textarchive.ru

Главная > Документ


Формирование муниципальной системы

оценки качества образования

Фатеева Светлана Игоревна,

заведующая сектором оценки качества образования департамента образования администрации города Ноябрьска

Качество образования в современных условиях — одна из тех важных характеристик, которая определяет конкурентоспособность образовательных учреждений. Формирование муниципальной системы оценки качества образования является приоритетным направлением развития системы образования в целом. Кроме того, это важный шаг к построению систем управления качеством на всех уровнях, наличие которых определяет возможность получения своевременной, объективной, полной и достоверной информации для принятия управленческих решений органами государственного и муниципального управления, администрацией общеобразовательных учреждений, органами государственно-общественного управления школы.

Под муниципальной системой оценки качества образования мы понимаем совокупность способов, средств и организационных структур для установления соответствия качества образовательной деятельности и оказываемых услуг потребностям личности, общества и государства.

Целью муниципальной системы оценки качества образования города Ноябрьска является выстраивание механизма получения, обработки, хранения, предоставления и использования в управленческой практике информации как условия и базы для реализации процедур управления качеством образования на институциональном и муниципальном уровнях и с привлечением общественности.

Основные задачи муниципальной системы оценки качества образования:

— формирование единого концептуально-методологического понимания проблем качества образования и подходов к его измерению;

— обеспечение единого образовательного пространства и решения проблемы выравнивания качества образования в различных образовательных учреждениях;

— обеспечение вертикали в оценке качества образования за счет интеграции МСОКО с РСОКО и ОСОКО;

— информационное, аналитическое и экспертное обеспечение мониторинга муниципальной системы образования;

— оценка уровня образовательных достижений обучающихся (воспитанников) в интересах расширения спектра образовательных услуг, включая систему дошкольного и дополнительного образования;

— оценка качества образования на различных ступенях и уровнях применительно к образовательному учреждению;

— определение степени соответствия условий осуществления образовательного процесса государственным требованиям.

Поставленные задачи по построению МСОКО последовательно решались начиная с 2007 года. В соответствии с приказом департамента образования «О муниципальной системе оценки качества образования
(МСОКО)» создан совещательный орган — совет по формированию и функционированию МСОКО.

Возглавили совет начальник и заместитель начальника департамента образования; членами совета являются специалисты департамента образования, руководители образовательных учреждений.

Регулирование отношений, возникающих при обмене информацией между организационными структурами МСОКО, осуществляется посредством муниципальной информационной системы «Сетевой город. Образование».

Согласно концепции РСОКО, подготовлена нормативная и документационная база для осуществления оценки качества образования на муниципальном уровне, обозначены цель и задачи по достижению качества образования, установлены принципы, на которых функционируют управление качеством и система оценки качества образования (см. рис.).

Определены следующие объекты оценки МСОКО:

— образовательные программы (включая образовательные программы, для которых не предусмотрены государственные образовательные стандарты), качество которых определяет конкурентоспособность образовательного учреждения и образовательной системы в целом;

— образовательные учреждения всех типов и видов и структуры, обеспечивающие образовательный процесс и процесс управления и реализующие спектр образовательных программ;

— индивидуальные образовательные достижения обучающихся как показатель реализации образовательных программ, результатов работы образовательных учреждений и качества управления.

При реализации концепции развития системы управления качеством образования особое значение придаётся таким задачам, как внедрение процедур общественной и независимой оценки качества образования, обеспечение условий для внедрения в процесс управления образовательным учреждением процедур самообследования и самоанализа с привлечением всех участников образовательного процесса.

Особым направлением стало повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг, обобщение материалов, полученных в ходе мониторинговых исследований, аттестации педагогических кадров, аккредитации ОУ, подготовка ежегодного аналитического доклада о качестве общего образования муниципальной сети. В связи с этим приказом «Об организации работы по подготовке публичных докладов в образовательных учреждениях города Ноябрьска» определено ежегодное представление публичной отчётности о функционировании и развитии образовательной системы в городе как формы широкого информирования общественности субъектами образовательной сферы на муниципальном уровне и уровне образовательных учреждений.

С целью развития муниципальной системы оценки качества образования планом работы предусмотрено применение других оценочных процедур, для реализации которых подготовлены проекты документов:

— Положение о независимой оценке качества образования;

— Положение об оценке эффективности управления качеством в муниципальном образовательном учреждении.

Модель муниципальной системы оценки качества образования

Нормативное закрепление деятельности отражено в созданной модели управления и оценки качества образования на муниципальном уровне, разрабатываются модели для общеобразовательных учреждений.

Модель МСОКО включает процедуры, направленные на оценку качества основных процессов, достаточности основных составляющих ресурсного обеспечения, качества обеспечиваемых системой образования педагогических и социальных результатов, качества участников образовательного процесса, качества управления сетью образовательных учреждений и инновационными процессами.

Для реализации МСОКО используются процедуры, которые объединены в две группы:

— процедуры контроля: государственная (итоговая) аттестация выпускников и промежуточная аттестации обучающихся, контрольная деятельность, аттестация педагогических и руководящих работников;

— процедуры оценки качества образования: статистическое наблюдение за деятельностью образовательных учреждений, мониторинг качества образования, независимая оценка качества образования, рейтинг образовательных учреждений, портфолио муниципальной системы образования (образовательного учреждения), оценка и анализ управления качеством образования, самообследование образовательных учреждений по качеству образования.

Организация МСОКО предполагает активное использование всех существующих организационных структур, вместе с тем выделяются специфические звенья и должностные единицы, ориентируемые на целевые функции, специальные задачи, а также на формируемую модель организационной структуры РСОКО.

Данные структурные подразделения формируют единые концептуальные подходы к оценке качества образования, муниципальную нормативную правовую базу, координируют работу подведомственных структур, обеспечивающих разработку механизмов выявления социального заказа, критериальных показателей оценки качества образования, диагностику, оценку и мониторинг в сфере образования, обеспечивают реализацию процедур контроля и оценки качества образования, координируют работу образовательных учреждений, определяют состояние и тенденции развития, на основе которых принимаются управленческие решения по совершенствованию качества образования в муниципальной образовательной системе.

Второй уровень МСОКО представлен муниципальными образовательными учреждениями города Ноябрьска всех типов и видов. В образовательных учреждениях могут создаваться и функционировать службы (отдельные специалисты) по вопросам мониторинга и оценки качества образования: уполномоченные (координаторы) по качеству, группы по проведению самообследования по качеству, службы психологического сопровождения (по усмотрению образовательного учреждения).

На уровне МОУ обеспечивается управление качеством образования, разработка образовательных программ с учётом социального заказа. Образовательные учреждения разрабатывают методики оценки качества образования, принимают управленческие решения по результатам оценки качества образования на уровне ОУ.

Функционирование общественных городских объединений (муниципальный общественный совет по развитию системы образования города Ноябрьска, управляющие советы, городские методические объединения и т.п.) способствует реализации механизмов общественно-профессиональной экспертизы, гласности и коллегиальности при принятии стратегических решений в области оценки качества образования. Общественные городские объединения принимают участие в формировании информационных запросов основных показателей, характеризирующих состояние и динамику развития образовательного учреждения, муниципальной системы образования; принимают участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития образовательного учреждения.

Оценка качества образования осуществляется на основе системы показателей и параметров, отражающих основные аспекты качества образования (качество результатов, качество условий и качество процессов). Используемая для оценки качества образования система критериальных показателей сопоставима с федеральными и региональными аналогами.

Направления, характеризующие образовательную систему, по которым
сформирована номенклатура критериев, показателей, индикаторов

Качество управления образовательным процессом

Качество содержания образования

Качество образовательной социокультурной среды

Качество ресурсного обеспечения образовательного процесса

Качество управления развитием образовательной системы

Качество педагогических результатов образовательного процесса

Сочетание характеристик образовательной системы, критериальных показателей и индикаторов, выбор соответствующих оценочных процедур, определение источников получения информации и уровня оценки качества образования (региональный, муниципальный, институциональный), циклограмма сбора, обработки и анализа информации образуют систему управления качеством образования на муниципальном уровне.

Вышеперечисленные направления являются едиными основополагающими для системы управления качеством, параметрической модели, мониторинга качества образования, т.е. все процессы, включённые в систему управления, подлежат непрерывному наблюдению по заданным показателям и параметрам.

Объектами мониторинга являются:

— структурные элементы образовательных систем (ученик, педагог, класс, параллель, ОУ);

— компоненты образовательного учреждения (условия, организация, содержание образования, результаты);

— характеристики коммуникативных процессов (взаимоотношения учитель — ученик, ученик — ученик, учитель — администрация);

— другие процессы (процессы функционирования, развития, взаимодействия с социумом).

Функционирование МСОКО ориентирует руководителей органов управления образованием, в том числе руководителей образовательных учреждений, на использование результатов оценки качества образования при принятии управленческих решений.

Единая информационная система — муниципальный регистр качества образования

В настоящее время в муниципальной образовательной сети сложились следующие направления оценки качества:

— государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х, 11-х классов общеобразовательных учреждений, включая единый государственный экзамен и независимую итоговую аттестацию в новой форме;

— аккредитационное тестирование обучающихся;

— аккредитационная экспертиза образовательных учреждений;

— контрольная деятельность;

— муниципальный мониторинг уровня обученности на основе проведения диагностики образовательных достижений обучающихся;

— статистическое наблюдение и муниципальный мониторинг основных направлений, характеризующих образовательную систему;

— самообследование, самоанализ деятельности образовательных учреждений в рамках процедуры аккредитации и при подготовке публичного доклада;

— профессиональная аттестация педагогов;

— конкурсы профессионального мастерства;

— общественно-государственная экспертиза педагогической деятельности в рамках приоритетного национального проекта «Образование»;

— социологические исследования по различным аспектам образования в городе;

— внутришкольный контроль, направленный на определение уровня обученности и социально-психологического развития обучающихся.

Кроме выделенных направлений планируется применение других инновационных моделей оценки качества образования: рейтинговых технологий, портфолио муниципальной образовательной сети (образовательных учреждений), независимой экспертизы.

По каждому из направлений оценки качества образования формируются информационные потоки, которые становятся основой построения единой муниципальной информационной системы сбора и обработки информации. На основе объединения информационных баз данных по всем составляющим оценки качества образования создается единая информационная система — муниципальный регистр качества образования.

Задачи построения модели муниципального регистра качества образования:

1. Формирование системы показателей, индикаторов и измерителей для различных пользователей на всех уровнях (сопоставимых с показателями федерального и регионального уровней), позволяющей эффективно реализовывать основные цели и функции оценки качества образования и влиять на его развитие.

2. Сетевое распределение ответственности по оценке качества образования (проведение процедур, сбор статистической и дополнительной информации) на институциональном и муниципальном уровнях.

3. Создание базы данных для формирования информации в рамках регионального мониторинга качества образования.

4. Создание базы данных для формирования ежегодной публичной отчетности руководителей общеобразовательных учреждений и муниципальной системы образования.

В основу регистра положен перечень показателей и критериев качества образования, включающий информацию из всех информационных баз данных, поддерживаемых структурами и специалистами департамента образования администрации города Ноябрьска. На основе имеющихся информационных баз данных возможно провести оценку качества образовательного процесса и образовательных результатов. Регистр качества должен обеспечить интеграцию данных различных процедур оценки качества образования как на городском, так и на региональном уровнях, прозрачность оценки качества деятельности педагогов и образовательных учреждений. На базе информационной системы формируется портфолио образовательной сети (образовательных учреждений), портфолио педагога, портфолио ученика, публичные доклады, проводится процедура рейтинга образовательных учреждений. Установление форм ведомственной отчетности и статистики, макетов ежегодных аналитических докладов о состоянии и тенденциях, проблемах и перспективах качества образования в городе способствует обеспечению единства информационно-образовательного пространства.

Анализ состояния качества образования в сфере муниципального образования позволяет прогнозировать развитие образовательной системы в целом. Так, результаты анализа проведённых процедур контроля и оценки качества образования рассматриваются на заседаниях совета по формированию и функционированию муниципальной системы оценки качества образования, муниципального совета, методического совета, выносятся на совещания с руководителями образовательных учреждений и их заместителями.

Соотнесение информации с показателями и индикаторами, анализ и структурирование информации по уровням позволяют определить меру ее доступности для пользователей: для учащихся, родителей, работодателей, общественности, учреждений образования, департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа и Московской области (открытый доступ или регламентированный). Доступ информации обеспечивает программная оболочка системы «Сетевой город. Образование». Информация, доступная для широкого потребителя, формируется и в печатные сборники, бюллетени и пр.:

— информационно-аналитический бюллетень «Анализ деятельности департамента образования и общеобразовательных учреждений города Ноябрьска по организации и проведению единого государственного экзамена»;

— информационно-аналитический бюллетень «Результаты проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников общеобразовательных учреждений города Ноябрьска»;

— сборник нормативно-информационных документов «Проведение государственной (итоговой) аттестации выпускников IX, XI классов»;

— сборник «Основные показатели состояния и развития муниципальной образовательной сети города Ноябрьска»;

— сборник результатов социологических исследований:

• «Степень удовлетворенности организацией предпрофильной подготовки и профильного обучения»;

• «Запросы на оказание образовательных услуг»;

— публичный доклад департамента образования города Ноябрьска;

— сборники методических материалов из опыта работы общеобразовательных учреждений.

Таким образом, сегодня реализация муниципальной системы оценки качества образования позволяет обеспечивать управление информацией для принятия решений, планирования действий.

Вместе с тем есть вопросы и проблемы, над которыми надо работать. Намечены следующие мероприятия:

1. Обеспечение организационно-технологического сопровождения, разработки, отбора и коррекции контрольно-измерительных материалов для процедур оценки качества образования.

2. Выполнение корректировки системы показателей и индикаторов качества образования с учетом интеграции и оптимизации их применения для проведения мониторинговых исследований, статистических наблюдений и других оценочных процедур.

3. Обеспечение разработки и отбора эффективных методик для проведения процедур оценки качества образования, заявленных в плане мероприятий по развитию МСОКО.

4. Внедрение процедур независимой оценки качества образования, оценки эффективности управления качеством в муниципальном образовательном учреждении.

5. Продолжение работы по разработке программного обеспечения для сбора, хранения и статистической обработки информации о состоянии и динамике развития муниципальной системы образования.

6. Продолжение работы по формированию и развитию внутришкольных систем управления качеством образования.

7. Использование в деятельности образовательных учреждений и в педагогической практике результатов контрольно-оценочных процедур.

8. Проведение обучающих семинаров, практикумов по применению квалитативных методик оценки при проведении мониторинговых исследований, самообследования, других оценочных процедур в рамках методической работы.

Закончить хочу следующим. Муниципальная система оценки качества образования должна отвечать существующим на данный момент социальным запросам, вызовам современности. А мониторинг как инструмент должен применяться в нужном для управления месте и в нужное время.

Примерное положение о портфолио муниципального образовательного учреждения муниципального образования «город Ноябрьск»

Настоящее положение определяет цель, задачи, структуру, формы предъявления портфолио образовательного учреждения, а также критерии оценки достижений образовательного учреждения посредством портфолио. Данное положение примерное, на его основании муниципальные образовательные учреждения муниципального образования «Город Ноябрьск» разрабатывают положение о портфолио образовательного учреждения. Процедура самообследования образовательного учреждения по качеству образования в форме портфолио является добровольной.

1. Общие положения

1.1. Портфолио  — это комплект документов, представляющий совокупность сертифицированных или несертифицированных достижений образовательного учреждения. выполняющих роль накопительной оценки, которая является составляющей рейтинга образовательных учреждений города.

1.2. Портфолио является современной формой предъявления результативности деятельности образовательных учреждений профессиональному сообществу и гражданам, которая объективно информирует о реальном качестве работы муниципального образовательного учреждения (далее — МОУ), фиксирует динамику изменения качества образования в МОУ.

1.3. Портфолио вводится в целях повышения прозрачности и публичности всей системы образования муниципального образования город Ноябрьск.

1.4. Портфолио можно использовать в качестве одной из составляющих рейтинга образовательных учреждений.

1.5. Портфолио — предмет экспертизы экспертных комиссий, работающих в конкурсе образовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы.

1.6. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учениками, педагогическими работниками учреждения, творческими группами и коллективами в разнообразных видах деятельности — учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др., и является важнейшим элементом практико-ориентированного подхода к образованию.

2. Основные цели и задачи ведения портфолио муниципальным образовательным учреждением

2.1. Цель ведения портфолио образовательным учреждением — оценка деятельности учреждения, поиск резервов для повышения качества образования.

2.2. Задачи ведения портфолио:

— представление достижений конкретного МОУ, отвечающего задачам повышения качества и доступности образования;

— повышение активности ученического и педагогического коллективов;

— отслеживание прогресса в развитии образовательного учреждения, причём вне прямого сравнения с достижениями других учреждений;

— оценка уровня образовательных достижений обучающихся;

— оценка системы образования образовательного учреждения.

3. Структура портфолио

3.1. Титульный лист портфолио МОУ должен содержать информацию по следующим направлениям:

— Наименование образовательного учреждения (по уставу). Тип и вид образовательного учреждения.

— Организационно-правовая форма. Учредитель.

— Год основания.

— Юридический адрес (индекс).

— Телефон, факс, e-mail.

— Адрес сайта в Интернете.

— Фамилия, имя, отчество руководителя, должность.

— Банковские реквизиты: ИНН, БИК.

— Свидетельство о регистрации (номер, дата выдачи, кем выдано).

— Лицензии. Аккредитация.

— Структура образовательного учреждения.

— Формы ученического самоуправления.

3.2. Блок «Портфолио документов образовательного учреждения»

3.2.1. «Портфолио документов образовательного учреждения» — портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных и коллективных образовательных и творческих достижений обучающихся, педагогических работников, творческих групп и коллективов учреждения (грамоты, дипломы, сертификаты официально признанных на международном, федеральном, региональном, муниципальном уровне конкурсов, соревнований, олимпиад и т.п., документы об участии в грантах и т.п.).

3.2.2. «Портфолио документов МОУ» может содержать:

— инновационные программы;

— программы развития образовательного учреждения в соответствии с приоритетными направлениями развития образовательной системы Российской Федерации до 2010 года;

— материалы участия в экспериментальной и инновационной деятельности;

— публичные отчёты (аналитические доклады) за последние три года;

— документы, подтверждающие создание условий для сохранения здоровья обучающихся и обеспечения пожарной безопасности и условий охраны труда участников образовательного процесса.

3.3. Блок «Портфолио работ участников образовательного процесса»

3.3.1. «Портфолио работ участников образовательного процесса» представляет собой собрание различных творческих и проектных работ учеников, педагогических работников, творческих групп
и коллективов образовательного учреждения, а также описание основных форм и направлений учебной, творческой, научно-методической деятельности (участие в научных конференциях, конкурсах, учебных лагерях, прохождение различного рода практик, спортивных и художественных достижений и др.).

3.3.2. В этот раздел входят статьи, публикации, разработки педагогов учреждения. Данный раздел может оформляться в виде творческой книжки ученика, педагога, творческой группы или коллектива с приложением работ, представленных в виде текстов, электронных версий, фотографий, видеозаписей. Преимущества данного раздела в том, что он даёт широкое представление о динамике деятельности учреждения, направлениях работы, характере и направлениях инновационной деятельности.

3.3.3. Примерный вариант записей в портфолио работ:

— проектные работы (указывается тема проекта, даётся описание работы, возможно приложение в виде фотографий, текста работы в печатном или электронном варианте);

— исследовательские работы и рефераты (указываются изученные материалы, названия рефератов, количество страниц, иллюстраций и т.п.);

— техническое творчество: модели, макеты, приборы (указывается конкретная работа, даётся её краткое описание);

— работы по искусству (даётся перечень работ, фиксируется участие в выставках);

— другие формы творческой активности учащихся и педагогов учреждения: участие в школьном театре, оркестре, хоре (указываются продолжительность подобных занятий, участие в гастролях и концертах);

— элективные курсы и факультативы (делается запись о названии курса, востребованности его среди обучающихся);

— различные практики: языковая, социальная, трудовая, педагогическая (фиксируется вид практики, место проведения, продолжительность);

— участие участников образовательного процесса в олимпиадах и конкурсах (указываются вид мероприятия, фамилии учеников и учителей, достигнутые результаты);

— достижения в научных конференциях, учебных семинарах и лагерях (указываются тема мероприятия, название проводившей его организации, количество участников, форма участия, результаты); — спортивные достижения (делается запись о количестве участников в соревнованиях, количестве разрядников);

— другое.

3.3.4. Можно представить работы, проекты, исследования, которые выполнили учащиеся в ходе обучения на курсах по выбору или при обучении в учреждениях дополнительного образования, других учреждениях или выполнили самостоятельно, не получив за это подтверждающего документа. Могут быть представлены сертификаты обучения, конкурсов, соревнований и т.п., не имеющих «официального признания» на уровне федерации, региона, муниципалитета. Это могут быть корпоративные конкурсы и т.п. Можно представить изделия учеников, например модели, поделки, картины, стихи, музыкальные произведения собственного сочинения, фотографии, компьютерные программы и т.п.

3.4. Блок «Портфолио отзывов»

3.4.1. «Портфолио отзывов» включает в себя характеристики отношения учреждения со всеми участниками образовательного процесса и внешним социумом: отзывы, результаты анкетирования, результаты мониторинговых исследований, материалы внешней экспертизы деятельности образовательного учреждения и др., а также письменный анализ самого образовательного учреждения о своей деятельности и её результатах (публичный доклад). Портфолио может быть представлено в виде текстов заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем и пр.

3.4.2. Примерный перечень документов «Портфолио отзывов»:

— заключения о качестве выполненных работ;

— рецензии на статьи, опубликованные в СМИ;

— отзывы о работе учителей, творческих коллективов, о выступлениях на научно-практических конференциях;

— другое.

3.4.3. В «Портфолио отзывов» могут быть представлены отзывы на творческие работы, исследовательские и другие проекты, социальные практики, участие в конференциях и самых различных сферах приложения сил. Важной составляющей данного раздела является самооценка учреждения о качестве образования и собственной деятельности.

4. Формы предъявления портфолио

4.1. Портфолио МОУ может быть предъявлен как:

— портфель достижений образовательного учреждения — составная часть дела учреждения (на бумажном носителе);

— публичный доклад образовательного учреждения (на сайте образовательного учреждения);

— электронное портфолио образовательного учреждения (материалы выполнены в электронном виде).

5. Критерии оценки достижений образовательного учреждения посредством портфолио

5.1. Высокое качество результатов обучения и воспитания.

5.2. Эффективное использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в образовательном процессе.

5.3. Обеспечение доступности качественного образования (низкий по отношению к региональному процент обучающихся, не получивших в образовательном учреждении основное общее образование до достижения 15-летнего возраста; предоставление возможности получения образования в различных формах; реализация профильного обучения и др.).

5.4. Продуктивность реализации программы развития в образовательном учреждении (достижение целей программы развития образования в соответствии с установленными в ней показателями результативности) и её соответствие приоритетным направлениям развития образовательной системы.

5.5. Сочетание принципов единоначалия и самоуправления (демократичный характер принятия решений, эффективная деятельность органов самоуправления).

5.6. Создание условий для сохранения здоровья обучающихся.

5.7. Позитивное отношение родителей (законных представителей), выпускников и местного сообщества к образовательному учреждению.

5.8. Обеспечение условий пожарной безопасности и условий охраны труда участников образовательного процесса в образовательном учреждении.

5.9. Участие в муниципальных, региональных, федеральных и международных фестивалях, конкурсах, смотрах и т.п.

5.10. Создание условий для внеурочной деятельности обучающихся и организации дополнительного образования.

Возможные показатели по каждому критерию представлены в приложении к данному Положению.

Приложение к примерному положению о портфолио МОУ

Возможные показатели критериев оценки образовательных учреждении посредством портфолио.

Критерий

Возможные показатели

(в динамике последних трёх лет)

1.

Высокое качество результатов обучения и воспитания

1.1 Динамика качества результатов обучения и воспитания (желательно: формирование информационно-коммуникационной и социальной компетентности учащихся).

1.2. Сравнительные результаты достижений обучающихся
по инновационным программам.

1.3. Формирование готовности учащихся к продолжению образования после окончания школы.

1.4. Участие и результаты участия учащихся в окружных, городских, всероссийских конкурсах, олимпиадах, смотрах и т.д.

1.5. Количество и результативность участия учащихся в конкурсах, проектах социальной направленности.

1.6. Отсутствие правонарушений учащихся, подтверждённое справкой заверенной учредителем.

1.7. Традиции и уклад школьной жизни, позволяющие достигать новых образовательных результатов.

1.8. Доля обучающихся, получивших аттестаты с отличием.

1.9. Конкурентоспособность выпускников ОУ.

1.10. Количество выпускников, поступивших на бюджетные отделения вузов, в том числе по профилю ОУ

2.

Эффективное использование в образовательном процессе современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных

2.1. Использование современных педагогических технологий, позволяющих достигать новых образовательных результатов.

2.2. Количество педагогов, эффективно использующих современные педагогические технологии и обеспечивающих высокие результаты.

2.3. Количество педагогов, прошедших подготовку в области современных педагогических технологий, позволяющих достигать новых образовательных результатов; динамика этих показателей.

2.4. Использование информационных технологий в образовательном процессе; наличие и кол-во АРМ учителя; наличие АРМ библиотекаря; единая база данных по учреждению (по образовательному процессу, кадрам, МТО); наличие автоматизированной системы управления образовательным процессом; медиатека; оснащение (кол-во программ); организация использования цифровых ресурсов; уровень использования электронных журналов;

проектные и исследовательские методы обучения с использованием информационных технологий; подготовленность педагогического коллектива в области информационных технологий.

2.5. Количество учащихся на один компьютер

3.

Обеспечение доступности качественного образования

3.1. Количество (процент) учащихся, не получивших в учреждении основное общее образование до достижения 15-летнего возраста.

3.2. Прозрачность зачисления учащихся на все ступени образования.

3.3. Вариативность образовательных программ (содержание
и технология), форм освоения образовательных программ, преемственность программ.

3.4. Индивидуализация образовательного процесса.

3.5. Наличие профилей, подтверждённое учебным планом (копия), здоровьесберегающих программ для детей с проблемами здоровья, программ дополнительного образования.

3.6. Организация работы с детьми старшего дошкольного возраста, в том числе и на договорной основе с ДОУ (подтверждение копиями договоров).

3.7. Программа всеобуча.

3.8. Движение контингента учащихся, количество и причины выбытия учащихся (начальная, основная, старшая школа)

4.

Продуктивность реализации программы развития учреждения (достижение целей программы развития образования в соответствии с установленными в ней показателями результативности) и её соответствие приоритетным направлениям программы развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 года и комплексной программы развития системы образования ЯН АО на 2006–2010 годы, городской целевой программы «Развитие системы образования горда Ноябрьска до 2010 года»

4.1. В созданной модели учреждения определены цели, связанные с получением новых образовательных результатов.

4.2. Обоснованы приоритеты на основе социального заказа.

4.3. Заданы направления деятельности по достижению новых образовательных результатов.

4.4 Определены показатели достижения новых образовательных

результатов как один из критериев эффективности деятельности учреждения.

4.5. Вовлечённость педагогического коллектива, учащихся, родителей, общественности в разработку и реализацию Программы развития.

4.6. Разработан мониторинг деятельности учреждения по достижению новых образовательных результатов и отражена их динамика по заданным в программе показателям.

4.7. Приоритет технологий, позволяющих реализовать идеи компетентностного подхода.

4.8. Наличие программ дополнительного образования, позволяющих достигать новых образовательных результатов (единство принципов организации урочной и внеурочной деятельности)

5.

Сочетание принципов единоначалия и самоуправления (демократический характер принятия решений, эффективная деятельность органов самоуправления)

5.1. Наличие внутришкольных общественных, управленческих организаций и структур (подтверждается уставом учреждения, программой развития школы, положениями, приказами).

5.2. Финансовая самостоятельность.

5.3. Доступность и открытость информации о деятельности школы (форум на школьном сайте, школьная пресса, ежегодные отчёты администрации перед школьным сообществом, партнёрами, потребителями и заказчиками образовательных услуг в окружных
и районных СМИ, на кабельном ТВ).

5.4. Наличие практики выявления общественного мнения по наиболее важным вопросам школьной жизни

6.

Создание условий для сохранения здоровья учащихся. Отсутствие отрицательной динамики состояния здоровья обучающихся

6.1. Наличие данных о состоянии здоровья учащихся образовательного учреждения за три года: динамика по группам здоровья и по группам занятий физической культурой учащихся, динамика пропущенных уроков учащимися по болезни, динамика пропущенных уроков детей с хроническими заболеваниями.

6.2 Работа школы по снятию перегрузки учащихся (соответствие учебного плана СанПиН 2.4.2.1178-02, Москва, 2003; дозировка домашнего задания, организация учебного дня).

6.3 Наличие медицинского обслуживания

7.

Позитивное отношение родителей (законных представителей), выпускников и местного сообщества к образовательному учреждению

7.1. Положительные отзывы родителей выпускников и местного сообщества в СМИ, Интернете, благоприятные результаты социологических исследований, анкетирования, опросов (прикладываются копии данных материалов).

7.2. Активное участие родителей, выпускников и местного сообщества в школьной жизни

8.

Обеспечение условий безопасности участников образовательного процесса в учреждении

8.1. Состояние материально-технической базы, систем безопасности образовательного учреждения.

8.2. Кадровое и материально-техническое обеспечение предмета «ОБЖ» и практические мероприятия по формированию навыков поведения учащихся в экстремальных условиях.

8.3. Травматизм учащихся во время пребывания в школе.

8.4. Общее число чрезвычайных ситуаций в школе.

8.5. Наличие предписаний со стороны органов пожарной безопасности, охраны труда и СЭС

9.

Участие педагогов в муниципальных, региональных и федеральных фестивалях, конкурсах, смотрах, олимпиадах и т.п.

9.1. Доля участия учреждений и педагогов в конкурсах различного уровня

10.

Создание условий для внеурочной деятельности обучающихся и организации дополнительного образования

10.1. Организация внеурочной деятельности в образовательном учреждении (подтверждается учебным планом дополнительного образования): указываются направления и количество программ дополнительного образования и физкультурно-спортивной работы
с указанием возраста обучающихся по каждому направлению; указываются объединения дополнительного образования и физкультурно-спортивной работы, их количество, результативность работы.

10.2. Количество бесплатных и платных кружков, секций.

Приложения к статье размещены в Клубе подписчиков на сайте журнала и содержат образцы локальных актов города Ноябрьска:

1. Положение о муниципальной системе оценки качества образования МО «Город Ноябрьск».

2. Положение о мониторинге в сфере образования МО «Город Ноябрьск».

3. Положение о статистическом наблюдении за системой образования в МО «Город Ноябрьск».

4. Положение о рейтинге образовательных учреждений муниципального образования «Город Ноябрьск».

5. Положение о социологических исследованиях в сфере образования.

© Журнал руководителя управления образованием № 5, 2011.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. создание школьной системы оценки качества образования

    Рассказ
    ... . Основнымизадачами школьной системыоценкикачестваобразования в школе являются: формирование системы аналитических показателей, позволяющей эффективно реализовывать основные цели оценкикачестваобразования; оценка ...
  2. Положение о системе оценки качества образования

    Документ
    ... . 2. Основные цели, задачи и принципы функционирования системыоценкикачестваобразованиямуниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №1: 2.1. Целями системыоценкикачестваобразования школы ...
  3. Положение о системе оценки качества образования в муниципальном общеобразовательном учреждении мало-вяземской средней общеобразовательной школе 1 общие положения

    Документ
    ... запросов основных пользователей системыоценкикачестваобразования образовательного учреждения. обеспечивает предоставление информации о качествеобразования на муниципальный и региональный уровни системыоценкикачестваобразования ...
  4. Положение о школьной системе оценки качества образования города липецка

    Документ
    ... о качествеобразования в школе для муниципальнойсистемыоценкикачестваобразования (МСОКО), региональной системыоценкикачестваобразования (РСОКО), федеральной системыоценкикачестваобразования (КПМО). 4.2. Оценкакачестваобразования в школе ...
  5. Положение о системе оценки качества образования

    Документ
    ... запросов основных пользователей системыоценкикачестваобразования образовательного учреждения; обеспечивает предоставление информации о качествеобразования на муниципальный и региональный уровни системыоценкикачестваобразования ...

Другие похожие документы..