Главная > Экзаменационные билеты


Мне дорого любви моей мученье –

Пускай умру, но пусть умру любя?

Мотив любовных радостей и утех, нескромных желаний сменя­ется в 1816 - 1817 годах мотивами разочарования, любовной печали, уныния.

В период южной ссылки любовь ассоциируется у поэта со стихи­ей жизни, природы, уподобляется вдохновению творчества. В 1820 году на юге была написана элегия «Погасло дневное светило...». В этом стихотворении романтическое разочарование наполнено гуманным содержанием. Прекрасная человеческая душа под влиянием воспоми­наний о прошлом волнуется, «кипит» и «замирает», бросается от дви­жения к мертвому покою, а затем вновь к движению. Волнению моря вторит состояние души лирического героя. Это волнение передается своеобразным повторением строки-рефрена:

Шуми, шуми, послушное ветрило,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан.

А. С. Пушкин говорит о том, что «глубоких ран любви ничто не излечило» - всегда будет помниться то, что по-настоящему истинно, что будет ранить, но жить в воспоминаниях.

Замечательное послание «К морю» написано в 1824 году. На пер­вый взгляд, это стихотворение о свободе. Но, оказывается, что сво­бода - не самая главная человеческая ценность. Любовь сильнее: Могучей страстью очарован, У берегов остался я...

Чары этой любви лишают героя возможности ответить на «зов» моря-друга. Это стихотворение о могучей привязанности одного человека к другому, о близкой душе, которую не могут заменить все блага мира.

1825 год ознаменован написанием двух прекрасных стихотворе­ний о любви - «Сожженное письмо» и «К***» («Я помню чудное мгновенье»). Оба эти произведения представляют любовь как неискоренимое никакими враждебными обстоятельствами чувство, как неотъемлемую стихию человеческого сердца.

Стихотворение «К***» - послание. Многие видят в нем выраже­ние отношений А. С. Пушкина и А. П. Керн. Но увлечение А. П. Керн послужило для поэта своеобразным толчком, поводом для создания произведения, в котором он обобщил свои взгляды на любовь.

Это стихотворение - гимн красоте любви. Любовь не только обо­гащает, но и обновляет, преображает человека. Пожалуй, впервые в русской поэзии А. С. Пушкин так прямо связывает глубоко интим­ные переживания с духовным обликом человека. Странным кажется на первый взгляд, что у Пушкина образ героини свободен: «голос нежный», «милые» и «небесные черты» - вот она, героиня стихотво­рения, совершенный образ женской красоты.

Трудно не заметить особенности построения стихотворения: трехчастность произведения. Оно распадается на равные части (каждая по две строфы), соответствующие первому знакомству, годам разлуки и новой встрече с А. П. Керн.

Сравним начальную и заключительную строфы стихотворения. В каждой строке - нежность и восхищение. Через все стихотворение проходит мысль о женском идеале. Если в начале стихотворения это «гений чистой красоты», то в конце, композиционно завершая про­изведение, звучит:

И божество, и вдохновение,

И жизнь, и слезы, и любовь.

В памяти остаются слова, из которых соткано «чудное мгнове­ние», образ любимой.

Обратимся к сюжету пушкинского стихотворения: в нем жизнь поэта, его судьба, источник вдохновения. «Я помню чудное мгнове­нье: передо мной явилась ты...» (первая встреча А. С. Пушкина с А. Керн), «в томленьях грусти безнадежной, в тревогах шумной суе­та. ..»(годы жизни в Петербурге), «шли годы. Бурь порыв мятежный рассеял прежние мечты...» (Южная ссылка), «в глуши, во мраке заточенья тянулись тихо дни мои...» (Михайловское). Гениальность Пушкина состоит в том, что ему понадобилось всего несколько строк, чтобы сказать о пережитом за многие годы.

Мастерство поэта, как мне кажется, кроется и в создании идеала женственности, которому непременно хочется следовать. А еще нести в себе нежность, тайну, любовь - все то, что дает силу и «вдохновенье».

В 1829 году после неудачного сватовства к Наталье Гончаровой А. С. Пушкин отправляется на Кавказ. Но и здесь все окружающее пронизано памятью об оставленной возлюбленной. Так появляется стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла». В нем печаль поэта не имеет ничего тягостного, мучительного:

Мне грустно и легко; печаль моя светла;

Печаль моя полна тобою,

Тобой, одной тобой...

Воспоминания рождаются на фоне романтического пейзажа: воз­вышенная природа Грузии, шум реки. Любовь в этом стихотворе­нии - это потребность и высшее проявление человеческого чувства. Сердце героя «горит» и «любит», потому что это его естественное состояние. Свет этого огня делает звучание стихотворения не только оптимистическим, но и жизнеутверждающим.

Нельзя не остановиться и еще на одном стихотворении поэта, ко­торое называется по первой строчке «Я вас любил». Это стихотворе­ние обращено к Анне Олениной, петербургскому увлечению поэта. В этом стихотворении поэт открывает всю глубину и тайну любви:

Я вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Чувство любви еще живет в душе героя, но он не хочет причи­нять боль и страдание возлюбленной, не найдя ответа на свои чув­ства в ее сердце. Нет ни упреков, ни мольбы, нет попыток вызвать к себе жалость или сочувствие. Поэт просто прощается со своей воз­любленной:

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.

В последних строчках этого стихотворения звучит столько душев­ной силы, так трогательно пожелание испытать настоящую любовь.

Пушкину удалось в таком маленьком стихотворении подняться до огромной высоты понимания истинности любви человеческой, той любви, которая умеет прощать, которая не знает упреков и обвине­ний, которую отличает благородство и бескорыстие. Это та лю­бовь, о которой мечтает каждый смертный. Это любовь, дающая силы и поднимающая человека.

Вершиной любовной лирики поэта можно считать стихи, посвя­щенные его жене Наталье Гончаровой. В сонете «Мадонна» Пушкин воспевает свою избранницу, называя ее «чистейшей прелести чис­тейший образец». Поэт восхищается, прежде всего, чистотой души Натальи Гончаровой. В этом стихотворении поэт говорит о божествен­ном смысле семейного счастья.

На протяжении всего своего творчества Пушкин менял представ­ление о любви, Его лирический герой проходит путь - от любви-страдания до любви - самопожертвования, которая лишь одна спо­собна сделать человека, поистине счастливым.

Все творчество А. С. Пушкина можно назвать солнечным, свет­лым. Все темы и мотивы, нашедшие отражение в творчестве Пушки­на, существуют в гармоничном единстве, создавая богатый художе­ственный мир его лирики. И если после прочтения стихотворений А. С. Пушкина хоть кто-то станет лучше, чище, достойнее, это зна­чит, что «чувства добрые» возобладают над злыми, а душа читателя, как и душа самого поэта, «встрепенется, как пробудившийся орел».

Вариант 2

Наверное, в жизнь каждого человека рано или поздно приходит любовь. Кому-то она приносит радость и счастье, кому-то - горечь неразделенного чувства, а для кого-то становится источником страданий от невозможности удержать это чувство.

Не перечесть всех удивительных и тончайших оттенков любви.

Гениальный художник А. С. Пушкин имел удивительный талант - умение чувствовать любое движение сердца, передавать все оттенки чувств человека в своих стихах:

Могу ль на красоту взирать без умиленья,

Без робкой нежности и тайного волненья.

Через всю жизнь Пушкин пронес поклонение красоте, воплощением которой была для поэта Женщина. Наверное, именно поэтому так многообразна в пушкинской лирике тема любви.

В жизни поэта было немало увлечений: и мимолетных, и более глубоких, и таких, которые буквально переворачивали его жизнь. И каждое рождало в душе поэта стихи.

Гимном высокому и светлому чувству Любви стало стихотворение Пушкина ";Я помню чудное мгновенье...";, посвященное А. П. Керн. Здесь, в Михайловском, Анна Петровна и Александр Пушкин увиделись спустя шесть лет после их первой встречи.

Стихотворение начинается с воспоминания о дорогом и прекрасном образе, о ";мимолетном видении";, на всю жизнь вошедшем в сознание поэта. Это сокровенное воспоминание согрето таким трепетным и горячим чувством, что мы невольно приобщаемся к этому благоговейному преклонению перед святыней красоты. Всецело отдаваясь охватившему его чувству, поэт предает забвению мелкие житейские заботы, ";тревоги шумной суеты";, считая их ничтожными, да и ненужными, когда речь идет о любви:

В томленьях грусти безнадежной,

В тревогах шумной суеты

Звучал мне долго голос нежный

И снились милые черты.

Поэт воссоздает иной настрой чувств и мыслей в период ссылки. В памяти его милые, небесные черты не стираются, а ";голос нежный"; все так же звучит, только, быть может, чуть более приглушенно:

В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохновенья,

Без слез, без жизни, без любви.

И вдруг, ";душе настало пробужденье, и вот опять явилась ты...";. И дальше - внезапно воскресшее чувство, порыв чувств, захвативших все существо поэта.

Удивительно, что самые обычные, привычные, часто употребляемые нами слова в стихотворении Пушкина дают ощущение необыкновенного счастья, радости, любви.

Именно эту ";песнь торжествующей любви"; услышал в стихотворении Пушкина композитор М. И. Глинка, написавший на стихи поэта романс. Судьбе было угодно распорядиться так, чтобы романс был посвящен композитором дочери Анны Петровны Керн.

Так любовь соединила стихи и музыку, создав гимн чистому и высокому чувству.

Среди жемчужин любовной лирики Пушкина выделяется еще одно стихотворение - ";Я вас любил";.

Я вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Кому посвящены эти строки? Онегиной? Наталье Гончаровой? Это осталось тайной поэта. Безусловным остается одно: то высокое чувство, пережитое и переданное нам поэтом, было и остается воплощением истинного благородства и человеческого достоинства. Эти строки - пример уважения свободы чувств любимой, истинного мужества любящего человека отказаться от своего счастья во имя счастья любимой. А. С. Пушкин знакомится с семьей М. С. Воронцова. Блестящая графиня Елизавета Ксаверьевна Воронцова вводит поэта в свой салон, где он был принят просто, искренне, с любовью. Рядом с этой умной, красивой женщиной Пушкин был всегда оживлен, весел. Он любил и был любим!

Когда, любовию и негой упоенный,

Безмолвно пред тобой коленопреклоненный,

Я на тебя глядел и думал: ты моя, -

Ты знаешь, милая, желал ли славы я...

Любовь эта оставила глубокий след в лирике поэта и подарила миру прекрасные строки:

...Но я любим... Наедине со мною

Ты так нежна! Лобзания твои

Так пламенны! Слова твоей любви

Так искренно полны твоей душою!

Вскоре наступила развязка: по приказу царя Александр Пушкин уезжает на север, в имение родителей, под надзор местных властей. Во время одиноких прогулок Пушкин с грустью вспоминает прекрасную Элизу Воронцову, их встречи, последнее свидание.

Безмолвным свидетелем пережитого был подарок Воронцовой - таинственный перстень-талисман:

Храни меня, мой талисман,

Храни меня во дни гоненья,

Во дни раскаянья, волненья:

Ты в день печали был мне дан.

В последнем послании Елизавета Ксаверьевна просила Пушкина уничтожить все ее письма. Он исполнил ее просьбу: от писем остался только пепел и чудесные горькие стихи:

Прощай, письмо любви! прощай: она велела. Как долго медлил я! как долго не хотела Рука предать огню все радости мои!.. Но полно, час настал. Гори, письмо любви.

Мария Раевская, Елизавета Воронцова, Анна Керн, Екатерина Ушакова, Наталия Гончарова...

Благодаря им вспыхивало сердце поэта, благодаря им мы и сегодня можем с трепетом произносить стихи поэта. Всю гамму человеческих чувств отражают они: легкую, беспечную влюбленность, восторженную радость ответной любви, горечь неразделенной любви и угасающего чувства.

Любовная лирика Пушкина - это отражение его жизни. Это отражение того, что действительно было прочувствовано и пережито поэтом. Но каким бы ни было его чувство, оно обязательно несет на себе отсвет душевного благородства и нравственной чистоты.

Поэтому любовная лирика поэта пробуждала и еще будет пробуждать ";чувства добрые"; у многих поколений.

Белинский писал о Пушкине: ";...читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека, и такое чтение особенно полезно для молодых людей обоего пола. Ни один из русских поэтов не может быть столько, как Пушкин, воспитателем юношества, образователем юного чувства";.

В заключение хотелось бы привести несколько строчек собственного сочинения, которые служили бы обобщением темы. Возможно, они не совсем совершенны, но идут от души, от сердца и посвящаются великому поэту Александру Пушкину:

Твоя любовь любому чувству может быть примером,

Хоть не всегда в любви ты постоянен был.

Но ангел в виде милой, чистой девы -

Всю жизнь тебя он бережно хранил!

9. Философские мотивы в лирике А.С. Пушкина (на примере 3–4 стихотворений по выбору экзаменуемого). (Билет 5)

Вариант 1

Размышления о закономерностях бытия, о смысле человеческой жизни, о смерти и бессмертии, о вере и безверии - эти философские проблемы пронизывают многие лирические произведения А. С. Пуш­кина. Свобода, любовь, дружба, история, искусство, природа - выс­шие философские ценности для поэта. Можно просто перечислить наиболее известные стихотворения поэта, посвященные философс­ким размышлениям: «Бесы», «Вакхическая песня», «Безумных лет угасшее веселье...», «Пора, мой друг, пора...», «Осень», «Вновь я посетил...», - чтобы понять, насколько глубоко и многогранно рас­крывает поэт эту тему в своем творчестве.

В стихотворении «Безверие», которое было написано в 1817 году к выпускному экзамену, автор рассуждает о том, что страх смерти, ощущение одиночества, беспокойство души - неизбежная плата гор­дого человека за отказ от веры. Причину этого тягостного состояния души поэт объясняет охлажденностью сердца: «Ум ищет божества, а - 1дце не находит».

В стихотворении «Демон» (1823) анализируются истоки и причи­ны жизненного разочарования, опасности, которые подстерегают мо­лодого человека в период его вступления в жизнь. Стихотворение от­личается особым драматизмом, что можно объяснить глубоким душев­ным кризисом поэта в начале 1820-х годов. Поэт находится в ссылке, и, несмотря на красоту южной природы и близость друзей, он чув­ствует себя бессильным решать собственную судьбу. Лирический ге­рой стихотворения ощущает, что его душу порабощают, некая злая сила лишает его чувств. «Злобный гений // Стал тайно навещать» поэта и внушать ему мрачные мысли о свободе, любви и дружбе:

Не верил он любви, свободе;

На жизнь насмешливо глядел -

И ничего во всей природе

Благословить он не хотел.

Демон, названный в стихотворении «злобным гением» сеет в душе лирического героя сомнения и разочарование, рождает в нем ощущение ничтожности всего окружающего:

Печальны были наши встречи:

Его улыбка, чудный взгляд,

Его язвительные речи

Вливали в душу хладный яд.

Демон разрушает все идеалы, он не верит в то, что жизнь имеет смысл, не верит в красоту, искусство, вдохновение, любовь, свободу. Но для поэтического мира Пушкина эти ценности имеют большое значение, поэтому он не соглашается с тем, что отрицание этих цен­ностей может стать истиной, которая открывается человеку, вступа­ющему в жизнь.

Тема Демона получит свое дальнейшее развитие у Лермонтова, Блока.

Ощущением таинственности пронизано стихотворение «Бесы» (1830). Это стихотворение отличает фольклорный, сказочный коло­рит. Бесы - олицетворение зла и вместе с тем - страдающие суще­ства. В стихотворении поэт связывает существование бесов с перво­зданным хаосом, который в любой момент может возродиться и унич­тожить гармонию и устроенность привычного бытия. Присутствие бесов вызывает страх у лирического героя. А финал стихотворения явно окрашен мистическими красками:

Мчатся бесы рой за роем

В беспредельной вышине.

Визгом жалобным и воем

Надрывая сердце мне...

«Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...») и стихотворение «Воспоминание» имеют сходную форму - лирический монолог-ис­поведь. Мысль о моральной ответственности человека за свою жизнь, за все, что несет он миру и людям, объединяет содержание этих про­изведений.

В стихотворении «Воспоминание» лирический герой одинок, мир окружает его тишиной и мраком. Герой подводит итоги собственной жизни Воспоминание, становится суровым судьей, муки совести об­рекают героя почти на физические страдания. Пока человек не пре­одолеет собственные заблуждения, не искупит страданием совершен­ного греха, его будут преследовать страшные мучения. И все же лири­ческий герой находит в себе силы помнить о совершенных ошибках, чтобы эта память и раскаяние поддержали его на жизненном пути.

В «Элегии» лирический герой принимает жизнь, несмотря на все ее испытания:

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;

И ведаю, мне будут наслажденья

Меж горестей, забот и треволненья:

Порой опять гармонией упьюсь,

Над вымыслом слезами обльюсь,

И может быть - на мой закат печальный

Блеснет любовь улыбкою прощальной.

Поэт верит в возможность счастья, полноту жизни, среди тех испытаний, которые обрушивает мир на человека.

Стихотворение «Пора, мой друг, пора...» написано в 1834 году. В первых строчках поэт констатирует факт необратимости жизнен­ного процесса:

Летят за днями дни, и каждый час уносит

Частичку бытия...

Но это не терзает душу мудрого поэта. Он сделал открытие, ко­торое заключается в том, что:

На свете счастья нет, но есть покой и воля.

Не стоит искать счастья, как удовлетворения всех желаний. Сча­стье состоит в преодолении метаний души, сосредоточенности на себе самом, собственном внутреннем «я», самых близких людях.

В 1830-е годы в поэзии Пушкина появляется еще один мотив -мотив «дома» души. Размышления о таком «доме души» мы нахо­дим в стихотворении «Осень» (1833). Осень в творчестве А. С. Пуш­кина - совершенно особое время года:

И с каждой осенью я расцветаю вновь...

Пушкин называет осень любимым временем года. В этом сти­хотворении осень - время слияния всех начал бытия. В ней перепле­тается несовместимое: уныние и красота («Унылая пора! Очей оча­рованье!»), жизнь и смерть («Как, вероятно, вам чахоточная дева // Порою нравится»).

Круговорот времен года дан автором в этом стихотворении, но это не только годовой цикл, здесь можно увидеть и круг времени: человек не должен бояться старости и смерти, потому что это начало новой жизни.

С посещением поэтом Михайловского связано стихотворение «Вновь я посетил...». Воспоминание рождает у поэта не только со­жаление об утраченных годах, протекшей молодости, оно возвраща­ет Пушкина в прошлое, к его семье, родным и близким:

Вот опальный домик,

Где жил я с бедной нянею моей.

Особое звучание в этом контексте приобретает рассказ о двух семьях: «семье» сосен и человеческой семье из трех поколений. Обыч­ная человеческая семья из трех поколений имеет великий смысл, потому что только продолжение рода позволит избежать смерти и забвения.

Моральная ответственность человека за свою жизнь, за все, что он несет миру и людям, становится важной философской истиной, открытой Пушкиным в его стихах.

Вариант 2

А. С. Пушкин - величайший русский поэт и прозаик прошлого века. Он является основоположником новой русской литературы, одним из первых реалистов в нашей литературе. Именно после него раскрылись таланты других писателей и поэтов: Лермонтова, Гоголя, Толстого, Некрасова и Достоевского. Лирика поэта многотемна. Но сколь бы ни были разнообразны вопросы, поднятые поэтом, они все пронизаны философским содержанием. Пушкин, будучи образованным человеком своего времени, всю жизнь задумывался над вечными философскими вопросами: о смысле человеческой жизни, о добре и зле, о назначении поэта и поэзии, смерти и бессмертии, вере и безверии. Это не могло не отразиться на его лирике, поэтому философские мотивы пронизывают все его творчество.

Своеобразие философской лирики Пушкина заключается в том, что она носила личностный, глубоко интимный характер. Поэт все пропускал через себя, это была философия, опробованная собственной жизнью, появившаяся в результате собственных мыслей и переживаний, что отличает философскую лирику Пушкина от лирики Тютчева и Блока.

Над вечными философскими вопросами поэт задумывался еще учась в Царскосельском лицее. Под влиянием Батюшкова он рассматривал смысл жизни с позиций жизнерадостного эпикурейства. По его мнению, цель существования человека заключалась в наслаждениях, дружеских пирушках, прожигании жизни в веселых компаниях друзей:

Смертный, век твой привиденье:

Счастье резвое лови;

Наслаждайся, наслаждайся;

Чаще кубок наливай;

Страстью пылкой утомляйся

И за чашей отдыхай!

Так пишет шестнадцатилетний поэт в стихотворении ";Гроб Анакреона"; (1815). Похожие мысли просматриваются и в других юношеских стихотворениях поэта:

До капли наслажденье пей,

Живи беспечен, равнодушен!

Мгновенью жизни будь послушен,

Будь молод в юности твоей!

(";Стансы Толстому";, 1819)

Обращаясь к своему другу, он проповедует идеалы развлечений и наслаждений, веселья и дружеских встреч.

Переломным моментом для Пушкина стали 20-е годы. В это время он начал подводить первые итоги своей жизни и творчества.

В южной ссылке поэт находился во власти романтизма, как все тогдашние молодые люди. Его кумирами стали Наполеон и Байрон. Изменилась и философия поэта. Пушкин-романтик видел цель жизни не в бесконечных пирушках, а в совершении подвига. Характерное для романтизма стремление действовать, героизм, величественные порывы души отразились и в лирике поэта:

Искатель новых впечатлений,

Я вас бежал, отечески края;

Я вас бежал питомцы наслаждений,

Минутной младости минутные друзья, -

так писал Пушкин в элегии ";Погасло дневное светило"; (1820). И в этом, и в стихотворении ";К морю"; (1824) появляется яркий романтический символ - океан. Поэт думает, мечтает на его берегу, он приносит ему вдохновение. Пушкин сравнивает человеческую жизнь с жизнью океана.

Увлекаясь новыми мечтами и устремлениями, он отказывается от прежних идеалов, от увлечений своей юности:

Мне вас не жаль, неверные друзья,

Венки пиров и чаши круговые -

Мне вас не жаль, изменницы младые,

Задумчивый, забав чуждаюсь я,-

пишет поэт в стихотворении ";Мне вас не жаль, года весны"; (1820).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Ответы на экзаменационные билеты по истории россии (9 класс) девятиклассники! здесь выложены приблизительные ответы на новые экзаменационные билеты удачи в изучении учитель истории билет № 1 вопрос 1 древняя русь в ix – начале xii в

    Экзаменационные билеты
    ... Ответынаэкзаменационныебилетыпо истории России (9 класс) Девятиклассники! Здесь выложены приблизительные ответына новые экзаменационныебилеты ... харак­терным явлением как в литературе, так и в ... в необходимом количестве. Билет11. Вопрос 2. С ...
  2. Ответы на экзаменационные билеты по истории россии (9 класс) девятиклассники! здесь выложены приблизительные ответы на новые экзаменационные билеты удачи в изучении учитель истории билет № 1 вопрос 1 древняя русь в ix – начале xii в

    Экзаменационные билеты
    ... Ответынаэкзаменационныебилетыпо истории России (9 класс) Девятиклассники! Здесь выложены приблизительные ответына новые экзаменационныебилеты ... харак­терным явлением как в литературе, так и в ... в необходимом количестве. Билет11. Вопрос 2. С ...
  3. Ответы на экзаменационные билеты по истории россии (9 класс) билет № 1 вопрос 1 древняя русь в ix – начале xii в возникновение государства древнерусские князья и их деятельность основные даты и события

    Экзаменационные билеты
    Ответынаэкзаменационныебилетыпо истории России (9 класс) Билет № 1. Вопрос 1. Древняя Русь ... целом, харак­терным явлением как в литературе, так и в кинематографе стало ... и снаряжением в необходимом количестве. Билет11. Вопрос 2. С каким событием ...
  4. Ответы на экзаменационные вопросы по литературе для 9 класса

    Экзаменационные вопросы
    Ответынаэкзаменационные вопросы политературе для 9 класса. Вопросы из вариантов I и II (общеобразовательная школа, 31 и 21 билет соответственно ... мысль повести. 11. Романтический герой произведений Дж.Г.Байрона (на примере одного произведения ...
  5. Комментарии к экзаменационным билетам по литературе 9 класс

    Конспект
    ... русского языка и литературы КОММЕНТАРИИ К ЭКЗАМЕНАЦИОННЫМБИЛЕТАМПОЛИТЕРАТУРЕ 9 класс (2011 – 2012 уч.г.) Билет № 2 ... Оде на день восшествия на престол ... «Шинель» (образец ответа) Русская литературв ХХ ... покое сладки и в труде.11 Тебе, о милости источник, ...

Другие похожие документы..