textarchive.ru

Главная > Программа


Оглавление

№ п/п

Содержание

Страницы

I.Целевой раздел

1.

Пояснительная записка

2.

Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования

3.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования

II.Содержательный раздел

1.

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования

2.

Программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности

3.

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

4.

Программа формирования экологической культуры , здорового и безопасного образа жизни

5.

Программа коррекционной работы

III.Организационный раздел

1.

Учебный план начального общего образования

2.

План внеурочной деятельности

3.

Система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта

Основная образовательная программа образовательного учреждения разрабатывается в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года № 373.

Структура Образовательной программы:

I.Целевой раздел

1.Пояснительная записка

2.Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования

3.Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования

II.Содержательный раздел

1.Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования

2. Программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности

3. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

4. Программа формирования экологической культуры , здорового и безопасного образа жизни

5.Программа коррекционной работы

III.Организационный раздел

1.Учебный план начального общего образования

2.План внеурочной деятельности

3.Система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта

I. Целевой раздел

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МОУ «СОШ №43»

Введение

Основная образовательная программа НОО Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №43» разработана педагогическим коллективом (Мороз В.В. - заместитель директора по УВР, Ишпахтиной Т. Г. -заместитель директора ВР, Фархутдиновой И.А.- заместитель директора УВР в начальной школе, психолог, социальный педагог,7учителей начальных классов, 2учителя иностранного языка) в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденого приказом Министерства образования и науки; с учетом рекомендаций Примернойпрограммы образовательного учреждения, особенностей образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников, а также концептуальных положений УМК «Перспективная начальная школа», реализующих фундаментальное ядро содержания современного общего начального образования (базовые национальные ценности, программные элементы научного знания, УУД).

1.1. Цели и задачи реализации основной образовательной программы начального общего образования

Образовательная программа предусматривает достижение следующих результатов образования:

– личностные результаты: готовность и способность к саморазвитию; сформированность познавательной мотивации; ценностно-смысловые установки, отражающие индивидуально-личностные позиции обучающихся;

– метапредметные результаты, включающих освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетентностями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;

– предметные результаты:освоенный опыт специфической для предметной области деятельности, готовность его преобразования и применения; система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Целью реализации Образовательной программыявляется обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Одной из основных целейразвивающей личностно-ориентированной системы обучения, реализованной в УМК «Перспективная начальная школа»,является оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности. В этой деятельности ученик как равноправный участник процесса обучения выступает то в роли обучаемого, то – обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.

Инновационные подходы нашли свое отражение и в целевой установке УМК «Перспективная начальная школа» – обеспечение планируемых результатов основной образовательной программы, к числу которых отнесены:

- личностные результаты – знание моральных норм, умение соотносить свои поступки с принятыми этическими нормами, умение выделить нравственный аспект поведения, сформированость мотивации к обучению, сформированность умения учиться;

- метапредметные результаты – освоенные обучающимися в ходе образования (урочной и внеурочной деятельности) универсальные учебные действия: познавательные, регулятивные и коммуникативные;

- предметные результаты – освоенная обучающимися в ходе изучения того или другого предмета, в условиях урочной и внеурочной деятельности, система знаний и опыт специфичный для предметной области по получению этих знаний, их преобразованию и применению в практике повседневной жизни.

В УМК «Перспективная начальная школа» осуществляется решение следующихзадач:

- развитие личности школьника, его творческих способностей;

- воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающим», интереса к учению;

- формирование желания и умения учиться, освоение основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира, и опытаего применения и преобразования в условиях решения учебных и жизненных задач;

- формирование у младших школьников основ культуросообразного поведения, понимания особенностей региона на основе первичных представлений о его природе, истории, населении, быте, культуре; гражданской позиции, бережного отношения к памятникам истории и культуры, сохранения традиций народов, проживающих в регионе;

- развитие основ экологической культуры младших школьников через восприятие объектов и явлений природы, воспитания потребности общения с природой, привития навыков целесообразного поведения в природе, норм личной гигиены для сохранения своего здоровья и здоровья окружающих;

- укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.

1.2. Принципы и подходы к формированию основной образовательной программы начального общего образования и состава участников образовательного процесса МОУ «СОШ №43»

УМК «Перспективная начальная школа»направлен на обеспечение равных возможностей получения качественного начального общего образования всем обучаемым с учетом: разновозрастного зачисления детей в первый класс (дети шести, семи, восьми лет); разного уровня дошкольной подготовки (дети, посещающие и не посещающие детский сад); топографической принадлежности детей (городские и сельские дети имеют разный опыт жизни и свои преимущества, что, безусловно, должно сказаться на подборе учебного материала); разного уровня владения русским языком (нередко это дети, у которых русский язык не единственный язык общения, а также имеющие логопедические проблемы.

Основные принципы развивающей личностно-ориентированной системы обучения «Перспективная начальная школа»:

Принцип непрерывного общего развития каждого ребенка в условиях обучения, идущеговпереди развития. Он предусматривает ориентацию содержания на интеллектуальное, эмоциональное, духовно-нравственное, физическое и психическое развитие и саморазвитие каждого ребенка. Следовательно, необходимо создать такие условия, которые предоставят «шанс» каждому ребенку проявить самостоятельность и инициативу в различных видах аудиторной и внеурочной работы.

Принцип целостности образа мирасвязан с отбором интегрированного содержания предметных областей и метапредметных УУД, которое позволяют удержать и воссоздать целостность картины мира, обеспечить осознание ребенком разнообразных связей между его объектами и явлениями. Интеграция позволяет объединить «усилия» различных предметов по формированию представлений о целостности мира (русский язык, литературное чтение, окружающий мир, математика, технология, информатика, музыка), по формированию универсальных УУД.

Принцип практической направленности.Он предусматривает формированиеуниверсальных учебных действий средствами всех предметов, способностиих применять в условиях решения учебных задач и практической деятельности повседневной жизни, умений работать с разными источниками информации (учебник, хрестоматия, рабочая тетрадь и продуманная система выхода за рамки этих трех единиц в область словарей, научно-популярных и художественных книг, журналов и газет, других источников информации); умений работать в сотрудничестве (в малой и большой учебной группе) в разном качестве (ведущего, ведомого, организатора учебной деятельности); способности работать самостоятельно (понимается не как работа в одиночестве и без контроля, а как работа по самообразованию);

Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников. Это, прежде всего, поддержка всех учащихся с использованием разноуровневого по трудности и объему представления предметного содержания через систему заданий. Это открывает широкие возможности для вариативности образования, реализации индивидуальных образовательных программ, адекватных развитию ребенка. Каждый ребенок получает возможность усвоить основной (базовый) программный материал, но в разные периоды обучения и с разной мерой помощи со стороны учителя и соучеников. Одновременно, группа наиболее подготовленных учащихся получает возможность овладеть более высокими (по сравнению с базовым) уровнями достижений.

Принцип прочности и наглядности реализуется через рассмотрения частного (конкретное наблюдение) к пониманию общего (постижение закономерности) и затем от общего (от постигнутой закономерности) к частному (к способу решения конкретной учебной или практической задачи). Основанием реализации принципа прочности является разноуровневый по глубине и трудности содержание учебных заданий. Это требование предполагает, прежде всего, продуманную систему повторения (неоднократное возвращение к пройденному материалу). Это приводит к принципиально новой структуре учебников УМК и подачи материала: каждое последующее возвращение к пройденному материалу продуктивно только в том случае, если имел место этап обобщения, который дал школьнику в руки инструмент для очередного возвращения к частному на более высоком уровне трудности выполняемых УУД.

Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья ребенка базируется на необходимости формирования у детей привычек к чистоте, аккуратности, соблюдению режима дня. Предполагается также создание условий для активного участия детей в оздоровительных мероприятиях (урочных и внеурочных): утренняя гимнастика, динамические паузы, экскурсии на природу.

Состав участников образовательного процесса образовательного учреждения. Участниками образовательного процесса являются обучающиеся, педагогические работники общеобразовательного учреждения, родители (законные представители) обучающихся, досуговый центр «Ситно», методисты.

Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся в части, касающейся участия в формировании и обеспечении освоения своими детьми основной образовательной программы начального общего образования, могут закрепляться в заключённом между ними и образовательным учреждением договоре (Приложение 1), отражающем ответственность субъектов образования за конечные результаты освоения основной образовательной программ.

1.3. Общая характеристика основной образовательной программы начального общего образования

Образовательная программа, разработанная образовательным учреждением МОУ «СОШ №43», предусматривает:

– достижение планируемых результатов освоения Образовательной программывсеми обучающимися, создание условий для образования детей с особыми образовательными потребностями, создание специфических условий для детей с ограниченными возможностями здоровья на основе уровневого подхода в обучении, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания;

– выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей, диагностики и мониторинга развития учащихся, консалтинговая деятельность, психологическое сопровождение детей с «синдромом раннего развития» и одаренных детей;

– организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности через различные формы организации внеурочной деятельности;

– участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды на основе выработки общих позиций, единых требований, создания условий, согласования деятельности школы и семьи по воспитанию и обучению учащихся;

– использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа, и в первую очередь личностно-ориентированного развивающего обучения;

– возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся на уроке и за его пределами благодаря взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности;

– включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия на основе краеведческой, природоохранной деятельности и социальных практик.

Образовательная программа МОУ«Средняя общеобразовательная школа №43 предназначена удовлетворить потребности:

обучающихся – в расширении возможностей для удовлетворения проявившегося интереса к тому или иному учебному предмету;

родителей - в потребности выбора программ обучения, обеспечивающих личностное становление и профессиональное самоопределение на основе усвоения традиций и ценностей культуры, в социальной адаптации;

общества и государства – в реализации образовательных программ, обеспечивающих гуманистическую ориентацию личности на сохранение и воспроизводство достижений культуры и воспитание молодого поколения специалистов, способных решать новые прикладные задачи.

Школа обеспечивает ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса:

- с уставом и другими документами, регламентирующими осуществление

образовательного процесса в этом учреждении;

-с их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы начального общего образования, установленными законодательством Российской Федерации и уставом образовательного учреждения.

Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся в части, касающейся участия в формировании и обеспечении освоения своими детьми основной образовательной программы начального общего образования, закрепляются в заключённом между ними и школой договоре (Приложение 1), отражающем ответственность субъектов образования за конечные результаты освоения основной образовательной программы.

1.4. Общие подходы к организации внеурочной деятельности

Пояснительная записка к внеурочной деятельности, реализуемой в

МОУ «СОШ№43»

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности. В настоящее время, в связи с переходом на стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.

Настоящая программа организации внеурочной деятельности обучающихся МОУ «СОШ №43» создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка.

Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке, развитию интереса ребенка к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовывать свое свободное время. Каждый вид внеурочной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой-обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определенном аспекте, что в своей совокупности дает большой воспитательной эффект.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.

Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организаций, отличных от урочной системы обучения. Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя глубже изучается материал.

На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии.

Воспитательная парадигма школы требует от педагогического коллектива максимального содействия развитию потенциальных возможностей ребенка, способности к творческой мысли, стремящемуся к духовному самосовершенствованию, независимости, обладающей чувство собственного достоинства, умеющей принимать рациональные решения, нести ответственность за свои поступки.

Школа работает по трем уровням результатов внеучебной деятельности школьников:

1 уровень-школьник знает и понимает общественную жизнь;

2 уровень-школьник ценит общественную жизнь;

3 уровень-школьник самостоятельно действует в общественной жизни.

Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов:

-приобретение учащимися социального опыта;

-формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;

-приобретение учащимися опыта самостоятельного общественного действия.

Цель внеурочной деятельности: создание условий для достижения учащимисянеобходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учебы время. Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развития здоровой, творчески растущей личности, сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально-значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

Задачи внеурочной деятельности:

1.Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся совместно с общественными организациями, библиотеками, музеем, семьями учащихся

2.Включение учащихся в разностороннюю деятельность.

3.Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.

4.Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. 1 целевой раздел

    Основная образовательная программа
    ... от 04.09.2012г. Раздел программы Страница 1.Целевойраздел 1 1.1.Пояснительная записка ... 20) 267-294 1. ЦелевойразделЦелевойраздел определяет общее назначение, цели, ... этих целей и результатов. Целевойраздел включает: пояснительную записку; ...
  2. 1 целевой раздел

    Пояснительная записка
    ... -142 143-144 144-145 1.Целевойраздел 1.1.Пояснительная записка Основная образовательная программа ... общего образования содержит следующие разделы: целевой, содержательный, организационный Целевойраздел включает: пояснительную записку; планируемые ...
  3. Содержание целевой раздел

    Основная образовательная программа
    ... образования МОУ ООШ № 20 Содержание: Целевойраздел пояснительная записка (с. 3 ) планируемые результаты освоения ... . Основная образовательная программа содержит следующие разделы: Целевойраздел пояснительная записка планируемые результаты освоения ...
  4. 1 целевой раздел 1 1 пояснительная записка к основной образовательной программе начального общего образования

    Основная образовательная программа
    ... школа № 7» содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный. 1. Целевойраздел: 1.1. Пояснительная записка к ... образования содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный. Целевойраздел определяет общее назначение ...
  5. Содержание 1 целевой раздел

    Основная образовательная программа
    ... общего образования содержат три раздела: целевой, содержательный и организационный. Целевойраздел определяет общее назначение, цели ... достижения этих целей и результатов. Целевойраздел включает: пояснительную записку; планируемые результаты ...

Другие похожие документы..