textarchive.ru

Главная > Документ


Основные цели и задачи практики:

Пятый курс

  • дальнейшее углубление знаний студентов о современной системе правового образования в условиях общего и профессионального образования, особенностях протекания процессов правового обучения и воспитания;

  • развитие и совершенствование основных компетенций, связанных с базовыми направлениями профессиональной деятельности учителя права по планированию, организации, осуществлению и оцениванию эффективности учебно-воспитательного процесса;

  • развитие учебно-исследовательских и научно-исследовательских компетенций в процессе выполнения дипломного исследования;

  • выбор и апробация традиционных и инновационных педагогических технологий, современных форм и методов обучения и воспитания.

  • развитие у студентов устойчивой мотивации к профессиональной деятельности учителя права, формирование потребности и готовности в непрерывном профессиональном самообразовании.

Содержание программы

Пятый курс

Учебно-воспитательный процесс как система. Основные направления модернизации образования в современной России.

Технологизация образования. Инновационные технологии в обучении: проблемно-поисковые, игровые, интерактивные, информационные и др. Традиционные и инновационные технологии.

Возможности использования традиционных и инновационных технологий в правовом обучении.

Технология дидактического моделирования. Принципы моделирования учебной темы (раздела) курса.

Моделирование одного из разделов правового курса (на основе базовой программы и учебников).

Проведение уроков различных типов и видов (на основе тематического планирования).

Система внеклассной воспитательной работы по праву. Цели, задачи, содержание, формы и методы организации правового воспитания. Планирование «Недели права» (на основе учета потребностей конкретного образовательного учреждения). Организация и проведение «Недели права» в конкретном образовательном учреждении.

Методическая работа в условиях образовательного учреждения как форма повышения квалификации педагогов. Особенности организации методической работы в конкретном образовательном учреждении. Знакомство с опытом работы лучших педагогов.

Особенности организации исследовательской работы по педагогическим и юридическим дисциплинам. Методы исследования. Возможности их использования в период прохождения практики.

Организация опытно-экспериментальной работы по теме дипломной работы.

Правовое просвещение. Проведение лектория для учащихся и их родителей.

Организация зачетных мероприятий, их анализ и самоанализ.

Выполнение заданий по методике преподавания права.

Презентация факультета юриспруденции. Проведение беседы (лекции) с учащимися старших классов о факультете юриспруденции, профессии учителя.

Методические рекомендации по организации

и проведению непрерывной педагогической практики

Преддипломная практика студентов пятого курса проходит во втором семестре в течение четырех недель на базе общеобразовательных учреждений г. Екатеринбурга и области.

Педагогическая практика студентов пятого курса включает вводный (адаптационный) этап: студенты знакомятся со школой, педагогическим и ученическим коллективами (первая неделя); этап апробации: под руководством учителей студенты проводят пробные уроки (не менее 4 - 6), посещают и анализируют уроки других практикантов, выполняют задания по методике преподавания предмета (вторая – третья недели); зачетный этап: подводятся итоги прохождения педпрактики, студенты дают открытые (зачетные) уроки (не менее двух), внеклассное мероприятие (четвертая неделя).

Вводный (адаптационный) этап Проведение установочной конференции (на базе факультета). В работе конференции принимают участие преподаватели вуза, учителя базовых школ, студенты. Факультетский руководитель знакомит практикантов с программой практики, определяет сроки ее прохождения, распределяет их по школам; разъясняют студентам суть предлагаемых заданий, групповые руководители знакомят студентов с содержанием их работы, назначают консультационные дни; характеризуют образовательные учреждения, на базе которых будет проходить практика;

«Ввод» студентов в школы. Данный этап педагогической практики ориентирован на знакомство студентов с конкретными условиями работы школы, а также на изучение коллектива своего класса и отдельных учащихся.

В ходе беседы с администрацией школы студенты получают представление о статусе данной школы, основных направлениях ее работы. Студенты изучают учебный план школы, планы методических объединений учителей и классных руководителей, знакомятся с кабинетами и их оборудованием. Одновременно они осуществляют психолого-педагогическое изучение учащихся и коллектива, используя при этом различные методы: беседы с классным руководителем, ознакомление с планом его работы; изучение документации (классный журнал, личные дела, медицинские карты); беседы с учителями-предметниками; наблюдения за учащимися своего класса во время учебных и внеучебных занятий; беседы с отдельными учащимися и т.д.

К концу первой недели студент составляет индивидуальный план своей работы на весь период практики (на основе программы практики, планов работы учителей и классных руководителей). Индивидуальный план студента отражает основные направления работы, предусмотренные программой педагогической практики: изучение учащихся, планирование и проведение учебно-воспитательной работы с учащимися, участие в методической работе. Кроме индивидуального плана, студенты составляют планы уроков и воспитательных мероприятий; самостоятельно планируют систему уроков по той или иной учебной теме.

Приступая к практической деятельности, студенты изучают учебные программы, учебники, учебные и методические пособия, по которым работает школа, анализируют разделы программы на период практики, актуализируют знания, приобретенные в процессе учебных занятий в вузе.

Ознакомление с работой учителей-предметников осуществляется в процессе бесед и путем посещения уроков, что позволяет выявить уровень знаний учащихся, систему и методы работы учителя.

Всю первую неделю студенты посещают уроки в своих классах, изучают учащихся. Целесообразно посещать уроки разных учителей, ведущих предметы гуманитарного и естественно-научного блока дисциплин, фиксируя в дневниках свои наблюдения. Цель этих наблюдений: на основе анализа и оценки опыта учителей осмыслить положительные стороны их работы, чтобы использовать лучшее в своей профессиональной деятельности.

Апробационный этап. Основная задача студентов на данном этапе - овладение методикой организации и проведения различных типов уроков и внеклассных занятий, их анализа и самоанализа.

В период практики студенты должны провести уроки разных типов с применением разнообразных форм и методов обучения. Подготовка к самостоятельному проведению уроков включает ряд этапов: а) студент консультируется с учителем-предметником и групповым руководителем по теме предстоящего урока; б) практикант самостоятельно разрабатывает конспект урока (систему уроков по теме) на основе изучения программы, учебников и учебно-методической литературы; в) конспект урока обсуждается с учителем (групповым руководителем); г) в него вносятся соответствующие коррективы.

Проведенные студентами уроки анализируются при участии всех практикантов, учителей и руководителей практики. Коллективное обсуждение начинается с самоанализа проведенных практикантами уроков, что очень важно для формирования профессиональной рефлексии будущего учителя.

Студенты пятого курса помимо уроков проводят и факультативные занятия. Они участвуют в работе семинаров, посвященных актуальным общедидактическим и методическим проблемам, включаются в работу школьных методических объединений и проблемных групп.

В период практики студенты ведут внеклассную работу по предмету, а также выполняют функции классного руководителя:

  • самостоятельно разрабатывают и проводят различные виды воспитательных занятий по праву (беседы, классные часы, конкурсы, викторины, экскурсии);

  • принимают участие в подготовке и проведении общешкольных дел: праздников, конференций, КВНов и т.д.;

  • участвуют в работе кружков, спортивных секций и т.д.;

  • проводят индивидуальную работу с учащимися;

  • проводят профориентационную работу.

Важной задачей учебно-воспитательной практики студентов является овладение методикой анализа и обобщения педагогического опыта. Студенты изучают и анализируют передовой опыт работы учителей, классных руководителей, обобщают личный опыт. Целенаправленное наблюдение, анализ учебно-воспитательного процесса, изучение педагогического опыта в действии помогают студентам более глубоко разобраться в вопросах педагогической теории.

В процессе педагогической практики студенты осуществляют опытно-экспериментальную работу по теме дипломной работы методического характера.

Групповые руководители организуют и проводят консультации и собеседования со студентами, привлекают к участию в работе учителей, посещают проводимые практикантами занятия, анализируют их. Они контролируют работу студентов, поддерживают постоянную связь с администрацией и учителями школ, руководителями студенческих групп. Факультетский руководитель практики координирует деятельность преподавателей вуза, осуществляет общий контроль за прохождением практики студентами.

Заключительный этап. «Выход» из школ. На данном этапе студенты проводят зачетные уроки и внеклассные мероприятия (участвуют в подготовке и проведении «Недели права»), анализируют их (какие цели были поставлены, какими путями и методами они решались, результативность), отчитываются о работе в базовой школе.

По окончании педпрактики студенты сдают в установленный деканатом срок: а) индивидуальный план работы с фиксацией всех видов выполненных работ, с отметками за два проведенных зачетных урока (выставляются групповым руководителем или учителем), за проведенный классный час (либо иное мероприятие в рамках «Недели права») (выставляется учителем или классным руководителем); б) выполненные задания по методике преподавания предмета; в) характеристику работы студента в период практики (составляется учителем и классным руководителем).

Групповые руководители представляют факультетскому руководителю в течение двух недель аналитический отчет по итогам практики.

Проведение итоговой конференции. В подготовке конференции принимают участие преподаватели вуза, студенты. В их выступлениях должны быть отражены как позитивные, так и негативные моменты прохождения практики, следует высказать предложения по улучшению ее проведения. Используются презентационные материалы. Групповые руководители отмечают работу лучших студентов, анализируют основные направления деятельности студенческих групп в период практики, характеризуют выполненные студентами задания. Факультетский руководитель практики подводит общие итоги практики, отмечает работу лучших школ и преподавателей вуза по руководству педагогической практикой студентов.

Учебно-тематический план

практики студентов пятого курса

Содержание

работы

Основные виды деятельности

1

2

Вводный

(адаптационный) этап

Проведение установочной конференции (на базе факультета).

Знакомство с образовательным учреждением, педагогическим и ученическим коллективами

Экскурсия по образовательному учреждению (предметные кабинеты, библиотека, музей и т.д.).

Знакомство с режимом работы образовательного учреждения, правилами внутреннего распорядка, уставом.

Беседа с администрацией о статусе образовательного учреждения, основных направлениях его развития, особенностях учебно-воспитательного процесса.

Знакомство

с классным коллективом

Знакомство с ученическим коллективом класса, закрепленного за студентом (изучение личных дел, успеваемости по праву и другим предметам гуманитарного и естественнонаучного цикла, посещаемости кружков, спортивных секций и т.д.).

Беседа с классным руководителем об особенностях работы в данном коллективе учащихся (характеристика класса, отдельных учащихся).

Анализ плана классного руководителя (наставника), основных направлений плана.

Посещение уроков в закрепленном классе с целью изучения особенностей протекания учебно-воспитательного процесса в данном ученическом коллективе.

Изучение состояния преподавания права

в данном образовательном учреждении

Знакомство с кабинетом права (внешний вид, обеспеченность средствами наглядности, дидактическим материалом, библиотека, наличие перспективного плана развития кабинета, эффективность его использования)

Беседа с учителями права о состоянии преподавания данного предмета в школе

Посещение уроков права у нескольких учителей. Составление фотографии одного из уроков

Изучение состояния внеклассной работы по праву (просмотр журналов фа культативных кружковых занятий, беседа с руководителем кружка).

Посещение школьной библиотеки, беседа с библиотекарем об обеспеченности школы базовыми и альтернативными учебниками по праву, учебно-методической и художественной литературой по предмету.

Продолжение наблюдения за учащимися класса с целью составления психолого-педагогической характеристики.

Проведение семинара практикума.

Подведение итогов вводного этапа педагогической практики.

Основной

этап

Анализ учебного плана школы, программ, по которым работают учителя права, учебников и учебно-методических пособий

Составление методической разработки темы курса, планирование уроков, определение наиболее оптимальных форм и методов их проведения.

Проведение уроков права и их самоанализ

Посещение уроков у своих коллег, анализ уроков.

Организация воспитательной работы с учащимися в соответствии с планом классного руководителя, проведение открытого классного часа

Организация внеклассной работы по праву, проведение «Недели права»

Организация профориентационной работы.

Презентация факультета юриспруденции.

Проведение лекции (беседы) о с учащимися старших классов о факультете юриспруденции, профессии учителя.

Участие в методической работе школы (посещение предметной секции учителей ис, права, открытых уроков учителей)

Описание передового опыта работы одного из учителей

Проведение психолого-педагогического исследовния

Подготовка и оформление материалов по педагогической практике

Заключительный этап

Подготовка и проведение открытых (зачетных) уроков по истории и обществознанию (не менее 2-3), классного часа и внекласного занятия по предмету

Посещение и анализ уроков и внеклассных занятий у коллег

Проведение итоговой конференции в школе

Проведение итоговой конференции (на базе факультета)

Формы отчетности студентов о прохождении практики

Рабочей документацией студента-практиканта является программа непрерывной педагогической практики, которую он получает от факультетского руководителя и индивидуальный план работы. Индивидуальный план студента отражает основные направления работы, предусмотренные программой педагогической практики: изучение учащихся, планирование и проведение учебно-воспитательной работы с учащимися, участие в методической работе и т.д.

План индивидуальной работы студента

Студент а (ки)______________________________________________________

ф.и.о.

___________ курса____________группы факультета юриспруденции

Общая информация

Практика проводилась в _____________________, г. _____________________

Адрес учреждения __________________________ Телефон________________

Руководитель учреждения практики________________________

Факультетский руководитель _____________________________

(Ф.И.О., должность, звание) ______________________________

Групповой руководитель _________________________________

(Ф.И.О., должность, звание) ______________________________

Преподаватель педагогики_________________________________

(Ф.И.О., должность, звание)

Преподаватель психологии_________________________________

(Ф.И.О., должность, звание)

Начало практики__________________________________________

Завершение практики______________________________________

Характеристика учреждения

  1. Название (номер) образовательного учреждения, его профиль.

  2. Количество классов (начальное, среднее и старшее звено), общее количество учащихся.

  3. Приоритетные направления развития учреждения. Наличие профильных классов.

  4. Основные учебно-воспитательные задачи педагогического коллектива.

  5. Материальная база учреждения.

  6. Формы управления школой. Наличие органов самоуправления, их функции и направления работы.

  7. Виды связей образовательного учреждения с другими учреждениями (вузами, техникумами, домами творчества и т.д.) и организациями.

  8. Формы сотрудничества педколлектива с родителями.

  9. Наличие системы дополнительных услуг.

  10. Формы объединений учащихся.

График встреч студента и группового руководителя практики

Дата

Время

Место

Тема

(предмет

обсуждения)

Примечания

«Согласовано» «Согласовано»

Групповой руководитель Студент

График встреч студента и руководителя практики от учреждения

Дата

Время

Место

Тема

(предмет

обсуждения)

Примечания

«Согласовано» «Согласовано»

Групповой руководитель Студент

График встреч студента и преподавателя педагогики

Дата

Время

Место

Тема

(предмет

обсуждения)

Примечания

«Согласовано» «Согласовано»

Групповой руководитель Студент

График встреч студента и преподавателя психологии

Дата

Время

Место

Тема

(предмет

обсуждения)

Примечания

«Согласовано» «Согласовано»

Групповой руководитель Студент

Содержание практики

День 1.

Дата_________________

Время практики: с _______до_______

Содержание работы

Проблемы

Решение

Выводы

Задание по педагогике

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Преподаватель педагогики__________________

Задание по психологии

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Преподаватель психологии__________________

Группа, проходящая практику в одном образовательном учреждении, представляет факультетскому руководителю текст выступления (тезисы доклада) для итоговой конференции (по избранному вопросу, проблеме).

Групповой руководитель представляет факультетскому руководителю отчет о работе студентов (через две недели по окончании практики).

Итоговый отчет студента

Итоговый отчет о прохождении профессионально-педагогической практики студента ______ курса факультета юриспруденции в образовательном учреждении __________________________________________________________________________________

г. ________________________ с ____________________ по ____________________ 20__ г.

За время практики в ________ классе

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

(краткое перечисление дел, выполнение функциональных обязанностей учителя права, организатора внеклассной работы по предмету (организатора правового и семейного воспитания); характеристика посещенных уроков и мероприятий в других классах).

Результаты (с указанием причин успешности и неуспешности прохождения практики)

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Рекомендации и пожелания по дальнейшей организации практики

Дата ________________ Подпись ________________

Литература

Основная

  1. Певцова, Е. А. Теория и методика обучения праву [Текст]: учеб. для студентов вузов по спец. 032700 «Юриспруденция» /Е.А. Певцова. − М.: ВЛАДОС, 2003. (92 экз.)

  2. Введение в педагогическую деятельность [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов по пед. спец. / А. С. Роботова [и др.] ; под ред. А. С. Роботовой. – 4-е изд., перераб. – М. : Академия, 2007.

  3. Голованова Н. Ф. Общая педагогика [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Н. Ф. Голованова. – СПб. : Речь, 2005. ( 5 экз.)

  4. Загвязинский В. И. Общая педагогика [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов по направлению 050700 «Педагогика» / В. И. Загвязинский, И. Н. Емельянова. – М. : Высш. шк., 2008. ( 10 экз.)

  5. Курбатов В.И. Юридическая психология [Текст] : учебное пособие /В.И.Курбатов. . – М.: «Дашков и К»; РнД: Наука-Пресс, 2007. (20 экз.)

  6. Левитан К.М. Юридическая педагогика [Текст]: учебник /К.М.Левитан. − М.: НОРМА, 2008. (30 экз.)

  7. Педагогика [Текст] : учеб. для студентов вузов по пед. спец. / В. В. Краевский [и др.] ; под ред. П. И. Пидкасистого. – М. : Пед. о-во России, 2006. (12 экз.)

  8. Педагогика [Текст] : учеб. для студентов вузов пед. спец. / Л. П. Крившенко [и др.] ; под ред. В. П. Крившенко. – М. : Велби : Проспект, 2007. – 432 с. (6 экз.)

  9. Правоведение [Текст]: учебник для юридических вузов /под ред. О.С.Кутафина. –М.: Юрист, 2008 (48 экз)

  10. Федорова М.Ю. Образовательное право [Текст]: учебное пособие для вузов. – М.: ВЛАДОС, 2005 (35 экз.)

  11. Ювенальное право [Текст]: учебник для вузов /под ред. А.В.Зареева, В.Д.Малкова. – М: Юстиинформ, 2006 (47 экз.)

Дополнительная

  1. Алексеев, С. С. Право надежда наша: Научно-публицистические очерки [Текст] /С. С. Алексеев. − Екатеринбург: Сред.-урал. кн. изд-во, 1999. (20 экз.)

  2. Алексеев, С. С. Уроки. Тяжкий путь России к праву [Текст] /С.С.Алексеев. – М.: Юрист, 1997. (20 экз.)

  3. Морозова С.А. Методика преподавания права в школе [Текст] /С.А.Морозова. – М.: Новый учебник, 2004 (2 экз.)

  4. Концепция гражданского образования в общеобразовательной школе [Текст] / сост. Л.Н. Боголюбов, А.Т. Кинкулькин, Л.Ф. Иванова и др. // Преподавание истории и обществознания в шк. − 2003. − № 9. − С. 21 − 30. (1экз.)

  5. Королькова, Е. Человек среди людей: Три урока в 5-м кл. [Текст] : тема «Полит. права граждан» / Е Королькова // Граждановедение : прил. к «Учит. газ.» 2004. − 15 апр. (1экз.)

  6. Право [Текст] : сб. нормативных документов: Федерал. компонент гос. стандарта : Федерал. базис. учеб. план / Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. − М. : Дрофа, 2004. (10 экз.).

  7. Примерная программа среднего (полного) общего образования по праву. Базовый уровень [Текст] // Нар. образование. − 2005. − № 10. − С. 243 − 247. (1экз.)

  8. Примерная программа среднего (полного) общего образования по праву. Профильный уровень [Текст] // Нар. образование. − 2005. − № 10. − С. 247 − 252. (1экз.)

  9. Проблемы правового образования в контексте модернизации общего образования [Текст] : материалы Всерос. науч.-практ. конф., Москва, 22-24 мая 2002 г. − М. : Изд. дом «Новый учеб.», 2002. (1экз.).

  10. Протасова И.А. Личность и общество: теории социализации в отечественной и зарубежной науке [Текст]: учебное пособие /И.А.Протасова.– Екатеринбург, 2007. Ч.1-2. (90 экз.)

  11. Протасова И.А. Личность и общество: теории социализации в отечественной и зарубежной науке [Текст]: учебное пособие /И.А.Протасова. – Екатеринбург, 2007. Ч. 3. Правовая социализация личности (90 экз.)

  12. Протасова И.А. Правовая социализация подростков в условиях школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. [Текст]: учебное пособие /И.А.Протасова. – Екатеринбург, 2007. (10 экз.)

  13. Стандарт основного общего образования по обществоведению (включая экономику и право) [Текст] // Преподавание истории в шк. − 2004. − № 6. − С. 11 − 14. (1экз.)

  14. Стандарт основного общего образования по обществознанию (включая экономику и право) [Текст] // Преподавание истории и обществознания в шк. − 2004.− № 7. − С. 3 − 6. (1экз.)

  15. Стандарт среднего (полного) общего образования по общест­вознанию (включая экономику и право). Профильный уровень [Текст] // Преподавание истории и обществознания в шк. − 2004. - № 10. − С. 3 − 6. − Является продолж. : 2004. − № 6, № 7, № 8, № 9. (1экз.)

  16. Стандарт среднего (полного) общего образования по праву. Базовый уровень [Текст] // Преподавание истории и обществознания в шк. − 2004.− № 9.− С. 3 − 4. (1экз.)

  17. Стандарт среднего (полного) общего образования по праву. Профильный уровень [Текст] // Преподавание истории и обществознания в шк. − 2004. − № 9.− С. 5 − 7.(1экз.)

  18. Стандарт среднего (полного) общего образования по праву. Базовый уровень [Текст] // Преподавание истории в шк. − 2005. − № 5. − С. 43 − 44 (1экз.).

  19. Теоретические и методические основы преподавания права в школе [Текст] : курс лекций / науч. ред. В. В. Спасская. − М.: Изд. дом Новый учеб. 2002. (1экз.)

Шамова Т.И. Современные средства оценивания результатов обучения в школе [Текст]; учебное пособие / Шамова Т.И., Белова С.Н., Ильина И.В. и др. – М.: Пед-общество,

8




Скачать документ

Похожие документы:

  1. 8 инновационная образовательная программа 8 1 основные цели и задачи реализации инновационной образовательной программы " качество знания компетентность" 8 1 1 цель реализации инновационной образовательной программы 8 1 2 основные

    Основная образовательная программа
    ... недельную ознакомительно-производственную практика для студентов 2 курса (группа ФХ-1); ... СПР МИСиС. 8.2.4.1. Основныецели и задачи проекта Цели проекта: Обеспечение лидирующего ... звания. За последние пять лет активизировалась деятельность аспирантуры ...
  2. Информационно-аналитический отчет за 2011 год 1 основные цели и задачи работы в отчетном году

    Отчет
    ... 1. Основныецели и задачи работы в отчетном году. 1.1. Целью деятельности ... проекта «Твой курс» проводятся курсы компьютерной грамотности: 1. «Основные сведения о компьютерах» ... жизни. Прошло пять занятий, на ... отделения ВГПУ проходят практику в ВОУНБ ...
  3. Цели и задачи МАОУ лицея № 77 на 2011-2012 учебный год

    Документ
    ... «Первый раз в пятый класс». Авторские разработки. ... были выполнены основныецели и задачи, поставленные на ... процесса; - педагоги-практики. Запросы этой группы связаны ... курсов повышения квалификации. На решение данных проблем направлены цели и задачи ...
  4. Задачи практики

    Документ
    ... Цель: Практика носит ознакомительный характер. Основнаяцель познакомиться с основным содержанием работы педагога - психолога в школе. Задачипрактики ... 1. Факультативные и элективные курсы: «Наглядная геометрия», « ... «Посмотрите на пять фигур (квадрат, ...
  5. 1 цели и задачи практики (2)

    Руководство
    ... ЦЕЛИ И ЗАДАЧИПРАКТИКИЦелью производственной практики ... основных структурных подразделений для формирования представления об их деятельности. На пятом ... _____________________________ практики (производственной, преддипломной) студента (ки) ___ курса ...

Другие похожие документы..