textarchive.ru

Главная > Отчет


Исследование основывается на материалах массового анкетного опроса калмыков в РК, целью которого было выявление степени владения родным языком у титульного населения республики. Опрос проводился в г. Элисте и восьми районах республики: Лаганском районе (г. Лагань, п. Северный), Яшкульском районе (п. Яшкуль), Октябрьском районе (п. Большой Царын), Малодербетовском районе (с. Унгун Терячи), Кетченеровском районе (п. Кетченеры, п. Тугтун), Юстинском районе (п. Цаган Аман, п.Татал), Ики-Бурульском районе (с. Оргакины), Приютненском районе (с. Приютное, с. Вознесеновка).

По мнению авторов работы, современная языковая ситуация в Калмыкии позволяет говорить о сохранении процесса языковой аккультурации. В то же время, как показали результаты проведенного исследования, среди многих калмыков сохраняется потребность в родном языке, поэтому они зачастую завышают свою компетенцию в области знания калмыцкого языка. Об этом свидетельствуют также данные всероссийской переписи, проведенной в 2002 году. По ее итогам, 91,8% опрошенных в республике указали, что владеют калмыцким. Эти данные, безусловно, завышены: к сожалению, действительность не соответствует этим выводам.

Развитие процесса языковой аккультурации, заложенного в годы советской власти, обусловлено многими причинами, среди которых важное место занимают выведение из общественной сферы потребности в двуязычии и перевод (этнического) калмыцкого языка лишь в сферу быта и семейных отношений. Другой важный фактор продолжения процесса языковой аккультурации – это отсутствие социальной нормы владения двумя государственными языками республики. В работе содержатся рекомендации, разработанные по итогам социологического исследования.

4. Очирова Н.Г. Постсоветская Калмыкия: традиции и модернизация. Элиста: КИГИ РАН, 2011. 360 с. – 20 у.п.л.

В монографии на основе широкого круга источников исследуются процессы модернизации в Республике Калмыкия в контексте кардинальных реформ в Российской Федерации С конца 80-х годов XX века в Калмыкии, как и во всей России, началось глубокое обновление общества. В многонациональной республике остро стоял ряд проблем, связанных с модернизацией общества. Одновременно происходили процессы возрождения традиционной культуры, национального образования, системы высшей школы и науки. Важнейшей составной частью этих процессов стали трансформации в социальной и этнической структурах республики, рост этнокультурных инициатив, этническая мобилизация калмыков.

В работе подвергнуты анализу трансформационные процессы, происходившие на протяжении двух последних десятилетий в Калмыкии. Особое внимание уделено проблемам социально-экономического развития республики, в том числе развития новых социальных институтов, становления многопартийной системы, межнациональных отношений и др.

Показано, что многонациональный состав Республики Калмыкия сложился в результате как естественных, так и искусственных (плановых) миграционных процессов, происходивших на протяжении всего XX века; на постсоветском этапе происходит дальнейшее изменение в структуре народонаселения Калмыкии.

Автор приходит к выводу, что модернизационные процессы, происходящие в целом в России, активно влияют на динамику социально-экономического и культурного развития республики. Но основные векторы развития коррелируются с традициями региона. Большое внимание уделено вопросам этнокультурного развития калмыцкого народа на рубеже XX – XXI вв., в том числе возрождению традиционной для калмыков конфессии – буддизма.

5. Омакаева Э.У. Типология моделеобразующих членов предложения в калмыцком и монгольском языках в свете глагольно-актантной теории: Монография. Улан-Батор: «Найман од» ХХК, 2011. − 240 с. – 15,0 у.п.л.

Монография посвящена исследованию узловых проблем, связанных с осмыслением теоретического статуса членов предложения (ЧП) и предложения в целом, направленным на преодоление понимания ЧП как чисто реляционных сущностей, лишённых семантического содержания, и разработке методики модельного описания базового компонента синтаксиса как системы ядерных глагольных конструкций.

В работе применен вербоцентрический актантный подход к синтаксическому описанию двух близкородственных монгольских языков, апробированный на разнообразном текстовом материале, в частности на текстах, принадлежащих разным стилям и жанрам: художественному (проза), фольклорному (эпос, сказки, паремии и др.), газетно-публицистическому, молитвенному. Указанная проблема весьма актуальна для синтаксиса не только монгольских и, шире, алтайских языков: теоретико-типологические аспекты решения вопроса носят и общелингвистический характер.

Монография представляет собой первый опыт семантической интерпретации синтаксиса монгольских языков. Впервые на материале современных монгольского и калмыцкого языков комплексно описываются основные синтактико-семантические классы глаголов и типы образуемых ими синтаксических предикативных глагольно-актантных конструкций. Синтаксис и семантика глагола исследуются в его функционировании в предложении-высказывании и тексте как в аспекте внутренней структуры последних (члены предложения-синтаксемы и компоненты текста), так и с точки зрения внешних связей. Большое внимание уделяется межуровневому и межкомпонентному взаимодействию, в частности соотношению синтаксиса и семантики, морфологии и синтаксиса, лексики и грамматики в монгольских языках.

6.Сусеева Д.А. Грамматический строй калмыцкого языка XVIII в.: морфонология и морфология (на материале писем калмыцких ханов и их современников. / отв. редакторы А.В. Дыбо, Э.У. Омакаева. Элиста: КИГИ РАН, 2011. – 240 с. – 15,0 у.п.л.

Монография представляет собой описание одного из синхронных срезов исторического развития калмыцкого языка, впервые знакомя читателя с грамматической системой калмыцкого языка XVIII века. Работа посвящена комплексному описанию делового языка эпохи начального этапа формирования калмыцкой народности и Калмыцкого ханства в составе Российского государства, оказавшего огромное влияние на системную организацию и функционирование современного калмыцкого языка и определившего его будущее. В книге освещены вопросы морфонологии и морфологии, а также графики и орфографии, фонетики и фонологии, морфемики и морфотактики, словообразования и лексикологиикалмыцкого языка XVIII века.

Материалом для исследования послужили около 2000 уникальных писем калмыцких ханов XVIII в. и их современников, написанных на старокалмыцкой письменности «тодо бичиг» («ясное письмо») в адрес русской администрации. Важнейшим достоинством этих документов является то, что они, во-первых, являются подлинниками; во-вторых, в письмах приводятся факты и называются события, которые имели место на момент их написания; в-третьих, эти письма в совокупности являются на сегодняшний день единственным источником на калмыцком языке, отражающим по дням, месяцам и годам события и факты в общественно-политической, хозяйственной и культурной жизни калмыцкого народа эпохи создания Калмыцкого ханства в составе Российского государства; в-четвертых, эти письма являются единственным свидетельством того, каким был живой калмыцкий язык XVIII века в одной из своих двух форм – письменной. Эти письменные памятники, хранящиеся в Национальном архиве Республики Калмыкия, до настоящего времени не были еще предметом лингвистического анализа.

Исследование можно рассматривать как первую работу в области исторической грамматики калмыцкого языка, работа над которой предстоит монголистам.

В приложении к книге помещены образцы писем калмыцких ханов
XVIII века и их современников.

7.Надбитова И.С. Сюжеты, образы и стилевые традиции калмыцких волшебных сказок. / Отв. ред. В.Л. Кляус. Элиста: ЗАОр «НПП Джангар», 2011. – 260 с. – 15, 1 у. п.л.

В монографии исследованы вопросы поэтики калмыцких волшебных сказок в сравнительно-типологическом аспекте, проведен анализ сюжетного репертуара, выявлены основные образы, рассмотрены особенности формульной стереотипии.

Материалом для исследования послужили сборники калмыцких сказок, а также тексты, хранящиеся в Научном архиве Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН, полевые записи. При рассмотрении вопроса о взаимодействии и сосуществовании сказочного и эпического жанров использованы тексты калмыцкого героического эпоса «Джангар» и богатырских сказок.

В книге впервые к калмыцким текстам сказок из сборника «Седклин күр» применена структурно-семантическая классификация Б.П. Кербелите. В приложении дана экспериментальная версия указателя сюжетов, которая является на сегодняшний день первой попыткой систематизации волшебных сказок. Рассмотрены сюжеты, образы и традиционные формулы в сравнении со сказочными традициями родственных народов и неродственных, но близких географически, а также далеких, с которыми калмыки не имели на протяжении своей этнической истории контактов.

8. Горяева Б.Б. Калмыцкая волшебная сказка: сюжетный состав и поэтико-стилевая система. Элиста: ЗАОр «НПП «Джангар» – 128 с. – 7,4 у.п.л.

Исследование посвящено сюжетному составу и поэтико-стилевым особенностям калмыцкой волшебной сказки. Публикация представляет собой опыт аналитического исследования всего сюжетного фонда калмыцкой волшебной сказки.

Издание основывается на систематизации и аналитической проработке всего имеющегося текстового материала, включающего большое число записей из архивного фонда Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН, а также полевых материалов автора. Привлекается широкий сравнительный сказочный материал славянских и других народов.

Монография существенно конкретизирует и дополняет представления о калмыцкой волшебной сказке как особой категории повествований. В работе также анализируются контаминированные сюжеты и сюжеты сказок, не нашедшие соответствия в «Сравнительном указателе сюжетов».

Особый интерес представляет исследование традиционных формул и общих мест калмыцких волшебных сказок. Характерные свойства компонентов поэтики и стиля рассмотрены в их связи с повествовательными функциями и особенностями волшебной сказки в целом.

9. Шараева Т.И. Обряды жизненного цикла у калмыков (XIX – нач. XXI в.). Элиста: ЗАОр «НПП «Джангар», 2011. – 175 с. – 14 у.п.л.

В монографии рассматриваются родильный, свадебный и похоронно-погребальный комплексы у калмыков. Основой исследования послужили литературные материалы, данные архивов, а также данные полевых экспедиций, которые проводились в течение десяти лет в разных районах Калмыкии. В исследовании применен комплексный подход. Хронологические рамки охватывают период с XIX до начала XXI в..

Выделены основные этапы в ритуалах жизненного цикла, общее и особенное в трех основных циклах обрядности у различных субэтнических групп единого калмыцкого этноса. Введены в научный оборот новые данные по родовым маркерам, которые сохраняются в обрядности свадебного цикла. Большое внимание уделяется трансформациям в обрядности жизненного цикла.

10. Мулаева Н.М. Модальность возможности, необходимости и достоверности (на материале современного калмыцкого языка). Элиста: ЗАОр «НПП «Джангар», 2011. – 137 с. – 8 у.п.л.

Монография посвящена исследованию трех типов модальности в калмыцком языке. Детальный анализ особенностей взаимоотношения модальности возможности, необходимости и достоверности составляет основное содержание данной работы. В ней рассматривается круг вопросов, связанных с определением статуса категории модальности в языке. Модальность интерпретируется как целостное семантическое пространство, структурированное взаимодействием различных параметров, каждый из которых обладает своей системой способов языкового выражения. В работе применен полевой метод выделения функционально-семантических полей модальности, определены основные типы модальных значений и описаны лексико-грамматические средства их выражения.

При решении поставленных задач используется описательный метод, а также различные приемы функционально-семантического анализа. Языковой материал, извлеченный из художественных произведений калмыцких писателей, устного народного творчества, периодической печати, примеры из разговорной речи позволили полнее раскрыть сущность и природу категории модальности, отличающейся чрезвычайной сложностью и неоднозначностью.

КНИГИ

1.Свод калмыцкого фольклора. Том 1. Кн. 1. «”Джангар”. Калмыцкий героический эпос». Элиста: Издательский дом «Герел», 2011. 863 с. − 50 у.п.л.

Книга является первой частью первого тома Свода калмыцкого фольклора, работа над которым проводится Институтом в течение ряда лет. «Свод калмыцкого фольклора» открывается томом «”Джангар”. Калмыцкий героический эпос», что объясняется не только исключительным общественным и эстетическим значением эпоса «Джангар», но и его ролью в фольклорном наследии народа, его центральным местом в устном народном творчестве калмыцкого народа.

Том 1 «Калмыцкий героический эпос “Джангар”» состоит из двух книг, включающих героические сказания, записанные исследователями в разные годы от талантливых джангарчи и отличающиеся полнотой содержания, художественным совершенством.

В книгу первую тома «Калмыцкий героический эпос “Джангар”» Свода калмыцкого фольклора включены шесть наиболее ранних эпических песен Малодербетовского и Багацохуровского циклов калмыцкой версии героического эпоса, записанных в XIX веке от неизвестных сказителей:

I. Малодербетовский цикл, включающий 3 песни:

1. Ут Цаһан маңһсиг Богд Җаңһр дөрәцүлсн бөлг (О победе Богдо Джангара над мангасом Уту Цаганом).

2. Күрл Эрднь Маңһс хааг Богд Җаңһр дөрәцүлсн бөлг (О победе Джангара над Кюрюл Эрдени Мангас ханом).

3. Догшн Шар Гүргү Маңһс хааг Дуут Улан Шовшур дөрәгцүлсн бөлг (О победе Славного Шовшура Алого над Свирепым Шара Гюргю Мангас ханом).

II. Багацохуровский цикл, включающий 3 песни:

1. Дуут Богд Җаңһр Догшн Хар Кинәсиг дөрәцүлгсн бөлг (О победе Славного Богдо Джангара над Свирепым Хара Кинесом).

2. Әср Улан Хоңһр Догшн Шар Маңһс хааг әмдәр кел бәрҗ (О том, как Алый Хонгор взял в плен живым Свирепого Шара Мангас хана).

3. Догшн Замбл хаана һалзу долан бодңгиг Әср Улан Хоңһр Күнд һарта Савр хойр дөрәцүлсн бөлг (О победе Алого Хонгора и Савара Тяжелорукого над семью яростными вепрями [богатырями] Замбал-хана).

Издание уникально, так как в нем впервые все известные на сегодня песни ранних циклов героического эпоса «Джангар» представлены одновременно на языке оригинала и в переводе на русский язык с сохранением орфоэпических особенностей говора исполнителей эпоса. Тексты песен сличены с оригиналами, хранящимися в рукописном отделе Восточного факультета СПбГУ, других фондах и библиотеках.

Тексты пяти из опубликованных в первой книге тома песен на языке оригинала ранее были включены в издание героического эпоса «Джангар», подготовленное известным джангароведом А.Ш. Кичиковым в 1978 г. («Джангар. Калмыцкий героический эпос (тексты 25 песен)»). В настоящем издании они публикуются с переводом на русский язык и с комментариями. Песня «Догшн Замбл хаана һалзу долан бодңгиг Әср Улан Хоңһр Күнд Һарта Савр хойр дөрәцүлгсн бөлг» («О победе Алого Хонгора и Савара Тяжелорукого над семью яростными вепрями [богатырями] Свирепого Замбал хана»), которую принято относить к Багацохуровскому циклу, публикуется впервые вместе с двумя другими песнями данного цикла. Оригинал песни, известной больше по переводу А. А. Бобровникова, был записан Н. И. Михайловым в Багацохуровском улусе. Рукопись долгое время считалась утерянной. В 1979 году ее обнаружил В. З. Церенов в архиве Географического общества СССР. Текст данной песни был включен в издание ”«Джангар. Калмыцкий героический эпос”, вышедшее в 1990 году в серии «Эпос народов СССР». Составители тома Н. Ц. Биткеев и Э. Б. Овалов осуществили перевод на русский язык текста песни и снабдили его научным аппаратом. При подготовке к изданию новой публикации текст песни был вновь сличен В.З. Цереновым с хранящейся в его личном архиве копией оригинала.

Тексты оригинала и перевода сопоставляются посредством нумерации стихотворных строк. В переводе не сохранены размер, рифма текста оригинала, однако, во избежание нарушения структуры эпического текста оригинала, в отдельных случаях введены пояснительные слова, заключенные в квадратные скобки.

Научный аппарат тома включает указатели личных имен, топонимов, словарь непереведенных слов, комментарии.

Планируемая к изданию вторая книга тома «“Джангар”. Калмыцкий героический эпос» включает все известные песни героического эпоса, записанные в XX веке: эпический репертуар Ээлян Овла (10 песен), репертуар Мукебюна Басангова (6 песен), репертуар Давы Шавалиева (4 песни), текст одной песни в записи от сказителя Насанки Балдырова и текст песни в записи от Бадмы Обушинова.

2. Волжские ставропольские калмыки: середина 30-х гг. XVIII – первая половина XIX в. Документы и материалы. Т. 1. Ставропольское калмыцкое войско в середине 30-х – 60-е гг. XVIII в.– 319 с. – 19,0 у.п.л.

Книга является первой в планируемой к изданию в четырех томах серии сборников документов и материалов по истории ставропольских калмыков, особой локальной служилой и этноконфессиональной группы в составе калмыцкого народа. После принятия православия они были отделены от общей массы калмыков и поселились на Средней Волге, где основали г. Ставрополь-на-Волге (ныне – г. Тольятти Самарской обл.). Из них было сформировано Ставропольское казачье войско (корпус), принимавшее активное участие в Отечественной войне 1812 г.

Издание дает возможность изучить, прежде всего, историю ставропольских калмыков как составную часть калмыцкого народа, волею судеб оказавшуюся расселенной отдельно от основной части населения. Кроме того, документы характеризуют локальную группу калмыков как особое подразделение иррегулярных войск русской армии в течение всего времени его существования. Публикуемые источники также отражают политику российского абсолютизма, затрагивавшую военную и вероисповедную сферы.

В первый том включены материалы по начальному периоду истории ставропольского войска, когда определялись основы его дальнейшей жизни и службы. Опубликованные материалы извлечены из следующих архивов: Российский государственный архив древних актов (РГАДА), Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА), Государственный архив Оренбургской области (ГАОО), Национальный архив Республики Калмыкия (НА РК). Публикация источников осуществлена в соответствии с Правилами издания исторических документов.

В последующих томах предполагается издание документов об участии ставропольских калмыков в Пугачевщине и войнах Екатерины II, об изменении их положения после административных и военных реформ «просвещенного абсолютизма» в 70–80-е гг. XVIII в., о ратных подвигах ставропольских калмыков в войнах с Наполеоном и конфликтах первой половины XIX в. на границах России, особое место среди которых занимают материалы об участии Ставропольского калмыцкого полка в Отечественной войне 1812 г. В издание будут также включены материалы, освещающие хозяйственный и бытовой уклад жизни крещеных калмыков, в частности, состояние калмыцкого землевладения в ставропольском ведомстве, начиная с 1730-х гг. и заканчивая расселением по станицам Оренбургского казачьего войска на Южном Урале век спустя. В целом отбор документов преследовал цель отразить прошлое ставропольских крещеных калмыков как военной и этносоциальной общности: проследить историю их военных походов, развитие структуры войска, особенности положения и образа жизни по сравнению с другими поселениями и территориальными группами калмыков, уточнить их численность, расширить представления об их хозяйстве и быте.

Научно-справочный аппарат тома включает в себя примечания и комментарии, призванные воссоздать источниковедческий и исторический контекст документов. Публикацию документов сопровождают историко-археографический обзор источников, указатель имен, географический указатель, список использованных источников и литературы и перечень помещённых в томе документов и материалов.

3. Kalmyk Folklore and Folk Culture in the mid-19th Century. Philological Studies On the Basis of Gabor Balint of Szentkatolna’s. (Филологическиеисследованиякалмыцкогофольклораинароднойкультурыв XIX веке, основанныеназападномонгольских (калмыцких) текстахГабораБалинтаизСенткатолны)Будапешт: БиблиотекаВАН, КИГИРАН, 2011. 380 с. – 40,0 у. п.л.

Совместное издание КИГИ РАН и Венгерской академии наук вводит в научный оборот полевые материалы венгерского ученого Габора Балинта (записи среди калмыков и монголов 1871 – 1874 гг.), послужившие основой для «Сравнительной грамматики восточного и западного монгольских языков».

Данная публикация, подготовленная венгерской исследовательницей Агнеш Бирталан в сотрудничестве с учеными КИГИ РАН, представляет образцы разговорного языка и фольклорной традиции калмыков. В книге материалы Г. Балинта даются в виде факсимиле рукописи и сопровождены предисловием, а также переводом на английский язык всех калмыцких текстов с объемным комментарием.

Зафиксированные Г. Балинтом фольклорные и этнографические материалы, несомненно, станут источником для будущих исследований, подобно тем материалам, которые опубликовали в свое время А.М. Позднеев, Б.Я. Владимирцов, Г. Рамстедт, А.Г. Руднев, Н.Н. Поппе, Б. Ринчен, В. Хайссиг и др. Систематизируя собранный им полевой материал, Г. Балинт особое внимание уделял разговорному языку и фольклорным текстам.

Данная публикация вводит в научный оборот большой и уникальный корпус материалов, который стал доступным для исследователей. Ценность текстов, собранных Г. Балинтом, заключается в том, что они датируются второй половиной XIX века.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. У чреждение российской академии наук отчет

    Отчет
    УЧРЕЖДЕНИЕ РОССИЙСКОЙАКАДЕМИИНАУК КАЛМЫЦКИЙ ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ РАН ОТЧЕТ О РАБОТЕ В 2011 ГОДУ ЭЛИСТА 2011 ... взаимодействие», посвященной 70-летию Учреждения Российскойакадемиинаук Калмыцкий институт гуманитарных исследований РАН ...
  2. У чреждение российской академии наук (со ран)

    Автореферат диссертации
    УЧРЕЖДЕНИЕ РОССИЙСКОЙАКАДЕМИИНАУК СИБИРСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ РАН (СО ... и исходящих документов; д) отчетные документы: отчеты, доклады. Информация данного вида источников ... образом служебные записки, доклады и отчеты начальников военных отделов о ходе ...
  3. У чреждение российской академии образования (уро рао) списки плановых работ опубликованных и

    Документ
    У чреждениеРоссийскойакадемии образования ... п.л. – 500 экз. Аналитические доклады, отчеты, материалы Исламова З.И., Саитов Р.И. Прогнозирование ... деятельности // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российскойакадемии образования. – 2009 ...
  4. Отчет о результатах самообследования г осударственного автономного образовательного у чреждения среднего профессионального образования

    Отчет
    ... Министерством образования и наукиРоссийской Федерации, и ... социально-гуманитарная академия», 2011, Иностранный ... Отчеты социального педагога; Отчеты воспитателей общежития; Отчеты педагога-организатора; Отчеты руководителя физического воспитания; Отчеты ...
  5. Негосударственное образовательное у чреждение « тверская епархиальная православная средняя тихона задонского»

    Программа
    ... Российской школы, практического использования наследия выдающихся педагогов прошлого и достижений современной педагогической науки ... представленных квартальных отчетов о перечислении ... образование в школе» Издательство:Академия год 2001 5)Дмитриев Л. ...

Другие похожие документы..