textarchive.ru

Главная > Диссертация


/index.php?go=Box&in=view&id=194

Приобрести книгу можно в Интернет-магазине RODINA.BY | ссылка



Электронная книга на сайте:
ШАРШУНОВ В.А., ГУЛЬКО Н.В.

Как подготовить и защитить диссертацию: История, опыт, методика и рекомендации

СОДЕРЖАНИЕ (ссылки на главы):

Введение
1. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ И АТТЕСТАЦИИ НАУЧНЫХ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ
1.1. Возникновение системы аттестации педагогов в западноевропейских университетах и их влияние на развитие науки и образования на территории Беларуси
1.2. Виленский университет - «ALMA MATER» науки и образования Беларуси и Литвы
1.3. Аттестация ученых и педагогов в дореволюционной России
1.4. Подготовка и аттестация ученых и педагогов в СССР и в Беларуси в советский период
1.5. Национальная система аттестации ученых и педагогов в Республике Беларусь
2. ПОЗНАНИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ НАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА – ОСНОВА УСПЕШНОЙ ПОДГОТОВКИ СОИСКАТЕЛЯ
2.1. Процесс научного творчества: основные термины и понятия
2.2. Диссертация - основной элемент системы аттестации научных кадров высшей квалификации в Республике Беларусь
2.3. Особенности организации научных исследований по диссертации
2.4. Методология научного поиска
2.5. Проявление законов логики в научном творчестве
2.6. Как найти свое изобретение (формирование навыков новаторского творчества)
2.7. Ученые и педагоги о научном творчестве
3. ВЫБОР ТЕМЫ ДИССЕРТАЦИИ
3.1. Удачный выбор темы диссертации - основа успеха соискателя ученой степени
3.2. О перспективных направлениях научных исследований
3.2.1. Физико-математические науки
3.2.2. Химические науки
3.2.3. Биологические науки
3.2.4. Техника
3.2.5. Сельское хозяйство
3.2.6. История
3.2.7. Экономика
3.2.8. Философия
3.2.9. Филологические науки
3.2.10. Юридические науки
3.2.11. Педагогика
3.2.12. Медицина, фармация
3.2.13. Искусствоведение
3.2.14. Психология
3.2.15. Социология
3.2.16. Политология
3.2.17. Культорология
3.2.18. Науки о Земле
4. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
4.1. Составление индивидуального и рабочего плана работы над диссертацией
4.2. Работа по обоснованию выбора направления исследований (работа над обзором литературы по теме)
4.3. Теоретические исследования по диссертации
4.4. Экспериментальные исследования
4.5. Корректность математической обработки результатов эксперимента – залог достоверности научных положений по диссертации
5. РАБОТА НАД РУКОПИСЬЮ ДИССЕРТАЦИИ
5.1. Общие рекомендации по структуре и оформлению отдельных частей диссертации 199
5.2. Что надо знать при оформлении текста диссертации
5.3. Правила применения в диссертациях и в научных работах сокращений, аббревиатур, некоторых слов и словосочетаний
5.4. Язык и стиль изложения материала в тексте диссертации.
5.5. Об использовании стандартных словосочетаний и выражений в научном тексте
6. ОФОРМЛЕНИЕ ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЫ
6.1. Требования нормативных документов к оформлению и представлению диссертации как условие роста профессионализма ученого
6.2. Оформление текста диссертации
6.3. Оформление таблиц
6.4. Правила размещения формул в тексте
6.5. Представление иллюстраций в тексте
6.6. Оформление списка используемой литературы
6.7. Правила оформления библиографических ссылок в тексте.
6.8. Оформление приложений к диссертациям
7. ЗАЩИТА ДИССЕРТАЦИИ
7.1. Составление автореферата диссертации
7.2. Подготовка доклада соискателя к защите диссертации
7.3. Рассмотрение диссертации по месту ее выполнения
7.4. Оформление основных документов для приема диссертационной работы в совет по защите диссертаций
7.5. Рассмотрение диссертационной работы в совете по защите диссертаций
7.6. Анализ недостатков диссертаций и аттестационных дел, поступивших в ВАК
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8
Приложение 9

(Форматирование книги приводится в порядок, приложения станут доступными)

:: Разместите ссылку http://soiskatelu.at.tut.by на вашем сайте ::

Перепечатка материала только с разрешения владельца ресурса http://soiskatelu.at.tut.by
Использование материала в коммерческих целях запрещено!

1. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ И АТТЕСТАЦИИ НАУЧНЫХ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ

1.1.Возникновение системы аттестации педагогов в западноевропейских университетах и их влияние на развитие науки и образования на территории Беларуси

Ученые степени, ученые и академические звания, как элементы признания вклада отдельных личностей в науку и в познание законов природы, в истории развития мировой цивилизации сыграли существенную роль. Их появлению предшествовал значительный период, исчисляемый не одним тысячелетием -  от первых древнегреческих философов до средневековья, периода расцвета науки, прежде всего как основы технического прогресса в средствах производства, а также в осознании человечеством необходимости изучения законов природы. Своему рождению система аттестации научных и научно-педагогических кадров обязана появлению в этот период в Западной Европе первых университетов. Становление и развитие этих высших учебных заведений в сфере образования значительно повысили социальный статус педагогов того времени, особенно как носителей передовых идей и знаний, являющихся источниками прогресса во всех сферах жизни и деятельности человечества [49].

Введение ученых степеней и званий явилось закономерным следствием увеличения численности людей, занимающихся наукой и образованием. Именно это дало  человечеству  возможность выделить из отдельных социальных групп представителей, отличающихся своим высоким интеллектуальным уровнем, солидным багажом знаний, внесших значительный вклад в развитие науки. Те, кому выпадала честь попасть в такие группы, получали материальные и моральные блага, что являлось дополнительным стимулом для притока молодых одаренных людей, хотя авторы  этой работы считают, что жажда познания нового у значительной части человечества во все времена была двигателем прогресса. Получение же благ, да и признание заслуг было для  творческих и ищущих личностей лишь сопутствующим фактором. А для скольких из них  признание заслуг и восхваление начиналось только после завершения жизненного пути?

Западноевропейские университеты средневековья являются родоначальниками в организации системы аттестации научно-педагогических кадров для учебных заведений. Ученая степень доктора наук впервые стала присуждаться в Болонском университете (Италия) с 1130 года. Затем эту степень стали присуждать с 1231 года в Парижском университете (Франция) [115].Несколько позднее ученые степени стали присуждать в Австрии, Англии, Германии, Швейцарии и других странах Европы, в том числе в восточноевропейских университетах: в Пражском (Чехия) и Краковском (Польша).

В западноевропейских университетах вплоть до начала ХIХ века осуществлялась подготовка и аттестация на ученые степени выходцев из России, включая и проживающих на территории нынешней Беларуси. Для них, как и для обучения жителей Великого княжества Литовского, в том числе и выходцев из белорусских земель, традиционными учебными центрами были Краковский, Падуанский, Пражский, Болонский, Виттенбергский, Лейпцигский, Кенигсбергский, Лейденский и другие известные западноевропейские университеты. При этом через выпускников оказывалось своего рода влияние на ориентацию населения этих земель на расширение контактов с соответствующей страной, т.е. уже тогда шла борьба за сферы влияния. Так, в Краковском университете в период с 1510 по 1560 год обучались 84 студента из 30 городов «Литвы и Жмуди», которым оказывалась поддержка [115, с.32]. Второе место по престижу имел Падуанский университет. Достаточно отметить, что в ХVII веке в нем было подготовлено 163 доктора медицины для Речи Посполитой, в том числе и для городов Беларуси. Многие учились в Падуе, будучи докторами философии и профессорами, а некоторых из них обучал Г.Галилей. Его учеником был врач и поэт из белорусских земель Даниил Наборовский, который в 1593 г. опубликовал на латинском языке диссертацию «О темпераментах». В 1545 г. герцог Прусский Альбрехт учредил в Кенигсбергском университете специальные стипендии  для выходцев из Великого княжества Литовского. [115, с. 33].

Часть белорусских выходцев после получения соответствующего образования в иностранных учебных заведениях и признания там своих научных заслуг через ученые степени и звания возвращалась на родину и продолжала успешно трудиться, используя полученные знания для развития как материальной, так и духовной сфер. Среди них в первую очередь следует назвать Матея Карпигу (1457-1523), польского историка (больше известного под именем «Мацей з Мехава»), географа, медика и астролога. Он окончил Краковский (Ягеллонский) университет и получил степень бакалавра (1476), а затем магистра вольных наук (1479). Затем продолжил учебу в Италии, получил степень доктора медицины (ориентировочно 1487), работал профессором и ректором Краковского университета. При этом следует отметить, что он  8 раз подряд, через каждые два года до 1519 г., переизбирался ректором, что свидетельствует о его высокой квалификации и авторитете у современников [183, т. 5, с. 99]. Это - достойный пример и для современного ректорского корпуса высших учебных заведений не только нашей страны.

Краковский (Ягеллонский) университет был alma-mater и для другого выходца из Великого княжества Литовского - Яна Вислицкого, которого  в ректорских актах того времени называли «русином» [183, т. 2, с. 304]. В 1505 г. он получил степень бакалавра вольных наук, а в 1510-1512 г. - магистра. Ян Вислицкий - известный поэт начала XVI века, автор исторической поэмы «Прусская война» (Краков, 1516), в которой описана Грюнвальдская битва 1410 года.

В числе первых уроженцев Великого княжества Литовского, получивших ученую степень, был Аврам Кульва (1510-1545), сторонник и проповедник лютеранской идеи на землях Беларуси [17, с. 84] Он учился в немецких университетах, в том числе в Витенбергском и Лейпцигском. Там он получил ученую степень доктора теологии. С 1539 года работал в лютеранской школе в Вильно, однако  из-за преследований католического духовенства, добившегося у Короля Речи Посполитой Жигимонта 1 Старого грамоты на его арест, с 1544 года работал профессором теологии в Кенигсбергском лютеранском университете.

Витенбергский университет закончил еще один знаменитый представитель Великого княжества Литовского - Августин Мелецкий, больше известный на своей земле как Ратундус, являвшийся секретарем государственной канцелярии при Великом князе Жигимонте 1 Старым. С 1542 г. упоминается в списках преподавателей Витенбергскиого университета как доктор канонического и гражданского права. Ему, как правоведу, принадлежит ряд системных работ по магдебургскому праву. Он - один из авторов Уставов Великого княжества Литовского 1566 и 1588 годов. Среди других авторов Устава 1566 года историки называют Петра Роизия, уроженца Италии, доктора права,  учившегося в Падуанском и Болонском университетах, преподававшего позднее в Краковском университете. Его считают основателем научной школы юриспруденции в Великом княжестве Литовском. С его именем связано открытие в 1563 г. в Вильно первой школы права (по свидетельству Т.Нарбута, он там преподавал римское, саксонское и магдебургское право). Им же эта школа была преобразована в училище юриспруденции, где велась подготовка судей, адвокатов и других судебных чиновников [183, т.6, ч. 1, с. 86]. П.Роизий - автор известной работы «Заключение Петра Роизия, королевского юристконсультанта, об делах, что слушались на судебных заседаниях Литвы, и об обсуждении судебных решений», изданной в Кракове (1563), а затем переизданной в Франкфурте-на-Майне (1570) и в Венеции (1572).

Ученую степень бакалавра философии имел и сторонник антитринитарианств Сымон Будный (1530-1593), окончивший факультет свободных искусств Краковского университета [115, с. 92]. Известно, что он получил дополнительно образование в западноевропейских университетах, в том числе, как отмечает белорусский историк В.Шалькевич, в Базельском университете (Швейцария).

Из многочисленных исторических летописей и источников известно, что  первым белорусом, который получил высшее университетское образование, был Франциск Скорина (1490-1551) из г. Полоцка. В 1506 г. он был удостоен в Краковском университете звания лекаря. Там же несколькими годами позднее он получил ученую степень бакалавра философии.  В 1512 г. Ф. Скорина сдал специальный экзамен на степень доктора медицины в Падуанском университете (Италия). После получения ученой степени Ф. Скорина продолжал заниматься медицинской практикой и имел значительные успехи в естественных науках, хотя, безусловно, особую известность ему принесла первопечатническая деятельность. Им впервые были напечатаны книги на белорусском языке. Известно, что в 1534-1535 годах Ф. Скорина работал королевским ботаником в Праге и интенсивно занимался изучением растительного мира для ботанического сада. В результате им в Пражском университете была получена ученая степень доктора artium (вольных наук)  [183, т. 6, ч. 1, с. 309 - 315].

Наиболее известным из белорусских изобретателей и самоучек-инженеров является Казимир Семенович (1600-1651), уроженец Витебщины, который в 1650 г. издал  в Амстердаме книгу «Великое искусство артиллерии. Часть первая» [183, т. 6, ч. 1, с. 286]. В ней он с опережением на века описал не только конструкцию и особенности применения пушек, но и дал достаточно подробное описание устройства многоступенчатой ракеты, ракетных батарей и ракетных стабилизаторов движения. Эта книга была издана на многих языках Европы и была долгие годы учебником для подготовки артиллеристов. К сожалению, была утеряна вторая часть этой книги, которая содержала также много оригинальных идей. После учебы в Виленской академии К.Семенович служил на военной службе при дворах европейских принцев. С 1649 года - заместитель начальника артиллерии Королевства Польского.

Особое место в истории развития образования на Беларуси принадлежит Илье Федоровичу Копиевичу (1651-1714), просветителю и книгоиздателю, уроженцу Слуцщины, учившемуся в Голландии. Там состоялось его знакомство с Петром 1, который поддержал его стремление к изданию учебников и книг по арифметике, словарей и другой подобной литературы. Им было изданы: «Краткое и полезное руковедение во арифметику» (1699), «Уготование и толкование ясное поверстания кругов небесных» (1699), «Введение краткое во всякую историю» (1699), «Номенклятор (лексикон) на русском, латинском и немецком языках» (1700), «Номенклятор на русском, латинском и голландском языках» (1700), «Грамматика латинская» (1700) «Морского плавания книга» (1700), «Руковедение в грамматику славено-российскую...» (1706) и др. Эти издания пользовались большой популярностью у современников [14].

В 1569 г. картограф Андрей Пограбка, уроженец белорусских земель, составил и подарил королю Жигимонту 11 Августу карту «Европейской сарматии», на которой были показаны земли Беларуси. Эта карта была одна из первых, где детально показаны белорусские земли в составе Великого княжества Литовского. В 1603-1606 годах более точная карта Великого княжества Литовского была выгравирована Томашем Маковским (сохранилось ее 2-е издание 1613 года).

Рассматривая историю экономического аграрного образования, нельзя пройти мимо Степана Аскерко (1712-1780 ориентировочно), одного из первых  белорусских экономистов и юристов, доктора гражданского права, уроженца Гродненщины. Он получил образование в университетах Кенигсберга и Берлина и с 1733 года был советником юстиции прусского короля Фридриха II. В 1760 г. им был написан трактат «Неабавязковы план хутчейшего асваення абложных зямель Брандэнбургскай маркі». Впервые в истории науки здесь им введен термин «план» или «высказ».

В развитии системы образования в Великом княжестве Литовском особое место принадлежит деятельности «Адукацыйнай камісіі», созданной в 1773 г. Первым председателем этой комиссии был Игнатий Якуб Мосальский (1729-1794), уроженец Гродненщины. Он получил образование в Риме, имел ученую степень доктора канонического и римского права (1752). Главное внимание комиссия уделяла созданию широкой сети начальных школ на территории Великого княжества Литовского, повышению уровня образования населения. И.Я.Мосальский, как отмечает В.Шалькевич, был одной из самых противоречивых фигур в истории Великого княжества Литовского, совмещающим в отдельные периоды жизни прогрессивные и консервативные взгляды  [183 т. 5, с. 85].

Безусловно, стремлению получить ученые степени и ученые звания у выходцев из России и Беларуси способствовала работа на их родине иностранных педагогов, просветителей и церковных деятелей, имеющих эти степени и звания. В XVI - XVII веках на Беларуси в иезуитских коллегиумах, всевозможных католических школах, училищах, костелах, монастырях и других культовых учреждениях того времени работали выдающиеся ученые и педагоги [66]. Не обо всех из них в истории Беларуси остались сведения. Рассматривая вопросы распространения опыта работы западноевропейских университетов по аттестации ученых и педагогов на территории нашей страны, следует иметь представление о том, что потребности в нем не было бы, если бы не было значительного исторического этапа становления  культуры и образования населения на древних белорусских землях, имеющего ряд значительных вех.

В древних летописях наиболее ранние сведения о первых элементах научных знаний и образования связаны с принятием христианской религии в 988 г. в Киевской Руси, в которую входила территория нынешней Беларуси. В 991-992 годах в Полоцке создается первая на территории Беларуси христианская епархия (епископия), а затем в Турове основывается вторая христианская епархия. В 1001 г. в Друкце (Толочинский район) сооружается один из первых христианских храмов (собор). В 1054 г. христианская церковь разделяется на католическую и православную. Из истории Беларуси XII - XIII веков известно, что наибольшее значение на ее территории в то время имели два центра написания и переписывания православных рукописных книг, как первые очаги науки и образования. Это - Полоцк и Туров, в которых основаны христианские епархии соответственно в 991 и 1005 годах. В 1241 г. в Полоцке открывается православная епархия [13].

Там были собраны наиболее образованные люди. Среди них наибольшую известность имели Евфросинья Полоцкая (1101-1167) и Кирилл Туровский (1113-1182), выдающиеся церковные деятели того времени, просветители и проповедники, причисленные церковью в ранг святых земли белорусской. Именно с их именами и именами их современников связаны древнейшие памятники культуры Беларуси: знаменитый Софиевский собор (1044-1066), самый древний свод законов Киевской Руси «Правды Ярослава Мудрого» (1-я половина XI века), книг «Туровское евангелие» (XI -й век), «Полоцкое евангелие» (XII-XIV век), «Оршанское евангелие» (XIII век), «Супрасльская рукопись», «Слово о полке Игореве» (конец XII века), «Лавришевское евангелие» (XIII век), «Друцкое евангилие» (XIII век), «Онежский (Мстиславский) псалтырь» (XIV век), «Летописец великих князей литовских» (1420-е годы), «Аповесць пра Падолле» (1432-1435), «Радзивилловская летопись» (1487), «Судебник Казимира Ягеллончика» (1468) и др.  Следует вспомнить и рукописную книгу «Повесть временных лет» – первый общерусский летописный свод, уникальный памятник восточно-славянского летописания, охватывающий события с 852 по 1110 год (историки предполагают, что автором этой летописи является монах Киево-Печерского монастыря Нестор). В конце XII – начале XIV веков создаются первые памятники автобиографической литературы, такие, как «Житие Евфросиньи Полоцкой» (предполагаемый автор – игуменья Спасо-Преображенского монастыря Евпраксия), «Житие Аврамия Смоленского», «Сказание о виленских мучениках Иоанне, Антонии, Евстафии» и другие. Для историков представляют интерес «Алесандров привилей» (1492), (своеобразная конституция Великого княжества Литовского, в которой определены основы гражданского и уголовного права), а также «Летопись Авраамки» (Смоленск, 1495), «Хроника Великого княжества Литовского и Жемойтского» (1520-е годы) и  многие другие подобные рукописи.

В это время широкой известностью пользовался  архитектор Иоанн, выдающийся представитель полоцкой архитектурной школы, оставивший после себя ряд ценных трудов, отнесенных к выдающимся  памятникам историко-культурного наследия наших предков. Он по заказу Евфросиньи Полоцкой построил в Полоцке Спасо-Евфросиньевский соборный храм (1152-1161). Не менее известным был полоцкий мастер-ювелир Лазарь Богша [3], создавший  воздвиженский крест - святыню Полоцкой земли (1161). В 1271-1288 годах еще одним самобытным белорусским архитектором Олекcой возведена Каменецкая башня (она в отдельных источниках называется еще как Каменецкий столп, Каменецкая вежа, Белая вежа, Каменец Брестской области), являющаяся уникальным памятником оборонительной архитектуры ХIII века. В начале ХIII века известнейшими церковными деятелями православья в Беларуси были Климент Смолятич и Аврамий Смоленский, которые, кроме того, были писателями, философами и историками.

В д. Лаврышово Новогрудского района в 1225 г. был открыт один из самых старых и известных на территории Беларуси мужских монастырей, который в ХIII веке был одним из центров летописания Беларуси. Его первым настоятелем был архимандрит преподобный Елисей Лаврышевский, известный церковный деятель ХIII века. В XVI веке здесь работала православная школа, а в конце XVIII-начале XIX в.в. в монастыре действовала Брестская епархиальная униатская семинария, в библиотеке которой насчитывалось более 500 книг.

Просветительская работа при православных церквях и монастырях была сосредоточена в братских школах, которые имели широкое распространение в Беларуси, Литве и на Украине в конце XVI - XVIII в.в. Они по праву считались в то время центрами просвещения, культуры и зарождающейся науки. Одной из первых таких монастырских школ, открытых на белорусских землях, была школа в местечке Гайна Логойского района (1522). В Могилеве в 1589 г. создано одно из первых на Беларуси православное братство скорняков, при котором была открыта школа. В это время были открыты братские школы в Вильне (1584), Бресте (1591), Минске (1612), Орше (1648), Мстиславле, Несвиже, Пинске, Слуцке и других городах. Они имели свой статут и в них преподавались основы знания церковно-славянского, греческого, русского, белорусского, латинского и польского языков, творений античных мыслителей-философов, арифметики, рисования, астрономии и других общеобразовательных предметов. Как правило, эти школы имели свои библиотеки и архивы, а также ботанические сады, парки и подсобные хозяйства. В них ввели подготовку по такому предмету, как «Домоводство», который включал элементы знаний по возделыванию культур и выращиванию домашних животных.  В 1617 г. в Слуцке открыт лицей – одно из старейших средних учебных заведений Беларуси.

В XVI-XVII веках на ниве просвещения на Беларуси работало много замечательных педагогов-просветителей, оставивших значительный след в истории нашей страны. Безусловно, без их влияния не могли быть созданы условия для развития науки и образования и появления первых попыток осмыслить закономерности развития природы, человека, общества.

Наряду с упомянутыми выше писателем, поэтом, историком и этнографом,автором исторической поэмы «Прусская война» (1516) о Грюнвальдской битве 1410 года Яном Вислицким (1480-1520); деятелем реформации, философом, просветителем и одним из первых книгоиздателей Сымоном Будным (1530-1593); картографом, гравером и книгоиздателем, автором первой карты Великого княжества Литовского с территорией Беларуси с подробным описанием отдельных регионов в качестве приложения Томашем Маковским (1562-1630); в анналах истории белорусского просветительства есть и другие славные имена. Это Николай Гусаковский (1470-1533), поэт, историк и просветитель, автор поэмы «Песнь о зубре»; Андрей Волан (1530-1610), правовед и философ; Федор Евлошовский (1546-1619), родоначальник мемуарной литературы на Беларуси, первый, кто попытался создать словарь и букварь белорусского языка; Андрей Римша (1550-1600 ориепнтировочно), поэт, основатель парегирического направления в белорусской литературе; Петр Мстиславец, крупнейший книгоиздатель XVII века; Василий Тяпинский (1540-1604, родовая фамилия Омельянович), книгоиздатель, писатель и философ; Ипатий Потий (1541-1613, светское имя Адам Львович), писатель, полемист, общественный и церковный деятель, белорусский гуманист, книгоиздатель и общественный деятель; Симеон Полоцкий (1629-1680), белорусский просветитель, писатель и историк; Казимир Лыщинский (1634-1689), белорусский мыслитель-атеист, философ, педагог и общественный деятель. Достойны упоминания также: С. и Л.Зизании, Н.Лянчицкий, М.Смотрицкий, Л.Карпович, С.Косова, М.Стрийковский и др.

В 1517 г. Ф.Скорина издает в Праге первую белорусскую книгув(сего им было издано 23 книги Библии). Им же в 1522 г. в Вильно основывается первая на территории Восточной Европы типография (друкарня), в которой печатается «Малая подорожная книжица» (1522) и «Апостол» (1525). В 1553 г. в Бресте основана первая на территории современной Беларуси типография. В 1562 г. в Сымон Будный издал в основанной им Несвижской типографии белорусскоязычные произведения «Катехизис» и «Об оправдании грешного человека перед Богом». В 1563 г. издана Библия, одна из наиболее полных и хорошо оформленных в то время. Она известна как «Брестская Библия», а также как «Радзивилловская Библия». В 1569 г. в Заблудовской типогорафии, расположенной в имении князя Р.Ходкевича в дер. Заблудово Гродненского уезда, в которой работали Иван Федоров и Петр Мстиславец, было издано «Евангелие учительское», в 1570 г. – «Псалтырь с часословцем». В 1572 г. в местечке Лосск Воложинского района была открыта типография, руководителем которой был С.Будный, издавший там  в 1574 г. Новый завет Библии В предисловии, комментариях и примечаниях к нему были помещены первые элементы критики евангелических книг. С 1574 по 1623 годы в Вильно действовала типография братьев Мамоничей, основанная Петром Мстиславцем на деньги могилевских купцов Мамоничией. В ней было издано более 80 книг, их них более 50 на старобелорусском языке. В 1580 г. в типографии Василия Тяпинского было издано белорусскоязычное  «Евангелие». В 1593 г. в типографии Мамоничей издан первый «Букварь». В это же время создается Баркулабовская летопись, выдающийся памятник белорусской письменности, и «Дыярыуш» ( «Дневник») Федора Евлашовского. В 1619 г. издана «Грамматика» Мелентия Смотрицкого («Грамматики словенския правильная синтагма»). В 1631 г. в Кутеинской и Могилевской братских типографиях издан «Букварь», подготовленный Спиридоном Соболем и пользующийся большой популярностью в XVII в.

В первой половине XVI в. создается Хроника Быховца - выдающийся памятник белорусского летописания. В 1559 г. в Великом княжестве Литовском проведена «ревизия пущ и звериных переходов», уникальное по своей значимости для учета природных ресурсов мероприятие. В Пинске основана аптека – одна из первых в Беларуси (следует отметить, что из источников того периода известно открытие в Беларуси в XVI – XVIII в.в. примерно 40 аптек). В 1563 г. в Брестской типографии издана Библия – одно из самых полных изданий того времени. Она известна еще под названиями «Брестская Библия» и «Радзивилловская Библия». В 1566 г. утвержден 2-й Статут, а в 1588 г.  - 3-й Статут Великого княжества Литовского – своды законов федерального права, справедливо считающиеся у историков памятниками белорусской письменности и юридической мысли. Историческую ценность как памятник старобелорусской письменности представляет переписка Оршанского старосты и Смоленского воеводы Филона Кмита-Чернобыльского с королем Речи Посполитой и деятелями Великого княжества Литовского. В 1615 г. издан социально-политический трактат белорусского гуманиста и мыслителя Михалона Литвина «О нравах татар, литовцев и московитян», в котором делается попытка осмыслить историческое наследие этих народов.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Как подготовить и защитить диссертацию История опыт методика и рекомендации СОДЕРЖАНИЕ (ссылки на главы)

    Диссертация
    ... RODINA.BY | ссылка Электронная книга на сайте: ШАРШУНОВ В.А., ГУЛЬКО Н.В. Какподготовить и защититьдиссертацию: История, опыт, методика и рекомендацииСОДЕРЖАНИЕ (ссылкинаглавы): Введение 1. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ...
  2. Бюллетень новых поступлений 2004 год (1)

    Бюллетень
    ... Алексеевич Какподготовить и защититьдиссертацию: история, опыт, методика и рекомендации/ В. ... конце глав. ... Содержание нравственного образования в системе профессиональной подготовки студентов педагогического колледжа: Автореферат диссертациина ... ссылки ...
  3. Бюллетень новых поступлений 2004 год (2)

    Бюллетень
    ... Алексеевич Какподготовить и защититьдиссертацию: история, опыт, методика и рекомендации/ В. ... конце глав. ... Содержание нравственного образования в системе профессиональной подготовки студентов педагогического колледжа: Автореферат диссертациина ... ссылки ...
  4. КАК ПИСАТЬ И ОФОРМЛЯТЬ богословские работы на русском украинском и английском языках Руководство Евро-Азиатской Аккредитационной Ассоциации Предисловие

    Руководство
    ... Методика ... Подготовьте ... ссылкамина литературу, в то время как для кандидатской и докторской диссертаций ... История ... 1267. Оп. ... рекомендации, добавляя собственные особенности каждой школы. 7.1. Порядок проведения защиты ... главам; - обзор источников. 4 % Содержание ...
  5. История философии (4)

    Список учебников
    ... 559 Глава 21 ... содержания. На ... через ссылкуна ... рекомендациям ... подготовила ... на ее базе — специфических методик ... Опыт бесед с молодыми людьми» (1858). Философские воззрения. Воззрения на природу и историю ... защитилкак магистрскую диссертацию ...

Другие похожие документы..