Главная > Основная образовательная программа


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Сибирский федеральный университет

Утверждаю Ректор

___________Е.А. Ваганов

«___»_________2011 г.

_________________

номер внутривузовской регистрации

Основная образовательная программа
высшего профессионального образования

Направление подготовки

221400.62 Управление качеством

Профиль подготовки

221400.62.01 Управление качеством в производственно-технологических системах

Квалификация (степень)

Бакалавр

Форма обучения

Очная, заочная

Красноярск 2011

Содержание

1. Общие положения

1.1. Основная образовательная программа подготовки бакалавра (описание структуры, целей и задач образовательной программы)

1.2. Нормативные документы для разработки программы подготовки бакалавра

1.3. Общая характеристика программы подготовки бакалавра

1.4 Требования к уровню подготовки, необходимому для освоения программы подготовки бакалавра

2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника программы подготовки бакалавра

2.1. Область профессиональной деятельности выпускника

2.2. Объекты профессиональной деятельности выпускника

2.3. Виды профессиональной деятельности выпускника

2.4. Задачи профессиональной деятельности выпускника

3. Компетенции выпускника ООП, формируемые в результате освоения программы подготовки бакалавра

4. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации программы подготовки бакалавра

4.1. Календарный учебный график

4.2. Учебный план подготовки бакалавра

4.3. Рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)

4.4. Программы практик и организация научно-исследовательской работы обучающихся

5. Фактическое ресурсное обеспечение программы подготовки бакалавра

6. Характеристики среды вуза, обеспечивающие развитие общекультурных (социально-личностных) компетенций выпускников

7. Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения, обучающимися программы подготовки бакалавра

7.1. Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля, успеваемости и промежуточной аттестации

7.2. Итоговая государственная аттестация выпускников программы подготовки бакалавра

Приложения

3

3

3

4

4

4

4

4

5

5

6

9

9

9

9

9

10

11

17

17

18

19

1. Общие положения

1.1. Основная образовательная программа подготовки бакалавра (описание структуры, целей и задач образовательной программы)

Основная образовательная программа подготовки бакалавра по профилю 221400.62.01 Управление качеством в производственно-технологических системах включает общие положения, характеристику профессиональной деятельности выпускника, компетенции выпускника ООП, формируемые в результате освоения программы подготовки бакалавра. В ООП приведены документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации программы подготовки бакалавра (календарный учебный график, учебный план подготовки бакалавра, рабочие программы учебных курсов и т.п.). Целью разработки ООП является методическое обеспечение реализации ФГОС ВПО по данному направлению подготовки бакалавров. ООП разработана для подготовки бакалавров по профилю 221400.62.01 Управление качеством в производственно-технологических системах.

1.2. Нормативные документы для разработки программы подготовки бакалавра

При разработке ООП подготовки бакалавров использовались следующие нормативные документы:

Федеральные законы Российской Федерации: «Об образовании» (от 10 июля 1992 года №3266-1) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (от 22 августа 1996 года №125-ФЗ);

Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 года № 71 (далее – Типовое положение о вузе);

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) по направлению подготовки 221400 Управление качеством высшего профессионального образования (ВПО) (бакалавриат), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «22»декабря 2009 г. № 799;

Нормативно-методические документы Минобрнауки России;

Примерная основная образовательная программа (ПрООП ВПО) по направлению подготовки 221400 Управление качеством, утвержденная _____________ (носит рекомендательный характер);

Устав СФУ.

1.3. Общая характеристика программы подготовки бакалавра

1.3.1. Цель (миссия) ООП бакалавриата

ООП бакалавриата по профилю 221400.62.01 Управление качеством в производственно-технологических системах имеет своей целью развитие у студентов личностных качеств, а также формирование общекультурных универсальных (общенаучных, социально-личностных, инструментальных) и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по данному направлению подготовки.

1.3.2. Срок освоения ООП бакалавра для очной формы обучения, включая последипломный отпуск, составляет 4 года. Срок освоения ОПП для заочной формы обучения составляет 5 лет.

1.3.3. Трудоемкость освоения студентом ООП за весь период обучения в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению включает все виды аудиторной и самостоятельной работы студента, практики и время, отводимое на контроль качества и составляет 240 зачетных единиц.

1.4 Требования к уровню подготовки, необходимому для освоения программы подготовки бакалавра

Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.

Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.

2 Характеристика профессиональной деятельности выпускника программы подготовки бакалавра

2.1 Область профессиональной деятельности выпускника

Область профессиональной деятельности бакалавров включает:
разработку, исследование, внедрение и сопровождение в организациях
всех видов деятельности и всех форм собственности систем управления
качеством, охватывающих все процессы организации, вовлекающих в
деятельность по непрерывному улучшению качества всех ее сотрудников и
направленных на достижение долговременного успеха и стабильности
функционирования организации.

2.2 Объекты профессиональной деятельности выпускника

Объектами профессиональной деятельности бакалавров
являются системы управления качеством, образующие их
организационные структуры, методики, процессы и ресурсы, способы и
методы их исследования, проектирования, отладки, эксплуатации и
сертификации в различных сферах деятельности.

Объектами управления качеством являются организации
промышленности, сельского хозяйства, энергетики, транспорта, торговли,
медицины, образования и т.д. всех форм собственности; технологические,
производственные и бизнес-процессы, охватывающие все этапы
жизненного цикла продукции и услуг.

2.3 Виды профессиональной деятельности выпускника

Бакалавр по профилю 221400.62.01 Управление качеством в производственно-технологических системах готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

производственно-технологическая,

организационно-управленческая,

проектно-конструкторская.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в
основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением
совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками
высшего учебного заведения и объединениями работодателей.

2.4 Задачи профессиональной деятельности выпускника

Бакалавр по профилю 221400.62.01 Управление качеством в производственно-технологических системах должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

производственно-технологическая деятельность:

непрерывное исследование производственных процессов с целью
выявления производительных действий и потерь;

выявление необходимых усовершенствовании и разработка новых,
более эффективных средств контроля качества;

технологические основы формирования качества и
производительности труда;

метрологическое обеспечение проектирования, производства,
эксплуатации технических изделий и систем;

разработка методов и средств повышения безопасности и
экологичности технологических процессов;

организация работ по внедрению информационных технологий в
управление качеством и защита информации;

участие в работах по сертификации систем управления качеством;

организационно-управленческая деятельность:

организация действий, необходимых при эффективной работе
системы управления качеством;

содержание управленческого учета и практическое использование
показателей переменных и постоянных затрат на обеспечение качества
продукции;

управление материальными и информационными потоками при
производстве продукции и оказании услуг в условиях всеобщего
управления качеством;

проведение контроля и проведение испытаний в процессе
производства;

проведение мероприятий по улучшению качества продукции и
оказания услуг;

проектно-конструкторская деятельность:

участие в разработке современных методов проектирования систем
управления качеством, формирование целей проекта, критериев и
показателей достижения целей, построения структуры их взаимосвязей,
выявление приоритетов решения задач с учетом нравственных аспектов
деятельности;

участие в проектировании и совершенствовании коммуникационных
процессов и процедур признания заслуг качественно выполненной работы;

участие в проектировании процессов с целью разработки стратегии
никогда не прекращающегося улучшения качества;

использование информационных технологий и систем
автоматизированного проектирования в профессиональной сфере на
основе системного подхода;

участие в проектировании моделей систем управления качеством с
построением обобщенных вариантов решения проблемы и анализом этих
вариантов, прогнозирование последствий каждого варианта, нахождение
решения в условиях многокритериальности и неопределенности.

3 Компетенции выпускника ООП, формируемые в результате освоения образовательной программы.

Выпускник должен обладать следующими общекультурными
компетенциями (ОК):

способностью владеть культурой мышления, способностью к
обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору
путей её достижения (ОК-1);

способностью логически верно, аргументировано и ясно строить
устную и письменную речь на русском языке (ОК-2);

способностью к кооперации с коллегами, к работе в коллективе
(ОК-3);

способностью находить организационно-управленческие решения в
нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (ОК-4);

способностью использовать нормативные правовые документы в
своей деятельности (ОК-5);

способностью к саморазвитию, повышению своей квалификации и
мастерства (ОК-6);

способностью критически оценивать свои достоинства и недостатки,
намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения
недостатков (ОК-7);

способностью осознавать социальную значимость своей будущей
профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению
профессиональной деятельности (ОК-8);

способностью использовать основные положения и методы
социальных, гуманитарных и экономических наук при решении
социальных и профессиональных задач (ОК-9);

способностью анализировать социально-значимые проблемы и
процессы (ОК-10);

способностью использовать основные законы естественнонаучных
дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы
математического анализа и моделирования (ОК-11);

способностью владеть основными методами, способами и
средствами получения, хранения и переработки информации (ОК-12);

способностью работать с компьютером как средством управления
информацией (ОК-13);

способностью работать с информацией в глобальных компьютерных
сетях (ОК-14);

способностью пользоваться одним из иностранных языков на уровне
не ниже разговорного (ОК-15);

способностью применять основные методы защиты
производственного персонала и населения от возможных последствий
аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-16);

способностью самостоятельно, методически правильно использовать
методы физического воспитания и укрепления здоровья, достигать
должного уровня физической подготовленности для обеспечения
полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-17);

способностью понимать сущность и значение информации в
развитии современного информационного общества, сознавать опасности
и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования
информационной безопасности, в том числе защиты государственной
тайны (ОК-18).

Выпускник должен обладать следующими профессиональными
компетенциями (ПК):

общепрофессиональными:

способностью анализировать состояние и динамику объектов
деятельности с использованием необходимых методов и средств анализа
(ПК-1);

способностью осуществлять мониторинг и владеть методами оценки
прогресса в области улучшения качества (ПК-2);

способностью идентифицировать основные процессы и участвовать в
разработке их рабочих моделей (ПК-3);

способностью применять знание задач своей профессиональной
деятельности, их характеристики (модели), характеристики методов,
средств, технологий, алгоритмов решения этих задач (ПК-4);

способностью применять инструменты управления качеством
(ПК-5);

способностью применять знание этапов жизненного цикла
продукции или услуги (ПК-6);

способностью применять знание подходов к управлению качеством
(ПК-7);

способностью применять проблемно-ориентированные методы
анализа, синтеза и оптимизации процессов обеспечения качества (ПК-8);

способностью применять знание принципов и методов разработки и
правил применения нормативно-технической документации по
обеспечению качества процессов, продукции и услуг (ПК-9);

способностью вести необходимую документацию по созданию
системы обеспечения качества и контролю ее эффективности (ПК-10);

способностью участвовать в проведении корректирующих и
превентивных мероприятий, направленных на улучшение качества
(ПК-11);

способностью пользоваться системами моделей объектов
(процессов) деятельности, выбирать (строить) адекватные объекту модели
(ПК-12);

способностью идти на оправданный риск при принятии решений
(ПК-13);

способностью консультировать и прививать навыки работникам по
аспектам своей профессиональной деятельностью (ПК-14);

способностью выявлять и проводить оценку производительных и
непроизводительных затрат (ПК-15);

способностью использовать знания о принципах принятия решений в
условиях неопределенности, о принципах оптимизации (ПК-16);

способностью корректно формулировать задачи своей деятельности,
устанавливать их взаимосвязи, строить модели систем задач,
анализировать, диагностировать причины появления проблем (ПК-17);

способностью использовать основные прикладные программные
средства и информационные технологии, применяемые в сфере
профессиональной деятельности (ПК-18);

способностью руководить малым коллективом (ПК-19).

С целью системного подхода при формировании компетенций ООП разработана матрица соответствия требуемых компетенций и формирующих их составных частей ООП, которая приведена в Приложении 1.

4 Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации образовательной программы

В соответствии с п. 39 Типового положения о вузе и ФГОС ВПО бакалавриата по профилю 221400.62.01 Управление качеством в производственно-технологических системах содержание и организация образовательного процесса при реализации данной ООП регламентируется: учебным планом бакалавра с учетом его профиля; рабочими программами учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей); материалами, обеспечивающими качество подготовки и воспитания обучающихся; программами учебных и производственных практик; годовым календарным учебным графиком, а также методическими материалами, обеспечивающими реализацию соответствующих образовательных технологий.

4.1 Календарный учебный график

В Календарном учебном графике указана последовательность реализации ООП ВПО по годам, включая теоретическое обучение, практики, промежуточные и итоговую аттестации и каникулы.

Календарный учебный график по профилю 221400.62.01 Управление качеством в производственно-технологических системах приведен в Приложении 2.

4.2 Учебный план подготовки бакалавра

Учебный план по профилю 221400.62.01 Управление качеством в производственно-технологических системах составлен по циклам дисциплин содержит базовую и вариативную части в соответствии с профиле. Он включает перечень дисциплин, их трудоемкость и последовательность изучения. Учебный план приведен в Приложении 3.

4.3 Рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)

На первом этапе вместо рабочих программ учебных дисциплин приведены их аннотации (см. Приложение 4.)

4.4 Программы практик и организация научно-исследовательской работы обучающихся

В соответствии с ФГОС ВПО по профилю 221400.62.01 Управление качеством в производственно-технологических системахраздел основной образовательной программы бакалавриата «Рабочая и производственная практики» является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.

Программы практик приведены в Приложении 5.

5 Фактическое ресурсное обеспечение программы подготовки бакалавра

ООП бакалавриата по профилю 221400.62.01 Управление качеством в производственно-технологических системах обеспечена научно-педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью.

Доля преподавателей, имеющих ученую степень и/или ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной основной образовательной программе, составляет более 60 процентов, ученую степень доктора наук и/или ученое звание профессора имеют более десяти процентов преподавателей.

Преподаватели профессионального цикла имеют базовое образование и/или ученую степень, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины. Более 60 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу, имеют ученые степени или ученые звания. К образовательному процессу привлечено более пяти процентов преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и учреждений.

Основная образовательная программа полностью обеспечена учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы.

Аннотация каждой из таких учебных дисциплин (модулей) представлено в сети Интернет и в локальной сети СФУ.

Внеаудиторная работа обучающихся сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Каждый обучающийся обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам. При этом обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к такой системе не менее чем для 25 процентов обучающихся.

Библиотечный фонд укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, изданными за последние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла – за последние пять лет), из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся.

Финансирование реализации основных образовательных программ осуществляется в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения.

СФУ располагает материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.

Лаборатории СФУ оснащены современными стендами и оборудованием, позволяющим изучать особенности обеспечения требуемой точности элементов, составных частей и самих объектов измерения и технологических процессов, а также методы и средства контроля качества и систем обеспечения точности измерений при производстве и реализации продукции. В составе СФУ есть центры, классы и лаборатории, оснащенные современным измерительным и испытательным оборудованием и компьютерной техникой.

СФУ обеспечен необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Основная образовательная программа (48)

    Основная образовательная программа
    ... дошкольного образовательного учреждения (предшколы) в образовательное учреждение, реализующее основнуюобразовательнуюпрограмму начального общего образования и далее основнуюобразовательнуюпрограммуосновного и среднего ...
  2. Основная образовательная программа (56)

    Основная образовательная программа
    ... планируемых результатов освоения основнойобразовательнойпрограммы начального общего образования. Содержание основнойобразовательнойпрограммы начального общего образования ...
  3. Основная образовательная программа (114)

    Основная образовательная программа
    ... дошкольного образовательного учреждения (предшколы) в образовательное учреждение, реализующее основнуюобразовательнуюпрограмму начального общего образования и далее основнуюобразовательнуюпрограммуосновного и среднего ...
  4. Основная образовательная программа (199)

    Основная образовательная программа
    ... планируемых результатов освоения основнойобразовательнойпрограммы начального общего образования. Содержание основнойобразовательнойпрограммы начального общего образования ...
  5. Основная образовательная программа (247)

    Основная образовательная программа
    ... основнойобразовательнойпрограммы начального общего образования должно быть достижение предметных и метапредметных результатов освоения основнойобразовательнойпрограммы ...
  6. Основная образовательная программа (254)

    Основная образовательная программа
    ... основнаяобразовательнаяпрограммаобразовательного учреждения. Начальная школа/сост.Е.С.Савинов. М., 2010. Примерная основнаяобразовательнаяпрограммаобразовательного учреждения – М.: «Просвещение», 2010. 8. Программа ...

Другие похожие документы..