textarchive.ru

Главная > Решение


ИСТОРИЯ

Изучение истории в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданственности, формирование национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

  • развитие исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности;

  • освоение комплекса систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

  • овладение умениями и навыками поиска и систематизации исторической информации, работы с различными типами исторических источников, критического анализа исторической информации;

  • формирование способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

История как наука

История в системе гуманитарных наук. Концепции исторического развития человечества.

История России — часть всемирной истории.

Народы и древнейшие государства на территории России

Этапы заселения территории нашей страны. Праславяне. Восточнославянские племена и их соседи. Занятия, общественный строй, верования.

Русь в IX – начале XII вв.

Природно-климатический фактор и особенности освоения территории Восточной Европы.. Дань и подданство. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства. Категории населения. Княжеские усобицы. Тенденции к раздробленности.

Контакты с культурами Запада и Востока. Влияние Византии. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности.

Русские земли и княжества в XII - середине XV вв.

Причины распада Древнерусского государства. Монархии и республики.

Образование Монгольского государства. Монгольское завоевание. Включение русских земель в систему управления Монгольской империи. Золотая Орда. Роль монгольского завоевания в истории Руси.

Экспансия с Запада. Борьба с крестоносной агрессией: итоги и значение.

Восстановление экономики русских земель. Формы землевладения и категории населения.

Великое княжение Владимирское и Орда. Москва как центр объединения русских земель. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и освобождения от ордынского владычества.

Великое княжество Московское в системе международных отношений.

Культурное развитие русских земель и княжеств. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры.

Российское государство во второй половине XV-XVII вв.

Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. «Москва – третий Рим». Социальная структура общества. Формы феодального землевладения. Города и их роль в объединительном процессе. Особенности образования централизованного государства в России. Выделение русского, украинского и белорусского народов.

Установление самодержавной власти царя. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Расширение территории России при Иване Грозном. Опричнина. Закрепощение крестьян. Учреждение патриаршества.

Смута. Обострение социально-экономических противоречий. Кризис традиционного российского общества в условиях внешней опасности. Итоги Смуты.

Восстановление самодержавия. Первые Романовы. Ликвидация последствий Смуты. Рост территории государства. Юридическое оформление крепостного права. Новые явления в экономике. Мануфактуры. Социальные движения XVII в. Вызревание предпосылок преобразования страны.

Формирование национального самосознания и культуры народов России в XV – XVII вв. Усиление светских элементов в русской культуре XVII в.

Россия в XVIII – середине XIX вв.

Петровские преобразования. Провозглашение империи. Абсолютизм. Превращение дворянства в господствующее сословие. Сохранение традиционных порядков и крепостничества в условиях модернизации. Россия в период дворцовых переворотов. Создание сословного общества. Реформы государственной системы в первой половине XIX в.

Особенности экономики России в XVIII – первой половине XIX в.: крепостное право и зарождение буржуазных отношений. Начало промышленного переворота.

Зарождение политической идеологии во второй половине XVIII в. Русское Просвещение. Движение декабристов. Славянофилы и западники. Русский утопический социализм. Консерваторы.

Превращение России в мировую державу в XVIII-XIX вв. Отечественная война 1812 г. Имперская внешняя политика России. Крымская война и ее последствия для страны.

Россия во второй половине XIX – начале XX вв.

Отмена крепостного права. Реформы 1860-х – 1870-х гг. Буржуазные отношения в промышленности и сельском хозяйстве. Сохранение пережитков крепостничества. Политика контрреформ. Роль государства в экономической жизни страны. Реформы С.Ю. Витте и П.А. Столыпина, их результаты.

Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков. Нарастание экономических и социальных противоречий. Социал-демократы. Большевизм как политическая идеология и практика. Революция 1905-1907 гг. Становление российского парламентаризма.

Развитие системы образования. Наука. Духовная жизнь российского общества во второй половине XIX – начале XX в.

«Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи. Россия в системе военно-политических союзов на рубеже XIX-XX вв. Русско-японская война. Россия в Первой мировой войне. Обострение социально-экономических и политических противоречий в условиях военного времени.

Революция и Гражданская война в России.

Революция 1917 г. Временное правительство и Советы. Тактика политических партий. Большевики и провозглашение Советской власти. Учредительное собрание. Брестский мир. Формирование однопартийной системы. Гражданская война и иностранная интервенция. Политика «военного коммунизма». «Белый» и «красный» террор. Российская эмиграция.

Переход к новой экономической политике.

СССР в 1922-1991 гг.

Образование СССР. Выбор путей объединения. Советский тип государственности. Национально-государственное строительство.

Партийные дискуссии о методах социалистической модернизации общества. Новая экономическая политика и причины ее свертывания. Концепция построения социализма в отдельно взятой стране. Установление культа личности И.В. Сталина. Массовые репрессии. Конституция 1936 г.

Индустриализация и коллективизация. «Культурная революция». Создание советской системы образования. Идеологические основы советского общества.

Дипломатическое признание СССР. Проблемы выбора внешнеполитической стратегии СССР между мировыми войнами. СССР накануне войны.

Великая Отечественная война. Основные этапы и коренной перелом в ходе военных действий. Советское военное искусство. Героизм советских людей в годы войны. Партизанское движение. СССР в антигитлеровской коалиции. Тыл в годы войны. Идеология и культура в годы войны.

Восстановление хозяйства. Идеологические кампании конца 40-х - начала 50-х гг. Складывание мировой социалистической системы. «Холодная война» и ее влияние на экономику страны. Борьба с последствиями культа личности. Экономические реформы 1950-х – 1960-х гг. Причины их неудач. Концепция построения коммунизма. Теория развитого социализма. Конституция 1977 г.

Советская культура в условиях кризиса социалистической общественной системы.

Замедление темпов экономического роста. «Застой». Попытки модернизации советского общества. Эпоха перестройки. Формирование многопартийности. «Гласность».

СССР в глобальных и региональных конфликтах.

Причины распада СССР.

Российская Федерация (1991-2010 гг.)

Августовские события 1991 г. Становление новой российской государственности. События октября 1993 г. Конституция Российской Федерации 1993 г. Чеченский конфликт. Политические партии и движения Российской Федерации. Содружество независимых государств. Переход к рыночной экономике.

Россия в условиях становления информационного общества.

Россия в интеграционных процессах и формировании современной международно-правовой системы.

Выборы Президента России в 2000 г. Курс на укрепление государственности, экономический подъем, социальную и политическую стабильность, укрепление национальной безопасности, достойное для России место в мировом сообществе.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен

знать

  • основные факты, процессы и явления, позволяющие понимать целостность и системность отечественной и всемирной истории;

  • периодизацию всемирной и отечественной истории, пространственные и временные рамки изучаемых исторических событий;

  • современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

  • историческую обусловленность современных общественных процессов;

  • особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

уметь

  • проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

  • критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);

  • анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

  • различать в исторической информации факты и мнения, исторические сюжеты и исторические объяснения;

  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями и на этой основе реконструировать образ исторического прошлого;

  • участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

  • представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, исторического сочинения, рецензии;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • определять собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни, опираясь на свое представление об их исторической обусловленности;

  • критически оценивать получаемую извне социальную информацию, используя навыки исторического анализа;

  • уметь соотносить свои действия и поступки окружающих с историческими формами социального поведения;

  • осознавать себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

ГЕОГРАФИЯ

ИСТОЧНИКИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

География как наука. Источники получения знаний о природе Земли, населении и хозяйстве. Методы получения, обработки, передачи и представления географической информации.

Географические модели: глобус, географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть).

Ориентирование по карте, чтение карт, космических и аэрофотоснимков.

ПРИРОДА ЗЕМЛИ И ЧЕЛОВЕК

Земля как планета. Возникновение и геологическая история Земли. Развитие географических знаний человека о Земле. Выдающиеся географические открытия и путешествия. Форма, размеры, движение Земли, их географические следствия. Сравнение Земли с другими планетами. Влияние космоса на Землю и жизнь людей.

Природа и человек в современном мире.АВзаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Международный характер проблемы «дестабилизация окружающей среды». Природные ресурсы Земли, их виды. Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий. Территориальные сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов Земли. Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды. Геоэкологические проблемы регионов различных типов природопользования. Пути сохранения качества окружающей среды.

Земная кора и литосфера, их состав (основные минералы и горные породы), строение и развитие. Изменение температуры горных пород с изменением глубины. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана, их изменение под влиянием внутренних, внешних и техногенных процессов. Наблюдения за объектами литосферы. Зависимость размещения полезных ископаемых от строения земной коры и рельефа. Стихийные явления в литосфере, их характеристика и правила обеспечения безопасности. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка. Сравнение особенностей жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности людей на литосферу, ее геоэкологические последствия. Природные памятники литосферы.

Географическая оболочка Земли, ее составные части, взаимосвязь между ними, характеристика основных закономерностей развития. Широтная зональность и высотная поясность. Описание природных зон Земли по географическим картам. Сравнение хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Влияние хозяйственной деятельности человека на географическую оболочку. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Техногенные изменения природных комплексов. Географическая оболочка как окружающая человека среда.

МАТЕРИКИ, ОКЕАНЫ, НАРОДЫ И СТРАНЫ.

Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле, их распределение между полушариями планеты. Материки и океаны как крупные природные комплексы Земли. Особенности природы океанов:строение рельефа дна; проявление зональности , система поверхностных течений, органический мир.

Население Земли. Древняя родина человека. Предполагаемые пути его расселения по материкам. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. География современных религий. Географические различия в плотности населения. Материальная и духовная культура как результат жизнедеятельности человека, его взаимодействие с окружающей средой.

Материки и страны. Основные черты природы Африки, Австралии, Южной Америки, Антарктиды, Северной Америки, Евразии. Население материков. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности. Катастрофические явления природного и техногенного характера. Сохранение природы для поддержания благоприятной среды обитания человека.

Крупные природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы материков. Современная политическая карта. Многообразие стран, их основные типы. Краткая географическая характеристика стран различных типов. Столицы и крупные города. Основные объекты природного и культурного наследия человечества.

ГЕОГРАФИЯ РОССИИ

Особенности географического положения России. Территория и акватория, морские и сухопутные границы, воздушное пространство, недра, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации. История освоения и изучения территории России. Современное административно-территориальное и политико-административное деление страны.

Природа России. Природные условия и ресурсы. Природный и экологический потенциал России. Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа. Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых. Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. Климат и хозяйственная деятельность людей. Многолетняя мерзлота на территории страны. Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения по территории страны. Зависимости между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом. Природно-хозяйственные различия морей России. Почвы и почвенные ресурсы, размещение основных типов почв. Меры по сохранению плодородия почв. Стихийные природные явления на территории страны. Растительный и животный мир России. Особо охраняемые природные территории. Природные зоны: арктические пустыни, тундра и лесотундра, леса, степи и лесостепи, пустыни и полупустыни. Высотная поясность. Анализ физической карты и карт компонентов природы.

Население России. Человеческий потенциал страны. Численность, размещение, естественное движение населения. Основные показатели, характеризующие население страны и ее отдельных территорий. Направления и типы миграции на территории страны. Половой и возрастной состав населения страны. Народы и религии России. Использование географических знаний для анализа территориальных аспектов межнациональных отношений. Особенности расселения населения, городское и сельское население. Основная полоса расселения. Роль крупнейших городов в жизни страны. Анализ карт населения России.

Хозяйство России. Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России. Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. Производственный потенциал: география отраслей хозяйства, географические проблемы и перспективы развития. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами. Анализ экономических карт России.

Природно-хозяйственное районирование России. Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона. Географические особенности отдельных регионов – Север и Северо-Запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг Европейской части страны, Урал, Сибирь и Дальний Восток. Географическое положение регионов, их природный и хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия.

Россия в современном мире. Место России среди стран мира. Характеристика экономических, политических и культурных связей России. Объекты мирового природного и культурного наследия в России.

География своей республики (края, области). Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика. Наблюдение за природными компонентами, географическими объектами, процессами и явлениями своей местности.

Географические аспекты современных глобальных проблем человечества. Природа и цивилизация. Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях. Географические аспекты глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. Сырьевая, демографическая, продовольственная, экологическая проблемы как особо приоритетные, пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Географические аспекты качества жизни населения. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.

Геоэкология-фокус глобальных проблем человечества. Общие и специфические экологические проблемы разных регионов Земли.

ФИЗИКА

Изучение физики на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;

овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели; применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

воспитание убежденности в возможности познания законов природы и использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;

использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ

ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

ФИЗИКА И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

Физика как наука. Научные методы познания окружающего мира и их отличия от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов1. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Основные элементы физической картины мира.

МЕХАНИКА

Механическое движение и его виды. Прямолинейное равноускоренное движение. Принцип относительности Галилея. Законы динамики. Всемирное тяготение. Законы сохранения в механике. Предсказательная сила законов классической механики. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Границы применимости классической механики. Проведение опытов, иллюстрирующих проявление принципа относительности, законов классической механики, сохранения импульса и механической энергии. Практическое применение физических знаний в повседневной жизни для использования простых механизмов, инструментов, транспортных средств.

МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА

Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа. Давление газа. Уравнение состояния идеального газа. Строение и свойства жидкостей и твердых тел. Законы термодинамики. Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды. Проведение опытов по изучению свойств газов, жидкостей и твердых тел, тепловых процессов и агрегатных превращений вещества. Практическое применение в повседневной жизни физических знаний о свойствах газов, жидкостей и твердых тел; об охране окружающей среды.

ЭЛЕКТРОДИНАМИКА

Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Электрический ток. Магнитное поле тока. Явление электромагнитной индукции. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Волновые свойства света. Различные виды электромагнитных излучений и их практическое применение. Проведение опытов по исследованию явления электромагнитной индукции, электромагнитных волн, волновых свойств света. Объяснение устройства и принципа действия технических объектов, практическое применение физических знаний в повседневной жизни: при использовании микрофона, динамика, трансформатора, телефона, магнитофона; для безопасного обращения с домашней электропроводкой, бытовой электро- и радиоаппаратурой.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. (извлечение из правил приема ргсу 2012 года) 1 общие положения 1 1

    Правила приема
    ... баллов по результатам ЕГЭ, вступительныхиспытаний, проводимых РГСУ (филиалом) самостоятельно, подтверждающее успешное прохождение вступительныхиспытанийпообщеобразовательнымпредметам, превышающее ...
  2. М ОНИТОРИНГ СМИ Модернизация профессионального образования Март - август 2011г

    Краткое содержание
    ... программу бакалавриата или специалитета. Форму проведения и программувступительныхиспытаний ... на сайте РГСУ во вступительныхиспытаниях на ... олимпиадах пообщеобразовательнымпредметам. Как могут проводиться дополнительные вступительныеиспытания: В ...
  3. Межвузовский центр по историческому образованию в технических вузах российской федерации межвузовский центр по политологическому образованию

    Документ
    ... с компьютерного вступительного экзамена по русскому языку ... . Так, в общеобразовательную подготовку МТИ входит 17 предметов: 8 общенаучных, ... , сборки и испытания проектируемых узлов и ... (филиал РГСУ) Формирование ... частных программ (программ так ...
  4. Межвузовский центр по историческому образованию в технических вузах российской федерации межвузовский центр по политологическому образованию

    Документ
    ... с компьютерного вступительного экзамена по русскому языку ... . Так, в общеобразовательную подготовку МТИ входит 17 предметов: 8 общенаучных, ... , сборки и испытания проектируемых узлов и ... (филиал РГСУ) Формирование ... частных программ (программ так ...
  5. Отчет о результатах самообследования (25)

    Отчет
    ... программыпо всем специальностям (рабочие учебные планы, рабочие учебные программыпо дисциплинам, программы ... образования по 14 общеобразовательнымпредметам (базовый ... Сайт социологов РГСУ. - ... специальностей, вступительныхиспытаний, организация ...

Другие похожие документы..