Главная > Экзаменационные билеты


Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» имеет особое значение в развитии русской драмы.

Автор назвал свою пьесу комедией, но в ней сочетается смеш­ное и серьезное, комическое и трагическое. В «Горе от ума» сосуще­ствуют несколько литературных жанров: легкая классическая лю­бовная комедия, близкая реализму сатирическая «комедия нравов», лирическая поэма, подчиняющаяся законам романтизма.

В построении комедии нельзя не заметить черты классицизма: соблюдение в основном правил трех единств, наличие длинных мо­нологов, «говорящие» фамилии, в основе любовный конфликт. Все это соответствует требованиям классической комедии. Но по свое­му содержанию комедия Грибоедова является произведением стро­го реалистическим и тяготеет к драме.

Грибоедов черпал материал для своей комедии из подлинной жизни московского дворянства начала XIX века и воспроизвел ее как художник-реалист, вскрыв основные противоречия того истори­ческого периода.

Автор всесторонне обрисовал героев комедии. Каждый из них не является воплощением какого-то одного порока или добродете­ли, как требует классический жанр комедии. Герои Грибоедова -живые люди, наделенные свойственными им качествами. Грибое­дов показал человека и как личность, обладающую особой индиви­дуальностью, и как нечто типичное, выросшее в определенных об­щественных условиях. Оставаясь вполне индивидуальными, герои Грибоедова приобрели характер типического обобщения огромной силы. Поэтому имена героев стали нарицательными. Так, например, человека-подхалима, неискреннего называют «молчалиным», а гру­бого и невежественного - «скалозубом».

Создавая образы своей комедии, Грибоедов разрешил важней­шую для писателя-драматурга задачу речевой характеристики героев, то есть индивидуализировал язык действующих лиц. В комедии Гри­боедова каждый персонаж говорит свойственным ему живым раз­говорным языком, который отражает образовательный и культурный уровень героев, их род занятий и мировосприятие. Грибоедову уда­лось придать стиху комедии характер живой непринужденной бесе­ды. А. С. Пушкин о языке комедии писал: «О стихах я не говорю -половина из них войдет в пословицу».

Пьеса А. С. Грибоедова «Горе от ума» стала одной из первых реалистических комедий. Автор передает в ней дух своего времени, верно и многосторонне показывает основной конфликт, волновав­ший тогда русское общество, глубоко проникает в психологию ге­роя-современника. Все это позволяет сделать вывод, что произведе­ние А. С. Грибоедова носило новаторский характер, сочетая в себе признаки классической комедии и реалистической драмы.

Вариант 2

Комедия А. С. Грибоедова была написана в 1824 году. Автор обличает в ней такие пороки современности, как крепостное право, патриархальность, застойность общества, невежество, чинопочитание, угодничество перед вышестоящими, преклонение перед иностранным. Несмотря на то что пьеса была запрещена цензурой, она быстро разошлась в списках среди современников, что свидетельствует о том, что комедия была очень актуальной и злободневной.

Кроме новаторства в содержании комедии, автор вносит определенные новшества и в построение пьесы. Во время царствования классицизма с его жесткими рамками и правилами драматург во многом нарушает их, используя при этом некоторые нововведения. Во-первых, сохраняя необходимое для классицистических пьес единство времени и места, он отступает от единства действия. В комедии присутствуют два конфликта: любовный и общественный. Во-вторых, автор использует говорящие фамилии, сохраняет типичные амплуа актеров, при этом отсутствует четкое деление на положительных и отрицательных персонажей. Характеры героев выпуклы и многогранны, они не являются носителями какой-то одной определенной черты. Персонажи пьесы предстают перед нами как живые люди со своими достоинствами и недостатками. Комедия высмеивает не один какой-то порок, а целую общественную систему, весь уклад жизни барской Москвы первой четверти XIX века.

Называя свое произведение ";сценической поэмой";, Грибоедов оказался прав: мы не можем утверждать что ";Горе от ума"; - это только комедия. В ней присутствуют и другие родовые начала: признаки романа, основную тему которого - образ ";лишнего человека"; - разовьют впоследствии многие писатели, а также слышны и отголоски лирического произведения, которые прослеживаются в монологах Чацкого. А. С. Пушкин называл ";Горе от ума"; ";высокой комедией";, сравнивая ее с произведениями Шекспира и противопоставляя традиционным комедиям классицизма, так как, кроме комического, в ней присутствует и трагическое начало.

";Горе от ума"; - первое реалистическое произведение русской литературы, построенное на смешении комических и трагических элементов.

Комедия написана вольным или, как его еще называют, разностопным ямбом, что делает речь героев гибкой, пластичной и наиболее приближенной к разговорной речи. Кроме того, речь каждого персонажа индивидуализирована. Она служит средством более полного раскрытия характера персонажей пьесы. Так, встречаются просторечия (в репликах Фамусова), галлицизмы (у представительниц женского пола) и военные термины (у Скалозуба). Пушкин сказал о языке комедии: ";О стихах я не говорю, половина войдет в пословицы";, - и оказался прав: ";счастливые часов не наблюдают";, ";шел в комнату, попал в другую";, ";дома новы, а предрассудки стары";, ";минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь";.

В характеристиках и образах героев также заключается комизм произведения. Если в традиционной классической комедии смешное возникало вследствие комических ситуаций, в которые попадали герои, то в ";Горе от ума"; комизм заложен в несоответствии внешнего и внутреннего мира героя, в том, какой он есть на самом деле и каким хочет казаться.

Скалозуб со своим невысоким интеллектом, пытающийся шутить с претензией на оригинальность, выглядит просто смешно. От его шуток отдает военщиной: ";Москва - дистанция огромного размера";, ";Мы с нею вместе не служили";.

Грибоедов использует множество комических приемов для раскрытия образов своих героев. Один из них - это их поведение. Своими поступками и действиями они сами ставят себя в смешное положение. Фамусов сначала заигрывает со своей служанкой Лизой, а затем характеризует себя как человека, известного ";своим монашеским поведением";. Княгиня Тугоуховская посылает своего мужа пригласить Чацкого к себе, но, узнав, что он небогат и нигде не служит, кричит: ";Князь, князь! Назад!";. Кроме того, герои в своих речах самораскрываются, то есть речь служит средством раскрытия характера персонажа. Так, Скалозуб, мечтающий лишь о том, чтобы ";досталось только в генералы";, повествуя о путях повышения по службе, говорит:

Довольно счастлив я в товарищах моих,

Вакансии как раз открыты;

То старших выключат иных,

Другие, смотришь, перебиты.

Перед нами возникает образ военного, который добивается повышения не благодаря личным качествам или проявленной в бою храбрости, а лишь за счет удачно представившегося случая.

Помимо этого Грибоедов в комедию вводит мотив глухоты, которая выступает как реальный недостаток и как мнимая болезнь. Глухота реальная представлена в таких ситуациях, как момент приглашения Чацкого в дом к Тугоуховским, а также графиней-бабушкой. Глухота мнимая занимает большое место в произведении. Ею страдают большинство персонажей комедии: Чацкий, Фамусов, Молчалив. Они слушают друг друга, но не слышат, они слышат только то, что хотят услышать и истолковывают слова собеседника, как им хочется. Так, Софья прямо говорит Чацкому, что она любит Молчалина, а тот думает: ";Обманщица, смеялась надо мной";, - не в силах поверить в такое, прекрасно зная Молчалина. Так и разговор Фамусова и Чацкого, когда ни один из героев не слушает другого, пытаясь доказать свою правду.

Воссоздавая реальную картину жизни русского общества первой четверти XIX века, Грибоедов показывает власть женщин в обществе. Молча-лин советует Чацкому съездить к Татьяне Юрьевне, чтобы добиться покровительства, ведь ";чиновные и должностные - все ей друзья и все родные";. Комично выглядит и Платон Михайлович Горич, бывший некогда товарищем Чацкого, но со времени женитьбы превратившийся в безвольного человека, полностью подчинившегося своей жене, в послушного ";мужа-мальчика, мужа-слугу";, выполняющего роль игрушки при супруге. Показательны в этом отношении слова Натальи Дмитриевны: ";Мой муж-прелестный муж";, напоминающие фразу Молчалина о шпице Хлестовой: ";Ваш шпиц - прелестный шпиц";.

Наконец, Грибоедов в своей комедии использует такой литературный прием, как ";кривое зеркало";: автор вводит пародийного двойника Чацкого - Репетилова, в образе которого все недостатки Чацкого показаны в преувеличенном виде. У обоих прослеживается страстное желание говорить, причем им все равно, слушают их или нет. Оба считают себя представителями передовой дворянской молодежи, только Чацкий считает себя по праву таковым, а Репетилов выдает желаемое за действительное. Оба героя появляются в не совсем подходящее время: Чацкий - рано утром, а Репетилов - поздно вечером. Оба с порога объясняются в любви: Чацкий - Софье, а Репетилов - Чацкому. Оба падают на колени: Чацкий -перед Софьей, а Репетилов - перед Чацким.

Но в комедии, кроме комического, присутствует и трагический пафос, который связан, в первую очередь, с Чацким. Начало трагизма мы видим уже в названии самой пьесы, из которого следует, что ум несет человеку несчастье. В комедии показан кризис идей Просвещения, утверждается мысль, что ум не всесилен, что при помощи только передовых идей изменить общество невозможно. В реальной жизни приходится выбирать: либо счастье, либо ум, либо подчинение большинству и спокойная жизнь, без всяких тревог и забот, либо бунтарство и изгнание. Чацкий выбрал второе, за что и поплатился. Первая причина трагедии Чацкого заключается в том, что он слеп в своей любви к Софье. Он настолько увлечен своим чувством, что не видит очевидного: Софье нужен не умный, просвещенный человек, а Молчалив, из которого можно легко сделать ";мужа-мальчика, мужа-слугу";. Герой понимает это слишком поздно. Его любовная трагедия неразрывно связана с общественной, ведь это именно она явилась причиной возникновения общественного конфликта, заключающегося в столкновении идей ";века нынешнего"; и ";века минувшего";. Чацкий не замечает очевидных вещей и ";мечет бисер перед Репетиловыми";. Именно передовой разум Чацкого стал причиной трагедии общественной и сделал ее неизбежной. Он не мог быть понят застойным, косным обществом, ибо его идеи противоречили интересам этого общества, а его обличительные речи нарушили спокойное существование московского барства, которое выставило против героя свое оружие - сплетню о его сумасшествии, объявив его социальным безумцем, изгнало его из своей среды. И Чацкому ничего не оставалось делать, как бежать из Москвы.

Таким образом, в комедии ";Горе от ума"; на равных переплетаются комическое и трагическое. Этим же путем пойдет русская драматургия и в дальнейшем в произведениях Н. В. Гоголя и А. П. Чехова.

7. Образ поэта и тема творчества в лирике А.С. Пушкина (на примере 3–4 стихотворений по выбору экзаменуемого). (Билет 2)

Вариант 1

«Лирика Пушкина представляет нам автора таким, каков он есть, в самых разных качествах и проявлениях, в падении и взлетах; она представляет его человеком, который, может быть, умеет молчать, но лгать и прикидываться - никогда», - пишет В. Непомнящий в 1994 году в книге «Лирика Пушкина». Лирика Пушкина сочетает в себе высокую гуманность, глубину мысли, гармонию формы. В лириче­ских произведениях поэта проявляется духовное богатство его внут­реннего мира. Его лирика настолько многогранна и многожанрова, что, кажется, она охватывает весь творческий потенциал поэта. Все жан­ры представлены в творчестве поэта: оды, элегии, песни, романсы, эпиграммы, послания, сонеты и т. д. В то же время лирика Пушкина объединяет общечеловеческие ценности, является воплощением гу­манности и красоты. Еще одной особенностью пушкинской лирики является ее тематическое многообразие. Но преобладающими в ней стали темы свободы, поэта и поэзии, любви и дружбы, патриотизма, философская проблематика.

Стихи о назначении поэта и поэзии занимают в творчестве Пушкина значительное место. Тема поэта и поэзии в лирике Пуш­кина тесно связана с темой свободы в аспекте свободы творче­ства. Вслед за Ломоносовым, Державиным и Радищевым Пушкин продолжает искать ответ на вопрос о предназначении поэта и о высокой роли творчества. Этой теме посвящены стихотворения: «Разговор книгопродавца с поэтом» (1824), «Пророк» (1826), «Поэт» (1827), «Поэт и толпа» (1828), «Поэту» (1830), «Эхо» (1831), «Памятник» (1836).

В «Разговоре книгопродавца с поэтом» поэт-романтик вступает в диалог с книгопродавцем. Диалогическая форма стихотворения передает конфликтность точек зрения на вопросы искусства. Книго­продавец становится носителем идеологии «века-торгаша», «века железного», в котором «без денег и свободы нет». Поэт пытается, в свою очередь, сохранить бескорыстность, свободу творчества. Но чтобы быть свободным, надо продавать свой труд:

Не продается вдохновенье,

Но можно рукопись продать...

Таким образом, становится совершенно очевидным факт зави­симости свободы творчества поэта от публики.

В поисках защиты творческой свободы искусства от людской же­стокости и пошлости А. С. Пушкин обращается к библейским моти­вам, а его стихотворения приобретают философское содержание.

Стихотворение «Пророк» А. С. Пушкин пишет в 1826 году. В основу стихотворения автором положена библейская легенда. Но со­держание легенды Пушкин переосмысляет и излагает по-своему.

Стихотворение начинается с чуда оживления одинокого устало­го путника:

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился,

И шестикрылый серафим

На перепутье мне явился...

И если путник опустошен и лишен определенной цели (он «на перепутье»), он бессилен («влачился»), то серафим в своем желании преобразовательной деятельности стремителен и энергичен («явил­ся»). Явление шестикрылого серафима на перепутье можно рассмат­ривать как спасение путника от незнания, куда идти. Действия сера­фима поначалу носят осторожный бережный характер:

Перстами легкими как сон

Моих зениц коснулся он...

…………………………….

Моих ушей коснулся он...

Путник приобретает новые ощущения, у него рождается новое мировосприятие. Его зрение становится зорким, а слух сверхчувстви­тельным. Герой стихотворения начинает испытывать страдания, так как «принимает» в себя весь мир, многозвучный и многогранный:

И внял я неба содроганье,

И горний ангелов полет,

И гад морских подводный ход,

И дольней лозы прозябанье.

Процесс превращения человека в поэта-пророка продолжается. Но теперь действия серафима становятся более решительными и беспощадными:

И он к устам моим приник

И вырвал грешный мой язык,

И празднословный, и лукавый,

И жало мудрыя змеи

В уста замершие мои

Вложил десницею кровавой.

С какой же целью производит все эти болезненные превраще­ния серафим? Какими качествами он хочет наделить будущего по­эта? Миссия пророка прекрасна и страшна одновременно: «Глаго­лом жечь сердца людей...». Но за получение способности осуще­ствлять столь важную миссию путнику придется отрешиться от трепетного чувства:

И он мне грудь рассек мечом

И сердце трепетное вынул,

И угль, пылающий огнем,

Во грудь отверстую водвинул.

Все эти преобразования должны привести к достижению цели: поэт становится пророком. Назначение

пророка - не быть равнодуш­ным, учить других быть неравнодушными. Строки стихотворения «гла­голом жги сердца людей» можно истолковать именно так: очищать мир "; от скверны, лжи, предательства, низменных желаний. Слово поэта должно служить добру, пробуждать лучшие чувства в душах людей.

Стихотворение «Эхо» написано А. С. Пушкиным в 1831 году и занимает особое место.

В основу этого стихотворения положен миф о гневной богине Гере, которая велела нимфе Эхо молчать и отзываться на вопросы лишь повторением последних слов.

Поэт переосмыслил содержание мифа. Стихотворение построе­но как развернутое сравнение: поэт - эхо. Поэту и эху доступна связь с миром: легкость отклика, влюбленность во все голоса жизни. Нет предметов презираемых, отброшенных, все - поэзия. Способность поэта к восприятию многоликости мира объясняется любовью к миру, отзывчивостью. Поэт готов принять мир во всех его проявлениях:

Ревет ли зверь в лесу глухом,

Трубит ли рог, гремит ли гром,

Поет ли дева за холмом…

……………………………

Ты внемлешь грохоту громов,

И гласу бури и валов,

И крику сельских петухов...

Сочетания звуков контрастны, но все они открыты и доступны поэту и обнаруживают его могущество, всеведение. Но связь с ми­ром оказывается односторонней, так как мир не шлет отзыва на по­этическое эхо:

Тебе ж нет отзыва... Таков

И ты, поэт!

Трагедия поэта состоит в том, что поэт влюблен в мир, открыт каждому его движению, но мир к нему равнодушен.

Пушкин приходит к выводу, что поэзия - трудное и ответствен­ное дело, поэт отличается от простых людей тем, что ему дано ви­деть, слышать, понимать, предчувствовать и предвидеть то, что не может простой смертный. Своим даром поэт воздействует на про­стых людей, поэтому велика его ответственность перед обществом за то, о чем он будет писать и как будет воздействовать на умы и души своих читателей.

В сонете «Поэт» (1827) Пушкин высказал парадоксальное мне­ние о природе поэта: душа поэта не чужда ничему человеческому, он может быть погружен в суету мира. Но могучая сила вдохновения, действию которой подчиняется поэт, переводит его жизнь в другое русло, отрывает поэта от суеты. Само начало творческого процесса вдохновлено божеством, сопровождается пробуждением спавшей души поэта:

Но лишь божественный глагол

До слуха чуткого коснется,

Душа поэта встрепенется,

Как пробудившийся орел....

Еще одно условие для творчества - одиночество. В своем стрем­лении к одиночеству поэт не случайно выбирает «берега пустынных волн» - там легче претворять в стихи звуки и чувства, которые пере­полняют поэта.

В стихотворении «Поэт, и толпа» А. С. Пушкин поднимает про­блему взаимоотношений: поэт - толпа. Поэтому для этого стихотво­рения выбрана диалогическая форма. В стихотворении вновь звучит тема творческой свободы. «Толпа» в стихотворении названа поэтом «чернью». Но это не «простонародье», не «черный народ», это светс­кая чернь - петербургское окружение поэта в 1827-1837 годах. Имен­но они пытаются диктовать свою волю поэту, пытаются его заставить «петь» под их диктовку. «Чернь» ждет от поэта «смелых уроков»:

Мы малодушны, мы коварны,

Бесстыдны, злы, неблагодарны,

Мы сердцем хладные скопцы,

Клеветники, рабы, глупцы;

Гнездятся клубом в нас пороки.

Ты можешь, ближнего любя,

Давать нам смелые уроки...

Но толпа готова принимать «смелые уроки» не с целью меняться:

А мы послушаем тебя...

Поэт не берет на себя миссию исправления. К концу стихотворе­ния цель поэзии, назначение поэта становятся очевидными:

Не для житейского волненья

Не для корысти, не для битв,

Мы рождены для вдохновенья,

Для звуков сладких и молитв.

Утверждение красоты, божественного смысла, своего служения - так определяет свою позицию по вопросу о назначении поэта и по­эзии А. С. Пушкин в 1828 году.

В 1830 году А. С. Пушкин вновь обращается к теме поэта и по­эзии. Он пишет сонет «Поэту». Поэт становится «царем», он должен жить один и ни от кого не зависеть:

Иди, куда влечет тебя свободный ум,

Усовершенствуя плоды любимых дум,

Не требуя наград за подвиг благородный.

«Свободный ум» - гарантия верности пути поэта, он не должен обращать внимание на оценку его творчества.

В 1836 году А. С. Пушкин пишет стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», который принято называть «Памятником».

В конце жизни А. С. Пушкин осознает себя народным поэтом. Его «Памятник» в некоторой степени продолжает традиции Горация «Exigi monumentum» (то есть «Я воздвиг памятник»), Ломоносова и Державина.

Пушкин начинает свое стихотворение со сравнения: поэзия, не­рукотворный памятник - и памятник, воздвигнутый в честь Алек­сандра I - Александровская колонна на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге. Различие не только в том, что созданное поэтом является нерукотворным творением в отличие от созданного монумента, но и в том, что поэзия является «непокорной» чьей-либо воле, она обладает независимостью, свободолюбием:

Вознесся выше он главою непокорной

Александрийского столпа.

Кроме этого автор стихотворения берется утверждать, что насто­ящая поэзия приносит бессмертие, она преодолевает смерть:

Нет, весь я не умру - душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит...

В то же время Пушкин дает конкретные характеристики настоя­щему творчеству, свою поэзию он называет «заветная лира», прида­вая ей тем самым любовь и задушевность. Не менее важным стано­вится и мотив бессмертия поэтического наследия. Главную причину своей долгой жизни в памяти народа Пушкин видит в добре «…чув­ства добрые я лирой пробуждал». Другим источником посмертной славы поэта становится прославление свободы: «восславил я свобо­ду». И совершенно особое место занимает тема милосердия. Это милосердие к согрешившим, оступившимся, падшим.

Последняя строфа стихотворения подводит итог раскрытию темы поэта и поэзии во всем творчестве А. С. Пушкина. В конце стихотво­рения есть призыв поэта к его музе. Он просит ее быть послушной «веленью Божию», научиться не реагировать ни на обиды, ни на десть, ни на несправедливый суд. Таким образом, в конце своего творчес­кого пути поэту удалось сформулировать основные требования к подлинной поэзии: свобода, независимость от мнения толпы, испол­нение воли Бога.

Все творчество А. С. Пушкина можно назвать солнечным, свет­лым. Все темы и мотивы, нашедшие отражение в творчестве Пуш­кина, существуют в гармоничном единстве, создавая богатый ху­дожественный мир его лирики. И если после прочтения стихотво­рений А.С. Пушкина хоть кто-то станет лучше, чище, достойнее, это значит,, что «чувства добрые» возобладают над злыми, а душа читателя, как и душа самого поэта, «встрепенется, как пробудив­шийся орел».

8. Своеобразие раскрытия любовной темы в лирике А.С. Пушкина (на примере 3–4 стихотворений по выбору экзаменуемого). (Билет 4)

Вариант 1

Особое место в лирике Пушкина занимает тема любви.

«И жизнь, и слезы, и любовь...» Так разнообразны чувства, о которых пишет А. С. Пушкин в своих стихотворениях о любви. Дей­ствительно, понимание и отношение к этому удивительному состоя­нию человеческой души у поэта в разные периоды его жизни было неодинаковым. Да, наверное, это можно и понять, и объяснить.

В лицейской лирике Пушкина любовь предстает как одухотво­ряющее страдание. В стихотворении «Желание» он пишет:



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Ответы на экзаменационные билеты по истории россии (9 класс) девятиклассники! здесь выложены приблизительные ответы на новые экзаменационные билеты удачи в изучении учитель истории билет № 1 вопрос 1 древняя русь в ix – начале xii в

    Экзаменационные билеты
    ... Ответынаэкзаменационныебилетыпо истории России (9 класс) Девятиклассники! Здесь выложены приблизительные ответына новые экзаменационныебилеты ... харак­терным явлением как в литературе, так и в ... в необходимом количестве. Билет11. Вопрос 2. С ...
  2. Ответы на экзаменационные билеты по истории россии (9 класс) девятиклассники! здесь выложены приблизительные ответы на новые экзаменационные билеты удачи в изучении учитель истории билет № 1 вопрос 1 древняя русь в ix – начале xii в

    Экзаменационные билеты
    ... Ответынаэкзаменационныебилетыпо истории России (9 класс) Девятиклассники! Здесь выложены приблизительные ответына новые экзаменационныебилеты ... харак­терным явлением как в литературе, так и в ... в необходимом количестве. Билет11. Вопрос 2. С ...
  3. Ответы на экзаменационные билеты по истории россии (9 класс) билет № 1 вопрос 1 древняя русь в ix – начале xii в возникновение государства древнерусские князья и их деятельность основные даты и события

    Экзаменационные билеты
    Ответынаэкзаменационныебилетыпо истории России (9 класс) Билет № 1. Вопрос 1. Древняя Русь ... целом, харак­терным явлением как в литературе, так и в кинематографе стало ... и снаряжением в необходимом количестве. Билет11. Вопрос 2. С каким событием ...
  4. Ответы на экзаменационные вопросы по литературе для 9 класса

    Экзаменационные вопросы
    Ответынаэкзаменационные вопросы политературе для 9 класса. Вопросы из вариантов I и II (общеобразовательная школа, 31 и 21 билет соответственно ... мысль повести. 11. Романтический герой произведений Дж.Г.Байрона (на примере одного произведения ...
  5. Комментарии к экзаменационным билетам по литературе 9 класс

    Конспект
    ... русского языка и литературы КОММЕНТАРИИ К ЭКЗАМЕНАЦИОННЫМБИЛЕТАМПОЛИТЕРАТУРЕ 9 класс (2011 – 2012 уч.г.) Билет № 2 ... Оде на день восшествия на престол ... «Шинель» (образец ответа) Русская литературв ХХ ... покое сладки и в труде.11 Тебе, о милости источник, ...

Другие похожие документы..