textarchive.ru

Главная > Рабочая программа


Государственное общеобразовательное учреждение города Москвы

средняя общеобразовательная школа» «Школа здоровья» №855

Утверждаю

Директор _____ Н.В.Сергеева

«___ »_____________2011 г   

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По предмету «Мировая художественная культура»

В 10-11 классах

Учитель Лобкова Ирина Николаевна

1 квалификационная категория

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего и среднего (полного) образования, утверждена приказом Минобразования России от 5 марта 2004г. №1089 и ориентирована на учебник «Мировая художественная культура» 10-11 классы (базовый уровень) / Л.Г. Емохонова – М. Издательский центр «Академия» 2008г. -240с.

 Программа рассмотрена на заседании школьного методического объединения

Протокол № __ от «__»_________2011г.

Руководитель__________________________( __________________________)

подпись расшифровка

 

2011 год

Рабочая ПРОГРАММА СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

(БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего и среднего (полного) общего образования на базовом уровне и ориентирована на учебник «Мировая художественная культура» 10-11 классы (базовый уровень) / Л.Г. Емохонова – М. Издательский центр «Академия» 2008г. -240с.

Цели:

Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;

  • воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;

  • освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;

  • овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

  • использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

    Место предмета в базисном учебном плане

    Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов на обязательное изучение учебного предмета «Мировая художественная культура» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне. В том числе в 10 и 11 классах по 34 часа, из расчета 1 учебный час в неделю.

Программа содержит примерный объём знаний за два года (Х-ХI классы) обучения и в соответствии с этим поделена на две части. В курс Х класса включены следующие темы: «Художественная культура первобытного мира», «Художественная культура Древнего мира», «Художественная культура Средних веков». В курс ХI класса входят темы: «Художественная культура эпохи Возрождения», « Художественная культура XVII века» и «Художественная культура XVIII - ХХ веков».

10 класс ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (34 часа)

Художественная культура первобытного мира ( 3 часа). Роль мифа в культуре (миф - основа ранних представлений о мире, религии, искусстве. Древние образы и символы (Мировое дерево, Богиня - мать, Дорога и др.). Первобытная магия. Ритуал - основа синтеза слова, музыки, танца, изображения, пантомимы, костюма (татуировки), архитектурного окружения и предметной среды. Художественные комплексы Альтамиры и Стоунхенджа. Символика геометрического орнамента. Архаические основы фольклора. Миф и современность (роль мифа в массовой культуре).

Опыт творческой деятельности. Поиск древних образов, символов в фольклоре, в художественной литературе, в современной жизни (мифы политики, ТV и др.) и быте (привычки, суеверия и др.)

Художественная культура Древнего мира (13 часов). Особенности художественной культуры Месопотамии: монументальность и красочность ансамблей Вавилона (зиккурат Этеменанки, ворота Иштар, дорога Процессий - свидетельство продолжения и завершения традиций древних цивилизаций Шумера и Аккада). Древний Египет - культура, ориентированная на идею Вечной жизни после смерти. Ансамбли пирамид в Гизе и храмов в Карнаке и Луксоре (мифологическая образность пирамиды, храма и их декора). Гигантизм и неизменность канона. Модель Вселенной Древней Индии - ступа в Санчи и храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо как синтез ведических, буддийских и индуистских религиозных и художественных систем. "Скульптурное" мышление древних индийцев. Отражение мифологических представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефе. Комплекс в Паленке (дворец, обсерватория, «Храм Надписей» как единый ансамбль пирамиды и мавзолея); Теночтитлан (реконструкция столицы империи ацтеков по описаниям и археологическим находкам).

Идеалы красоты Древней Греции в ансамбле афинского Акрополя: синтез архитектуры, скульптуры, цвета, ритуального и театрального действия. Панафинейские праздники - динамическое воплощение во времени и пространстве мифологической, идеологической и эстетической программы комплекса. Слияние восточных и античных традиций в эллинизме (гигантизм, экспрессия, натурализм): Пергамский алтарь. Слава и величия Рима - основная идея римского форума как центра общественной жизни. Триумфальная арка, колонна, конная статуя (Марк Аврелий), базилика, зрелищные сооружения (Колизей), храм (Пантеон) - основные архитектурные и изобразительные формы воплощения этой идеи. Особенности римского градостроительства. Планировка римского дома.

Опыт творческой деятельности. Сравнительный анализ образного языка культур Древнего мира. Поиск древнегреческого и древнеримского компонента в отечественной культуре на уровне тем и сюжетов в литературе и изобразительном искусстве, пластических и типологических форм в архитектуре. Составление антологии произведений разных эпох и народов на сюжеты древнего мира и античности. Проверка знаний, умений и навыков проходит в виде (тестирования, ответов на вопросы, бесед, устного опроса, презентаций учащихся)

Художественная культура Средних веков (13 часов). Раннехристианское искусство. Типы христианских храмов: ротонда и базилика. Мозаичный декор. Христианская символика. Мавзолей Констанции и базилика Санта-Мария Маджоре в Риме. София Константинопольская - воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве (воплощение догматов в архитектурной, цветовой и световой композиции, иерархии изображений, литургическом действе). Древнерусский крестово-купольный храм (архитектурная, космическая, топографическая и временная символика). Стилистическое многообразие воплощения единого образца: киевская (София Киевская), владимиро-суздальская (церковь Покрова на Нерли), новгородская (церковь Спаса на Ильине) и московская школы (от Спасского собора Спас - Андронниковского монастыря к храму Вознесения в Коломенском). Икона (специфика символического языка и образности) и иконостас. Творчество Ф. Грека (росписи церкви Спаса Преображения на Ильине в Новгороде, иконостас Благовещенского собора в Кремле) и А. Рублева ("Троица"). Ансамбль московского Кремля - символ национального единения, образец гармонии традиционных форм и новых строительных приёмов.

Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи (идеалы аскетизма, антагонизм духовного и телесного, синтез культуры религиозной и народной). Готический собор как образ мира. Идея божественной красоты мироздания как основа синтеза каркасной конструкции, скульптуры, шпалеры, света и цвета (витраж), литургической драмы. Региональные школы Западной Европы (Италия, Испания, Франция Англия и др.).

Региональные особенности готики выражены в: соборе Нотр-Дам в Париже, аббатстве Сен-Пьер в Муассаке, церкви Санкт-Апостельн в Кёльне, соборе Вестминстерского аббатства в Лондоне.

Проторенессанс в Италии. Данте Алигьери «Божественная комедия». Аллегорические циклы Арс

Нова. Испанская капелла церкви Санта-Мария Новелла во Флоренции.

Художественная культура дальнего и Ближнего Востока в Средние века ( 5 часов)

Взаимодействие ИНЬ и ЯН – основа китайской культуры. Архитектура как воплощение мифологических (космизм) и религиозно - нравственных (конфуцианство, даосизм) представлений Китая в ансамбле храма Неба в Пекине. Сплав философии (дзен - буддизм) и мифологии (синтоизм) в садовом искусстве Японии (сад камней Реандзи в Киото).

Образ мусульманского рая в архитектуре дворцов и мечетей. Мечеть Омейядов в Кордове. Голубая мечеть в Стамбуле, площадь Регистан в Самарканде.

Опыт творческой деятельности (доклады, очерки, выступления, презентации). Выявление общности и различий средневековых культур разных стран и регионов. Поиск образов средневековой культуры в искусстве последующих эпохи и их интерпретация. Участие в дискуссии «Восток глазами Запада». После каждого раздела - тестирование учащихся.

11 класс Основное содержание (34 часа)

Художественная культура эпохи Возрождения ( 9 часов). Возрождение в Италии. Флоренция - воплощение ренессансной идеи создания «идеального» города (Данте, Джотто, Ф. Брунеллески, Л.Б. Альберти, литературно - гуманистический кружок Лоренцо Медичи). Титаны Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан). Северное Возрождение. Особенности Северного Возрождения. Гротескно-карнавальный характер Возрождения в Нидерландах. Питер Брейгель Старший (Мужицкий). Мистический характер Возрождения в Германии. Идеи Реформации и мастерские гравюры А. Дюрера. Придворная культура французского Ренессанса - комплекс Фонтенбло. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Театр В. Шекспира - энциклопедия человеческих страстей. Историческое значение и вневременная художественная ценность идей Возрождения.

Опыт творческой деятельности. Сравнительный анализ произведений разных авторов и регионов. Участие в дискуссии на тему актуальности идей Возрождения и гуманистических идеалов. Просмотр и обсуждение киноверсий произведений Шекспира. Творческие работы учащихся в форме презентаций, докладов, выступлений)

Художественная культура XVII( 5 часов). Барокко. Стили и направления в искусстве Нового времени - проблема многообразия и взаимовлияния. Изменение мировосприятия в эпоху барокко: гигантизм, бесконечность пространственных перспектив, иллюзорность, патетика и экстаз как проявление трагического и пессимистического мировосприятия. Архитектурные ансамбли Рима (площадь Святого Петра Л. Бернини), Петербурга и его окрестностей (Зимний дворец, Петергоф, Ф.-Б. Растрелли) - национальные варианты барокко. Пафос грандиозности в живописи П.-П. Рубенса. Творчество Рембрандта Х. ван Рейна как пример психологического реализма XVII в. в живописи. Расцвет гомофонно-гармонического стиля в опере барокко («Орфей» К. Монтеверди). Высший расцвет свободной полифонии (И.-С. Бах).

Классицизм - гармоничный мир дворцов и парков Версаля. Образ идеального города в классицистических и ампирных ансамблях Парижа и Петербурга. От классицизма к академизму в живописи на примере произведений Н. Пуссена, Ж.-Л. Давида.

Художественная культура XVIII- первой половины XIX века ( 8 часов).

Рококо. Истоки рококо в живописи. Антуан Вато, Франсуа Буше.

Ампир. Музыка просвещения. Формирование классических жанров и принципов симфонизма в произведениях мастеров Венской классической школы: В.А. Моцарт («Дон Жуан»), Л. ван Бетховен (Пятая симфония, Лунная соната), Йозеф Гайдн Симфония №85 «Королева»

Романтический идеал и его отображение в камерной музыке («Лесной царь» Ф. Шуберта), и опере («Летучий голландец» Р. Вагнера). Романтизм в живописи: религиозная и литературная тема у прерафаэлитов, революционный пафос Ф. Гойи и Э. Делакруа, образ романтического героя в творчестве О. Кипренского.

Имперский стиль в архитектуре и живописи. Специфика русского ампира. Дворцовая площадь, Михайловский дворец в Петербурге. Классицистические каноны в русской академической живописи. К.И. Брюллов «Последний день Помпеи», А.А. Иванов «Явление Христа народу».

Зарождение классической музыкальной школы в России. М.И. Глинка, опера «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила», романс «Я помню чудное мгновенье».

Опыт творческой деятельности. Подготовка рефератов, выступлений, эссе, презентаций по темам. Сравнительный анализ художественных стилей, национальных вариантов внутри единого стилевого направления. Участие в дискуссии о роли художественного языка в искусстве, соотношении искусства и реальной жизни («реализм без границ»), прослушивание и анализ музыкальных произведений

Художественная культура конца XIX -- XX вв. (12 часов) Основные направления в живописи конца XIX века: абсолютизация впечатления в импрессионизме (К. Моне); постимпрессионизм: символическое мышление и экспрессия произведений В. ван Гога и П. Гогена, «синтетическая форма» П. Сезанна. Синтез искусств в модерне: собор Святого Семейства А. Гауди и особняки В. Орта и Ф. О. Шехтеля. Символ и миф в живописи (цикл «Демон» М. А. Врубеля) и музыке («Прометей» А. Н. Скрябина). Художественные течения модернизма в живописи XX века: деформация и поиск устойчивых геометрических форм в кубизме (П. Пикассо), отказ от изобразительности в абстрактном искусстве (В. Кандинский), иррационализм подсознательного в сюрреализме (С. Дали). Архитектура XX в.: башня III Интернационала В.Е. Татлина, вилла «Савой» в Пуасси Ш.-Э. Ле Корбюзье, музей Гуггенхейма Ф.-Л. Райта, ансамбль города Бразилиа О. Нимейера. Театральная культура XX века: режиссерский театр К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко и эпический театр Б. Брехта. Стилистическая разнородность в музыке XX века: от традиционализма до авангардизма и постмодернизма (С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, А.Г. Шнитке). Синтез искусств - особенная черта культуры XX века: кинематограф («Броненосец Потёмкин» С.М. Эйзенштейна, «Амаркорд» Ф. Феллини), виды и жанры телевидения, дизайн, компьютерная графика и анимация, мюзикл («Иисус Христос - Суперзвезда» Э. Ллойд Уэббер).

Опыт творческой деятельности. Посещение и обсуждение выставок, музеев, спектаклей и др. с целью определения личной позиции в отношении современного искусства. Подготовка сообщений,выступлений, рецензий, эссе, презентаций. Участие в дискуссии о современном искусстве, его роли, специфике, и направлениях.

    Обще учебные умения, навыки и способы деятельности

    Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом отношении приоритетными для учебного предмета «Мировая художественная культура» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

    умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

    устанавливать несложные реальные связи и зависимости;

    оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;

    осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в том

    числе и созданных в иной знаковой системе - «языки» разных видов искусств);

    использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих ра-

    бот;

    владеть основными формами публичных выступлений;

    понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;

    определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;

    осознавать свою культурную и национальную принадлежность.

    Результаты обучения

    Результаты изучения курса «Мировая художественная культура» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного и практико - ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

    Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.

    Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: соотносить изученные произведения с определённой эпохой, стилем, направлением, устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусств, пользоваться различными источниками информации, выполняя учебные и творческие задания.

В результате освоения курса мировой и отечественной художественной культуры формируются основы эстетических потребностей, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать её уникальность и неповторимость, развиваются навыки оценки и критического освоения классического наследия и современной культуры, что весьма необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен:

Знать / понимать:

  • основные виды и жанры искусства;

  • изученные направления и стили мировой художественной культуры;

  • шедевры мировой художественной культуры;

  • особенности языка различных видов искусства.

Уметь:

  • узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.

  • устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

  • пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

  • выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения).

Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выбора путей своего культурного развития;

  • организации личного и коллективного досуга;

  • выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

  • самостоятельного художественного творчества.

    Литература:

    1.Учебник «Мировая художественная культура» 10 класс/ Л.Г. Емохонова - М. Издательский центр «Академия», 2008г.

    2.Учебник «Мировая художественная культура»11 класс/ Л.Г. Емохонова- М. Издательский центр

    «Академия», 2008г.

    3.Методическое пособие к урокам «МХК»/ составитель И.А. Лескова- Волгоград, Издательство «Учитель». 2011г.

    4.Пособие к урокам «МХК» 10-11 классы,/ автор Н.А. Леухина - Волгоград, Издательство «Учитель».2008г.

    5. Учебное пособие «Изучение истории и культуры религий». Авторы: Е.Ф.Теплова, Д.М. Абрамов и др.

    - М. МИОО. ОАО «Московские учебники».2010г.

    6. «Древняя Индия. От возникновения до XIII века»/ М. Альбанезе - М.2003г.

    7. «Искусство древнего мира»/ Л.Д. Любимов.- М. 1997г.

    8. «Итальянский город XV века».\ И.Е. Данилова. -М.2000г.

    9. «История русского искусства конца XIX – начала XX века» /Д.В. Сарабьянов.- М. 2001г.

    10. « От иконы до авангарда. Шедевры русской живописи» / С. Даниель.-СПб.2000г.

    11. «Искусство: энциклопедический словарь школьника» / П. Кошель-М.2000г.

    12. «История красоты» / под редакцией У. Эко. – М.2005г.

    13. «Энциклопедия искусства XX века» / сост. О.Б. Краснова. – М.2003г.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Основная образовательная программа среднего (полного) общего образования

    Основная образовательная программа
    Современное общество требует максимально раскрыть индивидуальные способности, дарования человека и сформировать на этой основе профессионально и социально компетентную, мобильную личность, умеющей делать профессиональный и социальный
  2. Рабочая программа по мировой художественной культуре для учащихся 10 11 классов

    Рабочая программа
    Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов на обязательное изучение учебного предмета «Мировая художественная культура» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне.
  3. Обзор действующих учебно-методических комплектов по мировой художественной культуре

    Обзор
    переподготовка учителя (с получением соответствующего документа) или привлечение преподавателей из профессиональных учебных заведений. В ЧИППКРО ежегодно проводятся специальные курсы повышения квалификации для учителей мировой художественной культуры.
  4. Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего основного общего и среднего (полного) общего образования

    Документ
    ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
  5. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования часть ii среднее (полное) общее образование (2)

    Документ
    утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г.
  6. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования часть ii среднее (полное) общее образование (3)

    Документ
    утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г.

Другие похожие документы..