textarchive.ru

Главная > Рабочая программа


Календарно-тематический план

9 класс

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Из них

Дата проведения занятия

Лабораторные и практические работы, ч.

Контрольная работа,

ч.

Самостоятельная

работа,

ч.

план

факт

1

Передача информации в компьютерных сетях

10

5

1

1

1.1

Техника безопасности. Компьютерные сети

1

1.2

Работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами

1

1

1.3

Электронная почта и другие услуги сетей. Аппаратное и программное обеспечение сети

1

1.4

Работа с электронной почтой

1

1

1.5

Интернет и Всемирная паутина.Способы поиска в Интернете.

1

1.6

Работа с WWW: использование URL-адреса и гиперссылок, сохранение информации на локальном диске

1

1

1.7

Поиск информации в Интернете с использованием поисковых систем

1

1

1.8

Создание простейшей Web-страницы с использованием текстового редактора

1

1

1.9

Итоговая работа по теме «Интернет»

1

1

1.10

Итоговое тестирование по теме «Передача информации в компьютерных сетях»

1

1

2

Информационное моделирование

5

1

1

2.1

Понятие модели. Графические информационные модели

1

2.2

Табличные модели.

1

2.3

Информационное моделирование на компьютере

1

2.4

Проведение компьютерных экспериментов с математической и имитационной моделью

1

1

2.5

Итоговое тестирование по теме «Информационное моделирование».

1

1

3

Хранение и обработка информации в базах данных

12

5

1

1

3.1

Базы данных. Назначение СУБД

1

3.2

Работа с готовой базой данных

1

1

3.3

Создание и заполнение базы данных

1

3.4

Создание БД на компьютере

1

1

3.5

Условия выбора и простые логические выражения

1

3.6

Формирование простых запросов к готовой базе данных

1

1

3.7

Условия выбора и сложные логические выражения

1

3.8

Формирование сложных запросов к готовой базе данных

1

1

3.9

Сортировка, удаление и добавление записей

1

3.10

Использование сортировки, создание запросов на удаление и изменение

1

1

3.11

Итоговая работа по базам данных

1

1

3.12

Итоговый тест по теме «Хранение и обработка информации в базах данных».

1

1

4

Табличные вычисления на компьютере

10

3

1

4.1

Двоичная система счисления

1

4.2

Представление чисел в памяти компьютера

1

4.3

Электронные таблицы. Правила заполнения таблиц

1

4.4

Работа с готовой электронной таблицей

1

1

4.5

Понятие диапазона. Относительная адресация

1

4.6

Использование встроенных математических и статистических функций

1

1

4.7

Деловая графика. Условная функция.

1

4.8

Построение графиков и диаграмм

1

1

4.9

Электронные таблицы и математическое моделирование. Имитационные модели

1

4.10

Итоговый тест по теме «Табличные вычисления на компьютере».

1

1

5

Управление и алгоритмы

11

4

1

1

5.1

Управление и кибернетика. Управление с обратной связью

1

5.2

Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов

1

5.3

Работа с учебным исполнителем алгоритмов: построение линейных алгоритмов

1

1

5.4

Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы

1

5.5

Работа с учебным исполнителем алгоритмов: использование вспомогательных алгоритмов

1

1

5.6

Циклические алгоритмы

1

5.7

Работа с циклами

1

1

5.8

Ветвления и последовательная детализация алгоритма

1

5.9

Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма

1

1

5.10

Зачётное задание по алгоритмизации

1

1

5.11

Тест по теме «Управление и алгоритмы»

1

1

6

Программное управление работой компьютера

14

7

1

6.1

Алгоритмы работы с величинами.

1

6.2

Знакомство с языком Паскаль. Линейные вычислительные алгоритмы

1

6.3

Разработка линейных алгоритмов

1

1

6.4

Программирование ветвлений

1

6.5

Разработка программы на языке Паскаль с использованием простых ветвлений

1

1

6.6

Логические операции на Паскале. Программирование диалога с компьютером

1

0,5

6.7

Разработка программы на языке Паскаль с использованием логических операций

1

6.8

Программирование циклов

1

6.9

Разработка программ c использованием цикла с предусловием

1

1

6.10

Алгоритм Евклида

1

0,5

6.11

Одномерные массивы в Паскале

1

0,5

6.12

Разработка программ обработки одномерных массивов

1

1

6.13

Поиск чисел в массиве. Разработка программы поиска числа в случайно сформированном массиве

1

0,5

6.14

Тест по теме «Программное управление работой компьютера».

1

1

7

Информационные технологии и общество

6

1

2

7.1

Предыстория информатики. История чисел и систем счисления

1

7.2

История ЭВМ и ИКТ

1

7.3

Основы социальной информатики

1

7.4

Тест по теме «Информационные технологии и общество»

1

1

7.5

Подготовка к итоговому тестированию по курсу 9 класса

1

1

7.6

Итоговое тестирование по курсу 9 класса

1

1

Итого

68

26

8

3

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий ученик должен:

8 класс

Учащиеся должны знать:

  • связь между информацией и знаниями человека;

  • что такое информационные процессы;

  • какие существуют носители информации;

  • функции языка как способа представления информации; что такое естественные и формальные языки;

  • как определяется единица измерения информации — бит (алфавитный подход);

  • что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.

  • правила техники безопасности и при работе на компьютере;

  • состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;

  • основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации);

  • структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); понятие адреса памяти;

  • типы и свойства устройств внешней памяти;

  • типы и назначение устройств ввода/вывода;

  • сущность программного управления работой компьютера;

  • принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура;

  • назначение программного обеспечения и его состав.

  • способы представления символьной информации в памяти компьютера (таблицы кодировки, текстовые файлы);

  • назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров);

  • основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами).

  • способы представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;

  • какие существуют области применения компьютерной графики;

  • назначение графических редакторов;

  • назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр.

  • что такое мультимедиа;

  • принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера;

  • основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях.

Учащиеся должны уметь:

  • приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;

  • определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;

  • приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;

  • измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита);

  • пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);

  • пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных.

  • включать и выключать компьютер;

  • пользоваться клавиатурой;

  • ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;

  • инициализировать выполнение программ из программных файлов;

  • просматривать на экране каталог диска;

  • выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;

  • использовать антивирусные программы.

  • набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;

  • выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;

  • сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.

  • строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;

  • сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать.

  • создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов:

  1. класс

Учащиеся должны знать/понимать:

  • что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;

  • назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;

  • назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др;

  • что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю Всемирная паутина — WWW.

  • что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;

  • какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).

  • что такое база данных (БД), система управления базами данных (СУБД), информационная система;

  • что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;

  • структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;

  • что такое логическая величина, логическое выражение;

  • что такое логические операции, как они выполняются.

  • что такое электронная таблица и табличный процессор;

  • основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;

  • какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;

  • основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в электронную таблицу;

  • графические возможности табличного процессора.

  • что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;

  • сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;

  • что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;

  • в чем состоят основные свойства алгоритма;

  • способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;

  • основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;

  • назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.

  • основные виды и типы величин;

  • назначение языков программирования и систем программирования;

  • что такое трансляция;

  • правила оформления программы и представления данных и операторов на Паскале;

  • последовательность выполнения программы в системе программирования.

  • основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;

  • историю способов записи чисел (систем счисления);

  • основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;

  • в чем состоит проблема информационной безопасности.

Учащиеся должны уметь:

  • осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети;

  • осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы;

  • осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;

  • работать с одной из программ-архиваторов.

  • приводить примеры натурных и информационных моделей;

  • ориентироваться в таблично организованной информации;

  • описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев.

  • открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;

  • организовывать поиск информации в БД; редактировать содержимое полей БД;

  • сортировать записи в БД по ключу; добавлять и удалять записи в БД;

  • создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.

  • открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;

  • редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;

  • выполнять основные операции манипулирования с фрагментами электронной таблицы: копирование, удаление, вставку, сортировку;

  • получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;

  • создавать электронную таблицу для несложных расчетов.

  • при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;

  • пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;

  • выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;

  • составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления учебным исполнителем;

  • выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.

  • работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня;

  • составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;

  • составлять несложные программы обработки одномерных массивов;

  • отлаживать и исполнять программы в системе программирования.

  • регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе - в форме блок-схем);

  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей;

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.

Перечень учебно-методического обеспечения

I. Учебно-методический комплект

9 класс

1. Семакин И.Г., Залогова Л.А, Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

2. Задачник-практикум по информатике в II ч. / И. Семакин, Е. Хеннер – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.

3. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Локальная версия ЭОР в поддержку курса «Информатика и ИКТ. 8-9 класс». URL:

/authors/informatika/2/files/tcor_semakin.rar (дата обращения: 01.07.10).

II. Литература для учителя

1. Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: методическое пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

2. Семакин И.Г., Вараксин Г.С. Структурированный конспект базового курса. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.

3. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Локальная версия ЭОР в поддержку курса «Информатика и ИКТ. 8-9 класс». URL: /authors/informatika/2/files/tcor_semakin.rar (дата обращения: 01.07.10).

4. Семакин И.Г. Таблица соответствия содержания УМК «Информатика и ИКТ» 8-9 классы Государственному образовательному стандарту. URL:

/authors/informatika/2/files/ts8-9.doc (дата обращения: 01.07.10).

5. Семакин И.Г. Видеолекция «Методика обучения информатике и ИКТ в основной школе», 26.11.2009. URL: /video/semakin/Semakin1.rar (дата обращения: 01.07.10).

6. Семакин И.Г. Видеолекция «Особенности обучения алгоритмизации и программированию», 27.11.2009. URL: /video/semakin/Semakin3.rar (дата обращения: 01.07.10).

III. Технические средства обучения

  1. Рабочее место ученика (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).

  2. Наушники (рабочее место ученика).

  3. Рабочее место учителя (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).

  4. Колонки (рабочее место учителя).

  5. Микрофон (рабочее место учителя).

  6. Проектор.

  7. Лазерный принтер черно-белый.

  8. Лазерный принтер цветной.

  9. Сканер.

  10. Цифровая фотокамера.

  11. Цифровая видеокамера.

  12. Модем ADSL

  13. Локальная вычислительная сеть.

IV. Программные средства

  1. Операционная система Windows ХР.

  2. Файловый менеджер Проводник (входит в состав операционной системы).

  3. Растровый редактор Paint (входит в состав операционной системы).

  4. Простой текстовый редактор Блокнот (входит в состав операционной системы).

  5. Мультимедиа проигрыватель Windows Media (входит в состав операционной системы).

  6. Программа Звукозапись (входит в состав операционной системы).

  7. Почтовый клиент Outlook Express (входит в состав операционной системы).

  8. Браузер Internet Explorer (входит в состав операционной системы).

  9. Антивирусная программа Антивирус Касперского 6.0.

  10. Программа-архиватор WinRar.

  11. Клавиатурный тренажер «Руки солиста».

  12. Офисное приложение Microsoft Office 2003, включающее текстовый процессор Microsoft Word со встроенным векторным графическим редактором, программу разработки презентаций Microsoft PowerPoint, электронные таблицы Microsoft Excel, систему управления базами данных Microsoft Access.

  13. Программа-переводчик ABBYY Lingvo 12.

  14. Система оптического распознавания текста АВВYY FineReader 8.0.

  15. Система программирования TurboPascal.

  16. Программа интерактивного общения ICQ.

Список литературы

1. Стандарт основного общего образования по информатике и ИКТ (из приложения к приказу Минобразования России от 05.03.04 № 1089) / Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. 2-11 классы: методическое пособие – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

2. Примерная программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям / Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. 2-11 классы: методическое пособие – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

3. Программа базового курса информатики / Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: методическое пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

4. Семакин И.Г., Залогова Л.А, Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 8 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

5. Семакин И.Г., Залогова Л.А, Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Узяр 2010 Сборник практических работ по базовому курсу информатики и ИКТ Учебное пособие для учащихся 8 – 9 классов /Составитель – Узяр 2010 г

    Учебное пособие
    ... по базовому курсуинформатики и ИКТ в 8 – 9 классах Узяр, 2010 Сборник практических работ по базовому курсуинформатики и ИКТ. Учебное пособие для учащихся 8 – 9 классов ... последняя редакция документа. ... площадей, отведенных под зерновые. Задание ...
  2. Рабочая учебная программа по базовому курсу «информатика и икт» для 9 класса

    Рабочая учебная программа
    ... учебная программа по базовому курсу «Информатика и ИКТ» для 9 класса на 2011 - 2012 учебный год Рабочая учебная ... Информатика и ИКТ. Учебник 8-9 класс /Подредакцией проф. Н.В. Макаровой – СПб.: Питер, 2008. Информатика и ИКТ. Практикум 8-9 класс /под ...
  3. Рабочая программа учебного курса «информатика и икт» для 8 класса

    Список учебников
    ... . Рабочая программа учебногокурса «Информатика и ИКТ» для 8 класса. Составитель: учитель информатики II категории МОУ ... класса. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. 2.Задачник-практикум поинформатике: Учебное пособие для средней школы/Подредакцией ...
  4. Рабочая программа по базовому курсу «информатика и икт» (1)

    Рабочая программа
    ... Рабочая программа по базовому курсу «Информатика и ИКТ» в 8 классе 2010-2011 учебный год Пояснительная записка ... Информатика и ИКТ. Учебник 8-9 класс /Подредакцией проф. Н.В. Макаровой – СПб.: Питер, 2008. Информатика и ИКТ. Практикум 8-9 класс /под ...
  5. Рабочая программа по базовому курсу «информатика и икт» (2)

    Рабочая программа
    ... программа по базовому курсу «Информатика и ИКТ» в 8 классе Дашко Натальи Ивановны 2011-2012 учебный год ... : Информатика и ИКТ. Учебник 8-9 класс /Подредакцией проф. Н.В. Макаровой – СПб.: Питер, 2008. Информатика и ИКТ. Практикум 8-9 класс /под ред ...

Другие похожие документы..