Главная > Документ


Сборник материалов, об опыте информатизации образовательных учреждений, ведущих заочную работу со школьниками

1 . Применение информационных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий в практике работы образовательных учреждений ведущих заочную работу со школьниками 1

2. Учебные дистанционные курсы, разработанные образовательными учреждениями ведущими заочную работу со школьниками 51

Аннотация 51

С чего все началось? 51

Кому это надо? 51

Что включено в курс? 52

Как организованы материалы курса? 52

Раздел 1. Объекты и процессы: неформальное введение 52

Раздел 2. Алгоритмика 53

Раздел 3. Прикладные задачи 53

Раздел 4. Искусство программирования 53

Раздел 5. Олимпиадные задачи 53

Раздел 6. Информационная лингвистика 53

Раздел 7. Практическая информатика 53

Как пользоваться материалами? 54

Как проверять решения? 55

Начнем с простого! 55

3. Образовательные учреждения, ведущие заочную работу со школьниками и профильное обучения 78

1 . Применение информационных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий в практике работы образовательных учреждений ведущих заочную работу со школьниками

«Малая компьютерная академия» ВГУЭС как модель использования информационных технологий в образовательной практике школы

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса

Л.А. Кравчук

«Малая компьютерная академия» была создана в 1997 году как совместный образовательный проект Института информатики, инноваций и бизнес-систем Владивостокского государственного института экономики и сервиса и Департамента образования и науки Приморского края с целью привлечения школьников края к освоению современных информационных технологий и создания условий для реализации ими своих интеллектуальных своих способностей и потребностей.

Сегодня деятельность школы направлена на повышение компетентности не только школьников, но и педагогов в области информационных технологий и цифровых учебных материалов нового поколения.

Комплекс образовательных услуг, предоставляемых очно-заочной школой «Малая компьютерная академия» в рамках проекта «Информатизация системы образования» (ИСО), базируется на средствах обмена учебной информацией с использованием сети Интернет, позволяющей успешно решать многие проблемы дистанционного обучения. Приоритетными видами деятельности школы являются: разработка 15 учебно-методических комплексов (15) и учебных пособий (6), создание пяти презентационных курсов, проведение научно-методических и сетевых семинаров, Интернет - олимпиад по русскому и английскому языку, математике (информатике), интернет-проектов, информационное сопровождение деятельности школы, создание и поддержка образовательного портала.

Основные принципы, заложенные в основе деятельности «Малой компьютерной академии», - это доступность, качество и эффективность получаемого образования; интерактивность посредством использования форума, электронной почты; гибкость процесса обучения (индивидуальный темп обучения); методическое сопровождение процесса обучения (консультации, корректировка учебного плана). Как видим, данные принципы представляют собой «системное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного учебного процесса» (1), который заключается в определённой «этапности»: получение информации, практические занятия, творческая деятельность обучаемого, выполнение контрольных работ. Образовательный процесс по данной технологии организован в информационно-технологической среде, в которой размещены разработанные преподавателями ВГУЭС электронные ресурсы: «Информатика», «Программирование на языке С», «Программирование на языке С++», «Программирование на языке Paсkal. Среда программирования Delphi», «Компьютерная графика», «Электроника», «Введение в Интернет», «Технология создания сайтов», «Математика», «Физика», «Обществознание», «Английский язык», «Психология личности», «Технология карьеры».

В «Библиотеке» школы представлены электронные учебные пособия и презентации курсов по «Электронике», «Математике», «Физике», «Обществознанию», «Английскому языку», «Технологии карьеры». Основой построения системы управления учебными материалами служит образовательный продукт компании Microsoft Class Server. Для проведения учебных занятий с виртуальными учениками школа располагает дисплейным классом с установленным стационарным оборудованием, полученным в рамках гранта НФПК по программе «Развитие учебных заведений, ведущих заочную учебную работу со школьниками».

Небольшой опыт дистанционной деятельности школы ставит ряд определённых проблем и задач, требующих новых приёмов мотивации удалённых учеников, особых методик проведения дистанционных занятий, подходов к организации такого обучения. Тем не менее, дистанционная педагогика позволяет сохранить учебный процесс целостным и эффективным и имеет ряд преимуществ, как для самого школьника, так и для педагога и родителей.

Для школьника - повышение уровня образованности, формирование универсальных умений в условиях Интернет - обучения: планирование деятельности, работа с информацией, работа на конечный результат, самоанализ, осуществление выбора и принятие ответственных решений, организация досуга с целью осуществления индивидуально полезной деятельности.

Для педагога - популяризация инновационной технологии обучения, совершенствование профессионального мастерства, обеспечение интерактивной системы обратной связи между участниками образовательного процесса, формирование виртуальных сообществ педагогов, учеников и родителей, представителей общественности различных регионов РФ.

Для педагогов-партнёров - развитие российской информационно - образовательной среды как системы, обеспечивающей непрерывность образования на базе взаимосвязанных образовательных ресурсов.

Для родителей - выполнение социального заказа в сообществе с ребёнком путём осуществления консультационной и информационной поддержки. Для них изданы буклеты, выпущен фильм.

Как видим, сетевое обучение отвечает новой образовательной парадигме: во главу угла поставлен обучающийся, где в процессе обучения задействован весь потенциал его активности - от уровня восприятия до уровня социальной активности по принятию совместных решений. Процесс обучения индивидуализируется, так как речь идёт о производстве образовательной услуги гораздо более высокого качества. Здесь нет «учителя с большой буквы», обучающийся сам является «владельцем» ситуации, он «единственный и главный элемент опеки электронного наставника» (2). В ходе взаимодействия каждый решает конкретную дидактическую проблему, используя для этого свои знания, умения и навыки, развивая интеллектуальную, волевую, эмоциональную сферы.

Сегодня можно говорить о том, что дистанционное обучение способно удовлетворить дополнительные образовательные потребности школьника, что обучающийся – это успешный ученик, потому что предлагаемая технология обучения стимулирует процесс самообразования и повышает мотивацию обучения. Наличие личностно-значимой деятельности позволяет школьнику быть участником курсов, олимпиад, проектов.

Дистанционный курс способствует более системному изучению определённого предмета. Задача телекоммуникационных технологий – усилить личностную ориентацию обучения, учесть индивидуальные особенности школьников, уровень их общеобразовательной подготовки, предоставить выбор в темпах обучения. Апробация дистанционных курсов показала, что, выбирая курс, школьник ставит перед собой определённую цель, оценивает сложность курса (наполнение контента), описывает трудности, с которыми сталкивается при его изучении, отслеживает темп обучения, ставит себе оценку по итогам пройденного материала. Важно отметить, что школьники и педагоги, прошедшие апробацию (общее количество составило 176 человек), находят себе сторонников в данной технологии обучения и количество их возрастает.

Интернет-олимпиада – это возможность кратковременного творчества, максимальной фантазии и предметных способностей. Если в 2007 году в трёх олимпиадах по русскому и английскому языку, математике приняло участие всего 79 школьников, то сейчас только прошедших регистрацию составляет 724 человека (русский и английский язык, информатика). Время Большого Соревнования сегодня пришло в школы Приморья, Камчатки, Сахалина, Магаданской области и других регионов проекта (Красноярск, Новосибирск, Ставрополь…).

Проект – увлекательная и эффективная форма занятий, так как объединяет творчество и систематичность, даёт возможность создать содержательно интересующую школьника тему. Региональный конкурс интернет-проектов («Малая компьютерная академия ВГУЭС – трамплин в будущее», «Компьютерная фирма», «Базовые алгоритмы программирования и структуры данных», «Применение информационных технологий в отраслях, на производстве и в жизни», «Я – глава города (муниципального образования)», «Компьютерная мультипликация»), показал, что школьники вместе с педагогами готовы создавать образовательные продукты и с успехом защищать их. Участниками конкурса стали 20 старшеклассников из 9 территорий Приморского края, Амурской области. Поражает возраст участников: от 9 до 16 лет, 3 – 11 класс. Хочется отметить, что проектная форма организации базового учебного процесса сегодня существует не во всех школах, но тенденция к её распространению есть. Эвристическая образовательная ситуация – создание своей деятельности – самое важное для школьника, поэтому ребята представляли сложные и необычные работы, лучшие из которых размещены на портале школыit.vvsu.ru/portal), на котором отображается вся её деятельность.

Повышение квалификации педагогических работников побуждает находить сегодня иные формы, и, прежде всего, в использовании сети Интернет. Необходимость системы дистантного повышения квалификации обусловлена преимуществами перед очной: информационные, коммуникационные, педагогические, экономические, эргономические, коммерческие. Система дистантного повышения квалификации не ограничена специализацией слушателей. Сегодня в рамках школы повышают квалификацию учителя, методисты, представители администрация школ, являясь активными участниками научно-практических и сетевых семинаров. Первыми участниками сетевого семинара «Технология создания сайтов» (май-июнь 2007года) были исключительно педагоги г. Владивостока (18 человек). Сейчас в сетевом семинаре «Внедрение информационных и образовательных ресурсов в школе на базе сетевых технологий и Интернет» участвуют учителя Приморского края, регионов проекта ИСО.

К сожалению, педагоги школ ещё не являются активными Интернет-пользователями, поэтому остро стоит вопрос о подготовке собственно дистанционных педагогов, тех, кто в последствии намерен самостоятельно организовать и вести дистанционные курсы.

Руководители очно-заочной школы частые гости семинаров в муниципальных органах образования края (гг.Арсеньев, Уссурийск, Большой Камень, Дальнегорск, Фокино, п.п. Анучино, Кавалерово, Пластун, Чугуевка, Шкотово, Яковлевка и др.) и региона (Петропавловск- Камчатский). Интерес к информационным технологиям огромен, так как школа может быть использована как ресурсный центр, предоставляя возможность учащимся и педагогам использовать образовательные программы на принципах открытого образования, поскольку развитие современной педагогики обусловлено переходом к информационному обществу и потребностью общества в гибких, адаптивных системах образования. Объединение педагогических и информационных технологий в образовании, развитие компьютерных средств и сетей телекоммуникации дают возможность построения качественно новой информационно-образовательной среды как основы для развития и совершенствования системы образования.

Останавливаясь на деятельности школы, мы хотели подчеркнуть, что образовательное пространства «Малой компьютерной академии» представляет собой единую систему дистанционного обучения, в которой обучающимся действительно обеспечивается индивидуально-ориентированное образование.

Литература

1. Горский В.А., Ходунова Л.Н. Систематизация педагогических технологий, используемых в дополнительном образовании. Дополнительное образование. - №3, 2003, с.21.

2. Лукашенко М.А. Высшее учебное заведение на рынке образовательных услуг: актуальные проблемы управления. - М.: Маркет ДС, 2003, с.215.

Заочная физико-математическая школа ТГУ в системе дистанционного образования 1

Томский государственный университет

В.П. Демкин, Г.В. Можаева, В.С. Заседатель, В.Ф. Нявро, А.А. Степаненко

Томский государственный университет

В условиях модернизации системы российского образования одним из важнейших механизмов модернизации становится внедрение информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс. Это связано не только с развитием техники и технологий, но и, прежде всего, с переменами, которые вызваны развитием информационного общества, в котором основной ценностью становится информация и умение работать с ней. Соответственно, одной из главных задач современной системы образования является разработка проектов и программ, способствующих формированию человека современного общества. Поэтому основной целью педагогических коллективов является создание условий для выявления и развития способностей каждого ребенка, формирования личности, имеющей прочные базовые знания и способной адаптироваться к условиям современной жизни [1]. Индивидуализацию обучения, внедрение предпрофильного и профильного обучения следует рассматривать как важные средства достижения поставленной цели. Такое обучение за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса позволит более полно учитывать интересы и способности учащихся, которые получат возможность знакомства с учебными заведениями региона для дальнейшего профессионального определения.

Решить эти задачи способны образовательные учреждения, имеющие серьезную учебно-методическую, кадровую и материально-техническую базу, значительный опыт работы в сфере дополнительного образования школьников и их профессиональной ориентации.

Примером является заочная физико-математическая школа (ЗФМШ) Томского государственного университета (ТГУ), основная цель деятельности которой заключается в оказании участникам образовательного процесса доступных, качественных и эффективных образовательных услуг, в том числе на основе дистанционных образовательных технологий и электронных учебно-методических ресурсов, в углублении профилизации образования, расширении доступа граждан к образовательным услугам, развитии академической мобильности образования, привлечении талантливой молодежи в Томский государственный университет.

Программа ЗФМШ ТГУ строится на углублении и расширении школьной программы по физике, математике, информатике и рассчитана на четырех- и трехлетнее обучение школьников старшей ступени. С содержанием учебных программ (все программы рассчитаны в среднем на 72 академических часа и составлены с учетом требований, предъявляемых к проведению единого государственного экзамена) и условиями обучения можно познакомиться на сайте Института дистанционного образования ТГУ, который осуществляет технологическую и методическую поддержку школы – /edu_add_1.php и сайте школы – /schools/physmat/

Реализация программ дополнительного образования школьников в ЗФМШ ТГУ осуществляется на базе районных ресурсных центров (РРЦ), созданных в учреждениях общего образования в районных центрах и крупных населенных пунктах Томской области, а также в филиалах и представительствах ТГУ с использованием информационно-телекоммуникационных, в том числе спутниковых технологий. Все учебные площадки имеют выделенный наземный или спутниковый канал Интернет.

Аудитория ЗФМШ ТГУ представлена учащимися 8-11-х классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, ориентированных на изучение дисциплин физико-математического направления. Необходимо отметить, что география центров, вовлеченных в учебный процесс, расширяется от года к году (рис.1).

В настоящее время в ЗФМШ ТГУ проходят обучение учебные группы, распределенные территориально и объединяющие учащихся различных учебных заведений по выбранным профилям из различных регионов – Томская область (22 центра), Республика Саха (Якутия) (2 центра), Приморский и Краснодарский края, Омская и Кемеровская области и другие регионы России. Обучение распределенных по интересам групп учащихся, а также учащихся удаленных от образовательных центров школ дает возможность выбрать предметы предпрофильного и профильного обучения, учесть интеллектуальные способности и образовательные потребности старшеклассников [2].

Рисунок 1. География учащихся ЗФМШ ТГУ в 2007-2008 учебном году

В 2006-2007 учебном году в целях расширения доступа к образовательным ресурсам и программам учащихся отдаленных, труднодоступных и малокомплектных школ республики Якутия (Саха), ресурсные центры (представительства ТГУ) г. Олекминска и п. Нижний Куранах были оснащены приемно-передающими станциями спутниковой связи, работающими через Межрегиональный телепорт Томского государственного университета. Это позволило организовать проведение учебных занятий с применением самых современных технологий – на основе спутникового вещания и видеоконференцсвязи в режимах on- и off-line.

Процесс обучения в ЗФМШ ТГУ отличает высокий методический и технологический уровень. Обучение организовано таким образом, что освоение содержания предмета через разные организационные формы (лекция, семинар, практическое занятие, чат-консультация, форум) влечет за собой развитие целого комплекса ученических компетенций: от ценностно-смысловых и учебно-познавательных до информационных и коммуникативных. Положительными результатами обучения можно считать не только дополнительную подготовку учащихся по избранному предмету, но и формирование навыков использования ими различных технологий дистанционного обучения, работы с электронными образовательными ресурсами, развитие навыков самоорганизации и самообразования, навыков исследовательской работы.

При организации занятий используется автоматизированная система сопровождения и управления учебным процессом «Электронный университет», разработанная в Институте дистанционного образования ТГУ и размещенная по адресу: /.С помощью данной системы обучающимся доступны учебные планы, рабочие программы курсов, расписание занятий, учебные и контрольно-измерительные материалы по курсам, электронная доска объявлений, телеконференции.

Успешное технологическое и техническое обеспечение информатизации образования позволило ЗФМШ перейти к качественному изменению организации учебного процесса, использованию новейших информационно-телекоммуникационных технологий (ИКТ). Теперь ЗФМШ, как и другие заочные школы ТГУ, не только осуществляет традиционные образовательные программы для школьников, но и активно участвует в эксперименте по внедрению профильного обучения в Томской области, в организации ЕГЭ с применением спутниковых технологий и систем видеонаблюдения, оказывает консультационную поддержку педагогам и администрациям школ в развитии информационных образовательных технологий, организует сетевые олимпиады и конкурсы для школьников и педагогов, проводит повышение квалификации школьных учителей, работу по системе «коллективный ученик».

Мощным стимулом для внедрения ИКТ как основы деятельности ЗФМШ ТГУ стало выполнение проекта развития заочной физико-математической школы Томского государственного университета, ведущей заочную работу со школьниками, поддержанного Национальным фондом подготовки кадров в рамках проекта «Информатизация системы образования» (договор № ELSP/B3/Gr/001/02-05). Этот проект является комплексным, поскольку в целом направлен на развитие системы непрерывного открытого образования, предполагающей создание равных условий для получения образования для всех граждан Российской Федерации, на выявление в сельской местности одаренной молодежи, формирование у нее научных интересов, обучение навыкам научно-исследовательской деятельности.

В основу деятельности заочной школы положена разработанная в Институте дистанционного образования ТГУ концепция открытой профильной школы (ОПШ), а приоритетным направлением в технологическом развитии стало применение информационно-телекоммуникационных, в том числе спутниковых технологий [3]. Обучение в ЗФМШ строится на сетевой модели, которая обладает рядом преимуществ по сравнению с другими моделями обучения. Сетевая модель создает условия для качественного образования учащихся отдаленных школ; расширяет коммуникативную среду учащихся; создает условия для реализации сетевых проектов; усиливает мотивацию учащихся и повышает интерес к изучению предметов; вовлекает в учебный процесс наиболее опытных педагогов из других образовательных учреждений региона.

Сетевая модель организации программ дистанционного обучения школьников позволяет расширить научно-образовательное пространство для учащихся, выбор образовательных технологий, создать сетевое коммуникационное пространство для учителей сельских школ, что равносильно постоянному повышению квалификации. Использование различных педагогических и информационных технологий позволяет осуществить на практике гибкое сочетание самостоятельной познавательной деятельности учащихся с различными источниками информации, групповую работу учащихся и оперативное и систематическое взаимодействие с учителем, находящимся в другом населенном пункте.

Дистанционное обучение по программам дополнительного образования школьников возможно как индивидуальное, так и групповое. Индивидуальное обучение осуществляется по индивидуальному расписанию занятий с использованием разнообразных форм и технологий организации учебного процесса. При этом основным преимуществом обучения с использованием информационных технологий является возможность создания индивидуальной образовательной траектории, максимальная индивидуализация учебного процесса, что является необходимым условием успеха при работе с одаренными детьми. По индивидуальному плану в рамках заочной физико-математической школы ежегодно проходят обучение школьники 9-10-х классов из различных субъектов Федерации (Кемеровская и Омская области, Приморский и Краснодарский края, Республика Якутия и др.).

Применение сетевой модели обучения в открытых профильных школах предполагает изменение организации учебного процесса, увеличение доли самостоятельной работы учащихся, основу которой составляет работа с электронными образовательными ресурсами, и изменение роли учителя, использующего при проведении занятий современные образовательные и информационные технологии.

В ходе выполнения проекта по развитию заочной физико-математической школы ТГУ, ведущей заочную работу со школьниками, разработан полный комплект электронных образовательных ресурсов для ЗФМШ ТГУ, который включает:

  • 6 элективных учебных курсов для профильного и предпрофильного обучения: «История физики», «Современные проблемы физики», «Астрономия», «Гуманитарные проблемы информатики», «Встречи с известными учеными в области физики, математиками и информатики», «Современные проблемы математики»;

  • 4 учебно-методических комплекса по основным разделам физики:
    «Механика», «Молекулярная физика», «Электричество и магнетизм», «Оптика»;

  • ряд электронных ресурсов, материалы которых дополняют учебно-методические комплексы универсальными справочными материалами, анимационными моделями и др.: «Электронный справочник по физическим величинам», мультимедиакурс «Моделирование сложных физических процессов», сборник «Качественные задачи по физике», компьютерный лабораторный практикум по физике, демонстрационные эксперименты (видеофильмы) по основным разделам физики,

  • комплект видеолекций для спутникового вещания по математике и информатике.

Сетевая модель обучения и дистанционные технологии позволяют также использовать в учебном процессе школы удаленные ресурсы университета (вычислительные, имитационные модели, виртуальные лаборатории, лабораторные комплексы удаленного доступа, демонстрационные эксперименты в режиме on-line и т.п.).

Особенности учебно-методического обеспечения образовательных программ ЗФМШ ТГУ определяются спецификой преподавания физико-математических дисциплин, которая связана с формализованным представлением содержания знаний и большой долей учебного практикума, имеющего целью не только развитие навыков решения задач и выполнение лабораторных работ, но и формирование комплекса профессиональных знаний, умений и навыков [4].



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Выпуск 5 опыт информатизации образовательных учреждений ведущих заочную работу со школьниками накопленный в ходе реализации программы elsp/в3/gr/001

    Программа
    Выпуск 5 Опыт информатизацииобразовательныхучреждений, ведущихзаочнуюработусошкольниками, накопленный в ходе реализации программы ELSP/В3/Gr/001 Информатизация современного ...
  2. Выпуск 5 опыт информатизации образовательных учреждений ведущих заочную работу со школьниками накопленный в ходе реализации программы elsp/в3/gr/001

    Программа
    Выпуск 5 Опыт информатизацииобразовательныхучреждений, ведущихзаочнуюработусошкольниками, накопленный в ходе реализации программы ELSP/В3/Gr/001 Информатизация современного ...
  3. 1 4 анализ и систематизация материалов об опыте формирования системы менеджмента качества образования и подготовки специалистов по управлению качеством образования к отчету

    Отчет
    ... материаловобопыте ... со студентами, выпуск специалистов, взаимодействие с заинтересованными сторонами), сборники ... работ и др. Подготовлено и опубликовано методическое пособие по курсу - "Менеджмент качества в образовательныхучреждениях: Материалы ...
  4. Образовательные сайты и проекты сетевые сообщества педагогов

    Документ
    ... «Вопросы информатизации образования» / ... материалы, которые учителя смогут творчески использовать в своей работесошкольниками ... Материалы негосударственного образовательногоучреждения дополнительного ... Из опытаработы. Из ... команда ведущих ... сборников ...
  5. Образовательные сайты и проекты сетевые сообщества педагогов

    Документ
    ... «Вопросы информатизации образования» / ... материалы, которые учителя смогут творчески использовать в своей работесошкольниками ... Материалы негосударственного образовательногоучреждения дополнительного ... Из опытаработы. Из ... команда ведущих ... сборников ...

Другие похожие документы..