Главная > Список учебников


информации

Важными средствами информационного обеспечения, прежде всего в таких областях, как экономика, статистика, банковское дело, таможенное дело, внешнеэкономическая деятельность, являются классификаторы технико-экономической и социальной информа­ции. Они обеспечивают интегрированную обработку данных в авто­матизированных информационных системах.

Классификаторы технико-экономической и социальной инфор­мации - нормативные документы, содержащие систематизирован­ный свод наименований объектов, представленных как классифика­ционные группировки, и присвоенные им коды. Классификации и кодированию подлежат социальные и экономические объекты и их свойства, информация о которых используется в деятельности орга­нов власти и управления и содержится в унифицированных формах документов.

В настоящее время разработано и действует 37 общероссийских и продолжающих действовать общесоюзных классификаторов. Со­вокупность классификаторов технико-экономической и социальной информации, а также научно-методических и нормативно-техниче­ских документов по их разработке, ведению и внедрению, а также служб, осуществляющих работы по классификации и кодированию, составляют Единую систему классификации и кодирования техни­ко-экономической и социальной информации (ЕСКК ТЭИ).

В зависимости от области применения классификаторы подраз­деляются на: общероссийские, отраслевые и классификаторы пред­приятий.

Все классификаторы с точки зрения содержания подразделяют­ся на три группы:

1. Классификаторы информации об управленческих документах, задачах, решаемых в автоматизированных системах управления, видах деятельности, экономических и социальных показателях:

Общероссийский классификатор стандартов (ОКС);

Общероссийский классификатор продукции (ОКП);

Общероссийский классификатор управленческой документации (ОКУД);

Общероссийский классификатор валют (ОКБ);

Общероссийский классификатор единиц измерения (ОКЕИ);

Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) и др.

2. Классификаторы информации об организационных структурах:

Общероссийский классификатор органов государственной влас­ти и управления (ОКОГУ);

Общероссийский классификатор предприятий и организаций (ОКПО);

Общероссийский классификатор экономических районов (ОКЭР);

Общесоюзный классификатор отраслей народного хозяйства (ОКОНХ);

Общесоюзный классификатор пунктов погрузки и выгрузки на железнодорожном, речном, морском, воздушном и автомобильном транспорте (ОКППВ) и др.

3. Классификаторы информации о населении и кадрах:

Общероссийский классификатор информации по социальной защите населения (ОКИСЗН);

Общероссийский классификатор специальностей по образова­нию (ОКСО);

Общероссийский классификатор профессий рабочих, должнос­тей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР);

Общероссийский классификатор информации о населении (ОКИН) и др..

Структура и содержание классификатора технико-экономичес­кой и социальной информации на примере Общероссийского классификатора управленческой документации (ОКУД) выглядят следу­ющим образом.

ОКУД содержит информацию об унифицированных системах документации и формах документов, разрешенных к применению в народном хозяйстве. Он предназначен для решения следующих за­дач: .

регистрации форм документов;

упорядочения информационных потоков в народном хозяйстве;

сокращения количества применяемых форм;

исключения из обращения неунифицированных форм доку­ментов;

обеспечения учета и систематизации унифицированных форм;

документов на основе их регистрации;

контроля за составом документов и исключения дублирова­ния информации, применяемой в сфере управления;

рациональной организации контроля за применением унифи­цированных форм документов.

Объектами классификации в ОКУД являются общероссийские (межотраслевые, межведомственные) унифицированные формы до­кументов, утверждаемые министерствами (ведомствами) Российской Федерации - разработчиками УСД.

В ОКУД приведены наименования и кодовые обозначения уни­фицированных форм документов, входящих в утвержденные унифи­цированные системы документации, например:

Код КЧ

Наименование

формы

Индекс

Периодичность

0200000 2 Унифицированная система организационно-распоря­дительной документации

0211000 0 Документация по созданию организации, предприя­тия

0211031 3 Договор об аренде

0211071 5 Заявление на государственную регистрацию

0211072 1 Заявление в финансовые органы об открытии расчет­ного счета.

Код унифицированной формы документа в ОКУД состоит из семи цифровых десятичных знаков и контрольного числа (КЧ).

В ОКУД принята иерархическая классификация с тремя ступе­нями.

Каждая позиция классификатора состоит из двух блоков:

блока идентификации;

блока наименований объекта классификации.

Идентификация унифицированной формы производится через классификацию. Код унифицированной формы документа в ОКУД строится следующим образом.:

XX XX XXX X

Здесь первые две цифры обозначают класс форм, следующие две цифры - подкласс форм, следующие три цифры - регистрационный номер; последняя цифра — контрольное число.

Например, код Расчетной ведомости по страховым взносам и Пенсионный фонд - 09010046 читается таким образом:

09 - Унифицированная система документации Пенсионного фонда;

01 - Документация по учету и распределению средств;

004 - Расчетная ведомость по страховым взносам в Пенсионный фонд;

6 - Контрольное число.

В кодовом обозначении унифицированной формы документа отражены следующие признаки классификации:

первый и второй знаки (класс форм) - принадлежность унифи­цированной формы документа к соответствующей унифицирован­ной системе документации;

третий и четвертый знаки (подкласс форм) - общность содержа­ния множества форм документов и направленность их использова­ния;

пятый, шестой и седьмой знаки - регистрационный номер уни­фицированной формы документа внутри подкласса;

восьмой знак - контрольное число.

Блок наименований объекта классификации представляет собой запись наименования конкретной унифицированной формы доку­мента.

Кроме того, в Унифицированной системе отчетно-статистиче­ской документации (06 класс), помимо кодового обозначения уни­фицированной формы документа, контрольного числа и наимено­вания формы, содержатся также «индекс» и «периодичность» пред­ставления в связи с необходимостью обеспечения преемственнос­ти обозначений, сложившихся в органах государственной статис­тики.

Коды ОКУД в соответствии с ГОСТ Р 6.30-97 «Унифицирован­ные системы документации. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» про­ставляются в унифицированных формах документов.

2.6. Государственная система документационного

обеспечения управления.

Основные требования к документам

Наиболее полным межотраслевым документом по организации документационного обеспечения управления является изданная в 1990 г. Государственная система документационного обеспечения управления - ГСДОУ.

ГСДОУ - это совокупность принципов и правил, устанавливаю­щих единые требования к документированию управленческой дея­тельности и организации работы с документами в органах государст­венного управления, на предприятиях (объединениях), в учреждени­ях и общественных организациях.

Основная цель ГСДОУ - упорядочение документооборота орга­низаций, сокращение количества и повышение качества докумен­тов, создание наиболее благоприятных условий для применения тех­нических средств и современных технологий сбора, обработки, ана­лиза информации, совершенствование работы аппарата управления. ГСДОУ распространяется на все системы документации органов го­сударственного управления, суда, прокуратуры, арбитража, учрежде­ний, организаций и предприятий, включая документы, создаваемые средствами вычислительной техники.

Основные положения ГСДОУ охватывают вопросы документи­рования управленческой деятельности, организации работы с доку­ментами, механизации и автоматизации работы с документами, ор­ганизации службы документационного обеспечения управления. Раз­дел «Документирование управленческой деятельности» содержит положения, определяющие состав управленческих документов, ос­новные направления и порядок проведения унификации и стандар­тизации документов, оформления реквизитов управленческих доку­ментов, включая машиночитаемые документы и машинограммы, а также общие требования к составлению текстов документов. Раздел «Организация работы с документами» устанавливает принципы и порядок организации документооборота учреждения, построения информационно-поисковой системы по документам учреждения, контроля исполнения документов и подготовки документов к пере­даче в ведомственный архив на хранение.

Положения ГСДОУ внедряются в практику документационного обеспечения путем разработки и издания стандартов, инструкций по делопроизводству (документационному обеспечению управления), методик, правил, рекомендаций по различным аспектам делопроиз­водства, проведения унификации состава и формы управленческих документов и др. Положения ГСДОУ получили развитие примени­тельно к соответствующему уровню управления в Типовой инструк­ции по делопроизводству в министерствах и ведомствах Российской Федерации, разработанной в 1993 г.

2.7. Нормативные документы по труду

и охране труда

Нормативные документы по труду и охране труда являются ос­нованием для определения затрат времени на выполнение конкрет­ных работ по делопроизводству, расчета численности работников, объемов выполняемых ими заданий, создания благоприятных усло­вий труда.

К нормативным документам по труду относятся нормативы по труду (нормативы времени, численности, времени обслуживания), единые и типовые нормы (времени, выработки, обслуживания).

Межотраслевые укрупненные нормативы времени на работы по документационному обеспечению управления (М.: ЦБНТ Минтруда Российской Федерации, 1995). Эти нормативы предназначены для расчета норм времени и организации работы в службах документационного обеспечения управления, определения трудоемкости ра­бот, численности работников и рекомендованы для применения в органах федеральной исполнительной власти, на предприятиях (объ­единениях), независимо от форм собственности, в учреждениях и общественных организациях. Нормативная часть этого документа содержит следующие разделы: затраты времени на работы по доку­ментационному обеспечению управления (составление и ведение но­менклатуры дел, обработка, регистрация, учет количества докумен­тов, работы по контролю исполнения документов, создание и веде­ние картотек, формирование и оформление дел в подразделениях, экспертиза научной и практической ценности документов, составле­ние годовых разделов описей дел, передача дел в ведомственный архив); затраты времени на работы архива организации (методичес­кое и организационное обеспечение работы, создание научно-спра­вочного аппарата к документам архива организации, каталогизация документов, использование документов, информационное обслужи­вание учреждений и граждан, проведение комплексной (тематичес­кой) проверки состояния и работы архива подведомственного учреждения, контроль за организацией документов в делопроизводстве структурных подразделений ведомства (организации) и в учрежде­ниях системы, обеспечение сохранности документов, учет докумен­тов, техническое оформление работ).

Нормативы времени на работы по совершенствованию докумен-тационного обеспечения управления министерств, ведомств, пред­приятий и организаций (М.: ВНИИДАД, 1992). Документ содержит нормативы, предназначенные для работников организаций и под­разделений, занимающихся работами по совершенствованию документационного обеспечения управления: для составления планов работ, заключения договоров, расчета трудозатрат, анализа произво­дительности труда работников и расчета их численности.

Нормы времени на работы по автоматизированной архивной технологии и документационному обеспечению органов управле­ния (М.: ЦБНТ Минтруда Российской Федерации, 1993). Нормы времени предназначены для определения затрат времени на рабо­ты с управленческой документацией в традиционных условиях и в условиях автоматизации управленческих процессов, для расчета численности работников документационных служб и экономичес­кого обоснования применения современных средств вычислитель­ной техники в органах управления. Нормы времени распростра­няются на все виды работ (комплексы задач), включенные в ГСДОУ. Они разделены на два блока: нормы времени на работы по документационному обеспечению управления и нормы време­ни на работы, выполняемые в процессе автоматизированной ар­хивной технологии. Первый блок включает: нормы времени на разработку положений о структурных подразделениях, должност­ных инструкций работникам, инструкции по документационному обеспечению, регламента работы коллегиального органа, регламен­та деятельности руководства, разработки Табеля форм управлен­ческих документов, альбома унифицированных форм документов, номенклатуры дел организации, классификаторов структурных подразделений, корреспондентов, разработки типовых текстов управленческих документов, ведение справочной работы по доку­ментам и некоторые другие виды работ. Второй блок содержит нормы времени на работы по составлению статистических отче­тов об организации хранения документов архивного фонда в фе­деральном архиве, составлению «Списка документов с указанием сроков хранения», составлению отчетов «Сведения по комплекто­ванию архива», «Сведения по использованию архива», на выпол­нение запросов по ретроспективному поиску информации.

Литература к главе 2

1. Собрание законодательства Российской Федерации. 1994— 1997.

2. ГОСТ Р 6.30-97. Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной доку­ментации. Требования к оформлению документов. — М., Издатель­ство стандартов, 1997.

3. ГОСТ 6.01.1-87. Единая система классификации и кодирова­ния технико-экономической информации. — М., Издательство стан­дартов, 1987.

4. ГОСТ 6.10.4-84. Унифицированные системы документации. Придание юридической силы документам на машинном носителе и машинограмме, создаваемым средствами вычислительной техники. Основные положения. - М., Издательство стандартов, 1984.

5. ГОСТ 6.10.5-87. Унифицированные системы документации. Требования к построению формуляра-образца. - М., Издательство стандартов, 1987.

6. ГОСТ 6.10.7-90. Единая система внешнеторговой документа­ции. Формуляр-образец. — М., Издательство стандартов, 1990.

7. ГОСТ 16487-83. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения. - М., Издательство стандартов, 1983.

8. Общероссийский классификатор управленческой документа­ции. — М., Издательство стандартов, 1994.

9. Государственная система документационного обеспечения управления. Основные положения, Общие требования к документам и службам документационного обеспечения. - М., ВНИИДАД, 1991.

10. Типовая инструкция по делопроизводству в министерствах и ведомствах Российской Федерации. — М., Росархив, 1994.

Глава 3

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНОЛОГИЯ ДОКУМЕНТАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ

3.1. Понятие - термин - дефиниция

Основу любой научной дисциплины составляют понятия - пред­ставления об общем, наиболее существенном, особенном в изучае­мых явлениях и предметах. Формирование понятий - результат по­знания, исследования предметной области, изучения закономернос­тей и тенденций ее развития. Всякое понятие представляет собой абстракцию - мысленное отвлечение от ряда свойств изучаемых предметов и явлений, выступающих как маловажные, и вычленение наиболее значимых, существенных их сторон, раскрывающих сущ­ность предметов и явлений. Понятия не статичны, они постоянно изменяются. По мере углубления представлений о предметной обла­сти понятия совершенствуются, старые понятия уточняются, возни­кают новые, часть понятий перестает адекватно отражать содержа­ние реалий и переходит в разряд малоупотребительных. Таким обра­зом, с развитием науки происходит приближение понятий к дейст­вительности.

Понятия выражают себя в словах. Именно слова связывают по­нятие с предметом или явлением. Эта связь осуществляется через значение слова. 'Значение показывает, что мы вкладываем в то или иное понятие, какие представления связываем с ним.

Научные понятия обозначаются специальными словами - тер­минами. Термины составляют основу научного языка. Термин - это слово или устойчивое словосочетание, которому приписано опреде­ленное научное или специальное понятие. Термин не называет по­нятие, как обычное слово, а понятие приписывается термину, прида­ется ему. В этой разнице усматривается известная конвенциональность термина, состоящая в том, что ученые или специалисты в той или иной области договариваются, что понимать, какое понятие вкладывать в тот или иной термин. Из этого следует, что содержание понятия, обозначенного термином, может быть понято только через его дефиницию - краткое логическое определение, устанавливаю­щее существенные отличительные признаки предмета или значение понятия, т.е. его содержание и границы. Поэтому всегда, когда речь идет о терминах, мы должны иметь в виду, что термин лишь называ­ет понятие, а его существо, содержание раскрывает определение.

Термины обладают рядом особенностей, к числу которых отно­сятся:

системность термина - термин всегда связан с другими тер­минами данной предметной области;

большинство терминов имеет дефиницию - определение;

моносемичность — однозначность термина в пределах одной предметной области, одной научной дисциплины или сферы про­фессиональной деятельности;

отсутствие экспрессии;

стилистическая нейтральность.

В отличие от общелитературного, язык профессионального об­щения требует однозначности толкования основных ключевых по­нятий, выраженных в терминах. Для такой области деятельности, как документационное обеспечение управления, это особенно важно: язык делового общения тесно связан с лексикой законодательных и нормативных актов, опирается на нее, и неточное употребление того или иного термина может иметь юридические последствия.

Термины конкретной области знания или деятельности состав­ляют отдельную терминосистему (или терминологию).

Терминология документоведения включает термины документационного обеспечения управления, обозначающие все, что связано с процессами создания документов, их передачи, получения, система­тизации, поиска, хранения, использования и другими аспектами.

3.2. Общая характеристика терминосистемы



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Серия «высшее образование» концепции современного

    Документ
    ... лишь благодаря целостности и является следствием организации. 12. Организация и дезорганизация — диалектически связанные ... Контрольных работ 458 Основные вопросы по курсу «Концепции современного естествознания» . . 464 Серия «Высшееобразование» ...
  2. Серия «высшее образование» концепции современного

    Документ
    ... лишь благодаря целостности и является следствием организации. 12. Организация и дезорганизация — диалектически связанные ... Контрольных работ 458 Основные вопросы по курсу «Концепции современного естествознания» . . 464 Серия «Высшееобразование» ...
  3. Серия «ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ» М А Р К Е Т И Н Г КУРС ЛЕКЦИЙ Москва ИНФРА-М 1999

    Курс лекций
    Серия «ВЫСШЕЕОБРАЗОВАНИЕ» Л.Е.БАСОВСКИЙ М А Р К Е Т И Н Г КУРС ЛЕКЦИЙ ... им. Выбор торговых посредников и организацияработы с ними – сложная задача. ... использовании метода контрактов государственная организацияработает с одной или несколькими фирмами ...
  4. Высшая школа экономики (175)

    Программа
    ... средства и финансовые ресурсы предприятия. Организация финансовой работы на предприятии, цели, задачи, основные ... -во «Весь мир», 2003. – 720 с. – (Серия «Высшееобразование»). Организация деятельности коммерческого банка. Учебник (под ...
  5. Список приобретенной литературы за 2009 год 1 ефимова анализ современный инструментарий для принятия экономических решений учебник / -2-е изд стер - м издательство «омега-л» 2010 -350 с ил табл - (высшее образование) 2 веселовский

    Список учебников
    ... Высшееобразование). 81.Бурмистрова Л.М. Финансы организаций (предприятий): Учеб. пособие.- М.: ИНФРА-М, 2009.- 240 с.- (Высшееобразование ... - М. : ИНФРА-М, 2009. - 640 с. Серия: (Высшееобразование). 70. Треушников М.К. Гражданский процесс: теория ...

Другие похожие документы..