textarchive.ru

Главная > Документ

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Комментарий к Федеральному закону от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"
(с изменениями от 10 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 25 июня, 24 декабря 2002 г., 10 января, 5 апреля, 7 июля, 23 декабря 2003 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г., 21 апреля, 31 декабря 2005 г., 6, 18 июля, 16 октября, 3 ноября, 29 декабря 2006 г., 6 января, 9 февраля, 20 апреля, 13 июля, 18, 24 октября, 1 декабря 2007 г., 28 февраля, 24 апреля, 15, 23 июля, 25 декабря 2008 г., 10, 13 февраля, 18 июля, 2 августа, 10 ноября, 17, 21, 27 декабря 2009 г., 8 мая, 27 июля 2010 г., 8 ноября 2010 г., 28 декабря 2010 г., 2 февраля 2011 г.)

Глава I. Общие положения

Статья 1. Правовое регулирование отношений в области высшего и послевузовского профессионального образования

1. Развитие законодательства в сфере образования является одним из важнейших факторов, предопределяющих уровень социального и экономического развития общества.

В соответствии с положениями разд. I Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 г., утвержденной постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2005 г. N 803 главное конкурентное преимущество высокоразвитой страны связано с возможностью развития ее человеческого потенциала, которая во многом определяется состоянием системы образования и именно в этой сфере находится источник обеспечения устойчивого экономического роста страны в средне- и долгосрочной перспективе.

В настоящее время получила признание концепция образовательного права как особой комплексной отрасли российского права, заложенная в трудах В.И. Шкатулла, В.М. Сырых, и др.*(1).

Комментируемой статьей заложены основы системы правового регулирования отношений в области высшего и послевузовского профессионального образования.

Предусмотрено два уровня источников образовательного законодательства:

- международный;

- внутригосударственный.

Основополагающие принципы соотношения общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров РФ и российской правовой системы заложены в ст. 15 Конституции РФ. Так, в случае коллизии норм международного права и, например, федерального закона приоритет имеют нормы международного права.

В настоящее время имеется значительный блок правовых актов, принятых по вопросам образования и являющихся источниками международного права. Такого рода документы приняты:

1) Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций (ООН);

2) специализированными учреждениями ООН - Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) и Международной организацией труда (МОТ);

3) региональными международными организациями - Советом Европы и Содружеством Независимых Государств.

4) РФ совместно с другими государствами путем заключения соответствующих соглашений.

Так, ООН приняты:

1) Устав Организацией Объединенных Наций (Сан-Франциско, 26 июня 1945 г.);

2) Всеобщая декларация прав человека (Нью-Йорк, 10 декабря 1948 г.)

3) Декларация прав ребенка (Нью-йорк, 20 ноября 1959 г.);

4) Декларация о праве на развитие (Нью-йорк, 4 декабря 1986 г.);

5) Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам (Нью-йорк, 18 декабря 1992 г.).

Основополагающим международным актом является Всеобщая декларация прав человека (принята и провозглашена резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1948 г.)*(2). Так, ст. 26 Всеобщей декларации прав человека закреплены:

1) право на образование;

2) положение об общедоступности технического, профессионального образования и высшего образования;

3) направленность образования на полное развитие человеческой личности и увеличение уважения к правам человека и основным свободам и ряд других положений.

Статья 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 г., вступил в силу 3 января 1976 г.)*(3) предусматривает положения, направленные на развитие права на образования, как например:

1) равная доступность высшего образования на основе способностей каждого путем принятия всех необходимых мер и, в частности, постепенного введения бесплатного образования;

2) активное развитие сети школ всех ступеней;

3) установление удовлетворительной системы стипендий и улучшение материальных условий преподавательского персонала.

Большое число документов, регулирующих отношения в сфере образования принято ЮНЕСКО. Так, например:

1) Устав ООН по вопросам образования, науки и культуры (Лондон, 16 ноября 1945 г.);

2) Рекомендация о борьбе с дискриминацией в области образования (Париж, 14 декабря 1960 г.);

3) Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (принята 14 декабря 1960 г. на 11-ой сессии, вступила в силу 22 мая 1962 г.);

4) Рекомендация о положении учителей (Париж, 5 октября 1966 г.) и др.

Конвенции ЮНЕСКО о признании учебных курсов, дипломов о высшем образовании и ученых степеней*(4):

1) Региональная конвенция о признании учебных курсов, дипломов о высшем образовании и ученых степеней в государствах Латинской Америки и Карибского бассейна (Мехико, 19 июля 1974 г.);

2) Международная конвенция о признании учебных курсов, дипломов о высшем образовании и ученых степеней в арабских и европейских государствах бассейна Средиземного моря (Ницца, 17 декабря 1976 г.);

3) Конвенция о признании учебных курсов, дипломов о высшем образовании и ученых степеней в государствах региона Европы (Париж, 21 декабря 1979 г.) и др.

Необходимо также отметить особую значимость норм Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.), предусматривающих механизмы защиты прав человека, в том числе в сфере образования, посредством обращения в специально созданные международные организации (Европейскую комиссию по правам человека и Европейский суд по правам человека) (ст. 19 Конвенции, ст. 2 Протокола N 1 к Конвенции)*(5).

В числе документов, принятых МОТ можно отметить:

1) Конвенция МОТ N 107 о защите и интеграции коренного и другого населения, ведущего племенной и полуплеменной образ жизни в независимых странах (Женева, 5 июня 1957 г.);

2) Рекомендация N 136 о специальных программах обеспечения занятости и подготовки молодежи в целях развития (Женева, 23 июня 1970 г.);

3) Конвенция N 138 о минимальном возрасте для приема на работу (Женева, 26 июня 1973 г.);

4) Рекомендация N 148 об оплачиваемых учебных отпусках (Женева, 24 июня 1974 г.) и др.

Документы Совета Европы:

1) Устав Совета Европы (Лондон, 5 мая 1949 г.);

2) Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.);

3) Европейская конвенция об эквивалентности дипломов, открывающих доступ в университеты ETS N 15 (Париж, 11 декабря 1953 г.);

4) Европейская конвенция об академическом признании университетских квалификаций ETS N 32 (Париж, 14 декабря 1959 г.);

5) Европейское соглашение о продолжении выплаты стипендий учащимся, обучающимся за рубежом ETS N 69 (Париж, 12 декабря 1969 г.) и др.

Особо следует выделить документы по развитию европейской интеграции в образовании:

1) Великая хартия европейских университетов (Болонья, 18 сентября 1988 г.);

2) Директива Совета 89/48/EEC от 21 декабря 1988 г. "Об общей системе признания дипломов о высшем образовании, выданных по завершении профессионального образования и подготовки продолжительностью не менее трех лет";

3) Конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в европейском регионе (ETS N 165) (Лиссабон, 11 апреля 1997 г.);

4) Пояснительный доклад к Конвенции о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в европейском регионе (Лиссабон, 1997 г.);

5) Руководство по признанию в РФ документов об образовании, полученных в других европейских странах, признанию российских документов об образовании в других европейских странах (Хельсинки, 11 июня 1997 г.);

6) Совместная декларация о гармонизации европейской системы образования (принята министрами образования Франции, Германии, Италии и Соединенного Королевства, Париж, Сорбонна, 25 мая 1998 г.) и др.

Акты, принятые в рамках СНГ:

1) Устав Содружества Независимых Государств (Минск, 22 января 1993 г.);

2) Соглашение о научно-техническом сотрудничестве в рамках государств-участников СНГ (Москва, 13 марта 1992 г.);

3) Соглашение о сотрудничестве в области образования (Ташкент, 15 мая 1992 г.);

4) Соглашение о сотрудничестве в области подготовки научных и научно-педагогических кадров и нострификации документов об их квалификации в рамках СНГ (Москва, 1992 г.);

5) Соглашение о сотрудничестве в области распространения знаний и образования взрослых (Москва, 17 января 1997 г.);

6) Соглашение о сотрудничестве по формированию единого (общего) образовательного пространства СНГ (Москва, 17 января 1997 г.);

7) Модельный закон об образовании (принят на 13 пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ, постановление N 13-8 от 3 апреля 1999 г.).

В качестве двухсторонних международных договоров в сфере образования можно назвать:

1) Соглашение Правительства РФ и Правительства Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии от 15 февраля 1994 г. N б/н "О сотрудничестве в области образования, науки и культуры";

2) Соглашение Правительства РФ и Правительства США от 2 сентября 1998 г. N б/н "О принципах сотрудничества в области культуры, гуманитарных и общественных наук, образования и средств массовой информации";

3) Совместное заявление Правительства РФ и Правительства федеративной республики Бразилии от 1 января 1999 г. N б/н "О взаимном академическом признании периодов обучения в высших учебных заведениях, документов о высшем образовании, российских ученых степенях и германских академических квалификациях";

4) Соглашение Правительства РФ и Правительства Французской Республики от 12 мая 2003 г. N б/н "О взаимном признании документов об ученых степенях";

5) Меморандум Министерства образования и науки РФ и Министерства торговли США от 19 апреля 2004 г. N б/н "О сотрудничестве в области технологий и инноваций";

6) Соглашение между Правительством РФ и Правительством Словацкой Республики от 7 ноября 2006 г. N б/н "О сотрудничестве в области образования".

Заключение, выполнение и прекращение международных договоров РФ регламентировано Федеральным законом от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации", Венские конвенции: о праве международных договоров (Вена, 23 мая 1969 г.) и о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями (Вена, 21 марта 1986 г.), Правила государственной регистрации и государственного учета международных договоров Российской Федерации, утвержденные приказом МИД РФ от 27 июля 2007 г. N 12828.

2. Система внутригосударственных источников образовательного законодательства согласно положениям п. 1 комментируемой статьи представлена 3 уровнями:

- федеральный;

- субъектов РФ;

- муниципальный.

Необходимо отметить, что такая 3-х уровневая система источников образовательного законодательства РФ получила признание с принятием Федерального закона от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий", ст. 12 которого были внесены изменения в п. 1 ст. 1 комментируемого Закона.

Вместе с тем, п. 1 ст. 3 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-I "Об образовании" (далее - Закон РФ "Об образовании") предусматривает только 2 уровня законодательства РФ в области образования: Законодательство Российской Федерации в области образования: федеральный, включающий Конституцию РФ, Закон РФ "Об образовании", принимаемые в соответствии с ним другие законы и иные нормативные правовые акты РФ, а также региональный, включающий законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ в области образования.

Задачи законодательства РФ в области образования предусмотрены ст. 4 Закона РФ "Об образовании".

В соответствии с положениями п. 2 ст. 3 Закона РФ "Об образовании" федеральные законы в области образования:

1) разграничивают компетенцию и ответственность в области образования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;

2) регулируют в рамках установленной федеральной компетенции вопросы отношений в области образования, которые должны решаться одинаково всеми субъектами РФ;

3) вводят общие установочные нормы по вопросам, которые относятся к компетенции субъектов РФ и в соответствии с которыми последние осуществляют собственное правовое регулирование в области образования.

Субъекты РФ в соответствии с их статусом и компетенцией могут принимать в области образования законы и иные нормативные правовые акты, не противоречащие федеральным законам в области образования (п. 3 ст. 3 Закона РФ "Об образовании"). Необходимо иметь ввиду, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ в области образования не могут ограничивать права физических и юридических лиц по сравнению с законодательством РФ в области образования.

Федеральный уровень источников правого регулирования отношений в сфере высшего и послевузовского образования представлен следующими правовыми актами:

1) Конституция РФ;

2) специальные федеральные законы:

- Закон РФ "Об образовании";

- Федеральный закон от 12 июля 1995 г. N 100-ФЗ "Об исключительном праве на поступление в учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования выпускников школ, пострадавших от землетрясения в Охинском районе Сахалинской области";

- Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (далее - комментируемый Закон);

- Федеральный закон от 10 апреля 2000 г. N 51-ФЗ "Об утверждении Федеральной программы развития образования";

3) иные федеральные законы, регулирующие отдельные вопросы высшего и послевузовского образования:

- Закон РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС";

- Закон РФ от 25 октября 1991 г. N 1807-I "О языках народов Российской Федерации";

- Гражданский кодекс РФ;

- Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации";

- Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";

- Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях";

- Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и др.

Указы и распоряжения Президента РФ в сфере образования:

1) регламентирующие общие вопросы отношений в сфере высшего и послевузовского профессионального образования:

- Указ Президента РСФСР от 11 июля 1991 г. N 1 "О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР";

- Указ Президента РФ от 13 июня 1996 г. N 884 "О доктрине развития российской науки";

- Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти";

- Указ Президента РФ от 20 мая 2004 г. N 649 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти";

- Указ Президента РФ от 6 марта 2009 г. N 246 "О мерах государственной поддержки высшего профессионального образования в сфере искусства в 2009-2011 годах";

- Указ Президента РФ от 26 мая 2009 г. N 599 "О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации" и др.

2) регламентирующие предоставление мер социальной поддержки:

- Указ Президента РФ от 12 апреля 1993 г. N 443 "О неотложных мерах государственной поддержки студентов и аспирантов образовательных учреждений высшего профессионального образования";

- Указ Президента РФ от 31 декабря 1995 г. N 1344 "О дополнительных мерах социальной защиты аспирантов образовательных учреждений высшего профессионального образования и научно-исследовательских учреждений Российской Федерации";

- Указ Президента РФ от 20 апреля 1996 г. N 569 "О мерах по улучшению социального обеспечения лиц, обучающихся в образовательных учреждениях начального профессионального образования, индустриально-педагогических средних специальных учебных заведениях, и реформированию системы начального профессионального образования"

- Указ Президента РФ от 16 ноября 1996 г. N 1556 "О выплате стипендий Президента Российской Федерации адъюнктам, слушателям и курсантам образовательных учреждений высшего профессионального образования из числа военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и сотрудников Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий дополнительно к их окладам месячного денежного содержания";

- Указ Президента РФ от 31 июля 2002 г. N 817 "О предоставлении права на получение отсрочки от призыва на военную службу отдельным категориям граждан Российской Федерации" др.;

3) регламентирующие вопросы организации деятельности образовательных учреждений:

- Указ Президента РФ от 20 сентября 2010 г. N 1140 "Об образовании Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации";

- Указ Президента РФ от 7 мая 2008 г. N 716 "О федеральных университетах".

В соответствии с подп. "в" ч. 1 ст. 114 Конституции РФ на Правительство РФ возложено обеспечение проведения в РФ единой государственной политики в области культуры, науки, образования.

В направлении реализации указанных полномочий принимаются постановления и распоряжения Правительства РФ:

1) регламентирующие общие вопросы отношений в сфере высшего и послевузовского профессионального образования:

- постановление Правительства РФ от 11 июня 1996 г. N 695 "Об утверждении Положения о статусе ректора государственного высшего учебного заведения Российской Федерации федерального подчинения";

- постановление Правительства РФ от 21 июля 1998 г. N 810 "О предоставлении Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки полномочий на проставление апостиля на официальных документах об образовании, выдаваемых в Российской Федерации";

- постановление Правительства РФ от 4 октября 2000 г. N 751 "О национальной доктрине образования в Российской Федерации";

- постановление Правительства РФ от 30 января 2002 г. N 74 "Об утверждении Единого реестра ученых степеней и ученых званий и Положения о порядке присуждения ученых степеней";

- постановление Правительства РФ от 29 марта 2002 г. N 194 "Об утверждении Положения о порядке присвоения ученых званий";

- постановление Правительства РФ от 15 мая 2010 г. N 337 "О Министерстве образования и науки Российской Федерации";

- постановление Правительства РФ от 17 июня 2004 г. N 300 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки";

- постановление Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. N 848 "О мерах государственной поддержки субъектов Российской Федерации, внедряющих комплексные проекты модернизации образования";

- постановление Правительства РФ от 20 февраля 2007 г. N 116 "Об утверждении Правил осуществления контроля и надзора в сфере образования" и др.;

2) регламентирующие проведение лицензирования и государственной аккредитации учреждений высшего и послевузовского профессионального образования:

- постановление Правительства РФ от 14 июля 2008 г. N 522 "Об утверждении Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций";

- постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 г. N 277 "Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности";

- постановление Правительства РФ от 18 мая 2009 г. N 414 "Об утверждении Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений Федеральной службы безопасности Российской Федерации и Федеральной службы охраны Российской Федерации, реализующих образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, и о внесении изменения в пункт 2 Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций";

- постановление Правительства РФ от 17 октября 2009 г. N 837 "Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности образовательных учреждений, находящихся в ведении Федеральной службы безопасности Российской Федерации и Федеральной службы охраны Российской Федерации и реализующих образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну";

- постановление Правительства РФ от 3 февраля 2010 г. N 49 "О лицензировании образовательной деятельности образовательных учреждений органа внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации, реализующих военные профессиональные образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну";

3) предусматривающие реализацию целевых программ развития образования:

- постановление Правительства РФ от 27 мая 2002 г. N 352 "О федеральной программе "Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 г."

- постановление Правительства РФ от 11 июля 2005 г. N 422 "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы";

- постановление Правительства РФ от 23 декабря 2005 г. N 803 "О Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы";

- постановление Правительства РФ от 29 декабря 2005 г. N 833 "О федеральной целевой программе "Русский язык (2006-2010 годы)";

- постановление Правительства РФ от 14 февраля 2006 г. N 89 "О мерах государственной поддержки образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы";

- постановление Правительства РФ от 28 июля 2008 г. N 568 "О федеральной целевой программе "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009-2013 годы";

- распоряжение Правительства РФ от 25 августа 2008 г. N 1244-р "О Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 гг.";

- распоряжение Правительства РФ от 7 сентября 2010 г. N 1507-р "О плане действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы";

4) регламентирующие предоставление социальной поддержки:

- постановление Правительства РФ от 27 июня 2001 г. N 487 "Об утверждении Типового положения о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки учащихся федеральных государственных образовательных учреждений начального профессионального образования, студентов федеральных государственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, аспирантов и докторантов";

- постановление Правительства РФ от 31 июля 2001 г. N 568 "О специальных государственных стипендиях Правительства Российской Федерации для аспирантов и студентов государственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования";

- постановление Правительства РФ от 27 апреля 2005 г. N 260 "О мерах по государственной поддержке молодых российских ученых - кандидатов наук и докторов наук и ведущих научных школ Российской Федерации";

- постановление Правительства РФ от 23 августа 2007 г. N 534 "О проведении эксперимента по государственной поддержке предоставления образовательных кредитов студентам образовательных учреждений высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию";



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Об основных характеристиках и распределении расходов федерального бюджета на 2007 год и перспективном финансовом плане российской федерации на 2007-2009 годы

    Документ
    ... подробные комментарии к формированию проектировок по отдельным видам расходов федерального бюджета ... ; Федеральногозаконаот22августа1996г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»; Федеральногозаконаот 21 декабря 1996г. ...
  2. Комментарий к Федеральному закону " О статусе военнослужащих" Содержание

    Закон
    ... . - Ст.3320). З. В соответствии с Федеральнымзаконом "О внешней разведке" от 10 января 1996г. N 5-ФЗ часть личного ... спасателей Федеральнымзаконом "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" от22августа 1995 г. N 151-ФЗ. Комментарий ...
  3. Комментарий к Федеральному закону " О статусе военнослужащих" Содержание

    Закон
    ... . - Ст.3320). З. В соответствии с Федеральнымзаконом "О внешней разведке" от 10 января 1996г. N 5-ФЗ часть личного ... спасателей Федеральнымзаконом "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" от22августа 1995 г. N 151-ФЗ. Комментарий ...
  4. ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ (40)

    Учебно-методический комплекс
    ... № 39, ст. 4465. 34. Федеральныйзаконот22августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем ... 1238. 32. Федеральныйзакон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1996г. № 395 ... 2003. 18. Гаврилов Э.П. Комментарий к Закону Российской Федерации «Об авторском праве ...
  5. Федеральные законы указы президента

    Закон
    ... ФедеральныйЗаконот 24.11.95г. № 180-ФЗ, ред. от 30.06.06г. 39 "Комментарий к Федеральномузаконуот ... от 4 апреля и 19 августа 2000 г.), ., ред. от ... от 14.03.1996г. № 90 и Минздравсоцразвития России от ... в работе Федеральногозакона РФ от22.12.05г. ...

Другие похожие документы..