы над Программой развития;

- Ежегодно отчитывается перед управлением образования и Советом учреждения о ходе реализации Программы развития;

- Освещает реализацию Программы в СМИ или на сайте учреждения

Совет учреждения:

- Ежегодно проводит заседания по вопросам реализации Программы развития

III. ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

3.1. Информационная справка.

- 1929 год – деревянное здание нового клуба председателем сельсовета Антоновым Н.Т. было предложено отдать под начальную школу. Здание школы состояло из двух классных помещений, учительской, раздевалки и кладовой.

- 1940 г. - школа реорганизована в семилетнюю

    -1956 – 1958 г.г. – к существующему зданию школы были достроены 2 класса, буфет и общий коридор, кладовая переоборудована под класс.

   - 1961 г. – школа реорганизована в восьмилетнюю

- 1981 г. - вступило в строй новое кирпичное двухэтажное здание школы на 192 учащихся

  -   2009 г. - школа вновь начальная.

За годы существования школа выпустила около 2000 учащихся.

    На 1 сентября 2009 года в школе 4 класса, обучается 12 учеников: 8 мальчиков и 4 девочки. Средняя наполняемость классов – 3 человека, в 3 классе – 1 ученик.

33 % обучающихся – дети из неполных семей, где в основном воспитанием занимаются матери учеников, фактически каждая третья семья - неполная. Многодетных семей - одна. По национальному составу преобладают русские. По социальному составу преобладают семьи служащих и рабочих. Отмечен рост числа семей учащихся, родители которых временно безработные.

Режим работы школы – шестидневная учебная неделя во 2-4 классах, пятидневная учебная неделя - в 1 классе. Школа работает в неполные 2 смены, занятия продолжаются с 8.30 до 15-16 часов. Продолжительность урока в 1 классе 35 минут, во 2-4 классах – 45 минут.

За годы работы в школе накоплен положительный опыт организации образовательного процесса и сложился стабильный педагогический коллектив.

Школа укомплектована педагогическими кадрами полностью. Средний стаж работы педагогов 22 года. Возрастной состав педагогов находится в пределах: от 42 до 48 лет.

Цель всей воспитательной системы школы – ученик, его личность с возрастными особенностями, интересами, способностями, особенно в условиях малочисленного состава.

Традиционными в школе стали: День знаний, День Учителя, День защиты детей, Новогодний праздник, День защитника Отечества, Праздник для мам, День здоровья, Праздник прощания с Букварём, День Победы, Предметные недели, олимпиады.

3.2.     Проблемно-ориентированный анализ деятельности школы

 Исходя из реальности сегодняшних дней, перехода учреждения в новый статус и в целях реализации Концепции модернизации российского образования и Концепции «Наша новая школа», педагогический коллектив видит перспективой развития в создании условий для повышения качества начального образования и воспитания, создание условий здоровьесбережения и безопасности для всех участников образовательного процесса.

В условиях многообразия типов школ, педагогического плюрализма в выборе подходов к образованию личности возникают новые потребности у родителей и учащихся, органов управления образованием, у самой школы.

У родителей начальной школы эти потребности выступают в создании прочной базы знаний учащихся, которые необходимы для перехода в основную школу, где реализуется образовательная программа расширенного обучения с последующим углублением изучения отдельных предметов. У ученика-выпускника – в расширении социальной ситуации развития через учебную деятельность в степени адаптации при переходе к новым условиям обучения, в выборе каждым ребенком индивидуального маршрута. У общества и школы – в формировании и воспитании личности на основе творчества с учетом индивидуальности и неповторимости каждого ребенка.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» и Конвенцией о правах ребенка общеобразовательная начальная школа предполагает реализацию прав ребенка:

- на получение хорошего образования и свободу выбора дальнейшего образовательного маршрута в основной школе;

- достижение учащимися начальной школы уровня образованности, соответствующего  образовательному стандарту;

- развитие личности каждого ребенка, стимулирование его достижений, создание творческой самореализации в условиях начальной школы;

- высокий уровень профессионализма педагогических кадров, основанный постоянном совершенствовании мастерства, участием в различных конкурсах для педагогов;

- обеспечение грамотности детей и педагогов в области личной безопасности и охраны здоровья.

Местонахождение школы, её удалённость от других учреждений образования определяют условия приёма независимо от подготовки детей к школе, учета особенностей  и здоровья ребенка. Желание отдельных родителей учащихся поступать в другие школы зачастую не реализуются нежеланием длительных перевозок и отсутствием преимуществ других учреждений по сравнению с нашим.

Последние документы Министерства образования, руководства страны требуют от школы осознания необходимости создания Программы развития как источника совершенствования, прогрессивного развития обучения.

В наших условиях это:

    • обеспечение равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;

    • обеспечение качественного образования каждого ученика школы,

    • построение образовательного процесса, в центре которого находятся интересы ребёнка, используются методы, стимулирующие мотивацию образования иличную ответственность ученика за результаты обучения;

    • ориентация содержания образования на приобретение учащимися основных компетентностей по основным учебным предметам, а также навыков самоопределения и жизнеообеспечения в таких областях, как здоровый образ жизни, толерантность, коммуникативность, позитивное участие в общественной жизни;

    • создания безопасной, здоровье сберегающей среды.

В результате анализа функционирования школы были выявлены следующие проблемы:

- не достаточен качественный уровень образования, которое дает школа;

- не в полной мере обеспечивается преемственность в реализации образовательных программ;

- медленно идет процесс комплектования новых УМК и обеспечения библиотеки новой учебно-методической литературой;

- недостаточный уровень сформированности речевых умений у выпускников начальной школы;

- сохраняется низкий уровень потребности младших школьников в чтении художественной и научно-познавательной литературы (при развитии средств массовой информации);

- страдает ресурсное обеспечение (информационное, кадровое, материально-техническое) учебно-воспитательного процесса;

- недостаточный уровень сформированности у педагогических работников профессиональных умений, необходимых для успешного формирования информационной компетентности младших школьников.

- повышение профессионального уровня учителей требует добровольно-принудительной активности;

- недостаточное стимулирование инновационной деятельности педагогов;

- семья не является еще равноправным партнером школы;

- не обеспечены должным образом здоровье сбережение и личная безопасность ребенка (в т.ч. по причине слабого финансирования).

Анализ результатов, достижений и нерешенных проблем, современной ситуации и имеющихся ресурсов обусловили выбор следующих приоритетов развития школы как стратегических направлений реализации Программы развития на 2009-2013 годы:

3.3. Концепция развития школы.

Концепцией программы развития школы считается реализация разработанной педагогическим коллективом модели школы, в которой:

-) образование рассматривается как деятельность, цель которой – развитие личности посредством воспитания и обучения расширения возможностей развития и самореализации личности;

-) общие интересы обучающихся, педагогов, родителей направлены на развитие мотивации, познавательных и социальных потребностей и способностей ребенка;

-) укрепление здоровьесберегающей среды;

-) приоритет технологий личностно ориентированного обучения.

Приоритетными направлениями концепции развития считаем

1.      Обеспечение нового качества образования

2.      Развитие воспитательной системы школы

3.      Совершенствование профессионализма учителя, сохранение и развитие кадрового потенциала школы

4.      Развитие материально-технической базы.

5.      Выдвижение новых требований к системе управления

6.      Нормативно-правовое обеспечение

3.3.1. Обеспечение нового качества образования.

 Современная начальная школа предполагает применение методов творческой деятельности и использования передовых технологий, выработки новых направлений реформирования начального образования.

Современные  тенденции реформирования начального образования определяют следующее:

  1. Необходимо формирование у учащихся фундаментальных знаний.

  2. Обеспечение поддержки одаренных учащихся, совершенствование школьной системы предметных олимпиад.

  3. Расширение внеклассной работы по предмету в помощь обязательным дисциплинам.

  4. Сохранение обеспеченности учреждения высококвалифицированными кадрами, непрерывное повышение профессионального уровня педагогов.

  5. Внедрение в образовательный процесс электронных учебных комплексов и освоение учителями компьютерных методов обучения.

  6. Поиск и апробация передовых технологий изучения новых предметов в начальной школе.

  7. Участие в разработке новых методик оценивания результатов учебной деятельности учащихся.

  8. Эффективное внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий.

В условиях модернизации определились пути перехода от традиционной модели обучения младших школьников к личностно-ориентированной, которая предполагает  ориентацию на изучение личности ребенка как индивидуальности, самоценности. Такая школа создает психолого-педагогические условия для изучения развития личности каждого ребенка.

Наша школе уже несколько лез занималась проблемой личностно-ориентированного обучения и наметилось немало положительного. Отход от формализованного подхода к ученику необходим. Основными негативными тенденциями в начальной школе были и есть: показатели здоровья и эмоционального благополучия детей, разрушение доверчивого отношения к людям, снижение детского любопытства и детской инициативности, чисто формальная «ЗУНовская» ориентация, что к счастью в нашей школе не наблюдается.

Ключ к успешному развитию современной начальной школы в формировании самостоятельного, ответственного, думающего человека. Возможно, решить эту задачу, если опираться на следующие принципы:

- принцип человечности (гуманизма) – утверждение норм уважения и доброжелательного отношения к каждому ребенку, исключение принуждения и насилия над его личностью;

- принцип самоценности каждого возраста;

- принцип индивидуализации образования;

- принцип социокультурной открытости образования (уважение к нормам и традициям различных культур, поддержка образовательных инициатив).

            Из этих принципов вытекают цели образования в современной начальной школе:

  1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.

  2. Развитие ребенка как субъекта отношений с людьми, миром, собой.

Начальная школа должна стать не «школой навыка», а первым опытом ребенка в образовании – местом пробы своих сил, пространством раскрытия личностного потенциала и школой взросления.

Отсюда и цель развития качественного образовательного процесса школы в соответствие с современными требованиями петербургской школы и обновление его с учетом социальных и экономических потребностей города. Достижения обозначенной цели возможно путем комплексного обновления всей образовательной системы школы, содержания начального образования, технологий учебного процесса.

Для обеспечения качественного образования в начальной школе нами выдвинуты следующие базовые ценности, на которые опирается коллектив:

1. Право каждого ребенка на получение образования, соответствующего его индивидуальным особенностям и возможностям, в максимальной близости от места проживания.

2. Достижение учащимся уровня образованности, соответствующего Федеральному государственному образовательному стандарту определенного уровня и направленности в зависимости от своих личных возможностей.

3. Признание интересов ребенка, его таланта, поддержке его успехов.

4. Право педагога на профессиональную педагогическую деятельность.

5. Здоровье всех субъектов системы образования.

6. Взаимоуважительное сотрудничество всех субъектов.

Ориентиры школы связаны с моделированием образа выпускника данной начальной школы. Параметры:

- объем знаний;

- познавательная направленность личности;

- развитие творческих способностей;

- реализация воспитательного потенциала личности.

            Сущность подхода к личности ребенка в признании уникальности и неповторимости каждого, уважении его достоинства, доверии к нему, принятии его личностных целей, запросов и интересов, создании условий для его максимального развития на основе всестороннего педагогического анализа успехов и достижений, проблем ребенка.

Сущность подхода к деятельности учителя:

-  каждому педагогу школы право на творчество (на собственный педагогический почерк);

- свобода выбора педагогических технологий, учебников, пособий, методов оценки учащихся;

- участие в управлении учреждением.

 



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Утверждено принято (1)

    Решение
    УТВЕРЖДЕНОПРИНЯТО Первый заместитель ... среднего профессионального образования разрабатываются и утверждаются в соответствии с типовыми положениями об ... образования Правила приема разрабатываются и утверждаются в соответствии с типовыми положениями ...
  2. Утверждено принято (2)

    архив
    Утверждено: Принято Приказом по МУ «Ровеньский ... общего образования и про­фили обучения; утверждает программу развития Школы; устанавливает режим ... комиссии. Персональный состав комиссий утверждается Председа­телем Совета по представлению председателя ...
  3. Утверждено принято

    архив
    Утверждено: Принято Приказом по МУ «Ровеньский на ...
  4. Утверждено принято (3)

    архив
    Утверждено: Принято Приказом по МУ «Ровеньский на ...
  5. Утверждено принято общим собранием коллектива образования» от 29 12 2007 №777 (протокол № 1 от 27 12 2007 ) положение о совете школы

    архив
    Утверждено. Принято Приказ МУ «Ровеньский отдел ... общего образования и про­фили обучения; утверждает программу развития Школы; устанавливает режим ... комиссии. Персональный состав комиссий утверждается Председа­телем Совета по представлению председателя ...

Другие похожие документы..