textarchive.ru

Главная > Экзаменационные билеты


Ответы на экзаменационные билеты по литературе 11 класс.

Содержание билетов полностью соответствует примерным экзаменационным билетам по литературе для образовательных учреждений, осуществивших переход на профильное обучение (письмо от 10.02.2006, "Вестник образования" март 2006) – БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ.

Источники:

1) Ответы на билеты по литературе 11 кл. – 25 билетов по 3 вопроса - здесь можно открывать билеты по отдельности или скачать все сразу (186 Кб, разархивируется в 25 отдельных файлов).

2) Билеты с ответами по литературе за 11 класс 2006 (базовый уровень) (можно только скачать, 163 Кб). Это те же самые вопросы/билеты, но ответы другие. И, кроме того, не на все вопросы, а только на 57 из 75-ти.

Здесь эти билеты разбиты на отдельные вопросы, сгруппированные в хронологическом порядке. Ответы из первого источника представлены как "вариант 1", а второго – "вариант 2".

Желающие что-либо изменить или добавить (как преподаватели, так и сами учащиеся) могут, взяв за основу файл для скачивания, добавить свои материалы и прислать этот вариант на сайт. Ваша новая редакция ответов будет размещена взамен старой.

Это могут быть, например, ссылки на рефераты, сочинения, доклады, статьи, конкретные страницы книг или сайтов по теме каждого из вопросов, или добавленные к этому тексту материалы - другие варианты ответов, краткие фрагменты публикаций и др. Можно добавлять новые вопросы, увеличивая общий список.

Совсем не обязательно, чтобы Ваша редакция касалась всего списка вопросов. Рассматриваются любые полезные дополнения. Другие желающие смогут редактировать далее присланный Вами файл. В этом и есть основное отличие рождающейся глобальной информационной сети от всего того, с чем мы имели дело ранее.

По Вашему желанию будет размещена информация об авторах дополнений, например: имя, класс, школа, город, личный сайт (если он есть) и др.  Вы сами можете сделать известными себя, свою школу, свой поселок.

Ответы на экзаменационные билеты по литературе 11 класс.

1. Патриотическое звучание и нравственная проблематика «Слова о полку Игореве». (Билет 1)

2. За что и как наказана г-жа Простакова в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»? (Билет 10)

3. Что сближает балладу В.А. Жуковского «Светлана» с произведениями русского фольклора? (Билет 14)

4. Образ Чацкого и проблема ума в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». (Билет 3)

5. Какую роль в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» играет сцена бала? (Билет 19)

6. Как в пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума» совмещаются черты комедии и драмы? (Билет 24)

7. Образ поэта и тема творчества в лирике А.С. Пушкина (на примере 3–4 стихотворений по выбору экзаменуемого). (Билет 2)

8. Своеобразие раскрытия любовной темы в лирике А.С. Пушкина (на примере 3–4 стихотворений по выбору экзаменуемого). (Билет 4)

9. Философские мотивы в лирике А.С. Пушкина (на примере 3–4 стихотворений по выбору экзаменуемого). (Билет 5)

10. В чем смысл противопоставления Петра Первого и «бедного» Евгения в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник»? (Билет 22)

11. Каковы черты пушкинского идеала, воплощенного в образе Татьяны Лариной? (Билет 21)

12. Что привело отношения Онегина и Ленского к трагической развязке? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».) (Билет 25)

13. Каковы нравственные уроки финальной сцены романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»? (Билет 17)

14. Образ Маши Мироновой и смысл названия романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка». (Билет 7)

15. Что сближает Пугачева и Гринева и в чем они расходятся друг с другом? (По роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка».) (Билет 16)

16. Лирический герой поэзии М.Ю. Лермонтова (на примере 3–4 стихотворений по выбору экзаменуемого). (Билет 8)

17. В чем своеобразие патриотической темы в лирике М.Ю. Лермонтова? (Билет 23)

18. Почему побег лермонтовского Мцыри завершился у стен монастыря? (Билет 18)

19. Образ Печорина и тема поколения в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». (Билет 6)

20. Почему так трагически одинок лермонтовский Печорин? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».) (Билет 15)

21. Печорин и Максим Максимыч в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». (Билет 9)

22. Сатира на чиновничество в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». (Билет 11)

23. В чем смысл мистического финала повести Н.В. Гоголя «Шинель»? (Билет 20)

24. Сатира на помещичью Русь в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». (Билет 12)

25. Почему портрет Чичикова лишен ярких индивидуальных черт? (По поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».) (Билет 13)

26. Философские мотивы в лирике Ф.И. Тютчева (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого). (Билет 15)

27. Каковы главные причины «лежания» Ильи Ильича Обломова? (По роману И.А. Гончарова «Обломов».) (Билет 1)

28. Образ Ольги Ильинской и тема любви в романе И.А. Гончарова «Обломов». (Билет 17)

29. Конфликт поколений и его разрешение в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». (Билет 14)

30. Почему встреча Базарова с Одинцовой не привела к счастью взаимной любви? (По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети».) (Билет 3)

31. Изображение судеб народных в поэзии Н.А. Некрасова (на примере 3–4 стихотворений по выбору экзаменуемого). (Билет 16)

32. Чем отличается народное и барское представление о счастье? (По поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».) (Билет 6)

33. Какова роль притчи «О двух великих грешниках» в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»? (Билет 9)

34. Судьбы «униженных и оскорбленных» в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». (Билет 10)

35. Теория Родиона Раскольникова и ее развенчание в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». (Билет 23)

36. Какова роль евангельского сюжета о воскрешении Лазаря в понимании идеи романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»? (Билет 2)

37. Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». (Билет 24)

38. Образ Катерины и драма «горячего сердца» в пьесе А.Н. Островского «Гроза». (Билет 13)

39. Почему для Катерины невозможен путь Варвары? (По пьесе А.Н. Островского «Гроза».) (Билет 5)

40. Что указывает на недолговечность самодурной власти в пьесе А.Н. Островского «Гроза»? (Билет 8)

41. Жизнь человека и мир природы в лирике А.А. Фета (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого). (Билет 18)

42. Герои и проблематика сатиры М.Е. Салтыкова-Щедрина (на примере одного из произведений писателя). (Билет 22)

43. Как в сатирических произведениях М.Е. Салтыкова-Щедрина сочетаются злободневное и вечное? (На примере 1–2 произведений по выбору экзаменуемого.) (Билет 7)

44. В чем секрет обаяния Наташи Ростовой? (По роману Л.Н. Толстого «Война и мир».) (Билет 11)

45. «Диалектика души» героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир» (на примере одного из персонажей по выбору экзаменуемого.) (Билет 20)

46. «Мысль семейная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». (Билет 21)

47. «Мысль народная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». (Билет 19)

48. Чем объясняется «пассивность» Кутузова во время Бородинского сражения? (По роману Л.Н. Толстого «Война и мир».) (Билет 4)

49. В чем смысл финала рассказа А.П. Чехова «Ионыч»? (Билет 12)

50. Тема гибели «дворянских гнезд» в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад». (Билет 25)

51. Романтический идеал Человека в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль». (Билет 3)

52. Спор о человеке в пьесе М. Горького «На дне». (Билет 9)

53. Образ «дна» и проблема нравственного выбора человека в пьесе М. Горького «На дне». (Билет 4)

54. Своеобразие художественного мира одного из поэтов Серебряного века (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого). (Билет 25)

55. Тема России в лирике А.А. Блока (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого). (Билет 13)

56. Тема «страшного мира» в лирике А.А. Блока (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого). (Билет 6)

57. Тема революции и ее воплощение в поэме А.А. Блока «Двенадцать». (Билет 1)

58. Образ Руси в поэзии С.А. Есенина (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого). (Билет 10)

59. Философские мотивы лирики С.А. Есенина (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого) (Билет 22)

60. Тема противостояния героя и толпы в ранней поэзии В.В. Маяковского (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого). (Билет 7)

61. Своеобразие сатиры В.В. Маяковского (на примере 2–3 произведений по выбору экзаменуемого). (Билет 24)

62. Философские вопросы в прозе И.А. Бунина (на примере 1–2 произведений по выбору экзаменуемого). (Билет 2)

63. Своеобразие лирического героя поэзии О.Э. Мандельштама (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого). (Билет 20)

64. Тема борьбы добра и зла в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия» или «Мастер и Маргарита» (по выбору экзаменуемого). (Билет 5)

65. Мир человеческой души в лирике М.И. Цветаевой (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого). (Билет 14)

66. Тема творчества в лирике Б.Л. Пастернака (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого). (Билет 17)

67. Интимное и гражданское в лирике А.А. Ахматовой (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого). (Билет 12)

68. Образ матери и трагедия народа в поэме А.А. Ахматовой «Реквием». (Билет 11)

69. Трагедия революции и Гражданской войны в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон». (Билет 8)

70. Гражданственность и исповедальность лирики А.Т. Твардовского (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого). (Билет 19)

71. Образ «русского труженика-солдата» в поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин». (Билет 15)

72. Изображение народного характера в рассказе А.И. Солженицына «Матренин двор». (Билет 18)

73. Нравственная проблематика современной отечественной прозы (на примере произведения по выбору экзаменуемого). (Билет 16)

74. Герои и проблематика одного из произведений современной отечественной драматургии второй половины ХХ в. (по выбору экзаменуемого). (Билет 23)

75. Особенности творчества одного из современных отечественных поэтов второй половины ХХ в. (по выбору экзаменуемого). (Билет 21)

1. Патриотическое звучание и нравственная проблематика «Слова о полку Игореве». (Билет 1)

Вариант 1

Вершиной поэтического искусства древней Руси является «Сло­во о полку Игореве». По выражению Белинского, «Слово» - прекрас­ный, благоухающий цветок славянской народной поэзии, достойный внимания, памяти и уважения». Действительно, «Слово» - удиви­тельный памятник древней Руси. Прошло восемь веков с тех пор, как оно появилось. Но читатель входит в поэтический мир древнего текста так же свободно, как в эпос и лирику античности, не успевая освободиться от современных представлений и наполняя старые стро­ки своими проблемами.

«Слово» написано в конце XII века, но стало известно нам лишь спустя 600 лет, в самом конце XVIII века.

Начиная с XI до конца XII века, когда было написано «Слово», Русь страдала от двух основных бедствий. Одним из них были кня­жеские междоусобицы, другим - набеги половцев. Поэтому лучшие люди страны, болевшие за Русскую землю, неустанно призывали к единодушному отпору половцам, к защите своей родной земли. «Если, - говорил Владимир Мономах князьям, - мы не прекратим междоусобий... то погибнет земля Русская и враги наши, половцы, возьмут землю Русскую».

Основная идея «Слова», которая заключается в призыве русских князей к объединению накануне татаро-монгольского нашествия, придает произведению особое патриотическое звучание. Неизвест­ный автор ставит перед собой задачу призвать и князей, и народ к сплочению для борьбы за единство Русской земли, направить мне­ние народа против междоусобных войн князей, осудить стремление князей к личной славе, преследование личных интересов.

Проникнутый глубокой любовью к своей родине, автор прони­зывает этой идеей всё «Слово». Нравственная проблематика этого произведения раскрывается в образах героев, в картинах событий и в пейзажах, она определяет композицию произведения, его язык.

Автор пишет об обширных пространствах своей родины, о её реках, горах, степи, городах, селах, делает участниками событий раз­ных птиц и зверей, населяющих его страну. Даже животные не оста­ются равнодушными к событиям, рассказанным на страницах про­изведения. Но Русская земля для автора «Слова» не только природа и русские города, это, прежде всего, русский человек.

Вдохновитель и руководитель похода - князь Игорь - уже с са­мого начала выступает перед нами как защитник Русской земли, ко­торый «навел свои храбрые полки на землю Половецкую за землю Русскую». Игорь - храбрый воин, у него сильная воля, мужествен­ное сердце. Его боевого пыла не охлаждает неблагоприятное пред­знаменование - солнечное затмение. Забота о защите государства руководит мыслями и действиями Игоря. Обращаясь перед выступ­лением в поход к своей дружине, Игорь говорит: «Братия и дружина! Лучше быть убитым, чем полоненными... Хочу поломать копье о ко­нец поля половецкого, с вами, русские, хочу свою голову положить, либо напиться шлемом из Дона» Во время боя он стремится помочь брату Всеволоду.

Близок Игорю и его брат Всеволод. Отвага, мужество, храбрость, воинская честь отличают Всеволода даже в большей степени, чем Игоря. Оба князя становятся в «Слове» носителями патриотической идеи - их боевой поход не для личной славы и не для удовлетворе­ния амбиций. Братья ведут свои войска, чтобы раз и навсегда изба­вить родную землю от вражеских посягательств, они стремятся сде­лать свою Родину свободной, сильной, сплоченной.

Особый светлый образ русской женщины дан в «Слове» в лице Ярославны, жены князя Игоря. «Плач» Ярославны передан в духе народной поэзии. Этот прием подчеркивает народность Ярославны. Этот удивительный образ стал символом русской земли, родины, матери, любви - так много объединяет в себе русская княгиня. Её устами говорит простая русская женщина, горячо любящая своего мужа, тоскующая в разлуке с ним и горюющая о том, что он ранен и в плену. Её обращение к природе за помощью придает плененным силы и помогает им бежать. Но Ярославна не только любящая жена, силе любви которой подчиняется сама природа, оберегающая Игоря во время бегства из плена. Она в то же время и патриотка, болеющая душой за воинов, которые ушли в поход с её мужем. Для Ярославны поражение русских воинов - большое личное несчастье.

Нельзя не сказать о таком герое «Слова», как Святослав, кото­рый произносит свое «золотое слово». В этом слове Святослава жи­вет надежда объединить князей в борьбе за Русь, преодолеть пора­жение, которое потерпел князь Игорь. Обращение Святослава к кня­зьям приобретает особое звучание - патриотического обращения.

Интересным может стать наблюдение за характером Русской зем­ли как родины. Мир родины, общий русский мир оказывается не мстителен, а добр. Доброта как основа отношения русского народа к миру и к людям выявлены автором в «Слове» очень ярко.

И это всего лишь одна из круга нравственных проблем, которые поднимает автор в произведении. Добро становится нормой, корен­ным свойством жизни. Непреклонная вера в победу, которая звучит в финале произведения, основана не только на силе русских воинов, ратных доблестях Игоревой дружины, мужестве и самоотверженно­сти бойцов. Прекрасный, наделенный чертами русского фольклора мир природы; необыкновенные русские характеры князей, бойцов, женщин; сам автор с его верой в мудрость и патриотизм князей и народа, с его уверенностью в том, что справедливость и доброта ни­когда не будут побеждены злобой и обманом. Добро для автора -. основа отношения к миру.

Наверное, именно поэтому так притягательно для нас «Слово», которое при всем своем эпическом могуществе наделено необыкно­венным лиризмом.

«Слово о полку Игореве» имеет огромное идейное и художествен­ное значение. Это глубоко патриотическое произведение. В нем вы­разилась горячая любовь автора к страдающей Русской земле, в нем звучит призыв к сплочению всех сил русского народа для защиты родины от внешних врагов, призыв к защите мирного труда народа. Эта патриотическая идея и сделала произведение бессмертным.

Д. С. Лихачев так оценил памятник древнерусской литературы: «Две темы сочетаются, переплетаются и противостоят друг другу в «Слове»: эпическая, государственная и лирическая, личная. С одной стороны, автор «слова» скорбит о судьбах всей Русской земли, опус­тошенной половцами и лишенной внутреннего единства. С другой, он пишет о личной судьбе потерпевшего жесточайшее поражение мелкого новгород-северского князя Игоря Святославича, его жены Ярославны, ... и многих других».

2. За что и как наказана г-жа Простакова в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»? (Билет 10)

Вариант 1

Главное лицо комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» - помещи­ца Простакова. Автор раскрывает в пьесе характер помещицы, сте­пень ее умственного развития, показывает ее положение в доме от­ношение к окружающим людям.

Простакова - грубая и необузданная натура. Ее можно даже на­звать наглой, если она не встречает сопротивления, но вместе с тем она труслива, если наталкивается на силу.

У Простаковой нет никаких нравственных понятий: чувства дол­га, человеческого достоинства, человеколюбия. Она готова унижать­ся перед теми, кто сильнее и от кого она зависит, при этом сама будет проявлять беспощадность и даже жестокость к тем, кто находится в ее власти. Простаковой невозможно угодить: ни Тришка, ни Еремеевна, никто другой никогда не услышат слов одобрения своим действиям. Тришку она называет «мошенником, вором, скотом, во­ровской харей, болваном», а преданная нянька Митрофана Еремеевна - «бестия». Крепостных людей она считает своей полной собствен­ностью: с ними она может делать все, что угодно. Крестьян она со­вершенно обобрала и жалуется своему брату Скотинину: «С тех пор, как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже собрать не можем. Такая беда!»

Но не только крепостные страдают от деспотичного характера помещицы. Простакова ни во что не ставит своего мужа, помыкает им как хочет. Учителя Митрофана не получают жалования уже год.

Простакова невежественна, она не принимает просвещения: «Без наук люди живут и жили», - говорит она. Для Митрофана она нани­мает учителей только потому, что хочет вывести его в люди и подчи­няется необходимости дать сыну образование.

Простакова расчетлива. Любой ее поступок определяется расче­том личной выгоды. Ради личной выгоды она готова женить сына на Софье и даже готова ее похитить.

Только к своему сыну Простакова относится иначе. Она любит его, нежнее с ним, заботится о нем. Его счастье, благополучие - цель ее жизни. Но слепая, неразумная, уродливая любовь не приносит ничего кроме вреда и Митрофану, и самой матери.

Заключительная сцена комедии показывает полное поражение Простаковой. За сочувствием Простакова обращается к сыну: «Один ты остался у меня, мой сердечный друг», но Митрофан грубо оттал­кивает мать: «Да отвяжись, матушка! Как навязалась». Потерянная Простакова теряет сознание.

По справедливому замечанию Правдина, безумная материнская любовь довела Простакову до несчастья, и именно к ней обращены слова Стародума: «Вот злонравия достойные плоды».

Очнувшись от обморока, Простакова восклицает: «Погибла я совсем. Отнята у меня власть! Нет у меня сына!»

Наказание Простаковой в ней самой. По законам жанра порок наказан.

3. Что сближает балладу В.А. Жуковского «Светлана» с произведениями русского фольклора? (Билет 14)

Вариант 1

Баллада «Светлана» считается оригинальной балладой В. А. Жу­ковского. Повествование начинается картинами святочного гадания русских девушек, написанными с приукрашиванием крестьянского быта. На этом фоне дается образ Светланы. Она молчалива и груст­на, разлука с милым делает ее тихой и печальной. Свое горе она пы­тается утешить, прибегая к молитве. За покорность, терпение и на­дежду автор награждает Светлану. Ужасы она переживает только во сне, а пробуждение готовит ей радость - возвращение жениха. Бал­лада заканчивается веселой свадьбой.

Если сравнивать балладу с произведениями устного народного творчества, то можно найти много общего. Во-первых, содержание баллады переносит нас в сказочный мир. Даже финал баллады - ска­зочный: многие русские народные сказки заканчиваются веселым свадебным пиром. Есть в балладе образы страшного и ужасного: об­раз мертвеца-жениха, скачка на конях ночью, карканье ворона, гроб в избушке, оживающий мертвец и т. п. В балладе часто встречаются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: вечерок, баш­мачок, подруженьки и др. Уже с первых строк читатель погружается в мир народных поверий и ритуалов, сопутствующих русским зим­ним праздникам. Балладу отличает особая музыкальность.

Можно сказать, что Жуковский создает самостоятельную русскую народную балладу. Народность в начале XIX века понимается поэта­ми как приукрашенное изображение народного быта, как мир сказок и легенд, в котором добро всегда торжествует.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Ответы на экзаменационные билеты по истории россии (9 класс) девятиклассники! здесь выложены приблизительные ответы на новые экзаменационные билеты удачи в изучении учитель истории билет № 1 вопрос 1 древняя русь в ix – начале xii в

    Экзаменационные билеты
    ... Ответынаэкзаменационныебилетыпо истории России (9 класс) Девятиклассники! Здесь выложены приблизительные ответына новые экзаменационныебилеты ... харак­терным явлением как в литературе, так и в ... в необходимом количестве. Билет11. Вопрос 2. С ...
  2. Ответы на экзаменационные билеты по истории россии (9 класс) девятиклассники! здесь выложены приблизительные ответы на новые экзаменационные билеты удачи в изучении учитель истории билет № 1 вопрос 1 древняя русь в ix – начале xii в

    Экзаменационные билеты
    ... Ответынаэкзаменационныебилетыпо истории России (9 класс) Девятиклассники! Здесь выложены приблизительные ответына новые экзаменационныебилеты ... харак­терным явлением как в литературе, так и в ... в необходимом количестве. Билет11. Вопрос 2. С ...
  3. Ответы на экзаменационные билеты по истории россии (9 класс) билет № 1 вопрос 1 древняя русь в ix – начале xii в возникновение государства древнерусские князья и их деятельность основные даты и события

    Экзаменационные билеты
    Ответынаэкзаменационныебилетыпо истории России (9 класс) Билет № 1. Вопрос 1. Древняя Русь ... целом, харак­терным явлением как в литературе, так и в кинематографе стало ... и снаряжением в необходимом количестве. Билет11. Вопрос 2. С каким событием ...
  4. Ответы на экзаменационные вопросы по литературе для 9 класса

    Экзаменационные вопросы
    Ответынаэкзаменационные вопросы политературе для 9 класса. Вопросы из вариантов I и II (общеобразовательная школа, 31 и 21 билет соответственно ... мысль повести. 11. Романтический герой произведений Дж.Г.Байрона (на примере одного произведения ...
  5. Комментарии к экзаменационным билетам по литературе 9 класс

    Конспект
    ... русского языка и литературы КОММЕНТАРИИ К ЭКЗАМЕНАЦИОННЫМБИЛЕТАМПОЛИТЕРАТУРЕ 9 класс (2011 – 2012 уч.г.) Билет № 2 ... Оде на день восшествия на престол ... «Шинель» (образец ответа) Русская литературв ХХ ... покое сладки и в труде.11 Тебе, о милости источник, ...

Другие похожие документы..